Самолеты серии А-8 стали наиболее массовым вариантом самолетa Fw-190. Прототипами этой модификации послужили уже упоминавшиеся Fw-190А-5/U9.
Серийное производство Fw-190А-8 началось в феврале 1944 года на заводах "Фокке-Вульф" в Коттбусе и "Физелер" в Касселе. В марте к выпуску самолетов подключилась фирма "Norddeutschen Domierwerken" в Висмаре.
В апреле Fw-190А-8 стали выпускать на заводe "Аго" в Ошерслебене, а в августе на "Арадо" в Варнемюнде. Летом 1944 года из-за массированных англо-американских бомбежек немцы рассредоточили крупные авиапредприятия, и к выпуску Fw-190, было привлечено множество небольших заводов "последней стадии монтажа". За все время производства было выпущено около 6 638 самолетов Fw-190А-8.
От предыдущих серий Fw-190А-8 отличались в основном лишь внутренним оборудованием. Самым важным улучшением было применение форсажной системы MW 50 с 118-литровым баком, установленным в задней части фюзеляжа. В случае необходимости его можно было использовать как дополнительный топливный бак. Монтаж бака переместил центр тяжести самолета к хвосту, и для компенсации пришлось передвинуть на 20 см вперед подфюзеляжный держатель ETC 501, который на модификации А-8 вошел в стандартное оснащение самолета. Кроме того, штатными стали электропроводка и точки крепления ракетных пусковых установок, улучшенная радиостанция FuG 16ZY с антенной под левой плоскостью крыла, устройство FuG 25а (по крайней мере на самолетах Западного фронта). На самолетах, отправляемых на Восточный фронт, этот радиоопределитель "свой — чужой" часто демонтировался. Трубка Пито (приемник воздушного давления) была перемещена на А-8 с середины левой консоли к законцовке крыла, и это, пожалуй, основное видимое отличие самолетов А-8 от А-7.
- схема бронирования стандартного Fw-190A-8.
В начале 1945 года Fw-190А-8 получили выпуклый фонарь, улучшенную бронезащиту заголовника и спинки кресла летчика, а вместо металлического пропеллера VDM — деревянный пропеллер фирмы VDM или "Schwarz" с более широкими лопастями. Кроме того, на самолете была установлена дополнительная бронезащита кабины пилота и наиболее важных узлов, общая масса которой достигала 180 кг.
Для Fw-190А-8 также были разработаны различные наборы полевой модификации:
R1 — включал в себя две подвесных гондолы с парой МG 151/20Е в каждой. Но от них скоро отказались из-за явного ухудшения летных показателей.
R2 — две МК-108 в крыле (по 55 снарядов). Это т вариант строился на фирме "Физилер". Пушка МК-108 была разработана фирмой "Рейнметалл" еще в 1940 году. Из-за короткого ствола пушка МК-108 получила в Люфтваффе прозвище "Кurzgеrat" ("коротышка").
Для пушек МК-108 существовало два типа снарядов: фугасный типа "М" и фугасно-зажигательный. При их разработке исходили из того, что максимального разрушения вражеского самолета можно было добиться, только вызвав сильнейший взрыв внутри него. Для этого был разработан 30-мм фугасный снаряд типа "М", несший 85 г бризантной взрывчатки. Во время испытаний, проведенных в Рехлине, было установлено, что для уничтожения американских бомбардировщиков В-17 или В-24 было достаточно попадания пяти таких снарядов. При использовании снарядов типа "М" весь самолет противника рассматривался как мишень, и потому не имело значения, в какое именно место попадет снаряд. Зажигательные же снаряды, наоборот, были чрезвычайно эффективны только при попадании в топливные баки. Поэтому уязвимость вражеского самолета при их использовании напрямую зависела от площади, которую занимали его топливные баки. Чтобы зажигательные 30-мм снаряды не взрывались в момент попадания в самолет, они имели специальный гидродинамический предохранитель, который срабатывал только при контакте с топливом. Было достаточно попадания 5—10 таких снарядов, чтобы вызвать неконтролируемый пожар на В-17, чьи топливные баки размещались в плоскостях. В случае атаки В-24 требовалось больше попаданий, так как на нем основные топливные баки размещались в фюзеляже и лишь резервные баки находились в крыльях позади двигателей;
- Fw-190A-8/R2.
RЗ — две МК 103 в подкрыльевых гондолах. Планировалось провести войсковые испытания десяти самолетов этой версии. Но, скорее всего, эта модификация не была закончена.
R4 - две крыльевых MG 151/20Е (под 130 снарядов).
R6 — две пусковые установки 21-см ракет.
R7 — штурмовой истребитель (Sturmjager). По сути дела — стандартный А-8 с дополнительной бронезащитой.
R8 — истребитель пробивной тактики (Sturmboken). Сочетание R2 с дополнительной бронезащитой R7, которая с января 1945 года больше не устанавливалась. К выпуску этого варианта заводы "Фокке-Вульф" приступили с декабря 1944 года, а "Дорнье" и "Арадо" с февраля 1945 года.
- схема усиленного бронирования и боковое 30-мм бронестекло Fw-190A-8/R8.
R11 — всепогодный истребитель, оснащавшийся автопилотом PKS 12 (с 3 август а 1944 года) и радионавигационной системой FuG 125 (с 30 августа 1944 года), а также обогревом лобового стекла. Кроме того, на этой версии устанавливался двигатель BMW 801TU;
R12 — такой же как R11, но с двигателем BMW 801D и вооружением, как у R2.
Количество машин приспособленных для выполнения задач ночных истребителей (R11 и R12) было невелико. Чаще всего они оборудовались радарами FuG 218 "Neptun" J-3. Некоторые экземпляры получали дополнительное оборудование, не входившее в Rustsatz, как, например, пламегаситель на левом МG 131.
Из всех вышеперечисленных версий модификации R7, R6 и R8 стали наиболее массовыми. Так, например, выпуск Fw-190А-8/R-6 составил около трети всех Fw-190А-8.
- компоновочная схема Fw-190A-8.
Кроме того, есть сведения об испытаниях различных опытных наборов вооружения.
SG 116 "Zeilendusche" — наклонная трехствольная установка на основе пуше к МК 103 в задней части фюзеляжа . Она приводилась в действие с помощью фотоэлемента "магический глаз". Фотоэлемент срабатывал при попадании истребителя в тень вражеского бомбардировщика. Три ствола МК 103 размещались друг за другом на левом борту фюзеляжа сразу за кабиной. Передни й ство л был установлен под углом 74°, центральный — 73°, а задний — 72,5°. Снаряды выстреливались с расстояния 50 м под целью.
SG 117 "Zeilendusche" — как SG 116, но с 6 стволами.
Rohrblоск 108 — такая же 7-ствольная установка на основе пушек МК-108.
Все эти многоствольные установки предназначенные для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками испытывались на серийном Fw-190А-8 (W.Nr. 733713), которому присвоили обозначение опытного образца V74.
SG "Наrfe" — набор из трех — четырех 15-трубных пусковых установок 20-мм ракет, которые располагались в задней части фюзеляжа самолета и на его бортах. Один опытный образец с таким вооружением был показан генералу А. Галланду.
В июле — августе 1944 года в FGZ — исследовательском институте графа Цеппелина — под руководством конструктора Иземанна проводились эксперименты с дополнительными топливными баками, установленными на верхней поверхности крыла (Dорреlrеiter). Каждый из баков вмещал 270 л и устанавливался на концаx крыла. Крыльевое вооружение в этом случаe сокращалось до двух пушек МG 151/20Е.
Для эксперимента были выделены два Fw-190, один из которых был А-8 (W.Nr. 380394). Испытания оказались удачными. Если Fw-190А-8 с 300-литровым баком под фюзеляжем терял в скорости примерно 35 км/ч , а после сброса бака — 13 км/ч, то с двумя надкрыльевыми баками скорость самолета уменьшалась лишь нa 1,5 км/ч. Испытания проводились в Пархиме в 10-й испытательной истребительной группe (VJGr 10). Но, к большому удивлению конструкторов, RLМ решило не вводить эту модификацию в производство... для того, чтобы не снижать темпов выпуска самолета!
- Fw-190A-8 из состава эскадры JG 1 на аэродромах Франции, лето 1944 года.
- схемы окраски Fw-190A-8 из состава I и II./JG 300.