«ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Раздел для статей исторической тематики о развитии государств, республик,их колоний, а также о каперстве, пиратстве, борьбе с этим явлением, научных открытиях и т.д.

Модератор: Doctor Web

Правила форума
Данный форум создан как общеисторический, здесь каждый зарегистрированный пользователь может выложить свою(либо чужую - с указанием Авторства) статью о любом историческом событии и факте. Нет ограничений ни по временнным признакам(век, год), ни по тематике(флот, армия или просто пираты, рыбаки и т.д). Единственное ограничение: Статья должна быть о реальном, а не вымышленном событии! (фантастика и "альтернативная история" будет переносится во "Флудильню"!)
Аватара пользователя

Автор темы
as6996
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:57
Награды: 1
Репутация: 59
Настоящее имя: Александр
Пол:: Мужской
Откуда: Архангельск
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 71 раз
Пол: Мужской - Мужской
Russia

#1 «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение as6996 » 20 апр 2011, 21:57

СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА
«ВАРАХАИЛ»


Изображение

Человечество хранит память о морских катастрофах, знаменитых кораблях, ставших жертвой капризов стихии или человеческой беспечности. «Титаник», погибший при столкновении с айсбергом. Лайнер «Нормандия», ставший жертвой пожара. Лежащий на дне морском «Черный принц». В длинной череде трагически погибших покорителей моря - линейный корабль «Варахаил», которому не суждено было стать гордостью Российского Флота - он погиб, так и не выйдя в открытое море.

МОРСКОЙ АНГЕЛ

Ничто не предвещало беды, когда 54-пушечный белопарусный красавец линейный корабль «Варахаил», сошедший со стапелей Соломбальской верфи, направился вниз по Северной Двине. Командовал судном капитан третьего ранга Мартын Петрович Шпанберг, датчанин на русской службе. «Варахаил» был одним из трех кораблей своего класса, носивших это имя. Первый, 52-пушечный фрегат, был спущен на воду еще в 1713 году, успел поучаствовать в трех кампаниях, в частности в Эзельском сражении Северной войны. Вместе с ним ряды отечественного флота пополнили «Уриил», «Ягудиил» и «Селафаил». Архангельск назван в честь Архангела Михаила, предводителя небесных сил, потому и кораблям давались священные имена. Еще один «Варахаил» был явлен миру в царствование Елизаветы Петровны, в 1752 году, и прослужил 11 лет.
Судьба второго «Варахаила», отправившегося в первое (и последнее) плавание июньским утром 1749 года, была трагичной. И досадной.
...Позади - корабельный рукав Северной Двины, Новодвинская крепость - свидетельница первой российской военно-морской победы. Не совсем, правда, морской, ибо шведские галиот и шнява были разгромлены крепостной артиллерией не в море, а на водах Северной Двины. Так что правильнее называть ее «победой на водах».
Подвиг помора Ивана Рябова, посадившего шведские корабли на мель, героизм и боевое мастерство русских пушкарей... Потом будут Гангут, Гренгам и другие баталии, ставшие гордостью отечественного флота. «Варахаил» тоже мог бы сыграть достойную роль в борьбе за утверждение России в качестве морской державы. Впереди - просторы Двинской губы, за кормой остались острова Голец, Разбойник - может быть, на этом клочке суши беломорские пираты делили свою добычу? Четыре вельбота выводили корабль на отливе за бар. Надо успеть пройти бар (параллельную берегу песчаную косу, образованную речными наносами), чтобы ненароком не угодить на мель. Настоящая плавучая деревянная крепость, которую осторожно ведут по извилистой протоке - настоящие судоходные каналы здесь появятся позже.
Все бы хорошо, если бы не встречный слабый ветер. Корабль стало относить в сторону отмелей. Когда глубина под килем достигла пяти саженей, решено было бросить якорь.
Дальнейшее описал в газете «Правда Севера» краевед, директор архангельского Музея северного мореплавания, ныне покойный Юрий Колмаков:
«Подгоняемые свистом боцманской дудки, матросы рассыпались по реям и принялись убирать паруса. Увы, корабль развернуло «между ветром и течением», поставив поперек бара. Уже крепили марселя, и парусник с помощью бизани (парусов кормовой мачты) стал «приходить на свой канат», как вдруг неведомая сила резко положила его на правый борт, и он, зачерпнув воду, затонул. На поверхности остались лишь нетронутый морской волной левый борт да ноки мачтовых реев».
Катастрофа стоила жизни 27 матросам и гардемарину Василию Рындину. Остальных 349 человек выручили их товарищи с вельботов. «Варахаил» осел в донный ил, и уже через год ничто не напоминало о разыгравшейся здесь трагедии. Техническими возможностями поднять со дна такую махину люди «просвещенного века» не обладали.
Точное место, где затонул корабль, было забыто, осталось только направление будущих поисков - норд-норд-вест от острова Гэлец. Представьте, что катастрофы удалось бы избежать. Какие страницы истории Российского Флота мог бы украсить этот корабль? Впереди была Северная война, в которой принял активное участие Балтийский Флот. Кто знает, быть может, пушки «Варахаила» обстреливали бы бастионы осажденного Кольберга...

Изображение

ГЕРОЙ, КОТОРОМУ НЕ ВЕЗЛО

Гибель «Варахаила» едва не стала концом карьеры Мартына Петровича Шпанберга, командовавшего кораблем. Этого блестящего морского офицера постоянно преследовали неудачи: словно бы какая- то черная сила ставила подножки на его жизненном пути.
Датчанин по рождению, офицер русского флота, Шпанберг под командованием своего соотечественника Витуса Беринга отправился на самый край света. Он исследует берега Чукотки и Камчатки, острова сурового моря, которое нарекут в честь командора Беринга.
Отважный мореплаватель спускается на юг вдоль Курильской гряды и открывает остров Итуруп, который назовет островом Надежда. Всего же стараниями датчанина на русской службе географическая карта северной части Тихого океана пополнилась тремя десятками островов, составляющих Курильский архипелаг.
В ходе Второй камчатской экспедиции Шпанберг исследует Малую Курильскую гряду, достигает берегов Хоккайдо, населенных племенами айнов, а затем спускается еще южнее, к острову Хонсю, где встречается с японцами, - это был первый зафиксированный в истории контакт представителей двух империй - Российской и Страны восходящего солнца. Капитан намерен привести в российское подданство жителей Курильских островов - айнов и для этого спешит в Санкт-Петербург. Однако он вынужден не по своей воле задержаться в Якутске. Причина - интриги недоброжелателей и завистников. Пущен слух, что путешественник вовсе не бывал в Японии, а вместо этого обследовал побережье Кореи.
Адмиралтейств-коллегия назначает расследование, которое доказывает: плавание Шпанберга в японских водах - чистая правда. И ему снова дозволяют отправиться в путешествие. Он вновь направляется к Курильским островам, однако в дела экспедиции вмешивается императрица Елизавета. Осенью 1743 года Шпанберга вновь отзывают, приказав ему безвыездно сидеть в Якутске до особых распоряжений. Промаявшись год в Якутске, он срывается с места и спешит в столицу империи. Дальше - арест, суд, смертный приговор. Спасла его от верной смерти опять же императрица. Будучи женщиной впечатлительной, не выносившей вида обезглавленных и повешенных, она царственной рукой наложила мораторий на смертную казнь и решительно отметала всякие попытки приводить в исполнение смертные приговоры, время от времени выносимые ее подданным. Вместо эшафота Шпанберг получил... разжалование в поручики на три месяца. А затем - возвращение капитанского чина, командование только что построенным кораблем «Варахаил». Казалось бы, фортуна повернулась к бравому мореплавателю лицом. Но не тут-то было. Гордый парусник опрокинулся и затонул. Вместе с кораблем отправилась на дно и шпага капитана третьего ранга Шпанберга.
А потом была военно-судная комиссия, руководил которой обер-аудитор Фон- Клинстет - человек, даже не владевший русским языком. Офицеров, обвиненных в гибели «Варахаила», разжаловали в рядовые - кого до выслуги, а кого и пожизненно. Капитана же, которому инкриминировались неправильная загрузка корабля, а также недостаточно выпущенный якорный канат, будто бы и послужившие причиной гибели «Варахаила», было постановлено сослать на галеры. Однако фортуна вновь являет капитану свой улыбчивый лик. Адмиралтейств- коллегия, вопреки сопротивлению ее президента князя Голицына, снимает обвинения со всех участников драмы. А в декабре 1752 года императрица Елизавета окончательно освобождает капитана и других обвиняемых офицеров от суда. Восстановленный в правах Шпанберг продолжает службу уже на Балтике, командует кораблем «Иоанн Златоуст» и оставляет земной мир в 1761 году в чине капитана первого ранга.

Изображение

Имя Мартына Шпанберга носят мыс, гора и остров в Арктике. Россия благодарна этому человеку не только за географические открытия, но и за доказательство того, что Курилы до посещения их русскими мореплавателями были ничейной землей. Это весомый аргумент в геополитическом споре о правах на крайние южные острова архипелага между Россией и Японией. Во времена камчатских экспедиций японцы только еще осваивали Хоккайдо, не замахиваясь на цепочку вулканических островов к северу от нее. Понятно, почему первая встреча Шпанберга с японцами произошла только при посещении им берегов Хонсю: и Курилы, и Хоккайдо принадлежали древнейшим жителям этого региона - айнам, которых японские завоеватели теснили к северу. Шпага Шпанберга очертила тихоокеанские пределы России. Если бы тогда императорская власть официально оформила присоединение всех островов Курильской гряды к России, может быть, Япония не решилась бы сегодня предъявлять свои претензии на эти острова.


ВОСКРЕШЕНИЕ КОРАБЛЯ

Найти шпагу капитана - этой мыслью задался архангельский исследователь Анатолий Каранин. Вернуть оружие знаменитого мореплавателя на его родину - в Данию, где в городе Хорстенсе существует музей Витуса Беринга, под началом которого служил Мартын Шпанберг. Кстати сказать, Хорстенс связывает с Россией (и с Архангельской землей) и другая историческая достопримечательность: в русском приделе местного костела захоронены сестры и братья низложенного императора Иоанна VI. Поисковая группа, руководимая Анатолием Феодосьевичем, раскопала в Холмогорах останки человека, который по многим признакам и есть царь-младенец Иоанн VI. Вот так свиваются в один причудливый узел, казалось бы, совершено не связанные друг с другом события и судьбы.
Поднять «Варахаила» со дна - задача не из легких. Попытки разыскать место последнего упокоения парусника предпринимались и ранее. Почему же успех не сопутствовал тем, кто затевал поиски?
Они плохо знали координаты, - поясняет Анатолий Каранин. - Искали с помощью обычных эхолотов. Ошибки в методике поиска, в зоне поиска, не-достаток чувствительных приборов привели к неудаче. Нужно было искать не на глубинах, а на мелях.
Анатолий Феодосьевич уверен: затонувший корабль должен хорошо сохраниться. Сделан он из такого прочного материала, как лиственница; низкая температура беломорских вод, отсутствие жучков-древоточцев - также серьезные аргументы в пользу сохранности «Варахаила». Если корабль удастся поднять из волн морских, он должен стать первым памятником- парусником послепетровского времени не только в Архангельске - в России.
Найти «Варахаила» и сделать из него символ города, - так обозначил энтузиаст-поисковик свою заветную цель. - Таким символом должен быть корабль, построенный на Соломбальской судоверфи.
У шведского фрегата «Ваза» судьба была чем-то схожа с судьбой «Варахаила». Он носил имя царствовавшей тогда династии, был украшен множеством резных фигур и выглядел настоящим произведением искусства - жалко в море выпускать такую красоту, чего доброго, потонет. И этот красавец действительно отправился в подводное царство на глазах у стокгольмской публики, пришедшей поглазеть, как уходит в первое плавание многопушечный фрегат. Шквальный ветер опрокинул красу и гордость королевского флота, и фрегат быстро ушел на дно, а вместе с ним полсотни матросов - половина людей, находившихся на борту. Здесь он пролежал под слоем ила целых 333 года!
Неоднократные попытки поднять его предпринимались еще в XVII веке, но не увенчались успехом. Единственное, что удалось тогда сделать - достать корабельные пушки. Когда в 1961 году корабль XVII века благодаря стараниям инженера Андерса Франсена извлекли со дна, поисковикам предстали не только прекрасно сохранившаяся матросская амуниция, но и бочонок сливочного масла, которое почти не пострадало от долгого пребывания под иловым «одеялом» - только слегка горчило. Теперь «Ваза» - один из брендов Стокгольма: это единственный в мире сохранившийся до наших дней парусник XVII века, ставший главным экспонатом музея, который посетили уже миллионы туристов со всего света.
Где должен встать на вечный прикол «Варахаил», если он будет поднят на поверхность? Окажется ли местом стоянки Красная пристань в Архангельске, откуда уходили знаменитые полярные экспедиции? Или же пунктом приписки «Варахаила» станет Новодвинская крепость? Из 54 пушек «Варахаила» 22 - мощные 18-фунтовые орудия, которые своим грозным величием украсят Петровскую цитадель. А, может быть, «Варахаил» будет радовать глаз горожан и гостей, прогуливающихся по Соломбальской набережной: ведь родиной корабля была Соломбальская верфь, создавшая для России 408 могучих боевых корабля? Чтобы корабль, по трагическому стечению обстоятельств так и не ставший гордостью отечественного флота, был воскрешен, необходимы не только энтузиазм и воля исследователей, доскональное знание особенностей дна Двинской губы, но также моральная и материальная поддержка со стороны тех, кому дороги все страницы истории Российского Флота.
Текст: Анатолий Беднов
По материалам журнала авиакомпании NORDAVIA
ЛЮДИ ЛЕТАЮТ | МАРТ 2011
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего

Аватара пользователя

Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1159
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 162 раза
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#2 Re: «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение Doctor Web » 21 апр 2011, 20:21

Интересная статья, Александр :)
P.S. Эту статью бы в историю парусного флота... (это к Админу :bye: )
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Автор темы
as6996
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:57
Награды: 1
Репутация: 59
Настоящее имя: Александр
Пол:: Мужской
Откуда: Архангельск
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 71 раз
Пол: Мужской - Мужской
Russia

#3 Re: «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение as6996 » 21 апр 2011, 23:41

Пётр был бы раздел туда бы и отправил.
:) :) :)
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего

Аватара пользователя

Vlad Guskov
Активный участник ГБ "Истребители Великой Отечественной"
Активный участник ГБ "Истребители Великой Отечественной"
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 05 мар 2011, 21:55
Репутация: 17
Настоящее имя: Владислав
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Житомирская обл.
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 3 раза
Пол: Не указан - Не указан

#4 Re: «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение Vlad Guskov » 22 апр 2011, 20:52

Интересный рассказик.... Спасибо :)

Аватара пользователя

Автор темы
as6996
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:57
Награды: 1
Репутация: 59
Настоящее имя: Александр
Пол:: Мужской
Откуда: Архангельск
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 71 раз
Пол: Мужской - Мужской
Russia

#5 Re: «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение as6996 » 23 апр 2011, 00:43

Владислав самому понравился, вот и решил выставить что бы желающие почитали. :) :) :)
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего


slavikishkov
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 21:48
Награды: 2
Репутация: 58
Настоящее имя: Славик
Пол:: Мужской
:
За модель корабля Активный форумчанин
Поблагодарили: 2 раза
Пол: Не указан - Не указан

#6 Re: «ВАРАХАИЛ»СОКРОВИЩЕ ДВИНСКОГО БАРА

Сообщение slavikishkov » 23 апр 2011, 15:27

Да, интересная статья. Хотелось бы чтобы подняли!


Вернуться в «История государств и колоний.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя