В работе моделиста очень часто возникает необходимость сделать множество одинаковых деталей маленького размера. Одним из лучших решений этого вопроса является изготовление травлёных деталей.
Диаметр - 3 миллиметра
Для фототравления нужно купить ультрафиолетовую лампу (маркировка BLB), плёночный фоторезист, кальцированная сода, хлорное железо (водное или безводное).
Данные компоненты обошлись мне по следующим ценам:
Лампа - 230 рублей
Лист негативного фоторезиста размерами 300х500 миллиметров - 113 рублей
Кальцинированная сода - 29 рублей
Хлорное железо - 47 рублей
Медные или латунные листы - как повезёт. Листик латуни обошёлся около 60 рублей, несколько полосок меди - из старых запасов электрика
Первым дело готовлю шаблон для печати. Я делаю его в программе КорелДроу. Он должен быть в негативном виде - то, что мы хотим удалить, должно быть чёрным. Распечатываем рисунок на плёнке для принтера. В моём случае - это лазерный принтер. C настройками, возможно, придётся поиграться. На имеющейся плёнке у меня лучше всего выходило печать в чёрно-белом виде (у данного принтера есть цветная печать), контрастность на максимуме, а яркость на минимуме, и в типе бумаги - плотная бумага. На другом принтере возможно лучшими будут другие настройки.
шаблон на штурвал
Внимание! Плёнка для струйных принтеров не годится для лазерных - есть риск испортить принтер!
Если деталь должна быть с рельефом, то готовлю двойной шаблон:
На одной стороне контур детали и рисунок на ней , а на другой стороне - только контур детали. После печати совмещаю рисунок так, чтоб совпал контур, для этого можно перед печатью нарисовать маркеры в программе.
Готовлю латунь (медь). очень тщательно разглаживаю лист на ровной поверхности. Можно стирательной резинкой - заодно происходит очищение поверхности от жира и грязи, сдуваю катышки. Отрезаю кусочек фоторезиста немного большего, чем шаблон размера. Дневной свет - не помеха, только не надо допускать попадания на резист прямых солнечных лучей. Осторожно снимаю матовую плёнку с фоторезиста (он покрыт плёнкой с двух сторон - одна матовая и снимается легко, плёнка со второй стороны прозрачная и снимается трудней). Перепутать сложно, у меня каждый раз сначала снимается матовая плёнка - похоже, она специально сделана так, чтобы не перепутать (хотя, как пишут, обе стороны фоторезиста сделаны одинаково). Ещё один момент. Где-то писали, что фоторезист клеится сам (возможно, потому и матовая плёнка специально на этой стороне - с клеевым слоем). Однако же в моём случае клейкость плёнки оставляла желать лучшего
Фоторезист на меди
В другом источнике рекомендуется подогревать пластину меди до примерно 70 градусов. Я использовал для этого утюг на минимальных настройках. На подогретую пластину я прикладывал освобождённую от плёнки полоску фоторезиста. Если пластина чересчур горяча - фоторезист начнёт подплавляться и ляжет неровно. Тогда его придётся снимать полностью. Переворачиваю пластинку и с тыльной стороны приглаживаю её утюгом - так фоторезист приклеивается лучше. Пока металл не остыл - наклеиваю фоторезист со второй стороны и через бумагу слегка приглаживаю его утюгом ко второй стороне.
Засветка фотошаблона
Помещаю подготовленный материал между пластинками совмещённого фотошаблона (изображение должно прижиматься к фоторезисту - так меньше боковая засветка под шаблон) и фиксирую скотчем от сдвига. Прикрываю очень тонким стеклом от фоторамки (рекомендуют пластиком типа акрила (коробки из-под компакт-дисков и т.д.) - это дополнительно прижмёт фотошаблон к пластинке.
Лампа, имеющая цоколь с маркировкой E27 вставляется в патрон от обычной настольной лампы. направляю лампу на шаблон и включаю свет:
Засветка фотошаблона ультрафиолетовой лампой
Время экспонирования выбирается опытным путём. У меня, с лампой на 26 ватт, лучший результат получался при 30-40 минутах засветки. Опять же не надо прямых солнечных лучей, но рассеянный дневной свет практически не влияет на результат.
В это время готовлю проявочный раствор. В пластиковую кювету наливаю тёплую воду, сыплется кальцинированная сода из расчёта чайная ложка на литр. Лучше, чтоб сода растворилась без остатка...
Проявка фоторезиста
После засветки вынимаю пластину из "конвертика", подцепляю с краю тонкую прозрачную плёнку на фоторезисте (вот теперь она отходит от него легко) и удаляю её. Помещаю латунь в кювету. Через несколько секунд начинает проступать рисунок. Кисточкой осторожно смываю растворяющиеся остатки ненужного резиста с пластинки. Те места, где поверхность металла блестит - при травлении разъест. Если возникла необходимость, можно перманентным маркером чуть-чуть подправить рисунок. Если получится - размер линии на шаблоне может быть в толщину материала
И после проявки резиста промываем металл в струе текущей воды - удаляем остатки "проявителя".
