Вооружение
Артиллерия главного калибра
Одним из немногих элементов "Худа", не подвергшихся критике и изменениям, являлась его главная артиллерия, состоявшая из тех же 381-мм орудий, что и на "Рипалсе" и "Ринауне". Это чрезвычайно удачное орудие и его надежная и весьма совершенная установка перекочевали на самый большой корабль мира в практически в неизменном виде. Главное усовершенствование заключалось в увеличении дальности стрельбы. По опыту Ютландского боя башенные установки Mk.1 с их максимальным углом возвышения +20', позволявшие стрелять на 120 кабельтовых, признали недостаточно дальнобойными. Поэтому на новой модели Mk.ll, предназначенной для "Худа", угол возвышения увеличили до +30'. Старая установка позволяла заряжать орудие при любом угле возвышения, вплоть до максимального. Обеспечить такие же свойства в Mk.II оказалось слишком сложно: качающаяся дуга с устройством подачи и прибойником при увеличении подъема ствола уходила вниз, занимая ценный объем в подбашенном отделении. Кроме того, 15-дюймовый снаряд при наклоне каморы в +30' имел опасную тенденцию пытаться "вырваться на свободу", вывалившись назад. Можно было попытаться пресечь такие попытки досылая снаряд с большей силой, однако в таком случае требовались очень мощные и массивные механизмы для прибойника, но все равно, оставалась опасность, что ведущие пояски могут не удержать тяжеленный 870-кг снаряд. Да и обеспечение "всевозвышенного" заряжания не являлось настолько уж необходимым. Стрельба на больших углах возвышения - на предельных дистанциях - все равно крайне редко могла вестись с максимальной скорострельностью из-за большого времени полета снаряда и малой вероятности попадания.
- 15-дюймовое орудие Mk.1 в разрезе (описание приведено отдельно ниже).
Поэтому механизмы в установке Mk.II остались такими же, как в предшествующей модели Mk.l, и заряжание орудий могло производиться при углах возвышения до +20'. Поскольку теперь появлялась возможность в процессе заряжания "промахнуться" за этот предел, что в лучшем случае могло привести к сбою в цикле заряжания, а в худшем - к выпадению снаряда из казенной части, в новых установках смонтировали систему блокировки, отключающую механизм вертикального наведения на углах возвышения от +20' до +30' при открытом затворе. Заодно ввели еще одну цепь блокировки, позволяющую поднимать лоток для заряжания в верхнее положение только при полностью открытом затворе.
Этим изменения в конструкции башен, связанным с увеличением возвышения стволов, не ограничились. Прорези в лобовой плите пришлось сделать более высокими, соответственно, увеличилась и высота самой плиты (чтобы ее прочность сохранилась). Изменение возможного вектора отдачи потребовало подкрепить люльки орудий и всю вращающуюся структуру в целом. Заодно для накатывания в исходное положение после выстрела применили воздушный компрессор, что на практике увеличивало скорость стрельбы, поскольку полный цикл заряжания и производства выстрела мог осуществляться в более щадящем режиме для приводившей в действие механизмы башни гидравлики. Кроме того, в установке Mk.II уже по проекту предусматривались автоматически закрывающиеся дверцы в рабочем и перегрузочном отделениях.
Предполагалось, что они смогут предотвратить распространение пламени в случае возгорания зарядов между башней и перегрузочным отделением, колодцем подачи и самим погребом. Однако, на самом деле никакой гарантии в том, что достаточно тонкие дверцы-шторки не будут деформированы или просто вышиблены газами при одновременном горении нескольких зарядов с весом пороха в сотни килограммов, не было.
Для увеличения прочности крыш, ставших по опыту Ютланда настоящей "ахиллесовой пятой" всех башен, с них убрали колпаки наводчиков с прицелами, ослаблявшие плиты. Прицелы перенесли на лобовую плиту, и так "продырявленную" орудийными портами, но зато имевшую значительную толщину. Наконец, прежние 15-футовые (4,57 м) дальномеры в башнях заменили на вдвое более длинные, 30-футовые (9,15 м).
- башни ГК "Худа" в разрезе
и описание к схемам.
Любопытно, что модификации, связанные исключительно с установкой, специалисты "со стороны" перенесли и на само орудие. Так, во многих справочниках 30-х годов появилось мифическое "орудие Mk.II", якобы установленное только на "Худе". Ему приписывались улучшенные баллистические качества за счет повышения начальной скорости до 805 м/сек. На самом деле характеристики ствола и кордитного заряда оставались прежними, но дальность действительно возросла за счет использования "постютландских" снарядов "Грин Бой" с удлиненной головной частью и увеличения угла возвышения.
При максимальном угле возвышения стволов +30' дальность стрельбы "зелеными парнями" с радиусом головной части снаряда в четыре калибра достигала почти 15 миль - 27 200 м (147 кабельтовых). При переходе в начале 30-х годов на снаряды следующего поколения с еще более удлиненной головной частью (6 калибров) предельная дальность еще увеличилась - до 163 кабельтовых. А начальная скорость 805 м/сек действительно могла достигаться, причем у всех 381-миллиметровок на любых кораблях, но при стрельбе усиленными зарядами весом 220,4 кг, что основательно уменьшало время жизни ствола и потому практически не использовалось. Впрочем, и без форсировки 15-дюймовка обладала высокими возможностями: по баллистике бронебойный снаряд мог пробить равную своему калибру (381-мм) плиту из крупповской цементированной стали на дистанции около 70 кабельтовых.
Максимальная скорость вертикального наведения башен составляла 5 град./сек, скорость горизонтального наведения не превышала 2 град./сек.
Механизмы горизонтальной и вертикальной наводки приводились в действие гидравлическими приводами. Соответствующее оборудование каждой башни включало индивидуальную гидравлическую систему, основу которой составлял насос с паровым приводом. Рабочей жидкостью по-прежнему оставалась вода. Довольно объемную гидравлику было невозможно разместить внутри барбетной брони, поэтому она располагалась снаружи, но практически по диаметральной плоскости, как можно дальше от бортов.
Обозначение и расположение башен главного калибра.
В соответствии с английской практикой башни обозначались буквами, всегда от носа к корме, носовые - первыми в алфавите, кормовые - последними, начиная с "Х". По этой системе 4 башни "Худа" обозначались "А", "В", "Х" и "Y". Расстояние от форштевня до оси первой башни "А" равнялось 54 м, следующая башня, "B", отстояла от нее на 16 м. Такое же расстояние разделяло оси вращения кормовых башен "Х" и "Y", а крайние в носу и корме, "А" и "Y" были разнесены на 162,4 м, т.е. на 24,4 м больше, чем у линейных крейсеров типа "Ринаун". После окончания постройки в полном грузу по состоянию на время сразу после вступления в строй возвышение линии стрельбы башен над уровнем моря составляло соответственно 9,75 м, 12,3 м, 9,3 м и 6,24 м. Они могли стрелять при любом состоянии моря - некоторые проблемы возникали только с самой нижней, четвертой башней, расположенной к тому же вблизи того самого "бассейна" около среза полубака. Горизонтальный угол обстрела формально составлял 300 град. у всех башен, причем в отличие от большинства других кораблей, орудия "Худа" действительно могли вести огонь на очень острых углах без заметных повреждений надстроек, расположенных в этом отношении весьма удачно.
- башни "А" и "В" со стволами на минимальном и максимальном углах возвышения.