Итак, поехали.... Источники информации будут различные, перечислю по завершении изложения всего имеющегося материала...
Когда в 1934 году Адмиралтейство Великобритании вновь обратилось к идее создания небольшого крейсера для эскадренной службы, на рассмотрение было предложено семь вариантов эскизного проекта.
Шесть из них представляли вариации существующих крейсеров типа "С", "D" и "Arethusa" (водоизмещение 3500 - 5000 т, скорость 30,5 — 38 узлов, вооружение от 3 до 6 одинарных или 2x3 152-мм орудия, толщина брони пояса — не более 102 мм), а седьмой являлся скорее крупным эсминцем (1850 т, 36,5 узлов, 5x2 120-мм орудий, без какой-либо защиты) и в конечном итоге стал основой для строительства серии весьма удачных ЭМ типа "Tribal".
Командующий Средиземноморским флотом предложил необычный восьмой вариант 3500 т, 26,5 узла, 6x2 120-мм универсальных орудий.
Рассмотрев предложенные проекты, Совет Адмиралтейства конкретизировал требования.
Важнейшими функциями были названы поддержка и противодействие эсминцам и обеспечение ПВО главных сил флота. Крейсер должен был быть достаточно небольшим, чтобы строиться крупной серией, но достаточно крупным, чтобы действовать вместе с тяжелыми кораблями в сложных погодных условиях, иметь максимально возможную для своих размеров огневую мощь, быть весьма быстроходным и маневренным для совместных действий с эсминцами, обладать низким силуэтом, сохранять присущую крейсеру защиту и устойчивость к боевым повреждениям.
В феврале 1935 года появилось предложение оснастить будущие корабли единым универсальным главным калибром, однако его выбор занял более года. Нужно было найти компромисс между эффективностью орудий в качестве зениток и способностью их снарядов наносить ощутимые повреждения вражеским эсминцам. Лишь в конце 1935 года окончательно остановились на новых 5.25-дюймовых (133-мм) орудиях, разрабатывавшихся для новейших линкоров типа "King George V".
К середине 1936 года было подготовлено четыре варианта эскизного проекта на основе скорректированных требований Адмиралтейства. Все они несли по 10 133-мм орудий в пяти башнях и 4 четырехствольных "пом-пома", имели 32-узловую скорость. Защита различалась в деталях, но сводилась к 76-мм поясу и 25-мм палубе (над погребами 51 — 76 мм). Два варианта имели эшелонную компоновку ЭУ, остальные — линейную, соответственно, дымовых труб было две и одна.
В июле 1936 года проект 5 350-тонного крейсера был утвержден, но и после в него внесли ряд изменений: толщина палубы над погребами увеличилась до 51 мм, а "линкорные" башенные установки Mk.l были заменены на Mk.ll (без подбашенных перегрузочных отделений), что позволило увеличить боезапас.
Была улучшена система управления огнем, видоизменен рангоут. Также отказались от изначально предлагавшейся установки стабилизаторов качки системы "Denny-Brown", поскольку их испытания на крейсере ПВО "Coventry" не дали однозначно положительного результата. Итогом всех усовершенствований стал рост водоизмещения до 5450 т. В качестве меры по сохранению остойчивости на полфута (0,15 м) увеличили ширину корпуса.
15 апреля 1937 года Совет Адмиралтейства утвердил постройку пяти крейсеров программы 1936 года ("Dido", "Bonaventure", "Naiad", "Phoebe" и "Euryalus"), по программе 1937 года заказали следующие два корабля - "Hermione" и "Sirius"), по программе 1938 года — еще три: "Cleopatra", "Charybdls" и "Scylla"). Еще шесть включили в "Чрезвычайную" военную программу 1939 года, но из них только "Argonaut" вошел в строй в оригинальном виде, а остальные пять были достроены по улучшенному проекту (о нем речь пойдет немного позже - Scharnhorst).
- легкий крейсер HMS "Bonaventure" - один из крейсеров программы 1936 года.