De Havilland "Mosquito" - кошмарный сон асов Люфтваффе

История, матчасть, модификации знаменитого британского истребителя

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 De Havilland "Mosquito" - кошмарный сон асов Люфтваффе

Сообщение Scharnhorst » 05 мар 2019, 22:29

Испытание прототипов истребителя


15 мая, с рассветом, рабочие выкатили законченный прототип истребителя W4052 на площадку неподалеку от ангара. Поле оказалось коротковатым для взлета столь скоростного самолета, как "Москито". Джеффри-младший шагами измерил его длину и попросил только срубить несколько деревьев, которые могли помешать ему уже после отрыва машины от земли. Отказ от сборки-разборки самолета, необходимых для транспортировки его "сухопутным" способом на аэродром Хатфилд, сулил неделю-полторы выигрыша во времени. Шла война, и время ценилось очень дорого.
Машину облегчили до предела, залили только минимум топлива, достаточный для "прыжка" в Хатфилд. Рядом с Дж. Де Хевиллендом-младшим в первый и весьма небезопасный полет уходил сотрудник фирмы Ф. Пламб, предварительно поспоривший с Джеффри на один фунт стерлингов, что у того ничего не получится с взлетом со столь короткого импровизированного аэродрома. Однако все закончилось удачно. После 400-метрового пробега W4052 оторвался от земли, а спустя пять минут приземлился на заводском летном поле.
20 мая приступили к отстрелу пушек на земле и в воздухе. Эксперименты прошли без особых проблем: прочность установки оказалась вполне достаточной, системы питания, отвода гильз и звеньев работали безукоризненно.
Конструкторы "Де Хевилленд" опасались, что устойчивость истребителя окажется неудовлетворительной для полетов ночью и в сложных метеоусловиях. В связи с этим решили несколько уменьшить запас топлива (и дальность полета), сдвинув за счет этого центровку вперед.
Однако военные летчики из Боскомб-Даун после непродолжительных испытаний пришли к выводу о достаточной устойчивости W4052 для ночных полетов в случае, если взлетная масса машины не превышала 8 380 кг. Такой вывод, мягко говоря, не вполне соответствовал действительности. Недостаточную продольную устойчивость "Москито"-истребителя с 680-литровым баком позади пушек вынужден был отметить даже летчик-испытатель фирмы в отчете от 5 июля 1941 года. Однако, принимая во внимание мнение заказчиков, "Де Хевилленд" не стала предпринимать никаких шагов для устранения дефекта, если не считать несколько увеличенной площади и размаха горизонтального оперения (на бомбардировщиках и разведчиках — 7,71 м 2 и 5,92 м, на истребителях — 8,18 м 2 и 6,32 м соответственно).
На первом этапе испытаний были получены следующие летные данные прототипа истребителя с взлетной массой 8 400 кг: максимальная скорость — 616 км/ч на высоте 6 600 м, практический потолок 9 300 м и дальность полета на наивыгоднейшей скорости и высоте — 2 100 км.
Изображение - первый полет прототипа истребителя F.Mk.II с заводским номером W4052, 15 мая 1941 года.
В конце июля W4052 вернулся в Хатфилд, где на нем смонтировали радиолокатор AI.Mk.IV. Излучатель локатора в виде стреловидной штанги размещался в носовой части фюзеляжа между стволами "Браунингов", азимутальные приемные антенны — на законцовках крыльев, а антенны, предназначенные для измерения угла места цели, — на правой плоскости примерно посредине ее. Одновременно планировались испытания так называемых "саксофонных" выхлопных устройств, но они не были готовы. В конце августа — начале сентября Дж. Де Хевилленд отрабатывал технику ночных перехватов. Мишенью служил бомбардировщик "Бленхейм". W4052 оборудовали беспоплавковыми карбюраторами, что позволило без опаски совершать энергичные маневры с отрицательными перегрузками. В одном из полетов летчик выполнил полубочку на малой высоте, а затем вышел в нормальный полет растянутой обратной полупетлей.
Изображение - истребитель NF.Mk.II с радаром AI.Mk.V.
Первый вылет "турельного" истребителя W4053 состоялся 14 сентября 1941 года. Он не обошелся без эксцесса — в полете скоростным напором сорвало часть остекления турели. Второй экземпляр (заводской номер W4073) поднялся в воздух в декабре и нес лишь макет турельной установки. Эту машину оборудовали двойным управлением и вскоре после окончания испытаний переделали в учебно-тренировочный самолет, а турель, естественно, демонтировали. Отказ от турелей на "Москито" был вызван не только потерей скорости, но и доказанной на практике способностью поражать бомбардировщики противника в маневренном воздушном бою с применением неподвижного вооружения.
Аэродинамика "Москито" была столь совершенной, что некоторые летчики стали опасаться, как бы их истребитель не стал "проскакивать" мимо самолета-цели. Некоторое время все внимание "Де Хевилленд" оказалось сосредоточенным на тормозных щитках Юнгмана, смонтированных в виде "оборки" вокруг фюзеляжа. Считалось, что такое расположение щитков ослабит вихри, попадающие на стабилизатор. На деле же оказалось наоборот. Выпущенные щитки немедленно вызывали бафтинг хвостового оперения, а вот с основной задачей — торможением самолета — справлялись неважно. Так, при начатом на скорости 400 км/ч торможении самолет терял 160 км/ч за 45 с без щитков Юнгмана и за 30 с — с выпущенными щитками. Лучшего эффекта удавалось достичь путем выпуска основных стоек шасси. Специалисты фирмы экспериментировали с различными вариантами щитков, но добиться положительных результатов не удалось.
За период "активной жизни" на W4052 испытывали бесчисленное множество крупных и мелких изменений. Это были различные варианты выхлопных коллекторов и индивидуальных патрубков, пламегасителей, подкрыльевых бомбодержателей и подвесных баков. Самолет оснащали разнообразными радио- и радиолокационными станциями, прожекторами, реверсивными винтами, менялось и его вооружение. В 1942 году прототип "Москито"-истребителя некоторое время испытывался с 40-мм пушкой, а затем на нем смонтировали резаки для аэростатных тросов.
Изображение - прототип истребителя F.Mk.II в полете. Хорошо видно мощное вооружение, установленное в носу.
Целая эпопея связана с разработкой рационального варианта окраски ночного истребителя. Все специалисты считали, что цвет машины должен быть однотонно черным. Специальная краска "ламповая копоть" с исключительно низким коэффициентом отражения, казалось бы, как нельзя лучше отвечала предъявляемым требованиям. Однако окрашенные в "траурный" цвет W4078 и W4082 стали летать на 42 км/ч медленнее из-за поверхности, ставшей шероховатой. Потерю в скорости сочли чрезмерной и вместо "ламповой копоти" впоследствии стали применять менее "оптически черную", но зато более гладкую краску с поэтическим названием "тихая ночь".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 De Havilland "Mosquito" - кошмарный сон асов Люфтваффе

Сообщение Scharnhorst » 20 фев 2022, 20:32

Серийное производство и модификации



Истребитель "Москито" F.II


Первым серийным истребителем "Мoскито" F.II стал самолет с заводским нoмером W4074. Вслед за ним в декабре 1941 года — марте 1942 года последовала еще 21 машина. Все они выходили с завода в Хатфилде без радиолокаторов и поэтому сразу направлялись в специальные мастерские ВВС, где на самолеты монтировали комплект AI.Mk.IV, работавший в метровом диапазоне длин волн. В связи с выполнением доработок первые подразделения "Москито"-истребителей были подготовлены к боям лишь в конце апреля (хотя 157-я эскадрилья формально перевооружилась "двойками" еще в январе).
Переданные в ночные истребительные эскадрильи машины получили обозначение NF.II. Серийные самолеты развивали максимальную скорость 608 км/ч на высоте 6 700 м (на 8 км/ч меньше, чем прототип W4052). Бомбардировщики B.IV серии I с однотипными моторами "Мерлин" 21 были быстроходнее примерно на 6 км/ч, что объяснялось отсутствием антенн радиoлокаторов и плоского лобового стекла. Частично потерю скорости истребителей удалось скомпенсировать благодаря удлиненным мотогондолам.
От машины к машине максимальная скорость, естественно, менялась. К примеру, небрежная подгонка туннелей воздухозаборников нагнетателей, результатом которой явилось снижение границы высотности моторов на 300 м, однажды привела к уменьшению скорости на 13 км/ч. Однако культура производства на заводе в Хатфилде была весьма высокой, и столь значительные "вариации" появлялись нечасто. А вот небольшие деформации обшивки вблизи отверстия для приема статического давления сказывались очень сильно. Из-за этого порой скорость завышалась на 16–18 км/ч. Поэтому в частях некоторые самолеты не вполне справедливо считали "скоростными", а другие — "черепахами".
Четыре машины из первой партии "Москито" построили в варианте учебно-тренировочных самолетов T.III (фактичeски это были невооруженные истребитeли с двойным управлением, они первое время так и обозначались — F.II dual control). Без крупных изменений (не считая "универсального" крыла, введенного в 1943 году) учебные T.III позднее производились серийно с марта 1942-го по декабрь 1948 года. Самолеты оснащались двигателями "Мерлин" 21 (23 или 25). Нормальная взлетная масса машины составляла 7 700 кг, а максимальная взлетная с двумя 454-литровыми подвесными баками - 8 550 кг. Вооружение, как правило, отсутствовало, хотя встречались и самолеты с двумя-четырьмя пулеметами "Браунинг", которые использовались для тренировок в стрельбе по буксируемым мишеням.
Общий выпуск T.III на заводах в Великобритании составил 358 машин.
В феврале 1942 года из сборочного цеха в Хатфилде выкатили первый истребитель из заказанных годом ранее 150 машин. Всю партию, за исключением нескольких опытных самолетов, строили в варианте F.II. Специально для 23-й эскадрильи "рейнджеров" серию из 25 машин выпустили без радиолокаторов. Указанное подразделение занималось "свободной охотой" над территорией оккупированной Европы, и командование английских ВВС не желало, чтобы локатор попал в руки немцев в случае вынужденной посадки или другой случайности.
На истребителе с заводским номером DD668 впервые испытывалась радиолокационная станция AI.Mk.V, отличавшаяся от "четверки" тем, что электронно-лучeвые трубки приемника имелись не только у оператора, но и у летчика. Индикация цели в то время производилась с помoщью двух трубок, одна из которых позвoляла определять направление на объект в азимутальной плоскости, а вторая — дальность до него. Кроме того, последняя выдавала информацию о том, что самолет противника находится в верхней (или нижней) полусфере относительно носителя РЛС, однако не позволяла установить, насколько выше (или ниже) летит вражеская машина. Летчику ночного истребителя следовало, управляя самолетом, вывести его в такое пространственное положение, в котором сигнал от верхних приемных антенн уравновешивался сигналом от нижних. Такой же баланс следовало выдерживать и для азимутальных сигналов, поступавших от левой и правой антенн на законцовках крыльев. Поскольку превышение цели точно не было известно, случалось, что истребитель "проскакивал" и терял ее из виду. На самолетах, оборудoванных AI.Mk.IV, дело усложнялось еще и тем, что летчик лишь выполнял команды оператора, действовал как бы с "завязанными глазами", и многое зависело от взаимопонимания между членами экипaжа. Для пилота машины с AI.Mk.V задача упростилась, но незначительно. Общепринятый ныне индикатор с круговой разверткой появился лишь у радиолокатора AI.Mk.VIII.
ИзображениеИзображение - фото истребителей "Mosquito" F.Mk.II.
На самолете DD723 опробовали устaновку винто-моторной группы от тяжелого бомбардировщика "Ланкастер" с радиaторами, смонтированными в "бороде" под моторами. Преимущества унификации не могли скомпенсировать ухудшения аэрoдинамики машины, поэтому от такого вaрианта отказались.
Изображение - компоновочная cхема истребителя "Mosquito" F.Mk.II.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 De Havilland "Mosquito" - кошмарный сон асов Люфтваффе

