Ещё не запустив в массовое производство свой новый истребитель "Харрикейн", главный конструктор фирмы "Хокер эйркрафт" Сидней Кэмм (личность в английской авиации столь же легендарная, как у нас Туполев) уже стал задумываться о том, а что же последует за ним?
С этой целью летом 1937 года он начал переговоры с представителями дирекции технического развития министерства авиации Великобритании. У Кэмма уже имелись намётки концепции нового истребителя, которые, правда, не совсем совпадали с пожеланиями потенциального заказчика.
Основные разногласия сводились к двум пунктам. Кэмм предлагал создать преемника "Харрикейну", массовому многоцелевому истребителю. Представители же дирекции хотели, чтобы новая машина не заменила старую и вместе с ней уже готовящийся "Спитфайр", а дополнила их при выполнении задач особого рода. Британской авиации требовался истребитель-перехватчик для борьбы с бомбардировщиками противника. Предполагалось, что ему не часто придется вступать в единоборство с неприятельскими истребителями - в основном с тяжёлыми маломаневренными двухмоторными дальними истребителями сопровождения.
Второе разногласие прямо проистекало из первого. Кэмм, действуя в духе тогдашней теории "единого калибра", собирался установить на самолёт ни много ни мало 12 пулемётов калибра 7,69 мм. Заказчики же считали, что против бомбардировщиков эффективнее пушки.
По поводу силовой установки мнения сторон сходились: надо попробовать один из экспериментальных двигателей мощностью около 2 000 л.с. Подобные моторы создавали тогда три английских фирмы - "Нэпир", "Роллс-Ройс" и "Бристоль". Нэпир "Сейбр" являлся совершенно новой разработкой. Это был Н-образный 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения - развитие конструкции предыдущего "Дэггера". Основной особенностью его было бесклапанное газораспределение с подвижными гильзами цилиндров. Из всей троицы этот вариант обещал наиболее высокие характеристики.
"Валчер" фирмы "Роллс-Ройс" представлял собой два V-образных мотора "Переграйн", соединённых Х-образно и работающих на один вал. "Переграйн" был достаточно отлажен и не сулил больших проблем. Бристоль "Центаурус" (двойной звездообразный воздушного охлаждения) казался "котом в мешке", поэтому его даже не стали рассматривать.
В завершение переговоров Кэмму посоветовали немного "притормозить", пока не утрясутся мнения в самом министерстве, где также ещё не сформировалась общая точка зрения на концепцию машины. Это мнение оформилось лишь в конце года в виде технического задания Р.18/37, которое 15 января 1938 года разослали десяти крупным самолётостроительным компаниям Англии.
Назначение самолёта определялось как истребитель-перехватчик, а стало быть, упор делался на скорость и скороподъёмность, маневренность же оценивалась как второстепенный фактор. Приложение В, формулировавшее основные требования к конструкции, чётко определяло вооружение (четыре пушки калибра 20 мм), но оставляло свободу в выборе типа двигателя. Последнее учитывало то, что рекомендуемые моторы были ещё очень "сырыми" и могли создать неприятности в будущем.
Уже 22 апреля фирма "Хоукер эйркрафт" предложила министерству предварительные проекты нового истребителя, условно обозначенные как "тип К" (с "Валчером") и "тип N1" (с "Сейбром"). Проекты приняли, впоследствии присвоив им названия "Торнадо" и "Тайфун" соответственно. По сути, это были варианты одной и той же конструкции. Самолёт сохранил общую компоновку "Харрикейна", но стал больше и существенно тяжелее.
Передняя часть фюзеляжа имела традиционную для фирмы "Хоукер" несущую ферму из труб, задняя представляла собой цельнометаллический монокок. Двухлонжеронные крылья были обшиты металлом, причём обшивка принимала на себя часть нагрузки.
Существенная разница имелась только в мотоустановке. На "Торнадо" радиатор первоначально располагался в обтекателе под центропланом (как у "Харрикейна"), а на "Тайфуне" - под мотором, образуя характерную "бороду". Выхлопные патрубки "Валчера" стояли в два ряда на каждом борту, у "Сейбра" - в один ряд. Перестраховываясь (как потом оказалось, правильно), Кэмм готовил сразу два варианта вооружения: "А" - с 12 пулемётами, "В" - с четырьмя пушками.
- первый опытный образец "Тайфуна" (общий вид).
Планер истребителя в обоих случаях был практически идентичен. Правда, у "Торнадо" крыло располагалось на 80 мм ниже, иначе "Валчер" невозможно было установить над передним лонжероном центроплана. Особенностью кабины являлись двери автомобильного типа, стекла в которых опускались и поднимались.
Посадку лётчика на своё место облегчала откидная крышка фонаря. Интересно, что в средней части козырька сразу предусмотрели установку бронестекла. Фонарь плавно переходил в гаргрот, под передней частью которого была упрятана противокапотажная рама.
30 августа 1938 года министерство авиации заказало по два опытных образца "Торнадо" и "Тайфуна", оформленных двумя разными документами, поскольку опасались задержки с поставкой "сейбров".