Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

История, устройство, служба.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 16 апр 2018, 20:36

Разработка проекта


К середине 1930-х годов в Адмиралтействе стали поднимать вопрос насчет грядущей замены "Эдвенчера". В октябре 1936 года главный конструктор Стэнли Гудолл получил предварительные требования к такому кораблю, которые можно назвать весьма впечатляющими: скорость 38 узлов, мощное артиллерийское вооружение (шесть 133-мм орудий, два четырехствольных "пом-пома", два счетверенных "полудюймовых" пулемета) при отсутствии торпедного, броневая зашита на уровне легких крейсеров: пояс толщиной около 76 мм (позже - до 102 мм) и 51-мм палуба в районе погребов, однако силовая установка оставалась практически незащищенной. Заградитель должен был принимать 360 мин стандартного типа (Мк.ХIV) - исходя из этого, длина его минной палубы получалась 141,4 м - на 33,5 метра больше, чем у "Эдвенчера". Именно эта величина была поставлена во главу угла в дальнейших вычислениях. По оценке главного конструктора, длина корабля составила бы почти 189 м, ширина - 19,2 м, водоизмещение - порядка 9 000 т, а для достижения заданной скорости ему требовалась силовая установка мощностью 165 тыс. л. с.
Представленная вскоре Гудоллом пояснительная записка сообщала, что при водоизмещении 8 945 т стоимость минного заградителя составит 2,11 млн. ф.ст. Распределение весовых нагрузок существенно отличалось от "Эдвенчера": на мины в проекте отводилось 558 т, на артиллерию - 436 т, на защиту - 390 т. Расчет веса силовой установки (2 587 т) делался на основании данных для быстроходных итальянских крейсеров. Впоследствии ширину корабля уменьшили до 17,1 м, а минную вместимость довели до 400 мин.
Изображение - Стенли Гудолл - главный конструктор британского Королевского флота.
Впрочем, от идеи большого быстроходного минзага вскоре отказались, сочтя более выгодным построить четыре меньших по размерам корабля, способных принимать по 100 мин каждый Соответствующее устное распоряжение Контролер Адмиралтейства вице-адмирал Реджинальд Хендерсон отдал главному конструктору в январе 1937 года, так что к февралю, когда пришло официальное задание на проектирование, часть предварительных проработок уже была проведена.
Само задание можно назвать весьма необычным. По представлению Адмиралтейства, такой корабль должен был иметь водоизмещение порядка 2 000 т, минимально заметный силуэт, а по мореходным качествам - соответствовать новейшим эскадренным миноносцам.
Основной упор делался на скорость, которая должна была позволить заградителю избежать столкновений с любыми надводными кораблями противника. Морской штаб требовал 40 узлов при стандартном водоизмещении, что было равноценно 37-38 узлам при полной нагрузке. Дальность плавания должна была заметно превышать таковую (в окончательном варианте задания данная формулировка была заменена на "не менее чем") у эсминцев типа "Трайбл", чтобы заградители могли оперативно осуществлять минные постановки в рамках операций главных сил флота, как это делал переоборудованный "Эбдиэл" в ходе Ютландского сражения. В качестве ориентира называлась величина 6 000 миль 15-узповым ходом спустя полгода после докования. Короче говоря, корабли должны были в течение ночи доходить от Британских островов до Гельголандской бухты и обратно, принимая при этом 100 мин типа Мк.ХIV или Мк.XV. Следовало обеспечить постановку мин на скорости 20 узлов с минным интервалом не более 120 футов (36,5 м).
Вооружение рассчитывалось, прежде всего, на отражение атаки одиночных самолетов и ограничивалось четырьмя 102-мм зенитными орудиями и одним четырехствольным "пом-помом" с широкими углами обстрела на оба борта. Дополнительные требования включали канатный измеритель пройденного пути, гидроакустическую станцию "Асдик" и запас глубинных бомб. Отдельным пунктом оговаривалось наличие системы стабилизации качки. Впоследствии в задание внесли одну существенную поправку: корабль должен иметь возможность дополнительно принимать 50 мин за счет некоторого снижения скорости.
Проект быстроходного минного заградителя в документах конструкторского отдела получил номер КЗЗ (номер К32 носил, по всей видимости, предыдущий проект большого минзага). Начало эскизного проектирования задержалось до конца июня 1937 года, когда главный инженер-механик флота вице-адмирал Джордж Прис предоставил уточненные данные по размерам машинно-котельных отделений. Жесткие условия технического задания потребовали тщательного подбора формы корпуса и винто-рулевой группы путем прогонки моделей в опытовом бассейне. В результате, за основу приняли обводы немного меньших по размерам эскадренных миноносцев типа "Трайбл".
В июне 1938 года главный конструктор представил эскизный проект. Получившийся корабль имел водоизмещение около 2 600 т, длину по ватерлинии 121,9 м, ширину 11,88 м, высоту борта на миделе 7,32 м, осадку 3,35 м и принимал 100 мин на закрытую минную палубу длиной 71,3 м. Хотя заградитель был не особо крупнее эсминца, он обладал значительно более мощной силовой установкой, состоявшей из двух турбозубчатых агрегатов и четырех котлов Ограниченные размеры корпуса не позволили применить эшелонное расположение машинно-котельных отделений, ставшее обязательным для крейсеров - скорее, их компоновка напоминала проекты эсминцев. Котлы размещались в двух больших отсеках, причем дымоходы двух средних котлов выводились в общую дымовую трубу, а двух крайних - в индивидуальные, что обусловило трехтрубный силуэт корабля, в конце 30-х годов уже практически не встречавшийся. Турбины размещались в общем машинном отделении, позади которого находился отдельный отсек редукторов. Проектная мощность 70 000 л. с. (которой мог похвастаться далеко не каждый крейсер того времени!) обеспечивала кораблю скорость 39,75 узла при стандартном водоизмещении или 37 узлов в полном грузу. Дальность плавания составляла 5 000 миль 15-узловым ходом. Два рельсовых пути для мин простирались от кормового среза до передней переборки носового котельного отделения, огибая кожухи отсеков силовой установки, для перемещения и сброса мин использовалась механическая передача типа "бесконечная цепь".
Система управлкния огнем для четырех 102-мм орудий повторяла применявшуюся на эсминцах типа "W", прошедших модернизацию по программе "WAIR", и включала расположенный на нижней палубе центральный артиллерийский пост, содержавший баллистический вычислитель {Fire Control Box), способный вырабатывать данные для стрельбы как по надводным, так и по воздушным целям. Стоимость одного корабля составляла порядка 715 тыс. ф.ст.
Вице-адмирал Хендерсон не был удовлетворен артиллерийским вооружением и требовал разместить на кормовой надстройке третью 102-мм спаренную установку, даже зная, что это будет стоить 60 т дополнительной нагрузки и падения скорости на четверть узла. В качестве альтернативы он предлагал замену 102-мм орудий на два спаренных 120-мм/50 орудия Mk.XI в башенноподобных универсальных установках Мк.ХХ, разрабатывавшихся для новых эсминцев типа "L": при этом водоизмещение возрастало до 2 720 т, а скорость падала на пол-узла. Третьей возможностью виделась установка двух четырехтрубных торпедных аппаратов - водоиз¬мещение при этом достигало 2 680 т.
Дело в том, что Хендерсон, как и многие в руководстве Королевского флота, считал важность зенитного вооружения переоцененной. Согласно его расчетам, 50-градусного угла возвышения новых 120-мм установок Мк.ХХ было достаточно для борьбы с самолетами, летящими на высоте до 2 000 м, при том, что бомбардировщик, летящий на высоте 5 000 м, выходит из зоны поражения такого орудия всего за 13,5 секунды до сброса бомб. Благодаря своей скорости, - рассуждал адмирал, - быстроходный минзаг в любом случае является трудной мишенью для авиации, однако у него может возникнуть потребность в более мощной артиллерии для поражения надводных целей, да и появление достойной мишени для торпед в ходе миннозаградительной операции весьма вероятно.
С позицией Контролера резко не соглашался заместитель начальника Морского штаба контр-адмирал Ланселот Холланд, считавший, что Хендерсон превратно толкует "наступательную" роль этих кораблей. По его мнению, атакующий характер носили производимые ими минные постановки, во время которых, благодаря скорости, они должны были избегать всяческих контактов с кораблями противника. С другой стороны, Холланд поддержал требование насчет третьей 102-мм "спарки", поскольку, во-первых, эти установки были способны бороться с пикирующими бомбардировщиками, а во-вторых, усиление огня на кормовых курсовых углах могло помочь заградителю в случае необходимости оторваться от преследования. Переход на 120-мм калибр он считал неприемлемой ценой за падение скорости, да и его эффективность в качестве зенитного представлялась сомнительной. Что же касается торпедного вооружения, - аргументировал Холланд, - то заградитель, внезапно обнаружив противника во время постановки, должен незамедлительно увеличить скорость и отойти, чтобы не нарушить скрытности операции, а не пытаться занять позицию для торпедной атаки. Мнение Первого Морского лорда адмирала Чэтфилда склонялось в пользу трех спаренных 102-мм орудий и одного торпедного аппарата, но от последнего он готов был отказаться.
Итак, выбор был сделан в пользу третьей 102-мм установки. Разместить ее можно было либо в носу, либо в корме. Главный конструктор предлагал установить два 102-мм орудия в корме и одно в носу, поскольку иначе пришлось бы поднимать мостик. С другой стороны, он понимал, что в этом случае понадобится два поста управления огнем, причем для размещения кормового придется перенести "пом-пом" на невыгодную позицию между средней и кормовой трубами. Однако, вопреки первоначальным прикидкам, сделанные контр-адмиралом Холландом расчеты показали, что выгоднее поставить на носовую надстройку 102-мм орудие (полузакрытая установка лучше защищена от брызг), а на кормовую - "пом-пом" (там ему обеспечиваются лучшие углы обстрела). Когда в июле 1938 года носовое расположение дополнительной артиллерийской установки было утверждено, Гудолл вздохнул с облегчением, поскольку отпала необходимость во втором директоре, и появлялось достаточно места для установки восьмиствольного "пом-пома" вместо четырехствольного, хотя эту возможность и не реализовали. Мостик решили поднять, ходовой рубке - придать скошенные формы, как на эсминцах типа "Трайбл" и последующих серий, а перед ней разместить просторное укрытие для расчета артиллерийской установки "В". В какой-то момент появилось предложение вообще отказаться от кормовой надстройки, разместив зенитный автомат и его директор на отдельных возвышенных площадках, но это оказалось невозможным - как показал еще опыт проектирования "Эдвенчера", закрытая минная палуба "съедает" слишком много внутренних объемов, заставляя выносить ряд помещений в надстройки. Зато, благодаря смещению артиллерийской установки "Y" дальше в корму, поя¬вилась возможность расширить апартаменты командира корабля.
Получив задание обеспечить прием 50 дополнительных мин, главный конструктор рассматривал их размещение на верхней палубе, но это оказалось недопустимым из-за большой высоты сброса (около 6 м). Вместо этого решено было добавить две пары коротких рельсовых путей на минную палубу, позади кожуха турбинного отделения, а также продлить бортовые минные пути дальше в нос с заходом в командные помещения. Однако Гудолл предупредил, что дополнительная нагрузка неизбежно приведет к снижению максимальной скорости до 39,5 узлов.
Все эти изменения нашли отражение в окончательной спецификации, датированной ноябрем 1938 года. К тому времени стандартное водоизмещение корабля увеличилось с 2 600 до 2 650 т, а основные размерения составляли: длина между перпендикулярами - 122,07 м, наибольшая - 127,38 м, наибольшая ширина - 12,2 м, осадка носом - 3,05 м, кормой - 3,65 м (средняя в полном грузу - 4,17 м). Для сохранения заданной скорости 39,75 узла мощность силовой установки довели до 72 000 л.с, при этом скорость в полном грузу должна была находиться на отметке 36 узлов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 18 апр 2018, 15:12

Постройка и ходовые испытания


Совет Адмиралтейства утвердил чертежи и спецификации быстроходного минного заградителя 1 декабря 1938 года. Заказ на строительство трех единиц был включен в программу 1938 года. Тендер на их постройку выиграли частные верфи, являвшиеся традиционными подрядчиками Королевского флота: "Сэмюэл Уайт", "Торникрофт" и "Александр Стефен и Сын". Контракты с ними были подписаны 23 декабря 1938 года.
Программой 1939 года предусматривалось строительство еще одного заградителя - заказ на него был выдан фирме "Хоторн Лесли" 21 марта 1939 года. Все четыре заказа официально утверждены в июне 1939 года. Корабли получили наименования "Эбдиэл", "Латона", "Мэнксмэн" и "Уэлшмэн".
Как отмечает британский историк Ричард Райт, просачивавшиеся в открытую печать сведения о проекте были весьма скудными, как то диктовалось сложной международной обстановкой. "Никаких подробностей об этих кораблях не публиковалось, - отмечал один военный обозреватель в декабре 1938 году, - но ожидается, что это будут быстроходные единицы значительно большего водоизмещения, чем малые минные заградители типа "Линнет", вступившие в строй в этом году". Впервые детали проекта были озвучены прессой в публикации газеты "The Observer" от 26 марта 1939 года, где говорилось, что они "...заявлены в бюджете ВМФ как имеющие (водоизмещение] 2 650 т и орудия калибром 102 мм". Тем не менее, окружающая серию секретность привела к тому, что даже в авторитетном справочнике "Jane's Fighting Ships" информация о них пестрела ошибками. Так, в издании 1939 грда сообщалось, что они, предположительно, несут 120-мм артиллерию, а в изданиях 1940 и 1944 годов указывалось вооружение из шести 120-мм орудий и не имелось ни подробных характеристик, ни фотографий этих кораблей. С другой стороны, немецкий справочник Вейера "Taschenbuch der Kriegsflotten" за 1943-44 годы совершенно точно сообщал о шести 102-мм орудиях.
Хотя строительство серии слегка затормозилось в связи с началом войны и вызванными этим трудностями, стапельный период занял от 13 ("Эбдиэл") до 17,5 ("Мэнксмэн") месяцев, а общее время постройки одного корабля не превысило 27 месяцев.
Изображение - HMS "Manxman" в июне 1941 года.
Приемка экипажем "Эбдиэла" состоялась 6 марта 1941 года. При обычных обстоятельствах, его, как головного представителя серии, ждала бы обширная программа испытаний, однако в условиях военного времени для всестороннего изучения характеристик корабля не было возможностей. Генеральный директор верфи "С. Уайт" докладывал, что "дважды испытания назначались при подвернувшейся возможности, но каждый раз отменялись, так как корабль привлекался Адмиралтейством для специальных операций". Достаточно сказать, что первые минные постановки "Эбдиэл" произвел, формально даже не будучи принятым в состав флота.
К моменту завершения достройки "Латоны" положение в Северной Африке было настолько тяжелым, что заградитель сразу же отправился на Средиземное море вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы включиться в операцию по снабжению блокированного гарнизона Тобрука. Перед этим крышки его минных люков были переделаны так, чтобы через них проходила 2-фунтовая противотанковая пушка.
Изображение - спуск на воду быстроходного минного заградителя "Латона", 20 августа 1940 года.
В отношении этих двух кораблей в документах Адмиралтейства говорилось, что они "были срочно введены в строй практически без прохождения испытаний". В частности, "Эбдиэл" вообще не был на мерной миле, а испытания "Латоны" проводились во время перехода, причем скорость определялась по береговым створам. Остальные корабли испытывались по сокращенной программе, таким образом, тень сомнения в их реальных скоростных характеристиках как была с самого начала, так и остается по сей день...
ИзображениеИзображение - "Латона" в достроечном бассейне фирмы "Торникрофт", осень 1940 года и после вступления в строй, апрель 1941 года.
Изображение - "Эбдиэл" на полном ходу в открытом море, март 1941 года.
В рамках Чрезвычайной военной программы 1941 года было заказано еще два корабля. Они получили названия "Ариадна" и "Аполло". Контракт на постройку первого был заключен 19 апреля 1941 года с фирмой "Стефен", второго - 28 мая с верфью "Хоторн Лесли". По всей видимости, заказ делался с целью возмещения неизбежных потерь, хотя закладка головного корабля второй серии состоялась за две недели до гибели первого быстроходного минзага. "Совершенно очевидно, что как только эти корабли покинули верфи, они закрыли очень важную брешь в кругу стоящих перед нами задач, для решения которых они не были предназначены", - с удовлетворением отмечали в Адмиралтействе.
Техническое задание на "Ариадну" и "Аполло" в целом повторяло аналогичное для кораблей первой подгруппы, в ходе строительства в него были внесены некоторые изменения, обусловленные как учетом боевого опыта, так и появившимися новыми образцами вооружения и оборудования. Так, командир "Эбдиэла" кэптен Плейделл-Бувери, пережив многочисленные воздушные налеты на Средиземном море, рекомендовал установить второй многоствольный "пом-пом" вместо 102-мм орудия на позиции "В" и отказаться от директора зенитного автомата, "который только снижает эффективность".
В конечном итоге, в сентябре 1941 года был утвержден новый состав артиллерийского вооружения кораблей второй группы:
- четыре 102-мм универсальных орудия (2x2);
- шесть 40-мм автоматов "Бофорс-Хаземайер" (3x2);
- десять 20-мм автоматов "Эрликон" (5х2).
Решено было отказаться от боевых прожекторов для частичной компенсации веса, а грот-мачту - перенести ближе к кормовой трубе, чтобы обеспечить лучшие углы обстрела кормовым автоматам. Но ввиду дефицита 40-мм автоматов "Ариадна" и "Аполло" вошли в строй с двумя спаренными "бофорсами" и шестью спаренными "эрликонами". Минное оборудование практически не претерпело изменений.
Не менее важным стало увеличение вместимости топливных цистерн примерно на 130 т, что должно было обеспечить существенную прибавку дальности плавания - до 5 800 миль 15-узловым ходом. Кроме того, корабли второй серии изначально были приспособлены для службы в тропиках.
ИзображениеИзображение - HMS "Ariadne" - головной корабль второй серии быстроходных минзагов, фото датируются сентябрем 1943 года. На втором фото на кормовой надстройке виден спаренный "Бофорс-Хаземайер".
Данные изменения привели к росту стандартного водоизмещения до 2 810 т (полного - до 3 960 т), увеличению осадки на 6 дюймов и падению скорости на пол-узла (максимальная - 39,25 узла, в полном грузу - 33,75 узла).
Постройка второй серии велась столь же быстрыми темпами, как и первой. "Ариадна" была сдана флоту спустя 23 месяца после закладки, "Аполло" - через 27 месяцев (стапельный период - соответственно 14 и 18 месяцев). Стоимость постройки "Аполло" без вооружения, оборудования для минных постановок и т. д. составила 807 тыс. ф.ст.
Изображение - HMS "Apollo" в начале 1944 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 22 апр 2018, 21:37

Описание конструкции


Корпус


Быстроходные минные заградители типа "Эбдиэл" имели гладкопалубный корпус (впервые после тяжелых крейсеров типа "Каунти") с заметным подъемом к форштевню. Высота борта от конструктивной ватерлинии до верхней точки форштевня достигала 7,32 м, на миделе равнялась 5,49 м, в корме - 5,87 м. В остальном конструкция кораблей была близка к эскадренным миноносцам - именно от них они унаследовали линейное расположение силовой установки и довольно легкую конструкцию корпуса. Согласно расчетам, максимальный момент прогибания составлял 21 062 тм, момент перегиба - 17 496 тм, тогда как для современных крейсеров они были примерно в три раза выше.
Изображение - проекция "корпус" теоретического чертежа.
Корпус набирался по продольной схеме, без второго дна. Сплошных палуб было две - главная (минная) и верхняя. Правда, над отсеками силовой установки в центре минной палубы имелись большие вырезы, занимавшие более половины ширины корпуса. Между главной и верхней палубами эти вырезы зашивались вертикальными переборками, которые образовывали кожухи машинно-котельных отделений.
Корпус делился на отсеки семнадцатью главными водонепроницаемыми переборками. До верхней палубы формально доходили одиннадцать, однако пять из них частично - только в пределах кожухов машинно-котельных отделений (между вертикальными переборками и внешней обшивкой их не было), а шестая (кормовая) была существенно ослаблена наличием сдвижных дверей над минными путями. Остальные шесть главных водонепроницаемых переборок поднимались по высоте только до минной палубы. Имелось еще шесть переборок, доходивших лишь до нижней палубы (фактически - платформы).
Наличие у корабля протяженной минной палубы, не имеющей никакого разделения на водонепроницаемые отделения, представляло значительную опасность в случае получения повреждений. Неконтролируемое распространение воды по минной палубе могло привести к ее проникновению в неповрежденные отсеки через неплотно задраенные палубные люки, а большие площади свободной поверхности - вызвать потерю как поперечной, так и продольной остойчивости. В качестве компромисса корабли второй группы были оборудованы узкими водонепроницаемыми коффердамами вдоль минной палубы, но полностью проблему они не снимали.
Изображение - продольный разрез минзага "Латона" (копия подлинного чертежа).
Ввиду необходимости максимального снижения веса, броневая защита отсутствовала, за исключением легкой брони ходовой рубки и верхнего мостика толщиной 6,35 мм (1/4 дюйма).
Заградители имели две треногие мачты, причем фок был заметно выше грота. И мачты, и дымовые трубы устанавливались вертикально, без наклона к корме. У кораблей второй группы грот-мачта была сдвинута ближе к третьей трубе для обеспечения более широкого сектора стрельбы зенитным автоматам. Кроме того, у них было резко сокращено количество иллюминаторов - в кормовой части они отсутствовали вообще.
Корабли оснащались якорным устройством "миноносного" типа с двумя становыми якорями Холла и двумя электрическими шпилями. Характерного для крейсеров отдельного швартового шпиля не предусматривалось
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 25 апр 2018, 18:52

Энергетическая установка


Двухвальная главная энергетическая установка быстроходных минных заградителей типа "Эбдиэл" состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы Парсонса и четырех трехколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа с перегревателями. Силовая установка размещалась по линейному принципу и занимала четыре отсека: от носа в корму шли котельные отделения №1 и №2 (по два котла в каждом), машинное отделение и отсек редукторов. При этом дымоходы паровых котлов №1 и №4 выводились в крайние трубы, а котлов №2 и №3 - в общую среднюю трубу, которая в результате оказалась заметно шире, придавая кораблям дополнительное сходство с тяжелыми крейсерами типа "Каунти".
Турбозубчатые агрегаты активно-реактивного типа имели отдельные турбины крейсерского хода мощностью около 10 000 л.с. Редукторы - одноступенчатые. Рабочее давление пара - 21,1 атм., температура перегрева - 340°С. Суммарная проектная мощность силовой установки составляла 72 000 л. с. при 350 об/мин.
Корабли оснащались трехлопастными винтами, имевшими диаметр 3,5 м, шаг 4,57 м и площадь поверхности 9,01 м2.
Согласно проекту, максимальная скорость (для кораблей первой группы) составляла 39,75 узла при стандартном водоизмещении или 36 узлов продолжительно при полной нагрузке. Как уже было отмечено, "Эбдиэл" вообще не проходил испытаний, а испытания "Латоны" были проведены во время межбазового перехода, и их результаты остались неофициальными. Тем не менее, считается, что в условиях службы корабли в целом подтвердили проектные характеристики - в частности, каждые 50 т дополнительной нагрузки вели к падению скорости на четверть узла.
Первые полноценные испытания удалось провести для "Мэнксмэна", который показал 35,59 узла при водоизмещении 3 450 т и мощности 7 297 л.с. В пересчете на стандартное водоизмещение это соответствовало максимальной скорости 39,25-40,25 узла. Приводимые же в справочнике М.П. Кокера сведения о том. что "Мэнксмэн" имел репутацию корабля, способного поддерживать 44-узловую скорость, а "Латона" достигла целых 49 узлов (!), являются чистейшим вымыслом.
Существенно возросшее водоизмещение кораблей второй группы неизбежно привело к падению скорости. Она оценивалась в 39,25 узла при неполной и 33,75 узла при полной нагрузке, однако на испытаниях (с половинными запасами) "Ариадна" и "Аполло" показали результаты, близкие к результатам кораблей первой группы.
Для использования на стоянках имелся вспомогательный вертикальный котел с нефтяным отоплением, вырабатывавший пар давлением до 2,1 атм. В кормовом котельном отделении находились два дизель-генератора мощностью по 60 кВт (у кораблей второй группы, с целью повышения живучести, один из них был перенесен в отсек редукторов).
Запас топлива у кораблей первой группы включал 591 т нефти и 58 т соляра для дизель-генераторов. Согласно оперативно-тактическому заданию, дальность плавания спустя полгода после докования должна была составлять 5 300-5 500 миль экономическим 15-узловым ходом. К явному неудовольствию моряков, на испытаниях "Мэнксмэна" был получен гораздо более скромный результат - 4 860 (15) миль. С учетом возможности сжигания в котлах дизельного топлива, максимальная расчетная дальность плавания 15-узловым ходом (с чистым днищем) достигала 5 810 миль.
У кораблей второй группы запас топлива был доведен до 830 т нефти и 52 т соляра, что обеспечивало им несколько большую дальность плавания, хотя и она, по всей видимости, не дотягивала до проектной.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 27 апр 2018, 19:40