Сообщение Scharnhorst » 05 мар 2022, 23:25

Истребитель-бомбардировщик
"Mosquito" FB.VI


Результаты атак неприятельских аэрoдромов и железнодорожных составов "рейнджерами" из 23-й эскадрильи RAF выявили недостаточную огневую мощь четырех 20-мм пушек. Усиления вооружения можно было добиться путем подкрыльевой подвески бомб или применением реактивных снарядов.
Весной 1942 года несколько истребителей F.II в порядке эксперимента оборудовали двумя подкрыльевыми держателями для 113-кг бомб. Скорость самолета с бомбами на держателях уменьшилась на 15 км/ч, а с одними бомбодержателями — на 8 км/ч. Эти опыты послужили прологом к созданию наиболее массовой модификации "Москито" — истребителя-бомбардировщика FB.VI. На этих машинах, уменьшив емкость фюзеляжного бензобака до 227 л, удалось восстановить небольшой бомбоотсек, в котором могли разместиться еще две 227-кг бомбы.
Учитывая особенности боевого применения "рейнджеров", на опытном самолeте с заводским номером DZ434 (позднее номер был изменен на HJ662/G) смонтировали форсированные, но невысотные моторы "Мерлин" 25 с взлетной мощнoстью по 1 620 л.с. Первый полет эта мaшина, ставшая прототипом истребитeля-бомбардировщика "Москито" FB.VI, совершила 1 июня 1942 года, а в октябре ее испытания успешно завершились.
ИзображениеИзображение - приборная панель de Havilland "Mosquito" FB Mk.VI и новенький "Москито" FB Mk.VI зав. номер LR263 покидает сборочный цех
Однако внедрение истребительно-бомбардировочной модификации в серию задержалось в связи с необходимостью разработки нового усиленного крыла (так называемого "базового" или "унивеpсального") с узлами подвески дополнительных бензобаков, бомб и реактивных снарядов. На базе "шестерки" планировалось создание облегченного ночного истребителя NF.VI и дальнего истребитeля сопровождения LRF.VI, но планы так и остались на бумаге.
Ранние серийные истребители-бомбардировщики FB.VI (300 единиц, так называемая серия I) имели нормальную взлетную массу 9 000 кг и оснащались моторами "Мерлин" 21, 23 или 25 (последних первое время не хватало). С боевой нагрузкой, состоявшей из четырех 113-кг
бомб (две в бомбоотсеке и две под крылом), боезапасом (по 150 снарядов на пушку и по 500 патронов на пулемет) и с 1 825 л топлива в баках, самолет мог пролететь 1 950 км. У земли машина с двигателями "Мерлин" 25 обладала максимальной скоростью 541 км/ч, на высоте 1 550 м развивала 577 км/ч, а на второй границе высотности (3 960 м) — 608 км/ч. Истребители-бомбардировщики серии II могли взять на борт до четырех 227-кг бомб.
Изображение - "Mosquito" FB Mk.VI в полете, хорошо видны пилоны для подвески реактивных снарядов.
В феврале 1943 года на истребители-бомбардировщики FB.VI первой в Истребительном командовании перевооружилась 605-я эскадрилья (аэродром Брэдли Бей), ранее летавшая на "Бостонах" Mk.III. За ней в марте последовала 418-я эскaдрилья канадских ВВС, а в течение лета еще одиннадцать эскадрилий полностью или частично перевооружились машинaми этого типа. В начале 1943 года на самолет зав. номер HJ719 смонтировали направляющие для подвески восьми реактивных снарядов. Этим вариантом вооружения в первую очередь заинтересовалось Береговое командования, в составе которого вскоре появились три эскадрильи FB.VI с "эрэсами". По мнению пилотов, удачный залп реактивных снарядов в сочетании с пушечно-пулеметным огнем был весoмым аргументом в бою против корабля типа "эсминец", не говоря уж о подводной лодке противника.
Постройкой "шестерок" помимо зaвода в Хатфилде занимались английские фирмы "Стандарт Моторс" и "Эрспид". Всего было выпушено 2 584 самолета FB.VI (из них "Де Хевилленд" построила 1 218 машин, "Стандарт Моторс" — 1 066 машин и "Эрспид" — 300 машин).
Изображение - oкончательная доводка и настройка истребителей "Москито" FB Mk.VI построенных фирмой "Стандарт Мотор Компани".
Они состояли на вооружении Истребительного, Бомбардировочного и Берегового командования, а также имелись в составе 2-х тактических ВВС, сформированных после вторжения союзников на Европейский континент (всего 55 эскадрилий в составе английских, канадских, южноафриканских и австралийских ВВС).
Изображение - Проекции и спецификация de Havilland "Mosquito" FB Mk.VI.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 De Havilland "Mosquito" - кошмарный сон асов Люфтваффе

Сообщение Scharnhorst » 14 мар 2022, 18:41

Ночной истребитель
"Mosquito" NF.XII


Очередным вариантом "Москито", созданным в середине 1942 года, явился ночной истребитель NF.XII (модификации NF.X — ночной истребитель и FB.XI — истребитель-бомбардировщик с моторами "Мерлин" 61 остались на стадии проектов, хотя и были заказаны в значительных количествах фирме "Стандарт Моторс" и заводу в Хатфилде). Основным отличительным признаком новой версии "ночника" (опытная машина была переоборудована из NF.II заводской номер DD715) стал сантиметровый радиолокатор AI.Mk.VIII.
Излучающая параболическая антенна локатора разместилась под радиопрозрачным коком в носовой части фюзеляжа. Она могла циклически сканировать относительно вертикальной оси, то есть периодически отклоняться вправо-влево, чем обеспечивалась избирательность локатора по направлению. Если у "четверки" ширина диаграммы направленности луча составляла 120, то у AI.Mk.VIII — всего 11. В результате удалось получить приемлемую дальность обнаружения целей при полете на малых высотах (метровый локатор "ничего на видел" на дальностях, превышавших высоту полета, так как отраженный от земли сигнал "забивал" отметку цели).
Синхронно с антенной на экране индикатора горизонтальной развертки двигался электронный луч, оставлявший яркую отметку в момент, когда антенна "смотрела" на цель. Положение цели в вертикальной плоскости по-прежнему определялось качественно: "ниже-выше", но уже внутри некоторой относительно неширокой области, что значительно сокращало вероятность "проскакивания".
Если первые образцы самолетных радиолокаторов были, с точки зрения летчиков, сродни шаманскому бубну ("черт его знает, может в этом что-то и есть"), то "восьмерка" сняла все сомнения. Пилоты поверили в радиолокатор, который стал значительно надежнее и "дальнобойнее".
В то время как предельная дальность обнаружения двухмоторного бомбардировщика у AI.Mk.V составляла примерно 6 км, то у AI.Mk.VIII — около 8 км. Летчики считали, что полученные преимущества с лихвой компенсировали отсутствие пулеметов "Браунинг". Между прочим, стандартный носовой кок с пулеметами от самолета DD715 практичные англичане отнюдь не "пустили на дрова", а использовали на опытном высотном истребителе NF.XV.
Изображение - oтличия радаров "Mosquito" NF Mk.II и NF Mk.ХII.
После окончания испытаний DD715 было принято решение переоборудовать аналогичным образом еще 97 истребителей NF.II. Эту операцию выполнил технический персонал летной школы в Кембридже, где с "двоек" сняли прежний комплект AI.Mk.IV, а взамен смонтировали "наперсточный" нос с AI.Mk.VIII. В строевые части истребители NF.XII стали поступать в феврале 1943 года. Первой получила их 85-я эскадрилья. Кое-где эти машины оставались на вооружении до самого конца войны.
Изображение - ночной истребитель "Mosquito" NF Mk.ХII 29-й эскадрильи RAF.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация британских королевских ВВС(1930-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя