1 января 1924 года Генрих Фокке, Георг Вульф и Вернер Науманн организовали компанию "Focke Wulf Flugzeugbau AG" (FWF). Поначалу новая компания размещалась в одном из ангаров бременского аэропорта. Постепенно фирма "Фокке-Вульф" разрасталась. Но хотя ее конструкторы разработали и построили немало легких и транспортных самолетов, до конца 30-х годов фирма оставалась совершенно неизвестной за пределами Германии. Более того, ее самолеты часто путали с машинами голландского авиаконструктора Энтони Фоккера.
1 ноября 1931 года, на фирму пришел 33-летний инженер Курт Вальдемар Танк. К тому времени, несмотря на свою молодость, он уже обладал достаточным конструкторским опытом. Карьера К. Танка началась еще в 1924 году на авиастроительной фирме "Rohrbach metallflugzeugbau", где он участвовал в разработке летающих лодок и спроектировал свой первый самолет — одноместный истребитель-моноплан Rо-IX.
С ликвидацией "Рорбах" К. Танк перешел к В. Мессершмитту в "BFW", став там шефом проектного бюро. Но через полтора года из-за финансовых трудностей Курту Танку пришлось покинуть Мессершмитта и поступить на работу в "Фокке-Вульф". Спустя несколько лет К. Танк стал техническим директором этой компании, где его талант авиаконструктора проявился в полной мере. В 1937 году К. Танк создал истребитель FW-187, на следующий год — самолет-разведчик FW-189 (печально знаменитую "Раму"), но наибольшую известность в предвоенные годы принес ему четырехмоторный FW-200 "Кондор".
Весной 1938 года Технический департамент (ТА) Рейхсминистерства авиации Германии (RLM) поручил нескольким авиастроительным фирмам, в том числе и FWF, разработать проект одноместного истребителя. Хотя в то время истребительные части Люфтваффе активно вооружались новейшими "Мессершмиттами" Вf-109, в RLM поступали доклады разведки о том, что потенциальные противники Германии разрабатывают современные истребители с тактико-техническими данными не уступающими немецкому самолету. Гражданская война в Испании, где "мессерам" серий "В" и "С" успешно противостояли советские истребители И-16, наглядно показала немцам, как трудно завоевать господство в воздухе, имея равного по силе противника.
В конце 30-х годов "жизненный цикл" истребителя от эскиза до снятия с вооружения составлял пять — семь лет, поэтому не позднее 1942 года на смену Вf-109 должна была прийти машина следующего поколения. Исходя из этих соображений, Технический департамент разработал в конце 1937 года спецификацию для нового истребителя. В то время вряд ли кто мог предвидеть, что путем последовательных модернизаций истребитель В. Мессершмитта будет оставаться одним из лучших одномоторных истребителей на протяжении всей Второй мировой войны.
Курт Танк принял предложение ТА и дал распоряжение своему заместителю Вилли Кютхеру и руководителю проектно-конструкторской группы Рудольфу Блазеру разработать несколько предложений по проекту нового истребителя.
К. Танк выдвинул собственную концепцию нового истребителя, которая отличалась от идеи, положенной в основу разработки Bf-109 и английского "Спитфайра" — максимальная скорость любой ценой. "Во время Первой мировой войны, — говорил Танк, — я служил в кавалерии и пехоте. Я своими глазами видел те ужасные условия, в которых приходилось работать боевой технике в военное время. Постепенно я убедился, что имеет право на существование совершенно другая система приоритетов, формирующая облик современного истребителя. В будущих военных конфликтах такой самолет должен обладать способностью работать с плохих прифронтовых аэродромов. Его легко должен осваивать летный и технический состав, прошедший сравнительно непродолжительное обучение. Самолет должен возвращаться на свой аэродром после получения существенных боевых повреждений. Эта машина должна быть не "беговой", а "кавалерийской" лошадью".
Большинство проектов нового истребителя, представленных в ТА, предусматривало использование моторов DB-601 или "Jumo" 211, которые имели жидкостное охлаждение. В то время это считалось почти обязательным атрибутом двигателей истребителя, поскольку при небольшом поперечном сечении такие моторы обладали меньшим аэродинамическим сопротивлением. Но Курт Танк предложил проект истребителя, оснащенного мощным 18-цилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения BMW-139, который еще проходил стендовые испытания.
- один из первых эскизов будущего FW-190.
Многие в Техническом департаменте сомневались в плодотворности этой идеи, полагая, что такой двигатель сильно испортит аэродинамику самолета и ухудшит обзор вперед на взлете и при посадке. Но К. Танку удалось легко убедить Технический департамент в обоснованности своего выбора. Основными аргументами стали: нехватка двигателей жидкостного охлаждения для производства самолетов в Германии, большая живучесть самолета с двигателем воздушного охлаждения и большая мощность мотора BMW-139. Два основных изготовителя двигателей жидкостного охлаждения — фирмы "Юнкерс" и "Даймлер-Бенц" — оказались неспособны удовлетворить спрос немецких самолетостроительных заводов.
Уже к 1939 году стало ясно, что, несмотря на расширение производства, "Даймлер-Бенц" едва справляется с поставками двигателей для истребителей Вf-109 и Bf-110. И поэтому другие заказы самолетостроителей на моторы "DB" были сокращены или отменены. Что касается двигателей "Jumо" 211, то они в большом количестве поглощались производством бомбардировщиков Не-111, Ju-87 и Ju-88. В то же время, мотор ВМW-139, хотя он еще только проходил испытания, уже показал мощность большую, чем DВ-601 и "Jumо" 211.
Основополагающей идеей нового самолета стало достижение максимально возможной простоты и цельности его конструкции. Это позволяло облегчить как производство, так и обслуживание самолета. По своему внешнему виду истребитель был вполне обычным для своего времени цельнометаллическим низкопланом с фюзеляжем типа полумонокок и убирающимися шасси. Отличительной особенностью нового истребителя было необычно маленькое крыло, площадью всего 14,9 м2. У большинства других истребителей того же класса (даже более легких и оснащенных двигателем меньшей мощности ) площадь крыла была намного больше. Так у американского Р-40Е она составляла 21,92 м, у английского "Спитфайра" LF. Мк. VВ — 21,46 м2, у более легкого Bf-109 — 16,4 м2. Чуть меньшей площадь крыла была лишь у советского И-16 — 14,54 м2, но этот истребитель и сам был раза в два меньше и легче FW-190.
Все это говорит о том, что разработчики еще на этапе проектирования самолета постарались обеспечить новому немецкому истребителю как достижение высокой скорости, так и отличной маневренности для ведения воздушного боя. Таким образом, FW-190 явился воплощением или продолжением той идеологии воздушного боя, которую пропагандировал в СССР Н.Н. Поликарпов. Курт Танк в Германии после изучения И-16 пришел к тем же или подобным взглядам.
- И-16, вдохновивший К. Танка на проект FW-190.
18-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения BMW 139, которым оснастили FW-190, был новой разработкой фирмы BMW. Мотор представлял собой как бы два соединенных вместе BMW-132. Максимальная мощность новой силовой установки равнялась 1 550 л.с, что было на 25% больше, чем у DB-601 или "Jumo" 211. Для лучшего охлаждения мотора самолет оснастили туннельным коком винта.
При разработке нового истребителя уделили особое внимание обеспечению хорошей управляемости и снижению нагрузки на ручку управления при пилотировании. На истребителях того времени проводка системы управления обычно была тросовой. При такой конструкции иногда возникали самопроизвольные колебания органов управления. На новом истребителе конструкторы фирмы "Фокке-Вульф" применили жесткую проводку. Еще одним новшеством было применение фонаря кабины с большой площадью остекления и минимальной металлической оплеткой. Курт Танк вспоминает:
"По своему летному опыту я знал, как важно для летчика, тем более для летчика - истребителя, иметь отличный обзор из кабины во все стороны, и мы применили большой несущий каплевидный фонарь; позднее такой фонарь стал обычным, но тогда в 1938 году эта идея была новаторской".
С самого начала в проект FW-190 закладывался запас для последующей модернизации самолета. Эффективность этого расчета лучше всего иллюстрируе т сам Курт Танк на примере шасси:
"Исходя из веса конструкциии расчетной посадочной скорости опытного образца самолета, мы вычислили, что шасси должно выдержат ь удар сопоставимый со скоростью снижения 2, 5 м/сек. Но в первоначальных вычислениях нагрузку мы рассчитывали по скорости снижения не 2, 5 м/сек., а 4,5 м/сек. И затем мы разработали шасси, способное выдержать такие удары. Это было дальновидно. С течением времени максимальный посадочный вес FW-190 увеличился более, чем в два раза по сравнению с изначальными 2,75 т, но шасси с немногими изменениями по-прежнему оставались адекватными. Я использовал шасси, как пример, но фактически многие части силового набора были сделаны намного более прочными, чем этого требовали стандарты".
Летом 1938 года Технический департамент рассмотрел проект компании "Фокке-Вульф" и заказал постройку полномасштабного деревянного макета и трех прототипов нового истребителя. С этого момента истребитель получил официальное наименование Focke-Wulf FW-190.
Уже после войны свою версию появления истребителя FW-190 выдвинул Рудгер Козин — известный немецкий аэродинамик и конструктор фирмы "Арадо". По его словам, когда в 1938 году немцы привезли из Испании и испытали несколько трофейных И-16, то выяснилось, что, несмотря на свою простоту, истребитель Поликарпова, оказался "твердым орешком" даже для новейшего немецкого истребителя Вf-109Е. Козин тогда сделал вывод — немцам нужен самолет такого же класса, но сделанный по немецкой технологии. Фирма "Арадо" подготовила проект и представила его RLM. Но Министерство авиации отклонило проект, указав на то, что ввиду наличия чрезвычайно удачного истребителя Мессершмитта дальнейшие работы в этом направлении нецелесообразны. Каково же было удивление Козина и его конструкторов, когда спустя год он и получили указание подготовить на своем заводе серийное производство истребителя "Фокке-Вульфа", чрезвычайно похожего на их проект. В этой истории интересно не то, что проекты оказались похожи, а то, что Курту Танку удалось-таки пробить свой проект через "рогатки" Рейхминистерства авиации.
- прототип FW-190V1 в сборочном цеху.