Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Истребитель-биплан Королевских ВВС

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 13 мар 2018, 00:10

История создания


На рубеже 20-х и 30-х годов кончилась эра бипланов. Многие государства приступили к работам над принципиально новыми самолетами. Великобритания не составляла исключения из этого правила. Более того, Великобритания была вынуждена создавать новый самолет, так как стандартный истребитель Бристоль "Бульдог" требовал немедленной замены. Поэтому в конце 1930 года выдало техзадание F.7/30. К новому истребителю предъявлялись следующие требования: развивать скорость не менее 250 миль/ч (402 км/ч) и нести четыре пулемета. По сравнению с ветераном - "Бульдогом" это был большой шаг вперед. Кроме того, новый истребитель должен был спроектирован так, чтобы быть не только дневным, но и ночным истребителем. Авиастроительные фирмы проявили большой интерес к заданию правительства. Победа в конкурсе открывала перспективу крупносерийного производства самолетов для очередного перевооружения Королевских ВВС.
Фирма "Вестленд" предложила любопытный самолет, в конструкции которого использовалось так называемое крыло Пулавского. Это был моноплан с высоко расположенной кабиной пилота, откуда открывался великолепный обзор во все стороны. В свою очередь, фирма "Супермарин" предложила истребитель "Тип 225" конструкции Р.Дж. Митчелла. Дальнейшие работы над этой линией истребителей в дальнейшем увенчались созданием легендарного "Спитфайра". Но испытания самого "Типа 225" закончились неудачно. Причиной неудачи стало использование двигателя Роллс-Ройс "Госхоук". Низкоплан "Тип 225" с этим двигателем развил лишь 230 миль/ч (370 км/ч). Выбор двигателя "Госхоук" объяснялся традиционной распространенностью в английском авиастроении рядных моторов. Рядный мотор Роллс-Ройс "Кестрел" стоял, например, на самолетах Хоукер "Харт" и Хоукер "Фьюри". Этот мотор был очень удачным, все надеялись на то, что "Госхоук" будет не хуже. Однако надежды не оправдались. Двигатель перегревался, в итоге от него пришлось отказаться.
Конкурс F.7/30 не выявил безоговорочного победителя, но менять "Бульдоги" было нужно. Поэтому в качестве паллиативного варианта выбрали проект SS-19В фирмы "Глостер". Это был прототип "Гантлета" (J9125). Машина проходила испытания в Мартлсхем-Хит в феврале-сентябре 1933 года. Результатом испытаний стал контракт F.24/33 на поставку 24 "Гантлетов" до марта 1935 года.
Такое развитие событий было неожиданным. До той поры "Гантлет" не был фаворитом конкурса F.7/30. Однако эта нежданная победа вдохновила конструктора самолета Фолленда ускорить дальнейшие работы над самолетом. Он действовал как по своей инициативе, так и по заказу своей фирмы. Все понимали, что две дюжины самолетов не спасут Королевские ВВС - скорее всего заказ будет укрупнен, но только, если машина полностью удовлетворит спецификации F.7/30.
Тем временем появилась новая модификация звездообразного двигателя Бристоль "Меркурий". Фолленд полностью пересмотрел конструкцию "Гантлета", надеясь модифицировать машину. Новый проект получил обозначение SS-37. В первую очередь следовало усовершенствовать крылья, шасси, радиатор, а также распорки и расчалки. Двухкамерное крыло заменили однокамерным. Новое шасси SS-37 было создано совместно с фирмами "Данлоп" и "Даути". Шасси имело одиночную стойку, вместо двойной стойки с промежуточной распоркой.
Подобное шасси использовалось и на истребителе Хоукер "Фьюри", выпускавшемся для Испании и Югославии. Новое шасси имело меньшее лобовое сопротивление, что благоприятно сказывалось на летных качествах машины. Фирма "Даути" проектировала саму стойку шасси и рессору, а "Данлоп" отвечала за создание шины, обода и тормоза.
Большие надежды возлагались на форсированный двигатель Бристоль "Меркурий М.Е. 30", благодаря которому SS-37 должен был наконец, удовлетворить главному требованию техзадания F.7/30 - развить скорость 250 миль/ч (402 км/ч). Однако вооружение самолета оставалось неудовлетворительным - только два пулемета "Виккерс Mk III". Чтобы решить эту проблему, Хью Баррафс и Фрэнк Маккена в феврале 1934 года предложили установить под крыльями пару дополнительных пулеметов. Усовершенствованный мотор Бристоль "Меркурий М.Е. 35" развивал мощность 800 л.с. Позднее этот мотор получил известность под обозначением Бристоль "Меркурий Mk IX".
Чтобы ускорить работы, фюзеляж "Гантлета" только усилили с помощью продольных лонжеронов. Это позволило установить в фюзеляже новый маслорадиатор. За кабиной пилота установили обтекатель. Работы над "Гантлетом" продолжались до августа 1934 года.
В это время фирма "Глостер" вошла в состав концерна "Хоукер", что привело к серьезным организационным изменениям. Новым начальником летчиков-испытателей стал П.Э.Дж. Сейер, который раньше работал в "Хоукере", а на новой должности заменил Говарда Сейнтса.
Для SS-37 выбрали тот же мотор, что стоял на "Гантлете" - Бристоль "Меркурий Mk VIS", но в тот момент данным мотор отсутствовал и вместо него поставили Mk IV. Сейер облетал прототип 12 сентября 1934 года, разогнав самолет до 236 миль/ч (380 км/ч). В ноябре на самолет поставили запланированный двигатель Mk IVS, что позволило машине развить скорость 242 миль/ч (389 км/ч) на высоте 11 500 футов (3 500 м). Самолет нес четыре пулемета: два "Виккерса" и два "Льюиса".
Изображение - прототип SS-37 на заводском аэродроме в Хакклоуте, Англия, сентябрь 1934 года
Получив положительную оценку в Экспериментальном центре авиации и вооружения в Мартлсхем-Хите, "Глостер" передал свой проект SS-37 на государственную экспертизу. Испытания на­чались в январе 1935 года все в том же Мартлсхем-Хите.
Параллельно коллектив Фолленда работал над модификацией "Гантлет Mk II". 3 апреля 1935 года Министерство авиации присвоило прототипу SS-37 обозначение F.7/30 и регистрационный но­мер К-5200. В июне 1935 года был готов SS-37 с мотором Бристоль "Меркурий IX" мощностью 840 л.с. Изменения коснулись кабины пилота, изменили фюзеляжные опоры, с хвостового колеса сняли обтекатель. Изменили и форму хвостового оперения. В результате самолет смог развить скорость 253 мили/ч (407 км/ч) на высоте 14 000 футов (4 250 м).
Результаты испытаний, а также принятие программы развития авиации стали причиной того, что Министерству авиации потребовалось всего две недели, чтобы дать самолету положительную оценку. Появилось техническое задание F.14/35 в котором определялись условия и сроки поставки 23 самолетов.
1 июля 1935 года самолет получил официальное название "Гладиатор". В начале июля 1935 года К5200 закончил цикл испытаний и вернулся в Брокуорт. 4 июля прошла публичная презентация "Гладиатора" на выставке вооружений Королевских ВВС в Хендоне. Там самолет поднялся в воздух, в его кабине сидел сам Сейер. В середине июля самолет, налетавший к тому времени уже 85 часов, прошел всесторонний осмотр. По предложению Министерства авиации серийные "Гладиаторы" было решено оснащать моторами Бристоль "Меркурий Mk IX" и двухлопастными деревянными винтами неизменяемого шага, выпускаемыми фирмой "Уоттс".
ИзображениеИзображение - прототип SS-37 во время испытаний, 1935 год.
Некоторую проблему представляло вооружение "Гладиатора". Запланированные пулеметы "Виккерс Mk III" не отвечали предъявляемым к ним требованиям. Было решено искать им замену. Выбор пал на американские пулеметы "Кольт" калибра 7,62 мм (0,30). После небольшой переделки пулеметы перекалибровали под английский стандарт 0,303 дюйма (7,7 мм) и наладили его вы­пуск на фирме "Бирмингем Смолл Армc" под маркой "Браунинг". "Виккерс", опасаясь потерять заказы, представил улучшенный вариант пулемета - Mk III MS, позднее получивший известность как Mk V. Если надежность Mk III не выдерживала никакой критики, то у Mk V надежность удалось заметно повысить, правда, ценой уменьшения скорострельности на 15%.
Прототип К5200 продолжил испытания в сентябре 1935 года, когда Министерство авиации предложило оснастить самолет трехлопастным винтом "Фейри-Рид". 23 октября 1935 года прототип "Гладиатора" получил повреждения, садясь на аэродром Мартлсхем-Хит. Причиной аварии стало разрушение из-за усталости металла лонжерона, к которому крепилась одна из стоек шасси. Пройдя ремонт, К5200 через три недели продолжил испытания нового винта. В ходе испытаний произошла поломка винта, после того как в полете отвалился кок, тут же попавший в лопасти. Перепроектирование кока поручили фирме "Глостер". Провели сравнительные испытания "Гладиатора" с винтами "Фейри-Рид" (трехлопастный металлический) и "Уоттс" (двухлопастный деревянный). Истребитель с трехлопастным винтом был на 31 кг тяжелее и имел на 50 м больший разбег, зато развивал скорость 407 км/ч против 399 км/ч у самолета с двухлопастным винтом. Ско­роподъемность у обоих самолетов была одинаковой. Принципиального улучшения летных характеристик новый винт не дал, но фирме "Фейри" было поручено продолжить совершенствование винта.
В начале 1936 года было решено начать серийный выпуск "Гладиатора". Прототип снова приступил к испытаниям. Задачей испытания было создать машину, которая послужила бы образцом для дальнейшей серии. Совместно с фирмой "Хоукер" была перепроектирована хвостовая часть самолета. Ее конструкцию усилили таким образом, чтобы можно было установить два направляющих полоза для сдвигаемой назад крышки фонаря (до того времени у К5200 была открытая кабина). Крышка фонаря сдвигалась с помощью простой цепной передачи, которую вращал пилот. Так "Гладиатор" стал первым истребителем Королевских ВВС с закрытой кабиной. В ходе испытаний П.Э.Дж. Сейер налетал на прототипа 214 часов. На самолете летали и другие испытатели, в том числе М. Саммерс и Дж. Хайндмарш. Всего "Глостер" выпустил 231 "Гладиатор Mk.I" для Королевских ВВС и 147 на экспорт. Часть английских Mk.I в ходе эксплуатации прошли переделку до стандарта Mk.II.
Изображение - первый серийный "Гладиатор" Mk.1 на заводском аэродроме в Хакклоуте, Англия, 1936 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 14 мар 2018, 17:13

"Гладиатор" Mk.II и "Sea Gladiator"


Главной отличительной чертой самолетов Mk.II стал двигатель Бристоль "Меркурий Mk VIIIA" мощностью 830 л.с., оснащенный редуктором с передаточным числом 0,572. Этот двигатель был создан в соответствии с техзаданием F.36/37 Министерства авиации, которое предусматривал выпуск 50 "Гладиаторов" с этим двигателем. Мотор Бристоль "Меркурий Mk VIIIA" был создан в рамках программы "shadow factory". Программа предусматривала распределение выпуска самолетных частей среди множества субподрядчиков. Это должно было уберечь авиастроение Великобритании от тяжелых потерь, если противнику удалось бы разбомбить один-два крупных завода. В конце войны к подобному решению прибегли и немцы, образовав множество мелких производственных и сборочных цехов по всей Германии.
Изображение - двигатель Бристоль "Меркурий Mk VIII".
Выпускавшийся на "теневом заводе" двигатель получил обозначение Mk VIIIAS и несколько отличался от своего прототипа. Двигатель оснащался полуавтоматом форсажа, который действовал на карбюратор и смесители Хобсона, оптимизируя состав топливной смеси. Двигатель Бристоль "Меркурий Mk VIIIA" обладал возможностью ручного форсирования, что позволяло временно повысить мощность мотора на 10 л.с. На самолете "Гладиатор Mk.II" изменилась приборная доска. Эту доску отработали на серийном "Гладиаторе Mk.I" (K7919). На новой доске добавились гироскоп Сперри, искусственный горизонт Рейда, инклинометр, курвиметр Сквиста, спидометр Смита, альтиметр Колсманна и указатель вертикальной скорости Хьюза.
ИзображениеИзображение - приборная доска истребителя и сам "Гладиатор" Mk.II 615-й эскадрильи, Франция, начало 1940 года.
Работы над Mk.II совпали с заказом Адмиралтейства на палубный истребитель. По мнению многих историков разница между "Гладиатором Mk II" и "Си Гладиатором" была условной, поскольку 38 самолетов первой производственной серии Mk.II переделали в палубные истребители. Эта партия получила название промежуточных (interim) "Си Гладиаторов". От Mk.II они отличались крюком аэрофинишера под хвостом, флотской радиостанцией Т.К. 9 и спидометром, откалиброванным в узлах. Установка крюка заставила усилить конструкцию хвостовой части машины.
Первая партия промежуточных "Си Гладиаторов" прибыла в боевые части в конце 1938 года. Еще до отправки первой партии, в июне 1938 года, Адмиралтейство заключило с "Глостером" новый контракт. Заказ предусматривал поставку 60 "Гладиаторов", соответствующих спецификации F.36/37 (Mk.II). Палубный истребитель "Си Гладиатор Mk.II" был оснащен спасательной надувной лодкой и креплением для катапульты. Лодка находилась под фюзеляжем между стойками шасси, закрытая обтекателем. При этом с самолета при­шлось снять гильзоулавливатель, и на палубном истребителе гильзы просто выбрасывались наружу.
Изображение - "Си Гладиатор" стартует с палубы авианосца "Фьюриес", весна 1940 года.
Первые попытки использовать "Гладиаторы" в Средней Азии показали, что самолет нуждается в доработке. Для этого, ремонтно-запасному отряду №27 в Шоубери поручили разработать комп­лекс соответствующих мер. Самолет получил воздушный фильтр "Воукс". На истребитель погрузили аварийный паек и флягу с водой. Доработанные таким образом "Гладиаторы" начали поступать на вооружение английских эскадрилий, базирующиеся на Востоке и в Египте. Первые машины прибыли в Египет в мае 1939 года. Это были самолеты с серийными номерами L8005, L8012-L8028. Некоторые авторы обозначают эти машины как Mk.II Trop, но в официальных документах того времени подобное обозначение не встречается. Несмотря на то, что "Гладиатор" выпускался крупной серией, никто не сомневался в том, что на вооружении этот самолет долго не продержится. Наступала эпоха "Харрикейна" и "Спитфайра".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 17 мар 2018, 21:26

Окраска и обозначение


"Гладиаторы" британских ВВС


Первые "Гладиаторы", выпускавшиеся заводом в Брокворте, целиком выкрашивались серебристой (алюминиевой) краской. Краску наносили на полотняное покрытие, дюралевые листы оставляли как есть.
Опознавательные знаки (кокарды) наносили в шести позициях. На фюзеляже изображали кокарду "А" диаметром 25 дюймов, каждая концентрическая окружность имела ширину 5 дюймов. На верхней стороне крыльев также наносили кокарду "А", но диаметром 40 дюймов (толщина колец 8 дюймов). На нижней стороне крыла кокарда имела в диаметре 30 дюймов (толщина колец 6 дюй­мов). Серийный номер на нижней стороне крыльев наносился черной краской, литеры имели в высоту 20 дюймов (стандартная высота 30 дюймов, но на нижнем крыле не было места для больших букв). Черными 8-дюймовыми литерами серийный номер дублировался на фюзеляже.
Отдельные английские эскадрильи в качестве своих эмблем в описываемый период использовали геометрические фигуры.
72-я эскадрилья на бортах фюзеляжа несла три горизонтальные полосы: красные крайние, синяя внутренняя. Полосы образовывали прямоугольник, расположенный перед кокардой на фюзеляже, а за кокардой сходились в треугольник, направленный острым концом на серийный номер. На верхнем крыле проводились две параллельные красные полосы, соединенные на концах красными прямоугольниками. Между ними проходила синяя полоса, достигавшая кокард. Цветные метки звеньев имелись на колесных дисках, а также на килях машин командиров звеньев.
3-я эскадрилья в течение долгого времени использовала зеленую полосу, но с появлением "Гладиаторов" в 1937 году обозначение сменили на зеленый "вымпел" с закругленной передней частью. В центре "вымпела" находилась фюзеляжная кокарда. На верхнем крыле наносили зеленый широкий ромб между кокардами. Цветные метки звеньев наносились по той же схеме, что и 72-й эскадрилье.
54-я эскадрильяиспользовала свой герб, нанесенный на поле цвета звена.
80-я эскадрилья имела только свою эмблему.
65-я эскадрилья использовала красный шеврон, наносившийся по обоим бортам фюзеляжа и на верхнем крыле.
73-я эскадрилья использовала довольно сложную цветовую схему. На фюзеляже изображался "меч" сине-желтого цвета, частично заслоненный кокардой. На верхней стороне верхнего крыла похожий мотив изображался внутри от кокард.
87-я эскадрилья - на фюзеляже черный прямоугольник с зелеными змеями.
56-я эскадрилья - на фюзеляже и верхнем крыле прямоугольники с красно-белой клеткой.
В 25-й и 85-й эскадрильях цветные обозначения на "Гладиаторах" не встречались.
В период Мюнхенского кризиса истребители перекрасили. Самолеты получили камуфляж Dark Green/Dark Earth. Утвердили два типа камуфляжа: "А" и его инверсный вариант "В". В целом ка­муфляж "Гладиатора" был обычным для английских одномоторных истребителей-бипланов. От использования цветных обозначений отказались. Кокарды заменили на так называемые национальные опознавательные знаки военного времени тип "В" (сине-красные). На "Гладиаторах" новые эмблемы наносились так. Ширина красного кольца доводилась до 2/5 диаметра кокарды, а внутреннюю часть кокарды закрашивали синей краской. Таким образом, синий круг имел диаметр 25 дюймов, а красное кольцо было шириной 10 дюймов. На верхней стороне крыла эмблема была диаметром 40 дюймов в 16-дюймовым красным кольцом. На нижней стороне диаметр эмблемы 30 дюймов, ширина кольца 12 дюймов.
Изменилась и окраска днища самолета. Ввели так называемую схему "день-ночь" - одно крыло белое, другое черное (в оригинале Night-White). Существовало несколько вариантов этой схемы, которые заключались в том, что крылья действительно красили в черный и белый цвет, а вот фюзеляж между ними закрашивался по-разному. Чаще всего днище фюзеляжа и нижнюю поверхность горизонтальных стабилизаторов оставляли алюминиевого цвета. У некоторых машин серебристыми оставляли элероны и закрылки, или их красили в контрастный цвет цвету крыла.
Одновременно для обозначения эскадрилий ввели двухбуквенный код, заменивший разного рода цветные импровизации. Каждый самолет эскадрильи теперь имел трехбуквенный бортовой код. Две первые буквы слева от кокарды обозначали эскадрилью, а третья буква права от кокарды указывала на самолет в составе эскадрильи. Буквы наносились специально утвержденной для этих целей краской, известной под названием Sea Grey Medium (DTD 33B/157).
В процессе камуфляжа самолетов оказались закрашенными оригинальные серийные номера на крыле и бортах фюзеляжа. Эти номера снова нанесли черными 8-дюймовыми литерами на бортах фюзеляжа.
До начала войны на самолетах изображались и официальные эмблемы эскадрилий. В период Мюнхенского кризиса эскадрильи имели следующие буквенные обозначения:
3-я эскадрилья - ОР, 25-я эскадрилья - RX,
54-я эскадрилья - DL,
65-я эскадрилья - FZ,
72-я эскадрилья - SD,
85-я эскадрилья - NO,
607-я эскадрилья - LW.
С октября 1938 по май 1939 года были сформированы еще три эскадрильи:
603-я эскадрилья - RL, 605-я эскадрилья - НЕ, 615-я эскадрилья - RR.
К началу войны на "Гладиаторах" летали четыре эскадрильи. Две из них, отправленные во Францию, получили новые коды:
607-я эскадрилья - AF,
615-я эскадрилья - KW.
В 1939 году камуфляж бипланов изменился. В Королевском авиационном центре в Фарнборо разработали специальный камуфляж. Принцип окраски заключался в том, что затененные поверх­ности самолета окрашивались в более светлый цвет. Такая схема получила название "Shadow Shading". Как обычно, имелись два инверсных варианта камуфляжа: "А" и "В". Верхняя сторона верхнего крыла и верхняя часть фюзеляж (примерно до середины борта), а также верхняя сторона горизонтальных стабилизаторов окрашивались в цвет Dark Green и Dark Earth. Затененные поверх­ности (верхняя сторона нижних крыльев, нижняя сторона фюзеляжа, киль и руль направления) окрашивались в цвета Light Green и Light Earth.
Аналогичный камуфляж был предложен и для палубных самолетов. Освещенные поверхности камуфлировались цветами Extra Dark Sea Grey и Dark Slate Grey, а затененные поверхности - Dark Sea Grey и Light Slate Grey. Расположение пятен на самолетах разных типов зависело от расположения на них теней.
Позже светлыми красками покрывали только верхнюю сторону нижних крыльев. "Гладиаторы" получали новый камуфляж или в боевых частях или на складах. Такой камуфляж имели большинство "Гладиаторов", участвовавших в боях во Франции. Нижние поверхности окрашивали блестящей краской или красили по схеме "день-ночь".
Осенью 1939 года в очередной раз изменились опознавательные знаки. Телеграммой А.949/32, отправленной во все части 30 октября, предписывалось в период с 5 по 10 ноября на все самолеты нанести кокарды типа "А" на верхние и нижние стороны крыльев. Исключение составили только ночные истребители и бомбардировщики, у которых нижняя сторона крыльев целиком заливалась черным цветом. У "Гладиаторов" на нижних крыльях кокарды "А" наносились на белый круг диаметром 15 дюймов. Диаметр красного центра уменьшили до 5 дюймов.
"Гладиаторы", отправленные в Норвегию (263-я эскадрилья), несли четырехцветный камуфляж. На верхнем крыле имелись кокарды тип "В" диаметром 40 дюймов, на нижних крыльях - кокарды тип "А" диаметром 30 дюймов, а на фюзеляже - кокарды тип "А" диаметром 25 дюймов. Кодовые литеры (НВ) наносились краской Medium Sea Grey. Здесь следует упомянуть о донесении командира эскадрильи У. Стрейта, который утверждал, что "Гладиаторы" 263-й эскадрильи в ходе боевых действий были перекрашены перед отправкой в Норвегию. Низ и борта фюзеляжа, а также киль и нижняя сторона горизонтальных стабилизаторов были выкрашены в цвет Sky Grey. Пятна цвета Light Earth на нижних крыльях закрасили краской Sky Grey. На остальной части фюзеляжа и верхнем крыле пятна Dark Earth закрасили краской Medium Sea Grey. Таким образом, самолеты несли необычный камуфляж Light Green/Sky Grey на нижнем крыле, Dark Green/Medium Sea Grey на верхнем крыле и Sky Grey на нижней стороне фюзеляжа. Нижнюю сторону нижнего крыла оставили черно-белой. Поскольку нет никаких фотоснимков, подтверждающих ис­пользование подобной схемы, то к ней можно относиться с осторожностью.
1 мая 1940 года опознавательные знаки снова изменили. Приказом Х.485, разосланным во все части, предписывалось увеличить контрастность кокард типа "А", добавив к ним желтую кайму. Новые кокарды стали называться тип "АL".
В это же время были введены вертикальные цветные полосы на руле направления: красная, белая и синяя. Официально, ширина полос на руле направления должна была равняться ширине концентрических колец кокарды на фюзеляже.
Добавление желтого канта увеличило диаметр кокарды до 35 дюймов. Ширина полос на руле направления в действительности составляла одну треть от ширины руля. Однако ни одного фотоснимка "Гладиатора" с вертикальными полосами на руле направления не сохранилось.
15 мая 1940 года телеграммой X 4794/6 предписывалось на нижнюю сторону крыльев всех самолетов нанести кокарды, чтобы облегчить идентификацию самолетов с земли. Однако "Гладиаторы", сражавшиеся во Франции, такие кокарды уже имели.
6 июня 1940 года ввели новую схему окраски нижних поверхностей самолета. Вместо черно-белой схемы, нижнюю сторону фюзеляжа и крыльев стали целиком заливать краской Sky.
"Гладиаторы", остававшиеся в Англии до конца 1940 года, получили двухцветный камуфляж Dark Green/Dark Earth, нижние поверхности окрашивались краской Sky.
Первые "Гладиаторы", которые прибыли в Африку и на Ближний Восток, были серебристого цвета. Позднее самолеты получили двухцветный камуфляж Dark Green/Dark Earth + Night/White. В конце 1940 года появился пустынный камуфляж: чистый Dark Earth заменили краской, составленной из пигмента Ident. Yellow с добавлением Dark Earth, что давало песочный цвет. Нижние поверх­ности машины окрашивали смесью красок Bright Ident. Blue и Ident. White, что давало цвет, похожий на светлый ультрамарин. Очень быстро песочную смешанную краску заменили готовой краской Light Earth. Этот тип камуфляжа использовался в тех районах, где было не так много песка, как в пустыне. Со временем, части передислоцировались в другие районы Северной Африке, где воз­никла необходимость в более коричневом камуфляже. Новый камуфляж состоял из пятен Dark Earth и Light Earth, вскоре Light Earth заменили на более подходящий по оттенку Middle Stone. Нижние поверхности самолета закрашивали краской Azure Blue.
3-я австралийская эскадрилья летала на «Гладиаторах» в пустынном камуфляже. Эскадрилья имела кодовое обозначение CV, но на машинах оставались старые коды, сохранившиеся со времен эксплуатации истребителей в эскадрильях Королевских ВВС.
"Гладиаторы", переведенные на вспомогательную службу, сохраняли старый камуфляж. Машины, использовавшиеся для разведки, вскоре перекрасили. Линию разделения верхнего и нижнего камуфляжа подняли до середины борта. Высокая граница между нижним и верхним камуфляжем была характерна и для самолетов морской авиации.
"Гладиаторы", остававшиеся в частях Королевских ВВС после 1940 года, несли стандартный для того времени истребительный или разведывательный камуфляж.
Первые "Си Гладиаторы" были серебристого цвета. Кокарды тип "А", кроме того, на фюзеляже имелись цветные полосы, обозначавшие принадлежность к той или иной части. Кодовые обозна­чения белые, а серийные номера черные. Изменения в окраске и опознавательных знаках проходили на флоте параллельно с Королевскими ВВС. В августе 1939 года Адмиралтейство ввело для морской авиации камуфляж Dark Sea Grey/Battleship Grey. Позднее появилась деконтрастирующая окраска "Shadow Shading": Extra Dark Sea Grey/Dark Sea Grey + Dark Sea Grey/Light Slate Grey, низ Sky Grey. Линия раздела между верхним и нижним камуфляжем проходила выше, чем на самолетах Королевских ВВС - примерно на середине высоты борта. На камуфляже кодовые обозначения наносились черной краской. Так выглядели «Си Гладиаторы», базировавшиеся на Мальте. Позднее у мальтийских машин изменили расположение пятен, а днище перекрасили другим оттенком краски Sky.
Изображение - варианты окраски "Гладиаторов" британских ВВС.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 19 мар 2018, 20:44

"Гладиаторы" ВВС Бельгии, Норвегии и Португалии


Бельгийские "Гладиаторы" прибыли в страну в двухцветном камуфляже: верхний Khaki (FS 595а 20040, эта краска быстро выцветала) и нижний Silver (FS 595а 37178). Самолеты получили специальные обозначения для перелета в Бельгию. На месте машины получили новые кодовые обозначения в диапазоне от G-17 до G-38. Кодовые обозначения наносили на нижнюю сторону крыла. Литера G на левом крыле, снаружи от пулемета, цифры на правом крыле, причем цифры от 17 до 31 наносили между фюзеляжем и пулеметом, а от 32 до 38 - десятки и единицы по бокам от кожуха пулемета. Опознавательные знаки (кокарда черно-желто-красная, считая из центра) наносились в шести позициях по английскому образцу. Эмблема эскадрильи - красная комета с белым кантом - изображалась по бортам фюзеляжа над кокардой.
Норвежские "Гладиаторы" были серебристого цвета. Номера наносили по бортам фюзеляжа черной краской. Опознавательные знаки в виде полос (на крыльях шириной 100 см) были следующих цветов: красный (37,5 см), белый (6,25 см), синий (12,5 см), белый (6,25 см), красный (37,5 см). Полосы наносили как на верхнем, так и на нижних крыльях. Такую же цветную полосу наносили на руле направления: (от петлей подвески) красный (22 см), белый (7,5 см), синий (5 см), белый (7,5 см), остальная часть руля красная.
Португалия получила "Гладиаторы" в двухцветной окраске: верхняя сторона темно-зеленая, нижняя - светло-голубая. Линия раздела проходила очень низко.
Опознавательные знаки: красный крест на фоне белого круга наносился на верхнее и нижние крылья. На киле имелась зелено-красная полоса с эмблемой ВВС Португалии. Индивидуальные но­мера самолетов черные на нижних крыльях и белые на фюзеляже.
P.S. Схемы окраски истребителей упомянутых стран есть среди боковиков, выложенных в предыдущем сообщении...
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 21 мар 2018, 01:00

Шведские "Гладиаторы"


Первые шведские "Гладиаторы" были серебристые. Опознавательный знак в виде трех золотых корон помещался в шести позициях. Руль направления желто-синий.
Позднее шведы ввели двухцветный камуфляж: оливково-зеленый (ovivgront, FS 34097) и серо-голубой (ljustblagra, FS 36473). Линия раздела проходила по середине борта. Опознавательные знаки (kronkarke) в шести позициях - три желтые короны с тонким черным кантом на фоне голубого круга (с 1940 года круг получил тонкий белый кант). Первоначально цифровые обозначения делались черной краской на фюзеляже. Позднее добавились белые цифры на руле направления. Небольшие черные цифры за капотом двигателя заменили большими белыми. Номер включал в себя номер эскадрильи и номер самолета.
Эскадрилья F19, участвовавшая в боях в Финляндии, использовала несколько другую схему окраски. На оригинальный шведский камуфляж нанесли нерегулярные полосы серебристого цвета (FS 17178). Поскольку шаблоны не использовались, каждый самолет получил уникальный камуфляж. Шведские опознавательные знаки заменили финскими, а также добавили кодовое обо­значение, сделанное желтой краской на руле направления примерно на высоте 1 м. Кок винта выкрасили в желтый цвет. Серебристые полосы наносили так, чтобы не закрыть ими шведские ре­гистрационные номера, находящиеся на хвосте самолета.
После окончания финской кампании, перед отправкой в Швецию, финские опознавательные знаки закрасили черной краской (получились черные круги). Эти круги стали фоном для различных эмблем. На хвостах "Гладиаторов" нарисовали черепа со скрещенными костями. По возвращению на родину, самолетам вернули стандартный камуфляж.
Изображение - варианты окраски шведских "Гладиаторов" Mk.I.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 24 мар 2018, 00:21

Финские "Гладиаторы"


Финские "Гладиаторы" получили стандартный английский камуфляж типа "Shadow Shading". Опознавательные знаки - белый круг с голубой свастикой - в шести позициях. Желтая полоса быстрой идентификации на фюзеляже и нижней стороне оконцовок крыла.
Позднее самолеты перекрасили в соответствии с финскими правилами: нерегулярные пятна черного и оливково-зеленого цвета, днище светло-серое. Желтые полосы быстрой идентификации ос­тались на месте.
Самолеты несли номера от GL-251 до GL-280, нанесенные на фюзеляж и нижнюю сторону нижнего крыла черной краской.
В частях опознавательные знаки на верхней стороне крыла замазывали черной краской, чтобы затруднить прицеливание истребителям противника.
Аналоги цветов финского камуфляжа:
Оливково-зеленый - FS 34096 (но с заметным коричневым оттенком), черный - FS 37038, светло-серый - FS 36440, светло-голубой - FS 35414 (но с просинью), желтый - FS 13655 (блестящий), красный - FS 21302.
Изображение - варианты окраски финских "Гладиаторов".

Ирландские и китайские "Гладиаторы"


Четыре ирландских "Гладиатора" имели тот же камуфляж, что португальские машины: темно-зеленый/серебристый. Самолеты несли номера от 23 до 26, нанесенные белой краской по бортам фюзеляжа и черной краской на нижней стороне нижних крыльев. Опознавательные знаки в виде полос (оранжевый, белый, яблочно-зеленый) на крыльях и руле направления.
Изображение - пример окраски ирландских "Гладиаторов".
Китайские самолеты были целиком выкрашены в темно-зеленый (Dark Green). Большие (высота 24 дюйма) белые номера на бортах фюзеляжа. Руль направления в бело-синюю полоску. Опознавательные знаки - белое солнце (двенадцатиконечная звезда) с вписанным голубым кругом. Знаки наносили на верхнюю сторону левого крыла и нижнюю сторону правого.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 26 мар 2018, 14:37

Греческие, литовские, латвийские и трофейные "Гладиаторы"


Первые два "Гладиатора", купленные для Греции ее гражданином, были серебристыми с греческими опознавательными знаками. Машины, переданные грекам англичанами в 1940 году, несли стандартный камуфляж Королевских ВВС, греческие опознавательные знаки на них нанести не успели.
Литовские "Гладиаторы" были серебристые, лишь верхняя сторона крыльев оливково-зеленого цвета. Черные номера от G-701 до G-714, были нанесены еще в Англии. На сохранившихся фотографиях видно, что руль направления выкрашен в тот же цвет, что и верхняя сторона крыльев.
Опознавательные знаки - крест с бело-черным кантом на руле направления.
Латвийские "Гладиаторы" несли камуфляж бельгийского типа: хаки/серебристый. Линия раздела проходила примерно на высоте середины борта. Опознавательные знаки: красная свастика на фоне белого круга в шести позициях, причем на верхней стороне крыльев свастика наносилась прямо на камуфляж без белого фона. Индивидуальный номер черный с белым кантом.
Изображение - варианты окраски литовских и латвийских "Гладиаторов".
Трофейные "Гладиаторы" перекрашены в серый цвет RLM 02 Grau. Кожух двигателя остался зеленого цвета. Опознавательные знаки - немецкие, стандартные. Бортовые номера черные.
Изображение - вариант окраски трофейных "Гладиаторов", вошедших в состав Люфтваффе.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Gloster "Gladiator" - история, матчасть, модификации

Сообщение Scharnhorst » 13 апр 2018, 15:02

Техническое описание


"Гладиатор" Mk.I и Mk.II


Глостер "Гладиатор" - одномоторный истребитель-биплан. Одноместный, с закрытой кабиной, металлический с матерчатой обшивкой.
Фюзеляж состоял из четырех частей: моторамы, передней части, задней части и хвостового оперения. Каждая часть имела каркас в виде решетки Уоррена, собранной из стальных и алюминиевых труб. Трубы соединялись винтами, стыки усиливались накладками. Стыки технологического членения фюзеляжа имели дополнительное усиление. Всю конструкцию усиливали проволочными растяжками. Шпангоуты из легкого сплава, к ним крепились частые стрингера, служившие опорой для матерчатой обшивки. Переднюю часть фюзеляжа покрывали дюралевые листы.
Хвостовая часть включала в себя регулируемый горизонтальный стабилизатор. Несущие элементы стабилизатора - трубчатые лонжероны со штампованными дюралевыми нервюрами. К заднему лонжерону подвешивался руль высоты. Руль высоты приводился в движение тягой, проходящей между лонжеронами и нервюрами. Киль крепился к фюзеляжу с помощью выступающей части лонжерона и двух растяжек. Хвостовая часть фюзеляжа и хвостовое оперение имели матерчатую обшивку.
Площадь горизонтального стабилизатора 1,79 м2, рулей высоты 1,72 м, киля 0,55 м, руля направления 1, 35 м2. Горизонтальный стабилизатор можно было заклинить в любом положении в диапазоне от 3°30' +/- 15' вверх до 4°30' +/-15' вниз.
Отклонение руля направления 19°+/-1° в обе стороны, привод рулей классический, с помощью тяг.
Шасси неубирающееся, свободнонесущее с амортизатором внутри ступицы, типа "Даути". Тормоза пневматические типа "Данлоп". Колея 3,66 м. Колеса "Данлоп" АН. 20065.75x19, шины "Данлоп" О.А.17x19 (тропический вариант "Данлоп" 9x18). Нормальное давление 0,33 МПа (3 атм), в тропических шинах 0,28 МПа.
Хвостовое колесо свободно вращающееся, с гидравлическим и пружинным амортизатором, тип "Данлоп" АН.5000 или Пальмер №637 с шиной "Экта-Данлоп" 4x3,5 или "Экта-Данлоп" 270x100 давлением 0,21 МПа.
Вооружение состояло из четырех пулеметов "Браунинг" калибра 7,7 мм (0,303). Спуск пневматический с помощью кнопки на ручке управления. Давление в системе спуска обеспечивалось за счет баллонов со сжатым воздухом тормозной системы. Два пулемета, установленных по бортам фюзеляжа, оснащались синхронизатором и стреляли через диск винта. Боекомплект 600 выстрелов на ствол. Еще два пулемета находились под нижним крылом и имели боекомплект по 400 выстрелов на ствол. Ракетница "Бери" с восемью ракетами хранилась внутри кабины.
Первые 60 "Гладиаторов" несли под крыльями пулеметы "Льюис" с боекомплектом 97 выстрелов на ствол, питание дисковое. Десять следующих машин несли под крыльями пулеметы "Виккерс К" с боекомплектом 100 выстрелов на ствол. У "Си Гладиаторов" имелась возможность установить еще два пулемета в верхнем крыле.
Двигатель крепился восемью винтами к шестиугольной мотораме. От фюзеляжа мотор отделяла противопожарная переборка.
Крылья двусоставные, верхнее крыло сдвинуто вперед относительно нижнего. Форма прямоугольная, без скоса, округлые оконцовки. Конструкция крыла двухлонжеронная (тип "Хоукер"). Лонжероны клепанные, из высокоуглеродистой стали, нервюры штампованные. Обшивка крыла матерчатая.
Размах крыла 9,38 м (и верхнего и нижнего), хорда 1,75 м, промежуток между крыльями 1,62 м. Верхнее крыло на "Гладиаторе Mk I" выступало вперед на 0,69 м относительно нижнего, а на "Гладиаторе Mk II" и "Си Гладиаторе" - на 0,75 м. Промежуток между крыльями у "Гладиатора Mk I" 1,62 м, у "Гладиатора Mk II" 1,59 м. Угол заклинивания крыльев (верхнего и нижнего) 2°30' +/-15', возвышение 3°15'.
Площадь верхнего крыла 15,72 м2, нижнего крыла 14,29 м2, удлинение крыла 6,44. Оба крыла оснащались щелевыми элеронами типа "Фрайз" и закрылками "крокодилового" типа. Элероны отклонялись вверх и вниз на 37/8 дюйма вверх и вниз, отклонение закрылков до 90°.
Профиль крыла RAF 28. Крылья имели две пары распорок и крестообразные растяжки.
Самолеты, эксплуатированные в пустыне, оснащались фильтрами "Воукс" и комплектом выживания в пустынных условиях.
Двигатель. Глостер "Гладиатор Mk.I" оснащался мотором Бристоль "Меркурий IX" с наддувом, девятицилиндровый, звездообразный (одинарная звезда), воздушного охлаждения.
Винт "Уоттс" двухлопастный фиксированного шага диаметром 3,277 м.
Максимальная мощностью 840 л.с. на высоте 4 420 м при 2 750 об./мин, 730 л.с. на высоте 3 800 м при 2 400 об./мин, 825 л.с. на высоте 4 100 м при 2 650 об./мин. Двигатель блокирован с редуктором 0,5:1. Шаг винта 6,553 м.
Набор высоты шел на оптимальной скорости 200 км/ч (125 миль/ч) до высоты 2 430 м (8 000 футов), затем скорость падала до 160 км/ч (100 миль/ч) на высотах до 7 000 м (23 000 футов) и до 145 км/ч (90 миль/ч) на высотах до 8 530 м (28 000 футов).
Дальность полета с запасом топлива 377 л (83 галлона) со скоростью 362 км/ч при 2 400 об./мин на высоте 4 400 м (с учетом 5 галлонов на взлет, набор высоты и разгон) 690 км (428 миль). Продолжительность полета 1 ч 54 мин. При полной нагрузке (и тех же условиях) 570 км (352 мили), продолжительность полета 1 ч 36 мин.
Глостер "Гладиатор Mk.II" оснащался мотором Бристоль "Меркурий VIIIA" или VIIIAS с механической догрузкой, звездообразный, девятицилиндровый, воздушного охлаждения.
Винт "Фейри-Рид" металлический диаметром 3,20 м, трехлопастный, фиксированного шага 6,48 м.
Характеристики двигателя: 840 л.с. (боевое форсирование) на высоте 4 450 м при 2 750 об./мин, 735 л.с. стартовая мощность на уровне моря. Максимальная мощность на высоте 3 840 м при 2 400 об./ мин 730 л.с. Двигатель агрегатирован с редуктором передаточным числом 0,572:1.
Скороподъемность на скорости 200 км/ч (125 миль/ч) до высоты 2 430 м (8 000 футов), 160 км/ч (100 миль/ч) до высоты 7 300 м (24 000 футов), 145 км/ч (90 миль/ч) до высоты 9 150 м (30 000 футов).
Дальность полета с 377 л (83 галлонами) топлива со скоростью 362 км/ч при 2 400 об./мин на высоте 4 450 м - 714 км (444 миль), длительность полета 2 ч 6 мин.
Дальность полета при полной нагрузке (в т.ч. тропическая версия) и запасом топлива 318 л (70 галлонов) со скоростью 354 км/ч на высоте 4 390 м - 547 км (340 миль), продолжительность полета 1 ч 30 мин.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация британских королевских ВВС(1930-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя