Финал его долгой жизни всем известен... Посмотрим, с чего же все начиналось?
_____________________________________________________________________________________________________
В противоположность той поистине рекордной скорости, с которой проектировались "Рипалс" и "Ринаун", последний линейный крейсер Британской империи рождался медленно и в муках. История его проектирования напоминает сагу о
том, как Адмиралтейство пыталось создать очень плохой корабль. Но в последний момент эта "задумка" либо отменялась совсем, либо подвергалась столь обширным изменениям, что итоговый вариант обладал совершенно другими качествами по сравнению с исходным.
С приходом в октябре 1914 года на пост главы Адмиралтейства - Первого морского лорда - адмирала Джона
Фишера менее чем за неделю после его "инаугурации" была принята обширная Чрезвычайная программа кораблестроения военного времени (Еmегgепсу War Program). Однако в море из более 6 сотен предусматривающихся постройкой кораблей и вспомогательных судов только 5 больших кораблей выделялись редкими "утесами".
Все они принадлежал и к классу линейных крейсеров и среди них совсем не было полноценных: "ринауны" в своем исходном варианте имели слишком слабую защиту, а 3 линейно-легких крейсера "Фьюриес", "Глориес" и "Корейджис" - вообще справедливо относить к легким силам. Новых линейных кораблей "Джеки" Фишер вообще не предусматривал.
Так прошло полгода войны, которая не изобиловала сражениями. Ближе к концу 1915 года в Адмиралтействе наконец задумались и о линейных кораблях. Благо, информация к размышлению уже накопилась. В жесткой повседневной службе постепенно выяснялись недостатки, свойственные английским линкорам. Прежде всего, по британским меркам, они не были достаточно "сухими". Нахождение в постоянной готовности к сражению вынуждало поддерживать на кораблях полный запас топлива и боеприпасов. И так имевшие не слишком высокий борт дредноуты в перегруженном состоянии имели очень большую осадку, соответственно - низкий надводный борт, и на волнении сильно заливались водой. Помимо многочисленных неудобств для команды волны препятствовал использованию противоминной артиллерии, расположенной почти исключительно в казематных установках в выступах и вырезах бортов. Вода заливалась в амбразуры даже при не слишком сильном волнении. Неприятность не заканчивалась тем, что в такую погоду становилось проблематичным отразить атаку эсминцев противника. При крене, обусловленном полученным в бою повреждением, возникала серьезная опасность дополнительных затоплений не только через дыры от вражеских снарядов, но и сквозь порты казематов вспомогательной артиллерии, которые хоть и старались сделать максимально закрытыми, но полностью герметизировать не могли в принципе.
Любопытно распределение приоритетов нового проекта. Главным требованием стало уменьшение осадки и увеличение
высоты борта, причем первоначально адмиралы захотели, чтобы перспективные корабли имели вдвое меньшее углубление, чем их предшественники, т.е. менее 4 м. И это у кораблей водоизмещением 27 - 30 тыс. т!!! Конструкторам пришлось объяснить, что такой экстремизм приведет к тому, что корпус "плоскодонок" будет очень длинным и широким, но и в этом случае вряд ли удастся обеспечить достаточную прочность и остойчивость такой "камбалы". В результате договорились на уменьшении осадки на одну пятую, до 24 футов (7,3 м) в полном грузу, и Эйнкорт и сотрудники его отдела приступили к работе.
За 2 месяца, с конца ноября 1915 года по конец января следующего, 1916-го, на рассмотрение Совета Адмиралтейства поступили 5 проектов, отличающиеся прежде всего скоростью хода. В соответствии с заданием конструкторы зафиксировали главную артиллерию (восемь 381-мм орудий) и бронирование, ограниченное очень скромным 10-дюймовым поясом, имевшим, впрочем, большую ширину. Одинаковой была и вспомогательная артиллерия, состоявшая из десяти-двенадцати орудий нового 127-мм калибра, расположенных в палубных установках со щитами. Все варианты имели противоминную защиту нового типа, с наделками - булями.