Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

История, матчасть, боевое применение

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 25 дек 2018, 20:12

2-й авианосец 2-й программы


Постройка "Хирю" была запланирована по 2-й программе пополнения флота. Обозначение по программе — 2-й авианосец. На момент принятия программы, оба запланированных к постройке авианосца должны были быть одного типа, поэтому официальная стоимость постройки "Хирю" была определена одинаковой со стоимостью "Сорю" — 40 200 000 иен.
"Хирю" официально классифицировался как авианосец. Полуофициально, "Хирю", как и его предшественник "Сорю", был отнесён к подклассу средних авианосцев. "Хирю" означает "Летящий дракон".

История проектирования


"Авральность" появления проекта G-9 и необходимость в подкреплении его корпуса не могла устроить руководство японского флота и 2-й авианосец 2-й программы было решено строить по улучшенному проекту, получившему номер G-10. В процессе создания проекта его разработчики попытались с самого начала не только избавиться от недостатков, присущих проекту авианосца "Сорю", но и максимально учесть последние наработки в сфере применения авианосной авиации.
При разработке проекта G-10 даже не предпринималось попытки вернуться к идее авианосца-крейсера, хотя тоннаж для этого был.
Новый проект имел укреплённый корпус с увеличенной, на некоторых участках, толщиной связей, обшивки и настилов палуб. Также было усилено бронирование и увеличен запас топлива, что вместе взятое привело к росту водоизмещения. Но этот рост был небольшим и серьёзно не повлиял на характеристики "Хирю".
В процессе проектирования были улучшены остойчивость и мореходность корабля, а также установлено рулевое устройство другого типа. Наконец, были приняты меры для улучшения условий проведения взлётно-посадочных операций и усилена МЗА.
Результатом всей этой работы был проект, который, за исключением некоторых недостатков, признавался руководством японского флота самым оптимальным для массовой постройки и 7 лет спустя.

Постройка


"Хирю" был заложен на стапеле верфи арсенала флота Йокосука 08 июля 1936 года, которая, среди прочего, достраивала первый японский авианосец "Хосё". "Хирю" строился медленнее "Сорю" (спущен на воду 16 ноября 1937 года, т.е. через 16 месяцев после официальной закладки), но зато быстрее достраивался: он был введён в строй 05 июля 1939 года. Таким образом, общий цикл строительства как "Сорю", так и "Хирю" был почти одинаковым и занял около 3 лет.
Изображение - "Hiryu" на достройке в арсенале Йокосука, 20 марта 1939 года.
ИзображениеИзображение - "Хирю" во время испытаний и перед вводом в строй флота, 1939 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 28 дек 2018, 16:57

Описание конструкции


Корпус


Обводы корпуса и общее расположение "Хирю" повторяли таковые авианосца "Сорю", послужившего прототипом при проектировании. Основные внешние отличия заключались в переносе островной надстройки на левый борт и ближе к миделю корабля, в увеличении высоты надводного борта в носу на одну палубу, а также в изменении расположения 12,7-см зенитных орудий.
Изображение - проекции видов сбоку и сверху IJN "Hiryu".
Корпус корабля имел отношение длины к ширине 10,114, что оказалось немногим меньше, чем у "Сорю" и скорость упала совершенно незначительно.
Характерной особенностью корпуса "Хирю" была его выраженная асимметрия. Корпус корабля с левого борта, в надводной части, примерно между носовым и средним самолётоподъёмниками, имел расширение. Вес этой уширенной части корпуса компенсировал вес дымоходов и дымовых труб, смещённых к правому борту.
По высоте корпус имел восемь палуб, располагавшихся в том же порядке и именовавшихся также, как и на "Сорю".
Как и на "Сорю", шпация составляла 1 200 мм в средней части корабля и 900 мм в оконечностях, но, с целью увеличения прочности корпуса в оконечностях, ближе к штевням шпация была уменьшена до 600 мм.
С целью увеличения остойчивости корабля были несколько уменьшены межпалубные расстояния. В результате увеличение высоты надводного борта в носу на одну палубу фактически дало прибавку высоты борта, по сравнению с "Сорю", только в один метр и высота борта в носу стала 9 м. Высота надводного борта в корме увеличилась примерно на 0,4 м. В итоге высота полётной палубы над ватерлинией оказалась меньше, чем у "Сорю": 12,57 м против 12,88 м.
Для уменьшения размахов бортовой качки корпус имел боковые кили длиной 75,420 м и равномерной шириной 1,800 м.
Изображение - cечение авианосца по мидель-шпангоуту.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 30 дек 2018, 21:39

Островная надстройка


По сравнению с "Сорю" надстройка "Хирю" была заметно усовершенствована. Она стала просторнее и получила дополнительный ярус — верхний мостик ("дзё:бу канкё:"). Перенос надстройки на левый борт ближе к миделю корабля был выполнен по настоянию штаба авиации флота, который руководствовался двумя соображениями.
Первым было то, что поступавшие на вооружение новые самолёты требовали большей длины разбега, а значит, начинали выстраиваться для взлёта примерно с середины полётной палубы. Но в этом случае они попадали в зону турбулентности воздуха создаваемой островной надстройкой, расположенной в передней трети полётной палубы. Скорость же самолётов была относительно низкой, и эта турбулентность причиняла им определённые затруднения при взлёте.
Вторым было то, что новые системы аэрофинишеров сделали пробег самолётов по палубе короче, чем разбег. Таким образом, среднее расположение надстройки обеспечивало идеальные условия для управления взлётно-посадочными операциями.
Кроме того, установленная на левом борту надстройка, вкупе с асимметричным корпусом, хорошо компенсировала вес дымовых труб, установленных на правом борту.
Однако сулившее такие выгоды новое расположение надстройки оказалось очень неудобным на практике. По результатам пробных посадок на авианосце "Акаги", успевшим при модернизации 1935—38 годов получить аналогично расположенную надстройку, выяснилось наличие нежелательной турбуленции воздуха, мешавшей уже посадке и вызвавшей нарекания пилотов. После обсуждений с участием строевых лётчиков, расположение островной надстройки как на "Сорю" было признано наилучшим вариантом, но к этому времени постройка "Хирю" зашла слишком далеко, чтобы можно было изменить расположение надстройки, и она осталась на левом борту. Однако в проекте новых авианосцев типа "Сёкаку", где первоначально предполагалось установить островную надстройку точно так же, как и на "Хирю", её расположение было изменено.
Изображение - IJN "Hiryu" - островная надстройка (общий вид на момент ввода в строй).
Самый верхний ярус надстройки именовался — командный пункт ПВО. На "Хирю"окончательно сложился облик этого элемента архитектуры японского авианосца с островной надстройкой. На КП ПВО располагались командные пункты командира непосредственной обороны ("дзикиэй сикикан"), офицеров, управляющих зенитным огнём правого и левого бортов, и посты наблюдения за воздушной обстановкой, оснащённые 12-см и 8-см зенитными бинокулярами, 1,5-м штурманский дальномер, антенны радиопеленгатора и радиотелефона, 60-см сигнальный прожектор и пост управления зенитным огнём тип 94. Открытый мостик мог быть прикрыт от осадков брезентовым тентом, натягиваемым на лёгкие разборные стойки.
Ярусом ниже КП ПВО располагался компасный мостик. На нём размещалась ходовая рубка с главным путевым компасом, двумя 18-см и двумя 12-см бинокулярами наблюдения за надводной обстановкой и пост передачи приказов. В кормовой части мостика открыто располагался командный пункт взлётно-посадочных операций с двумя 12-см зенитными бинокулярами помощников командира авиационной боевой части. Боковые иллюминаторы ходовой рубки, рядом с которыми стояли 18-см бинокуляры, имели опускающиеся стёкла. Перед мостиком имелся узкий "балкончик", на который можно было выбраться через пару люков в угловых переборках рубки.
Следующим по порядку располагался верхний мостик. На этом уровне размещались рулевая рубка, 1-й радиопеленгаторный пост, 3-й радиотелефонный пост, кладовая штурманской боевой части и на небольшой площадке по правому борту — 60-см сигнальный прожектор.
Ярусом ниже располагался нижний мостик. В его передней и задней части на открытых платформах устанавливались четыре манипуляторных колонки боевых прожекторов, оснащённые 12-см зенитными бинокулярами. Передняя платформа служила также запасным КП взлётно-посадочных операций в случае посадки самолётов в "обратном" направлении, т.е. с носа на корму. Внутри мостика размещались штурманская рубка, совмещённая с оперативной рубкой, и кладовая морских карт.
Самый нижний ярус надстройки никак не именовался, а помещения, расположенные в нём, считались расположенными на полётной палубе. На этом уровне размещались походные каюты флагмана, командира корабля и командира штурманской боевой части, пост внутрикорабельной телефонной связи, метеорологическая рубка и кладовая сигнальных флагов.
ИзображениеИзображение - планы ярусов и продольный разрез островной надстройки IJN "Hiryu" (с подробным описанием).
На "внутреннем", обращённом к полётной палубе, борту надстройки устанавливалась большая чёрная доска. Позади надстройки была установлена лёгкая треногая сигнальная мачта.
На случай выхода из строя основных постов управления кораблём, размещённых в надстройке, был предусмотрен запасной ходовой мостик с довольно скромным оборудованием, который располагался по правому борту корабля, на уровне палубы зенитных орудий и автоматов справа от носового самолётоподъёмника.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 05 янв 2019, 21:09

Броневая и конструктивная
подводная защита


Бронирование корабля рассчитывалась из необходимости защиты энергетической установки и цистерн авиационного бензина от артиллерийского огня вражеских эсминцев, а погребов авиационных и артиллерийских боеприпасов — от артиллерийского огня вражеских тяжёлых крейсеров с 8-дюймовой артиллерией. В целом защита "Хирю" повторяла по своему устройству защиту "Сорю", но толщина брони на отдельных участках была немного увеличена.

Вертикальное бронирование


В районе котельных и машинных отделений (шпангоуты 99-167) корабль был защищён броневым поясом по ватерлинии толщиной 46 мм из стали CNC.
Носовые погреба боеприпасов располагались от шпангоута 72 до шпангоута 99, кормовые — от шпангоута 167 до шпангоута 180. Они защищались внутренним, наклонным верхней кромкой наружу, броневым поясом максимальной толщиной 140 мм, клиновидно сужающимся до 50 мм на нижней кромке, из стали NVNC, одновременно являющимся и противоторпедной переборкой.

Горизонтальное бронирование


Котельные и машинные отделения защищались плоской бронированной нижней палубой толщиной 25 мм из стали CNC, заменившей сталь DS, принятую на "Сорю". Как и на "Сорю", над котельными отделениями правого борта эта палуба была наклонной, чтобы позволить пропустить дымоходы котлов левого борта к дымовым трубам.
Погреба боеприпасов защищались плоской бронированной самой нижней палубой толщиной 56 мм из стали CNC.

Прочее бронирование


Броневую защиту имело румпельное отделение и отделения рулевых машин, но толщина брони точно неизвестна.
Тонкими броневыми колосниками перекрывались дымоходы котлов в местах прохождения их через броневую палубу.
Носовые цистерны авиационного бензина располагались от шпангоута 55 до шпангоута 72, кормовые — от шпангоута 180 до шпангоута 203 и защищались теми же внутренним броневым поясом и бронированной самой нижней палубой, что и погреба боеприпасов, но меньшей толщины.
Также бронировалось второе дно под погребами боеприпасов и цистернами авиационного бензина.

Конструктивная подводная защита


Конструктивная подводная защита (КПЗ) корабля конструктивно полностью повторяла КПЗ "Сорю", лишь её глубина из-за увеличившейся на один метр ширины корпуса была немного больше.

P.S. К сожалению, схем бронезащиты навскидку не нашел.... Если у кого есть и можете поделиться - буду только рад.... :thank_you
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 13 янв 2019, 21:36

Вооружение


Артиллерийское вооружение


Артиллерийское вооружение "Хирю" включало двенадцать 12,7-см орудий "Тип 89" в шести спаренных установках и тридцать один 25-мм автомат в семи строенных и пяти спаренных установках установленных на спонсонах, подкрепленных наклонными подпорами на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. Как и на "Сорю", артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, прикрывались дымозащитными щитами.

Зенитные орудия крупного калибра


Двенадцать 12,7-см зенитных орудий "Тип 89" устанавливались в пяти спаренных артиллерийских установках модель A1 и одной спаренной артиллерийской установке модель A1 модификация 2 (с дымозащитным щитом) (по правому борту в корме).
Четыре артустановки размещались в носовой части корабля и две — в кормовой, симметрично по обоим бортам. Артустановки правого борта имели номера 1, 3 и 5; левого борта — 2, 4 и 6.
Вынесенные за борт спонсоны зенитных орудий давали артустановкам возможность кругового горизонтального наведения и ведения огня на противоположный борт на углах возвышения свыше 70*. Для того, чтобы несколько увеличить сектора обстрела на противоположный борт, кромка полётной палубы непосредственно над артустановками имела небольшие вырезы. Поскольку подобное увеличение секторов обстрела создавало потенциальную опасность поражения конструкций корабля огнём собственных орудий, то для предотвращения этого артустановки снабжались ограничителями углов обстрела в виде "воротообразных" трубчатых рам. Эти рамы должны были удержать стволы орудий от разворота в опасную зону.
Нормальный боезапас 12,7-см орудий составлял 220 унитарных выстрелов на ствол, максимальный — 232.
Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой частях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под бронированной самой нижней палубой. 12,7-см патроны подавались элеваторами из погребов прямо в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудийной прислуги), устроенные непосредственно рядом с артустановками. Там же в перегрузочных постах размещались и кранцы первых выстрелов. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками. Стреляные гильзы, чтобы они не мешали действиям прислуги орудий, сбрасывались в специальные выгородки под орудийными платформами.
Изображение - поперечный разрез "Хирю" по 82-му шпангоуту. Показаны 127-мм орудия в спонсонах.
Для тренировки заряжающих 12,7-см орудий на шлюпочной палубе под кормовым свесом полётной палубы был установлен зарядный станок.
P.S. Фото и проекции 127-мм орудий "Тип 89" уже неоднократно выкладывались - не вижу смысла повторяться....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 19 янв 2019, 21:44

Малокалиберная зенитная артиллерия


Тридцать один 25-мм автомат тип 96 устанавливался в семи строенных и пяти спаренных установках, разделённых на пять групп (батарей). Автоматы размещались:
- два спаренных (№№1, 2) под носовым срезом полётной палубы;
- два строенных (№№3, 5) по правому борту перед 1-й дымовой трубой;
- два строенных (№№ 4, 6) по левому борту перед постом управления зенитным огнём тип 94;
- три спаренных с дымозащитными щитами (№№ 7, 9, 11) по правому борту в районе передней антенной мачты правого борта;
- и три строенных (№№ 8, 10, 12) по левому борту перед передней антенной мачтой левого борта.
Нормальный боезапас 25-мм автоматов составлял 2 700 патронов на ствол, максимальный — 2 800. Погреба боеприпасов 25-мм автоматов располагались в носовой и кормовой частях корабля под погребами боеприпасов 12,7-см орудий. 25-мм патроны подава­
лись из погребов четырьмя элеваторами на нижнюю палубу, откуда вручную переносились к пяти элеваторам, подающим патроны непосредственно к группам автоматов на палубу зенитных орудий и автоматов. Готовый к выстрелу боезапас хранился в кранцах первых выстрелов, расположенных непосредственно рядом с автоматами.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 23 янв 2019, 15:05

Системы управления огнем


Для управления огнём 12,7-см орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94. Пост управления огнём правого борта размещался на КП ПВО, пост управления огнём левого борта — на башенке, установленной на палубе зенитных орудий и автоматов в нос от островной надстройки. Оптические оси визиров и дальномера этого поста проходили выше уровня полётной палубы, что при необходимости позволяло управлять огнём своих орудий на противоположный борт.
Для управления огнём 25-мм автоматов служило пять постов управления зенитным огнём, оснащённых визирными колонками тип 95. Пост №1 располагался в самом носу корабля перед носовой группой автоматов, пост №2 - слева от носового самолётоподъёмника, пост №3 — справа от носового самолётоподъёмника, пост №4 - слева от среднего самолётоподъёмника и пост №5 — слева и в корму от среднего самолётоподъёмника. Посты №№1 и 5 устанавливались в закрытых башенках, защищавших расчёты от забрызгивания (пост №1) и задымления (пост №5).
В постах управления зенитным огнём тип 94 устанавливались два 4,5-м стереоскопических зенитных дальномера. Кроме них на КП ПВО устанавливался 1,5 м штурманский дальномер тип 14.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5246
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1730
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 404 раза
Поблагодарили: 1145 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Aвианосец "Hiryu" - "Дракон", погибший у Мидуэя

Сообщение Scharnhorst » 28 янв 2019, 23:26

Прожекторы


На корабле было установлено четыре 110-см боевых прожектора "тип 92 модель 3" на скрывающихся под полётной палубой станках. Колодцы прожекторов закрывались сдвижными поворотными крышками.
Прожекторы правого борта имели номера 1 и 3, левого борта — 2 и 4. Прожекторы наводились дистанционно от манипуляторных колонок "тип 94", установленных на нижнем мостике островной надстройки. Такая колонка представляла собой 12-см зенитный бинокуляр, установленный на тумбе, снабжённой сиденьем для прожекториста. Колонка имела силовую синхронную передачу на электромотор прожектора, и при её включении разворот бинокуляра по курсовому углу и углу места вызывал соответствующий разворот прожектора. Одновременно разворот колонки отображался на светоплане командира непосредственной обороны, который таким образом и без открытия прожектора мог видеть, куда будет направлен луч.
Кроме боевых прожекторов, корабль оснащался двумя 60-см и двумя 20-см сигнальными прожекторами. Дополняли средства световой сигнализации два 2-кВт сигнальных огня.

Штурманское вооружение


Штурманское вооружение "Хирю" включало один главный гирокомпас тип Сперри модель 5, модификация 2 и пять магнитных компасов. Кроме компасов в состав штурманского вооружения входили:
- один эхолот тип 90 модель 2 модификация 1;
- один лаг, один курсограф тип Аншютц и один автоматический анемометр.

Оптические приборы


"Хирю" имел развитый комплект оптических средств наблюдения, что соответствовало особому вниманию, уделяемому этому вопросу в японском Императорском флоте.
Для наблюдения за надводной обстановкой штатно использовались:
- два 18-см бинокуляра, установленных в ходовой рубке;
- два 12-см бинокуляра, установленных побортно на компасном мостике;
- четыре 12-см бинокуляра, установленных в постах наблюдения за водной поверхностью (эти посты служили, в первую очередь для обнаружения перископов подводных лодок и следов торпед).
Для наблюдения за воздушной обстановкой служили одиннадцать 12-см и два 8-см зенитных бинокуляра, установленных на КП ПВО. Дополнительно к ним 12-см зенитными бинокулярами оснащались манипуляторные колонки боевых прожекторов, в обычных условиях служившие также для наблюдения за воздушной обстановкой. Разумеется, все зенитные бинокуляры подходили и для наблюдения за надводной обстановкой, равно как и бинокуляры наблюдения за надводной обстановкой подходили для наблюдения за низколетящими целями.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Японский Императорский флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость