12 ноября 1921 года в Вашингтоне открылась первая встреча представителей девяти великих морских держав — США, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Китая и Японии, на которой обсуждались вопросы, связанные с ограничением морских вооружений.
Переговоры были долгими и тяжелыми, но все же 6 февраля 1922 года представители сторон подписали три соглашения, получившие позднее названия: "Договор четырёх держав", "Договор пяти держав" и "Договор девяти держав".
Первоочередное внимание в документах Вашингтонского "Договора пяти держав", подписанного представителями США, Великобритании, Японии, Франции и Италии, уделялось ограничению характеристик тяжёлых кораблей — линкоров и линейных крейсеров. В нём также устанавливалось соотношение общего тоннажа линейных флотов для США, Англии и Японии как 5:5:3. Таким образом, никакого паритета японским дипломатам добиться не удалось.
Результаты конференции были восприняты морским командованием Японии крайне негативно, посчитавшего их поражением дипломатии этого островного государства.
В "Договоре пяти держав" уделялось внимание и новому классу боевых кораблей — авианосцам. Прежде всего, было определено само понятие "авианосец" как "корабль водоизмещением более 10 000 т, приспособленный для взлёта и посадки самолётов с колёсным шасси". Его стандартное водоизмещение не должно было превышать 27 000 т, а срок службы с момента спуска на воду состатвлял бы не менее 20 лет. Последняя оговорка исключала возможность флотов бесконтрольно заменять свои авианосцы новыми. Это было важно, поскольку суммарное водоизмещение авианосцев также ограничивалось. Например, для США и для Великобритании оно устанавливалось по 135 000 т, а для Японии — 81 000 т, что, по сути, повторяло то же позорное, по мнению японских милитаристов, соотношение, что и для линейных сил, — 5:5:3.
В качестве авианосцев всем участникам договора разрешалось достроить по два уже заложенных линкора (или линейных крейсера). При этом водоизмещение каждого такого переделанного авианосца не должно было превышать 33 000 тонн. Чтобы под видом авианосца не достраивали корабль, по огневой мощи сравнимый с линейным крейсером, вводились ограничения на его тяжёлую артиллерию — не более восьми 203-мм орудий, а для авианосца специальной постройки — не более десяти.
Следствием Вашингтонского договора стал пересмотр политики имперской обороны, в соответствии с которой, главным потенциальным противником Японии объявлялись США. А одним из способов достижения паритета с более крупным американским флотом в условиях договорных ограничений Морской генеральный штаб определил палубную авиацию.
Действуя в рамках Вашингтонского договора, японцы начали переоборудовать в авианосцы свои недостроенные линейные крейсеры "Аkаgi" и "Amagi" (последний, правда, был разрушен во время землетрясения 1923 года и его заменили недoстроенным линкором "Каga").
Следующий японский авиaносец — "Ryujо" был заложен в 1929 году, однако водоизмeщение этого корабля составляло 10 000 т, что позволило не включать его в общий тоннаж авианосцев, разрешённый для Японии.
Спустя восемь лет статьи Вашингтонского договора были расширены и дополнены на Лондонской конференции по морскому разоружению. Конференция завершилась 22 апреля 1930 года подписанием соответствующего договора, в котором основное внимание уделялось ограничению характеристик крейсеров, что позволило не допустить достижения японским флотом паритета по лёгким силам с флотами Великобритании и США.
Однако руководство Морского генерального штаба придерживалось совершенно другой точки зрения, нежели представители японского правительства, подписавшие Лондонский договор. Ими был составлен специальный доклад, где утверждалось, что все ограничительные соглашения не отвечают интересам Японии, а США и Великобритания назывались потенциальными противниками на морях. В выводах доклада указывалось, что Японии жизненно необходимы денонсация всех ограничительных соглашений и создание кораблей, по своим боевым возможностям превосходящих корабли аналогичных классов противника.
Не выдержав совместного давления руководства армии и флота, в 1934 году правительство Японии решило денонсировать все подписанные ранее ограничительные договоры. В том же году парламентом Японии была принята "Вторая программа по замене кораблей", которая предусматривала постройку двух авианосцев. По бюджету 1934 — 1935 годов наряду с другими боевыми кораблями был заложен и авианосец "Soryu", характеристики которого ещё укладывались в договорные ограничения (у Японии оставалось 15 900 т неиспользованного "авианосного" тоннажа). Но когда по бюджету 1935 — 1936 годов был заложен однотипный c "Soryu" авианосец "Нirуu", японцы открыто заявили о том, что суммарное водоизмещение их авианесущих кораблей превысит лимиты Лондонского договора. "Soryu" и "Ніrуu" считались однотипными кораблями, однако в результате отказа от договорных ограничений водоизмещение последнего удалось увеличить до 17 756 т ("Sorуu" — 16 100 т), что дало возможность кораблестроителям улучшить его остойчивость и провести другие модификации.
В 1936 году Япония официально приняла новую военно-морскую доктрину, базировавшуюся на отказе от каких-либо ограничений в военном кораблестроении. В соответствии с ней вероятными противниками страны были определены США, СССР, Китай и Великобритания. Планировалось также к 1945 году увеличить число линейных кораблей до двенадцати, а число авианосцев — до десяти. Здесь следует отметить, что в период принятия доктрины японские моряки допускали возможность полного уничтожения линейных сил противника ударами исключительно палубной авиации.