Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 02 фев 2018, 01:11

В боях за Норвегию, Бельгию и Францию


7 апреля 1940 года германские вооружённые силы начали операцию "Везерюбунг", целью которой была оккупация Норвегии и Дании. Норвегия играла важнейшую роль в поставках шведской железной руды в Германию морским путём, поэтому англи¬чане стремились воспрепятствовать пере¬возкам вдоль побережья Скандинавии, а в идеале и вовсе прекратить их, немцы же старались обеспечить максимальную безопасность транзита. Захват Норвегии делал бы задачу сохранения этого канала поставок сырья гораздо более лёгкой.
Флот Метрополии 7 апреля 1940 года, в день начала операции, находился в море. В состав охранения главных сил входили в числе прочих и эсминцы "Кимберли" (лейтенант-коммандер Р.Г.К. Ноулинг) и "Джупитер" (лейтенант-коммандер Д.В. Уайбёрд). 11 апреля "Кимберли" вместе с лёгким крейсером "Пенелопа" и эсминцем "Эскимо" принимал участие в планировавшейся атаке германских транспортов в Будё. Противника обнаружить не удалось, зато "Пенелопа" села на мель и была вызволена на буксире "Эскимо".
13 апреля состоялась Вторая битва у Нарвика, в которой приняли участие девять эсминцев ("Бедуин", "Коссак", "Эскимо", "Панджаби", "Хироу", "Экейтес", "Форестер", "Фоксхаунд" и "Кимберли") и линкор "Уорспайт" под флагом вице-адмирала Уитворта. Корабли вошли в узкий фьорд и медленно продвигались по нему, периодически вступая в жаркие схватки с отчаянно сопротивлявшимися немцами. В конце концов все германские корабли были потоплены или взорваны своими экипажами. "Коссак" в ходе боя вылетел на мель, "Кимберли" пытался помочь ему, вытаскивая собрата на буксире, но безуспешно. В конце концов, облегчённый до предела "Коссак" был снят с мели эсминцем "Форестер".
Немцы опередили союзников в высадке в Норвегии, но англичане и французы не собирались сдаваться, высаживая свои войска в самых разных пунктах. Эсминцы поддерживали десантников артогнём, участвовали в проводке войсковых транспортов, отражали атаки с воздуха. 16 апреля "Янус", "Киплинг" и "Джуно" вместе с "Хируордом" эскортировали тяжёлый крейсер "Саффолк" для бомбардировки аэродрома Сола в Ставангере (операция "Дак"). Операция завершилась неудачей, обстрел не возымел эффекта из-за практически полного отсутствия взаимодействия с самолётами-корректировщиками. На следующий день в ходе поиска германских эсминцев соединение подверглось серьёзным воздушным атакам. "Саффолк" получил прямое попадание и был тяжело повреждён.
"Джейкел" и "Джавелин" 20 апреля сопровождали три войсковых транспорта из Абердина в Ондалснес. На переходе одно из судов, "Седар Бэнк", было потоплено торпедой. На следующий день, находясь в Румбакс-фьорде (Нарвик), корабли попали под массированные атаки германских самолётов. Атаки авиации на корабли стали характерной чертой морских операций Норвежской кампании, кораблям англичан и их союзников ещё не раз пришлось познать на себе разрушительную мощь Люфтваффе. Англичане, стремясь обеспечить своим войскам поддержку с воздуха и хоть как-то уравновесить преимущество немцев в авиации, провели 23 апреля первую во Второй мировой войне совместную авианосную операцию. В ней приняли участие "Арк Ройял" и "Глориес", в состав прикрытия из эсминцев типа "J" и "К" входил "Джуно".
29 апреля всё те же "Джейкел" с "Джавелином" эскортировали лёгкий крейсер "Глазго" в Мёльде. Там на борт "Глазго" поднялся король Норвегии Хоакон со свитой и под прикрытием эсминцев перевезён в Тромсё. 30 апреля "Янус" в Намсосе подвергся атаке с воздуха. Находившийся рядом шлюп "Биттерн" получил прямое попадание и загорелся. "Янус" снял с него экипаж и добил торпедой.
10 мая 1940 года началось вторжение германских войск в Нидерланды и Бельгию. В связи с этим было принято решение эвакуировать войска из Норвегии. Большую часть эсминцев передали в Норское командование в Гарвиче. Начался новый этап их службы, изобиловавший частыми боевыми походами, поддержкой войск на берегу, эвакуацией попавших в окружение и прижатых к берегу частей. 13 мая "Янус" обеспечивал эвакуацию войск из Хук-ван-Холланд. Старый эсминец "Версатайл", погрузивший на борт солдат Ирландской гвардии, получил повреждения во время воздушных атак. "Янус" принял на борт солдат, а "Версатайл" взял на буксир. Но наиболее известным мероприятием по спасению людей стала знаменитая операция "Динамо", проведённая с 26 мая по 4 июня 1940 года. К концу мая этого года остатки разбитых в боях французских частей и подразделений Британского экспедиционного корпуса оказались блокированными в Дюнкерке. Было принято решение об их эвакуации.
В течение нескольких дней под непрерывными атаками немецкой авиации и обстрелом артиллерии десятки и сотни кораблей и судов самых разных классов, включая гражданские яхты, катера и прочие плавсредства, эвакуировали британских и французских солдат в порты южной Англии. 28 мая "Джавелин", находясь на внешнем рейде, принял на борт 900 солдат, добрав¬шихся на лодках, и благополучно привёз их в Дувр, по пути подобрав спасшихся с потопленного торгового судна. 29 - 30 мая этот же эсминец совершил ещё один рейс, доставив на этот раз в Англию 850 человек. "Ягуар" 29 мая ошвартовался в гавани Дюнкерка, принимая на борт солдат. В этот момент стоявший рядом эсминец "Гринэйд" (по иронии судьбы, по-английски grenade - граната) получил попадание авиабомбой и затем, оттащенный от берега в сторону, с чудовищной силой взорвался. В этом рейсе корабль принял 370 человек. На обратном пути в Дувр "Ягуар" подвергся налёту авиации, близкий разрыв лишил корабль хода. Часть солдат переправили на другой корабль, а эсминец взяли на буксир. Позже ему удалось дать ход, и он самостоятельно добрался до побережья Англии. Всего в ходе операции "Динамо" из Дюнкерка было вывезено 338 226 британских и французских военнослужащих.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 15 апр 2018, 21:37

Тяжелые повреждения "Келли"


Эсминцы, переведённые в командование Нора, часто привлекались для патрулирования и перехвата вражеских эсминцев и минных заградителей. Во время одной из подобных миссий 9 мая 1940 года "Келли", "Кимберли", "Кандагар" вместе с "Хостайлом" (по другим данным, "Хэсти") и лёгким крейсером "Бирмингем" принимали участие в поиске германских кораблей в южной части Северного моря. На эсминцах кончалось топливо, и "Кимберли" с "Хостайлом" отправили на дозаправку. Оставшиеся три эсминца безуспешно пытались атаковать обнаруженную самолётом подводную лодку. При возвращении на своё место в охранении крейсера в 22.44 по левому борту был обнаружен объект, идентифицированный как германский торпедный катер (так называемый "шнелльбот"). Он уже успел выпустить торпеду, которая угодила прямо под мостик "Келли".
Силой взрыва котлы сорвало с оснований, котельное отделение №2 оказалось затоплено. Корабль, потеряв 50 футов обшивки и днища, лишился хода. Присоединившийся к отряду эсминец "Бульдог" вышел было в атаку глубинными бомбами, однако очень скоро стало ясно, что торпеда послана не с субмарины, а с торпедного катера - им оказался S-21. Вскоре "Бульдог" взял повреждённый эсминец на буксир, но последовала очередная атака катерников. На этот раз дополнительные повреждения "Келли" получил уже не от торпеды, а от тарана. Некоторые источники утверждают, что на немецком катере было неисправно рулевое управление, и он врезался поочередно в "Келли" и в "Бульдог" случайно. Так или иначе, в результате нападения погибли 27 человек, а "Келли" встал на ремонт до декабря.
Изображение Изображение - "Келли" по пути в Тайн после торпедирования и уже в сухом доке базы, май 1940 года. Снимки позволяют оценить масштабы повреждений корабля в результате атаки "шнелльбота".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 17 апр 2018, 17:38

Кампания 1940 года.
Тяжелое повреждение "Джавелина"


Период с конца мая - начала июня 1940 года оказался для англичан поистине критическим. Вторжения можно было ожидать в любой момент, да ещё и итальянцы, воодушевлённые победами Вермахта, стояли на пороге развязывания войны. В связи с этим значительную часть эсминцев новых типов отправили на Средиземноморье в качестве подкрепления "разграбленному" в начале войны флоту адмирала Каннингхэма. Из оставшихся в метрополии единиц сформировали соединения, призванные быть силами быстрого реагирования на случай внезапной высадки немцев на территорию Англии. Но шли месяцы, а вторжения всё не следовало. Решивший сокрушить противника воздушными бомбардировками рейхсмаршал Геринг и его Люфтваффе потерпели поражение в "Битве за Англию", и пресловутая операция "Морской лев" была отложена на неопределённый срок.
Однако, заполучив прекрасные базы на атлантическом побережье Франции, немцы перебросили туда крупные соединения подводных лодок и надводных кораблей. Базируясь на Брест, германские эсминцы часто совершали вылазки в британские воды с целью нарушения судоходства. Чтобы противостоять этому, в Плимут направили 5-ю флотилию эсминцев кэптена Маунтбеттена, состоявшую из эскадренных миноносцев типа "J" и "К". В ночь на 25 ноября Маунтбеттен не смог перехватить германские эсминцы, обстрелявшие флотилию британских рыболовных траулеров юго-западнее острова Вульф, а затем безнаказанно потопившие голландское судно "Аполлония" (2 086 брт), вышедшее из Плимута в составе небольшого конвоя.
Через несколько дней с британским соединением случилась ещё большая неприятность, после которой компетентность будущего вице-короля Индии была многими поставлена под сомнение. Стычка получила название боя у мыса Лизард. Накануне германское соединение в составе эсминцев "Карл Гальстер", "Ганс Лоди" и "Рихард Байтцен" атаковало британский конвой у Старт-Пойнт и потопило два торговых судна. Немцы были замечены самолётом-разведчиком, и 28 ноября 5-я флотилия в составе "Джавелина" (брейд-вымпел Маунтбеттена), "Джейкела", "Джупитера", "Джерси" и "Кашмира" вышла на перехват, патрулируя в районе между мысами Лендс-Энд и Старт-Пойнт у побережья Девона и Корнуолла. Утром 29-го числа немцы, заметив противника, в 6.43 дали залп из торпедных аппаратов, после чего резко увеличили скорость и отошли, при¬крывшись дымзавесами. В "Джавелин" угодили две торпеды с "Ганса Лоди". Носовая оконечность эсминца была полностью оторвана, а кормовая отломилась через 20 минут. Начался пожар. Огнём был охвачен кранец готовых выстрелов боезапаса зенитного 102-мм орудия. Погибли 48 (по другим данным - 46) человек, повреждённый корабль лишь на следующий день довели на буксире в Плимут. Он встал в длительный ремонт на верфи в Девонпорте, завершившийся только в январе 1942 года.
Изображение - "Джавелин", лишившийся оконечностей в результате торпедной атаки "Ганса Лоди".
Остальные эсминцы бросились за немцами в безуспешную погоню. Держа ход в 35 узлов, германские корабли в 11.00 благополучно вернулись в Брест.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 24 апр 2018, 15:06

"Piorun" в охоте за "Бисмарком"


Несмотря на то, что Польша была оккупирована немцами в самом начале войны, её ВМС продолжали действовать, базируясь на английские порты. Вдобавок к тем кораблям, что успели уйти в Британию до начала германского вторжения, англичане выделяли Польше дополнительные единицы флота и снаряжение. Так, после передачи эсминца "Гарланд", Черчилль обещал предоставить полякам новый эсминец взамен потопленного в Норвежской кампании эсминца "Гром". В середине 1940 года было принято решение передать им строившийся эсминец "Нерисса", вступивший в строй 4 ноября 1940 года, и 13 ноября получивший новое наименование "Пиорун"(Piorun). Боевая карьера этого корабля полна интереснейших эпизодов, польские моряки показали себя профессионалами высокого уровня, отважными и стойкими бойцами, но пожалуй, самой яркой страницей его биографии стало участие в "Охоте на "Бисмарк" в мае 1941 года.
Изображение - "Piorun" после вступления в строй, ноябрь 1940 года.
20 мая 1941 года новейший германский линкор "Бисмарк" вместе с тяжёлым крейсером "Принц Ойген" вышел из Бергена для действий на коммуникациях в Атлантике. 24 мая в короткой артиллерийской дуэли артиллеристы "Бисмарка" потопили английский линейный крейсер "Худ". Однако попадания с линкора "Принс оф Уэльс" вызвали утечку топлива, и немецкий линкор направился в Брест. Британское Адмиралтейство бросило для поиска и уничтожения "Бисмарка" все имеющиеся силы. Нехватка эсминцев в составе Флота Метрополии вынудила привлечь к "Охоте" часть кораблей, задействованных для выполнения эскортных и прочих заданий. В их число входили 4-я флотилия под командованием кэптена Вайэна ("Коссак", "Маори", "Сикх", "Зулу") и "Пиорун" (командир - командор-поручник Плавски), приданные конвою WS-8В, шедшему из Глазго в Индийский океан. "Пиорун" принимал участие в поисках немецкого линкора, и первым из эсминцев обнаружил "Бисмарк". Британские корабли взяли линкор "в коробочку", окружив со всех сторон и непрерывно следя за его передвижениями. "Пиорун" в течение получаса обстреливал линкор с дальней дистанции, немцы отвечали, но ни одна из сторон не добилась попаданий. Согласно польским источникам, перед открытием огня командир эсминца Плавски передал в эфир сообщение: "Я - поляк!". Однако силы были слишком неравны, и "Пиоруну" приходилось маневрировать, чтобы избежать попаданий тяжёлых снарядов, а затем и вовсе ретироваться. К утру на польском корабле осталось слишком мало топлива, и его отправили в порт. А 27 мая германский линкор был потоплен совместными действиями британских авианосцев, линкоров, крейсеров и эсминцев.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 30 апр 2018, 20:45

Австралийский "Норман" в Арктике


Эсминец "Норман" вошёл в состав Королевского Австралийского флота 15 сентября 1941 года. 6 октября его боевая подготовка в Скапа-Флоу была прервана приказом идти в Сейдис-фьорд (Исландия) и принять на борт членов британской делегации профсоюзных деятелей, направлявшихся в Советский Союз. На эсминце "Антелоуп", первоначально выбранном для этой миссии, случилась авария в машине, и "Норман" оказался единственным "под рукой" кораблём, пригодным для выполнения этого задания. 7 октября эсминец прибыл в Исландию, показав на переходе среднюю скорость 31 узел, а на следующий день, приняв на борт пассажиров, взял курс на Архангельск. Переход прошёл без происшествий, и уже 16 октября был получен приказ на возвращение. Однако когда корабль дошёл приблизительно до района острова Медвежий, распоряжение было изменено: следовало возвращаться в Архангельск. Поскольку точная дата отбытия делегации обратно не называлась, "Норман", по согласованию с советским командованием, с 21 по 22 октября занимался противолодочным патрулированием в Белом море. Поиски вражеских субмарин успехом не увенчались, и 27 октября корабль отбыл в Сейдис-фьорд, куда без происшествий прибыл 31октября.
ИзображениеИзображение - HMAS "Norman" в 1942 и 1943 году. Фото взяты с официального сайта Королевского австралийского флота, адрес указан на фото.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#21 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 03 май 2018, 21:14

На Средиземном море в 1940 году


Британия издавна имела на Средиземноморье крупные морские силы, главной целью которых была защита своих коммуникаций. По договорённости между союзниками перед началом войны Франция держала большую часть своих военно-морских сил на Средиземном море, полностью закрывая его западную часть. Восточную часть прикрывал британский Средиземноморский флот под командованием адмирала сэра Эндрю Каннингхэма, базировавшийся на Александрию. Ключевую позицию в центре бассейна занимал остров Мальта, принадлежавший Великобритании. Этот "непотопляемый авианосец", с одной стороны, мог служить промежуточным звеном в цепи проводки конвоев из Александрии в Гибралтар, с другой - предоставлять базу для военно-воздушных и военно-морских сил союзников, которые препятствовали бы сообщению противника с Северной Африкой.
22 июня 1940 года Франция подписала "перемирие" с Германией, фактически означавшее капитуляцию и выход из войны. На плечи британского флота пала тяжёлая ноша - несмотря на недостаток сил, ему пришлось прикрывать всё Средиземноморье, где англичанам противостоял мощный итальянский флот, а позже - не менее мощные германские военно-воздушные силы. Началась долгая и упорная битва за Средиземноморье, в которой немалую роль пришлось сыграть и эскадренным миноносцам Королевского флота. К моменту капитуляции Франции, резко переменившей баланс сил в этом регионе, у итальянцев в строю находился 61 эсминец. Против них британский Средиземноморский флот мог выставить лишь 20 своих единиц.
Ещё перед вступлением Италии в войну, предвидя скорое начало боевых действий, Адмиралтейство спешно стало готовить корабли для усиления Средиземноморского флота, "разграбленного" в период относительного затишья на этом театре. В Плимуте формируется 14-я флотилия эсминцев под командованием кэптена Мака, в которую, в числе прочих кораблей, вошли "Кимберли", "Хартум", "Кингстон", "Кандагар", "Янус", "Джуно" и "Джервис" (в качестве лидера). Соединение проследовало в Александрию, где в конце мая первые четыре корабля перевели на Красное море. 11 июня, когда было официально объявлено о состоянии войны с Италией, английский флот проводил поиск итальянского конвоя в восточной части Средиземного моря. В состав прикрытия главных сил входил эсминец "Джуно". На следующий день итальянская ПЛ "Баньолини" потопила КРЛ "Калипсо", ставший первой потерей англичан на этом театре.
С началом битвы за Средиземноморье началась и длительная блокада Мальты, сопровождавшаяся бесчисленными конвоями, доставлявшими боеприпасы, вооружение, самолёты, воинские подкрепления, провизию. В обратном направлении следовали пустые транспорты, суда с эвакуируемым гражданским населением, ранеными. Уже 27 июня "Джервис" и "Джуно" ввели в состав сил дальнего прикрытия конвоев MF1 и MS1, вывозивших гражданских лиц с острова. С началом сухопутных операций в Северной Африке (итальянское наступление из Ливии в Египет), эсминцы начали привлекать для обстрелов береговых целей. 6 июля "Янус" и "Джуно" принимали участие в обстреле Бардии.
Первое столкновение итальянских и британских линейных сил, получившее известность как бой у Калабрии, произошло 9 июля 1940 года. В состав сил прикрытия входили "Янус" и "Джуно". После попадания во флагман итальянцев - линкор "Джулио Чезаре" - единственного 15-дюймового снаряда с "Уорспайта", причинившего существенные повреждения, итальянцы предпочли ретироваться. Эта победа значительно подняла боевой дух англичан и убедила их в своём превосходстве над противником.
Средиземноморскому флоту, несмотря на все присланные подкрепления, всё ещё не хватало сил, и в конце августа была осуществлена операция по проводке авианосца "Илластриес", линкора "Вэлиэнт" и двух крейсеров ПВО в Александрию. По традиции, британцы совместили этот поход с очередным конвоем на Мальту. В обеспечении безопасности этих мероприятий принимали участие "Джервис" и "Джуно". По прибытии на Мальту в составе эскорта крупного транспорта "Корнуолл", корабли подверглись налёту вражеских самолётов в гавани, к счастью, потерь и повреждений не было.
В сентябре продолжались бомбардировки береговых целей. 11- 12 сентября "Янус", "Джервис" и "Нубиэн" входили в состав соединения, обстреливавшего вражеские позиции к западу от залива Соллум. 16 сентября "Джервис" вёл огонь по итальянским войскам, продвигавшимся по направлению к Каиру, а 17-го вместе с "Джуно" и "Янусом" обстреливал Бардию. На переходе соединение подверглось атаке торпедоносцев, одна из торпед поразила тяжёлый крейсер "Кент", эсминцам пришлось взять повреждённый корабль на буксир.
11 ноября 1940 года состоялся знаменитый налёт на Таранто - главную базу итальянского флота. "Янус", "Джервис" и "Джуно" входили в состав эскорта авианосца "Илластриес", с палубы которого взлетели атакующие самолёты. Атака прошла успешно, три линкора итальянского флота были тяжело повреждены и надолго выбыли из строя. 14 ноября авианосное соединение благополучно вернулось в Александрию. В конце ноября в крупной операции по проводке трёх транспортов (двух - на Мальту и одного - в Александрию), совмещённую с переброской очередных подкреплений адмиралу Каннигхэму, участвовали "Кельвин" и "Ягуар". Выйдя из Плимута в Гибралтар, они эскортировали лёгкие крейсера "Саутгемптон" и "Манчестер" с 1 400 солдатами на борту, а затем присоединились к "Соединению В", войдя в состав эскорта авианосца "Арк Ройял".
ИзображениеИзображение - HMS "Kelvin" и HMS "Jaguar" во время службы на Средиземном море, 1940 год.
В последовавшем краткосрочном столкновении (получившем известность как бой у Спартивенто) решающую роль сыграло наличие у англичан авианосца. Итальянцы в очередной раз продемонстрировали нерешительность, позволив англичанам доставить столь необходимые грузы на Мальту. Декабрь ознаменовался для англичан новыми обстрелами береговых целей в ходе начавшегося контрнаступления британской 8-й армии генерала Уэйвелла. 8 декабря "Джервис" и "Янус" вместе с "Нубиэном", "Хируордом", монитором "Террор", двумя канонерскими лодками и тральщиком участвовали в бомбардировке Сиди-Баррани, а 11 декабря эсминцы обстреляли вражеские позиции в районе Соллума.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#22 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 09 май 2018, 20:31

Борьба на Красном море


Боевые действия между Великобританией и Италией не ограничивались рамками Средиземного моря. По ту сторону Суэцкого канала существовала "чересполосица" английских (северная часть Сомали, выходящая к Аденскому заливу, и южная часть нынешнего Йемена) и итальянских владений (Эритрея, южная часть Сомали, выходящая к Индийскому океану). Итальянские корабли и подводные лодки, базируясь на порт Массауа в Эритрее, могли нанести серьёзный ущерб или даже вовсе полностью прервать судоходство в этом важнейшем районе. Эта угроза вынудила британское командование перебазировать в Аден эсминцы 14-й флотилии "Кандагар" (коммандер Робсон), "Кимберли" (лейтенант-коммандер Ричардсон), "Кингстон" (лейтенант-коммандер Сомервилл) и "Хартум" (коммандер Доулер).
19 июня 1940 года пришёл первый успех на этом отдаленном театре: подводная лодка "Галилео Галилей" после артиллерийского боя с заставившим её всплыть вооружённым траулером "Мунстон" капитулировала при появлении "Кандагара". Эсминец на буксире привёл приз в Аден.
Изображение - подводная лодка "Галилео Галилей" на буксире у "Кандагара".
21 июня "Хартум" атаковал другую итальянскую подводную лодку, "Торричелли", но безуспешно. 23 июня у острова Перим лодка была вновь обнаружена и атакована эсминцами "Хартум", "Кандагар", "Кингстон" и шлюпом "Шорхэм". В последовавшем бою её отправили на дно, но ответным огнём на "Хартуме" оказался повреждён кормовой торпедный аппарат. В одной из торпед произошёл взрыв резервуара сжатого воздуха, вызвавший пожар. Затем последовал взрыв артиллерийских погребов эсминца, корпус на протяжении от кормы до машинных отделений был полностью разрушен. Погиб один член экипажа, ещё трое получили ранения. "Хартум" сел на мель на ровном киле. Экипаж был снят "Кандагаром". Перед тем, как покинуть корабль, команда забрала с собой или уничтожила все секретные документы и демонтировала оборудование. Координаты гибели эсминца: 12°38' с. ш, 43°24' в. д. После войны на этом месте ещё долго можно было видеть остов "Хартума", ставшего первой безвозвратной потерей среди представителей типов "J", "К" и "N".
Некоторые источники оспаривают версию попадания вражеского снаряда как причину взрыва и гибели корабля. Исследователи отмечали, что попаданий в "Хартум" зафиксировано вовсе не было, а ближайший разрыв произошёл на значительном расстоянии. Кроме того, настораживает чересчур большой временной промежуток между потоплением лодки и взрывом на эсминце, следовательно, причину следует искать в другом. Несмотря на то, что на корабле находились итальянские военнопленные с подводной лодки, доступ к торпедным аппаратам для них был закрыт. Так или иначе, в качестве предосторожности давление в камерах сжатого воздуха торпед было понижено на 7%.
Череду охоты за итальянскими подводными лодками завершила неудавшаяся атака "Кингстона" на субмарину "Перла" 28 июня. В середине августа 1940 года положение дел в Британском Сомали стало критическим. Итальянские войска вплотную подошли к административному центру колонии - порту Бербера. Срочно была проведена эвакуация войск и гражданского населения, в которой приняли участие "Кандагар" и "Кимберли". В общей сложности, кораблями Содружества было вывезено около 7 000 человек.
Основными "рутинными" задачами эсминцев в Красном море являлись конвойные и противолодочные операции. 21 октября "Кимберли" участвовал в одной из таких операций, вместе с лёгким крейсером "Линдер" и пятью шлюпами обеспечивая безопасность конвоя BN 7. В 2.19 ночи в 150 милях к востоку от Массауа четыре итальянских эсминца ("Чезаре Баттисти", "Назарио Сауро", "Франческо Нулло" и "Даниэлле Манин", в ряде источников приводится участие "Леоне" и "Пантеры" вместо "Баттисти" и "Манина") пытались атаковать конвой, но были отогнаны артогнём "Линдера" и других кораблей охранения. В ходе боя на "Нулло" начались неполадки с рулевым управлением, и он попытался уйти в Массауа. Преследуемый "Кимберли", "итальянец" выскочил на мель у острова Горми близ Массауа. "Англичанин" пытался добить противника торпедой, но сам попал под огонь итальянских береговых батарей. В результате попаданий на нём перебило паропровод, корабль лишился хода, получили ранения три моряка. В итоге для англичан всё закончилось хорошо: эсминец был взят на буксир "Линдером" (которого вскоре сменил "Кингстон") и благополучно прибыл в Порт-Судан. После временного ремонта "Кимберли" вернулся к проводке конвоев, но не мог развивать полный ход - ему требовался более основательный ремонт энергетической установки. В январе он отбыл в Бомбей, где ремонтировался до февраля. Корпус сидевшего на мели "Франческо Нулло" был впоследствии окончательно разрушен британской авиацией.
Итальянское господство над Восточной Африкой длилось недолго, уже в феврале 1941 года британские морские силы поддерживали сухопутные операции близ Могадишо, столицы Итальянского Сомали. 21 февраля "Кандагар" эскортировал в Момбасу войсковые транспорты "Эмресс оф Острэлиа", "Ормонд", "Эмресс оф Джапан" и "Виндзор Кэсл", отсоединившиеся от конвоя WS.5В. Причиной тому была опасность атаки со стороны германского "карманного линкора" "Адмирал Шеер", действовавшего в этом районе.
2 марта "Кингстон" обнаружил у побережья Аравийского полуострова, к югу от Джидды, два сидящих на мели итальянских эсминца. Ими оказались покинутые экипажами и притопленные "Пантера" и "Тигре". Впоследствии корпуса эсминцев были окончательно уничтожены артогнём и атаками с воздуха. 16 марта "Кандагар" и "Кингстон" вместе с крейсерами "Каледон" и "Глазго" эскортировали десантные корабли, высадившие войска в Бербере, а в течение следующего дня поддерживали высадки огнём. 30 марта "Кандагар" перехватил германский сухогруз "Берта Рикмерс", прорвавшийся из Массауа.
Изображение - HMS "Kingston", 1939-40 годы (фото найдено в сети Интернет, в свободном доступе).
Вслед за падением Массауа, Могадишо и Берберы у итальянцев не осталось баз, с которых их корабли и подводные лодки могли действовать в данном районе. В связи с отсутствием или ослаблением реальных угроз оставшиеся эсминцы типа "К" возвратили в состав 14-й флотилии Средиземноморского флота, понёсшего тяжёлые потери весной 1941 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#23 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 18 май 2018, 14:56

Кампания 1941 года


В борьбе за Грецию


В течение 1941 года накал борьбы на Средиземноморском театре многократно возрос. Вдобавок к уже ставшим для эсминцев привычными задачами по проводке конвоев на Мальту и обратно, поддержке сухопутных частей в Северной Африке, добавилась необходимость снабжения войск в Греции, а затем их эвакуация под натиском немцев, пришедших на помощь итальянцам.
К началу года в составе флота адмирала Каннингхэма имелось четыре эсминца типа "J" - "Джервис", "Джуно", "Янус", "Ягуар". Все они в январе приняли участие в серии совмещённых по времени проводок конвоев под общим названием операция "Иксесс". В её ходе состоялся дебют X авиакорпуса Люфтваффе на Средиземноморье. Так, в результате серии атак пикировщиков авианосец "Илластриес" был серьёзно повреждён и после короткого пребывания на Мальте ушёл на ремонт в США. Без авианосца флот обойтись никак не мог, и уже в феврале эсминец "Джуно" принимал участие в проводке через Красное море авианосца "Формидейбл".
В марте германское военно-морское командование настойчиво советовало своим итальянским союзникам провести операцию в восточной части Средиземного моря по нарушению британского судоходства, непрерывно доставлявшего подкрепления в Грецию. Серия передвижений флотов противников привела к ночному сражению у мыса Матапан 28 марта.
В результате просчётов командования итальянский флот понёс потери от атак торпедоносцев (повреждены тяжёлый крейсер "Пола" и линкор "Витторио Венето"), а его абсолютная неподготовленность к ведению боевых действий ночью обернулась катастрофой: тяжёлые крейсера "Зара" и "Фиуме» вместе с эсминцами сопровождения попали под огонь орудий линкоров "Уорспайт", "Вэлиэнт" и "Барэм". "Джервис" (брейд-вымпел командира 14-й флотилии кэптена Мака) и "Янус" (коммандер Тотхилл) входили в состав прикрытия главных сил флота. В ходе ночных поисков остатков вражеского соединения "Джервис" с флотилией обнаружил пылающую "Зару". Из пяти торпед, выпущенных с дистанции 100 ярдов, в цель попали три. Старший помощник "Джервиса" коммандер Скотт писал: "Подойдя на 100 ярдов, "Джервис" выпустил 5 торпед, 3 из них, очевидно, попали". После мощного взрыва крейсер перевернулся и в 2.40 затонул. Сразу после этого "Джервис" наткнулся на "Полу". По свидетельству Скотта, Мак приказал взять крейсер на абордаж. Вооружившись абордажными саблями, британские моряки перепрыгнули на борт "Полы", и захватили в плен 257 человек экипажа. От идеи увести крейсер на буксире в качестве трофея, равно как и демонтировать некоторое количество 20-мм зениток "Бреда" пришлось отказаться, и в 3.40 "Джервис" выпустил торпеду по обречённому кораб¬лю. Взрыв видимого эффекта не возымел и только в 4.03 ещё одной торпедой с "Нубиэна" крейсер "Пола" был, наконец, потоплен.
Зачастую эсминцы участвовали в тяжелых боях, обходясь месяцами без должного техобслуживания и ремонта. Техническое состояние "Джервиса" красноречиво описывает флагманский артиллерист Каннигхэма Джеффри Барнард:
"Соединение эсминцев, которое на сей раз сопровождало флот, было попросту сборной командой инвалидов, требовавших различного ремонта. Например, "Джервис", флагман соединения, выделенного для ночной атаки, вместо пера руля имел голый набор, так как обшивка давно с него слетела. Он должен был отправиться в док на ремонт, но потребность в эсминцах была такой острой, что ремонт пришлось отложить".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#24 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 20 май 2018, 23:05

Соединение "К"


8 апреля 1941 года поступил приказ о формировании "Соединения К", основной задачей которого было нарушение вражеских коммуникаций между Италией и портами Северной Африки. В него вошли наиболее современные эсминцы Средиземноморского флота, в том числе "Джервис", "Янус", "Мохаук" и "Нубиэн" (два последних - типа "Трайбл") под общим командованием кэптена Мака. Два первых выхода не увенчались успехом, но 15 апреля самолёт-разведчик обнаружил конвой из пяти судов (итальянские транспорты "Адана", "Арта", "Эгина" и "Изерлон" с различными грузами и немецкими солдатами и судно "Сабаудиа", гружёное боеприпасами) под прикрытием эсминцев "Лука Тариго", "Лампо" и "Балено".
В 18.00 в дождливую погоду "Соединение К" покинуло Мальту. Корабли шли строем кильватера: "Джервис", "Янус", "Нубиэн", "Мохаук". Мак решил встретить конвой у острова Керкенна, куда и повёл свои корабли со скоростью 26 узлов.
В 1.58 конвой был обнаружен. На скорости 27 узлов англичане начали сближение, а в 2.20 "Джервис" с 2 400 ярдов открыл огонь по "Балено". Через две минуты его обстрелял и "Янус", используя данные радара. Первым же залпом он накрыл вражеский корабль, который, получил тяжёлые повреждения и выбросился на отмель. Погибли командир и все офицеры "Балено". "Джервис" и "Мохаук" обстреляли "Тариго", находившийся на нём командир эскорта капитан ди фрегата да Кристофаро был смертельно ранен, но до конца продолжал руководить кораблём. В 2.40 "Джервис" выпустил по "Тариго" торпеду, которая, вероятно, попала в корму, ещё одна торпеда, выпущенная им по торговому судну, прошла мимо. "Янус" в 2.30 обстрелял транспорт "Изерлон", быстро добившись нескольких попаданий, после чего три торпеды были выпущены по группе судов, результат - одно попадание. В 2.42 "Янус" удачно выпустил торпеду по "Сабаудии". В результате попадания сдетонировали находившиеся в трюмах боеприпасы, и судно взорвалось с чудовищным грохотом. "Джервис", находившийся в 1500 ярдах от места взрыва, буквально засыпало обломками.
Тем временем "Мохаук" с интервалом в пять минут получил два попадания торпедами, по всей вероятности, выпущенных с повреждённого "Тариго". Последовал приказ покинуть корабль, и "Янус" своей артиллерией его добил.
"Тариго" пытался любой ценой спасти конвой и в 3.11 выпустил торпеду, едва не угодившую в "Джервис". Тот немедленно открыл ответный огонь. Мак отправил на "Янус" приказ уничтожить противника, и с дистанции 2 000 ярдов "Тариго" был расстрелян. После взрыва и начавшегося пожара он накренился на правый борт и затонул. Операция, несмотря на потерю "Мохаука", завершилась успешно. Четыре из пяти атакованных кораблей затонули, торговые суда "Адана" и "Арта" выбросились на мель. Армия Роммеля в Северной Африке осталась без важных подкреплений. Помимо людских потерь, немцы лишились 300 автомобилей и 3 500 т грузов.
21 апреля "Джервис" и "Янус" вместе с "Джуно" и "Ягуаром" приняли участие в обстреле Триполи - порта, через который поступала основная часть снабжения для войск оси в Африке. В результате погиб пароход, гружёный топливом, а миноносец "Партенопе" был повреждён. Затем "Джуно" и "Ягуар" в составе "Соединения К" проследовали на Мальту. 23 апреля корабли кэптена Мака вновь вышли на поиск в район острова Керкенна. Днём самолёт-разведчик обнаружил конвой из пяти судов под прикрытием четырёх эсминцев и двух лёгких крейсеров ("Джованни дела Банде Нере" и "Луиджи Кадорна").
В 0.30 24 апреля радар "Джуно" обнаружил не¬известное судно. Сначала его приняли за крейсер, но при сближении опознали как вооружённый однотрубный пароход. Это был "Эгео" под командованием капитана Антонио Фиорелли. Приказ о торпедной атаке был отменён, но "Джуно" уже выпустил четыре торпеды, одна из которых попала в носовую часть парохода. В возникшей суматохе "Ягуар" выпустил освeтительный снаряд, что в итоге сыграло крайне негативную роль. Находившийся всего в 30 милях конвой заметил вспышку и повернул обратно, а единственной добычей "Соединения К" оказался "Эгео", из 120 человек экипажа которого спаслось лишь 30.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#25 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 23 май 2018, 19:32

Борьба на коммуникациях


Весной 1941 года "популяция" эсминцев типа "J" и "К" на Средиземноморье значительно выросла. В апреле вернулись в состав 14-й флотилии "Кандагар", "Кимберли" и "Кингстон", а из вод Метрополии пришла 5-я флотилия в составе "Келли" (брейд-вымпел кэптена Маунтбеттена), "Кашмира", "Кельвина", "Киплинга", "Джейкела" и "Джерси". В мае к ним присоединились и первенцы серии "N", укомплектованные экипажами Королевского Австралийского флота: "Низам" и "Нэйпир".
5-я флотилия прибыла в Гибралтар как раз в тот день, когда кэптен Мак вернулся в гавань после потопления "Эгео" и безуспешных поисков других целей. Адмиралтейство посчитало, что неудача с перехватом конвоя - следствие недостаточности имеющихся сил, и надеялось, что 14-я флотилия останется на Мальте и вместе с 5-й будет продолжать действия на коммуникациях противника. Однако Каннингхэм сам остро нуждался в подкреплениях: для эвакуации войск из Греции требовалось всё больше кораблей. В итоге "Джервис", "Джуно" и "Ягуар" 28 апреля ушли в Александрию, а 5-я флотилия в этот же день прибыла на Мальту. В подкрепление новому ударному соединению был прислан лёгкий крейсер "Глостер". "Янус" остался на Мальте для мелкого ремонта.
Тем временем немцы серьёзно усилили давление на остров с воздуха. Две ночи подряд десятки самолётов бомбили верфи и минировали подходы к гавани. В связи с этим командующий Мальтийской базой сообщил адмиралу Каннингхэму, что в целях безопасности по ночам корабли следует выводить в открытое море даже без всякой на то надобности.
Впрочем, "надобность" обнаружилась довольно скоро: 1 мая разведывательный самолёт обнаружил конвой из пяти торговых судов под охранением двух эсминцев, находившийся неподалёку от Керкенны и следовавший в Триполи. Дальнее прикрытие осуществляли четыре крейсера. Несмотря на то, что 5-я флотилия вместе с "Глостером" вышла на перехват, конвой успел благополучно добраться до пункта назначения. Не удалось догнать и другой конвой, следовавший на север, поэтому соединение возвращалось в базу без всякого результата. При входе в гавань шедший четвёртым в кильватерной колоне "Джерси" подорвался на мине. При взрыве погибли два офицера и 34 матроса. Корабль стал медленно тонуть и в итоге сел на дно фарватера. Серьёзной проблемой была даже не гибель ценной боевой единицы, а тот факт, что эсминец заблокировал вход в Гранд-Харбор - главную гавань Мальты. "Кашмир", "Киплинг" и "Глостер" не смогли в неё войти и в итоге ушли в Гибралтар. Лишь к 7 мая удалось полностью очистить фарватер, но три оставшихся в гавани эсминца не покидали её, опасаясь подрыва на минах.
Тем временем через Средиземное море должен был проследовать важнейший конвой (операция "Тайгер") с танками и самолётами для британской армии в Северной Африке. Также Средиземноморскому флоту было отправлено очередное подкрепление - линкор "Куин Элизабет" и лёгкие крейсера "Найад" и "Фиджи". На первом этапе пути его сопровождали в составе "Соединения Н" "Киплинг" и "Кашмир". 9 мая корабли прибыли на Мальту, где к ним присоединились освобождённые из невольного "плена" корветом "Глоксиния", имевшим на борту магнитный трал, "Келли", "Кельвин", "Джейкел" и завершивший ремонт "Янус".
10 мая Каннингхэм направил 5-ю флотилию в составе "Келли", "Кашмира", "Киплинга", "Кельвина" и "Джейкела" для обстрела Бенгази. Там корабли подверглись первой ночной атаке немецких пикировщиков на Средиземном море. Повреждений не было, хотя одна бомба упала всего в 20 ярдах от мостика "Джейкела", но, к счастью, не взорвалась. После краткосрочной попытки обнаружить конвои противника на маршруте Мессина - Бенгази соединение вернулось на Мальту. 21 мая 5-я флотилия в полном составе вышла в восточную часть Средиземноморья, где битва за Крит находилась в самом разгаре.
Изображение - эсминец "Келли" в качестве лидера флотилии, 1941 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#26 Эскадренные миноносцы типа "J", "K" и "N".

Сообщение Scharnhorst » 03 фев 2024, 22:36

Эсминцы
в битве за Крит


После завершения эвакуации союзных войск из континентальной Греции значительная их часть была сконцентрирована на Крите, который собирались оборонять любой ценой. В ходе первой фазы битвы за Крит основной задачей англичан стало недопущение высадки противника со стороны моря. Разделённый на ряд оперативных соединений, Средиземноморский флот патрулировал подходы к острову. 20 мая на подходах к проливу Касо "Соединение С" под командованием контр-адмирала Кинга, в состав которого входили "Джуно" и "Кандагар", атаковали самолёт-торпедоносец и торпедные катера. Англичане потерь не имели, зато четыре вражеских катера были повреждены.
21 мая "Соединение Е" ("Джервис", "Низам" и "Айлекс") под командованием кэптена Мака обстреляло аэродром Скарпанто в 50 милях от Крита и повредило два самолёта Do-17. В этот же день при отходе в составе соединения южнее пролива Касо был потоплен "Джуно". Его атаковали пять итальянских горизонтальных бомбардировщиков CANT Z-1007. В корабль угодило три бомбы, разорвавшие эсминец надвое. Погибли 116 моряков, 96 оставшихся в живых (из которых пятеро впоследствии скончались) были подобраны "Кингстоном", "Кандагаром" и "Нубиэном". В этот же день, 21 мая, "Янус" и "Кимберли", находясь в составе "Соединения D" контр-адмирала Гленни, в 18 милях к северу от Кании перехватили конвой из 40 - 50 каиков и нескольких каботажных пароходов, на которых в общей сложности перевозилось около 1 000 (по другим данным, 2 331) немецких солдат. Конвой защищал итальянский миноносец "Лупо" под командованием капитана ди фрегата Мимбелли. Поставив дымзавесу и стреляя из всех орудий, миноносец отчаянно пытался спасти конвой, но силы были неравны - в итоге примерно половина судов была уничтожена, а много солдат погибло или утонуло.
Изображение - эсминец "Кингстон" у берегов Крита во время боев за остров, 1941 год
22 мая этим же соединением был обнаружен ещё один конвой, но опасение воздушных атак заставило адмирала Кинга отказаться от дальнейшего преследования, и эскадра повернула на юго-запад. В тот же день "Кандагар" и "Кингстон" подобрали моряков, спасшихся после гибели эсминца "Грейхаунд" и крейсеров "Глостер" и "Фиджи", потопленных германской авиацией. Эсминцы "Келли" и "Кашмир" из состава 5-й флотилии Маунтбеттена 23 мая обнаружили в бухте Кания каик с германскими солдатами и уничтожили его. При отходе на запад ими был обстрелян аэродром Малеме и подожжён артогнём ещё один каик с солдатами. В 7.55, находясь в 13 милях к югу от Гавдоса, эсминцы подверглись атаке 24 пикировщиков. "Кашмир" благополучно избежал множества попаданий, но всё же получил одно попадание и затонул в течение двух минут в точке с координатами 34°40' с.ш., 24°10' в.д. Получив попадание при выполнении разворота на скорости 30 узлов, "Келли" перевернулся, ещё около получаса он продержался на поверхности воды, после чего затонул. Оставшихся в живых из числа экипажей обоих кораблей (128 человек с "Келли", включая кэптена Маунтбеттена, и 153 человека, по другим данным - 159, включая коммандера Кинга - с "Кашмира"), спас эсминец "Киплинг". Его командир, коммандер Сент-Клер Форд, ещё вечером предыдущего дня после поломки и последующей починки рулевого управления, принял решение дожидаться Маунтбеттена юго-западнее Крита. Это спасло жизнь многим морякам. Подбирая людей из воды, "Киплинг" сам подвергался атакам с воздуха, в результате этих налётов погибли первые помощники капитана "Киплинга" и "Келли". В ходе боя были сбиты, по крайней мере, два вражеских самолёта.
Ряд просчётов британского командования, в частности, непоколебимое желание удержать Крит любой ценой, привёл к тому, что спустя ровно год после трагедии Дюнкерка Королевский флот был задействован в не менее драматичной эвакуации. 28 - 30 мая "Джервис" и "Янус" в составе "Соединения Е" адмирала Кинга приняли участие в эвакуации из Сфакии (за этот рейс соединение вывезло 6 000 человек). 30 мая из Александрии в Сфакию вышли "Нэйпир" (командир вновь образованного "Соединения Е" - кэптен Арлисс), "Низам", "Кандагар" и "Кельвин". Два последних эсминца вернулись в порт: "Кандагар" из-за неполадок в машинной установке, а "Кельвин" - из-за близкого разрыва бомбы, снизившего его скорость до 20 узлов. 31 мая "Нэйпир" и "Низам" прибыли в точку назначения и начали погрузку, приняв на борт в общей сложности 1 510 солдат, преимущественно новозеландцев. На обратном переходе эсминцы были атакованы 12 бомбардировщиками Ju-88. Оба получили повреждения от близких разрывов, а на "Нэйпире" скорость упала до 23 узлов. Зенитным огнём эсминцам удалось сбить один вражеский самолёт, ещё три были повреждены. Вечером оба корабля благополучно вернулись в Александрию.
Эсминцы "Джейкел" и "Кимберли", входившие в соединение вице-адмирала Кинга, 31 мая вышли в его составе в последний рейс по эвакуации войск с Крита, хотя заведомо было известно, что всех солдат вывезти не удастся. Из Александрии в Сфакию направились и крейсер "Феб" с эсминцем "Хотспур". В течение дня эскадра подверглась трём атакам с воздуха, однако потерь удалось избежать, во многом благодаря наличию авиационного прикрытия. К 3.00 1 июня погрузка почти 4 000 военнослужащих была завершена, а в 17.00 корабли прибыли в гавань Александрии. Вышедший навстречу эскадре крейсер ПВО "Калькутта" подвергся атаке с воздуха и был потоплен в результате двух попаданий авиабомб.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Британский флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя