Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...  Проект завершен

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 20 янв 2014, 18:12

Погреба боезапаса и системам подачи его к орудиям.


Большой интерес представляет устройство подачи и погребов боезапаса, где было применено немало интересных и
даже уникальных решений. Нормальный штатный запас снарядов составлял 100 на каждое орудие, причем 60 из них (на башню — 180) хранились во вращающейся части башни, а остальные 40 (на башню — 120 ) — в погребах, вместе с комплектом учебных снарядов для практических стрельб. Транспортировка снарядов из погреба во вращающуюся структуру башни была делом долгим и трудным, но, похоже, японских моряков это не беспокоило, они считали, что для дневного боя вполне хватит 540 снарядов, готовых к подаче непосредственно из цилиндра, являющегося основанием установки. Однако емкость погребов (вне самих барбетов) не ограни­чивалась 360 снарядами. Максимальный боезапас составлял 120 снарядов на ствол (всего 1 080), а полная емкость каждого из погребов доходила до 213 — 214 снарядов,
что соответствовало общему количеству в 1 180 снарядов, а по некоторым данным, максимальная емкость всех погребов ГК достигала даже 1 200 снарядов.
Система подачи была полностью механизирована, что неудивительно, ведь вес снаряда составлял почти полторы тонны.
Как внутри цилиндра, так и во внешних погребах они хранились рядами в вертикальном положении в виде своего рода
гигантских обойм, напоминающих пистолетные и содержащих от 4 до 9 снарядов. "Обойма" достаточно легко перемещалась с помощью гидравлических толкателей.
Из внешних погребов снаряды подавались во вращающийся барбет через две двойные пламянепроницаемые дверцы, еще дополнительная пара дверок имелась в тыльной части барбета, наименее уязвимой от попаданий. При передаче снарядов требовалось развернуть башню в походное положение, чтобы совместить внешние и внутренние дверцы, поэтому осуществление такой операции в бою действительно вряд ли было возможно.
Хранилище готового к бою запаса внутри цилиндрической части основания башни имело два уровня, с любого из них можно было осуществлять погрузку в каждый из трех элеваторов — по одному на орудие.
Из нижней части вращающейся структуры они выталкивались прямо к подъемнику, сначала на нижнюю горизонтальную платформу, наклоненную под углом 5° к горизонту, а затем в сам подъемник. Дверцы подъемника автоматически закрывались с помощью подпружиненного кривошипного механизма, когда "ковш" подъемника воспринимал вес снаряда. Последний располагался в подъемнике под небольшим углом к вертикали, и дополнительно удерживался тремя захватами. Когда снаряд достигал верха подъемника, специальный механизм заваливал его под прямым углом к первоначальному положению, укладывая почти горизонтально. Затем снаряд перегружался в наклонный лоток, расположенный под углом 8° к горизонту (напомним, что угол заряжания составлял 3°), а в лотке снова крепился, теперь специальными скобами. После этого подготовленный к заряжанию снаряд перегружался из подвижного лотка на неподвижный, а затем в загрузочную каретку.
Каретка двигалась по рельсам вперед и в конце своего пути опускалась в положение заряжания, снаряд принимал необходимый наклон в 3°. Досылатель обычного цепного типа отправлял снаряд в камору. Затем цепной прибойник возвращался назад, и происходила досылка зарядов. Для погрузки зарядов служили два перегрузочных отделения, расположенные, как и снарядные погреба, на двух уровнях. Нижнее отделение имело одну тележку и один подъемник
и обслуживало среднее башенное орудие, верхнее — два подъемника и две тележки, обслуживающие крайние орудия в башнях.
Заряд кордита разделялся на шесть частей — картузов, весом по 55 кг. Картузы извлекались из пеналов, где они хранились попарно, и подавались через пламянепроницаемые люки по желобам внутрь вращающейся структуры башни. Затем все шесть картузов с промежуточных тележек помещались в подъемник, который с обеих сторон ограничивался пламянепроницаемыми дверцами, закрывавшимися посредством комбинации кулачкового привода и ручных рычагов. Открытие верхней дверки блокировало работу досылателя. Зарядный подъемник (он представлял собой, по сути, простой пламянепроницаемый короб сечением 94 х 287 см) пропускал один контейнер со всеми шестью картузами, составлявшими полный заряд.
40334032 - Пороховой картуз 460-мм выстрела и полный комплект из 6 картрузов, а также пламянепроницаемые пеналы и схема их хранения в погребах ГК.
Для аварийной подачи боезапаса служил вспомогательный подъемник (один на башню) с ручным приводом. В экстренных случаях для перемещения снаряда с подъемником можно было использовать гидравлические лебедки. Как и во всех тяжелых механизированных установках, наличие ручной подачи было чисто номинальным, поскольку в этом случае скорость подачи становилась недопустимо низкой, а персонал очень быстро уставал.
В погребах предусматривалась двойная система аварийного затопления. Помимо обычной системы орошения, погреб можно было полностью затопить за 20 минут при открытии соответствующих клапанов с гидравлическим приводом. В общем же, система затопления не отличалась от принятой в конце Первой мировой войны.

************************************************

В целом новые установки оказались вполне удачными. Проектировщики были приятно удивлены их эксплуатационными характеристиками. Они ожидали, что такие большие и сложные устройства навлекут массу нареканий со стороны персонала, но этого не случилось. Полный цикл разработки и воплощения установки в металл занял всего лишь около трех лет, поэтому наличие скрытых дефектов, которые могли бы принести серьезные неприятности в боевых условиях, было бы вполне объяснимым. Хотя обычно первые годы эксплуатации новой башни причиняют больше всего хлопот, "Ямато" оказался счастливым исключением. Вся механика работала без сбоев и быстро осваивалась экипажем. Произошел только один серьезный инцидент, правда, со смертельным исходом. Отмеченное ранее недостаточное количество блокировок и отсутствие так называемой "защиты от дурака" сказались, когда один из матросов попал в пространство между снарядным погребом и перегрузочным отделением и был разрезан надвое снарядным лотком.
Было сочтено, что произошло это из-за его собственной неосторожности. Персонал орудийных башен прошел хорошую тренировку, и впредь осложнений по этому поводу не возникало ни в боевых условиях, ни в повседневной службе.
Основные недостатки, выявившиеся при эксплуатации башен, являлись несущественными и сводились к обильной и частой смазке тележек и лебедок зарядных подъемников, раннему появлению коррозии зубчатых приводов горизонтальной наводки и сильному шуму в роликах поворотного стола. Единственным конструкционным просчетом можно назвать проблемы, возникающие при работе снарядного подъемника в море, когда крен превышал 5°. К "вынужденным" недостаткам можно отнести и чрезвычайно мощную волну дульных газов при стрельбе ГК, но устранить ее при столь больших орудиях едва ли представлялось возможным.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 26 янв 2014, 20:56

Боеприпасы главного калибра.


Японские снаряды формально соответствовали обычно принятым категориям. Однако фактически все их типы заметно
отличались от аналогичных у союзников.
Основным типом являлся бронебойный снаряд типа 91. Он был специально спроектирован как ныряющий, чтобы при близких недолетах мог сохранять под водой траекторию движения и пробивать систему ПТЗ, а не мощный броневой пояс. Такие свойства достигались применением бронебойного наконечника (колпачка), состоящего из двух частей. Прилегающая к основному телу снаряда часть наконечника имела совершенно плоский нос. Исследования показали, что эта форма лучше всего позволяет сохранять траекторию в воде, не давая снаряду быстро затонуть, что обычно наблюдалось у обычных заостренных снарядов. Сверху плоский срез закрывался второй частью наконечника, близким к обычной форме. Обе части скреплялись специальными тонкими стержнями, чтобы при ударе о воду вне­шний наконечник отваливался и тонул, открывая плоскую часть. Наконец, вся конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком-экраном, легко сминавшимся или отлетавшим при ударе о любую преграду.
Появление таких снарядов было вызвано тем глубоким впечатлением, которое произвело на специалистов флота подводное попадание в недостроенный линкор "Тоса". Снаряды типа 91 имели еще одно важное отличие: большое время замедления. Оно составляло до 0,4 с и позволяло взрывателю сработать после 50-метрового пути в воде. Однако невозможно вести стрельбу одинаковыми пулями и по слону, и по белке. Если снаряд попадал непосредственно в корабль, то даже при удачном взведении взрывателя о первую же преграду он мог пройти 120 — 150 м до точки взрыва, удалившись на безопасное расстояние от свой цели. При попадании в броню с недостаточной для пробития скорости снаряд успевал бы расколоться до срабатывания взрывателя, что снижало эффект взрыва. В общем, тип 91 хорошо подходил для экзотической стрельбы на недолетах, неплохо действовал по броне (в случае 460-мм калибра — за счет хоро­шей баллистической пробиваемости), но насквозь пронизывал легкие надстройки и даже корпус. Фиаско этих специфических "противолинкорных" снарядов полностью проявилось в бою в заливе Лейте. Конвойнные авианосцы, созданные на основе обычных торговых судов, ухитрялись выдерживать по 10 — 15 попаданий снарядов калибра 203 мм, а если бы снаряды взрывались, гибель "жестяных" кораблей от пожаров или затоплений была бы неизбежной.
Немного о пробивающей силе бронебойного снаряда и его форме. Как и американцы, японские оружейники придавали большое значение обоим факторам. Содержание взрывачатого вещества (тринитроанизола, ТНА) составляло всего около 1,5% от веса снаряда - 22 кг (аналогичное содержание "начинки" имели и "тяжелые" бронебойные снаряды США). Малый заряд обеспечивал большую прочность самого снаряда, который вполне мог без разрушения пробивать броню до 600 мм, если только на это хватало кинетической энергии, а угол встречи с преградой был близок к прямому.
Что касается формы, то она представлялась вполне современной. Задняя часть корпуса снаряда имела плавный скос к донышку (английский термин "boat-tailed" удачно характеризует форму продольного разреза). Из исследований 1930-х годов, проведенных во многих странах, было выяснено, что такая форма оптимальна для достижения максимальных дальностей полета за счет улучшения обтекания снаряда потоком воздуха и уменьшения потерь скорости (именно такой формой отличались сверхдальние снаряды, например, созданные в СССР). Поэтому не вполне понятно, почему американские сравнительные баллистические данные дают типу 91 столь средние характеристики. Недостатком "лодочной" формы задней части корпуса снаряда в принципе являлось увеличенное рассеяние, однако как раз в случае с орудиями "Ямато" это неприятное явление удалось свести к минимуму. Так что единственным недостатком бронебойных снарядов главного калибра стал, пожалуй, их взрыватель со слишком большим замедлением.
Интересно отметить, что японцы выпустили несколько снарядов типа 91 и для орудий калибром 480 мм, о которых говорилось выше. Один из таких снарядов попал в руки американцев после войны. По-видимому, он был изготовлен в 1941 году и отличался от 460-мм снаряда наличием только одного ведущего пояска вместо двух. Размеры этого мастодонта достигали 2,06 м в длину и 1 727 кг веса.
Еще более необычным был "обыкновенный" (common) снаряд "Сан-сики" тип 91 модели 3. На самом деле он представлял собой зенитный снаряд, известный также как осколочный или "зажигательная шрапнель", и представлял собой полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями небольших (длина 9 см) цилиндриков, часть из которых являлась стальными стержнями, а часть — полыми трубками, содержащими зажигательную смесь (разновидность термита на основе каучука).
Всего 460-мм снаряд содержал 900 зажигательных и 600 осколочных поражающих элементов. В головной части имелся дистанционный (срабатывающий по времени) взрыватель типа 91 с установкой времени срабатывания в диапазоне от 0 до 55 с.
Стальной стержень, проходящий по оси снаряда, активировал находящийся в основании корпуса заряд пикриновой кислоты, разбрасывающий поражающие элементы и образовавшиеся осколки корпуса на значительное расстояние. Зажигательная смесь загоралась примерно через полсекунды и давала язык пламени длиной около 5 м, имеющий температуру до 3 000°С. Разрыв снаряда "Сан-сики" выглядел впечатляю­ще, но, как и большинство таких хитроумных зенитных устройств, на деле оказался малоэффективным.
Оба основных типа снарядов имели слишком узкое назначение и в равной степени плохо подходили для борьбы с небронированными или слабо бронированными целями, а также для стрельбы по берегу. По некоторым источникам, для 460-мм орудий все же существовал третий тип снарядов, близкий к обычному фугасному ("НЕ" по англо-американскому обозначению). Он весил 1 360 кг (столько же, сколько и "Сан-сики") и содержал примерно 4,5% тринитроанизола — менее сильного, но более стабильного ВВ, чем пикриновая кислота. Этот тип боеприпасов вполне закрывал "дыру в ассортименте" и вполне подходил бы для стрельбы по крейсерам и эсминцам, а также по береговым целям или авианосцам. Однако существуют сомнения в том, что он являлся штатным видом. Никогда не приводится марка этого снаряда, и он не фигурирует в описании боезапаса "Ямато". Более того, как раз отсутствием подходящих снарядов мотивируется тот факт, что суперлинкоры не использовались в решающей кампании 1942 — 1943 годов в районе Соломоновых островов. В заливе Лейте стрельба также велась бронебойными снарядами и "Сан-сики". Возможно, что фугасный снаряд был экспериментальным и широкого распространения не получил.
40304031 - 460-мм снаряды (продольный разрез и устройство) и один бронебойный снаряд в экспозиции военно-морского музея в Вашингтоне.jpg
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 28 янв 2014, 23:28

Вспомогательный калибр.


По проекту вспомогательный калибр состоял из четырех трехорудийных башен 155-мм калибра. Его баллистические характеристики являлись одними из лучших среди японских орудий. Башенные установки были сняты с крейсеров типа "Могами" при их переоборудовании в стандартные 10-орудийные тяжелые крейсера.

Орудия и башни вспомогательного калибра.


Орудия и установки были спроектированы тем же инженером С.Хада. Работы по проектированию начались в 1930 году и были закончены в 1932 году. Главным недостатком установок стало очень слабое бронирование, скорее — почти полное его отсутствие. Все стенки и крыша башен имели толщину брони 25 (точнее 24,5) мм стали NVNC, что гарантировало защиту разве что от некрупных осколков. Вес установки с "броней" составлял 175 т. Орудия в башне размещались довольно тесно, на расстоянии всего 1,55 м, чего явно недоставало для нормального функционирования затвора среднего орудия. Впрочем, этот недостаток был типичным для всех трехорудийных установок. Чтобы хоть частично облегчить обслуживание, затворный механизм среднего орудия имел разворот на 45° в вертикальной плоскости.
Станки оборудовались гидравлической системой отката и пневматическим устройством наката. Сами башни имели дублированный электрогидравлический привод — как и в башнях ГК. Мощность каждого из двух главных электромоторов составляла 100 л.с. При разработке конструкции башен предполагалось обеспечить скорость вертикального наведения 16 град/с для ведения зенитного огня, но пришлось ограничиться более скромными 10 град/с. Скорость горизонтального наведения составляла всего 6 град/с. Это, по сути, обрекало орудия вспомогательного калибра на стрельбу только по надводным целям, ибо все сказанное ранее при описании зенитной стрельбы главного калибра полностью применимо и к 155-мм установкам. Разработчикам орудия пришлось отказаться от его универсальности и вместо предполагавшегося угла возвышения в 75° ограничиться 55°, что сильно упростило конструкцию станка, но окон­чательно похоронило амбиции на универсальность.
155-мм орудие принадлежало к числу пушек с очень высокими баллистическими данными, но с небольшой скорострельностью. Оно могло пробивать достаточно солидную крейсерскую броню. Для стали NVNC: (угол встречи 60°, скорость снаряда 678 м/с, при попадании по нормали) пробиваемость на дистанции 15 000 м составляла 108 мм; на дистанции 25 000 м — около 100 мм.
403440354036 - общий вид и виды с разных ракурсов 155-мм башен.
Для обслуживания четырех башен среднего калибра требовался значительный персонал: в боевом отделении — 24 человека; в снарядном — 7; в зарядном — 10; итого — 164 человека без учета личного состава, обслуживающего системы управления огнем.
Заряжание орудия производилось при фиксированном угле +7° посредством гидравлического досылателя. Пороховой картуз заряда (один на каждый снаряд) загружался на лоток вручную и досылался тем же досылателем. Для подачи боезапаса служили шесть подъемников: по одному снарядному и одному зарядному на орудие. Для защиты от пожара и увеличения скорострельности подача выполнялась многоступенчатой. Вначале снаряды подавались из погреба на кольцевую роликовую дорожку, идущую вокруг основания вращающейся структуры башни, затем с помощью подъемников — в боевое отделение. Скорость подачи не превышала 6 снарядов в минуту на ствол. Заряды подавались через двойные пламянепроницаемые дверцы в подъемники обычного "черпакового" типа при максимальной скорости подачи 5 полных зарядов в минуту на каждое орудие.

Боезапас вспомогательного калибра.


Бронебойный снаряд типа 91 по конструкции напоминал своего "старшего брата" калибра 460 мм. Он имел длину 678 мм и содержал 1,152 кг взрывчатки (около 2% от веса). Снаряд снабжался донным взрывателем типа 13.N.3, имевшим замедление 0,08 с. Помимо бронебойного, имелись еще учебный снаряд того же размера и веса и зенитный снаряд общего назначения.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 07 фев 2014, 18:49

Тяжелая зенитная артиллерия.


Ввиду непригодности артиллерии среднего калибра для ведения зенитного огня на линкорах устанавливались по 6 спаренных зенитных установок 127-мм калибра, составлявших основу дальней обороны кораблей от авиации. Начатые разработкой в 1928 году, эти орудия конструкции С. Хада были приняты на вооружение в начале 1932 года. Они устанавливались на всех крупных кораблях японского флота.
Само орудие оказалось достаточно хорошим и удачным. Если оно и уступало знаменитому американскому 127-мм орудию с длиной ствола в 38 калибров, то не так сильно, чтобы заслужить плохой отзыв. Главное отличие состояло в том, что японское орудие, хотя и несколько более длинное (40 калибров), предназначалось для использования исключительно в качестве зенитного и имело меньшую начальную скорость, чем универсальное американское. Что касается конструкции самого орудия и установки, они вполне соответствовали своему времени.
Для стрельбы использовались унитарные патроны. При заряжании работало полуавтоматическое устройство: при выстреле силой отдачи сжимались пружины досылателя, и заряжающему было достаточно вложить в лоток следующий патрон. Относительно малая начальная скорость обеспечивала столь же относительно небольшую горизонтальную дальность и потолок, впрочем, не хуже, чем у большинства корабельных зениток других стран.
Как и во многом другом, что касается артиллерии, японцы смогли создать хорошее орудие, но, в соответствии с известной формулой "зенитное орудие эффективно настолько, насколько совершенна его система управления", уступали в последнем союзникам, особенно американцам. В ходе войны этот разрыв значительно увеличился за счет появления во флоте США дистанционного радиолокационного взрывателя, срабатывавшего автоматически и не требовавшего точной установки по дальности.
Спаренная орудийная установка модели А-1 модель 3 (ее вес 29 т) имела электрогидравлический привод, но скорость
как горизонтальной, так и вертикальной наводки во время войны оказалась уже недостаточной, составляя соответственно только около 16 град/сек — маловато для эффективной стрельбы по пикировщикам. При ручном управлении эта характеристика еще более снижалась (примерно до 3 град/с). Максимальный угол возвышения установки равнялся +90°, максимальный угол снижения - -8°.
Заряжание установки производилось при любом угле возвышения. Из погребов снаряды подавались обычным "ковшовым" подъемником, непосредственно к орудию — вручную. Теоретически скорость подачи могла достигать 10 снарядов в минуту на орудие, но на практике она сильно зависела от физического состояния прислуги. На линкорах типа "Ямато" ввиду наличия достаточного пространства на палубе и надстройках 127-мм орудия прикрывались внушительными с виду, но на деле легкими обтекаемыми стальными щитами, предназначенными прежде всего для защиты персонала от действия дульных газов орудий ГК. В результате зенитки сами приобретали вид настоящих башенных установок, хотя реально не имели принципиальных отличий от более легких и компактных установок, предназначенных для крейсеров.
В 1944 году на "Ямато" вместо двух снятых бортовых башен среднего калибра дополнительно установили шесть спаренных 127-мм установок, удвоивших возможности противосамолетной обороны кораблей. Подобную модернизацию предполагалось провести и на "Мусаси", но из-за нехватки установок сделать это не удалось, а в октябре того же года линкор был потоплен, так и не получив новых зенитных орудий.
4070407140724073 - 127-мм башенноподобные и облегченные "крейсерские" установки, которыми вооружались линкоры типа "Ямато".

Боезапас тяжелых зенитных орудий.


Основной зенитный снаряд "общего назначения" (common) содержал 1,778 кг (7,7%) взрывчатки и имел эффективный
радиус поражения 18,8 м. До конца войны японцам не удалось создать ничего похожего на американский автоматический радиолокационный взрыватель. Им приходилось обходиться обычным дистанционным взрывателем типа 91 с предварительной установкой времени разрыва от 0 до 55 с с предохраняющим механизмом задержки на 0,4 с для предотвращения его взрыва около ствола орудия. Применялся еще осколочный (или зажигательный) снаряд "common" типа 3, аналогичный огромному 460-мм и содержавший 43 трубочки с зажигательной смесью (диаметр поражения — до 54 м), а также осветительный типа В. Последний содержал 1,1 кг пиротехнической смеси и имел все тот же "часовой" взрыватель с установкой времени срабатывания от 0 до 55 с. Максимальная дальность стрельбы осветительными снарядами составляла до 14,5 км, однако наиболее эффективно цели освещались на расстоянии до 8 км.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 24 фев 2014, 01:41

Зенитные автоматы (малокалиберная зенитная артиллерия).


Установленные на линкорах типа "Ямато" 25-мм зенитные автоматы типа 96 прочно утвердились в качестве стандартного мелкокалиберного оружия ПВО всех новых японских кораблей. Принятый на вооружение в 1936 году, этот автомат представлял собой японский вариант известного орудия фирмы "Гочкис", разработанного во Франции в самом начале 1930-х годов и купленного в небольших количествах Японией в 1934 году. Спустя два года японцы запустили в производство свою модифицированную версию с немецкими пламегасителями типа "Рейнметалл". На линкорах автомат применялся в трех- или одноствольных установках, причем первая имела силовой механический привод и 9 человек прислуги, а одноствольный вариант — только ручной привод и управлялся 3 членами расчета.
4147414841494150 - чертежи трехствольных 25-мм установок закрытого и открытого типа (взято из Anatomy of the Ships - "Battleship Yamato").
41514152 - чертежи одноствольной 25-мм установки (источник тот же, что и в предыдущем случае), чертеж ствола 25-мм орудия.
Для времени своего создания, да и для первой фазы войны на Тихом океане, 25-мм автоматы были вполне удовлетворительным оружием, но по мере совершенствования техники и тактики американской авиации становились все менее и менее пригодными. Их главные минусы — недостаточный вес снаряда и малая дальность стрельбы, не обеспечивающая эффективного поражения пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако решающим обстоятельством стало отсутствие в японском флоте хорошей системы управления зенитным огнем для малокалиберной автоматической артиллерии, чем, вероятно, и объясняется небольшое количество пораженных самолетов авиации США при огромном количестве установленных на новых линкорах автоматов.
Чисто количественный прирост числа орудий не мог решить задачи надежной защиты кораблей, так как одноствольные автоматы, расставленные в носовой и кормовой частях корабля, вообще не имели никакой системы управления огнем и, что называется, были отданы "на откуп" прислуге. В отличие от них трехствольные установки имели собственные директоры (один на три или две установки) типа 95, похожие на аналогичные американские системы управления огнем.
Ни одна из участвовавших во Второй мировой войне стран не смогла до конца решить задачу надежной защиты своих кораблей от авиации только с применением зениток. Союзники (прежде всего американцы) удачно выбрали в качестве
основы ближнего ПВО два зарубежных образца — швейцарский 20-мм "Эрликон" и шведский 40-мм "Бофорс". Похоже пытались решить свои проблемы и немцы. Однако единый промежуточный 25-мм калибр в принципе выглядит не худшим вариантом, не слишком уступая по скорострельности швейцарской "швейной машинке", превосходя ее по весу снаряда в два раза, но уступая "Бофорсу" почти в четыре. Только появление американских 40-мм автоматов с индивидуальными системами управления и снарядов с радиолокационным взрывателем отчасти решило проблемы ближнего ПВО. Японцы же, хорошо стартовав, не смогли выдержать нужного "темпа" и к концу войны оставались в отношении зенитной артиллерии на уровне 1941 года. За четыре года войны они ее почти не усовершенствовали, и в итоге жестоко поплатились за это в боях.

Боеприпасы 25-мм автоматов.


Боезапас обычно составлял 2 000 снарядов на ствол и подавался из погребов в обоймах по 15 снарядов, которые хранились в специальных стальных ящиках около установок. Емкость обоймы считалась недостаточной: слишком частая их смена приводила к перерывам в стрельбе и снижала эффективную скорострельность.
Японцы использовали четыре вида 25-мм снарядов, самым тяжелым из которых был бронебойный (вообще не имевший заряда взрывчатки).
4153 - продольный разрез 25-мм трассирующего снаряда.

Система управления огнем автоматов.


Система управления артогнем зенитных автоматов включала один директор типа 95 "Сагэки Соти" на каждые две — три трехствольные установки. Качество СУАЗО являлось вполне прогрессивным на момент создания, и функционировала система довольно хорошо. Предусматривалось дистанционное наведение трехствольной установки на цель непосредственно из директора (стрелкам оставалось только своевременно нажимать гашетку). К основным недостаткам системы ПВО в целом следует отнести небольшое количество директоров (опыт войны показал, что на каждую установку необходима собственная система управления) и, конечно, отсутствие радара для быстрой автоматической наводки в любых погодных условиях.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#21 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 27 фев 2014, 00:15

Зенитные пулеметы.


Помимо 25-мм автоматов, в состав легкого зенитного вооружения линкоров сначала входили четыре спаренных 13-мм пулемета типа 93, которые представляли собой скопированный японцами вариант фирмы "Гочкис". Пулемет, как и 25-мм автомат, был вполне удачным образцом. Однако в реалиях войны на Тихом океане они, конечно же, не соответствовали огромным линкорам в качестве даже легких зениток, а только занимали место. На "Ямато" они не заменялись 25-мм установками до самого конца войны.
4164 - 13,2-мм пулеметы "тип 93" (чертежи из "Анатомии корабля" по линкору "Ямато").

Оценка зенитного вооружения линкоров.


Как уже отмечалось, японцы постоянно наращивали количество 25-мм зенитных автоматов на своих кораблях по мере
увеличения угрозы со стороны американской авиации. Линкоры типа "Ямато" не стали исключением, более того, сам "Ямато" к концу войны побил все рекорды по количеству стволов, установленных на одном корабле, однако новые автоматы не получали необходимых систем управления огнем и эффективность их возрастала отнюдь не пропорционально их количеству.
Сведения о количестве и расположении 25-мм автоматов несколько расходятся в различных источниках, что неудивительно, поскольку одноствольные установки изготавливались, в частности, в переносном варианте на примитивных станках, легко крепившихся болтами к специальным заранее высверленным в большом количестве отверстиям в настиле палуб. В результате одноствольные автоматы могли располагаться в самых разных частях корабля (преимущественно на открытых участках палубы в носу и корме, где для стационарных 25-миллиметровок устраивались специальные кольцевые щиты-выгородки для защиты от осколков собственных зенитных снарядов и водяных брызг). Смысл их существования заключался разве только в моральном воздействии на летчиков, да и на собственную команду — в момент воздушной атаки гораздо спокойнее, когда сам занят делом и вокруг стреляют свои пушки. Реальная же эффективность 25-мм одностволок была низкой, как, впрочем, и аналогичных "ручных" 20-мм "эрликонов" на кораблях союзников.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#22 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 28 фев 2014, 16:10

Система управления огнем


Примерно за год до начала постройки "Ямато" японцы предприняли обширную модернизацию ранее разоруженного линейного крейсера "Хией". Установленные на этом корабле системы управления огнем, их устройство и расположение стали прототипом для новых линкоров.
"Хией" оборудовался системой управления артогнем на небольших углах возвышения типа 97 с 10-метровым двойным дальномером. Надстройка этого линейного крейсера, хотя внешне и отчетливо "японская", значительно отличалась от прежних "пагод" модернизированных линкоров типов "Нагато", "Исэ" и "Фусо". Она-то и послужила основой для проектирования надстройки "Ямато".
Система управления огнем типа 98, установленная на "Ямато", была последней и самой совершенной из разработанных в Японии систем этого типа. Она включала в себя следующие компоненты:
1. Дальномеры.
Четыре 15-метровых, из которых один располагался в основании башенки директора ГК в очень выгодной позиции на самой верхушке носовой надстройки, и по одному в каждой из башен ГК; а также один 10-метровый, установленный в кормовом (резервном) директоре.
В состав главного директора входили три дальномера: два — совмещения и один — стереоскопический. Японская оптика была очень хорошей, а 15-метровые модели имели самую большую базу среди себе подобных всех флотов. Фактически даже 10-метровый дальномер вспомогательного директора по длине базы был сравним со знаменитыми немецкими линкорными, считавшимися отличными.
2. Директоры типа 98 (японское наименование "Хойбан").
Размещались в двух полностью закрытых башенках — одна поверх 15-метрового дальномера на главной надстройке, другая — поверх 10-метрового на кормовой надстройке. "Хойбан" выдавал значения углов вертикальной и горизонтальной наводки. Каждым из них управлял артиллерийский офицер, имевший телескопический прицел, и трое подчиненных: горизонтальный и вертикальный наводчики и оператор уровня горизонта. Коррекция уровня осуществлялась рукоятками управления по системе "слежения за указателем".
По свидетельству адмирала Угаки, находившегося на "Мусаси" в бою в заливе Лейте, на линкоре имели место проблемы с директорами, хотя ранее ни о каких затруднениях не сообщалось. Непонятно также, к чему именно относятся эти проблемы, поскольку "Мусаси" затонул раньше, чем у японцев появилась возможность открыть огонь из орудий ГК по надводным целям. На "Ямато" же, реально стрелявшем по кораблям противника, никаких проблем с "хойбанами" не отмечалось.
4166416741684169 - главный и запасной директоры управления огнем (чертежи из "Анатомии корабля" по "Ямато") и компьютерная 3Д-модель директора с антеннами радара типа 21.
3. Прибор слежения за целью типа 98 (японское наименование "Сокутекибан").
Этот электромеханический компонент систем управления огнем японских кораблей не имел аналогов во флотах западных держав. На более старых кораблях "Сокутекибан" стоял отдельно и внешне выглядел как директор. Прибор выдавал информацию о скорости и курсе цели для вычислительного устройства. На новых линкорах он был частью главного вычислительного устройства, получал информацию от директора и решал уравнения для скорости изменения дистанции, скорости изменения пеленга и угла цели.
4. Вычислительное устройство (компьютер) типа 98 модель 1 (японское наименование "Сагекибан").
Японский вариант британского "столика артиллерийской стрельбы" в самом последнем исполнении стал первым японским вычислительным устройством с автоматической электронно-механической системой слежения, которая, однако, оказалась не совсем удовлетворительной. Это вычислительное устройство предназначалось для обработки данных для стрельбы при небольших углах возвышения орудий ГК (ведения огня по надводным целям). Оно состояло из трех блоков. Первый представлял собой устройство учета скорости своего ко­рабля и цели, а также скорости изменения пеленга (целика). Его циферблаты показывали следующие данные: курс по компасу, истинный пеленг, собственную скорость, скорость цели, поправку по дистанции, указатель цели. Второй блок рассчитывал поправки на скорость ветра, отклонение снаряда и изменение дистанции. Здесь имелись циферблаты, показывающие географическую широту, силу ветра, влажность и температуру воздуха, поправку дистанции в зависимости от дня календаря, расчетное время полета снаряда. Третий блок производил расчеты коррекции углов возвышения, параллакса и осуществлял установку дистанции (прицела) и пеленга на цель (целика), а также преобразование углов горизонтальной и вертикальной наводки в удобную для передачи к орудиям форму. Его циферблаты и указатели выдавали поправку по азимуту, значение отклонения цели, изменение дистанции, значение будущей (предсказываемой) дистанции, поправку по средней текущей дистанции и до­полнительное возвышение ствола орудия,
5. Устройство производства стрельбы тип 98.
Система управления огнем типа 98 использовалась совместно с устройством производства стрельбы того же типа 98. В целом система включала два вычислительных устройства, прибор отсрочки времени выстрела для двух и более орудий до 0,08 — 0,2 с после замыкания цепи (он обычно находился в центральном артиллерийском посту) и замедлители времени выстрелов для уменьшения взаимного влияния снарядов в полете. Два орудия одной установки не должны были стрелять строго одновременно, поскольку в этом случае увеличивалось рассеяние.
Сначала описанные выше ПУС проектировались только для новых линкоров, но затем их получили все линкоры и крейсера японского флота, что позволило резко улучшить результативность артиллерийской стрельбы и частично компенсировало отсутствие РЛС управления огнем. Устройство производства стрельбы обеспечивало очень небольшое рассеивание снарядов в залпе и разброс самих залпов при сохранении прицела и целика, в чем с удивлением убедились американские артиллеристы в бою в заливе Лейте.
4170 - носовая надстройка линкора "Мусаси" с главным директором управления огнем на верхушке, ниже видны системы слежения за целями, а ещё ниже - системы управления огнем 25-мм автоматов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#23 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 12 дек 2014, 22:16

Радиолокаторы


Два последних и самых совершенных линкора соответственно оснащались новейшей электроникой, имевшейся тогда в Японии. Причем сегодня трудно представить, но японцы в годы войны сильно отставали в этой области.
После достройки ни один корабль флота микадо не имел радара — пожалуй, самого важного электронного прибора последней войны. Япония значительно отставала от своих противников как в разработке радиолокаторов, так и в их тактическом использовании. Фактически к моменту решающей битвы с американским флотом в заливе Лейте в конце 1944 года японские радары едва достигли уровня английских и американских образцов 1941 года.
В японском флоте радары ("дэнтан", от "дэнта" — радиолокация и "тансинги" — электрическая волна, детектор или поисковый прибор) классифицировались по области применения (первая цифра в двухзначном обозначении типа):
1. Армейские (наземные);
2. Корабельные обнаружения надводных целей;
3. Корабельные для управления артогнем;
4. Армейские для управления зенитным огнем и т.д.
Вторая цифра указывала на номер модели, затем — модификацию. Первые радары были разработаны армией для обнаружения самолетов противника и получили обозначение "тип 11". Они устанавливались на берегу стационарно. Затем появилась облегченная версия "тип 12" для использования с подвижных установок. В январе — апреле 1942 года на ее основе разрабатывается корабельный радар "тип 21", а в августе того же года на вооружение принимается
радар "тип 21 модель 1", имевший антенну "матрасного типа" тип 7 размерами 3,6 х 2 м. Через месяц был принят второй вариант "тип 21 модель 2" с антенной 3,6 х 3 м.
В сентябре 1942 года на "Мусаси" установили радар "тип 21 модель 1", а с апреля 1943 года все крупные корабли японского флота стали получать радар "тип 21 модель 2". Они оказались несовершенными и часто выходили из строя. Лишь к августу основные недостатки (трудность настройки, невозможность обеспечения плавного вращения антенны из-за огромной ее массы) были устранены.
5169 - антенна радара "тип 21", установленного на "Мусаси" в сентябре 1942 года.
Первоначально японских моряков интересовало только обнаружение надводных целей, и с октября 1941 года велись работы над созданием поискового радара. Они закончились в июне 1942 года созданием установки, работавшей на сантиметровых волнах и получивший обозначение "тип 22 модель 1". Этим радарам оснащались транспорты и некоторые небольшие корабли, а для крупных кораблей был разработан вариант "тип 22 модель 4".
До боя у мыса Эсперанс, состоявшегося в ночь с 10 на 11 октября 1942 года, японцы считали, что при столкновениях в темное время суток достаточно иметь ночные бинокли, осветительные снаряды и прожекторы. Справедливости ради надо отметить, что прекрасно отработанная тактика таких боев даже в отсутствии радара позволила им некоторое время одерживать верх над лучше оснащенным противником (например, разгром, учиненный отрядом адмирала Микавы у о. Саво в ночь с 8 на 9 августа того же года), однако после боя у мыса Эсперанс, когда американцы своими радарами не только раньше обнаружили японцев, но и с их помощью этих устройств управляли артиллерийским огнем, стало ясно, что без аналогичного оборудования японским кораблям рассчитывать на победу уже не приходится.
Основываясь на конструкции захваченных в Сингапуре в феврале 1942 года британских радаров, спустя восемь месяцев армейский НИИ разработал новый вариант "тип 41" — для управления зенитным огнем. На флоте аналогичные функции (но для действия по надводным целям) пытались придать радару "тип 21". Испытания начались в августе 1942 года и продолжались до февраля 1944 года. Однако еще до их окончания, в сентябре 1943 года, радар "тип 21 модель 3", не вполне доработанный, установили на "Ямато". При длине волны 150 см и мощности 25 кВт максимальная дальность обнаружения групп самолетов составляла примерно 120 миль, одиночных целей — 70 миль. Здоровенные "уши" "матрасной" антенны располагались на обоих плечах главного 15-метрового дальномера.
В октябре 1943 года флот начал работы над созданием радара "тип 23" с двумя параболическими антеннами диаметром 1,7 м (длина волны — 58 см, мощность — 5 кВт). Он имел дальность обнаружения целей до 13 км, при этом ошибка дистанции составляла всего 50 м, ошибка по пеленгу — 1°.
При таких параметрах прибор мог бы служить для управления артиллерией, хотя ошибка по пеленгу на больших дистанциях оставалась чрезмерной, давая отклонение в 3,5 кбт на дистанции 20 миль. Еще в феврале 1942 года были начаты работы над радаром управления артогнем "тип 32" с двумя "усиковыми" антеннами (длина волны — 10 см, мощность — 2 кВт). Дальность обнаружения составляла 30 км, ошибка по дистанции — 100 — 50 м, ошибка по пеленгу — 0,5°. Но его разработка продолжалась очень долго и была завершена только в октябре 1944 года.
В результате единственным радаром, который мог быть использован для поиска надводных целей и управления огнем оказался радар на основе "тип 22 модель 4" с супергетеродином. В августе — сентябре 1944 года им были оснащены все корабли 2-го флота, стоящие в Сингапуре, а на "Яма­то" он появился при модернизации в январе—апреле того же года. Локатор "модель 4" работал уже в дециметровом диапазоне волн и при мощности около 2,5 кВт теоретически позволял обнаруживать линкоры на дистанции до 19 миль, крейсера — около 11 миль и эсминцы — 9 миль.
С сентября 1943 по февраль 1944 года армия разработала очень надежный радар ПВО "тип 13" с антенной "лестничного" типа (длина волны — 2 м, мощность — 10 кВт), позволявший обнаруживать группу самолетов с дистанции до 100 км и одиночные воздушные цели — с 50 км при ошибке по дистанции в пределах 2 — 3 км и по направлению — около 10°. "Тип 13" был принят на флоте, причем без изменения обозначения.
Начиная с весны — лета 1944 года им стали оснащаться все корабли — дополнительно к радару "тип 21", который уже стоял на многих крупных кораблях, хотя назначение их было одинаково. Свой "тип 13" "Ямато" получил в ходе все той же модернизации в январе — апреле 1944 года.
Всего же на линкорах типа "Ямато" использовались радары:
"тип 21 модель 3" (поиск воздушных и надводных целей) — 1;
"тип 13" (поисковый воздушных целей) — 2;
"тип 22" (поисковый надводных целей) — 2.
В конце концов на обоих линкорах смонтировали по две установки каждого типа, а также по два устройства для обнаружения работы радаров противника — приемники метрового и сантиметрового диапазонов.
Испытания показали, что японские радары нельзя использовать для управления артогнем, хотя для этой цели и пытались приспособить "тип 22 модель 4". При этом счетный прибор стрельбы на низких углах возвышения "типа 98" был сопряжен с радаром для определения дистанции.
Как уже отмечалось, на линкорах устанавливались устройства для обнаружения работы радаров противника типа Е-27 с антенной кругового поиска типа "Метокс", разработанные на основе германского образца (FuMB 1 Metox R.600), и устройство "тип 3" с направленной параболической дисковой антенной сферического поиска. "Метокс" работал в метровом диапазоне, "тип 3" — в сантиметровом.
Еще одним средством обнаружения служил инфракрасный прибор класса "свой-чужой" тип 2, предназначенный для
опознания кораблей ночью и установленный на "Ямато" в ходе модернизации. Система основывалась на германском приборе "Зеехунд" и представляла собой телескопический датчик, регистрировавший тепловое излучение, испускаемое на "своем" корабле специальным инфракрасным прожектором. На "Ямато" этот прожектор располагался на мостике и был сопряжен с двумя мощными биноклями, что позволяло использовать ИК-систему еще и для обычного сигналопроизводства.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#24 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 18 ноя 2015, 20:56

Гидролокаторы, средства связи и освещения.


Японцы имели на вооружении хорошие средства обнаружения подводных целей, хотя в общем действия сил ПЛО Японии не выдерживают никакой критики. Японцы сочетали свои разработки с германской информацией по данному вопросу, а после захвата в Сингапуре британского оборудования, создали вполне удачные сонары. Все военные корабли специальной постройки имели пассивные гидрофоны. В частности, на линкорах типа "Ямато" стояли подобные приборы типа 0, способные обнаруживать подводную лодку только в тех случаях, когда корабль стоял или двигался с небольшой скоростью.
Линкоры имели обычный комплект аппаратуры радиосвязи, предназначенный для крупных кораблей японского флота, — до полутора десятков передатчиков и приемников, работавших в диапазоне волн от УКВ до длинных, однако мощность и радиус действия был намного больше, чтобы иметь возможность с большей эффективностью выполнять функции флагманских кораблей.
Как уже отмечалось, для сигналопроизводства в темное время суток имелось инфракрасное оборудование и два сигнальных прожектора диаметром 40 см. Для освещения целей в морском бою служили 8 больших прожекторов с размером зеркала в 1,5 м, управлявшихся дистанционно со специального поста или непосредственно из главного директора, а также 4 меньших, диаметром 60 см.
61896190 - чертежи 1,5-метровых, 60 и 40-см сигнальных прожекторов.
В ходе войны с поступлением радиолокаторов роль прожекторов постепенно уменьшалась, в том числе и на японских кораблях. В 1944 году на "Ямато" осталось только 6 больших прожекторов, а в 1945-м — 4. Их места (с очень хорошим обзором) заняли зенитные установки.
Что касается средств связи внутри корабля, то на новых линкорах они имелись в широком ассортименте и большом количестве. По проекту предусматривалось 146 переговорных труб, 491 телефон и даже 14 линий пневмопочты. В ходе военных действий телефонная сеть несколько раз расширялась. Создавались также дополнительные линии переговорных труб, в основном, к новым зенитным установкам.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#25 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 04 дек 2015, 16:49

Шлюпочное и авиационное оборудование.


Поскольку "радиус действия" газов сверхмощных орудий "Ямато" не оставил на верхней палубе безопасной зоны для размещения плавсредств, шлюпки разместили в специальных помещениях под верхней палубой, расположенных по бокам от авиационного ангара и кормовой башни главного калибра. Ангары несколько выступали за борт линкора и закрывались сзади двойными воротами. Шлюпки хранились внутри на специальных тележках, установленных на рельсах, и спускались на воду посредством системы блоков и талей, как на японских авианосцах. Для этого шлюпки сдвигали по рельсам вбок и затем вниз под нависающей верхней палубой.
Сверху над крышей ангара имелся также подвижный кран для спуска и подъема (по одному на каждый борт). Кроме того, шлюпочные ангары, расположенные непосредственно в корме, могли обслуживаться авиационным краном грузоподъемностью 6 т. Решетчатый навес, проходивший дальше в корму от дверей ангара, также был оборудован талями для подъема.
"Спрятанные" шлюпки придавали последним японским линейным кораблям особенно оригинальный и опрятный вид, отличая их от всех прочих линкоров мира.
По проекту линкоры типа "Ямато" должны были нести 16 шлюпок, но обычно принимали по 14, в том числе:
— 2 моторных катера длиной 17 м, двигатель 150 л.с;
— 1 моторный катер длиной 15 м, двигатель 150 л.с;
— 1 моторный катер длиной 11 м, двигатель 60 л.с;
— 4 моторных катера длиной 12 м, двигатели 30 л.с ;
— 1 моторный катер длиной 8 м, двигатель 10 л.с;
— 4 гребные шлюпки (длина 9 м);
— 1 вельбот (длина 6 м).
ИзображениеИзображение - чертежи моторных катеров и шлюпок (источник: "Анатомия корабля" по "Ямато").
Возможность спуска шлюпок в боевых условиях была очень и очень сомнительной, хотя это в равной степени относится и к традиционному расположению на кораблях других флотов — на шлюпбалках на надстройках. Впрочем, шлюпки на линкорах к тому времени давно перестали служить средством спасения экипажа в бою. 14 шлюпок "Ямато" все равно могли принять менее половины экипажа.
Из-за возможных повреждений от действия дульных газов корабельную авиацию тоже пришлось убрать в ангар, расположенный под верхней палубой. В момент проектирования корабельные гидросамолеты считались важным элементом вооружения любого линкора, а для "Ямато",
предназначенного для ведения боя на очень больших дистанциях, наличие корректировщиков артогня являлось особо существенным. Всего предполагалось иметь 7 гидросамолетов-разведчиков F1М2 типа 0 (у союзников они имели условное обозначение "Пит") со взлетным весом 2,9 т или более тяжелые дальние разведчики Е13А1 "Джейк" со взлетным весом около 4 т, F1M2 использовались также в качестве корректировщиков. Однако реально в большинстве случаев "Ямато" и "Мусаси" несли не более четырех машин.
ИзображениеИзображениеИзображение - гидросамолеты Aichi E13A "Jake" и F1M2 "Pete" (чертежи)
Перед полетом их через большой люк извлекали из центрального ангара, помещавшегося между шлюпочными ангарами, специальным краном с длиной стрелы 20 м и грузоподъемностью до 6 т. Этот кран предназначался и для подъема гидросамолетов на палубу. Затем самолет мог быть установлен тем же краном на рельсы для хранения на верхней палубе или же непосредственно на одну из двух катапульт. Система рельсов имела сложную конфигурацию своеобразного "веера". Катапульты типа 1 (№2 модель 11) имели длину 21 м и могли разгонять самолет весом в 5 т до начальной скорости 32 м/с. Такими катапультами, разработанными еще в 1939 — 1940 годах, были оснащены только "Ямато", "Мусаси" и большой авиатранспорт "Ниссин", а позже линкоры-авианосцы "Исэ" и "Хьюга" в ходе их перестройки в 1943 - 1944 годах.
ИзображениеИзображение - чертежи самолетной катапульты и тележки для гидросамолетов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#26 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 17 дек 2015, 19:00

Экипаж и бытовые условия.


Огромному кораблю соответствовал и экипаж. По штату он насчитывал 2 200 членов команды, из них 150 офицеров, однако реально с первых же дней на борту находилось на сотню человек больше. С усилением зенитной артиллерии рост численности команды продолжился. Так, в свой последний поход в залив Лейте в октябре 1944 года "Мусаси" вышел, имея на борту 2 400 человек. Еще больше людей находилось на "Ямато" в его последней операции. Официально его экипаж насчитывал в тот момент почти 2 800 человек.
Каюты и кубрики занимали три палубы в носовой части, большую часть пространства над броневой палубой и помещения в кормовой части под ангаром.
Офицерские каюты находились в носу непосредственно под верхней палубой у бортов и имели иллюминаторы. Матросские кубрики простирались в глубину и чаще всего не имели естественного освещения и вентиляции. Свои отдельные каюты (на несколько человек) имели унтер-офицеры. Огромный корпус в принципе позволял создать вполне приемлемые условия для обитания команды. В среднем на одного человека на "Ямато" приходилось 3,2 м2 жилых помещений, тогда как на его предшественнике "Нагато" — 2,6 м2, а на еще более раннем "Исэ" — 2,2 м2. И уж совсем комфортабельным линкор выглядел в сравнении с крейсерами, где на члена команды выделялось 1,3— 1,5 м2 и тем более с эсминцами, где жилое пространство сжималось до 1 м2 на человека. Конечно, по стандартам английского, а тем более — американского флотов "яматовские" нормы выглядели совершенно недостаточными, но японским морякам они казались просто роскошными. В конце концов, в оборудовании кают участвовали даже профессиональные дизайнеры, подбиравшие наиболее удачные цвета для окраски помещений. Вскоре после вступления в строй "Ямато" получил восхищенное прозвище "Отель".
Однако на деле такому "отелю" вряд ли могла бы быть присвоена хотя бы одна звездочка. Японские инженеры считали, что расстояние между палубами в пределах 1,9 — 2,3 м вполне достаточно. Когда же укладывались кабели, вентиляционные магистрали и устанавливалось другое оборудование, высота помещений становилась местами не более 1,6 м.
Проходы по палубам и в перегородках были узкими и тесными, люки и водонепроницаемые двери — маленькими и в целом слишком слабой конструкции. В основной массе они не имели быстродействующих групповых затворов, а только индивидуальные легкие запоры, закрываемые вручную. Все это резко снижало возможности борьбы за живучесть и в должной мере не препятствовало распространению воды по кораблю, особенно в верхней его части, выше броневой палубы. Трапы были очень узкими и крутыми. Конструкторы не позаботились об их унификации: размеры ступенек и их шаг всюду оказались разными.
В результате японские корабли нельзя было привести в состояние максимальной водонепроницаемости столь же быстро, как американские или английские, во всяком случае, при равной тренированности экипажей. По сути, условия обитания на японских кораблях могли, пожалуй, выдержать лишь сами неприхотливые и стойкие.
Экипажи ели и спали в одних и тех же тесных помещениях. Команда спала исключительно в подвесных койках. Камбузы, исходя из американских стандартов, могли квалифицироваться только как примитивные, сантехнические помещения не имели надлежащего оборудования. Помывка команды на японских кораблях сводилась к обливанию водой на открытой палубе (что, может быть, и неплохо при службе в тропиках, но отнюдь не в зимнее время в суровых северных водах). В этом отношении "Ямато" и "Мусаси" все-таки имели преимущество: на них имелись большие чаны для купания рядового личного состава.
Можно констатировать, что даже на самых больших кораблях своего флота японские кораблестроители сделали немного для того, чтобы облегчить службу своим матросам.
Хотя формально японцы следовали британской традиции, в соответствии с которой любым кораблем, даже самым большим, командовал капитан 1 ранга — "кэптен", на эту должность выбирали очень опытных офицеров, уже представленных к следующему рангу — контр-адмирала.
Это звание присваивалось вскоре после вступления в командование суперлинкором, так что более половины своей службы и "Ямато" и "Мусаси" находились под управлением адмиралов. Затем командиры уходили на повышение, уступая место следующему кандидату на этот чин. Таким образом, эти линейные корабли стали настоящей кузницей высших офицерских кадров для японского флота.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#27 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 10 фев 2016, 23:42

Окраска и камуфляж линкоров типа "Ямато"


"Официальным" цветом боевых кораблей японского флота служил серый средней интенсивности, часто называвшийся серебристо-серым. Для его приготовления бралось 15 частей черной краски, 75 — белой, 6 — коричневой и 4 — синей. В серый цвет окрашивалась вся надводная часть корпуса, орудийные башни, надстройки и металлические палубы. Бетонный настил самолетной палубы в корме покрывали той же серой краской, но из-за иного отражения света пористой поверхностью зрительно покрытие выглядело несколько более темным. Охра наносилась на небольшие полоски линолеума на полетной палубе и палубу 11-го уровня надстройки (с системами управления зенитным огнем). Деревянный настил палубы вообще не красился и сохранял естественный цвет дерева.
Подводная часть покрывалась коричнево-красным составом (20 частей красной краски, 65 коричневой, 10 черной и 5 белой). Белого цвета на линкорах было немного — только эмблемы в виде хризантем по обеим сторонам трубы и кольца установок управления огнем зенитной артиллерии и трехствольных открытых 25-мм установок. Верхняя часть трубы имела практичный черный цвет. Наконец, императорские хризантемы на борту в самом носу и название корабля выполнялись под золото.
В ходе операции в заливе Лейте на обоих линкорах палубы выкрасили в темно-серый цвет, чтобы они не "светились" ночью при прорыве через пролив Сан-Бернардино. Это единственный случай применения хоть какой-то защитной окраски на кораблях этого типа. В отличие от союзников, японцы не придавали большого значения защитному камуфляжу, который, как минимум, уродовал внешний вид боевых кораблей (не согласен с данным мнением авторов монографии - Scharnhorst). В сущности, в условиях обычно хорошей видимости, которая характерна для большей части тропических и субтропических зон Тихого океана, камуфлирование действительно не имело такого смысла, как в регионах северных морей.
ИзображениеИзображение
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#28 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 13 апр 2016, 22:26

Перестройка "Синано" в авианосец.


Корпус, компоновка, бронирование.


Проект перестройки "Синано" в авианосец был разработан совместно вице-адмиралом Фукуда — основным проектировщиком линкоров типа "Ямато" и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура.
Планы и чертежи были готовы и утверждены в сентябре 1942 года. Поскольку готовность "Синано" к началу переделки составляла около 50%, при перепроектировании его в авианосец пришлось пойти на неизбежные компромиссы. Так, главные механизмы уже находились на месте. Был готов 266-метровый корпус, вплоть до нижней палубы. Его пришлось сохранить практически без изменений. В результате в корпусе "Синано" оказалось много лишнего, совершенно ненужного для авианосца, наряду с явным недостатком места для размещения ангаров и авиаоборудования. Особенно серьезные проблемы возникли с бронированием.
Нижний пояс уже находился на месте по всей длине цитадели, и убирать его не представлялось разумным. В районе погребов была оборудована вся структура броневой коробки — 400-мм главный пояс и 190-мм палуба с 230-мм скосом. Их также пришлось оставить. В остальной части цитадели нижний пояс нарастили до уровня предполагавшегося главного 160-мм плитами из стали NVNC и прикрыли сверху 100-мм палубой. Полностью отказаться от броневого пояса было соблазнительно, но невозможно: он конструктивно входил в состав силовой структуры корпуса и был связан с противоторпедной переборкой, которую сохранили в том виде, что и на "Ямато". В результате "Синано" получил очень экстравагантную комбинацию 160-мм главного пояса и 200-мм (в верхней части) противоторпедной переборки.
Остались на месте и оба носовых барбета. Снять удалось только их толстенную броню, а в самих шахтах (теперь с броневыми 175-мм стенками) разместились подъемники авиационного боезапаса.
Сами погреба авиационного боезапаса, занявшего место 460-мм и 155-мм снарядов, были защищены очень сильно: суммарная горизонтальная толщина брони здесь доходила до 290 мм. Легкое 37-мм броневое прикрытие получили дымоходы и вентиляционные шахты.
Помимо главной броневой, защиту от бомб обеспечивали еще три палубы, расположенные над ней: верхняя имела толщину 12,7 — 25 мм, ангарная — 12,7 мм, а самой значительной являлась новая, полетная палуба (ВПП). Между двумя самолетоподъемниками, смещенными в оконечности, ВПП имела эквивалентную толщину 80 мм (75 мм брони + 20 мм подкладки) и теоретически должна была защищать от попаданий 454-кг бомб, даже сброшенных пикирующими бомбардировщиками.
В результате будущий авианосец оказался совсем неплохо защищенным как от артиллерийского огня надводных кораблей противника, имевших на вооружении орудия до 203 мм включительно, так и от попаданий бомб, причем не только в районе абсолютно непробиваемых погребов боезапаса. Горизонтальная защита в целом гарантировала от проникновения к котлам и турбинам даже 800-кг бронебойных бомб, сброшенных с высоты до 4 км.
Итак, оставив без изменений корпус линкора, который позволял вместить кроме 8 900 т собственного топлива еще и достаточно большой (718,3 тыс. л) запас авиатоплива, японцы надстроили над ним небронированный ангар с высотой пролета 5 м, накрытый полетной палубой размерами 256 x 41,5 м. Максимальная ширина по ВПП достигала 53 м. Эта очень солидная бронированная палуба являлась существенным конструкционным элементом, обеспечивающим общую прочность корпуса.
Впервые на японских авианосцах частично применили открытую ангарную палубу. Две трети ее пространства в носовой части могли прикрываться стальными шторами, двигавшимися на роликах, а задняя треть была полностью закрытой. В носовой части ангара располагались мастерские, а в кормовой собственно сама авиагруппа. Обе части были разделены перегородкой из броневой стали. Стоит отметить, что кроме "Синано", бронированную ВПП в годы Второй мировой войны имели только британские эскадренные авианосцы и японский "Тайхо", а первые американские авианосцы с такой палубой — типа "Мидуэй" — вошли в строй флота уже после ее окончания. Поверх брони палуба покрывалась смесью каучука и цемента, поскольку специальное покрытие не успели разработать и приготовить.
Изображение - планы палуб и компоновочная схема авианосца "Синано".
Печальный боевой опыт заставил японцев уделить большое внимание хранилищам авиационного топлива. Прекрасный авианосец "Тайхо" погиб в результате попадания единственной торпеды именно из-за распространения паров бензина по всему кораблю. Инженеры решили залить и так расположенные глубоко внутри корпуса резервуары толстым слоем бетона. На такую защиту ушло около 2 400 т веса. Гораздо проще было бы предусмотреть заполнение опустошенных танков забортной водой, что предотвращало образование бензиновых паров, однако летчики возражали против подобной системы, поскольку после повторного заполнения, использование топлива со следами соленой воды приводило к сбоям в работе моторов самолетов. В качестве дополнительных мер против смертоносных паров предусматривалась мощная вентиляция на ангарной палубе и специальные шторы, закрывавшие все большие отверстия, включая подъемники, чтобы эта вентиляция оставалась эффективной. Любопытное решение, особенно если учесть, что ангар имел огромные вырезы, специально предусмотренные для сбрасывания за борт загоревшихся самолетов и их опасного вооружения — бомб и торпед — в случае возникновения пожара. Американцы решили те же проблемы проще и эффективнее, разместив в ангарах мощные "опрыскиватели", создававшие изолирующие водяные завесы и одновременно гасившие пламя.
Изображение - общий вид авианосца "Синано", 1944 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#29 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 15 апр 2016, 00:16

Авиагруппа и авиационное оборудование.


Линкорное прошлое наложило заметный отпечаток не только на конструкцию, но и на использование будущего авианосца. Было ясно, что обычного ударного корабля этого класса из него не получится. Слишком мало места осталось под ангары, и значит, авиагруппа никак не могла быть большой. Первоначально "Синано" хотели достроить как своеобразный плавучий аэродром для обслуживания ударных авианосных групп и береговой авиации флота. Однако иметь такой огромный вспомогательный корабль без собственной авиагруппы и с мизерными эксплуатационно-ремонтными возможностями справедливо показалось японскому морскому командованию слишком большой роскошью. Поэтому еще входе работ было принято решение переклассифицировать "Синано" в авианосец поддержки, в функции которого входило бы обеспечение ударных авиагрупп первой линии резервными самолетами, авиационным топливом и боезапасом, ремонт поврежденной авиатехники, а также авиационное прикрытие силами собственного авиакрыла.
Первый проект предусматривал размещение всего 18 собственных машин, а окончательный, подготовленный, как уже говорилось, в сентябре 1942 года, — 42 самолета плюс 5 разобранных резервных в нормальном комплекте или 47 при 23 резервных — в максимальном. В составе нормальной штатной авиагруппы предполагалось иметь 18 истребителей "Зеро" последней модели (плюс 2 — в частично разобранном состоянии), столько же бомбардировщиков В7А1 "Рюсей" (еще 2 — резервных) и 6 дальних разведчиков 6N1 "Саюн" (еще один — резервный разобранный).
ИзображениеИзображение - В7А1 "Рюсей".
В любом случае этого было мало для самого крупного в мире авианосца. Ведь по величине стандартного водоизмещения его только в 1960 году превзошел американский атомный авианосец "Энтерпрайз".
"Синано" получил стандартное оборудование для приема самолетов: 15-тросовый аэрофинишер и аварийный барьер из трех сетей. Любопытной особенностью было разделение тормозных тросов на две группы, одна из которых (5 тросов) располагалась ближе к носу. В случае, если бы кормовая часть полетной палубы оказалась разрушенной и непригодной к приему машин, их можно было бы сажать с носа, что на обычных авианосцах делать было нельзя. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками и 12-тонным краном. Катапульта отсутствовала, но огромная длина полетной палубы позволяла взлетать любому из существующих или планировавшихся авианосных самолетов с полной нагрузкой.
Непропорционально большим для собственной авиагруппы являлся запас авиационного вооружения. В объемистых бывших боепогребах главного калибра помещалось 36 авиаторпед, 54 тяжелых (800 кг и 500 кг), 216 средних (250 кг) и 216 легких (60 кг) авиабомб. Все это превышало нормы, предусмотренные для японских ударных авианосцев и объяснялось специфическим назначением "Синано" как плавучей базы для своих и "чужих" самолетов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5566
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#30 Cуперлинкоры "Ямато" и "Мусаси" - история, матчасть...

Сообщение Scharnhorst » 16 апр 2016, 21:42

Островная надстройка.


Островная надстройка находилась посередине корабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон в 26° от борта, как и на авианосцах "Тайхо" и типа "Дзуньё". Это оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня полетной палубы, как на ранних японских авианосцах.

Артиллерийское вооружение.


Вооружение соответствовало стандарту для больших японских авианосцев: 16 127-мм зенитных орудий в спаренных установках с открытыми сзади щитами (модель А1), размещенных по бортам в спонсонах на уровне полетной палубы. Однако считается, что можно было применить более легкие и маневренные полуоткрытые установки, поскольку на "Синано" уже не существовала опасность поражения прислуги газами орудий крупного калибра.
Первоначально планировалось установить такое же количество новых 100-мм зенитных орудий с длиной ствола 65 калибров, имевших более высокие характеристики при стрельбе по воздушным целям, но задержки с их поставками решили дело не в пользу "Синано". Зенитное вооружение дополняли 35 строенных 25-мм автоматов (позднее число стволов этого калибра увеличил и до 145— 155 стволов). Кроме того, на авианосце установили 12 ракетных 120-мм установок (по 28 ракет в каждой), предназначенных для отражения атак пикирующих бомбардировщиков. Эти установки располагались симметрично в четырех группах, побортно, у кромки полетной палубы. Зенитные автоматы размещались на том же уровне полетной палубы, что с одной стороны увеличивало их сектора обстрела, а с другой, подвергало опасности повреждения при авариях самолетов на взлете и посадке.

Система управления огнем.


Управление огнем велось с помощью 4,5-метровых зенитных дальномеров (для 127-мм калибра), сопряженных с четырьмя постами управления огнем, — по одному на каждые две установки. Зенитные автоматы управлялись из 12 отдельных постов. На корабле имелся поисковый радар типа 13 и радар обнаружения воздушных целей типа 21. Как всегда у японцев, недостаточно развитое и малонадежное радарное оборудование дополнялось большим количеством высококачественных оптических приборов, в число которых входило 40 бинокуляров (18-, 12- и 8-см), большая часть из них — для воздушного наблюдения.

P.S. Чертежи и зениток приведены в теме выше - не вижу смысла повторяться.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Японский Императорский флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость