Большой интерес представляет устройство подачи и погребов боезапаса, где было применено немало интересных и
даже уникальных решений. Нормальный штатный запас снарядов составлял 100 на каждое орудие, причем 60 из них (на башню — 180) хранились во вращающейся части башни, а остальные 40 (на башню — 120 ) — в погребах, вместе с комплектом учебных снарядов для практических стрельб. Транспортировка снарядов из погреба во вращающуюся структуру башни была делом долгим и трудным, но, похоже, японских моряков это не беспокоило, они считали, что для дневного боя вполне хватит 540 снарядов, готовых к подаче непосредственно из цилиндра, являющегося основанием установки. Однако емкость погребов (вне самих барбетов) не ограничивалась 360 снарядами. Максимальный боезапас составлял 120 снарядов на ствол (всего 1 080), а полная емкость каждого из погребов доходила до 213 — 214 снарядов,
что соответствовало общему количеству в 1 180 снарядов, а по некоторым данным, максимальная емкость всех погребов ГК достигала даже 1 200 снарядов.
Система подачи была полностью механизирована, что неудивительно, ведь вес снаряда составлял почти полторы тонны.
Как внутри цилиндра, так и во внешних погребах они хранились рядами в вертикальном положении в виде своего рода
гигантских обойм, напоминающих пистолетные и содержащих от 4 до 9 снарядов. "Обойма" достаточно легко перемещалась с помощью гидравлических толкателей.
Из внешних погребов снаряды подавались во вращающийся барбет через две двойные пламянепроницаемые дверцы, еще дополнительная пара дверок имелась в тыльной части барбета, наименее уязвимой от попаданий. При передаче снарядов требовалось развернуть башню в походное положение, чтобы совместить внешние и внутренние дверцы, поэтому осуществление такой операции в бою действительно вряд ли было возможно.
Хранилище готового к бою запаса внутри цилиндрической части основания башни имело два уровня, с любого из них можно было осуществлять погрузку в каждый из трех элеваторов — по одному на орудие.
Из нижней части вращающейся структуры они выталкивались прямо к подъемнику, сначала на нижнюю горизонтальную платформу, наклоненную под углом 5° к горизонту, а затем в сам подъемник. Дверцы подъемника автоматически закрывались с помощью подпружиненного кривошипного механизма, когда "ковш" подъемника воспринимал вес снаряда. Последний располагался в подъемнике под небольшим углом к вертикали, и дополнительно удерживался тремя захватами. Когда снаряд достигал верха подъемника, специальный механизм заваливал его под прямым углом к первоначальному положению, укладывая почти горизонтально. Затем снаряд перегружался в наклонный лоток, расположенный под углом 8° к горизонту (напомним, что угол заряжания составлял 3°), а в лотке снова крепился, теперь специальными скобами. После этого подготовленный к заряжанию снаряд перегружался из подвижного лотка на неподвижный, а затем в загрузочную каретку.
Каретка двигалась по рельсам вперед и в конце своего пути опускалась в положение заряжания, снаряд принимал необходимый наклон в 3°. Досылатель обычного цепного типа отправлял снаряд в камору. Затем цепной прибойник возвращался назад, и происходила досылка зарядов. Для погрузки зарядов служили два перегрузочных отделения, расположенные, как и снарядные погреба, на двух уровнях. Нижнее отделение имело одну тележку и один подъемник
и обслуживало среднее башенное орудие, верхнее — два подъемника и две тележки, обслуживающие крайние орудия в башнях.
Заряд кордита разделялся на шесть частей — картузов, весом по 55 кг. Картузы извлекались из пеналов, где они хранились попарно, и подавались через пламянепроницаемые люки по желобам внутрь вращающейся структуры башни. Затем все шесть картузов с промежуточных тележек помещались в подъемник, который с обеих сторон ограничивался пламянепроницаемыми дверцами, закрывавшимися посредством комбинации кулачкового привода и ручных рычагов. Открытие верхней дверки блокировало работу досылателя. Зарядный подъемник (он представлял собой, по сути, простой пламянепроницаемый короб сечением 94 х 287 см) пропускал один контейнер со всеми шестью картузами, составлявшими полный заряд.
- Пороховой картуз 460-мм выстрела и полный комплект из 6 картрузов, а также пламянепроницаемые пеналы и схема их хранения в погребах ГК.
Для аварийной подачи боезапаса служил вспомогательный подъемник (один на башню) с ручным приводом. В экстренных случаях для перемещения снаряда с подъемником можно было использовать гидравлические лебедки. Как и во всех тяжелых механизированных установках, наличие ручной подачи было чисто номинальным, поскольку в этом случае скорость подачи становилась недопустимо низкой, а персонал очень быстро уставал.
В погребах предусматривалась двойная система аварийного затопления. Помимо обычной системы орошения, погреб можно было полностью затопить за 20 минут при открытии соответствующих клапанов с гидравлическим приводом. В общем же, система затопления не отличалась от принятой в конце Первой мировой войны.
В целом новые установки оказались вполне удачными. Проектировщики были приятно удивлены их эксплуатационными характеристиками. Они ожидали, что такие большие и сложные устройства навлекут массу нареканий со стороны персонала, но этого не случилось. Полный цикл разработки и воплощения установки в металл занял всего лишь около трех лет, поэтому наличие скрытых дефектов, которые могли бы принести серьезные неприятности в боевых условиях, было бы вполне объяснимым. Хотя обычно первые годы эксплуатации новой башни причиняют больше всего хлопот, "Ямато" оказался счастливым исключением. Вся механика работала без сбоев и быстро осваивалась экипажем. Произошел только один серьезный инцидент, правда, со смертельным исходом. Отмеченное ранее недостаточное количество блокировок и отсутствие так называемой "защиты от дурака" сказались, когда один из матросов попал в пространство между снарядным погребом и перегрузочным отделением и был разрезан надвое снарядным лотком.
Было сочтено, что произошло это из-за его собственной неосторожности. Персонал орудийных башен прошел хорошую тренировку, и впредь осложнений по этому поводу не возникало ни в боевых условиях, ни в повседневной службе.
Основные недостатки, выявившиеся при эксплуатации башен, являлись несущественными и сводились к обильной и частой смазке тележек и лебедок зарядных подъемников, раннему появлению коррозии зубчатых приводов горизонтальной наводки и сильному шуму в роликах поворотного стола. Единственным конструкционным просчетом можно назвать проблемы, возникающие при работе снарядного подъемника в море, когда крен превышал 5°. К "вынужденным" недостаткам можно отнести и чрезвычайно мощную волну дульных газов при стрельбе ГК, но устранить ее при столь больших орудиях едва ли представлялось возможным.