В походах и ремонтах 1940 года.
Первый день 1940 года "Худ" встретил в бурном море к северу от Шетландских островов в компании из трех эсминцев. На следующий день к ним присоединился еще один эскадренный миноносец и небольшой отряд вступил в дальнее прикрытие конвоя HN. "Проводив" его через опасный участок, крейсер и его эскорт заняли позицию прикрытия Северного патруля: Адмиралтейство опасалось за почти беззащитные вспомогательные крейсера. 5 января отряд вернулся в Гринок, поскольку запас топлива достиг критического предела.
Десятидневный отдых стал некоторой компенсацией за "работу" в новогодние праздники. А 15 января "Худ" вместе с "Уорспайтом" и 8-й флотилией эсминцев под командованием контр-адмирала Уитворта вновь отбыл в проход между Фарерами и Шетландами. После недельного патрулирования удалось выкроить трое суток для учений. Артиллеристы "Худа" провели обширные учения с практическими стрельбами. Двухнедельный антракт в Гриноке завершился 9 февраля 1940 года выходом отряда в море в том же составе. За следующие 10 дней ему довелось выполнять несколько различных задач. 10 февраля "Худ" с компанией выдвинулись к северу от Гебрид для прикрытия Скандинавских конвоев, а 16 февраля они же направились на восток, в сторону Норвегии для поддержки известной силовой акции против немецкого судна снабжения "Альтмарк", взятого на абордаж эсминцем "Коссак" в норвежских территориальных водах. Англичане опасались, что даже доброжелательно настроенные к ним норвежцы могут не одобрить такую вольность. 18 февраля последовал краткий заход в Гринок и новый поход, в котором к "Худу" и "Уорспайту" присоединился еще линкор "Родней". В течение 2,5 суток соединение прикрывало Скандинавский конвой DN-14. Пока "Худ" боролся с волнами, его судьба решалась в Лондоне. Совет Адмиралтейства принял решение отправить линейный крейсер для продолжения прерванных в ноябре 1939 года работ по перебарке трубок главных холодильников, выбрав для этого теплую и пока еще безопасную Мальту. Предполагалось, что работы займут полтора месяца и к ним приступят в начале марта. Пока же он вместе с "Роднеем" осуществлял дальнее прикрытие следующего конвоя, HN-14. 24 февраля крейсер прибыл в Клайд, так же ненадолго. Вместо предполагавшегося похода в теплые края на ремонт 2 марта неутомимый "Худ" под флагом У. Уитворта отправился в очередное патрулирование в район к востоку от Фарерских островов, на этот раз с линкором "Вэлиент" и 6 эсминцами. Успешно проэскортировав два конвоя из Норвегии, 7 марта линейный крейсер прибыл в Скапа-Флоу. Там в течение двух дней на его борту побывал Первый лорд Адмиралтейства У. Черчилль. Будущий знаменитый премьер Соединенного Королевства полюбил неутомимый и красивый корабль, сыграший важную роль "палочки-выручалочки" в начальный период войны.
- таким "Худ" был в марте 1940 года.
Впрочем, крейсер всё более нуждался в постоянно откладываемом ремонте энергетической установки. 11 марта контр-адмирал Уитворт перенес свой флаг на "Ринаун", а "Худ" в эскорте трех эсминцев отправился в Гринок, ожидать дальнейших решений командования. Экипаж получил двухнедельный перерыв, пока Адмиралтейство решало: а не послать ли корабль к побережью Африки в район Фритауна. Здравый смысл возобладал - ценную боевую единицу решили не "загонять" до полного исчерпания ресурса. Однако вместо Мальты, становившейся угрожаемым пунктом в случае развития военных действий с Италией, "Худ" отправили в некогда родной Девонпорт. 31 марта он прибыл на место, и с 4 апреля на крейсере начались работы. Одновременно с ремонтом машинной установки осуществлялась последняя в его карьере модернизация, связанная с усилением зенитного вооружения. Важность такой меры не вызывала сомнений - хотя "Худ" пока счастливо избегал неприятных дуэлей с воздушным противником (кроме налета, когда он получил скользящее попадание бомбы), но такое везение не могло оставаться вечным.
В ходе модернизации были сняты все 140-мм орудия. Вместо них на спардеке разместили еще три спаренных 102-мм зенитных установки Mk.XVI, одна из которых, перед башней "Х", могла стрелять на оба борта. Если эта мера являлась вполне разумной и достаточно эффективной, то другая попытка улучшения ПВО таковой счесть трудно. "Худ" более чем сомнительно обогатился пятью 20-ствольными пусковыми установками для неуправляемых зенитных ракет UP. Так же сомнительным является удаление 4,6-м дальномера с верхнего КДП главного калибра марсе на фок-мачты. Хотя такой инструмент с небольшой базой не соответствовал требованиям стрельбы на дальних дистанциях, всё же располагался он на самой верхней точке и мог действовать в любую погоду. Теперь же всё управление огнем главной артиллерии сосредотачивалось в основном пункте УАО на боевой рубке. В случае выхода его из строя в свежую погоду корабль лишался возможности дальномерного определения дистанции, поскольку низко расположенные инструменты в башнях могли забрызгиваться волнами. Из безусловно полезных мероприятий следует отметить монтаж размагничивающего устройства, поскольку германские магнитные мины стали серьезной угрозой. Электромагнитный контур состоял из более чем полукилометра толстенного пятисантиметрового медного кабеля, подъем и закрепление которого стало для команды и рабочих тяжелейшим трудом, запомнившимся им надолго. Кроме того, на спардеке и надстройке дополнительно разместили несколько спасательных плотов Карлея.
- "Худ" в мае 1940 года. Обмотка размагничивания ещё не установлена.
Много проблем вызвал столь долго ожидаемый ремонт механизмов. Первоначально работы предполагалось произвести все там же в арсенале в Девонпорте, но из-за перегруженности завода 27 мая "Худ" в сопровождении трех эсминцев перешел в Ливерпуль, где на заводе в доке Гладстона частично заменили дефектные трубки в котлах и холодильниках. Слишком короткий срок (2 недели) не позволил осуществить все предполагаемые мероприятия, и после экспресс-ремонта линейный крейсер мог развивать максимальную скорость продолжительного хода не более 27 узлов. Все начало июня оказалось для команды нелегким временем, хотя корабль находился в порту. Учения - все виды артиллерийских: от тренировок расчетов зенитных автоматов до имитационных стрельб главного калибра, пожарные, дивизиона живучести - проходили параллельно с очисткой корпуса от старой краски и нанесения новой. В общем, скучать не приходилось, тем более, что на корабле, проходившем ремонт котлов и холодильников, не работали душевые, и грязным после окраски и уборок матросам пришлось искать местечко для помывки на берегу. В дополнение ко всем трудностям службы и ремонта команду поразила настоящая эпидемия желудочных заболеваний.
Между тем, пока линейный крейсер стоял на верфи и часть команды страдала от бытовых неудобств, некоторым морякам удалось повоевать на суше. 13 апреля большая партия, 250 морских пехотинцев и моряков, почти четверть экипажа, отправилась поездом в Розайт для участия в операции "Примроуз" - высадке в Норвегии.
Спустя 4 суток отряд высадился с борта шлюпа "Блэк Суон" в Адальснесе. Однако события во Франции, где началось чрезвычайно успешное наступление немецких войск в Арденнах, заставили командование союзников свернуть операции в Норвегии.
В первый день мая большая часть десанта с "Худа" оказалась на борту крейсера "Галатея", доставившего людей в Англию. А 3 мая первые 20 моряков вернулись на свой корабль. 3 дня спустя к ним присоединились остальные члены экипажа, за исключением 3 раненых.
По окончании ремонта началось проведение ходовых испытаний, прошедших в общем удовлетворительно (за исключением рекомендации по возможности не развивать полную мощность из соображений надежности котельной установки).
12 июня 1940 года крейсер вышел в море в сопровождении 3 канадских эсминцев для эскортирования важнейшего войскового конвоя US-3. К Бискайскому заливу приближались 6 английских лайнеров, включая такие легенды трансатлантических рейсов как знаменитые "Куин Мэри", "Аквитания", "Мавритания" и "Эмпресс оф Канада". Они перевозили в Британию части австралийско-новозеландского экспедиционного корпуса (АН3АК). Не вполне понятно, от какой именно опасности должен был их предохранить "Худ", поскольку конвой направлялся в Глазго по внутренним водам, куда точно не могли бы добраться германские рейдеры. Единственной существенной угрозой оставались подводные лодки, но линейный крейсер здесь вряд ли чем мог помочь - напротив, представляя собой еще одну лакомую цель. Однако от подводной опасности и лайнеры и их конвоиров (а кроме "Худа" в состав эскорта входили 3 тяжелых крейсера, авианосец "Аргус" и 9 эсминцев) предохраняла скорость: конвой (за исключением тихоходного "Аргуса") двигался 20-23 узлами, активно зигзагируя. 16 июня, спустя 2 суток после рандеву в Бискайе, все суда благополучно прибыли к устью Клайда. А "Худ"получил трехдневную передышку в Гриноке, где корабль пополнил запас топлива, изрядно истощенный 3 сутками большого хода.
18 июня линейный крейсер в сопровождении 5 эсминцев отбыл к новому месту службы. Теперь ему предстояло действовать в районе своих "весенних круизов", базируясь на Гибралтар. (Необходимость такой рокировки вызывалась положением Франции, становившемся все более безнадежным, и вступлением в войну Италии.) Встретившись в открытом море с авианосцем "Арк Ройял", отряд, ставший ядром Соединения Н, 23 июня прибыл в Гибралтар.
- команда "Худа" развлекается соревнованиями по плаванию, лето 1940 года. На этом фото достаточно хорошо видно состояние корпуса корабля, можно примерно оценить его цвет (светло-серый либо светлый серо-голубой) и толщину бронепояса.
Охота за "Ришелье".
Там 25 июня Соединение Н застала тяжелая, но неизбежная весть о капитуляции Франции. К головным болям Адмиралтейства прибавилась еще одна, на то время самая тяжелая: как нейтрализовать достаточно мощный французский флот с тем, чтобы он не попал в руки немцев. Не довольствуясь заверениями его командующего Франсуа Дарлана, англичане стремились не допустить корабли бывшего союзника в те порты, которые могли быть захвачены германскими войсками. На следующий же день, 26 июня, "Худ" и "Арк Ройял" вышли в направлении Канарских островов на перехват линкора "Ришелье", который по сведениям разведки, вышел из Дакара. Отряду поручалось найти недостроенный линейный корабль и отконвоировать его в Гибралтар. Или потопить в случае сопротивления - первая из щекотливых и двусмысленных задач такого рода, поставленная перед "Худом". Но не последняя.
На этот раз все обошлось: "Ришелье" повернул назад в Дакар после встречи с британским тяжелым крейсером "Дорсетшир", а Соединение Н возвратилось в Гибралтар. Однако игра на нервах продолжалась. 28 июня последовало новое сообщение о том, что "Ришелье" снова вышел в море, и линейный крейсер с авианосцем опять экстренно направились к Канарам. И на это раз тревога оказалась ложной, и в тот же день отряд бросил якорь в бухте "Скалы".
30 июня 1940 года на мачте "Худа" взвился флаг очередного командующего: Соединение Н принял вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл, вызванная из отставки "тёмная лошадка", которому предстояло осуществить сколь неприятную, столь же и опасную акцию против бывшего союзника. Новый адмирал имел репутацию оригинала и чудака даже у знаменитых своей невозмутимостью англичан. Освоившись на мостике "Худа", он не появлялся там без веселой компании из любимого сиамского кота и канарейки. Будучи большим любителем кроссвордов, пристрастил к их решению весь свой штаб. Однако экстравагантность была скорее игрой на публику. Как командующий в ходе боевых действий Сомервилл проявил себя весьма сдержанно, аккуратно и не собирался без нужды лезть на рожон. Именно этим его свойством объясняется отчасти дальнейший ход событий.