Боевая служба
В предвоенных учениях и маневрах
Судьба отвела "трайблам" чуть больше года мирного времени, и оно оказалось плотно заполненным участием в походах, учениях и маневрах. В конце апреля 1938 года из кораблей первой группы: "Африди", "Коссак", "Гурка", "Маори", "Мохок", "Нубиан", "Сикх" и "Зулу" - была сформирована 1-я флотилия эсминцев типа "Трайбл". Командование над ней принял кэптен Джордж Кресуэлл. Флотилию включили в состав Средиземноморского флота. Уже в августе она приняла участие в маневрах флота в Восточном Средиземноморье, по завершении которых "Африди" с тяжелым крейсером "Девоншир" посетили с визитом Стамбул. К сожалению, от планировавшегося похода по черноморским портам пришлось отказаться из-за разразившегося Мюнхенского кризиса.
В ноябре сразу двум кораблям флотилии довелось выступить в качестве быстроходных транспортных средств для высокопоставленных особ. "Мохок" доставил с Мальты в Стамбул нового британского посла, а "Сикх", только что завершивший испытания и по-прежнему находившийся в Портленде, 15 ноября был направлен в Булонь. Там он принял на борт короля Румынии Кароля I и наследного принца Михая, доставил их в Дувр, а 18 ноября, после завершения официального визита, возвратил обратно. Завершился год флотскими маневрами в Эгейском море.
- "Зулу" и "Мохок" в гавани Ла-Валетта, Мальта, осень 1938 года.
Тем временем в составе Флота метрополии была сформирована 2-я флотилия эсминцев типа "Трайбл", в которую вошли корабли второй группы: "Сомали", "Ашанти", "Бедуин", "Эскимо", "Мэшона", "Матабеле", "Панджаби" и "Тартар"), а командиром стал кэптен Рэндольф Николсон. В феврале 1939 года достигшие боеготовности корабли флотилии перешли в Гибралтар для участия в маневрах. По пути "Сомали" сопровождал подводную лодку "Старфиш" в Лиссабон, где корабли провели около недели (с 3 по 8 февраля). Этот же эсминец первым среди собратьев отметился навигационным происшествием. 16 февраля, снимаясь с якоря в гавани Гибралтара, голландский лайнер "Сибаяк" ударился о борт стоящего рядом "Сомали", нанеся ему весьма серьезные повреждения. Их ремонт проводился сначала в местном доке, затем продолжился в Портсмуте и завершился лишь 27 апреля.
- "Гурка" после вступления в строй, 26 октября 1938 года.
В конце месяца "Ашанти" стал готовиться к необычному заграничному визиту. Дело в том, что вождь и старейшины племени ашанти выразили желание познакомиться с кораблем, носящим имя их народа. 27 февраля эсминец прибыл в Такоради (Гана), где прошла красочная церемония. В числе врученных подарков были серебряный колокол и золотой щит. Командир корабля, коммандер Дэвис, заверил представителей племени, что они будут оставаться на корабле в течение всего периода службы. Торжества продолжались больше недели. 9 марта эсминец взял курс на Гибралтар, чтобы оказаться в гуще событий другого характера.
В феврале-марте 1939 года оба флота — Средиземноморский и Метрополии — провели совместные маневры в районе Гибралтара и Западном Средиземноморье. Разумеется, в них участвовали обе флотилии "трайблов". Моряки и командование сумели получить реальное представление о боевых качествах своих кораблей. Одним из результатов этих учений стала смена наименований соединений — 1-я и 2-я флотилии эсминцев типа "Трайбл" стали соответственно 4-й и 6-й флотилиями эсминцев.
К сожалению, не обошлось без инцидентов. 2 марта 1939 года столкнулись "Сикх" и "Гурка", и если повреждения первого оказались незначительными, то второму пришлось идти ремонтироваться на Мальту, причем работы продлились до 21 апреля. По завершению маневров часть кораблей Средиземноморского флота должна была нанести ряд визитов в порты на южном побережье Франции. 18 марта, по пути туда, "Африди" во время передачи почты столкнулся с легким крейсером "Пенелопа". Вместо Лазурного берега эсминцу пришлось отправиться на Мальту для ремонта.
- "Зулу" на Мальте и "Маори" во время маневров Средиземноморского флота, 1939 год.
Остальные корабли 4-й флотилии в это время действовали у берегов Испании, где завершалась гражданская война. 21 марта в Картахене "Сикх" принял на борт беженцев и перевез их в Марсель, 30 марта "Нубиан" доставил туда же группу итальянцев, освобожденных из лагеря для военнопленных, а "Мохок" 23 марта спас экипаж немецкого гидросамолета, потерпевшего аварию близ Барселоны. В апреле "Нубиан" нанес кратковременный визит в небольшой порт Сент-Максим на побережье Французской Ривьеры, тогда как "Африди" и "Гурка" 26 мая посетили египетский Мерса-Матрух.
Эсминцам Флота метрополии также доводилось выполнять представительские функции. С 3 по 8 мая "Ашанти", "Эскимо", "Матабеле" и "Сомали" находились с визитом в Шербуре. 12 мая эсминцы 6-й флотилии сопровождали лайнер "Эмпресс оф Австралия", на котором король Георг VI отправился с визитом в Канаду, а 1-2 июня участвовали в поисках и спасении подводной лодки "Тетис", потерпевшей аварию у острова Англси в Ирландском море.
- эсминцы "Сомали" и "Мэшона" подошли к месту аварии подводной лодки "Тетис" (её корма видна в центре фото), утро 2 июня 1939 года.
Международная обстановка накалялась. Лето 1939 года было отмечено двумя очередными маневрами. Средиземноморский флот провел их в Эгейском море, у берегов Греции и Кипра, причем 2 августа "Коссак" с флагманским линкором "Уорспайт" нанесли визит в Стамбул. В Атлантике в течение двух недель Флот метрополии отрабатывал совместные действия с военно-морскими силами Франции. "Маневры проводились между мысом Рат и побережьем Исландии, между Исландией и территориальными водами Норвегии, в Северном море, — описывал А.Д. Дивайн. — Это было время повышенной бдительности и усиленной подготоки, репетиция того, что вскоре начнется".
И оно действительно началось!..
- "Сомали" (слева без бортового номера) и "Ашанти" (ближний справа) в гавани Портленда, май 1939 года и "Ашанти" в составе Флота Метрополии перед войной.