Вооружение


Минное оружие


Проект быстроходных минных заградителей создавался в то время, когда склады Королевского флота были заполнены старыми минами, оставшимися со времен Первой мировой войны, а новые модели имелись еще в недостаточных количествах. При этом мины старого образца (тип Н-II) были приспособлены к постановке либо вручную, либо при помощи троса, крепившегося за бугель и наматывавшегося на лебедку, тогда как мины новых типов (Мк.ХIV и Мк.ХV), для постановки которых прoектировались быстроходные заградители, использовали якорь типа Мк.ХV, рассчитанный на более прогрессивный метод постановки посредством цепной передачи ("конвейера") и имевший более широкую колею.
К концу 1940 года было принято решение, что строящиеся корабли должны иметь возможность ставить мины как нового, так и старого образца. В качестве основного использовался конвейерный метод. Приводной механизм цепи располагался в румпельном отделении на нижней палубе. Для постановки мин типа Н-II заградители оборудовались барабанными лебедками, которые устанавливались в кормовой части минной палубы, и комплектовались третьим (съемным) рельсом. Переоборудование с одного типа мин на другой занимало 12 часов.
Штатная минная нагрузка составляла 100 мин типа Мк.ХIV или Мк.ХV, которые принимались на два внешних минных пути. На два внутренних минных пути можно было принять еще 50 мин (позже максимальная вместимость была доведена до 156 мин, а по некоторым данным - даже до 162). Постановка производилась через четыре кормовых лацпорта, имевших размеры 1,22x2,13 м (4x7 футов), причем их внутренние кромки находились на расстоянии 2,44 м от диаметральной плоскости. Пост минного офицера, контролирующего постановку, располагался на минной палубе в непосредственной близости к лацпортам.
Прием мин осуществлялся через шесть грузовых люков в палубе. Четыре из них - по два для внешних и внутренних путей - располагались у кормовой надстройки, в районе 140-го шпангоута (внутренние - со смещением в нос относительно внешних), и обслуживались двумя электрическими кранами. Еще два люка находились у первой трубы, на 78-м шпангоуте Погрузка через них могла осуществляться при помощи двух съемных деррик-кранов, стрелы которых в походном положении крепились к боковой стенке носовой надстройки и использовались также для постановки параванов. На кораблях второй группы от пары люков над короткими внутренними минными путями отказались.
В состав минного оборудования входил также канатный измеритель пройденного пути. Он представлял собой барабан со 140 милями тонкого стального провода (диаметром 6 мм) с грузом на конце. Провод разматывался с кормы корабля через циклометрическое колесо, имевшее длину окружности 1,853 м (одну тысячную мили), снабженное тахометром и динамометром. Согласно Адмиралтейскому штурманскому пособию, прибор обеспечивал измерение расстояния с точностью 0,2%.
Изображение - канатный измеритель пройденного пути на борту минного заградителя "Аполло".
Для защиты от якорных мин корабли имели четыре паравана-охранителя типа "S" Мк.1. В походном положении они крепились на носовой надстройке, перед сигнальным мостиком.

Типы и характеристики английских морских мин


Мина типа Н-II
Стандартная контактная якорная мина конца Первой мировой войны, принята на вооружение в начале 1917 года представляла собой копию германской мины. Корпус - сферический, диaмeтpoм 96.5 см, заряд 145 кг ТНТ или аматола: семь гальваноуларных взрывателей ("рожок Герца").
Мина Mk.XIV
Якорная контактная мина. Принята на вооружение в 1920-е годы, корпус представлял собой разрезанную пополам сферу диаметром 102 см с цилиндрической вставкой высотой 20 см, вес заряда 145 или 227 кг, глубина постановки - до 915 м. Оснащалась 11 гальваноударными взрывателями.
Мина Mk.XV
Якорная контактная мина. Отличалась от предыдущей увеличенной высотой цилиндрической вставки (34 см), вес мины (без якоря) 381 кг при заряде 145 кг, глубина постановки 365 - 1 830 м, оснащена 11 гальваноуларными взрывателями (switch horn). С 1950 года обозначалась Мk.15.
Мина Mk.XVII
Вариант мины Mk.XV с гальваноударным или, позднее, акустическим взрывателем. С 1950 года обозначалась как Mk.17.
ИзображениеИзображение - якорная мина Mk.XVII в разрезе и процесс постановки таких мин с помощью лебедки и вручную.
Мина типа "М" Mk.I
Якорная магнитная мина в корпусе мины Mk.XV. Заряд 145 или 227 кг; глубина постановки 146 - 1 830 м.
Изображение - "Аполло" ставит магнитные мины типа "М" Mk.I у побережья Норвегии, декабрь 1944 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 29 апр 2018, 20:28

Противолодочное вооружение и прожектора


Противолодочное вооружение включало в себя 15 глубинных бомб, хранившихся на стеллажах в кормовой части, и гидроакустическую станцию "Асдик" типа 128, опускаемая антенна которой располагалась под носовым орудием. На практике станция использовалась, в основном, для обнаружения якорных мин.
В заведование минного офицера входили также два 44-дюймовых (112-см) стабилизированных боевых и два 20-дюймовых (51-см) сигнальных прожектора. Боевые размещались на специ¬альной прожекторной площадке между второй и третьей трубами, а управлялись дистанционно с мостика. Сигнальные прожекторы стояли "по-миноносному" - на сигнальных мостиках, выполненных в виде "наплывов" по бокам ходовой рубки. Рядом с каждым из них располагалась 10-дюймовая (25-см) сигнальная лампа. На кораблях второй группы от боевых прожекторов отказались - их функции отныне полностью перешли к радиолокационным станциям.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 02 май 2018, 14:46

Артиллерийское вооружение
и системы управления огнем


Артиллерийское вооружение кораблей типа "Эбдиэл" предназначалось, в первую очередь, для противовоздушной обороны.

Главный калибр


Главный калибр быстроходных минзагов состоял из шести 102-мм/45 универсальных орудий МK.ХVI в спаренных палубных установках Мk.ХIХА, расположенных на позициях "А", "В" и "Y". Являясь одним из самых распространенных в британском флоте, эта артсистема в годы Второй мировой войны широко применялась на кораблях всех классов. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, кожуха и съемного затворного кольца. Унитарный боеприпас и полуавтоматический вертикально-скользящий клиновой затвор позволили поднять техническую скорострельность до 20 выстрелов в минуту, хотя практическая была ниже - порядка 12-15 выстрелов. Снаряд отличался значительным для своего калибра весом, хотя и оставался относительно слабым для борьбы с надводными кораблями, а высокая, но не чрезмерная, начальная скорость обеспечивала хорошую дальность стрельбы и досягаемость по высоте.
Изображение - проекции вида сбоку и сверху спаренной 102-мм установки Мk.ХIХА.
В установке Мк.ХIХА оба ствола находились в общей люльке, обеспечивающей вертикальное наведение в диапазоне от -10 до +85 градусов. За счет введения противовесов, удалось снизить высоту цапф, что увеличило вес установки, но существенно облегчило труд заряжающих. Установка прикрывалась противоосколочным щитом толщиной 3,2 мм и снабжалась механизмом установки взрывателей. Вес установки составлял 15 749 кг.
Погреба заградителей вмещали боезапас из расчета по 250 снарядов на орудие.
ИзображениеИзображение - фрагмент носовой 102-мм установки "А" минзага "Латона" и кормовая установка одного из "систершипов" (фото взяты из Profile Morskie по кораблям данного типа).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 04 май 2018, 15:51

Система управления огнем 102-мм орудий


Для выдачи целеуказания зенитным орудиям служил установленный на мостике пост управления зенитным огнем (директор) Mk.IV - так называемая "Система наведения при большом угле возвышения" (HACS - High Angle Control System). Он оборудовался 15-футовым стереоскопическим дальномером и имел гидравлический привод горизонтального наведения. Для быстроходных минзагов директор модернизировали, приспособив для управления огнем по надводным целям. Данные для стрельбы вырабатывал баллистический вычислитель, находившийся в центральном артиллерийском посту (так называемая "передаточная станция" - Transmitting Station), расположенном на нижней палубе перед носовым котельным отделением по левому борту. Рядом с ним находилась электростанция низкой мощности, обеспечивающая питание приборов управления огнем, гирокомпасов, прожекторов и внутренней телефонной сети.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 05 май 2018, 23:32

Малокалиберная зенитная артиллерия
кораблей 1-й группы


Для обеспечения ПВО в ближней зоне служил четырехствольный 40-мм автомат "Виккерс" Мk.VII ("пом-пом"). Он объединял в себе четыре двухфунтовых автомата Мк.VIII. Установка весила 8 713 кг и снабжалась электрогидравлическим приводом с 11-сильным электромотором, обеспечивающим скорость вертикального и горизонтального наведения до 25 градусов в секунду, но делающим ее зависимой от источника энергии, в ручном режиме скорости наводки падали более чем вдвое. Вертикальное наведение могло осуществляться в диапазоне от -10 до +80°. Несомненным достоинством установки считалась высокая плотность огня, которую, однако, отчасти обесценивала недостаточная начальная скорость снаряда, ограничивавшая эффективную дальность стрельбы.
Наверное, только ленивый не упоминал еще один недостаток многоствольных автоматов - ненадежную подачу боеприпасов и частое заклинивание патронов. Он, действительно, имел место, но, главным образом, при использовании нештатных матерчатых лент, сохранившиеся еще с Первой мировой войны, тогда как со штатной металлической лентой (десять секций по 14 патронов, уложенные в магазин) особых проблем не отмечалось. Боезапас состоял из 7 200 патронов (по 1 800 на ствол).
Управление стрельбой многоствольного "пом-пома" осуществлялось посредством установленной на кормовой надстройке прицельной колонки (директора) Mk.II с 4-футовым (1,22 м) дальномером
Дополняли зенитное вооружение два счетверенных 12,7-мм ("полудюймовых") пулемета "Виккерс" Mk.III, установленных побортно на нижнем ярусе носовой надстройки. Установка Мk.III весила 1 170 кг и обеспечивала вертикальное наведение в диапазоне от -10 до +80°. Боезапас - по 2 500 патронов на ствол.
Кроме того, на первых четырех минзагах имелось по четыре 7,7-мм пулемета Льюиса на переносных станках, которые могли устанавливаться в различных местах корабля.
P.S. Чертежи и фото "пом-помов" и 12,7-мм пулеметов уже не единожды публиковались в темах этого раздела, не вижу смысла ещё раз повторяться....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 08 май 2018, 14:54

Малокалиберная зенитная артиллерия
кораблей 2-й группы


Состав артиллерийского вооружения стал, пожалуй, наиболее заметным различием между кораблями первой и второй подгрупп. Последние, как уже было отмечено, сохранили всего две спаренные 102-мм установки Мk.ХІХА(на позициях "А" и "Y") и несли иной состав малoкалиберной зенитной артиллерии.
Согласно проекту, "Ариадна" и "Аполло" должны были вооружаться тремя спаренными 40-мм автоматами "Хаземайер-Бофорс" Mk.IV и пятью спаренными 20-мм автоматами "Эрликон" Мk.V.
Разработанный шведской фирмой "Бофорс" и выпускавшийся в Великобритании по лицензии (с 1937 года для армии, с 1941-го - для флота) 40-мм/56 автомат по праву считается лучшим образцом тяжелого автоматического зенитного оружия периода Второй мировой войны и в особом представлении не нуждается. Он имел моноблочный ствол, автоматику, работающую на принципе отвода пороховых газов, и вертикально-скользящий затворный механизм. Питание - обойменное (по 4 патрона).
В мае 1940 года в Великобританию прибыл голландский минный заградитель "Виллем ван дер Заан", на котором были установлены спаренные 40-мм "бофорсы" в оригинальных установках фирмы "Хаземайер" ("Наzеmеуеr") с силовым приводом, стабилизацией в трех плoскостях и автономным баллистическим вычислителем. Установка была скопирована в Великобритании с использованием британских комплектующих и в 1943 году поступила на вооружение под обозначением Mk.IV, хотя в обиходе, да и в официальных документах продолжала именоваться "Хаземайер" или "Хаземайер-Бофорс". Ее вес составлял около 7 т, она комплектовалась радаром типа 282 и системой управления огнем "Уорд-Леонард", обеспечивала вертикальное наведение в пределах от -10 до +90°, скорость наведения достигала 25 градусов в секунду.
Изображение - проекции установки "Хаземайер-Бофорс" (вид сверху и сбоку).
Столь же известным был и 20-мм/70 автомат швейцарской фирмы "Эрликон". Автоматика орудия работала на принципе отдачи затвора с опережающим воспламенением капсюля, питание осуществлялось из цилиндрического магазина на 60 патронов, благодаря чему темп стрельбы достигал 460-480 выстрелов в минуту, в боекомплект входили бронебойные, бронебойно-зажигательные, зажигательные, трассирующие и осколочные снаряды. В итоге "эрликон" значительно превосходил "пом-пом" по практической скорострельности, почти не уступая в досягаемости по высоте, а разрывной 20-мм снаряд обладал гораздо большей разрушительной силой, чем сплошная 12,7-мм пуля "Виккерса". К тому же, автомат зарекомендовал себя весьма неприхотливым и надежным.
Спаренная 20-мм установка Мk.V была принята на вооружение в конце 1942 года. Два "эрликона" располагались в ней на общем вращающемся основании (расстояние между осями стволов 33 см), вместе с креслом наводчика. Установка снабжалась электрогидравлическим приводом и защитным щитом. Ее вес составлял 1 248 кг, из которых 81 кг приходилось на насос и электромотор, располагавшиеся вне вращающейся структуры, углы вертикального наведения - от -10 до +70°.
Изображение - 20-мм "спарка" Mk.V с силовым приводом (проекции с трех ракурсов).
На быстроходных минзагах второй группы один "Хаземайер-Бофорс" должен был располагаться на позиции "В", два других - побортно на кормовой надстройке (с некоторым смещением в нос от места расположения "пом-пома" у кораблей первой группы);
- по два спаренных "эрликона" должны были стоять на крыльях нижнего мостика и на бывшей прожекторной площадке между второй и третьей трубами, пятый - на кормовом шельтердеке. В ходе достройки, ввиду острого дефицита 40-мм автоматов, "Ариадна" и "Аполло" в качестве временной меры получили шестую 20-мм "спарку" вместо "бофорса" на позицию "В" - ее установили несколько впереди штатного места, что обеспечило увеличенные секторы стрельбы.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 10 май 2018, 20:52

Радиолокационное оборудование


К моменту вступления в строй головного представителя серии радиолокационное оборудование являлось уже непременным атрибутом вооружения кораблей. На радары возлагались две важнейшие функции: обнаружение целей и управление артиллерийским огнем.
Изначально "Эбдиэл", "Латона", "Мэнксмэн" и "Уэлшмэн" оборудовались радиолокационными станциями типов 286М и 285.
Радар типа 286М работал на длине волны 1,4 м (частота 214 МГц), имел мощность 10 кВт и позволял обнаруживать как воздушные, так и надводные цели. Его антенна, за свой характерный внешний вид получившая жаргонное название "кровать", крепилась неподвижно на топе фок-мачты и обеспечивала наблюдение только в носовом секторе шириной 60°. Дальность действия по самолету достигала 25 миль, по кораблю класса "крейсер" - 6-8 миль, но точность пеленгования была низкой (за исключением узкого сектора строго по носу).
Радиолокационная станция типа 285 предназначалась для управления огнем 102-мм орудий, работала на длине волны 0,5 м, имела мощность 25 кВт, дальность до 9 миль и могла использоваться для действия как по воздушным, так и по надводным целям. Антенна состояла из шести излучателей типа "волновой канал" (жаргонное название - "рыбья кость") и обеспечивала узкую диаграмму направленности: 18° в горизонтальной и 43° в вертикальной плоскости. Чтобы луч радара совпадал с линией прицеливания, антенна монтировалась непосредственно на директоре.
На той же элементной базе была разработана станция типа 282, предназначенная для управления огнем зенитных автоматов и отличавшаяся только наличием двух излучателей вместо шести и меньшей дальностью действия (до 2,5 миль). На кораблях первой группы ее антенна монтировалась на директор "пом-пома", второй - непосредственно на 40-мм автоматы.
Впоследствии вместо радаров типа 286 стала устанавливаться новая станция обнаружения целей типа 291. "Ариадна" и "Аполло" оснащались ей при вступлении в строй, остальные - в ходе модернизаций. Она имела совмещенную приемо-передающая антенну в виде четырех двойных диполей, установленных на вращающейся Х-образной раме, вследствие чего получила жаргонное название "крест". Новый радар работал в диапазоне метровых волн, имел мощность 80 кВт и обеспечивал обнаружение самолетов на дистанции до 50 миль, надводных кораблей - до 10 миль.
Изображение - HMS "Abdiel" в начале 1943 года, на топе фок-мачты - антенна РЛС типа 291.
Помимо этого, корабли второй подгруппы оснащались радиолокационными станциями обнаружения надводных целей сантиметрового диапазона: "Ариадна" - типа 272, "Аполло" - типа 276. Они работали на 10-см волнах (рабочая частота 3 ГГц), имели мощность до 100 и 500 кВт соответственно и обеспечивали обнаружение кораблей класса "крейсер" на дистанции до 10-12 миль. Погрешность по дальности не превышала 180 м, по пеленгу - 2-3 градусов. Обе станции имели сдвоенные антенны сегментно-параболического типа ("двойной сыр"), но у типа 272 она закрывалась радиопрозрачным конусом из дерева и плексигласа, внешне напоминавшим фонарь маяка.
На "Ариадне" радар типа 272 устанавливался на нижней площадке фок-мачты. "Аполло" отличался от своих собратьев тем, что топ фок-мачты у него занимала антенна станции типа 276, из-за чего находившуюся там у остальных антенну радара типа 291 пришлось перенести на специальный пилон около нижнего рея.
Помимо радаров, с середины войны быстроходные минные заградители оборудовались станциями радиотехнической разведки, улавливающими излучение неприятельских радиолокаторов, и станциями опознавания "свой-чужой" (IFF - Identification Friend or Foe).
Изображение - HMS "Apollo" в начале 1944 года. На топе фок-мачты установлен радар типа 276 вместо типа 272
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 13 май 2018, 20:20

Шлюпки и катера


Штатный набор корабельных плавсредств быстроходных минных заградителей включал пять катеров и шлюпок:
- два 25-футовых (7,6 м) моторных катера (один из них - быстроходный);
- 27-футовый (8,2 м) вельбот;
- 16-футовый (4,88 м) моторный динги;
- 4-футовый (4,26 м) динги.
Кроме того, корабли несли до десяти спасательных плотов Карлея.
P.S. Плавсредства, в принципе, стандартные для кораблей Royal Navy, поэтому не вижу смысла в который раз постить фото и чертежи, которые есть в соседних темах данного раздела.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 15 май 2018, 19:36

Мореходность и маневренность


Мореходность и остойчивость кораблей оценивались как хорошие. Высокий надводный борт с большим развалом носовых шпангоутов обеспечивал хорошую всхожесть на волну, позволяя палубе оставаться сухой в свежую погоду. Для уменьшения бортовой качки предусматривались скуловые кили. Расчетная поперечная метацентрическая высота для "Эбдиэла" при стандартном водоизмещении равнялась 0,536 м, максимум восстанавливающего момента соответствовал углу крена в 61°, восстанавливающий момент исчезал при крене более 90°.
ИзображениеИзображение - эти снимки "Аполло" в Северной Атлантике наглядно иллюстрируют мореходность минзагов.
С маневренностью дело обстояло несколько хуже. Специфика обводов кормовой части вынуждала использовать на кораблях балансирный руль небольшого размера и маломощную рулевую машину "миноносного" типа. Как следствие, диаметр циркуляции у них был сопоставим с таковым у гораздо более крупных крейсеров.

Названия и девизы


Головной корабль серии унаследовал свое имя от лидера эсминцев, в ходе постройки переоборудованного в быстроходный минный заградитель и отличившегося во время Ютландского сражения. Эбдиэл, или Абдиэль - мужественный "пламенный серафим" из книги "Потерянный Рай" Джона Мильтона (1608-1674).
Название "Мэнксмэн" (уроженец острова Мэн) ранее также носил всего один корабль - гидроавианосец периода Первой мировой войны, наименование "Уэлшмэн" (уроженец Уэльса, валлиец) использовалось впервые.
Оставшиеся три имени были взяты из древнегреческой мифологии:
Латона - титанида, возлюбленная Зевса, мать близнецов Аполлона и Артемиды;
Аполлон - бог света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз;
Ариадна - дочь критского царя Миноса, чья путеводная нить помогла Тесею выбраться из Лабиринта.
Их можно назвать традиционными для Королевского флота: название "Латона" присваивалось боевому кораблю в четвертый раз (предыдущим был бронепалубный крейсер 1-го класса, также переоборудованный в минный заградитель - на его минах в 1918 году погиб германский легкий крейсер "Бреслау" и получил повреждения линейный крейсер "Гебен"), "Аполло" - в восьмой, "Ариадна" - в девятый.
Большинство представителей серии носили традиционные девизы:
"Эбдиэл" - "Semper Fidelis" (Всегда предан);
"Латона" - "Vestigia nostra cavate" (Сторонись нашего пути);
"Мэнксмэн" - "Stabit quoconque jerceris" (Как ни брось - будет стоять);
"Аполло" - "Fortis et benignus" (Сильный и милосердный);
"Ариадна" - "Celeretaudax" (Быстрый и неустрашимый);
"Уэлшмэну" девиз, по всей видимости, не присваивался.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Быстроходные минзаги типа "Abdiel"

Сообщение Scharnhorst » 25 дек 2018, 17:42

Окраска минных заградителей


В 1941 году, когда вступали в строй минзаги первой серии, вопросы, связанные с камуфляжной окраской кораблей Королевского флота, еще не были до конца отработаны и четко зафиксированы в руководящих документах. Как следствие, окраска быстроходных заградителей оказалась весьма разнообразной. К сожалению, отсутствие документальных свидетельств по ряду периодов не позволяет говорить о ней с полной достоверностью, поэтому придется основываться на отрывочных сведениях и имеющихся фотографиях.
"Эбдиэл" вошел в строй в стандартной окраске Флота метрополии, основным цветом которой являлся средне-серый (507Ь) с темно-серыми (507а) палубами. После прибытия на Средиземное море весной 1941 года, он получил нестандартный двухтональный камуфляж "осколочного" типа (Splinter Туре), заключавшийся в нанесении частых темно-серых полос и клиньев на общий светло-серый (507с) фон борта и надстроек. Окраска была симметричной для левого и правого бортов. Как долго она сохранялась на корабле, сказать невозможно.
Изображение - "Эбдиел" в Александрии, середина 1941 года.
"Латона" после вступления в строй была закамуфлирована по неофициальной - и потому не слишком распространенной - "искажающей" схеме (Disruptive Туре). У нее был темно-серый корпус, в верхней части которого "уступом" наносилась полоса средне-серого цвета, средне-серые надстройки, а верхние части дымовых труб и кормовой мостик - белые. Окраска левого и правого бортов была симметричной. Данный камуфляж практически без изменений сохранялся вплоть до гибели заградителя в октябре 1941 года.
Изображение - схема окраски "Латоны" и "Эбдиела", 1941 год.
"Мэнксмэн" поначалу был окрашен в средне-серый цвет с темно-серыми палубами и деревянным настилом на прожекторной платформе. В августе 1941 года, для проведения дерзкой минной постановки в районе Генуи, он получил оригинальный камуфляж, призванный придать ему внешнее сходство с французскими контрминоносцами типа "Ягуар". Его перекрасили в светло-серый цвет, из деревянных плит сделали фальшивые носовую и кормовую оконечности, в верхней части корпуса и на надстройках нанесли темную полосу, создающую визуальную иллюзию полубака, для усиления эффекта на леера в носовой части дополнительно натягивался брезент;
- на дымовые трубы установили черные козырьки и фальшивые наделки, придающие им видимость скошенных (с той же целью со стороны кормы на них нанесли белые клинья);
- верхушки мачт перекрасили в белый цвет.
Что же касается всего остального периода службы "Мэнксмэна" вплоть до 1945 года, то какая-либо достоверная информация относительно его окраски начисто отсутствует.
Вошедший в строй последним "Уэлшмэн" с самого начала получил сложный четырехцветный камуфляж Адмиралтейского искажающего типа (Admiralty Disruptive Туре). В нем использовались светло-серый (MS4A), темно-серый (MS2), черно-серый (MS1) и темно-сине-серый (В5) цвета, наносившиеся неровными пятнами на корпус и надстройки, причем рисунки камуфляжа левого и правого бортов заметно отличались.
В мае 1942 года, для участия в операции по доставке снабжения на Мальту, этот корабль, подобно "Мэнксмэну" годом ранее, был закамуфлирован под французский контрминоносец. Правда, детали камуфляжа отличались - в частности, ему не приделывались фальшивые оконечности и наделки на трубы. Видимо, очень скоро маскировку сочли разгаданной неприятелем, поскольку уже в июле 1942 года "Уэлшмэн" был перекрашен в однородный светло-серый цвет, однако осенью снова получил четырехцветный искажающий камуфляж, почти не отличающийся от того, который нес ранее.
Подобным же образом был окрашен завершивший ремонт "Эбдиэл", получивший в начале 1943 года четырехцветный искажающий камуфляж с использованием темно-серого (G10), серо-зеленого (G20), средне-сине-серого (В30) и бледно-синего (В55) цветов. Палубы корабля были темно-серыми (G10), за исключением небольшого участка, покрытого специальной мастикой "Семтекс".
ИзображениеИзображение - "Уэлшмэн" и "Эбдиел" в четырехцветном искажающем камуфляже, 1941 и 1943 годы соответственно.
К концу 1943 года, когда вступили в строй представители второй группы, повсеместно стала применяться Адмиралтейская стандартная схема в виде довольно крупных полос неправильной формы, без резких изломов. "Ариадна" и "Аполло" изначально несли практически идентичный трехцветный камуфляж из бледно-синего (В55), средне-сине-серого (В30) и темно-сине-серого (В15) цветов. При этом окраска левого и правого бортов у них сильно отличалась.
"Ариадна" в период совместных действий с американским флотом в 1944-1945 годах несла окраску, очень близкую к американской схеме Ms. 22: корпус корабля красился в "военно-морской синий" (Navy Blue, код 5-N по аме¬риканской классификации), а надстройки - в "туманный серый" (Haze Gray, код 5-Н).
Наконец, в середине 1945 года, перед вхождением в состав Британского Тихоокеанского флота, "Аполло", "Ариадна" и "Мэнксмэн" были перекрашены по стандартной Адмиралтейской схеме: корпус и надстройки - светло-серые (G45), в средней части - широкая полоса синего цвета (В20), палубы - средне-сине-серые (В30).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Британский флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость