Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#1 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 07 сен 2011, 01:12

Причины и предпосылки появления проекта.


Как и все удачные самолеты, "Ланкастер" имел не только хорошие летные характеристики, но и красивый внешний вид. По иронии судьбы, своим появлением на свет могучий бомбардировщик фирмы "Авро" обязан неудаче, которая постигла его непосредственного предшественника - "Манчестер".
В мае 1936 года групп-кэптен Р.Д. Оксленд, начальник отдела технических заданий Министерства Авиации, подписал спецификацию Р. 13/36, в соответствии с которой требовалось создать двухмоторный бомбардировщик, способный нести на внутренней подвеске бомбовую нагрузку весом до 5440 кг, либо одну 3600-кг бомбу или две торпеды. На основе предложенных проектов, к постройке опытных самолетов были привлечены две фирмы: "Хэндли-Пейдж" с "HP 56" и "Авро" с машиной "Тип 679". От реализации проекта "HP 56" вскоре отказались, поскольку ощущался дефицит двигателей "Роллс-Ройс", которые планировалось установить на этот самолет. Через несколько недель после того, как "Авро" получила контракт на постройку прототипа, был выдан заказ на производство 200 серийных бомбардировщиков в соответствии с новой спецификацией 19/37.
Самолет Р.13/36 был больше по размерам по сравнению с другими двухмоторными бомбардировщиками, но на самом деле на нем стояло четыре двигателя. Мотор "Валчер" представлял собой спарку из двух 12-цилиндровых двигателей водяного охлаждения "Кестрел" с Y-образным расположением цилиндров. Такое решение позволило инженерам "Роллс-Ройс" в короткие сроки создать мощный 24-цилиндровый мотор, но породило массу технических и эксплуатационных проблем.
25 июля 1939 года прототип с бортовым номером L 7246 впервые поднялся в воздух, пилотируемый летчиком-испытателем капитаном Г.А. Брауном. Первый полет продолжался всего 17 минут, но этого времени было достаточно, чтобы понять, что "Валчеры" не додают проектной мощности, а высокая нагрузка на крыло сильно затрудняет пилотирование самолета.
Чтобы улучшить боковую устойчивость, второй прототип, L7274, первый полет которого состоялся 26 мая 1940 года, оснастили установленным на фюзеляже третьим килем. Также на этой машине было установлено оборонительное вооружение, состоявшее из шести пулеметов "Браунинг" калибром 7,69-мм, попарно размещавшихся в носовой, подфюзеляжной и хвостовой стрелковых установках.
Вскоре началось серийное производство - первую машину, L7276, выкатили из сборочного цеха 5 августа 1940 года - в самый разгар Битвы за Британию. Серийные самолеты имели увеличенный размах крыла, а нижняя стрелковая установка "переехала" наверх фюзеляжа. Необходимость внесения дополнительных изменений в конструкцию, а также то, что в то время все усилия были брошены на увеличение выпуска истребителей, привели к задержкам в производстве "Манчестера" (так стал теперь называться бомбардировщик Р.13/36) - L7277, второй серийный самолет, был готов лишь 25 октября 1940 года.
Эту машину передали 207-й эскадрилье в Уэддингтоне (командир - уинг коммандер Хайд), которая была реорганизована для освоения нового секретного бомбардировщика. К концу года 207-я эскадрилья получила около двадцати "Манчестеров".
9 января 1941 года Королевские ВВС официально объявили о принятии нового бомбардировщика на вооружение, а 24 февраля шесть "Манчестеров" вошли в состав сил атаковавших французский порт Брест, где по данным разведки находился немецкий крейсер класса "Хиппер". Все самолеты благополучно вернулись назад, но L7284 потерпел аварию при посадке в Уэддингтоне, причиной которой стал отказ гидросистемы. Неприятности с гидросистемой продолжали преследовать самолет, но, в конце концов, удалось выяснить их причину - утечка масла приводила к загрязнению контактов микропереключателя системы уборки шасси - и устранить ее.
К сожалению, проблемы с моторами "Валчер" не удавалось решить также легко - в 207-й эскадрилье редко бывало более пяти боеготовых самолетов одновременно. Ночью 13 марта 1941 года первый "Манчестер" был потерян от огня противника - вскоре после взлета с Уэддингтона L7319 был сбит фельдфебелем Гансом Ханом из I/JG 2.
К тому времени большинство технических проблем с "Манчестерами" было решено и на заводах фирмы "Метрополитен Виккерс" была организована вторая сборочная линия, а также началось формирование новых эскадрилий. Нерешенной оставалась основная проблема - недостаточная мощность и надежность силовой установки "Манчестера". Потолок бомбардировщика составлял всего 3048 метров, и в случае отказа или повреждения одного из моторов машина начинала стремительно терять высоту. В одной из эскадрилий даже шутили, что все экипажи встретятся в лагере для военнопленных.
В апреле 1941 года полеты всех "Манчестеров" были запрещены, поскольку обнаружились дефекты в подшипниках "Валчеров". С 16 июня бомбардировщики были вновь при­кованы к земле, так как внесения доработок потребовала система охлаждения. Ситуация вновь повторилась 30 июня, когда пришлось полностью перебрать двигатели и внести в их конструкцию еще ряд изменений.
7 августа 1941 года полеты возобновились, но обнаружилось еще два серьезных дефекта. С флаттером хвостового оперения удалось справиться довольно быстро, в результате чего на свет появилась модификация "Манчестер" IA с увеличенными шайбами оперения, а вот проблему с флюгированием винтов сразу решить не удалось. Казалось, что проблемы с силовой установкой растут как снежный ком, а вместе с ними росли и потери самолетов.
С самого начала испытаний прототипа "Манчестера", когда стало ясно, что 24-х цилиндровые "Валчеры" не развивают проектной мощности, конструкторы "Авро" приступили к разработке альтернативных проектов. Под обозначением "Манчестер" Mk II рассматривался двухдвигательный вариант самолета, на котором "Валчеры" предполагалось заменить моторами Непир "Сейбр" или Бристоль "Центавр". Четырехмоторный вариант получил обозначение "Манчестер" Mk III. Работы по нему шли опережающими темпами и, после того, как стал очевиден их успех, от разработки двухдвигательного варианта отказались.
Планер серийного "Манчестера", ВТ308, был оснащен новой центральной секцией крыла, в которой разместили четыре надежных мотора "Роллс-Ройс "Мерлин" X". Первый полет прототипа, состоявшийся 9 января 1941 года, убедил Роя Добсона и его конструкторов, что они выбрали правильный путь.
13671368 - общий вид бомбардировщиков "Манчестер" и Ланкастер Mk.I и различия в хвостовом оперении этих самолетов.
Удвоение числа моторов позволило увеличить максимальную бомбовую нагрузку "Манчестера" с 4694 кг до 5443/6350 кг, запас топлива увеличился с 6435 до 8153 литров, а дальность полета возросла с 1930 до 3780 км. Бомбардировочное командование теперь имело бомбардировщик, способный наносить удары по целям в глубине занятой нацистами Европы, имел большую бомбовую нагрузку и мог противостоять ПВО противника. Потолок новой машины более, чем вдвое превосходил жалкие 3048 метров "Манчестера". Еще более важной для экипажей, совершавших глубокие рейды в тыл врага, была высокая надежность моторов "Мерлин", что обеспечивало им дополнительную безопасность.
Официальные испытания в Боскомб Даун, проходившие в марте 1941 года, показали, что в диапазоне приборных скоростей 160 - 466 км/ч рули высоты и элероны действовали хорошо, а вот нагрузка на руль управления увеличивалась с ростом скорости. При разбеге самолет имел сильную тенденцию к развороту влево, но эту проблему удалось решить дросселируя левый внешний двигатель и быстро поднимая хвост машины, что позволяло пилоту использовать для парирования вертикальное оперение.
В мае 1941 года в воздух поднялся второй прототип - DG595. По сравнению с ВТ308, эта машина несла верхнюю и нижнюю турели и новое двухкилевое вертикальное оперение увеличенной площади. Вместо моторов "Мерлин X" были установлены новые двигатели "Мерлин XX", развивавшие мощность 1280 л.с. каждый. Королевские ВВС теперь имели бомбардировщик позволявший им вести успешную воздушную войну против Германии.
13691370 - Авро "Манчестер" из состава 207-й эскадрильи ВВС Великобритании; демонстрационный прототип Авро "Ланкастер" Mk.I, показанный У.Черчиллю в июле 1941 года.
1371 - первый серийный "Ланкастер" L5727
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1159
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 162 раза
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#2 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Doctor Web » 07 сен 2011, 10:04

Красивая машина с интересной историей. Вот фото двух прототипов "Ланкастера":
1372 - первый прототип, унаследовавший, как следует из вышеприведенной статьи, многие черты "Манчестера", в том числе - трехкилевое оперение хвоста.
1373- второй прототип. У него уже было двухкилевое оперение.
P.S. Вроде "Ланкастеры" прикончили "Тирпиц"? :head:
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#3 Re: Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 07 сен 2011, 12:16

Да, Петр - именно "Ланкастеры" поставили жирную точку на гордости Кригсмарине, но об этом - немного позже ;-)
И спасибо за фото первых прототипов :drink:
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#4 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 16 июл 2012, 13:09

М-да... забросил я что-то авиацию, совсем забросил.... facepalm:
Будем исправляться...

"Ланкастер" В. Мк I


Новому бомбардировщику присвоили имя "Ланкастер" и после получения результатов испытаний опытных самолетов он был немедленно запущен в серийное производство. Выпуск "Манчестеров" прекратили после постройки 200-й машины, а оставшиеся в заделе планеры были соответствующим образом переделаны. Заказ Министерства Авиации на новые самолеты значительно превосходил производственные возможности Авро. Поэтому большая часть весны и лета была посвящена организации производства "Ланкастера". Была создана производственная группа, в которую входили фирмы Авро, Метрополитен-Виккерс, Виккерс-Армстронг и Армстронг-Уитворт, а также более 600 субподрядчиков по всей стране.
Первый серийный "Ланкастер", L7527, взлетел с аэродрома Авро Вудфорд 31 октября 1941 года. В отличие от прототипа, оснащенного моторами "Мерлин" X мощно­стью 1130 л.с., на серийных машинах устанавливался двигатель "Мерлин" XX мощностью 1280 л.с. На самолетах устанавливались винты изменяемого шага Де Хэвилленд D.H. 5/40, но иногда использовали и пропеллеры Гамильтон А 5/138.
2247 - первый серийный "Ланкастер" б/н L5727 на полевом аэродроме.
Оборонительное вооружение состояло из девяти 7,69-мм пулеметов "Браунинг", размещавшихся в четырех турелях фирмы "Фрэйзер-Нэш" с гидравлическим приводом: два пулемета в носовой турели FN5, два - в верхней турели FN50, два - в подфюзеляжной турели FN64 и четыре – в хвостовой турели FN20.
2245 - турельные установки "Ланкастера"(схема общего вида).
"Ланкастер" унаследовал от "Манчестера" бомбовый отсек длиной 10,05 м, способный вместить восемь 453-кг бомб. Поперек центральной части фюзеляжа была установлена бронированная переборка. Пилот и стрелки были защищены броней, которая также прикрывала некоторые ответственные элементы конструкции фюзеляжа.
Пока второй прототип, DG595, проходил обширные испытания в Боскомб Даун, первую опытную машину, ВТ308, 9 сентября 1941 года передали 44-й (родезийской) эскадрилье в Вэддингтоне, чтобы подготовить летный состав и технический персонал к эксплуатации четырехмоторных машин. Эта эскадрилья, входившая в состав 5-й группы и ранее вооруженная "Хэмпденами", должна была первой освоить новый тяжелый бомбардировщик. Но личный состав еще три месяца ожидал прибытия трех серийных машин - L5737, L5738 и L5741. Из-за затянувшегося процесса переучивания и плохой погоды боевой дебют "Ланкастеров" состоялся лишь 3 марта 1942 года, когда четыре машины из 44-й эскадрильи - L7546, L7547, L7566 и L7549 - были посланы для постановки мин в районе Гельголанда. Все они благополучно возвратились на базу.
Первая наземная цель была атакована в ночь с 11 на 12 марта 1942 года, когда два самолета из 44-й эскадрильи были включены в состав группы, бомбившей Эссен. Это был первый из более чем 156000 боевых вылетов, совершенных "Ланкастерами" в последующие три года.
Согласно планам Министерства Авиации, предполагавшим полностью оснастить новыми бомбардировщиками пять бомбардировочных групп, к перевооружению приступила 97-я эскадрилья в Конингсби. В январе 1942 года она начала сдавать свои "Манчестеры", а к концу марта полностью пересела на "Ланкастеры".
Английская общественность все еще не знала о новинке Бомбардировочного Командования, и Министерство Авиации решило, что дневной рейд будет отличным случаем, чтобы продемонстрировать новое оружие Третьему Рейху и широкой публике. Около трех часов дня, 17 апреля 1942 года, по шесть бомбардировщиков из 44-й и 97-й эскадрилий отправились в рискованное путешествие, чтобы атаковать завод фирмы МАN в Аугсбурге, производивший двигатели для подводных лодок.
Самолеты взяли курс на Баварию четырьмя группами, по три самолета в каждой. Им предстояло пролететь туда и обратно более 2400 км над вражеской территорией. Сразу после пересечения Ла-Манша бомбардировщики 44-й эскадрильи были атакованы немецкими истребителями. Возглавлявший первую группу L7536 был сбит первым, а затем, одну за другой, эскадрилья потеряла все машины из второй группы: R5506, L7548 и L7565. Оставшиеся два бомбардировщика сомкнули строй и решительно продолжали двигаться к своей цели, хотя шансы уцелеть у них были минимальными. Удалившись от побережья они не встречали противодействия вплоть до Аугсбурга, где сирены воздушной тревоги объявили об их появлении. Атаку­ющие, летевшие чуть выше заводских труб не промахнулись. Но их встретил плотный огонь зениток, который поджег R5510, вынудив его приземлиться в нескольких километрах от города.
97-я эскадрилья, выбравшая другой маршрут к цели, сумела избежать встречи с истребителями. Как и командир 44-й эскадрильи Неттлетон, они сбросили свои бомбы с высоты, не превышавшей 120 м. Самолет командира 97-й эскадрильи Шервуда, L7573, был подбит над целью и рухнул на землю севернее Аугсбурга. R5513 был подбит за милю до цели и взорвался сразу после того, как сбросил свой груз. Уцелевшие самолеты полетели в сторону Франции в сгущающихся сумерках, и наступившая ночь позволила им избежать потерь.
На свои базы вернулись четыре "Ланкастера" из 97-й эскадрильи и один из 44-й. Командир 44-й эскадрильи Неттлетон был награжден Крестом Виктории. По словам возглавлявшего Бомбардировочное Командование сэра Артура Харриса: "...любая операция, за которую награждают Крестом Виктории, относится к разряду действий, которые не нужно повторять слишком часто". Кроме того, маршал добавил: "Семь из двенадцати "Ланкастеров" погибли, но эта потеря сопоставима с нанесенным ими ущербом. С другой стороны, эта операция ясно показала, что дневные рейды на территорию Германии приведут слишком высоким потерям Бомбардировочного Командования". Пока Би-Би-Си трубила о дебюте новых бомбардировщиков, немцы скрупулезно изучали обломки "Ланкастеров".

******************************************


Как и любой новый самолет, "Ланкастер" не был лишен недостатков. При испытаниях на пикирование, из-за разрушения хвостового оперения, был потерян R5539. Кроме того, пришлось усиливать конструкцию законцовок крыла, а сбои в работе топливных насосов приводили к тому, что самолеты не добирали расчетной высоты. Отсутствие руководства по эксплуатации (в начальный период освоения) стало причиной аварий на взлете, в которых пострадало несколько машин. Тем не менее, заложенный в конструкцию "Ланкастера" запас прочности позволил справиться с этими неприятностями, причем это никак не отразилось на боеготовности эскадрилий. По словам известного историка авиации Уильяма Грина: "Разработка "Ланкастера", начиная с модификации Mk I, диктовалась почти исключительно эксплуатационными требованиями. Об этом свидетельствует и то, что по чисто техническим причинам в конструкцию самолета внесли лишь небольшое число изменений, и незначительное количество доработок потребовалось для улучшения аэродинамики машины".
Первые из поступивших на вооружение "Ланкастеров" отличались чистотой обводов - не считая фонарь кабины и турели, дополнительными выступающими элементами были лишь приемник воздушного давления и различные антенны. На высоте 4572 м полностью загруженный самолет развивал максимальную скорость 442,5 км/ч, значительно превосходя по летным характеристикам "Стирлинг" и "Галифакс". Бомбардировщик Шорт "Стирлинг" был в конечном итоге снят с вооружения и заменен "Ланкастером", а вот "Галифаксы" последних моделей сравнялись со своим конкурентом по всем параметрам, уступая лишь в величине бомбовой нагрузки.
В начале верхняя турель не имела обтекателя - их стали устанавливать с конца 1942 года(подчеркнуто мной, как полезная для моделистов информация - Scharnhorst). Обтекатель одновременно являлся ограничителем углов обстрела, исключающим поражение огнем собственного самолета.
2248 - верхние турели - без обтекателя и с обтекателем.
Нижняя стрелковая точка с турелью FN64 имела плохой обзор и, кроме того, в экипаже для нее не было постоянного стрелка. Поэтому в течение 1942 года от установки FN64 постепенно отказались. Ряд прямоугольных окон на борту, унаследованный от "Манчестера", сохранился, хотя зачастую их просто закрашивали. Начиная с машин производственной серии JB/LM передняя пара окон была удалена. (тоже подчеркнуто как полезная информация - Scharnhorst)
В 1942 году было в основном завершено перевооружение "Ланкастеры" 5-й группы. Некоторое количество самолетов имело увеличенный блистер бомбардира с плоской нижней панелью, которая не давала искажений.
Чтобы использовать 3628-кг бомбы на отдельных бомбардировщиках были установлены новые выпуклые створки бомболюка. Хотя первый сброс такой бомбы был произведен с "Галифакса", просторный 10-метровый бомбоотсек "Ланкастера" предоставлял практически безграничные возможности по использованию всей номенклатуры бомб, имевшихся на вооружении Королевских ВВС.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#5 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 13 авг 2012, 23:51

"Ланкастер" В. Mk II


После развертывания полномасштабного производства «Ланкастеров» появилась новая проблема - нехватка моторов Роллс-Ройс "Мерлин". Поэтому часть самолетов решили оснастить двигателями воздушного охлаждения "Геркулес", которые выпускались фирмой Бристоль. Четыре таких мотора были установлены на ставший прототипом ВТ810, летные испытания которого начались 26 ноября 1941 года и дали хорошие результаты. Поскольку сборочные линии Авро были полностью загружены выпуском Мк I, заказ получила фирма "Армстронг-Уитворт". Между сентябрем 1942 года и мартом 1944 года, на своем заводе в Бэгинтоне, она построила 300 бомбардировщиков, имевших серийные номера DS601-627 и LL 617-739.
Кроме DS601 - 627, оснащенных двигателями "Геркулес" VI, остальные самолеты получили моторы "Геркулес" XVI -звездообразные 14-цилиндровые воздушного охлаждения, мощностью 1735 л.с., вращавшие винты "Ротол" (в отличие от "Мерлина", винты вращались против часовой стрелки).
2409 - характерные отличия капотов двигателей "Мерлин" и "Геркулес".
Первоначально внешний вид фюзеляжа у Мк II практически не отличался от такового у Mk I/III, но уже на начальном этапе серийного производства на эту модификацию стали стандартно устанавливать выпуклые створки бомбоотсека, что позволяло брать на борт 3628-кг бомбы.
2410 - отличия крышек бомбовых отсеков "Ланкастеров" Mk.I и Mk.II.
Радар H2S на эту модификацию не устанавливался. Вместо него на Mk II монтировали аппаратуру G-H - систему навигации и бомбометания вне визуальной видимости цели, резко увеличивающую результативность атак. Правда, это оборудование проходило на Mk II только испытания, в полном масштабе оно стало использоваться 3-й группой только с конца 1944 года.
2411 - общий вид обтекателя радара H2S.
Отсутствие радара H2S позволило вновь установить на самолеты нижнюю турель FN64, что стало актуальным в 1943/44 годах, когда немцы стали широко использовать против машин Бомбардировочного Командования "Schrage Music"("Джаз") - пушки на истребителях стрелявшие под углом вверх. На большинстве машин хвостовые турели FN20 заменили на FN120, имевшие более легкую конструкцию и усовершенствованный прицел. Модернизации подверглась и силовая установка, получившая новые воздухозаборники, аналогичные использовавшимся на "Бофайтерах", и пламегасители. Судя по фотографиям, на Mk II сохранился небольшой блистер бомбардира и кронштейн ПВД раннего типа.
При полетном весе 28576 кг летные характеристики Mk II были почти такими же, как у Mk I/III - максимальная скорость составляла 426,47 км/ч на высоте 4267 м, а крейсерская - 268,7 км/ч.
Mk II превосходил своих собратьев по скороподъемности вплоть до высоты 5 486 м, но затем начинал резко отставать. Положительной чертой моторов "Геркулес" (впрочем как и всех моторов воздушного охлаждения) была его более высокая, по сравнению с "Мерлинами", боевая живучесть и менее заметный ночью выхлоп.
Первый боевой вылет новой модификации "Ланкастера" должен был состояться 11 января 1943 года, когда к цели предполагалось отправить DS607 из 61-й эскадрильи, но вылет отменили.
Официальное боевое крещение Mk II состоялось в ночь 16 января, когда две из трех имевшихся в наличии машин бомбили цели на территории Германии. Первой частью, полностью вооруженной "Ланкастерами" Mk II, стала 115-я эскадрилья, к переоснащению которой приступили в марте 1943 года. В течение шести месяцев за ней последовали 408-я, 426-я и 432-я эскадрильи - все они входили в состав 6-й (канадской) группы. Все четыре подразделения ранее эксплуатировали "Веллинттоны" или "Хэмпдены" с моторами воздушного охлаждения, что позволило до минимума сократить затраты времени и сил на переучивание технического персонала. Последней частью получившей Mk II стала в сентябре 1943 года 514-я эскадрилья.
24122413
24142415 - фото "Ланкастеров" Mk.II на земле и в воздухе.
В ноябре 1943 года фирма "Армстронг-Уитворт" прекратила постройку "Ланкастеров" Mk II, переключившись на выпуск Mk I/III с "Мерлинами" - моторы "Геркулес" теперь требовались для оснащения бомбардировщиков "Галифакс" Mk III. Три канадских эскадрильи, летавшие на "Ланкастерах" Mk II, были перевооружены на "Галифаксы" с февраля по август 1944 года, в то время как 115-я и 514-я эскадрильи получили "Ланкастеры" с моторами "Мерлин" в мае и сентябре 1944 года соответственно. Во время своей, относительно короткой, боевой карьеры Mk II участвовали в налетах на Рур, Гамбург и Берлин, а также осуществляли вылеты для поддержки войск во время высадки в Нормандии. Из 300 выпущенных Mk II не менее 60% машин было потеряно в ходе боевых действий. Большинство уцелевших бомбардировщиков этой модификации были отправлены в центры утилизации, но десять самолетов использовались в качестве учебных пособий, а еще несколько машин служили в экспериментальных подразделениях. Несмотря на то, что в мае 1945 года Mk II объявили устаревшим, горстка таких самолетов продолжала использоваться для отработки оборудования и двигателей. Последний "Ланкастер" Mk II - LL735 - был снят с эксплуатации в 1950 году и пошел на слом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#6 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 26 авг 2016, 15:57

"Ланкастер" В. Mk.III


В течение первого года после принятия на вооружение производство и ремонт "Ланкастеров" зависели исключительно от поставок фирмой "Роллс-Ройс" двигателей "Мерлин", производственные возможности которой ограничивали поставки цифрой 18 000 моторов в год. Опасаясь возможной нехватки, английское правительство заключило с американской фирмой "Паккард" соглашение о лицензионном производстве "Мерлинов". Следует отметить, что еще до создания "Ланкастера" "Роллс-Ройс" обсуждала возможность такого соглашения с "Форд Моторс Компани" и первые партии технической документации на двигатель были отправлены в США еще до капитуляции Франции. Несмотря на опасения англичан, "Паккард" сумела за год наладить серийный выпуск моторов.
В английских ВВС этот двигатель получил обозначение "Мерлин" 28, а в американских - "Паккард" V-1650-1. Фирма выпускала мотор с двухступенчатым нагнетателем, способный развивать взлетную мощность 1420 л.с. Первоначально предусматривалось, что английский и американский двигатели будут абсолютно идентичны по конструкции, но задержки с поставками комплектующих привели к тому, что "Паккард" стала устанавливать на свои изделия американские магнето и карбюраторы "Бендикс".
Изображение - первый прототип бомбардировщика этой модификации с моторами "Паккард-Мерлин".
Производство "Ланкастеров" шло столь высокими темпами, что английские и американские двигатели устанавливались на самолеты сразу по мере поступления. Самолеты с американскими моторами получили обозначение "Ланкастер" В. Mk.III. Внешне эти машины ничем не отличались от Mk.I, и когда капоты двигателей были закрыты, определить модификацию самолета можно было лишь по серийному номеру, сверившись с заводской документацией. И Mk.I, и Mk.III сходили с одних и тех же сборочных линий, в одно и то же время. Mk.I превращался в Mk.III простой заменой двигателей, и наоборот. Иногда, после ремонта, самолет мог летать с двумя английскими и двумя американскими моторами.
ИзображениеИзображение - "Ланкастер" В Mk.III - общий вид в полетной конфигурации и приборная панель самолета.
Первые испытания моторов "Паккард" прошли в конце 1942 года на самолетах с серийными номерами R5849 и W4114, а в серии они стали устанавливаться с середины 1943 года, первым стал "Ланкастер" W4983. Хотя механически английские и американские "Мерлины" были взаимозаменяем, они имели разные эксплуатационные особенности, что затрудняло их одновременное использование на уровне эскадрилий. Двигатели "Паккард", благодаря карбюратору "Стормберг", имели лучшие взлетные характеристики, но, одновременно, имели склонность перегреваться при взлете и посадке. Поэтому в летных школах Бомбардировочного Командования, где самолеты преимущественно эксплуатировались в режиме взлет-посадка, предпочитали использовать Mk.I с моторами английского производства. Первые "Ланкастеры" В. Mk.III стали поступать на вооружение эскадрилий в декабре 1943 года.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Ланкастеры" В Mk.III в полете и экипаж одного из бомбардировщиков, позирующий возле своей машины.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#7 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 28 авг 2016, 22:16

"Ланкастеры" В. Mk I/III


В 1943 году на бомбардировщиках стал устанавливаться радар H2S - сначала в подразделениях "следопытов" (занимавшихся целеуказанием), а затем и на основную массу самолетов - это вызвало первые заметные изменения во внешнем облике "Ланкастеров". Под хвостовой частью фюзеляжа был размещен обтекатель из плексигласа, который закрывал антенну радара. Задняя часть обтекателя не окрашивалась, что позволяло видеть установленные под ним строевые огни. Система H2S представляла собой основанный на мощном магнетроне радар, получавший более мощный отраженный сигнал от застроенных районов, нежели от "плоской" сельской местности. Полученный системой антенн отраженный сигнал проецировался на экран оператора, позволяя отслеживать местность внизу невзирая на ночь или облачность.
ИзображениеИзображение - "Ланкастер" ND787 из 49-й эскадрильи RAF и CF-X из 625-й эскадрильи RAF - машины оснащены радаром H2S в обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа.
Налеты на Рур и Гамбург в 1943 году нанесли тяжелый урон промышленности Германии, но потери Бомбардировочного Командования тоже резко возросли, прежде всего, благодаря действиям ночных истребителей Люфтваффе. Чтобы облегчить хвостовым стрелкам обнаружение противника, под нижней турелью стали устанавливать остронаправленную антенну, сканировавшую сектор в 45 градусов. Эта система получила имя "Моника". Вскоре выяснилось, что она не позволяет различать свои и чужие самолеты, а самое главное, немцы стали использовать ее излучение для наведения своих перехватчиков. Поэтому от использования "Моники" быстро отказались.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#8 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 04 сен 2016, 21:46

Система "Window" ("Окно").


Во время "Битвы за Гамбург" очень эффективными оказались меры по "ослеплению" немецких РЛС, как наземного, так и воздушного базирования, что практически парализовало ПВО города. Для постановки помех использовалось "Окно", а для наведения на цель - радары H2S. На Гамбург было совершено четыре основных рейда, английские бомбардировщики выполнили 3 095 боевых вылетов и сбросили около 9 000 тонн бомб - в городе погибло свыше 50 000 человек, была разрушена половина зданий и почти миллион жителей остался без крова. Англичане потеряли 87 самолетов, что составило 2,8% от числа участвующих самолетов, что было значительно ниже 6% потерь Бомбардировочного Командования во время предыдущих налетов на этот город.
"Окно" представляло собой алюминиевую фольгу, склеенную с черной бумажной подложкой, и нарезанную на полосы длиной 30 см и шириной 1,5 см. Блестящая сторона была покрыта ламповой сажей, чтобы облака фольги не сверкали в свете прожекторов, но продолжали отражать радиоволны. Первоначально фольга выбрасывалась через все подходящие отверстия в борту са­молета, но за неделю "Ланкастеры" оснастили коробами в носовой части, снизу по правому борту, из которых "Окно" высыпалось по команде инженера или бомбардира.

Усиление вооружения "Ланкастеров".


В конце 1943 года Бомбардировочное Командование занималось глубокими рейдами на территорию противника, основная нагрузка в которых легла на "Ланкастеры" - считалось, что это единственный бомбардировщик, способный нанести удары по целям при приемлемом уровне собственных потерь. Принятое ранее военными решение об оснащении английских бомбардировщиков пулеметами калибра 7,69-мм, ставило теперь "Ланкастеры" в невыгодное положение при встречах с вооруженными пушками ночными истребителями. Английское командование не знало, что немцы разработали аппаратуру, способную наводить истребители по сигналам "Моники" и H2S. Кроме того, на немецкие самолеты стали устанавливать "Schrage Music" - стреляющие вверх пушки. Использование противником этих новинок привело к резкому росту потерь "Ланкастеров" в течение зимы и весны 1944 года, апофеозом стало 30 марта, когда при налете на Нюрнберг было сбито 96 из 795 участвовавших в нем самолетов. Когда Бомбардировочное Командование узнало о новых системах наведения истребителей Люфтваффе, "Монику" с самолетов демонтировали, а экипажи получили приказ включать аппаратуру H2S только по необходимости и на короткое время. К сожалению, тогда не удалось найти эффективных мер противодействия "Schrage Music" - нижние турели были сняты с большинства "Ланкастеров", начиная с LM522 это стало обычной практикой. Вместо нижней турели устанавливался обтекатель H2S. Тем не менее, была проведена модернизация существующих турелей и разработаны новые модели. На некоторых самолетах хвостовые турели FN20 получили аппаратуру автоматического наведения A.G.L.T. (automatic gun-laying), впервые опробованную в конце 1944 года 49-й эскадрильей. Несмотря на положительные результаты, в связи с трудностями военного времени, A.G.L.T. установили лишь на машинах нескольких подразделений - 101-й, 460-й и 630-й эскадрилий. На турелях с A.G.L.T. были установлены 7,69-мм пулеметы, а модернизированные турели FN82 несли пару 12,7-мм пулеметов. Турели "Роуз-Райе", также вооруженные парой 12,7-мм пулеметов, были более просторными и, в отличие от FN20, позволяли стрелку держать свой парашют при себе, что значительно облегчало ему жизнь при вынужденном покидании машины. Носовые и верхние турели "Ланкастеров" не претерпели никаких изменений вплоть до окончания войны.
ИзображениеИзображение - ночные истребители He-219 "Uhu" и Ju-88G, оснащенные установками "Шраге Мюзик", доставили немало хлопот экипажам "Ланкастеров" и Бомбардировочному командованию RAF.
Высадка сил Союзников в оккупированной Западной Европе несколько изменила задачи Бомбардировочного Командования -вместо ночных налетов на Германию его самолетам пришлось наносить удары по немецким войскам во Франции при свете дня. По несколько "Ланкастеров" из каждой эскадрильи 5-й группы получили цветные обозначения на килях - они стали самолетами-лидерами для своих подразделений. Аналогичным образом поступили и в 61-й группе, но там все лидеровщики были сосредоточены в 460-й эскадрилье.
Развертывание в конце 1944 года полномасштабного производства системы G-H, позволявший атаковать цели при отсутствии визуального контакта, в конце 1943 года прошедшей испытания на "Ланкастерах" Mk.II, позволило оснастить ею часть машин 3-й группы. Система G-H позволяла осуществлять бомбометание с исключительно высокой точностью, даже при облачности 10/10. Для дневных налетов "Ланкастеры" оснащенные G-H получили обозначения в виде двух желтых полос на киле и использовались в качестве лидеров для бомбардировщиков без этой аппаратуры. 3-я группа провела множество удачных налетов при облачности 10/10, как днем, так и ночью.
К апрелю 1945 года количество "Ланкастеров" в составе сил Бомбардировочного Командования достигло своего пика - не менее 56 эскадрилий были вооружены этими бомбардировщиками. Полностью были оснащены "Ланкастерами" 1-я, 3-я и 5-я группы. Кроме того, 8-я группа ("следопыты"), начавшая действовать в августе 1942 года и имевшая тогда в своем составе "Лан­кастеры", "Галифаксы" и "Веллингтоны", оставила в качестве тяжелого бомбардировщика только "Ланксы". За исключением 4-й группы, вооруженной только "Галифаксами", только 6-я (канадская) группа использовала оба типа тяжелых бомбардировщиков, но и в ней "Ланкастеры" составляли большинство - 10 из 17 эскадрилий.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#9 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 14 сен 2016, 23:16

"Ланкастер" В. Mk.I/III Special (Dambaster)


Единственным подразделением Бомбардировочного Командования, сформированным в ходе войны для решения специальных задач, была 617-я эскадрилья, в ночь с 16 на 17 мая 1943 года атаковавшая дамбы в район Рура. Для проведения этого налета были модифицированы "Ланкастеры" Mk.I серии ED (всего 21 машина), получившие способность нести бомбу-мину цилиндри­ческой формы, специально предназначенную для борьбы со столь специфическими целями.
ИзображениеИзображение - общий вид и фото бомбы "Dambuster".
Створки бомбоотсека были демонтированы, а его заднюю часть закрыли обтекателем. В передней части бомбоотсека смонтировали кронштейны для установки мины. Для привода ременной передачи, раскручивающей бомбу перед сбросом, первоначально предполагали использовать отдельный двигатель "Форд" V8, но он оказался слишком тяжелым. Тогда для этих целей приспособили гидросистему шасси. И, наконец, с самолетов сняли верхнюю турель, закрыв место ее установки обтекателем. Три опытных машины - ED756/G, 817/G и 825/G - произвели испытательные сбросы мин.
Изображение - один из "Ланкастеров", участвовавших в испытаниях нового вооружения.
16 мая 1943 года, всего через месяц после первых испытаний нового оружия, девятнадцать "Ланкастеров" 617-й эскадрильи стартовали тремя волнами: одна состояла из девяти машин и две - из пяти. Бомбардировщики первой волны, возглавляемые уинг-коммандером Гаем Гибсоном, должны были атаковать дамбу Мен и, в случае успеха, дамбу Эдер. Если бы удалось пробить обе дамбы, то сохранившие свои мины самолеты первой волны должны были атаковать дамбу Зорпе - основную цель второй волны. Третья волна являлась мобильным резервом, находясь в непосредственном подчинении командира группы.
Дамба Зорпе была повреждена, а дамбы Мен и Эдер - разрушены. Водный поток затопил долину Рура, унеся жизни более 1 200 человек и нанеся огромный ущерб промышленности этого индустриального района Германии. Из 19 посланных в рейд "Ланкастеров" на свою базу не вернулось восемь машин.
Уцелевшие самолеты были снова переделаны в обычные бомбардировщики и отправлены в войска - подобные налеты больше не повторялись. 611-я эскадрилья вплоть до конца войны использовалась для нанесения точечных ударов по особо важным целям. В это время она летала преимущественно на стандартных бомбардировщиках, за исключением машин с выпуклыми створками, способных нести 5 448-кг бомбу "Толлбой".
Изображение - проекции вида слева и справа "Lancaster Dambuster"
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#10 Тяжелый бомбардировщик Avro "Lancaster"(история самолета)

Сообщение Scharnhorst » 22 сен 2016, 21:03

"Ланкастер" В. Mk.I (Special)


Появление на свет модификации "Ланкастер" В. Mk I (Special) было прямо связано с принятием на вооружение Королевскими ВВС 10-тонной бомбы "Грэнд Слэм" - самой крупной, из применявшихся во время Второй Мировой войны. Самолеты просто "распотрошили", чтобы они могли нести этот тяжелый груз. Створки бомбоотсека были сняты, а сам он получил небольшие обтекатели спереди и сзади. Были установлены более мощные моторы "Мерлин" 24 и усилены стойки шасси.
ИзображениеИзображение - проекции видов сверху, сбоку и спереди Lancaster Mk.I "Grand Slam", а также схема окраски и внешний вид бомбы.
Наземные и летные испытания новой бомбы проводились на бомбардировщиках с серийными номерами PB529/G и PB995/G. Эти машины имели полный комплект оборонительного вооружения, характерный для Mk.I, но на доработанных Special-самолетах передняя и верхняя турели демонтировались, а вооружение хвостовой сокращалось до пары 7,69-мм пулеметов. При взлетном весе 33 112 кг (запас топлива был уменьшен до 6 340 литров) эти "Ланкастеры" имели дальность полета 2 655 км, что было вполне достаточно при взлете с баз на территории континентальной Европы.
Изображение - Lancaster Mk.1 PВ995/G готовится к летным тестам бомбы "Grand Slam".
Боевой дебют нового оружия состоялся в марте 1945 года. Даже значительно облегченные машины не могли поднять "Грэнд Слэм" на высоту более 5 180 м - гораздо ниже, чем планировал ее создатель, Варне Уоллис. Тем не менее, при практическом применении (до конца войны успели сбросить 41 бомбу) результаты оказались превосходными - все цели были либо стерты в порошок, либо серьезно разрушены.
Изображение - Lancaster Mk.1 "Grand Slam" в полете.
В 1945 - 46 годах 15-я эскадрилья использовала несколько Special вместе с американскими В-29, доработанными для возможности нести "Грэнд Слэм", для испытаний. Инертные бомбы сбрасывались на бункеры для подводных лодок, чтобы определить глубину проникновения боеприпаса. В 1948 году В. Mk.I (Special) были пущены на слом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация британских королевских ВВС(1930-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя