До тех пор, пока нам не удалось поднять в воздух реактивный истребитель Ме-262, мы были практически бессильны против них. В полном соответствии со своим названием они стали просто чумой для нашего высшего командования и населения.
Наши истребители могли схватиться с ними только в том случае, если пикировали на них с большой высоты, достигая тем самым большей скорости. Но поскольку "Москито" подлетали на большой высоте, то этот маневр мог быть осуществлен огда, когда их приближение обнаружива-
лось заранее...."
Люфтваффе в 1941–1945 годах.
Вот такую справедливую оценку дал этому великолепному самолету Второй мировой войны генерал немецких военно-воздушных сил. И именно ему посвящается данная тема.....
Все три сына английского помещика Чарльза Де Хевилленда (de Havilland) из графства Хантс оказались весьма технически одаренными. Так, старший брат Айвон стал главным конструктором моторостроительной компании "Айрис", однако наибольшую известность получил средний брат Джеффри, создавший и возглавивший самолетостроительную фирму "Де Хевилленд" в 1920 года. А еще раньше, в период Первой мировой войны, конструктор Джеффри Де Хевилленд сконструировал несколько самолетов, производившихся большими сериями и получивших огромную известность. Речь идет прежде всего о наиболее удачных легких бомбардировщиках-разведчиках Airco DH.4 (такие машины строились по лицензии 11 фирмами, всего построено около 3 500 самолетов) и DH.9 (построено свыше 5 000 самолетов, в том числе около 1 800 в Советском Союзе под наименованием Р-1).
В период между двумя мировыми войнами компания "Де Хевилленд" занималась главным образом разработкой и постройкой транспортных, легкомоторных и спортивных самолетов сугубо мирного назначения. Ее наиболее заметным достижением в середине 30-х годов стала изящная двухместная гоночная машина DH.88 "Комета" (Comet), удостоенная престижного приза МакРобертсона за победу в гонке Милденхолл (Англия) — Мельбурн (Австралия). В октябре 1934 года летчики Скотт и Блэк сумели преодолеть на "Комете" расстояние в 17 700 км всего за 71 летный час. "Комета" не предназначалась для серийного производства, поэтому компания "Де Хевилленд" без опаски опробовала на ней целый ряд новинок: убирающееся шасси, форсированные рядные двигатели воздушного охлаждения "Gipsy Six" R, двухшаговые винты фирмы "Ratier" (любопытно, что переход с большого на малый шаг происходил автоматически при достижении скорости полета 150 миль/ч, а вот обратно вернуть лопасти на большой установочный угол можно было только после посадки) и деревянное крыло, выполненное по особой технологии с трехслойной несущей обшивкой.
Спроектированное под руководством ведущего конструктора А.Е. Хэгга тонкое, оклеенное тканью крыло с тщательно воспроизведенным профилем RAF 34 стало важнейшей "изюминкой" не только "Кометы", но и ряда более поздних машин "Де Хевилленд". Самолетом заинтересовались зарубежные конструкторы и даже правительства: две из пяти построенных "Комет" впоследствии купили французы, а третью — португальцы, намеревавшиеся организовать с их помощью доставку быстрой почты.
- гоночный самолет DH.88 "Comet" в полете.
Следующей незаурядной конструкцией компании оказался почтовый четырехмоторный трансатлантический лайнер DH.91 "Альбатрос" (Albatross). Он был рассчитан на перевозку 450 кг газетных матриц на расстояние 4 000 км со средней скоростью 336 км/ч, причем даже сильный (до 65 км/ч) встречный ветер на всем маршруте не мог помешать своевременному прибытию в пункт назначения. Специально спроектированные для "Альбатроса" 12-цилиндровые двигатели "Gipsy Twelve" взлетной мощностью 525 л.с. представляли собой спарки "Gipsy Six", объединенные по инвертированной V-образной схеме с общим коленчатым валом. На относительно крупном "Альбатросе" (длина 21 м, размах крыла 31,9 м, максимальная взлетная масса почти 15 т) А.Е. Хэгг опробовал конструкцию цельнодеревянного фюзеляжа с трехслойной обшивкой без стрингеров (монокок). Жесткость и продольную прочность "скорлупе" фюзеляжа придавали толстые планки сверхлегкой и очень эластичной древесины "бальза", пропитанные фенолформальдегидным клеем и уложенные между наружным и внутренним слоями фанеры в пространстве между шпангоутами. Фактически это был один из первых в мире примеров использования композиционных материалов. Основные стойки шасси убирались с помощью электропривода. Все семь построенных машин получили собственные имена, начинавшиеся с буквы "Ф": "Фарадей", "Франклин" и т.д. Часть "Альбатросов" использовали в качестве пассажирских: в фюзеляже оказалось достаточно места для 22 кресел. В начале 1939 года компания "Импэриел Эруэйз" организовала регулярные полеты по маршрутам Кройдон — Париж, Кройдон — Брюссель и Кройдон — Цюрих.
Прикидочные расчеты свидетельствовали, что военный вариант "Альбатроса" в состоянии доставить от берегов Туманного Альбиона к столице Германии 2 700 кг несколько иного "полезного груза", а затем вернуться обратно уже без него. Эти результаты, оглашенные на заседании английского парламента еще в 1936 году, вызвали бурю негодования: "Позор! Почему Берлин?" Депутаты сочли ненужным заказ военного варианта машины. Впрочем, в Министерстве авиации тогда думали примерно так же.
- один из скоростных пассажирских авиалайнеров DH.91 "Альбатрос", носивший имя английского мореплавателя сэра Мартина Фробишера.