Окраска и обозначения
"Тайфунов"
Опытные образцы и первые серийные экземпляры "Тайфуна" на верхних и боковых поверхностях несли камуфляж из крупных тёмно-зелёных и землисто-коричневых пятен, расположенных по утверждённым схемам, которыми чётко регламентировались размеры, форма и расположение цветовых полей. Схем было две ("А" и "В"), являвшихся зеркальным отражением друг друга. С конца 1941 года использовалась только схема "А". Нижние поверхности у опытных образцов красили в ярко-жёлтый цвет, у серийных машин - в колер "скай" ("небесный", белёсый серо-голубой).
На верхней поверхности крыла у корня с обеих сторон от кабины наклеивали чёрные резиновые дорожки, чтобы ноги пилота не скользили. Кок винта и его лопасти тоже были чёрными, кончики лопастей - жёлтые.
- схема окраски истребителя "Тайфун" ранних серий.
Все внутренние объёмы самолёта и щитки шасси с внутренней стороны покрывались серо-зеленоватой эмалью. В тот же цвет красили кресло пилота, подушка на спинке обтягивалась коричневой кожей. Приборная доска, ручки управления, стрелковый прицел - матово-чёрные. Приборы имели чёрные циферблаты с белыми шкалами.
Машины несли типовой набор опознавательных знаков. Кокарды располагались на крыле сверху и снизу и на задней части фюзеляжа с обеих сторон. Сверху они были двухцветными, красно-синими. Ширина синего кольца равнялась диаметру красного круга. Снизу знак выполнялся трёхцветным, ширина синего и белого колец равнялась диаметру красного круга в центре.
Такие же кокарды, но меньшего размера и с жёлтой окантовкой наносились на фюзеляже. На киле находился прямоугольный (вытянутый вверх) флажок из полос равной ширины тех же трёх цветов.
На хвостовой части фюзеляжа перед оперением находился военный номер, который не менялся вплоть до списания машины. Он состоял из буквы и четырёх цифр, позже - из двух букв и трёх цифр. Цвет его - чёрный.
С августа 1941 года вместо землисто-коричневой краски ввели тёмно-серую, а для низа - "среднюю океанскую серую" (светло-серую со свинцовым оттенком). Именно в таком виде "тайфуны" поступили в строевые части Королевских ВВС. В конце того же года англичане стали применять элементы быстрого распознавания. Они должны были даже со значительного расстояния помочь отличить своего от чужого. В качестве таковых служила окраска кока винта и полосы, охватывающей фюзеляж перед хвостовым оперением в "небесный" цвет. Военный номер мог писаться поверх светлой полосы.
В строевых эскадрильях самолёты получали буквенные коды. Две буквы перед опознавательным знаком обозначали определённую эскадрилью, последняя буква (за знаком) заменяла бортовой номер. Иногда последняя буква дублировалась на капоте мотора или на верхушке киля шрифтом меньшего размера. Бывали случаи, когда рисовали только одну эту букву, без кода части. Цвет букв - обычно светло-серый. У учебных подразделений код был цифро-буквенным.
Позже в качестве обозначений отдельных эскадрилий порой использовали и цвет коков винтов. Красным, синим, зелёным, белым мог быть весь кок или только его задняя часть.
- схемы окраски истребителей "Тайфун" в 1942 и 1943 годах.
В мае 1942 года изменили опознавательные знаки на фюзеляже и нижней поверхности крыла, значительно сузив белые полосы. Одновременно то же самое произошло с флажком на киле. В сентябре того же года на всех британских истребителях переднюю кромку крыла покрасили в жёлтый цвет. На "Тайфуне" жёлтая кромка шла от ствола ближней к фюзеляжу пушки до законцовки крыла. Поскольку английские зенитчики нередко стреляли по "тайфунам", путая их с вражескими истребителями, её дополнили узкой жёлтой полосой поперёк крыла. В декабре ввели полосы на крыле снизу: перемежались четыре узких чёрных и три широких белых.
- схема окраски окраски истребителя "Тайфун" с поперечными желтыми полосами на крыле и желтой передней кромкой от пушек до законцовок и истребитель "Тайфун" Mk.IB с узкими черными и широкими белыми полосами под крылом.
Личные эмблемы на самолётах встречались довольно редко, так же как и собственные имена.
Иногда на истребителях обозначали боевые победы значками на бортах возле кабины. Поскольку основными целями для "тайфунов" являлись наземные, то рисовали маленькие танки и автомобили, обычно белой краской.
Три машины, проходившие в 1943 году испытания в Египте, получили принятый для Североафриканского театра камуфляж, сочетавший жёлто-песчаный и землисто-коричневый цвета - сверху и лазурно-голубой - снизу.
- схема окраски испытывавшихся в Египте "тропических" "Тайфунов" из 451-й эскадрильи, 1943 год.
При подготовке к высадке в Нормандии в июне 1944 года все участвовавшие в операции самолёты получили специальные обозначения в виде перемежающихся трёх белых и двух чёрных полос равной ширины. Они должны были наноситься на корневой части крыла сверху и снизу и на задней части фюзеляжа, охватывая последний. Реально, в большинстве случаев полосы на крыле снизу оставили старые, а сверху нанесли новые. На фюзеляже полосы рисовали чаще только на нижней поверхности, на светло-сером фоне, перед полосой "небесного" цвета. Уже в июле обозначения на верхней поверхности крыла отменили, а в сентябре - на нижней, так же, как фюзеляжные, но на отдельных самолётах они встречались и в начале 1945 года.
- типичная схема окраски истребителей "Тайфун" периода высадки в Нормандии, май 1944 года.
Как окрашивались немцами трофейные истребители, испытывавшиеся в Рехлине, неизвестно. А вот "Тайфун", эксплуатировавшийся в "цирке Розариуса", сверху и с боков покрывался эмалью чёрно-зелёного цвета, нижние поверхности и всё оперение были жёлтыми. Машина несла полный комплект обозначений Люфтваффе, включая бортовой четырёхзначный буквенно-цифровой код.
- схема окраски трофейного "Тайфуна" из "цирка Розариуса", Кёнигсберг, июль 1944 года.
Источники информации:
"Авиаколлекция" №02-2013 В.Р. Котельников "Истребитель Хоукер "Тайфун", Squadron Signal Aircraft In Action №1102 "Typhoon/Tempest".