Кампании 1934-36 годов.
12 января 1934 года состоялся уже 11-й по счету весенний поход в испанские воды. Стоянки на Мадейре и в Гибралтаре прервались двухдневными маневрами, в которых приняли участие соединения Флота Метрополии и Средиземноморского флота. На этих маневрах "Худ" и "Ринаун" представляли эскадру линейных крейсеров. Затем "большой сбор" завершился, но учения продолжались, уже в составе отдельных отрядов и эскадр. 27 марта "Худ" вернулся в Портсмут, где прошел очистку и осмотр корпуса в доке с 12 апреля по 4 мая. После недолгого пребывания в южных портах, Портленде и Плимуте, в начале июня крейсер отправился на север Британии. Одна из остановок пришлась на малонаселенный шотландский залив Лох-Эрибол, где команда увековечила свой корабль оригинальным способом. Моряки собрали огромные камни, из которых на склоне холма выложили имя крейсера. Выкрашенные известкой, "камни Худа" бросались в глаза с большого расстояния.
В конце июля линейный крейсер ждал очередной ремонт в Портсмуте, законченный 5 сентября. В разгар работ на нем появился новый флаг нового командующего: теперь эскадрой руководил контрадмирал сэр Сидней Бейли. Помимо смены флага, отвлечением от рутины стало участие корабля в Неделе флота. В ходе ремонта на борт вернули снятые в 1932 году закрытые КДП 140-мм калибра, установленные на сигнальном мостике. Пришлось перенести и посты управления стрельбой 40-мм зенитных автоматов, ранее находившиеся на верхней площадке фок-мачты. Оказалось, что дым и газы из труб мешают их эффективному использованию. Их перенесли на фор-марс, разместив по бокам от ПУАО 140-мм орудий, там, где ранее находились дальномеры, обслуживавшие вспомогательный калибр.
Кроме того, по правому борту на уровне передней дымовой трубы появился еще один пост управления огнем 40-мм зенитных автоматов. (Эти ПУАО являлись в то время остродефицитными, даже более, чем сами многоствольные автоматы - второго поста для левого борта не нашлось, и его установили позже.)
7 сентября начался осенний поход вдоль восточных берегов Британии с заходами в Гулль, Розайт и Инвергордон. Он продлился 2 месяца и завершился 3 ноября в Портленде. 14 ноября "Худ" перешёл в Портсмут, где начался ремонт, проходивший в основном в доке, где корабль встретил новый, 1935-й год.
15 января 1935 года "Худ" вместе с "Ринауном" в составе флота Метрополии покинули Портсмут для "весеннего круиза".
- "Худ" в начале 1935 года.
18 января флот собрался в бухте Дроза у северного побережья Испании, служившей много лет стоянкой британских кораблей при плавании в испанских водах. Здесь начались учения, ставшие весьма неудачными для "Худа" и его "троюродного брата".
Инцидент с "Ринауном"
23 января около полудня при совместных упражнениях с подводными лодками "Ринаун" неудачно сманеврировал и протаранил "Худ". Удар пришелся в правый борт, в кормовую часть корпуса около последней орудийной башни (в районе 340-го шпангоута). К счастью, столкновение произошло на относительно небольшой скорости (около 12 узлов) - "Ринаун" в последний момент еще более сбросил скорость и попытался уклониться, и удар пришелся под довольно острым углом, почти по касательной. Тем не менее, в обшивке образовалась вмятина глубиной до полуметра, пострадала и палуба у борта. Затем нос "Ринауна" проскользнул к корме "Худа", зацепился за один из винтов и погнул его вал. В результате расследования виновным в столкновении признали командира "Ринауна" Соубриджа. Надо сказать, что он едва ли успевал что-либо сделать, поскольку принял командование на себя только когда расстояние между кораблями сократилось до 6 кабельтовых и они шли резко сходящимися курсами.
25 января "Худ" прибыл в Гибралтар, где на верфи произвели предварительный ремонт. Там контр-адмиралу С. Бейли 30 января пришлось временно перенести свой флаг на практически не пострадавший "Ринаун", который продолжил службу. А "Худ" отправился в Портсмут, там с 4 февраля по 5 марта находился в доке, где полностью ликвидировали последствия столкновения. Пользуясь случаем, на корабле установили два дополнительных 2,74-м дальномера.
После учений и стоянки в Гибралтаре (с 16 по 25 марта) линейный крейсер прибыл в Портсмут, где в течение полутора месяцев, с 1 апреля по 13 мая, проводился как текущий ремонт, так и дополнительные меры по устранению полученных в результате столкновения повреждений.
В ходе работ на крейсере установили недостающий КДП управления стрельбой 40-мм зенитных автоматов по левому борту. Остаток мая занял неторопливый переход на север с остановками в Портленде и Саутэнде. Достигнув Скапа-Флоу, "Худ" провел там на стоянке 2 недели, после чего отправился в обратный путь. "Витрина империи" требовалась для важного протокольного мероприятия.
*****************************************************************************************************************************************
В викторианские времена традицией стали впечатляющие смотры флота, проводимые на Спитхэдском рейде около Портленда. Последний раз такой смотр состоялся непосредственно перед началом 1-й мировой войны, 10 июля 1914 года. Тогда на рейде собрался весь британский действующий и мобилизованный резервный флот. И вот через 20 лет было решено возобновить традицию и провести подобный смотр в Спитхэде в середине июля 1935 года. Поводом стал "серебряный юбилей" - 25-летие правления короля Георга V. Всего на рейде собралось почти две сотни кораблей. 12 июля туда прибыл и "главный корабль флота" - "Худ", принявший участие в смотре и морском параде, продолжавшихся 3 дня, с 15 по 17 июля.
22 февраля Бейли вновь поднял свой флаг на мачте "Худа", который продолжил кампанию. Буквально только что отойдя от стенки, крейсер выступил в роли спасательного судна. На глазах у сотен моряков потерпел аварию самолет, упавший в море. К сожалению, спасти авиаторов не удалось, на борт подняли только тело погибшего офицера.
По окончании парадных мероприятий флот в присутствии короля провёл серию показательных учебных стрельб. В качестве мишеней использовались как старомодные буксируемые щиты, так и тогдашнее чудо техники - радиоуправляемый корабль-цель - бывший дредноут "Центурион". На долю "Худа" пришёлся обычный щит, буксируемый эсминцами с солидной скоростью 20 узлов. Линейный крейсер выпустил по нему 8 залпов, причем 27 снарядов попали в щит или легли не далее 25 м от него.
Празднества и показательные маневры сменились скучной, но нужной рутиной. До конца августа "Худ" простоял в Портсмуте. После традиционной Портсмутской морской недели (с 3 по 10 августа) во второй половине месяца он прошел небольшой профилактический ремонт. Теперь крейсеру предстояло изменение традиционного расписания. Дело в том, что еще в марте 1935 года Адми ралтейство задумало рокировку своих линейных сил. Смысл её состоял в образовании однотипных эскадр из линкоров типов "Куин Элизабет" и "Ройял Соверен". Предполагалось постепенно перевести быстроходные и постоянно обновляемые "куины" в Средиземноморский флот, где все время назревали неприятности с Италией, а менее скоростные и мало модернизированные "R"" оставить в составе флота Метрополии. Однако постоянная перестройка линейных кораблей типа "Куин Элизабет" приводила к тому, что в Средиземном море постоянно не хватало одного линкора. Для компенсации решили направить туда эскадру линейных крейсеров. (Передислокация была временной, формально она оставалась в составе флота Метрополии.)
Вначале, с апреля по сентябрь 1935 года, на юг отправился "Рипалс". Теперь, в сентябре, наступила очередь "Худа" и "Ринауна". 17 сентября "Могучий Худ" прибыл в Гибралтар, где его посетил император Эфиопии Хайле Селассие. В это время Италия готовилась к завоеванию этой независимой африканской страны и для ее главы имела значение даже чисто моральная поддержка.
- император Эфиопии Хайле Селассие на борту "Худа".
"Худ" пробыл в Гибралтаре до 5 декабря, когда совершил небольшой поход на Мадейру. Вернувшись через неделю в Гибралтар, линейный крейсер нарушил многолетнюю традицию - встречать Рождество на родине. Только 13 января следующего, 1936, года он покинул "Скалу" и через 3 дня вернулся в Портсмут. Там с 21 января по 20 февраля состоялся очередной ежегодный ремонт. В это время произошла очередная смена командира: "Худ" принял кэптен Артур Прайдхэм.
- "Худ" в светлой "средиземноморской" окраске, 1936 год.
После завершения работ крейсер вернулся на Средиземное море, где ему предстояло обосноваться довольно надолго. 24 февраля он бросил якорь в заливе Аруба, затем зашел ненадолго в Виго и 7 марта достиг Гибралтара. Именно этот "бастион империи" стал базой для "Худа" на всю весну и начало лета. Помимо небольших выходов на маневры, за это время линейный крейсер в начале мая сходил в двухнедельный поход на Канарские острова, посетив Лас-Пальмас. А 30 мая на его борт вторично прибыл с визитом эфиопский император.
- "Худ" в Лас-Пальмасе, май 1936 года.
В начале июня корабль постигла первая серьезная авария механической установки. Одна из турбин требовала заводского ремонта. Первоначально работу попытались выполнить в мастерских Гибралтара, но их оборудование не соответствовало задаче, и 20 июня "Худ" отбыл в Портсмут, где 26 июня встал на ремонт, завершившийся только 17 сентября 1936 года. Увеличенный срок работ связан с тем, что одновременно проводилась очередная модернизация, связанная в основном с перестановкой оборудования. В очередной раз свое место поменяли посты управления стрельбой 40-мм зенитных автоматов, которые пришлось снять с фор-марса, где они также подвергались задымлению. Их перенесли в заднюю часть переднего мостика. Одновременно с фок-мачты убрали прожекторный мостик с двумя 91-см прожекторами, а над компасной платформой оборудовали дополнительный пост ПВО. Коротковолновую радиостанцию типа "31" управления стрельбой центральной наводки заменили более совершенной радиостанцией типа "75-VH" того же назначения. Изменилось и радиооборудование корабля. После ремонта наученные горьким опытом специалисты флота настояли на проверке нового расположения опытным путем. "Худ" развил полный ход для определения степени задымления злосчастных КДП 40-мм зенитных автоматов на их новом месте, полученный результат в общем признали удовлетворительным, хотя полностью решить проблему так и не удалось. На тех же испытаниях корабельные инженеры практиковались проводить спрямления крена посредством перекачки топлива в цистерны противоположного борта.
В процессе ремонта 22 июля свой флаг на крейсере поднял новый командующий эскадрой, ранг которого был повышен. Эскадру линейных крейсеров принял вице-адмирал сэр Джеффри Блэйк. А уже 12 сентября он временно перешел вместе со штабом на линкор "Бархэм", где и оставался до конца ноября. А "Худ", с 8 сентября формально числившийся в составе Средиземноморского флота, в начале октября двинулся на юг. Однако, лиха беда начало. Вскоре после выхода произошла авария механики, на этот раз в холодильниках.
- "Худ" проходит испытания после ремонта в Портсмуте, сентябрь 1936 года.
После недельной переборки и чистки холодильников 10 октября "Худ" наконец отправился в Гибралтар, свою новую главную базу. Пробыв там неделю, он перешел на Мальту, где задержался на месяц с лишним. Большую часть декабря его временным "отелем" являлся порт Танжер в зоне международной ответственности в Северном Марокко, куда корабль заходил 3 раза. Причина тому заключалась в обострении обстановки вокруг Испании, в которой в 1936 году вспыхнул мятеж националистов.
23 декабря 1936 года крейсер вернулся в Гибралтар, где экипаж отпраздновал Рождество и Новый Год. Ему предстояла работа если и не во вполне военных, то в достаточно экстремальных условиях. Самый большой корабль мира принял участие в защите британских интересов в Средиземном море в связи с боевыми действиями между франкистами и республиканцами. Вопреки распространенному в советское время мнению о том, что Англия все время пыталась "подыграть" националистам, ее прежде всего волновала безопасность собственной торговли, в том числе и с республиканской Испанией, совершенно не чинясь с теми кто этой торговле мешал.