Об эсминцах типов "J", "K", "N" и будет рассказано в этом топике. Буду рад, если кто-то поделится фото, чертежами или другой важной информацией по кораблям этого многочисленного "семейства". А пока начну выкладывать то, что есть у меня - источники и их авторы обязательно будут упомянуты по окончании топика.
_____________________________________________________________________________________________________
Первоначальное техническое задание для эскадренных миноносцев программы 1936 года включало тральное вооружение (так называемый двухскоростной трал для эсминцев - The Two Speed Destroyer Sweep - TSDS), активный гидролокатор "Асдик", a также возможность нести 60 морских мин модели Mk.XIV. Четыре корабля из состава флотилии предполагалось оборудовать устройствами постановки дымовых завес.
Относительно характеристик кораблей было определено, что им следует:
1. Нести настолько сильное торпедное вооружение, насколько возможно.
2. Нести такое артиллерийское вооружение, которое позволило бы, с одной стороны, успешно противостоять вражеским кораблям того же класса, с другой - защитить корабли от атак с воздуха. При этом подразумевалась как ПВО самого корабля, так и возможность использования потенциала зенитной артиллерии эсминцев для усиления ПВО соединений флота.
3. Высокая скорость не должна быть главенствующей характеристикой.
4. Дальность плавания и автономность - достаточные, чтобы позволить кораблю достигнуть места сражения без оглядки на оставшееся количество топлива.
5. Хорошая мореходность.
6. Хорошие манёвренные качества.
7. Водоизмещение должно быть настолько малым, насколько это возможно для достижения вышеперечисленных
требований.
Обращает на себя внимание акцент на торпедном вооружении новых кораблей, все остальные характеристики приносились в жертву задаче обеспечить как можно более мощный торпедный залп.
Артиллерия эсминцев должна была давать им возможность с боем прорваться на позиции, удобные для выпуска торпед, а также не допустить выхода в торпедную атаку эсминцев противника. Однако взгляды на вторичность артиллерийского вооружения не являлись неоспоримыми. На начальных стадиях разработки проекта выдвигались требования увеличить угол возвышения орудий до 70°. Установка с углом возвышения в 60° проходила апробацию на эсминце "Бульдог" и была признана не отвечающей требованиям. Несмотря на то, что введение подобных новшеств позволило бы существенно усилить потенциал ПВО новых эсминцев, директор кораблестроительного отдела Адмиралтейства высказывался против любых задержек в строительстве эсминцев, которые стали бы неизбежны в случае разработки новых моделей орудия.
В ходе проектирования было подготовлено девять эскизных проектов - JA1, JA2, JAЗ, JВ1, JB2, JВЗ, JD1 , JD2 и JDЗ. В проектах с обозначением JА одна спаренная артустановка располагалась в носовой части, ещё две - в кормовой. Именно этим вариантам на первых порах отдавалось предпочтение. Проек JA1 предполагал наличие двух котельных отделений, JAЗ - трёх; в рамках JA2 разрабатывалась версия лидера флотилии. Однако, в конце концов, от вариантов с подобным расположением артиллерии отказались из-за невозможности установить в этом случае в корме тральное вооружение TSDS.
- проекты JA1 и JA3.
Во всех проектах "семейства" JB планировалась установка четырёх одинарных артустановок, подобных тем, что монтировались на эсминцах "стандартных" серий. Но ввиду явного устаревания подобной концепции и разработки за рубежом кораблей аналогичного класса с гораздо более сильным артиллерийским вооружением, эти проекты не получили развития.
- проект JB3.
Таким образом, остались три проекта, каждый из которых предполагал размещение артиллерии в трёх спаренных установках: две - в носу и одну - в корме. Различие между ними заключалось в расположении котлов - в трёх отделениях с двумя трубами (традиционное расположение) либо в двух отделениях с одной трубой.
- проекты JD1 и JD3, которым было отдано предпочтение.
Внедрение столь необычного для британского флота тех времён проекта с двумя котельными отделениями не прошло гладко. Активную оппозицию данному новшеству представлял главный инженер флота. Но коллективное мнение действующих офицеров, в частности, командующего эсминцами Флота Метрополии, возобладало. Основным аргументом в пользу двух отделений было стремление уменьшить видимый силуэт корабля. Кстати сказать, обсуждение проекта, который позволил бы обойтись всего одной трубой, началось ещё в конце 1920-х годов. Однако к практической его реализации приступил лишь инженер Альберт Перси Коул, главный конструктор эсминцев программы 1936 года.
Основным недостатком этой схемы был риск остаться всего с одним действующим котлом при выходе из строя второго
в результате боевых повреждений или технической неисправности. Несмотря на то, что в ходе войны выявилось, что число котлов практически не влияет ни на боевые свойства, ни на уязвимость кораблей, на момент проектирования взгляды Коула подвергались непрекращающейся критике. Ему пришлось включить в состав эскизных проектов и варианты с тремя котельными отделениями.
На заседании 24 сентября 1936 года критические замечания главного инженера флота были с успехом парированы контролёром Адмиралтейства адмиралом Реджинальдом Хендерсоном, справедливо указавшим на то, что преимущества нового варианта размещения котлов, особенно уменьшение силуэта, перевешивают его возможные недостатки.
Не меньше разногласий вызвало и артиллерийское вооружение будущих эсминцев. Несмотря на то, что был выбран проект с двумя спаренными артустановками в носу, с размещением кормовых орудий консенсуса не было. Предлагалось установить две одинарные установки для сокращения сроков готовности кораблей.
Однако всё тот же адмирал Хендерсон высказался за установку в корме точно такой же спаренной установки, что и в носу, поскольку это позволило бы новым кораблям встать в один ряд с наиболее современными эсминцами зарубежных флотов. Для сокращения сроков строительства также предлагалось вводить эсминцы в строй с одной спаренной установкой и двумя одинарными, со временем перевооружая их тремя спаренными. Но эта крайняя мера не потребовалась - проблем с поставками артустановок (того же типа, что были установлены на "трайблах") не имелось изначально, и все корабли вступали в строй со штатным составом вооружения.
Другим важнейшим новшеством в конструкции новых кораблей стала продольная система набора корпуса. До этого в строительстве эсминцев в британском флоте стандартной практикой являлась поперечная система, когда балки главного направления (шпангоуты, бимсы, флоры), обеспечивающие жёсткость и прочность корпуса, идут поперёк корабля, соединяясь лишь небольшим количеством продольных балок - вертикальным килем и стрингерами. Продольная система подразумевает направление главных балок вдоль корпуса корабля. По бортам и днищу из носа в корму идут непрерывные стрингеры, соединяющиеся меньшим количеством поперечных шпангоутов. В добавление к тому, что в значительной степени возрастает прочность корабля и его устойчивость к прогибам на волне, продольная система сильно облегчает корпус. Ещё одним важным фактором снижения веса стало обширное применение электросварки вместо клёпки.
Несмотря на то, что в состав артиллерийского вооружения так и не были приняты установки с углом возвышения в 70°, и здесь не обошлось без нововведений.
Для 4,7-дюймовых (120-мм) орудий были внедрены электроподъёмники снарядов и кордитовых зарядов из погребов. Снабдили подъёмниками и установки 40-мм зенитных автоматов "пом-пом".
Торпедное вооружение должно было состоять из двух пятитрубных торпедных аппаратов. Подобная практика уже применялась на последних из числа "стандартных" эсминцев - типе "I", но на них, ввиду возросшего верхнего веса, пришлось укладывать компенсационный балласт у днища корабля. Эсминцы программы 1936 года должны были стать первыми полноценными британским кораблями с мощнейшим бортовым залпом в 10 торпед. Стоит отметить, что "трайблы", будучи больше по размерам, имели всего один четырёхтрубный торпедный аппарат. Для снижения веса на 8 т предполагалось и на новых кораблях ограничиться аппаратами с четырьмя трубами, но эта идея была отклонена.
От первоначального требования нести 60 морских мин в итоге отказались. Немаловажную роль в принятии этого решения сыграло то, что были разработаны и заложены новые специализированные быстроходные минные заградители, к тому же эсминцы типа "I" могли быть в короткое время переоборудованы в минзаги, а две единицы из числа кораблей типа "Е" специально оборудовали для выполнения этой функции. Тральное вооружение сохранялось, но вместо убираемых параванов установили постоянные. Чтобы разместить глубинные бомбы и тральное оборудование на квартердеке, конструкторам пришлось изрядно потрудиться. Сложности вызывало даже размещение флагштока, который отодвинули на 9,5 фута от среза кормы. Непосредственно на рельсах постоянно должны были находиться шесть глубинных бомб (на предыдущих типа - три). Ещё шесть планировалось хранить у кормовой надстройки, по три с каждой её стороны.
Также пришлось отказаться от идеи обеспечить новым кораблям скорость в 33 узла в полном грузу. Это потребовало бы дополнительно 3 000 л.с.,- непосильные для двух котлов. В итоге скорость в полном грузу ограничилась 32 узлами.
Дальнейшие изменения проекта в основном касались внутреннего расположения. В окончательном варианте тактико-технические характеристик и эсминцев программы 1936 года выглядели следующим образом: длина между перпендикулярами - 103,4 м, наибольшая - 108,6 м, ширина - 10,8 м, осадка 3,5 м, в полном грузу - 4,17 м, водоизмещение - 1751,58 метрических т - стандартное, 2369 т - в полном грузу.