Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.  Проект завершен!

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 22 май 2018, 20:41

Силовая установка


На "Тайфуне" устанавливался 24-цилиндровый Н-образный (с горизонтальным расположением цилиндров) двигатель жидкостного охлаждения Нэпир "Сейбр" II максимальной мощностью 2 200 л.с. Он имел редуктор и двухскоростной приводной нагнетатель. Мотор весом 1 070 кг монтировался на раме из труб. Выхлоп осуществлялся в патрубки, общие для двух рядов цилиндров одного борта. Запуск двигателя - пиротехническим стартером "Коффман".
При пожаре автоматически срабатывал огнетушитель, его можно было также включить нажатием кнопки на приборной доске.
Мотор охлаждался смесью "гликоль" (70% воды и 30% этиленгликоля). Латунный расширительный бачок кольцевой формы охватывал носок двигателя. Комбинированный радиатор "Серк" располагался под мотором в обтекателе. В центре овального жидкостного радиатора был вмонтирован круглый масляный. Тёплым воздухом, отбиравшимся из канала за радиатором, обогревались кабина лётчика и отсек вооружения, тот же воздух подавался в пространство между двумя стёклами козырька. Поток охлаждающего воздуха регулировался створкой на выходе из канала, управляемой гидроприводом. Возможно было также управление заслонкой вручную.
ИзображениеИзображение - мотоустановки истребителей "Тайфун" раннего и позднего выпусков, крышки капота сняты.
Первоначально на самолёте стоял трёхлопастный винт-автомат DH 55/2 диаметром 4,27 м с лопастями, изготовленными из алюминиевого сплава, втулка имела гидроуправление шагом. Позже его заменили аналогичным четырёхлопастным пропеллером. На втулку был надет кок оживальной формы.
Топливо (бензин с октановым числом 100) заливалось в четыре протектированных бака, склёпанных из листов лёгкого сплава. Баки располагались в корневой части крыла, по два с каждой стороны. Два бака ёмкостью по 180 л размещались в отсеке между лонжеронами, два по 168 л - в носке крыла так, что обшивка бака являлась и обшивкой носка. Нормальная заправка - 700 л.
Истребитель мог нести на бомбодержателях два дополнительных жестяных бака по 205 л. Эти баки имели сигарообразную форму и после опустошения сбрасывались. Общий нормальный запас топлива с учётом подвесных баков составлял 1 110 л.
Маслобак, тоже клёпанный из лёгкого сплава, ёмкостью 72 л крепился в фюзеляже за противопожарной перегородкой сверху, как раз перед козырьком пилотской кабины.
Изображение - масляная система истребителя "Тайфун".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 24 май 2018, 20:56

Электрооборудование и бортовая сеть


Истребитель оснащался радиостанцией TR 9D или TR113ЗА, располагавшейся за спинкой кресла пилота. Первая работала с антенной, тросик которой натягивался между радиомачтой и килем, второй - со штыревой антенной. Дополнительно на самолёте монтировался радиокомплект слепой посадки R 3003, размещавшийся там же.
Сжатый воздух для работы пневмосистемы подавался компрессором "Хейвуд", установленным на моторе. Давление в гидросистеме поддерживал насос, приводившийся от двигателя. При необходимости пилот мог использовать аварийную помпу в кабине.
Самолёт имел электрическую сеть постоянного тока с напряжением 24 В. Она запитывалась от генератора, приводимого от двигателя, и двух аккумуляторов (по 12 В). На ранних сериях устанавливался генератор типа Н (500 Вт), позднее - типа КХ (1 500 Вт). Аккумуляторы находились в гнезде за противопожарной перегородкой с правого борта.
"Тайфун" нёс аэронавигационные и кодовые огни, имел освещение кабины, подсветку приборной доски и прицела. Две фары размещались в передней кромке внешних частей крыла. Предусматривался поворот фар вверх-вниз с помощью рычага с тросовым механизмом. Но одновременно можно было включать только одну фару. В дополнение к этому на ранних сериях рядом с радиостанцией ставили пусковую трубу для парашютной ракеты.
Для полётов на высоте пилот пользовался кислородной системой, состоявшей из баллонов, редуктора, дыхательного автомата и маски. Два баллона (на поздних сериях обтянутые стальной сеткой) лежали за передним лонжероном.

Бронезащита кабины пилота


Пилота защищали стальные бронеплита (спереди) и спинка (сзади). На некоторых сериях, кроме бронестекла спереди, монтировалось второе сзади, под прозрачным обтекателем. Если заднее бронестекло отсутствовало, то спинка выполнялась с заголовником.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 28 май 2018, 23:42

Вооружение


Вооружение размещалось во внешних частях крыла. У истребителей модификации 1А оно состояло из 12 пулемётов "Браунинг" калибра 7,69 мм. Панель, закрывавшая стволы спереди, выполнялась съёмной. Пулемёты питались патронами из разъёмной металлической ленты. Патронные ящики в каждом крыле стояли группами по три. Ящики переднего ряда вмещали по 460 патронов, заднего - по 500. Стреляные гильзы и звенья сбрасывались вниз через окна в нижней поверхности крыла. Специальные дефлекторы не давали им попасть по подвешенным под крылом бомбам, бакам или ракетам.
"Тайфун" Mk.ІВ вооружался четырьмя 20-мм пушками "Испано". Их длинные стволы, закрытые обтекателями, выступали из передней кромки крыла. Питались пушки из разъёмной ленты, уложенной в ящики, расположенные с внешней стороны от казённой части. У ближних к фюзеляжу пушек боезапас - 143 патрона, у дальних - 145. Гильзы и звенья выбрасывались наружу.
Изображение - отсек вооружения истребителя модификации Mk.IB.
Управление огнём - электропневматическое, кнопка спуска находилась на ручке управления самолётом. Перезарядка оружия была возможна только на земле.
Коллиматорный прицел типа вМ 2 Mk.II монтировался в кабине за стеклом кoзырька. Перед прицелом на раме крепилась предохранительная мягкая подушка.
Результаты стрельбы могли контролироваться с помощью фотокинопулемёта С-42 или С-45. Его сначала монтировали в левой консоли, затем перенесли в туннель радиатора с правой стороны. При стрельбе фотокинопулемёт включался автоматически, но можно было задействовать его и отдельно, специальным переключателем.
Под крылом имелись два бомбодержателя, рассчитанных на подвеску бомб весом 113 кг, 227 кг и 454 кг. Кнопка сбрасывателя находилась на верхней части сектора газа. Вместо бомб можно было монтировать направляющие под неуправляемые ракеты. Самолёт нёс в общей сложности восемь ракет с боеголовками весом по 11 кг (бронебойными) или по 27 кг (фугасными).
Изображение - пусковые балки и неуправляемые ракеты под крылом истребителя "Тайфун" Mk.IB.

Дополнительное оборудование


В комплектацию машины входили аптечка и ракетница, вместе с ракетами уложенная по правому борту кабины.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 06 май 2019, 16:26

Hawker "Typhoon"
в бою


"Тайфуны"
идут на фронт.
Проблемы аварийности


К оснащению новыми истребителями строевых частей ВВС приступили, лишь частично исправив основные недостатки. Самой первой стала 56-я эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме Даксфорд - ею командовал П. Хэнке. Ранее она летала на "харрикейнах". Поступление машин началось с 11 сентября 1941 года, последний "Тайфун" из 16 прибыл в начале октября.
Из-за спешки военного времени испытания и освоение новой техники строевыми лётчиками шли практически одновременно. Поэтому вдоволь хлебнули и аварий, и катастроф. Лётчики угорали в кабинах, выпрыгивали с парашютом из разваливающихся в воздухе самолётов.
Первая катастрофа в 56-й эскадрилье произошла ещё на стадии переподготовки. 1 ноября 1941 года разбился летчик Дж. Дек. Расследование показало, что он потерял сознание, надышавшись угарным газом. После этого приказали левые двери заблокировать и загерметизировать. Через некоторое время дополнительно уплотнили противопожарную перегородку и удлинили выхлопные патрубки. Пока вели эти работы, истребители месяц стояли на земле - полёты возобновили только в декабре.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Тайфуны" Mk.1b 56-й эскадрильи, 1942 год. Машину с крайнего фото по ошибке сбили "спитфайры" в районе Дувра.
В начале 1942 года приступили к перевооружению "тайфунами" второй эскадрильи, 266-й (родезийской). Ей пришлось сдать любимые "спитфайры", что отнюдь не прибавило популярности новой материальной части. Эта эскадрилья также дислоцировалась в Даксфорде. Её личному составу было немного легче, поскольку можно было воспользоваться опытом пилотов и механиков 56-й.
Первоначально поступали машины только с пулемётами, с апреля 1942 года их стали заменять "тайфунами" с пушечным вооружением. В том же месяце дошла очередь до третьей части, специально переведенной в Даксфорд. Это была 609-я эскадрилья, также ранее летавшая на "спитфайрах". Ей достались последние истребители типа IА. Все три эскадрильи свели в одно крыло (полк).
При прохождении курса боевой подготовки опять понесли потери. Два "тайфуна" 56-й эскадрильи были перехвачены и сбиты "спитфайрами" как вражеские самолёты неопознанного типа. Интересно, что в обоих эпизодах "тайфуны" в этот момент сами преследовали группы машин настоящего противника. Немалой была и аварийность. Всего за несколько дней вышли из строя восемь истребителей. В целом из первых сданных Королевским ВВС 142 "тайфунов" 135 попали в аварии различной тяжести!
С июля 1942 года начали формировать второе крыло "Тайфунов". В него вошли 1-я (аэродром Аклингтон), 257-я (Хай-Эрколл) и 486-я (Уиттеринг) эскадрильи. Все они ранее летали на "Харрикейнах". Это крыло достигло боеготовности в сентябре.
Изображение - "Тайфун" Mk.Ib из 486-й эскадрильи в полете, 1942 год.
На первых порах новые истребители использовали для патрулирования днём на направлениях возможного появления немецких бомбардировщиков. 9 августа 1942 года два "Тайфуна" из 266-й эскадрильи перехватили и сбили над Северным морем двухмоторный Ju-88.
Первой крупной операцией, в которой приняли участие "Тайфуны", стала авиационная поддержка высадки британского диверсионного десанта в Дьеппе, начавшейся 19 августа 1942 года. В ней задействовали все три эскадрильи из Даксфорда.
"Тайфуны" использовали для патрулирования над районом высадки. Новые самолёты считались строго секретными и ни в коем случае не должны были попасть в руки противника. Пилотам отдали приказ: при получении серьёзных повреждений направить машину в сторону моря и прыгать с парашютом. Крыло выполнило три боевых вылета, в первом из них имел место воздушный бой. Английские лётчики объявили о двух победах, но лишь как о "вероятных". Противник это не подтвердил. Общий результат оказался неутешительным: на самом деле группа не сбила ни одного "немца", зато потеряла два своих самолёта - один уничтожили "фокке-вульфы", а другой по ошибке сбили канадские "спитфайры".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 14 май 2019, 15:25

"Тайфуны" в боях
(осень 1942 - начало 1943 года).
Изменения в тактике применения


18 сентября 1942 года оба крыла "тайфунов" расформировали, а эскадрильи разбросали по различным площадкам. Чуть раньше приступили к перевооружению "тайфунами" двух эскадрилий - 181-й и 182-й, в ноябре - декабре к ним добавились ещё пять. К подготовке их лётного и технического состава подошли тщательнее, чем раньше. "Хоукер" направила в эти части в качестве инструкторов своих испытателей, заводские бригады компаний "Хоукер" и "Глостер" работали на авиабазах вместе с механиками ВВС. Штат наземного состава пришлось значительно увеличить. Количество самолётов в эскадрильях - тоже, добавив 50% резерва.
Лётчики подозрительно относились к тяжеловесному, не очень надёжному, хотя и быстроходному "Тайфуну". Этот истребитель по своим характеристикам разительно отличался от "спитфайров" и "харрикейнов", на которых они летали раньше и к которым тянулись всей душой. Став командиром 609-й эскадрильи, бывший лётчик-испытатель Р. Бьюмонт потребовал даже перевести её на любую базу, где нет "спитфайров". Получив такое разрешение, он начал отрабатывать тактику, соответствовавшую возможностям "Тайфуна". Именно Бьюмонт первым пришёл к мысли, что самолёт, малопригодный на роль перехватчика, для которой он исходно предназначался, вполне подойдет для ударов по наземным целям на передовой.
К этому времени английская авиация вышла из стадии обороны и развёртывала наступательные действия в небе над Западной Европой. Среди различных видов боевых операций план "Рубарб" ("Ревень") предусматривал дневные и ночные атаки мелкими группами истребителей транспортных коммуникаций немцев. Обладавший мощным вооружением, "Тайфун" должен был заменить ранее применявшиеся для этих целей "харрикейны". Для этого 609-ю эскадрилью подключили к налётам на Северную Францию. 17 ноября 1942 года небольшая группа "тайфунов", которую вёл сам Бьюмонт, впервые вылетела на охоту. В районе Абвиля она нашла поезд и обстреляла его. На следующую ночь Бьюмонт совершил подобный рейд в одиночку.
Изображение - "Тайфун" командира 609-й эскадрильи RAF Р. Бьюмонта.
В то время как 609-ю эскадрилью специально готовили к действиям ночью, 56-я приступила к штурмовым операциям днём. Первый вылет состоялся против аэродрома во Флиссингене, где базировались немецкие истребители. Эффект был не столько материальным, сколько моральным: немцы почувствовали уязвимость своих передовых площадок и стали отводить технику глубже в тыл.
В полётах над Европой имели место воздушные бои. Они были куда успешнее, чем раньше. За декабрь пилоты 486-й и 609-й эскадрилий, по английским данным, сбили четыре Вf-109, четыре Fw-190А и два Dо-217, потери составили всего один "Тайфун".
В начале 1943 года в Королевских ВВС насчитывалось 14 эскадрилий, вооружённых "тайфунами". Их распределили между четырьмя боевыми группами: в 10-ю входили четыре эскадрильи, в 11-ю-две, в 12-ю - шесть (три из которых считались находящимися на отдыхе и пополнении), в 13-ю - две. Каждой из них определили свою зону ответственности, чтобы противостоять рейдам истребителей-бомбардировщиков Fw-190А с французского побережья.
Обычно "тайфунами" использовалась тактика патрулирования парами или мелкими группами на малой высоте (менее 100 м), ведь "фокке-вульфы", прячась от береговых радиолокаторов, шли к целям у самой воды. На подходе к побережью их засекали с наблюдательных постов, запускавших сигнальные ракеты, чтобы привлечь внимание патруля. Эта система оказалась простой, но надёжной, хотя эффективно работала только днём. Если противника обнаруживала РЛС, то дежурную пару наводили по радио.
Летать на "Тайфуне" так низко было смертельно опасно. Моторы "Сейбр", как уже говорилось, надёжностью не отличались. При отказе двигателя в полёте у воды катастрофа была неминуема, особенно если учесть сложность аварийного открывания кабины.
На малых высотах, до 3 000 м, "Тайфун" превосходил FW-190А в скорости. У самой воды он выигрывал примерно 150 км/ч. Но выше, особенно после 6 000 м, все его преимущества сходили на нет. Тем не менее, на счету 609-й эскадрильи появились 22 вражеских самолёта.
Однако у других частей результаты оказались не в пример хуже. Так, 486-я эскадрилья заявила об уничтожении всего семи вражеских машин. Если учесть, что, по традиции, часть побед приписали, то счёт получался не очень хорошим. К марту 1943 года стало окончательно ясно, что перехватчик из "Тайфуна" никудышный, и "Спитфайр" IX может выполнять ту же боевую работу, и гораздо лучше. Опять встал вопрос - а нужен ли "Тайфун"?
ИзображениеИзображение - "Тайфуны" 486-й эскадрильи на аэродроме.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#21 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 17 май 2019, 21:20

Из истребителей в истребители-бомбардировщики


Однако эксперименты Бьюмонта сочли успешными, и эскадрилья за эскадрильей постепенно переходили на удары по наземным целям. В начале 1943 года полётам на французский берег отчасти мешала погода, но с наступлением весны активность резко возросла. Летали днём и изредка - ночью. Число самолётов в группе варьировалось в зависимости от размеров и важности цели. Четыре скорострельных пушки "Тайфуна" решетили паровозные котлы, разносили в клочья грузовики, топили небольшие суда, катера и баржи на реках и в море. Время от времени истребители штурмовали береговые батареи и позиции зенитчиков.
Бомбовое вооружение впервые применили в боях в конце 1942 года лётчики 181-й и 182-й эскадрилий, за которыми весной 1943 года последовали ещё три - 3-я, 175-я и 183-я. Обычно истребители-бомбардировщики сопровождались "тайфунами", не несшими бомб. Разница в скорости между ними была минимальной, и самолётам не составляло труда держаться в общем строю. На суше целями являлись мосты, аэродромы, железнодорожные узлы. Например, первым бомбовым ударам подверглись немецкие аэродромы в Фуа и Абвиле. Велась постоянная охота за всеми видами транспорта - автомобилями, поездами, речными судами.
Изображение - "Тайфун" Mk 1B из 183-й эскадрильи на аэродроме Нортхолт.
Немцы создали на побережье мощную систему ПВО, насыщенную зенитной артиллерией разных калибров. На малых высотах, до 2 000 м, англичан встречал огонь батарей пушек малого калибра, а если подняться повыше - попадёшь под обстрел знаменитых 88-миллиметровок. Поэтому пилоты "тайфунов" преодолевали опасный рубеж на предельно малой высоте и максимальной скорости. Если приходилось бомбить хорошо защищенный объект, наносили стремительный удар и так же быстро удирали. Бомбометание обычно осуществлялось с пологого пикирования. Работали парами или четвёрками, построенными крыло к крылу. В таком же строю маневрировали, уклоняясь от огня зенитчиков.
В течение 1943 года эскадрильи одна за другой проходили через ремонтные базы, получая бомбодержатели, с начала осени на некоторых машинах вместо них устанавливали направляющие для ракет. Лётчиков тренировали в обращении с новым оружием.
Первоначально части, наносившие удары по наземным целям, действовали самостоятельно, перемещаясь с одной базы на другую по мере необходимости. В июле 1943 года концепцию изменили, чтобы иметь возможность при необходимости действовать большими силами. Сформировали два постоянных крыла, 121-е и 124-е, по три эскадрильи в каждом.
Ракеты в первый раз применили 25 октября 1943 года. Шесть самолётов с ракетами атаковали электростанцию в Каене. Был подготовлен сложный план с целью "раздергать" ПВО противника. 174-я эскадрилья должна была сбросить с пикирования бомбы на железнодорожное депо, 245-я - прикрывать её сверху. Двум эскадрильям, 175-й и 182-й, поставили задачу отвлечь на себя зенитчиков и истребители, выполнив ложный заход. 247-й поручалось подавить батареи возле электростанции. И, наконец, упомянутая выше шестёрка собственно и наносила основной удар.
На бумаге всё выглядело отлично, но на практике эскадрильи вышли к цели в разное время, и на шесть "тайфунов" накинулись немецкие истребители. Три из них были сбиты, один лётчик погиб.
13 ноября 1943 года приступили к формированию 2-х тактических ВВС (воздушной армии), которым предстояло поддерживать будущее наступление британских войск в Европе. В них включили шесть эскадрилий (два крыла) "тайфунов", ещё дюжина осталась в составе Истребительного командования. Оба крыла вошли в 83-ю группу.
К этому времени степень надёжности мотора "Сейбр" удалось существенно повысить, что положительно сказалось на боеспособности вооружённых "тайфунами" частей. К ним добавились новые. Эти самолеты получили ещё четыре английских и три канадских эскадрильи. Из последних сформировали 143-е крыло.
В других частях потрёпанную технику старались заменить на только что прибывшую с заводов. Самолёты более раннего ыпуска проходили капитальный ремонт и модернизацию, после чего направлялись в учебные подразделения.
С декабря 1943 года "тайфуны" привлекли к ударам по пусковым установкам самолётов-снарядов (крылатых ракет) Фау-1. Их поражали с пикирования бомбами по 227 кг. Часть установок удалось надолго вывести из строя, но и защищавшие их зенитчики сбили немало английских истребителей.
Изображение - подготовка "тайфунов" к боевому вылету. На земле разложены 227-кг и 454-кг авиабомбы.
С марта 1944 года стали поступать новые самолёты "Темпест". Этот истребитель был создан под руководством того же Сиднея Кэмма. Конструкция машины во многом опиралась на опыт, полученный при работе над "Тайфуном", оснащалась она тем же мотором "Сейбр". На "темпесты" перевооружили несколько эскадрилий, но "Тайфун" до конца войны оставался существенно более многочисленным.
Весной 1944 года британским ВВС поставили задачу по возможности парализовать движение на северном побережье Франции. За месяц из строя выводилось до 130 паровозов. Одна 609-я эскадрилья в первые месяцы года подбила около 100 локомотивов, потеряв только два
истребителя.
Изображение - "тайфуны" 609-й эскадрильи на пути к цели.
Применялась тактика атак небольшими группами и даже одиночными самолётами. Они подходили к цели на большой скорости и малой высоте, что затрудняло действия ПВО противника.
Кроме рейдов над Францией, Бельгией и Голландией, "тайфуны" активно использовали в операции "Ченнел-стоп" - попытке подавить судоходство противника у берегов Ла-Манша. Они топили торговые суда, минные заградители, тральщики, торпедные катера и буксиры.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#22 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 19 май 2019, 21:37

В интересах наземных войск


Летом 1944 года для обеспечения высадки союзников в Нормандии были привлечены 22 эскадрильи "тайфунов". Помимо англичан, на этих самолётах летали канадцы и новозеландцы. За несколько дней до начала операции "тайфуны" расстреляли немецкие радиолокационные станции на побережье, "ослепив" противника. Так, 2 июня они уничтожили РЛС в Дьеппе, через три дня группа из 26 самолётов вывела из строя станцию в Жобуре. Ударам истребителей-бомбардировщиков подверглись также береговые батареи. Расстроенная транспортная система не позволила немцам вовремя перебросить подкрепления к местам высадки.
Далее функции «тайфунов» разделились. Часть из них по системе "Кэб рэнк" обеспечивала непосредственную поддержку наступающих сил. Обычно истребители патрулировали вблизи поля боя на высоте около 3 000 м. По командам авианаводчика на передовой они атаковали бронетехнику, позиции артиллерии, доты и дзоты. Попасть ракетой точно по танку или доту было практически невозможно, но ракетный залп на время ошеломлял противника, чем могли воспользоваться солдаты на земле. "Тайфун" оказался очень живуч и выдерживал многочисленные боевые повреждения, хотя и не обладал достаточно мощной бронезащитой.
18 августа 197-я эскадрилья получила приказ подавить тяжёлое орудие немцев, с большого расстояния обстреливавшее один из районов выгрузки войск. Оно было смонтировано на специальной железнодорожной платформе. По ночам пушка стреляла, а днём пряталась в туннеле. Сначала планировали тяжёлыми бомбами обрушить свод туннеля, завалив орудие вместе с расчётом. Однако после обсуждения признали это нереальным.
Решили атаковать с малой высоты бомбами по 454 кг с взрывателями замедленного действия. По четыре самолёта должны были атаковать с каждой стороны туннеля вдоль колеи, "всадив" бомбы в портал. Двумя отобранными группами лётчиков командовали А. Смит и Дж. Болдуин. Первая четвёрка Смита выполнила свою задачу успешно, вход в туннель с выделенной ей стороны был завален. После этого его "тайфуны" поддержали атаку группы Болдуина, обстреляв позиции немецких зенитчиков. Бомбы легли точно в цель, и противник лишился своего самого мощного орудия. Машина Болдуина была повреждена, но дотянула до своего аэродрома.
Другая часть эскадрилий, вооружённых "тайфунами", занималась привычной охотой на транспортные средства немцев, парализуя перевозки в прифронтовой зоне. Самолёты гонялись за каждой автомашиной, не жалея снарядов. Пары и одиночные истребители патрулировали железные и шоссейные дороги, обстреливая всё, что движется. Особенно важной, хотя и нелёгкой целью, являлись мотоциклисты: в условиях глушения радиостанций и разрушения системы проводной связи авиацией, диверсантами и партизанами посыльные оставались для противника единственным надёжным способом передачи приказов.
Постепенно "тайфуны" заменялись истребителями новых типов, но, в сущности, до конца боевых действий в Европе оставались основными самолётами непосредственной поддержки британских войск. Большую роль сыграли они в боях у "Фалезского мешка". Десять эскадрилий штурмовали колонны немцев, пытавшихся вырваться из окружения по узкому проходу. Авиация противника практически им не противодействовала - в воздухе господствовали союзники. По английским данным, "тайфуны" уничтожили 175 танков (по другим источникам - 135). За ними числятся и другие заслуги. 24 октября 1944 года они разрушили здание штаба 15-й армии немцев в Дордрехте. Удар наносило 146-е крыло из пяти эскадрилий. Налётом командовал Д. Джиллиэм. Самолёты шли на цель тремя волнами. Под руинами дома погибли два генерала и свыше 70 офицеров.
Правда, и самим "тайфунам" порой доставалось изрядно. 1 января 1945 года лётчики Люфтваффе сделали противнику новогодний "подарок": массированному удару подверглись все прифронтовые аэродромы. За один день англичане потеряли около 160 "тайфунов", из них 141 - на аэродроме в Эйндховене, где немцы накрыли два крыла истребителей, готовившихся к взлёту. Успели подняться в воздух лишь четыре машины, которые уцелели. Правда, из пострадавших только 19 самолётов оказались уничтожены полностью, остальные - в той или иной степени повреждены. Однако к этому моменту у Королевских ВВС накопились такие резервы, что все потери были возмещены за два дня. На третьи сутки эскадрильи были опять готовы к бою.
ИзображениеИзображение - "Тайфуны" 137-й эскадрильи в Эйндховене и Хельмонде, 1944-45 годы.
С конца 1944 года на фронте стали применять ближние разведчики типа FR.IB. По паре таких машин выделяли каждой эскадрилье истребителей-бомбардировщиков. Обычно они "высматривали" цели для последующего удара групп самолётов.
При форсировании Рейна в марте 1945 года "тайфуны" использовали как самолёты непосредственной поддержки, работающие по вызову с земли, и для подавления зенитных батарей немцев. Последняя функция, довольно опасная, была связана с существенными потерями.
В течение 1945 года "тайфуны" продолжали сменяться «темпестами», но ко дню победы над Германией их оставалось ещё немало. Под самый занавес, 3 мая 1945 года, "тайфуны" пушками и ракетами потопили немецкий океанский лайнер "Кап Аркона" и грузовые суда "Атене" и "Тильбек". "Атене" затонул почти сразу, "Кап Аркона" перевернулся, а "Тильбек" продержался 45 минут и тоже затонул.
К несчастью, их трюмы были забиты заключёнными концлагерей, и корабли охранения не спасали, а расстреливали тонущих. То же самое делали солдаты с берега. В холодной воде погибли многие другие, находившиеся на этих судах.
В ходе войны в Европе "тайфуны" израсходовали более 200 000 ракет, сбросили на врага сотни тонн бомб, расстреляли множество патронов. Они уничтожили немало поездов, танков и автомобилей и сбили около сотни немецких самолётов. Последним из них стала летающая лодка BV 138, которую 3 мая 1945 года атаковали сразу 12 истребителей 193-й эскадрильи.
Больше всего воздушных побед на счету упоминавшегося ранее груп-кэптейна Болдуина - 15. В свою очередь, за войну англичане потеряли примерно 500 "тайфунов".
Изображение - "тайфуны" из 175-й эскадрильи на аэродроме Гох, начало 1945 года.

***********************************************


На Тихоокеанский театр "тайфуны" не отправляли. В ходе послевоенного сокращения вооружённых сил их довольно быстро вывели из строевых частей, самые исправные из них отправили на консервацию. Машины, переделанные в буксировщики мишеней, эксплуатировались в частях боевой подготовки до конца 1946 года. За 1946 - 1947 годы списали и сдали на слом все 674 истребителя, находившиеся на хранении.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#23 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 21 май 2019, 23:46

"Тайфуны" в ВВС других стран


Во Второй мировой войне на "тайфунах" воевали только английские (или из стран Британского содружества) пилоты.
Один самолёт модификации 1В был передан для изучения в США, куда он прибыл в апреле 1944 года. Английский истребитель испытывался в центре ВВС армии на базе Райт-филд, а затем был отправлен в Смитсоновский институт. В 1967 году эту машину подарили Королевским ВВС, и сейчас она стоит в экспозиции музея в Хендоне.
Изображение - Хоукер "Тайфун", проходивший испытания в США - в настоящее время экспонат музея Королевских ВВС в Хендоне.
Несколько "тайфунов" в ходе войны захватили немцы. Первый из них принадлежал 486-й эскадрилье и был повреждён зенитной артиллерией в мае 1944 года. После ремонта он облётывался в испытательном центре в Рехлине, а в конце июня его передали "цирку Розариуса", официально именовавшемуся 2-й эскадрильей испытательной части Верховного командования Люфтваффе. "Цирк" гауптмана Розариуса "гастролировал" по аэродромам, наглядно демонстрируя технику противника. 28 июля 1944 года на аэродроме Мекельфельд "Тайфун" потерпел катастрофу, пилот фельдфебель Г. Голд погиб. Позже немцам достались ещё несколько истребителей этого типа в различном состоянии, отправленных в Рехлин.
ИзображениеИзображение - трофейный "Тайфун" из "цирка Розариуса" на аэродроме Ноймарк, май-июнь 1944 года.
Советский Союз впервые проявил интерес к "Тайфуну" в июне 1943 года. Наши представители обратились к британским властям с просьбой уменьшить количество "харрикейнов", поставлявшихся в СССР, заменив их "спитфайрами", "москито" и "тайфунами". Но английское министерство авиации наложило вето на два последних типа, ссылаясь на необходимость перевооружения ими собственных ВВС. 13 сентября отклонили и просьбу о предоставлении образца "Тайфуна".
Первые самолёты этого типа достались нам от немцев. В захваченном советскими войсками Рехлине в мае 1945 года обнаружили два "тайфуна", один из них - практически в исправном состоянии. Что с ними стало - неизвестно.
Один истребитель англичане все-таки передали нам официально. Это была потрёпанная машина, служившая ранее в 263-й эскадрилье и прошедшая капитальный ремонт. Она прошла предварительную приёмку в Великобритании с облётом в присутствии старшего инженера Авиационного отдела Инженерного управления советского торгпредства М.М. Пашинина. Затем её разобрали и отправили морем на Ближний Восток. Самолёт сдали советским представителям в Тегеране 20 июля 1945 года, а впоследствии изучали в ЛИИ, ЦАГИ и НИИ ВВС. К этому времени "Тайфун" уже считался устаревшим. Наших специалистов интересовал в основном двигатель, не имевший советских аналогов, и отдельные конструктивные решения узлов и агрегатов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#24 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 25 май 2019, 00:11

Общая оценка самолета


К достоинствам "Тайфуна" следует отнести высокую скорость на малых и средних высотах, значительную боевую нагрузку и мощное вооружение. Недостатков насчитывалось гораздо больше.
На высотах более 6 000 м скорость истребителя быстро падала. Это было связано с особенностями установленного на двигателе нагнетателя. Задуманный конструкторами "Нэпир" новый ПЦН, который должен был исправить этот недостаток, так и не завершили.
"Тайфун" обладал также недостаточными скороподъёмностью и маневренностью. При этом большая посадочная скорость (194 км/ч) осложняла приземление. Продольная устойчивость машины оценивалась как неудовлетворительная. Поэтому неудивительно, что "Тайфун" не относился к самолётам, вызывающим любовь лётчиков.
Изображение - ранний Хоукер "Тайфун" Mk.IB из 56-й эскадрильи.
Ближайшим к этому английскому истребителю по размерам и весу можно считать американский Рипаблик Р-47 "Тандерболт", созданный примерно в то же самое время под руководством А. Картвели. Он тоже изначально проектировался как перехватчик и постепенно эволюционировал, став сначала дальним истребителем сопровождения, а в конце своей "жизни" - истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком. Обе машины, и английская, и американская, отличались высокой скоростью, но весьма посредственными скороподъёмностью и маневренностью.
Американский самолёт изначально был тяжелее, хотя имел менее мощный двигатель. Звездообразный R-2800 в разных вариантах давал около 2 000 л.с, с использованием систем форсирования ненадолго можно было получить до 2 300 л.с. Использование мотора воздушного охлаждения, имеющего больший "лоб", отрицательно сказалось на аэродинамике. Зато надёжность и ресурс у него были куда выше, чем у капризного "Сейбра". Хорошие высотные характеристики R-2800 обеспечивало применение турбонаддува, доведённого в то время в США до вполне работоспособного состояния. В результате Р-47 без проблем мог обогнать "Тайфун" на больших высотах.
Специфика применения "Тандерболта" на Европейском театре военных действий привела к разработке для него целого семейства подвесных баков, значительно увеличивших запас горючего, что обеспечило Р-47 существенный перевес над "Тайфуном" в дальности. Правда, самые большие баки не предназначались для боевого применения, а только для перегонки самолётов на большие расстояния.
Подход к вооружению у американцев и англичан отличался. В британских ВВС предпочли пушки, обеспечивавшие большую дальность прицельной стрельбы и эффективность поражения легкобронированных целей. Американцы сделали ставку на крупнокалиберные пулемёты, дававшие преимущество в скорострельности. За счет неё восемь пулемётов "Тандерболта" "выплёвывали" за секунду куда больше свинца, чем четыре пушки "Тайфуна", соответственно и вероятность попадания получалась значительно выше.
Р-47, также как и его английский соперник, со временем получил подвеску ракет и бомб. С модификации D-5 ввели бомбодержатели (по одному под каждым крылом). Позже появилась ещё подвеска под фюзеляжем. Суммарную бомбовую нагрузку со временем довели до 1 135 кг (у "Тайфуна" - 908 кг).
Поздние модификации Р-47 снабдили и ракетным вооружением. Первыми ввели американские строенные трубчатые установки, из которых выпускали ракеты калибра 4,5 дюйма. Позже стали использовать более мощные пятидюймовые ракеты НVAR, крепившиеся под крылом в двух точках. "Тандерболт" нёс их десять штук. Англичане, получавшие Р-47 по ленд-лизу, монтировали свои балочные направляющие, такие же, как на "Тайфуне". В отличие от английского истребителя, на "Тандерболте" при монтаже ракетного вооружения пилоны бомбодержателей сохранили. Это обеспечило универсальность: хотите берите бомбы, хотите - ракеты. Кроме того, Р-47 мог нести две бомбы и один бак или одну бомбу и два бака, то есть сочетать увеличение дальности с увеличением ударной мощи. Для "Тайфуна" это было невозможно: или бомбы, или баки.
В целом "Тандерболт" можно считать более удачной машиной, чем "Тайфун". У него и лётные данные были выше, и вооружение - сильнее, и по надёжности он превосходил английскую машину. Поэтому не случайно, что после окончания Второй мировой войны "Тайфун" быстро сошёл со сцены, а Р-47 служил в американской авиации до конца 1940-х годов, а в других странах - и ещё дольше.
Изображение - истребитель P-47D "Тандерболт" в полете.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#25 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.  Проект завершен!

Сообщение Scharnhorst » 02 июн 2019, 23:00

Окраска и обозначения
"Тайфунов"


Опытные образцы и первые серийные экземпляры "Тайфуна" на верхних и боковых поверхностях несли камуфляж из крупных тёмно-зелёных и землисто-коричневых пятен, расположенных по утверждённым схемам, которыми чётко регламентировались размеры, форма и расположение цветовых полей. Схем было две ("А" и "В"), являвшихся зеркальным отражением друг друга. С конца 1941 года использовалась только схема "А". Нижние поверхности у опытных образцов красили в ярко-жёлтый цвет, у серийных машин - в колер "скай" ("небесный", белёсый серо-голубой).
На верхней поверхности крыла у корня с обеих сторон от кабины наклеивали чёрные резиновые дорожки, чтобы ноги пилота не скользили. Кок винта и его лопасти тоже были чёрными, кончики лопастей - жёлтые.
Изображение - схема окраски истребителя "Тайфун" ранних серий.
Все внутренние объёмы самолёта и щитки шасси с внутренней стороны покрывались серо-зеленоватой эмалью. В тот же цвет красили кресло пилота, подушка на спинке обтягивалась коричневой кожей. Приборная доска, ручки управления, стрелковый прицел - матово-чёрные. Приборы имели чёрные циферблаты с белыми шкалами.
Машины несли типовой набор опознавательных знаков. Кокарды располагались на крыле сверху и снизу и на задней части фюзеляжа с обеих сторон. Сверху они были двухцветными, красно-синими. Ширина синего кольца равнялась диаметру красного круга. Снизу знак выполнялся трёхцветным, ширина синего и белого колец равнялась диаметру красного круга в центре.
Такие же кокарды, но меньшего размера и с жёлтой окантовкой наносились на фюзеляже. На киле находился прямоугольный (вытянутый вверх) флажок из полос равной ширины тех же трёх цветов.
На хвостовой части фюзеляжа перед оперением находился военный номер, который не менялся вплоть до списания машины. Он состоял из буквы и четырёх цифр, позже - из двух букв и трёх цифр. Цвет его - чёрный.
С августа 1941 года вместо землисто-коричневой краски ввели тёмно-серую, а для низа - "среднюю океанскую серую" (светло-серую со свинцовым оттенком). Именно в таком виде "тайфуны" поступили в строевые части Королевских ВВС. В конце того же года англичане стали применять элементы быстрого распознавания. Они должны были даже со значительного расстояния помочь отличить своего от чужого. В качестве таковых служила окраска кока винта и полосы, охватывающей фюзеляж перед хвостовым оперением в "небесный" цвет. Военный номер мог писаться поверх светлой полосы.
В строевых эскадрильях самолёты получали буквенные коды. Две буквы перед опознавательным знаком обозначали определённую эскадрилью, последняя буква (за знаком) заменяла бортовой номер. Иногда последняя буква дублировалась на капоте мотора или на верхушке киля шрифтом меньшего размера. Бывали случаи, когда рисовали только одну эту букву, без кода части. Цвет букв - обычно светло-серый. У учебных подразделений код был цифро-буквенным.
Позже в качестве обозначений отдельных эскадрилий порой использовали и цвет коков винтов. Красным, синим, зелёным, белым мог быть весь кок или только его задняя часть.
ИзображениеИзображениеИзображение - схемы окраски истребителей "Тайфун" в 1942 и 1943 годах.
В мае 1942 года изменили опознавательные знаки на фюзеляже и нижней поверхности крыла, значительно сузив белые полосы. Одновременно то же самое произошло с флажком на киле. В сентябре того же года на всех британских истребителях переднюю кромку крыла покрасили в жёлтый цвет. На "Тайфуне" жёлтая кромка шла от ствола ближней к фюзеляжу пушки до законцовки крыла. Поскольку английские зенитчики нередко стреляли по "тайфунам", путая их с вражескими истребителями, её дополнили узкой жёлтой полосой поперёк крыла. В декабре ввели полосы на крыле снизу: перемежались четыре узких чёрных и три широких белых.
ИзображениеИзображение - схема окраски окраски истребителя "Тайфун" с поперечными желтыми полосами на крыле и желтой передней кромкой от пушек до законцовок и истребитель "Тайфун" Mk.IB с узкими черными и широкими белыми полосами под крылом.
Личные эмблемы на самолётах встречались довольно редко, так же как и собственные имена.
Иногда на истребителях обозначали боевые победы значками на бортах возле кабины. Поскольку основными целями для "тайфунов" являлись наземные, то рисовали маленькие танки и автомобили, обычно белой краской.
Три машины, проходившие в 1943 году испытания в Египте, получили принятый для Североафриканского театра камуфляж, сочетавший жёлто-песчаный и землисто-коричневый цвета - сверху и лазурно-голубой - снизу.
Изображение - схема окраски испытывавшихся в Египте "тропических" "Тайфунов" из 451-й эскадрильи, 1943 год.
При подготовке к высадке в Нормандии в июне 1944 года все участвовавшие в операции самолёты получили специальные обозначения в виде перемежающихся трёх белых и двух чёрных полос равной ширины. Они должны были наноситься на корневой части крыла сверху и снизу и на задней части фюзеляжа, охватывая последний. Реально, в большинстве случаев полосы на крыле снизу оставили старые, а сверху нанесли новые. На фюзеляже полосы рисовали чаще только на нижней поверхности, на светло-сером фоне, перед полосой "небесного" цвета. Уже в июле обозначения на верхней поверхности крыла отменили, а в сентябре - на нижней, так же, как фюзеляжные, но на отдельных самолётах они встречались и в начале 1945 года.
Изображение - типичная схема окраски истребителей "Тайфун" периода высадки в Нормандии, май 1944 года.
Как окрашивались немцами трофейные истребители, испытывавшиеся в Рехлине, неизвестно. А вот "Тайфун", эксплуатировавшийся в "цирке Розариуса", сверху и с боков покрывался эмалью чёрно-зелёного цвета, нижние поверхности и всё оперение были жёлтыми. Машина несла полный комплект обозначений Люфтваффе, включая бортовой четырёхзначный буквенно-цифровой код.
Изображение - схема окраски трофейного "Тайфуна" из "цирка Розариуса", Кёнигсберг, июль 1944 года.

Источники информации:
"Авиаколлекция" №02-2013 В.Р. Котельников "Истребитель Хоукер "Тайфун", Squadron Signal Aircraft In Action №1102 "Typhoon/Tempest".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#26 Истребитель Hawker "Typhoon" - история, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 02 июн 2019, 23:03

Все хорошее когда-нибудь кончается.... Подошла к завершению и работа над данным топиком.... Тема по истории и матчасти истребителя-бомбардировщика Хоукер "Тайфун" ЗАВЕРШЕНА! :yahoo:
Надеюсь, кому-нибудь эта тема пригодится при работе над моделью этого интересного аппарата....
До новых встреч в новых топиках по истории и матчасти авиации! :bye:
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация британских королевских ВВС(1930-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя