Бой в море Сибуян
Корабли Куриты пытались отбить авиационную атаку зенитным огнем, не уклонялись от самолетов, за исключением медленных и плавных отворотов головного линкора. Именно такая тактика привела шедшего на 24 узлах "Мусаси" к получению около 10.27 повреждений от нескольких (от 2 до 4) близких разрывов авиабомб, сброшенных восьмеркой "хеллдайверов" с "Интрепида", в результате чего на корабле были затоплены два небольших отсека в районе 20-го шпангоута. По некоторым данным, еще одна 227-кг бомба попала в крышу носовой башни главного калибра, не причинив никаких повреждений.
Более ощутимым стало попадание торпеды с одного из трех "эвенджеров" с того же авианосца в правый борт позади мостика, около 130-го шпангоута, вызвавшее серьезную течь в 11-м котельном отделении. Противоторпедная переборка получила значительные повреждения, корабль принял 3 000 т воды и накренился на 3°, полностью оправдав послевоенные расчеты американцев. Контрзатоплением крен уменьшили до 1°, а поступление воды вскоре удалось взять под контроль. Зенитчиками соединения было сбито два торпедоносца.
Очевидно вследствие сильного удара при взрыве этой торпеды заклинило главный КДП линкора. Это нарушило тщательно составленный командиром корабля план. Контр-адмирал Иногути слыл одним из лучших артиллеристов-теоретиков в японском флоте. Он разработал, как ему представлялось, близкую к идеальной схему ПВО линкора, в которой видное место уделялось применению 460-мм шрапнельных снарядов тип 3. Столь легкий выход из строя теоретически неуязвимого для ударной волны артиллерийского поста оказал на адмирала такое сильное воздействие, что он отметил этот факт в своем последнем письме главнокомандующему Объединенным флотом адмиралу Тойода.
В боевых сообщениях с борта "Мусаси" содержатся свидетельства еще о двух торпедных попаданиях в правый борт — одном в районе 140-го шпангоута (отсек гидравлики правого борта) и другом в районе 150-го шпангоута (внешнее турбинное отделение правого борта). Однако никаких затоплений не было обнаружено не только в этих отделениях, но и в соседних с ними отсеках противоторпедной защиты. Таково первое расхождение в количестве торпедных попаданий. Что весьма характерно, ни доказать, ни опровергнуть его уже невозможно. Вполне вероятным представляется предположение, что японцы в пылу боя могли принять всплески и гидравлический удар от близких разрывов бомб за торпедное попадание.
Однако существует вероятность того, что такие попадания — все или часть из них — имели место. И как раз в этих случаях противоторпедная защита действительно полностью выполняла свою функцию, исключая любые затопления, кроме небольших отделений (особенно в верхней части) вне противоторпедной переборки.
Хотя по послевоенным расчетам американцев линкоры типа "Ямато" после трех торпедных попаданий в один борт должны были бы получить крен в 8 — 10° и без разрушения ПТЗ, выкладки эти представляются слишком тенденциозными, поскольку от одной торпеды с проникновением воды во внутренние помещения корабль получил всего трехградусный крен. По сути дела, достоверными можно считать лишь те попадания, которые вызвали более или менее значительные разрушения, но даже и в этом случае устойчивость суперлинкоров остается впечатляющей.
В ходе первой атаки "Мусаси" выпустил по самолетам неприятеля 48 155-мм и 160 127-мм снарядов, не считая большого количества 25-мм.
Вторая атака началась в 11.40. Осуществляли ее примерно 30 самолетов с авианосцев "Лексингтон" и "Эссекс", поднятых в воздух в 10.55. В 11.54 радар ПВО на "Мусаси" обнаружил эту группу на удалении 81 км. Спустя четыре минуты последовал контакт с другой группой, также примерно в 80 км. В 12.03 самолеты появились в зоне прямой видимости.
Начали атаку восемь "хеллдайверов" с "Интрепида", добившиеся двух прямых попаданий и пяти близких разрывов. Первая бомба попала в полубак на 15-м шпангоуте, пробила две палубы и наклонный в этом месте борт (линкоры типа "Ямато" имели сильный развал бортов в носу) и вошла в воду, не разорвавшись и не вызвав никаких заметных повреждений или затоплений. Вторая бомба угодила в надстройку по левому борту в районе 138-го шпангоута, приблизительно в 2,5 м от дымовой трубы и взорвалась в кубрике №10, пробив перед этим две палубы. Осколки разрушили паропровод во внутреннем турбинном отделении левого борта (№2), которое заполнилось паром и его пришлось оставить, как и смежное с ним котельное отделение №10. Артиллеристы линкора смогли сбить два пикировщика.
В 12.06 атаку произвели девять "эвенджеров", применив метод, известный у американцев как "молот и наковальня", когда две группы самолетов одновременно подлетают с противоположных направлений, не оставляя кораблю шансов для уклонения. Огонь "Мусаси" все еще оставался сильным, и один из "Эвенджеров" удалось сбить до сброса торпед. Остальные рапортовали о трех попаданиях.
По отчетам японской стороны, в ходе этой атаки "Мусаси" действительно получил попадания трех торпед в левый борт, хотя послевоенные исследования отчетливо фиксируют только одно. "Достоверная" торпеда вошла в левый борт у 143-го шпангоута, вызвав серьезное затопление в отсеке гидравлики левого борта и течь во внешнем машинном отделении. Башни главного калибра пришлось переключить на резервную гидравлическую систему. Сообщалось еще о двух торпедах — в районе носовой башни ГК по левому борту и в районе 110-го шпангоута. В первом из указанных случаев никаких затоплений в этих местах не отмечалось и это попадание можно считать сомнительным. Попадание другой торпеды весьма вероятно: согласно рапорту, оно привело к затоплению турбинного отделения №4, однако этот результат мог быть следствием удара той самой "достоверной" торпеды. Корабль вновь получил крен в 5°, на этот раз на левый борт. Угол крена опять удалось уменьшить до 1°. Однако в результате обширных течей корабль получил устойчивый дифферент на нос, достигший 2 м.
Наиболее серьезным последствием атаки была остановка левого внутреннего вала — корабль потерял четверть мощности машин. Обороты оставшихся трех валов были увеличены для компенсации потери хода, и "Мусаси" сохранил свое место в строю соединения, державшего ход 22 узла.
К началу атаки артиллеристам "Мусаси" удалось переключить управление огнем 460-мм орудий на второй артиллерийский пост, и корабль успел сразу выпустить по самолетам 9 зенитных снарядов главного калибра тип 3, 17 155-мм и свыше 200 малокалиберных. После первого залпа осколки бомбы проникли через дуло среднего орудия носовой башни и вызвали взрыв только что досланного в камору шрапнельно-зажигательного снаряда. В результате вышли из строя механизмы вертикального наведения, и башня превратилась в бесполезный груз. Две оставшиеся выпустили еще 45 зенитных снарядов, доведя их общее число до 54.
"Мусаси", хотя и сохранил большую часть боевой мощи, уже постепенно превращался в "хромую утку". Именно из-за него в 13.12 Курита приказал уменьшить общий ход соединения до 22 узлов — максимальной скорости подбитого линкора. К этому времени японское соединение разделилось на две группы, шедшие примерно в 5 милях друг от друга. В первом ордере находились "Ямато", "Мусаси", "Нагато", два крейсера и семь эсминцев.
Около 13.30 "Мусаси" подвергся третьей атаке, в которой участвовала авиация с "Эссекса" и "Лексингтона" (некоторые историки разделяют эту атаку на 3-ю и 4-ю, причем последняя относится ко второй волне самолетов с "Интрепида"). По сообщениям японцев, в ней участвовало около 80 самолетов, из них на "Мусаси" реально нацелились 29). На этот раз японские корабли, перестроившись в более маневренный строй, уклонялись и энергично маневрировали, вновь поставив плотную завесу зенитного огня. Новая тактика уклонения не принесла успеха "Мусаси". Для него эта атака стоила двух предыдущих.
Четыре "хеллдайвера" добились только близких разрывов в районе миделя и кормовой башни, одним из которых был поврежден кран для гидросамолетов. Заметные потери от осколков понесли расчеты зенитной артиллерии.
Шесть "эвенджеров" снова провели координированную атаку с двух направлений. По донесениям пилотов, им удалось добиться четырех попаданий, три из которых хорошо подтверждаются фотоснимками. Сильный взрыв по левому борту к носу от передней башни №1 в районе 60-го шпангоута разрушил топливные танки, кладовую и несколько водонепроницаемых переборок. Временный боевой медицинский пункт в носовой части наполнился ядовитой окисью углерода, в результате чего погибло много раненых.
Вторая торпеда (в районе 70-го шпангоута по правому борту) стала причиной затопления почти всего района кладовых от 64-го шпангоута до цитадели. Третья попала в район 136-го шпангоута, в результате чего был затоплен отсек гидромашин. По сообщениям с корабля, имело место еще и четвертое торпедное попадание в районе 100-го шпангоута правого борта, но отсутствие повреждений и затоплений в этом районе свидетельствует о его сомнительности.
Четыре бомбовых попадания, достигнутых "хеллдайверами" в конце атаки, не нанесли тяжелых повреждений. Три из них легли в район многострадальной носовой башни главного калибра: первая пробила три палубы в районе 45-го шпангоута и взорвалась в кубрике, вторая — две палубы на 65-м шпангоуте и также взорвалась в жилом помещении. Третья (по левому борту на 70-м шпангоуте) тоже пробила две палубы, взорвавшись рядом с броневой цитаделью, но не причинила особого ущерба. Наконец, четвертая взорвалась на открытой палубе у дымовой трубы (район 134-го шпангоута), вызвав детонацию боезапаса зениток и уничтожив при этом несколько 25-мм автоматов. В ходе третьей атаки "Мусаси" израсходовал 35 460-мм зенитных снарядов, 79 155-мм и свыше 500 25-мм, но сбить удалось только один из "эвенджеров".
К 13.50 бой завершился. После попадания как минимум трех торпед и изрядного числа прямых попаданий и близких разрывов бомб в носовую часть, лишенную противоторпедной защиты, корабль все еще оставался боеспособным как артиллерийская единица, но принял уже слишком много воды. Крен вновь удалось довольно быстро ликвидировать контрзатоплениями, но дифферент на нос достиг уже 4 м, а практически все пустые отсеки заполнились водой либо в результате вражеских попаданий, либо аварийными партиями при ликвидации крена. Скорость продолжала постепенно уменьшаться и не превышала сначала 20 узлов, а затем упала до 16. "Мусаси" стал отставать от передового отряда. При нем находился только тяжелый крейсер "Тонэ", командир которого, капитан 1 ранга X. Маюздуми около 14.45 предложил, чтобы линкор прикрыла вся вторая группа соединения. Однако Курита приказал продолжить путь. "Тонэ" через некоторое время сменили эсминцы "Хамакадзе" и "Киёсимо".
Гибель "Мусаси".
"Мусаси" ненадолго повезло: в самые тяжелые минуты четвертая волна самолетов (8 торпедоносцев и 12 пикировщиков с "Эссекса") миновала его, устремившись в 14.12 на "Ямато" и "Нагато". Но около трех часов дня появилась очередная масса самолетов: 69 пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей со 2-й авианосной группы начали пятую и последнюю в этот день атаку. Они совершали третий в этот день вылет, поэтому в нем участвовали в основном истребители и "хеллдайверы". Однако "Мусаси" выпала тяжелая доля: на него вышли самолеты с "Энтерпрайза" и "Франклина", пилоты которых вылетели только первый раз в этот день. Наблюдатель с "Энтерпрайза" записал в путевом блокноте, что "
линкор типа "Ямато" (которым был "Мусаси")
отстал, за ним тянется длинный шлейф топлива и он делает не более 8 узлов".
Реально "Мусаси" имел в это время три действующих машинных отделения и девять котельных (пришлось оставить два смежных с №11 котельных отделения, так как разрушения от бомб блокировали подступ к ним). Из-за огромной массы воды, гулявшей по кораблю (хотя цитадель оставалась практически мало поврежденной), скорость уменьшилась уже до 12 узлов. Правда, крен был небольшим, а поступление воды практически прекратилось. Однако не было ничего сделано для ее удаления из корпуса.
Около 15 часов на корабле получили приказ следовать в Бако через Корон в сопровождении эсминца "Киёсимо", но в 15.15 на суперлинкор посыпались новые удары. Девять "хеллдайверов" с "Энтерпрайза" добились четырех попаданий 454-кг бронебойными бомбами. Первые три взорвались все в той же носовой части. Одна из них попала в крышу носовой башни — без повреждений. Две других разрушили помещения (включая кают-компанию) в районе 62-го и 79-го шпангоутов. После этого аварийные партии, работавшие в передней части корабля, перестали существовать. Четвертая бомба превратила в обломки рабочее помещение корабельных официантов.
Восемь "эвенджеров" зашли на беспомощную цель с двух направлений и (по их донесениям) добились трех попаданий:
- два пришлись в носовую часть, которая в это время уже находилась вне контроля, поэтому подтвердить или опровергнуть их сложно;
- третье пришлось в правый борт против трубы, примерно в то же место, что и самая первая торпеда. По-видимому, это попадание соответствует описанному японцами как пришедшееся на район 145-го шпангоута. В результате впоследствии затопленным оказалось внешнее турбинное отделение левого борта.
Атаку завершали 75 самолетов с авианосцев "Интрепид", "Франклин" и "Кэбот", практически сразу же сменившие пилотов "Энтерпрайза" (иногда ее выделяют в отдельную, шестую, волну), 37 из них нацелились на "Мусаси". Подробности этих двух атак и точное число попаданий остаются не вполне достоверными и по сей день. Японцы сообщают о 10 или 11 торпедных и 10 бомбовых попаданиях плюс о шести близких разрывах (включая уже описанные выше повреждения, достигнутые самолетами "Энтерпрайза").
В 15.25 три пикировщика с "Франклина" успешно сбросили две 227-кг бомбы. Тут же по "Мусаси" выпустили свой смертоносный груз девять торпедоносцев с того же авианосца. Суперлинкор еще огрызался: два самолета были сбиты, еще несколько получили повреждения. Спустя 5 минут последовала атака семи "хеллдайверов" (также с 227-кг бомбами) и двух "эвенджеров" с "Интрепида".
На этот раз попадания бомб пришлись в районе массивной носовой башенноподобной надстройки: две из них взорвались почти одновременно примерно на уровне 115-го шпангоута, выведя из строя пару одиночных и один строенный 25-мм автомат. Еще одна 227-кг бронебойная бомба ударилась в верхнюю часть самой надстройки на 120-м шпангоуте, пробила пост управления зенитным огнем и сдетонировала на уровне главного мостика. На последнем и в прилегающих помещениях возник сильный пожар, 52 моряка были убиты, 20 ранено, в их числе оказался и командир корабля, контр-адмирал Иногути. Пожар удалось потушить, а адмирал после перевязки вновь принял командование, переместившись на второй мостик. Одна из бомб попала в восьмой уровень все той же надстройки по правому борту и взорвалась, нанеся дополнительные повреждения. Вслед за ней заднюю часть надстройки примерно на уровне 127-го шпангоута поразила еще одна. На этот раз повреждения оказались небольшими.
Еще две бомбы сдетонировали глубоко в корпусе на 108-м шпангоуте в помещениях на главной палубе, разрушив все вокруг, в том числе центр связи, радиорубку №1 и телефонную станцию. По пути они вывели из строя две одноорудийных и одну трехорудийную 25-мм установки. Ударная волна проникла в котельные отделения №4 и №8.
Все повреждения верхних надстроек и внутренних помещений оказались довольно значительными и вызвали большие потери среди личного состава, но затоплений от них не было, поскольку ни одна из бомб не пробила главной палубы. Куда хуже обстояло дело с торпедами.
По сообщениям с "Мусаси" в него попало еще десять торпед, две из которых не взорвались. Эти торпеды можно исключить из перечня почти достоверно. Точно известны места попадания и полученный эффект для четырех торпед.
Одна из них взорвалась на уровне 75-го шпангоута по левому борту, в районе носовой башни ГК. В результате оказались затопленными нижние носовые погреба в нижней части. Это означает, что противоторпедная переборка в данном случае не выдержала попадания. Впрочем, почти в это же место ранее попала еще одна торпеда и, возможно, уже тогда образовались скрытые повреждения, проявившиеся при повторном попадании.
Вторая пришлась на район 125-го шпангоута. В результате полностью затопило котельное отделение №8, открылась течь и в смежном отделении №12. Почти одновременно над отделением №8 взорвалась бомба, ее ударная волна проникла через защитную броневую решетку. От этого и других многочисленных взрывов и сотрясений нарушилась общая прочность ПТЗ, и теперь уже любое попадание вызывало значительные повреждения.
Еще одна торпеда попала около 105-го шпангоута по правому борту, вследствие чего оказались затопленными погреба боезапаса, расположенные перед котельными отделениями.
В рапорте с "Мусаси" содержится описание сразу четырех попаданий в это место. Вряд ли это соответствует действительности, поскольку итог (окончательное затопление котельного отделения №8 и 25-мм погребов) весьма скромен, а 15-метровая дыра в борту вполне может соответствовать взрыву 260 кг торпекса.
Более достоверны взрывы одной или двух торпед в кормовой части по тому же правому борту. В числе последствий воздействия первой значится затопление 127-мм погреба №6, заднего помещения гироскопов и тоннеля левого внешнего вала. Другое попадание пришлось прямо против кормовой 155-мм установки.
- линкор "Мусаси" под ударами американской палубной авиации, 24 октября 1944 года.
Вторичным следствием стало затопление еще одного турбинного отделения, работавшего на внешний левый вал, и его тоннеля, приведшего к тому, что этот вал также перестал вращаться. Скорость "Мусаси" упала до 6 уз. Корабль получил крен в 10° на левый борт. Последние усилия уцелевших аварийных партий по контрзатоплению привели к уменьшению крена до 6°. Несмотря на чудовищные разрушения сверхлинкор продолжал бороться. Короткое замыкание в цепи управления главной рулевой машины вызвало заклинивание руля в положении 15° лево на борт. Корабль начал беспомощно описывать циркуляцию вправо, однако опять повреждение удалось устранить, и он лег на прежний курс.
Между тем около 15.30 адмирал Курита приказал всему 1-му диверсионному соединению повернуть назад — на курс 290. Спустя час его относительно мало пострадавшие корабли вновь приблизились к "Мусаси". Курита отделил крейсер "Тонэ" и эсминцы "Симакадзе" и "Киёсимо", чтобы прикрыть линкор.
К счастью, налеты противника закончились. Положение линкора оставалось очень тяжелым, уже возникал вопрос, удастся ли сохранить его на плаву. Крен на левый борт постепенно снова увеличился до 10 — 12°, а дифферент на нос достиг 8 м. Палуба полубака теперь почти касалась воды. Скорость корабля (6-узловая) уже лежала ниже предела, необходимого для приемлемой управляемости. Вышли из строя оба турбинных отделения правого борта и внешнее отделение левого борта, а также по меньшей мере семь котельных отделений. Попытки уменьшить крен и дифферент закончились неудачей, хотя были затоплены внешние котельные отсеки и кладовые правого борта. Все же на 12° крен остановился, но прогрессирующее затопление в носовой части уже вышло из-под контроля.
Данные о состоянии линкора были переданы на "Ямато". Курита понял, что "Мусаси" уже не сможет вернуться ни в одну из своих баз, и отдал распоряжение попытаться выбросить линкор на берег, где он мог бы служить в качестве своеобразной бронированной береговой батареи. Неважно, что позиция для такой "крепости" находилась в местности, абсолютно никак не связанной с общим планом обороны Филиппин. Типичный жест отчаяния, но даже он не мог быть выполнен. Линкор совершенно не управлялся и не мог двигаться в каком-либо одном направлении.
Наконец в ход пошли последние, отчаянные меры. Все незанятые моряки собрались на верхней палубе правого борта. Туда же перенесли раненых. Правую якорную цепь стравили в море на максимальную глубину. На правую часть палубы выносили рис и другое продовольствие, а также запасы деревянных подкреплений, еще не использованных в борьбе за живучесть. Когда идут в ход такие, по сути дела, совершенно бесполезные средства, ясно, что конец близок. Это прекрасно понимал Иногути. В последней попытке спрямить корабль он приказал открыть кингстоны и затопить кормовые кубрики правого борта и внешнее турбинное отделение №3.
Но ничто уже не помогало. Тогда командир решил выбросить линкор на берег. Однако решение запоздало. Пар в котлах постепенно падал, а последнее турбинное отделение заполнялось водой, единственный работающий винт перестал вращаться. В это время "Симакадзе" снял с борта "Мусаси" 635 из 769 ранее спасенных с тяжелого крейсера "Майя" моряков.
В 19.15 Иногути отдал приказ "приготовиться покинуть корабль". Крен еще не превышал 12°, линкор внешне выглядел мало поврежденным, только палуба в носу казалась неправдоподобно низкой. Старший офицер, капитан 1 ранга Кенкити Като собрал экипаж на обширной кормовой палубе. Боевой флаг сполз вниз по флагштоку. Командир корабля бросил последний взгляд на своих людей и удалился в свою каюту. Больше его никто не видел.
Теперь все чувствовали, что до конца остаются считанные минуты. Крен быстро нарастал, и когда в 19.30 он достиг 30°, наполненный водой и потерявший остойчивость корабль начал медленно переворачиваться, Като приказал покинуть линкор. Первым в шлюпку спустили портрет императора. Через 6 минут "Мусаси" опрокинулся на левый борт и затонул носом вперед на глубине 1 350 м в море Висаян в точке 13°7' сев.ш., 122°32' вост.д. При погружении моряки услышали два глухих взрыва.
Эсминцы "Хамакадзе" и "Киёсимо", который сам имел значительные повреждения, приняли на борт 1 376 человек — едва ли не физический предел. В числе спасенных оказался и старший офицер К.Като. Погибли 1023 моряка, включая командира корабля и большинство тяжело раненых. (Ранее считалось, что были спасены 1 288 из 2 279, находившихся на борту "Мусаси" в его последнем походе, а остальные 991 человек погибли в бою или утонули.)
Уцелевших перевезли в Манилу, а затем на остров Коррехидор. Большинство затем попало домой, хотя около 200 человек продолжили службу на авианосце "Дзуньё", а часть оказалась на борту "Ямато"; 300 из оставшихся 620 попали в различные гарнизоны на Филиппинах, а остальные защищали Манилу в составе отряда контр-адмирала Ивабути и почти все пали в бою.
Остается подвести некоторые итоги. Всего в бою в море Сибуян со стороны американцев участвовали 259 авианосных самолетов, 18 из которых были сбиты и свыше 70 получили повреждения. Что касается "Мусаси", то его гибель безусловно стала следствием случая. По необъяснимой причине летчики чаще всего (примерно в половине случаев) выбирали в качестве цели именно этот корабль, хотя, помимо него, в состав соединения входили еще четыре линкора, получившие лишь незначительные повреждения. Впрочем, им тоже досталось.
Повреждения "Ямато" в результате атак палубных самолетов США.
Так, на "Ямато", благополучно избежавшего первых атак, около 2 часов дня один из "хеллдайверов" с "Эссекса" сбросил две бронебойные бомбы, попавшие в носовую часть по левому борту около носовой башни главного калибра, но не причинившие особых повреждений.
В 14.13 на горизонте показалась основная группа самолетов с "Эссекса". Последовал приказ Куриты увеличить скорость до 22 узлов. А в 14.30 "Ямато" атаковали 12 пикировщиков SB-2C-3 "Хеллдайвер", сбросившие 454-кг бронебойные бомбы.
Одна из них пробила палубу в районе якорного отсека по левому борту и взорвалась ниже ватерлинии, оторвав несколько листов обшивки. Поскольку объем помещений в самом носу невелик, затопления не приобрели фатального характера.
Еще две бомбы попали в крышу носовой башни, а четвертая взорвалась глубоко в корпусе, пробив дыру в борту выше ватерлинии. Наконец пятая бомба пробила верхнюю палубу и взорвалась в жилых помещениях, превратив их в груду обломков. Довершили атаку четыре истребителя "Хеллкэт", обстрелявшие мостик и установки зенитной артиллерии. Один из пикировщиков, сбитый зенитчиками, врезался в самый кормовой срез палубы.
На первый взгляд повреждения выглядели нешуточными. Корабль принял 3 000 т воды и имел крен на левый борт, достигший 5°. Однако слаженные действия служб борьбы за живучесть практически спрямили его, оставив всего 1°. Правда, небольшой дифферент на нос (80 см) устранить не удалось. "Ямато" практически полностью сохранил боеспособность.
- линкор "Ямато" во время боя в море Сибуян, 24 октября 1944 года.
Кроме того, две бомбы около 14.20 попали в линкор "Нагато", скорость которого упала до 21 узла. На нем вышла из строя одна из башен главного калибра и были повреждены системы связи. Пять близких разрывов у борта линкора "Харуна" не нанесли существенных повреждений. Прямое попадание получил эсминец "Киёсимо". От близких разрывов были повреждены еще два эсминца, причем "Фудзинами" на следующий день затонул. Кроме того, авиационная торпеда попала в крейсер "Мьёко". Так что перечень атакованных и поврежденных кораблей (разного рода повреждения получили, как минимум, 2 линкора, 2 крейсера, 3 эсминца) позволяет говорить скорее о неудачном для "Мусаси" стечении обстоятельств. Но все же, если бы те 8 — 9 (по минимуму) или даже 19 (по максимуму) торпед и 17 бомб, которые поразили "Мусаси", распределились бы между несколькими целями, корабль несомненно уцелел бы. Однако в этом случае из строя вышел бы не только он один, и Курите явно пришлось бы прервать операцию. А так адмирал в 17.15 вновь взял курс на пролив Сан-Бернардино.