Системы управления артиллерийским огнем
и торпедной стрельбой.
Носовая надстройка и размещение дальномеров
После катастрофы c миноносцем "Томодзуру" носовую надстройку переделали, приняв для новых крейсеров бoлее компактную, высотой в 7 ярусов.
На самом верху, в башенке, располaгался командный пост типа 95 с директором главного калибра типа 94 модели 2, принятым на вооружение 9 октября 1934 года. Под ним, также в башенке, которая могла вращаться вокруг центрального ствола, поддерживающего башенку директора, на 360°, размещался дальномерный пост типа 94.
В его кормовой части имелся шестиметровый бинокулярный совмещающий дальномер типа 14, а в носовой — градуированные стереотрубы и бинокли для обнаружения целей; имелся также бинокль для горизонтального наводчика башни дальномерного поста. Внутри центрального ствола имелось помещение для передачи данных стрельбы в башни главного калибра.
Ниже находился компасный или ходовой мостик с компасами, 12-см и 18-см биноклями в носовой части и электрощитовой верхнего мостика в кормовой (между опорами дальномерного поста). По обеим сторонам платформы этого мостика были оборудованы посты управления торпедной стрельбой типа 92 с торпедными директорами типа 91 модели 3 и 12-см биноклями.
Под ходовым мостиком располагался сигнальный. В его носовой части размещалась боевая рубка, за ней — телеграфная рубка и каюта отдыха, по бокам — установки управления боевыми прожекторами типа 94 (на "Могами" в башенках), в кормовой части - сигнальные 60-см прожекторы и посты флажного семафора.
Следующая платформа носовой надстройки — верхний мостик — имела в передней части две позиции для спаренных 13-мм автоматов, за ними — бронированную (100-мм стены, 50-мм крыша) рулевую рубку с аварийным командным постом №1. По бокам рубки находились посты наблюдения за морем в закрытых башенках и полутораметровые штурманские дальномеры также в башенках. В кормовой части платформы располагалась радиорубка, каюта отдыха и посты воздушного наблюдения.
На платформе нижнего мостика располагались командирская и флагманская каюты, каюта штурмана (на "Судзуя" и "Кумано" на этом месте располагался радиотелефонный пост №1), электрощитовая. По бокам стояли башенки постов наблюдения и зенитных директоров типа 91.
Самый нижний ярус надстройки находился на уровне шельтердека или палубы зенитных орудий. Из-за уменьшения числа котлов, дымоходы которых проходили через этот ярус надстройки, на второй паре крейсеров площадь его была больше. На "Могами" и "Микума" здесь располагались радиотелефонные посты №1 и №2, а на остальных — каюта штурмана, штурманская рубка, радиотелефонный пост №2, аварийный командный пост №2 и воздухозаборники котельных отделений №1 и №2.
- общие виды, поперечный разрез и проекции носовых надстроек "Могами" и "Судзуи" по состоянию на 1940 год.
Кроме хорошо защищенной рулевой рубки с аварийным командным постом №1, противопульное бронирование из стали Дюколь имели башенка директора артиллерии главного калибра, её опоры, ходовой мостик, пост управления огнем, радиотелефонные рубки, щитовые, коммуникационные трубы между радиорубками и между рулевой рубкой и средней палубой.
Устройство системы управления огнем
Устройство системы управления артиллерийским огнем главного калибра по надводным целям в проекте "С-37" в целом повторяло схему устройства системы управления артиллерийским огнем главного калибра на крейсерах типа "Такао": главный директор типа 14 в башне наверху носовой надстройки, под ним визир с шестиметровым дальномером также в башне, кормовой директор типа 14 на крыше самолетного ангара. Для вертикальной и горизонтальной наводки 155-мм орудий применялась система "слежение за указателем".
В башнях №3 и №4 стояли дальномеры с 8-метровой базой. При корректировке проекта "С-37" в 1934 – 1935 годах предусмотрели установку новых приборов системы управления артиллерийским огнем главного калибра. Два директора главного калибра типа 94 модели 2 с 12-см биноклями устанавливались в башенках, известных как командный пост типа 95. Визир сняли, поскольку уже были разработаны новые вычислительные приборы для 15,5-см (позднее и для 203,2-мм) орудий — типа 92 мод. 1. Эти приборы могли подсчитывать скорость цели и курсовой угол, требуя для стрельбы только величины угла крена корабля. Они устанавливались в посту управления артогнем главного калибра на уровне складской палубы с правого борта у основания башни главного калибра №2 под броневой палубой. Во время третьей модернизации таблицы стрельбы для 155-мм орудий приспособили для 203,2-мм орудий, тогда же крейсера получили устройство задержки стрельбы типа 98.
Система управления огнем зенитной артиллерии сначала включала два директора типа 91, скомбинированных с визиром и вычислительным прибором, и два 4,5-метровых дальномера в отдельных башенках рядом. Во время второй модернизации 1937 года между установками зенитных автоматов появились их зенитные директоры типа 95. Пост управления стрельбой зенитных орудий находился на нижней палубе, рядом с основанием башни главного калибра №3.
Система управления торпедной стрельбой состояла из двух директоров типа 91 модели 3 (также известны как тип 92 модель 2) и двух визирных постов по бокам компасного мостика. Во время второй модернизации установили вычислительный прибор типа 93, а в ходе третьей оборудовали дополнительный пост управления торпедной стрельбой на верхушке фок-мачты с директором типа 97, которым управлял торпедный офицер.
Для измерения дистанции до цели при артиллерийской и торпедной стрельбе на каждом крейсере имелось по три дальномера типа 14: два восьмиметровых в башнях главного калибра №3 и №4 и шестиметровый на носовой надстройке под директором. По бокам фок-мачты в башенках стояли два 4,5-метровых зенитных дальномера, на надстройке имелось два 1,5-метровых штурманских, а третий такой же стоял на треноге на кормовой надстройке.