Теперь сам процесс травления:
В пластиковую ёмкость наливаю хлорное железо (высыпаю порошок безводного) и развожу Иллюминатроы и штурвалгорячей водой градусов 50-60. Кладу нашу пластину в раствор и жду. Иногда травление растягивается на час и дольше (в зависимости от толщины металла). Если есть возможно, помешиваю раствор - быстрей идёт процесс. Время от времени вынимаю пластинку из раствора и проверяю на сквозной протрав. Как только появились просветы - надо непрерывно полоскать заготовку (или помешивать раствор) и контролировать через каждые 3-5 минут. До готовности деталей. После протравки сразу же промываю их, останавливая процесс травления.
Теперь оставшийся фоторезист можно смыть аммиаком или ацетоном.
Получившиеся травлёные детали клеим или паяем на предназначенные им места.
Травлёно-паяное рулевое колесо
Но это уже совсем другая история...
Фототравление своими руками
Если хотите поделиться опытом, написать статью о какой-либо полезной технологии - Вам СЮДА!
-
Автор темы - Главный Корабельщик форума
- Сообщения: 1099
- Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:21
- Награды: 2
- Репутация: 90
- Настоящее имя: Александр
- Пол:: Мужской
- Откуда: Череповец, Вологодская обл.
- :
- Благодарил (а): 892 раза
- Поблагодарили: 62 раза
- Пол: - Не указан
Перейти
- Административный раздел
- Объявления и общение с Администрацией ресурса
- Новости мира моделей
- Новинки авиации (пластик)
- Модели из бумаги, выпуск которых ожидается в ближайшее время
- Новинки БТТ и автотранспорта (пластик)
- Новинки флота(бумага).
- Новинки флота(пластик)
- Новинки авиации (бумага)
- Новости аксессуаров и дополнений
- Аксессуары - авиация
- Аксессуары - корабли
- Аксессуары - БТТ
- Новинки БТТ и автотранспорта (бумага)
- Сборка моделей из бумаги.
- Вопросы и ответы(FAQ) по размещению материалов
- Авиазавод бумажной авиации
- Авиация. Завершенные проекты
- Завод бронетанковой техники и автомобилей.
- Верфь.
- Завершенные проекты.
- Железнодорожная техника
- Архив сборок/Заброшенные проекты
- - архив флота
- Клуб любителей флота в небольших масштабах (1/350, 1/400, 1/500 и т.п)
- Верфь Клуба
- Фотогалерея
- - линкоры, авианосцы, тяжелые крейсера
- - легкие крейсера, лидеры, эсминцы, малый флот
- Модели в 400-м масштабе, продающиеся в СНГ
- Сборка пластиковых и деревянных моделей
- Авиазавод
- Сборочный цех 1/72
- Завершенные проекты
- Сборочный цех 1/48
- Верфь(пластик и дерево)
- Завершенные сборки
- Завод БТТ и автомобилей
- Архив сборок
- - архив флота
- - архив авиации
- Фотогалерея бумажных моделей.
- Правила размещения фото материалов
- Авиация.
- Флот
- Парусный флот
- Наземная техника
- Разное.
- Фотогалерея (пластик и дерево)
- Авиация
- Флот
- Парусные корабли и суда
- Наземная техника
- Наземная техника 1/72
- Разное
- Раздел для начинающих моделистов
- - Бронетехника и автомобили
- История и материальная часть боевой техники и вооружений
- История и матчасть авиации(1910-наши дни)
- Американская авиация Второй мировой(1939-1945)
- Авиация британских королевских ВВС(1930-1945)
- Немецкая авиация(1920-1945)
- Советская авиация(1920-1945)
- Советская авиация(1945-наши дни)
- Авиация стран НАТО и США (1947-наши дни)
- Японская авиация(1930-1945)
- История развития и матчасть танковых войск зарубежных стран
- Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)
- Японская бронетанковая техника Второй мировой (1937-1945)
- Основные боевые танки
- История и матчасть кораблей (1922-1945)
- Немецкий флот(1922-1945)
- Британский флот(1922-1945)
- Американский флот (1922-1945)
- Японский Императорский флот(1922-1945)
- История и матчасть кораблей (1900-1921)
- Германский флот (1900-1921)
- Австро-венгерский военно-морской флот
- Британский флот(1900-1921)
- История и материальная часть советской автобронетанковой техники.
- Обзоры моделей
- Обзоры моделей самолетов и вертолетов (пластик)
- Обзоры моделей авиации 1/72
- Обзоры моделей авиации - прочие масштабы
- Обзоры моделей авиации в масштабе 1/48
- Обзоры бронетанковой и автотехники (пластик)
- БТТ и авто 1/35
- БТТ и авто 1/72
- Обзоры моделей кораблей (пластик)
- Обзоры бумажных моделей - авиация
- Обзоры бумажных моделей - корабли.
- -модели от GPM
- Дела модельные
- Визитные карточки, или Достижения наших моделистов
- Выставки, конкурсы, встречи.
- Технологии
- Перекрасы и реставрация бумажных моделей
- HELP! или просьбы о помощи...
- Информационный раздел.
- Общая история
- История государств и колоний.
- Разговоры обо всем
- Наша Барахолка.
- Флудильня
- Group Build's & Конкурсы (Архив).
- Builds №3 - Ударная сила Второй мировой на море.
- Build's №2 - Истребители Великой Отечественной
- Build's №1 - Российский Императорский флот
- Корзина
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя