Начало пути. От концепции - к прототипу.
Концепция стратегического истребителя известна со времен Первой мировой войны, когда и немцам и Антанте потребовался самолет-истребитель, способный совершать глубокие рейды и эскортировать бомбардировщики. В то время уровень развития авиационной науки и техники не позволял разработать такой самолет, тем не менее, интерес к стратегическому истребители военные не утратили и в 20-е годы. Реальным же создание стратегического истребителя стало в середине 30-х годов и больше всего преуспели в этом деле немцы. Но немцы были не единственными...
Точкой отсчета в истории стратегического истребителя стал 1934 год. В этом году в Польше выиграл конкурс истребитель PZL. Р-38 "Wilk", во Франции было разработано техническое задание к стратегическому истребителю, аналогичную спецификацию на самолет Kampfzerstorer проработали германские военные.
К разработке концепции многоцелевого стратегического истребителя Kampfzerstorer (боевой разрушитель) приложил руку лично Герман Геринг. Самолет должен был выполнять следующие задачи:
1. Осуществлять глубокие рейды на территорию, занятую противником, с целью расчистки воздушного пространства перед подходом бомбардировщиков.
2. Сопровождать и осуществлять «ближнее» прикрытие бомбардировщиков.
3. Перехватывать и уничтожать бомбардировщиков противника.
4. Наносить бомбо-штурмовые удары по сухопутным войскам противника.
Спецификация на двухмоторный цельнометаллический трехместный моноплан с мощным пушечным вооружением и внутренним бомбоотсеком было направлено фирмам AGO (Арадо), "Дорнье", "Хейнкель", "Хеншель", "Гота", "Фокке-Вульф" и "BWF" ("Bayerische Flugzeugwerke" - Мессершмитт).
За полномасштабное проектирование самолета взялись конструкторы фирм "BWF", "Фокке-Вульф" и "Хеншель". "Фокке-Вульф" и "Хеншель" работали над проектами, максимально приближенными к оригинальной спецификации. С этими фирмами немедленно был подписан контракт на постройку трех прототипов - FW-57 "Фокке-Вульфа" и Hs-124 "Хеншель". Конструкторы фирмы "BWF" проигнорировали многие пункты технического задание к самолету Kampfzerstorer, сделав упор на достижение высоких летных характеристик. Только личное вмешательство Эрнста Удета позволило фирме "BWF" заключить контракт с военными н изготовить прототип, получивший обозначение Bf.110.
- прототипы будущего Kampfzerstorer'а.
Самые крупный самолет спроектировали инженеры фирмы "Фокке-Вульф". Размах крыла FW-57 составлял 27 м. Силовая установка состояла из пары 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения "Даймлер-Бенц DB-600" мощностью по 910 л.с. Самолет был вооружен двумя стреляющими вперед 20-мм автоматическими пушками MG-FF и одной пушки MG-FF в кормовой дистанционно-управляемой турели фирмы "Маузер". На самолете "Хеншель" Hs-124 стояли два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения "Юнкерс Jumo-210C" мощностью по 600 л.с. Переднее наступательное стрелковое вооружение устанавливалось на турели "Маузер", самолет был оборудован внутренним бомбоотсеком. Еще до начала изготовления прототипов в штабе Люфтваффе посчитали, что требования к "разрушителю" занижены и дополнили их отдельным заданием на скоростной бомбардировщик Schnellbomber, унифицированный с самолетом Kampfzerstorer. Команда Мессершмитта "бомбардировочную" часть спецификации игнорировала почти целиком, сосредоточившись исключительно на истребительных пунктах технического задания.
Проект Bf.110 отличался чистотой аэродинамики и стремительным силуэтом прирожденного истребителя. На самолет предлагалось поставить два мотора "Даймлер-Бенц DB-600A". Самолет имел двухкилевое оперение, а на крыле автоматические предкрылки "Хэндли-Пейдж". Первый прототип Bf.110V1 впервые поднял в воздух 12 мая 1936 года летчик-испытатель Рудольф Оптц с аэродрома Аугсбург. Через несколько дней в горизонтальном полете самолет развил скорость 520 км/ч. К сожалению, двигатели "DB-600A" показали себя чрезвычайно ненадежными устройствами. На взлете и посадке самолет сильно разворачивало из-за гироскопического момента, создаваемого моторами и винтами.
- первый прототип Bf.110V-1 в полете.
До постройки второго прототипа Bf.110V2, завершенного 24 октября 1936 года, проблему моторов решить не удалось. Второй прототип передали в испытательный центр Люфтваффе в Рехлине. Военных летчиков приятно удивила высокая скорость творения Вилли Мессершмитта, но они остались недовольными плохой маневренностью аппарата, который был явно тяжелее воздуха. По скорости двухмоторный "мессер" даже превосходил своего одномоторного собрата - Bf.109B-l. Далее второй прототип облетывали строевые опытные летчики-истребители.
В январе 1937 года Bf.110V2 вернулся в Рехлин, где к полетам на нем приступили гражданские летчики-испытатели министерства авиации. К этому времени, разработанные в строгом соответствии с техническим заданием самолеты FW-57 и Hs.124 объявили неспособными выполнять функции, возлагаемые на самолет Kampfzerstorer. Теперь военные требовали как можно скорее начать серийный выпуск единственного оставшегося кандидата в "разрушители" - самолета Bf. 110.
Изделие Вилли Мессершмитта и возглавляемого им коллектива не только отвечало новому техническому заданию, но кое в чем его превосходило. Предназначенные для проведения эксплуатационных испытаний четыре предсерийных самолета Bf.110A-0 планировалось оснастить моторами "DB-600А" мощностью по 986 л.с. К моменту установки двигателей на уже изготовленные планеры военные декларировали мотор DB-600А как негодный для использования на истребителях. Пришлось ставить двигатели "Jumo-210B" мощностью по 610 л.с.
Первый предсерийный самолет был собран в августе 1937 года. Мощности моторов аэроплану явно не хватало - на испытаниях он показал максимальную скорость всего 268 миль в час. Самолеты серии "А-0" отличались от опытных машин "V" наличием установленных впереди четырех пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм, была изменена форма мотогондол, хвостовую опору шасси выполнили неубираемой, в задней части фонаря кабины была установлена турель с пулеметом MG-15 калибра 7,92 мм.
- предсерийный Bf.110A-0 c моторами Jumo-210Da.
В ожидании готовности новых более мощных двигателей "DB-601" самолет не спешили запускать в серийное производство. Сначала серию планировали на начало весны 1938 года, однако сертификация двигателей затянулась.
Часто встречаются утверждения, будто бы в Люфтваффе были крайне недовольны характеристиками Bf.110 на момент запуска самолета в серийное производство. Это не так - Bf. 110 летал быстрее любого одномоторного истребителя ВВС вероятных противников Германии. Может быть самолет был тяжеловат в управлении, зато имел очень мощное стрелковое вооружение. Люфтваффе дало "зеленый свет" новому самолету, военной машине элитных частей - Zerstorergruppen.