Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 02 фев 2011, 16:59

Однажды подобная тема уже существовала на нашем старом(ныне прекратившем существование) форуме. Перенести её сюда я не смог ввиду отсутствия некоторых принимавших участие в её развитии пользователей.
Поэтому начинаем все сначала - в данной теме будут выкладываться статьи, фотоматериалы, архивные документы, находящиеся в свободном доступе по линкорам типа "Нельсон", модель одного из которых собирает Ваш покорный слуга - т.е я :oops:
__________________________________________________________________________________________________________
Итак, начнем, пожалуй, как всегда - с истории проекта.

Проектирование новых линкоров для Британского флота.


В начале 20-х годов сложилась весьма своеобразная ситуация, характерная стремлением ведущих морских держав сохранить сложившееся в послевоенный период соотношение линейных сил. Страны Европы, ослабленные войной, не могли продолжать численно и качественно наращивать свои флоты. США и Япония, получившие от войны значительные политические и финансовые выгоды, полагали, что обладают довольно мощными линейными силами и смогут решить свои проблемы, и в первую очередь в Восточной Азии и Тихом океане.
Руководство японского флота исходило из того, что американцы, не имевшие в то время линейных крейсеров, прекратят их постройку после подписания соглашения, и Япония благодаря этому получит неоспоримое преимущество, так как обладала 4 линейными крейсерами (типа "Конго"). Англичане же рассчитывали на то, что конференция в Вашингтоне позволит им избавиться от большого количества устаревших дредноутов и воспрепятствует закладке новых линкоров в других странах мира, с одновременной разборкой уже заложенных кораблей. Тем самым английские политики планировали сохранить в составе своего флота наиболее совершенные линкоры (прежде всего с 381-мм артиллерией) при сложившемся соотношении линейных флотов мира.
Работа Вашингтонской конференции в 1922 году, с участием представителей Великобритании, США, Японии, Франции и Италии, в основном сосредоточилась вокруг проблемы линейных сил.
В итоге, по принятому на Конференции соглашению, были установлены следующие предельные нормы тоннажа линейных флотов: для Великобритании и США - 525 000 т, для Японии —315 000 т, а для Франции и Италии — по 175 000 т. Предельный калибр артиллерии для линкоров установили в 16 дюймов (406 мм), а водоизмещение каждого из вновь закладываемых кораблей ограничили 35000 тоннами. Кроме того, в постройке линкоров объявили 10-летний перерыв, а все заложенные и устаревшие дредноуты подлежали разделке на металл.
В силу решений Вашингтонской конференции Англия потеряла право на постройку своих четырех линейных крейсеров программы 1921 года. Однако 2-я статья этого соглашения предусматривала закладку 2 линейных кораблей с договорными тактико-техническими элементами.
Законопроект о начале постройки двух новых "договорных" линкоров для британского флота без каких-либо проблем прошел через парламент уже в конце 1922 года. По настоянию 1-го Морского Лорда на линкорах сохранялись вооружение и бронирование линейных крейсеров программы 1921-го года. При этом конструкторам следовало, по возможности, добиться скорости хода не меньшей, чем у линкоров типа "Куин Элизабет" и тем самым сохранить известную однородность английского линейного флота. Такой подход к проблеме создания линкоров нового поколения встретил серьезные возражения среди части высших офицеров Адмиралтейства. Они предлагали сократить число 406-мм орудий до 6 и благодаря этому сохранить скорость линейных крейсеров, что позволяло бы использовать корабли совместно с линейным крейсером "Худ". Но все оригинальные, но нежизнеспособные проекты в конечном счете были отменены после того, как поступило предложение "укоротить" линейные крейсера с 406-мм артиллерией до водоизмещения в 35 000 т и при этом обеспечить им ход не менее 23 узлов при суммарной мощности механизмов в 45 000 л. с.
Это предложение позволяло сэкономить на проектных работах и использовать уже имеемый запас судостроительной стали, что в условиях существовавшего дефицита средств было крайне важным. Тем не менее, дебаты вокруг проекта линкоров продолжались даже после утверждения эскизного проекта. Главным доводом его противников была сравнительно малая скорость хода. При этом забывалось, что наиболее современные и скоростные американские и японские линкоры даже на пробах, при форсировании механизмов, едва достигали хода в 22 узла.
Несмотря на все споры и противоречия, строить стали линейные корабли с 9-ю 406-мм орудиями, даже несмотря на скорость в 23 узла, считавшуюся в начале 20-х годов явно недостаточной для линейного корабля нового поколения.
Перед английскими конструкторами стояла весьма непростая задача. Впервые приходилось создавать корабль, водоизмещение которого было ограничено не какой-либо оперативно-тактической целесообразностью, а строго оговоренной величиной, и на 13 000 т меньшей, чем у уже разработанного почти "идеального" линкора. С другой стороны, концентрация артиллерии в носовой оконечности, позволявшая использовать основательное бронирование при сравнительно небольшом водоизмещении, теоретически не годилась для корабля, имевшего ограниченную скорость хода. Однако пришлось и здесь принести в жертву оборонительным качествам наступательные. При этом англичане исходили из того, что после уничтожения германского флота наиболее вероятными противниками считались США и Япония, флоты которых не располагали быстроходными линейными кораблями. Японские же линейные крейсера типа "Конго", имевшие ослабленное бронирование и артиллерию, значительно уступавшую по огневой мощи артиллерии проектируемых англичанами кораблей (9 406-мм орудий против 8 343-мм), не могли считаться серьезным противником.
Таким образом, используя рабочие чертежи линейного крейсера программы 1921 года, англичане смогли к ноябрю 1922 года закончить проектирование, а 28 декабря того же года заложить оба "договорных" линейных корабля с 406-мм артиллерией. Их назвали "Нельсон" и "Родней" в честь наиболее прославленных английских адмиралов.
294 - Эскизы проектов линкоров для британского флота начала 20-х годов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 13 фев 2011, 23:38

Постройка и довоенная служба линкоров.


Оба корабля были заложены 28 декабря 1922 года. "Нельсон" - на верфи "Armstrong & Со" в Ньюкасле, "Родней" — на верфи Cammell-Laird & Со в Биркенхеде. По английским стандартам их постройка протекала крайне медленно. Наряду с чисто технологическими причинами это объясняется тяжелым финансовым положением страны.
"Нельсон" сошел на воду 2 сентября 1925 года, а "Родней" — 17 декабря того же года. На достройку линкоров было затрачено еще 2 года. Первый из них сдали флоту 10 сентября 1927 года, а второй — 10 ноября 1927 года. До этого рекордсменом по продолжительности постройки среди английских кораблей был линейный крейсер "Худ", заложенный в сентябре 1916 года и вошедший в строй в марте 1920 года, строившийся 3,5 года.
"Нельсон" обошелся государству в 7,504 млн, а "Родней" — 7,617 млн фунтов стерлингов.
При проведении ходовых испытаний главные механизмы обоих кораблей достигли мощности 46 000 л. с., что позволило "Нельсону"развить ход в 23,5 узла, а "Роднёю" — 23,8 узла. Одновременно были выявлены и конструктивные недостатки — корабли плохо управлялись, особенно в узкостях и при боковом ветре (из-за высокого надводного борта и массивной надстройки), медленно реагировали на перекладку руля на скоростях до 15 узлов. Результаты испытаний вызвали новую волну критики в их адрес. Однако, надо отметить, что, пожалуй, единственным компромиссом в них была скорость хода. В остальном оба корабля вполне отвечали требованиям, предъявляемым к тяжелым артиллерийским кораблям того периода, что затем доказала их боевая деятельность.
Учитывая особый статус линкора, на "Нельсоне" в 1939 году, одном из первых (по другим данным, самом первом) установили радиолокационную станцию обнаружения воздушных целей, известную как радар типа 79 Y. Ее антенна размещалась на топе грот-мачты, а приборы — в специальном помещении между ее стойками. К тому времени были демонтированы 12,7-мм зенитные пулеметы. В дополнение к одноствольным 40-мм автоматам "Нельсон" вооружили 2 счетверенными установками "Виккерс" Мк III. Их разместили в специальных спонсонах на носовой надстройке.
Иначе перевооружался "Родней". В 1933 году вместо постов управления 120-мм зенитными орудиями на нем смонтировали 2 восьмиствольные 40-мм установки "Виккерс" Мк VIA ("пом-пом") с кассетными механизмами подачи боеприпасов. Эта модернизация явно носила экспериментальный характер, т. к. установки Мк VIA в тот период не имели систем управления огнем и отличались ненадежностью. Лишь в 1938 году на носовой надстройке установили пирамидальную конструкцию, на которой разместили стабилизированный пост наводки. Чтобы освободить место для приборов управления огнем, пришлось вынести трапы наружу надстройки. Уже в ходе боевых действий стабилизированный пост наводки на "Роднее" дополнили антенной радара "тип 282".
В 1934 году оба линкора вооружили гидросамолетами. На "Роднее" их было 2, а на "Нельсоне" только 1. В принципе, корабли не имели приспособлений для использования авиации и самое главное — ангаров для гидросамолетов. Они хранились на верхней палубе, либо непосредственно на катапульте, которая имелась только на "Роднее". Кран для подъема гидросамолетов находился слева от носовой надстройки. На "Нельсоне" гидросамолет мог взлететь только с воды, что ограничивало его боевое использование.
Не менее сложным был запуск самолета с катапульты на "Роднее". Пневматическая складывающаяся катапульта располагалась на башне "С". Ее разворачивали перпендикулярно диаметральной плоскости корабля (либо наводили самой башней на траверзный курсовой угол), раскладывали, а уж затем приводился в действие пусковой механизм. При стрельбах артиллерией главного калибра гидросамолеты должны были быть в воздухе или убраны за носовую надстройку. В противном случае они разрушались дульными газами. В общем авиационное вооружение линкоров имело массу недостатков, тем не менее оно сохранялось до зимы 1943/44 года. За это время сменили друг друга 2 типа гидросамолетов. Первоначально это был "Swordfish" Mk I в варианте разведчика-корректировщика. Когда авиационное вооружение с линкоров убрали, кран остался и обеспечивал подъем и спуск шлюпок, катеров, различных грузов и боеприпасов.
После вступления в строй оба корабля вошли в состав Атлантического флота. В течение 14 лет, исключая промежуток времени с января по август 1940 года, "Нельсон" являлся его флагманским кораблем, и за этот период на нем держали свой флаг 7 командующих.
Незадолго до войны Атлантический флот реорганизовали во Флот Метрополии. Оба корабля вошли в состав 2-ой эскадры линкоров и даже после начала боевых действий продолжали оставаться наиболее современными и мощными артиллерийскими кораблями английского флота.
К 31 августа 1939 года английский флот был развернут по районам дислокации военного времени. Командующий Флотом Метрополии адмирал Форбс держал свой флаг на "Нельсоне".
369 - погрузка припасов на "Родней" перед походом.
370371 - "Нельсон" в 1939 году.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Re: Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 18 фев 2011, 16:43

Линкоры вступают в боевые действия.


Начало войны.

3 сентября 1939 года с началом войны Германии была объявлена морская блокада. Район патрулирования для главных сил Флота Метрополии находился примерно в 400 милях западнее Гибридских островов. С точки зрения борьбы с германскими рейдерами выход линейных кораблей "Нельсон" и "Родней" в Северное море не имел смысла. Так как в начале 1941 года наиболее сильными кораблями немцев были "Шарнхорст" и "Гнейзенау", которые с их 9 280-мм орудиями не могли вести на равных бой ни с современными кораблями, ни с их предшественниками типа "Куин Элизабет".
Однако, как и прочие немецкие корабли, рейдеры обладали большой скоростью хода и легко избегали боевого столкновения с противником. Руководители английского Адмиралтейства отдавали себе отчет в сложившейся ситуации и тем не менее предписывали Форбсу использовать для борьбы со скоростными рейдерами тяжелые корабли Флота Метрополии. Форбс протестовал, ссылаясь на то, что испытывает острую нужду в эсминцах и из-за этого не может обеспечить надежную противолодочную оборону своим линкорам. Адмиралтейство оставалось непреклонным, и уже 3 сентября 1939 года Форбс вывел свои корабли в море, стремясь перехватить лайнер "Бремен", который, как полагали, направлялся из Нью-Йорка в Германию.
Флот Метрополии взял курс на север, но вечером того же дня Форбс получил сообщение о том, что немецкий флот выходит с рейда Шиллинг, и был вынужден вернуться в назначенный район блокады.
В течение 3 дней "Нельсон" и "Родней" с эскортом маневрировали восточнее Оркнейских островов. Густой туман, который сопровождал корабли, создавал постоянную угрозу столкновения. Противника обнаружить не удалось, и вечером 6 сентября флот вернулся в Скапа Флоу.
7 сентября 1939 года Форбс вновь вышел в море. На этот раз "Нельсон" и "Родней" сопровождали линейный крейсер "Рипалс", авианосец "Арк Роял", легкие крейсера "Орора", "Шеффилд" и 10 эсминцев.
Адмирал повел эскадру к Норвежскому побережью в надежде перехватить германские торговые суда, прорывавшие блокаду. Корабли вновь попали в полосу густых туманов и 12 сентября вернулись в базу, так и не добившись успеха. Ссылаясь на эти 2 выхода, Форбс послал докладную записку в Адмиралтейство, в которой он обосновал бесполезность использования тяжелых артиллерийских кораблей для морской блокады Германии, во всяком случае в таком режиме. В Адмиралтействе согласились с Форбсом, но блокадных действий Флота Метрополии не отменили, а лишь рекомендовали перенести главную базу на западное побережье Шотландии в Лох-Ю.
Одновременно в Северном море начала формироваться дозорная линия из вспомогательных крейсеров. Так как немецкие боевые корабли особой активности не проявляли, Форбс вывел свои линкоры в море лишь 22 сентября с целью прикрыть действия 2-ой эскадры крейсеров ("Саутгемптон", "Глазго", "Шеффилд", "Орора") и 8 эсминцев при их попытке совершить рейд в Скагеррак. Но Флот Метрополии вновь попал в густой туман, и 2 эсминца охранения линкора "Нельсон" столкнулись. Форбс решил не рисковать и 23 сентября вернулся в Скапа - Флоу.
К началу октября в Северном море наконец-то сформировали дозорную линию из вспомогательных крейсеров, и необходимость постоянных выходов в море тяжелых кораблей отпала.
И тут 8 октября 1939 года "Гнейзенау" с легким крейсером "Кельн" и 9 эсминцами вышел в море с целью нанести удар по торговым коммуникациям англичан между Норвегией и Великобританией. По возможности, германским кораблям надлежало заманить английские линкоры в район Скагеррака, где действовали подводные лодки.
Полагая, что "Гнейзенау" прорывается в Атлантику, Форбс направил на его перехват скоростные линейные крейсера "Худ" и "Рипалс" в сопровождении 2-х легких крейсеров, а сам вечером 8 октября, держа флаг на "Нельсоне", последовал с "Роднеем" в район между Шотландскими островами и Норвегией, где весь следующий день безуспешно искал противника. Немцы в это время уже вернулись в свою базу.
Исходя из тихоходности линкоров, Форбс решил перебазировать их в Лох-Ю, откуда было легче перехватить германские рейдеры, прорывающиеся в Атлантику.
14 октября 1939 года на рейд Скапа - Флоу, официально остававшийся главной базой флота, в период новолуния, когда оба прилива приходились на темное время суток, прорвалась германская подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. В течение часа лодка отправила на дно линкор "Ройял Оук" и благополучно ушла в море. Находись "Нельсон" и "Родней" в Скапа - Флоу, Прин провел бы атаку и против них.
После этого случая, пока приводили в порядок противолодочную и воздушную оборону Скапа - Флоу, Лох-Ю временно стал главной базой флота. В это время немцы совершили на Скапа - Флоу целый ряд воздушных налетов и сделали правильный вывод о том, что линкоры перебазированы в Лох-Ю. Затем германское морское командование направило в этот район несколько подводных заградителей. На минах, выставленных U-31, 4 декабря 1939 года "Нельсон" подорвался и получил серьезные повреждения. До этого в период с середины октября 1939 года и до момента его подрыва на мине оба линкора участвовали в 3-х операциях флота.
Первая была проведена с 23 по 31 октября и имела целью прикрыть конвой судов с железной рудой, сформированный в Нарвике. Конвой благополучно прибыл в Ферт-оф-Форт, а линкоры вернулись в Лох-Ю. Вторую такую же операцию Флот Метрополии провел с 12 по 17 ноября. После нее "Нельсон" и "Родней" перешли в Клайд для проведения текущего ремонта и переборки механизмов.
Однако 23 ноября Форбс получил сообщение от вспомогательного крейсера Северного патруля об обнаружении между Фарерскими островами и Исландией броненосного корабля "Дойчланд". На самом деле это был "Шарнхорст", вышедший с "Гнейзенау" из Вильгельмсхафена с задачей отвлечения патрульных сил и дезорганизации торгового судоходства англичан в Северном море.
В ночь на 24 ноября "Нельсон" и "Родней" покинули Клайд, пытаясь перехватить противника у Норвежского побережья. В тяжелых штормовых условиях с 25 по 28 ноября Форбс напрасно ожидал донесений о противнике от своих крейсеров и авиации, оперировавших у берегов Норвегии.
28 ноября 1939 года при очередной перемене курса, в результате удара волны "Родней" получил серьезные повреждения рулевого управления и вынужден был своим ходом направиться в Клайд, где его ремонт продолжался до начала 1940 года. "Нельсон" же продолжал оставаться в море. 30 ноября Форбс повернул на юг и начал вести поиск в южной части Северного моря.
3 декабря стала очевидной вся бессмысленность дальнейших поисков противника. Кроме того, у эсминцев эскорта уже были на исходе запасы топлива. Они даже не смогли бы сопровождать флагмана в Клайд, где линкору надлежало пройти запланированный текущий ремонт. Форбс решил пополнить запасы топлива в Лох-Ю. При входе в базу "Нельсон" и подорвался на магнитной мине, выставленной U-31. Корабль потерял ход и простоял в Лох-Ю до 4 января 1940 года, ожидая благоприятных условий для буксировки в Портсмут.
Ремонт "Нельсона" затянулся до августа 1940 года, и объясняется это тем, что наряду с устранением полученных на мине повреждений корабль перевооружили. С установлением линии дозора из вспомогательных крейсеров Адмиралтейство сочло возможным вывести его из боевого состава флота на длительный срок, полагая, что линейных крейсеров вполне хватит для борьбы с германскими рейдерами, а к моменту предполагавшегося вступления в строй германского линкора "Бисмарк" Великобритания должна была располагать новейшим линкором "Кинг Джордж V".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 08 май 2011, 21:09

Ремонт и модернизация "Нельсона" и "Роднея" в 1940 году.


"Нельсона" вооружили 4 восьмиствольными 40-мм установками Виккерса Мк VIA. 2 из них расположили на платформах вместо постов управления 120-мм зенитными орудиями (как на "Роднее"). Два других — вместо кормовых приборов управления противоминной артиллерией, так как их признали бесполезными для эффективного огня 152-мм орудий. На фор-марсе грот-мачты смонтировали цилиндрическую антенну радара "тип 272". Практически полностью был переделан ходовой мостик. На его крыше установили пирамидальную башню, подобную той, какая имелась на "Роднее". Но она стала гораздо массивней, так как на ней разместили не один, а 2 стабилизированных поста наводки зенитной артиллерии (в том числе и для 120-мм орудий) с антеннами радара "тип 282". Трапы также вынесли наружу носовой надстройки. Счетверенные автоматы Мк.III демонтировали. 120-мм орудия получили легкие пуленепробиваемые щиты. На топах грот- и фок-мачт установили антенны радаров "тип 279", замененные впоследствии на радары "тип 282".
В мае — июне 1940 года произошли события, заставившие англичан в корне пересмотреть свои взгляды на зенитное вооружение кораблей. Так, в ходе эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка эсминцы и другие легкие корабли оказались практически беззащитны перед германскими пикирующими бомбардировщиками. Их не спасали даже счетверенные 40-мм автоматы Виккерса, являвшиеся вариантом установки Мк VIA.
Учитывая печальный опыт, "Нельсон" решили вооружить пусковыми установками для неуправляемых зенитных ракет. Всего таких установок было 6. Они размещались на крышах башен "В" и "С". Реактивные снаряды калибром 190-мм имели досягаемость по высоте не более 2000 метров. В каждой пусковой установке их хранилось по 20 шт. Перезаряжались они вручную. Запасные ракеты хранились в легко забронированных ящиках за башней "С" либо в кранцах на самих башнях. Это соседство являлось крайне опасным. По мнению ряда специалистов, злополучный "Худ" погиб именно из-за взрыва запасных неуправляемых зенитных снарядов. Летом 1940 года 3 подобные установки для зенитных ракет смонтировали и на "Роднее".
Неуправляемые зенитные ракеты оказались малоэффективным средством для борьбы с пикирующими бомбардировщиками. Мало того, они представляли угрозу для корабля и расчетов самих пусковых установок. На "Нельсоне" эту проблему пытались решить путем удаления 2-х установок, а четыре оставшиеся разнесли в шахматном порядке по углам башен. В середине 1941 года неуправляемые зенитные ракеты заменили на восьмиствольные автоматы "Виккерс".
Пока "Нельсон" и "Родней" ремонтировались (до начала 1940 года), Форбс перенес свой флаг на "Уорспайт". После ремонта рулевого устройства "Родней" возглавил Флот Метрополии, который в тот период базировался на Клайд, несмотря на его невыгодное географическое положение. Однако Адмиралтейство не желало терять свои тяжелые корабли на минах у Лох-Ю.
Почти два месяца корабли Флота Метрополии оставались в Клайде. Только 18 февраля 1940 года авиационная разведка донесла о том, что несколько крупных немецких кораблей заперты льдами на подходах к Вильгельмсхафену. В этот день "Шарнхорст", "Гнейзенау", тяжелый крейсер "Хиппер" и 2 эсминца вновь пытались нарушить торговые коммуникации англичан между Шетландскими островами и Норвегией. Но тяжелая ледовая обстановка воспрепятствовала проведению операции. Тем не менее Флот Метрополии вышел в море, но противника не обнаружил.
В марте 1940 года корабли стали возвращаться в Скапа Флоу. "Родней" прибыл туда 3 марта вместе с линейными крейсерами "Рипалс" и "Ринаун". В тот же день на борту корабля состоялось совещание, посвященное вопросам обороны главной базы флота. Председательствовал на нем военно-морской министр.
В ночь на 16 марта 1940 года Скапа Флоу подвергся налету германской авиации. Хотя ни один из кораблей не пострадал, Форбс решил в период новолуния, с 19 по 26-е марта, вывести флот в море. При этом он должен был прикрывать поисковые действия в проливе Скагеррак 2-й эскадры легких крейсеров и 8 эсминцев. Ощутимых результатов эта операция не принесла, и Форбс впоследствии признал абсурдность попытки обезопасить тяжелые корабли от воздушной угрозы путем их вывода в море, особенно в период новолуния, когда появились благоприятные условия для действия подводных лодок.
916918
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 16 май 2011, 21:44

Действия линкоров в кампании 1940 года на Севере.


4 апреля 1940 года Адмиралтейству стало известно о готовящемся вторжении немцев в Норвегию. Англичане никак не ожидали, что оно примет такой размах, и готовились, в случае высадки противника на юге Норвегии, оккупировать центральную и северную часть страны. Поэтому корабли английского флота к 7 апреля были развернуты таким образом, чтобы сорвать немцам перевозку руды из Нарвика и обеспечить высадку своих войск в Норвегии. "Родней" в это время находился в Скапа-Флоу. Около полудня Форбс получил сведения о германском легком крейсере и 6 эсминцах, следующих в район Хорнс-Рифа курсом на Север. Чуть позже стало известно и о других немецких кораблях, в том числе и тяжелых, направлявшихся к Норвегии.
Только в ночь на 8 апреля 1940 года Форбс вышел в море. Но направился он не к Норвегии, а на северо-восток, пытаясь перехватить немецкие рейдеры, следовавшие в Атлантику. Лишь около 8 часов утра на "Роднее" приняли радиограмму с эсминца "Глоуворм", эскортировавшего "Ринаун" и отставшего от своего флагмана. Командир корабля доносил о боевом столкновении с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" в 175—200 милях к юго-западу от Тронхейма. Однако, Форбс не изменил курс. В полдень с одного из кораблей соединения подняли в воздух гидросамолет, который спустя два с половиной часа обнаружил "Хиппер", направляющийся с 4 эсминцами в Тронхейм.
Не разобравшись в обстановке, Форбс первоначально пошел строго на север, а затем повернул на северо-запад. К вечеру адмирал пришел к мысли о том, что севернее него следует в Нарвик германский тяжелый крейсер, а остальные корабли противника сосредоточены в Скагерраке. Поэтому он выслал линейный крейсер "Рипалс" в сопровождении легкого крейсера "Пенелопа" и нескольких эсминцев на север, а сам на "Роднее" направился в южную часть Северного моря. Около 5 часов утра 9 апреля Форбс узнал о вторжении немцев в Норвегию. Курса он не изменил пока к полудню не достиг точки 59°44 С.Ш. и 2°57 ЗД. Лишь после этого Флот Метрополии повернул на север.
В это время погода улучшилась, и сразу появились немецкие самолеты. Одна из сброшенных ими 500-кг бомб пробила броневую палубу на "Роднее" в районе машинных отделений. К счастью, она не взорвалась, хотя при этом погибло 15 человек. В целом линкор серьезно не пострадал и даже не потерял ход. Форбс продолжал держать на нем флаг и двигаться на север. Он надеялся с помощью палубной авиации с авианосцев нанести удар по Тронхейму и одновременно прикрыть один из конвоев, своевременно покинувших Берген.
11 апреля 1940 года англичане все же решились на десантную операцию в Норвегии. В тот же день из Клайда вышли 3 лайнера с войсками. Форбс выделил силы для их охраны, а сам на "Роднее" направился в Скапа-Флоу для пополнения запасов топлива. Из-за полученных повреждений линкор оставался в главной базе флота вплоть до конца апреля.
16 апреля в Лондоне разработали план удара по Тронхейму артиллерией кораблей флота. Форбс категорически возражал, потому что не видел возможностей прикрыть корабли от ударов с воздуха. 18-го на борт "Роднея" прибыл контр-адмирал Холланд с письмом 1-го Морского Лорда, в котором тот доказывал целесообразность нанесения удара по Тронхейму. Тем не менее 19 апреля на корабле состоялось совещание комитета начальников штабов, отменившее эту операцию.
Ремонт "Роднея" произвели в Скапа-Флоу, хотя при этом он находился в постоянной готовности к выходу в море, оставаясь флагманом Флота Метрополии. 4 июня после разгрома бельгийской и англо-французской армий в Западной Европе английское командование приняло решение об эвакуации экспедиционного корпуса из Норвегии.
Для прикрытия войсковых конвоев 9 июня Форбс вышел из Скапа-Флоу, держа свой флаг на "Роднее". Линкор сопровождали "Рипалс" и 6 эсминцев. Эта операция, длившаяся около двух недель, прошла вполне благополучно. После ее завершения корабль прибыл в Розайт, где и ожидал предполагаемое вторжение немцев в Великобританию. Форбс настаивал на сосредоточении тяжелых кораблей Флота Метрополии в Скапа-Флоу, но Адмиралтейство оставалось непреклонным, и "Родней" бездействовал до начала августа.
Захват Норвегии привел к тому, что Германия обеспечила себе северный стратегический фланг и расширила ограниченную до этого систему базирования своего флота. Район базирования Тронхейм-Нарвик позволял немцам вывести свои крупные надводные корабли из-под ударов английской авиации и избежать возможной минной блокады. Теперь "Шарнхорст" и "Гнейзенау" могли практически без противодействия со стороны английского флота выходить в Атлантику и вести борьбу с торговым судоходством. Тем не менее "Родней" продолжал оставаться в Розайте. В августе к нему присоединился закончивший ремонт "Нельсон".
В период с 6 по 9 сентября оба линкора сопровождали авианосец "Фьюриес" к берегам Норвегии для нанесения удара по судоходству противника. В результате этой операции англичанам удалось потопить 3 судна из 6 обнаруженных. Во время похода на "Нельсоне" обнаружили неполадки в главных механизмах, и корабль вновь ушел в Скапа-Флоу для ремонта. Он вернулся в Розайт 13 сентября. Месяц спустя туда же прибыл новейший линкор "Кинг Джордж V". Здесь он достраивался и проходил курс боевой подготовки, готовясь к передаче флоту.
23 октября Форбс передал командование Флотом Метрополии адмиралу Джону Тови, который перенес свой флаг на этот новейший линкор. В конце октября, пользуясь пассивностью английских линкоров, Датским проливом в Атлантический океан вышел "карманный" линкор "Адмирал Шеер", который 5 ноября с помощью бортового гидросамолета об­наружил конвой из 37 судов в охранении вспомогательного крейсера. В происшедшем бою 5 транспортов и крейсер были потоплены. Остальные суда, рассредоточившись, смогли скрыться в наступившей темноте. Одновременно в Атлантике находился еще один "карманный" линкор "Лютцов" (бывший "Дейчланд").
Деятельность немецких рейдеров вновь заставила Адмиралтейство привлечь для защиты своего судоходства линейные корабли. Однако, принимая во внимание угрозу немецкого вторжения в Великобританию, "Нельсон", "Родней" и "Кинг Джордж V" продолжали оставаться в Розайте. Только в ноябре "Родней" сопровождал один из конвоев, сформированных в Галифаксе. В начале декабря Адмиралтейство приняло решение перебазировать флот в Скапа-Флоу. Линкоры пришли в главную базу 12 декабря 1940 года.
Сосредоточение немецких надводных кораблей в Тронхейме и Бергене создавало реальную угрозу английскому судоходству в Атлантике. Однако в конце 1940 года заметно активизировалась деятельность подводных лодок на ближних подходах к Англии и Адмиралтейство запретило выход в море тяжелых кораблей за исключением тех случаев, когда мог произойти прорыв в океан таких рейдеров, как "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Эти немецкие корабли под руководством адмирала Лютьенса в начале января 1941 года вышли в крейсерство на отдаленные коммуникации. Английская воздушная разведка смогла их своевременно обнаружить и донести об этом командующему Флотом Метрополии.
992993 - "Нельсон" в 1941 году.
994 - вид с мостика на носовую часть "Роднея", весна 1940 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 21 май 2011, 21:49

Борьба с немецкими рейдерами в 1941 году.


Для перехвата кораблей противника в район к югу от Исландии направился "Нельсон" в сопровождении легкого крейсера "Нигерия" и двух эсминцев. Сам сэр Дж.Тови на "Кинг Джордж V" с "Роднеем" ушел в Галифакс с целью прикрыть формируемые там конвои.
8 февраля 1941 года "Родней", находясь в непосредственном охранении конвоя WS-6, шедшего в Гибралтар, покинул Галифакс. 17 февраля у Гибралтара он встретил суда, идущие в Галифакс, и сопровождал их до места назначения, передав конвой WS-6 соединению "Н". Зная о том, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" оперируют в Атлантике, Дж.Тови решил продолжить защиту судоходства с помощью линейных кораблей. "Нельсон" и "Родней", как правило, следовали вдоль предполагаемого маршрута конвоев, а "Кинг Джордж V" находился в их непосредственном охранении.
Утром 16 марта 1941 года "Родней" на пределе дальности действия своей артиллерии главного калибра обнаружил германские корабли. "Шарнхорст" и "Гнейзенау", пользуясь преимуществом в скорости хода, оторвались от противника и скрылись в тумане. "Кинг Джордж V" немедленно вышел из Галифакса на помощь своему товарищу, но Лютьенс уже 17 марта привел свои корабли в Брест. Там они и были обнаружены 28 марта английской воздушной разведкой.
В течение трех последующих недель все силы Флота Метрополии были развернуты в 500 милях к западу от Бреста с задачей перехватить рейдеры противника при их попытке прорваться в Германию. Периодически корабли Флота Метрополии сменяло соединение "Н" из Гибралтара. Такой режим использования линкоров не мог продолжаться долго, и поэтому англичане прилагали массу усилий для уничтожения или хотя бы вывода из строя германских кораблей в Бресте. Для этих целей привлекалась береговая авиация.
6 апреля 1941 года одному из самолетов 22-й эскадрильи удалось торпедировать "Гнейзенау". Когда корабль поставили в сухой док, он получил еще 4 прямых попадания бомб в результате очередного налета английской авиации, и выход корабельной группировки из Бреста стал невозможен. Корабли Флота Метрополии были возвращены в Скапа - Флоу.
К этому моменту "Родней" нуждался в основательном ремонте. Более чем полуторагодовая интенсивная боевая служба привела к сильному износу главных и вспомогательных механизмов. Серьезные нарекания вызывала слабость зенитного вооружения корабля. По договоренности с правительством США линкор должен был пройти там ремонт и соответствующую модернизацию. Однако, Дж. Тови не мог отпустить корабль до тех пор, пока "Нельсон" не сможет вернуться в Скапа - Флоу после проведения очередной конвойной операции в Северной Атлантике. Командующий Флотом Метрополии располагал, по состоянию на 10 апреля 1941 года, 2 новейшими линкорами "Кинг Джордж V" и "Принс оф Уэльс", а также "Нельсоном" и "Роднеем".
Джон Тови знал, что в конце апреля — начале мая немцы готовятся вывести в океан линкор "Бисмарк". Однако, только 21 мая в Лондоне получили сообщение о движении рейдера на север. В тот же день "Бисмарк" и "Принц Ойген" обнаружили в Коре-фьорде (южнее Бергена) самолеты берегового базирования. Из-за плохой погоды, установившейся 22 мая, англичане ничего не знали о передвижении германской эскадры.
В этой обстановке Тови получил приказ Адмиралтейства выделить один из линкоров для эскортирования конвоя в США и главным образом для охраны лайнера "Британик". Выбор пал на "Родней". Из-за своей малой скорости хода и сильного износа механизмов он все равно не навязал бы бой германскому линкору в случае его обнаружения. С другой стороны, только "Родней" или "Нельсон" могли бы на равных вести бой с рейдером в случае его нападения на конвой. Дело в том, что артиллерия кораблей типа "Кинг Джордж V" отличалась ненадежностью, и Тови считал неразумным выделять их на защиту лайнера. Кроме того, "Родней" мог наконец-то отправиться на ремонт.

Уничтожение линкора "Бисмарк".

Днем 26 мая 1941 года "Родней" был вынужден оставить охраняемый им конвой и принять участие в операции по уничтожению немецкого линкора "Бисмарк". Погода не благоприятствовала использованию палубной авиации, и вся надежда на успешное ее завершение возлагалась на флагманский корабль Тови "Кинг Джордж V" и присоединившийся к нему вечером 26 мая "Родней". Командовал в этот момент кораблем кэптен Дальгрим-Хамильтон. Спеша к месту событий, он выжал из машин линкора буквально все. Иногда даже удавалось развить скорость хода в 23 узла. Правда, в ходе последовавшего боя машин­ной команде особых усилий прилагать не пришлось.
С рассветом 27 мая "Родней" следовал за флагманом в разомкнутом строю на дистанции порядка 5 кабельтовых. Дальгрим-Хамильтон имел четкое предписание от Джона Тови в случае встречи с противником маневрировать по своему усмотрению. Англичане шли с северо-запада, почти навстречу германскому линкору, медленно продвигавшемуся в Брест. Около 9 часов утра корабли открыли огонь друг по другу на контркурсах. Вскоре стало очевидным, что "Бисмарк" имел серьезные повреждения и практически не мог маневрировать. Англичане рассредоточились и развернулись к югу, на дистанции до противника в 70—80 кабельтов и начали его методичный обстрел, несмотря на интенсивный ответный огонь. "Бисмарк" первыми залпами накрыл "Родней", но английский линкор смог быстро выйти из-под огня. "Кинг Джордж V" в течение всего боя шел параллельным, несколько сходящимся курсом с левого борта германского рейдера, стреляя правым бортом. "Родней" же неоднократно пересекал генеральный курс противника, ведя огонь попеременно с правого и левого борта.
Спустя 15—20 минут после начала боя английские бронебойные снаряды начали разрушать корпус германского корабля. Дистанция между противниками сократилась, и англичане уже могли вести огонь прямой наводкой.
К 10 ч. 15 мин. "Бисмарк" потерял ход и стоял весь охваченный огнем. Орудия главного калибра молчали. Но он еще оставался на плаву. Топливо на английских линкорах иссякло, и Тови прекратил бой, приказав крейсерам добить "Бисмарка". В этом бою "Родней" выпустил по противнику 380 406-мм и 716 152-мм снарядов и накрыл его с 3-го залпа.
_______________________________________________________________________________________________________
"Нельсон" во время операции по уничтожению немецкого рейдера сопровождал североатлантические конвои. В конце мая — начале июня его вывели из состава Флота Метрополии и приписали к соединению "Н", базировавшемуся на Гибралтар. Это соединение занималось обороной конвоев в западной части Средиземного моря и при необходимо­сти — в Атлантическом океане. Тяжелые корабли соединения "Н", прикрывавшие суда, следовавшие на Мальту или в Александрию, развертывались из Гибралтара и включались в ордер конвоев только на подходах к опасной от воздушных атак зоне.
10221023 - линкор "Нельсон" 28 июня 1941 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Re: Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 08 июн 2011, 00:26

Линкоры в составе соединения "Н".


"Нельсон" участвовал в проводке в июле 1941 года конвоя на Мальту, состоявшего из 7 транспортов. Операция проводилась в период с 21 по 27-е июля. Помимо "Нельсона", конвой прикрывали авианосец "Арк Роял", линейный крейсер "Ринаун" и 5 эсминцев. В непосредственном охранении находились 25 боевых кораблей, в том числе и 4 легких крейсера. Следующий конвой на Мальту был проведен англичанами лишь в сентябре. Их корабельную группировку усилили вернувшимся из Бостона после ремонта "Роднеем" и временно отозванным из Флота Метрополии "Принс оф Уэлсом".
Конвой, состоявший из 9 быстроходных транспортных судов, вышел из Гибралтара 24 сентября. Англичане рассчитывали втянуть итальянский флот в решительное сражение и разгромить его. Задолго до подхода английского соединения к Тунисскому проливу оно было обнаружено воздушной разведкой итальянцев, и 26 сентября на перехват конвоя из Неаполя вышли линкоры "Витторио Венето", "Литторио", 5 крейсеров и 14 эсминцев.
Вечером 27 сентября 1941 года в "Нельсон" угодила одна из торпед, выпущенных немецкими торпедоносцами. Несмотря на полученные повреждения, линкор продолжал сопровождать суда конвоя, в то время как остальные боевые корабли ушли на север для боя с итальянской эскадрой. Однако противники не смогли обнаружить друг друга. После окончания операции "Нельсон" вынужден был уйти в Розайт для ремонта, продолжавшегося до апреля 1942-го года. Командующий соединением "Н" адмирал Сифрет перенес свой флаг на "Родней".
Между июльской и сентябрьской конвойными операциями, в период с 22 по 26 августа, "Нельсон" прикрывал активные минные постановки у берегов Ливорно. В августе 1942 года он вновь возглавил соединение "Н".
В Бостоне (США) на "Роднее" было усилено зенитное вооружение и отремонтированы главные механизмы. Число установок Мк.VIA довели до 5. Тогда же на корабле появился 61 одноствольный 20-мм автомат. Кроме того, на марсе грот-мачты установили радар системы "тип 273". На дальномерных постах артиллерии главного калибра разместили антенны радаров "тип 284", а на постах наведения зенитной артиллерии — "тип 285". Как уже говорилось выше, после ремонта "Родней" вошел в состав соединения "Н".
В середине сентября 1941 года обсуждался вопрос о возможной войне с Японией и, в частности, о защите судоходства в Индийском океане. Помимо 4-х устаревших линкоров типа "R" в Сингапур должны были отправиться "Нельсон" и "Родней". Однако Дальневосточный флот возглавил "Принс оф Уэлс". К концу 1941 года англичане оказались на средиземноморском театре в довольно сложном положении из-за тяжелых потерь и отправки части сил на Тихий океан. Кроме того, "Родней" был выведен из состава соединения "Н"и возвращен в воды Метрополии, где планировалось его использовать в блокадных операциях против германских рейдеров и главным образом против нового линкора Тирпиц".
"Родней" базировался на Хваль-Фьорд (Исландия). Из-за сравнительно небольшой скорости хода линкор не привлекали к набеговым операциям на Норвежское побережье. Однако он мог в любое время усилить одно из действующих соединений Флота Метрополии. Когда в начале февраля 1942 года стали поступать сведения о возможном прорыве линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" из Бреста в Германию, "Родней" перешел в Скапа Флоу, а затем в Клайд. Он должен был обеспечить переход конвоя WS-16 (26 транспортов с 50 000 солдатами и офицерами экспедиционного корпуса), путь которого пролегал недалеко от Бреста. Вместе с частью сил соединения "Н", прибывших из Гибралтара, "Родней" вышел из Клайда и сопровождал суда конвоя до побережья Португалии. После этого он вернулся в Великобританию.
В апреле 1942 года в Скапа-Флоу после ремонта прибыл "Нельсон". Кроме этих двух линкоров адмирал Тови в тот период располагал новейшими "Кинг Джордж V и "Дюк оф Йорк", а также линейным крейсером "Ринаун". "Нельсон" и "Родней" оставались в главной базе флота до конца июля, затем перешли в Клайд, который покинули 4 августа с конвоем, следовавшим на Мальту. 10 августа конвой пересек Гибралтар, и началось проведение oneрации "Пьедестал", в ходе которой англичане потеряли авианосец "Игл", легкий крейсер "Манчестер" и один эсминец. Многие из кораблей получили повреждения, но "Нельсон" и "Родней" остались невредимыми.
Любопытно, что "Родней" вел огонь по самолетам противника из 406-мм орудий с дистанции 9 миль на максимальном угле возвышения. Данных о результатах этой стрельбы, к сожалению, нет. Хотя итальянские линейные корабли начиная с 2-ой половины 1942 года из-за отсутствия топлива практически не привлекались к активным боевым действиям, оба английских корабля с 406-мм орудиями были включены в состав соединения "Н". Его командир адмирал Сиффет поднял на "Нельсоне" свой флаг.
Операция "Пьедестал" завершилась 15 августа, а уже 17-го оба корабля вновь вышли из Гибралтара в Северную часть Средиземного моря для прикрытия авианосца "Фьюриес", с палубы которого на Мальту должны были вылететь 29 истребителей. 19 августа корабли благополучно вернулись в Гибралтар. После этого рейда в боевом использовании обоих линкоров наступил некоторый перерыв, вызванный подготовкой к высадке десанта в Северной Африке. По ее плану соединению "Н" следовало обеспечить оперативное прикрытие маршрутов десантных конвоев в Алжир и Оран от возможных действий итальянских и французских флотов. Однако к этому роду деятельности привлекался лишь "Нельсон", защищавший маршрут Гибралтар — Мэр-эль-Кебир (Оран). "Родней" же в сентябре 1942 года вернулся в Метрополию для текущего ремонта, после которого он вместе с "Фьюриес" и 3 эсминцами был включен в группу огневой поддержки центрального оперативного соединения. Авианосец покинул Клайд 20 октября 1942 года. Тремя днями позже из Скапа-Флоу со своим эскортом вышел "Родней". 26 октября одна из немецких подводных лодок обнаружила его и сообщила своему командованию как об американском линкоре. Немцы обнаружили и другие боевые корабли союзников, но правильных выводов для себя не сделали.
Высадка союзников на побережье Северной Африки началась в ночь с 7 на 8 ноября 1942 года. "Родней", имевший задачу прикрывать транспорты от атак надводных сил противника встретился с тремя авианосцами и крейсером ПВО "Дели" в 5 ч. 30 мин. в 25-ти милях от Орана и после этого выполнял задачи поддержки десантных сил. Высадка на центральном участке, где действовал "Родней", прошла по плану и не встретила серьезного сопротивления французов. Только в 9 утра одна из береговых батарей Орана открыла огонь по транспортам, заставив их отойти мористее. В ответ "Родней" начал обстрел артиллерийских позиций противника, став таким образом первым кораблем союзников, обстреливавшим побережье при высадке в Северной Африке. К 10-ти часам, благодаря содействию палубной авиации, линкор заставил замолчать французский форт, защищавший гавань, и вскоре Оран капитулировал.
"Нельсон" и "Родней" продолжали оставаться в составе соединения "Н" до конца 1942 года.
3 января 1943 года они прибыли в порт Алжир с визитом. В это время адмирала Сиффрета из-за болезни на посту командира соединения сменил адмирал Барроуг. Из-за пассивности итальянских линейных сил "Нельсон" и "Родней" в этот период ничем особенным не отли­чились. В начале июля для подготовки операции по высадке в Сицилии, они отправились в Метрополию, и 9 июля оба корабля вместе с "Уорспайтом", "Вэлиантом" и авианосцем "Индомитебл" отдали якоря в Скапа-Флоу. Вице-адмирал Уиллис, возглавивший соединение "Н" после адмирала Барроуг, держал свой флаг на "Нельсоне".
Кораблям соединения надлежало отработать совместный обстрел береговых объектов для поддержки сухопутных войск. Боевая подготовка соединения продолжалась до середины июня. 18 июня оно, усиленное новыми линейными кораблями "Кинг Джордж V" и "Хоу", отправилось в Средиземное море. "Нельсон" и "Родней" входили в состав сил прикрытия вторжения на Сицилию (соединение "Н", помимо них, состояло из линкоров "Уорспайт", "Вэлиант", авианосцев "Индомитебл", "Формидебл", 6 легких крейсеров и 18-ти эсминцев). Это соединение должно было маневрировать к востоку от Сицилии с задачей прикрытия десанта от возможных действий итальянского флота. Административно оба линкора принадлежали Средиземноморской военно-морской станции и по состоянию на середину 1943 года совместно с "Кинг Джордж V" и "Хоу" образовали 1-ую эскадру линейных кораблей.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 20 июн 2011, 22:46

Сицилийская операция и выход Италии из войны.


Сицилийская операция началась 4 июля 1943 года.
К утру 9 июля соединение сил прикрытия сосредоточилось в Ионическом море у о. Мальта. Из-за пассивности итальянского флота активных боевых действий оно не вело, отражая лишь атаки авиации. К сентябрю была закончена подготовка к высадке на Аппенинский полуостров. Для обеспечения переброски войск союзников через Мессинский пролив линейные корабли неоднократно производили обстрел объектов береговой обороны противника. В частности, 31 августа вице-адмирал Уиллис на "Нельсоне" в сопровождении "Роднея", легкого крейсера и эсминцев подошел к южному входу в пролив для удара по объектам обороны в районе Реджо-де-Калабрия.
3 сентября произошла высадка сил союзников на побережье Италии. Противодействия ей оказано не было, и соединение "Н" в этот день продолжало оставаться на Мальте, где оно базировалось.
Лишь 7 сентября во второй половине дня "Нельсон", "Родней", "Уорспайт", "Вэлиэнт", авианосцы "Илластриес" и "Формидейбл" в охранении трех флотилий эс­минцев покинули остров и направились на юг, чтобы создать впечатление о намерении провести обычные учения, но вскоре легли на новый курс и Тунисским проливом зашли в Тирренское море. Основная задача этих сил заключалась в обеспечении прикрытия соединения эскортных авианосцев, которое, в свою очередь, обеспечивало высадку десанта и морские перевозки. Вечером того же дня на эскадре получили сообщение о перемирии с Италией.
9 сентября "Уорспайт" и "Вэлиэнт" выделили для встречи итальянских кораблей на Мальте, а "Нельсон" и "Родней" оставались с авианосцами до 11 сентября. Когда они вернулись на Мальту, союзное командование решило с пропагандистской целью подписать условия капитуляции на борту "Нельсона", что и было сделано 29 сентября 1943 года маршалом Бадольо. Перед этим событием обоим кораблям пришлось еще раз выйти в море. 14 сентября они обстреляли позиции противника в районе Салерно, где крайне обострилась обстановка для английских сухопутных войск.
После капитуляции Италии необходимость в линейных кораблях для Средиземноморского театра отпала. 1 октября оба корабля отправили в Гибралтар, а в 20-х числах ноября они ушли в воды Метрополии, где приступили к подготовке Нормандской операции. "Родней", в частности, прошел текущий ремонт корпуса (с постановкой в док) и механизмов. Кроме того, в очередной раз на нем усилили зенитное вооружение. Устаревшие 120-мм зенитные пушки заменили на 4 спаренные 102-мм установки Мк XIX, имевшие повышенную скоро­стрельность и более совершенную систему управления огнем. Число восьмиствольных 40-мм автоматов в установках типа Мк VIA увеличили с 4 до 6.
В этот же период с обоих кораблей демонтировали все авиационное оборудование, исключая подъемные краны.

Операция "Оверлорд".


Во время Нормандской операции основной задачей линейных кораблей являлась огневая поддержка высадки и дальнейшего наступления сухопутных войск союзников. В самом начале операции "Нельсон" подорвался на немецкой мине и был отбуксирован в Клайд. 22 июня он отправился в Филадельфию для ремонта. "Родней" продолжал оставаться в составе отряда кораблей огневой поддержки адмирала Вайена, которого 30 июня сменил контр-адмирал Райвит-Корнак. Помимо линкора, этот отряд состоял из мониторов "Эребус" и "Робертс", 5 легких крейсеров и множества эсминцев, канонерских лодок и других небольших кораблей, которые периодически сменяли друг друга на позициях, отправляясь в Англию для пополнения топлива и боеприпасов. Огонь, как правило, корректировали береговые наблюдательные посты и разведывательные самолеты.
Использование "Роднея" прежде всего ограничивалось износом стволов его артиллерии главного калибра, и поэтому его привлекали к обстрелу противника лишь в случае крайней необходимости.
Так, 8 июля он в сопровождении монитора "Робертс", легких крейсеров "Белфаст" и "Эмеральд" поддержал подготовку наступления на Канны. Сухопутное ко­мандование отметило особенно точный огонь линкора.
18 июля "Родней" вновь привлекли к обстрелу немецких позиций, когда 2-я английская армия перешла в наступление на юго-восток от Канн. Кроме того, линкор участвовал в попытке подавления немецких батарей, обстреливавших союзные конвои в проливе Ла-Манш. 12 августа он пересек пролив и подверг обстрелу 406-мм батареи немцев на острове Альдерней.
Однако, к середине августа "Родней" вывели из состава отряда кораблей огневой поддержки и передали в распоряжение командующего Флотом Метрополии, заменив его "Уорспайтом". Объяснялось это тем, что в начале июня на Дальний Восток ушел новый линкор "Хоу", а однотипные с ним "Кинг Джордж V" и "Энсон" находились в ремонте. Таким образом, в распоряжении адмирала Мура (командующего флотом Метрополии) имелся лишь линкор "Дюк оф Йорк". Этот линкор, как правило, привлекался для прикрытия авианосцев, наносивших удары по крупным надводным кораблям немцев в фиордах Северной Норвегии, а арктические конвои, следовавшие в СССР, оставались без прикрытия, которое и призван был осуществлять "Родней".
11311132
Он прикрывал в конце августа — начале сентября конвои YW-59 (в СССР) и RA-59A (в Метрополию). После этого линкор находился в море в период с 12 по 25 сентября, прикрывая очередные конвои — YW-60 и RA-60A. Когда в середине ноября 1944 года английской авиации все-таки удалось уничтожить "Тирпиц", необходимость в прикрытии арк­тических конвоев со стороны линкоров отпала.
К этому времени "Родней" имел значительный износ механизмов, орудийных стволов и нуждался в основательном ремонте корпуса. Корабль вывели в резерв, так как его использование признали нецелесообразным. В начале декабря 1944 года "Родней" прибыл в Скапа Флоу, где его экипаж сократили до 200 человек, и он прекратил свою боевую деятель­ность. Любопытно то, что за время боевых действий "Родней" прошел более 156 000 миль и его главные механизмы ни разу не выходили из строя.
"Родней" был одним из самых тихоходных кораблей английского военного флота. Каждый его выход в море был рискованным из-за возможных атак подводных лодок и боевых столкновений со скоростными кораблями противника, что послужило дополнительным поводом к выводу корабля из состава боевых сил Флота Метрополии.
1321 - вот таким был "Родней" в 1944 году.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 24 авг 2011, 18:24

Последний капитальный ремонт "Нельсона".

Финал карьеры двух линкоров-ветеранов.


Ремонт линкора "Нельсон" в Филадельфии продолжался до апреля 1945 года. Помимо работ по корпусу и механизмам, ввиду предстоящей отправки корабля на Дальний Восток, на нем усилили зенитное вооружение. Так как англичане не имели возможности доставить в Филадельфию 40-мм установки Мк VIA, американцы предложили установить на корабле уже апробированные счетверенные 40-мм автоматы "Бофорс" и 20-мм "Эрликон" с соответствующими системами управления огнем и подачи боеприпасов. Адмиралтейство приняло это предложение даже несмотря на то, что "Нельсон" одновременно нес на себе 3 различные системы зенитного огня ближнего боя, нарушая тем самым все стандарты английского флота. На линкоре существенным образом перестроили надстройки. На 4-х специальных спонсонах смонтировали счетверенные автоматы "Бофорс" и на платформах за пу­ленепробиваемыми щитами от 61 до 65 автоматов "Эрликон".
После ремонта 7 мая 1945 года "Нельсон" прибыл на Мальту, а затем через Суэцкий канал ушел в Восточную Индию, где стал 2-ым флагманом командующего Восточно-Индийского флота и действовал против японцев в Малайе, занимаясь главным образом обстрелом береговых объектов противника.
Известие о капитуляции Японии застало линкор в Тринкомали. По политическим соображениям "Нельсон" направили в Пенанг, где на его борту, за тем же столом, что и около двух лет до этого, приняли капитуляцию уже японских вооруженных сил.
В ноябре 1945 года "Нельсон" возвратился в Метрополию и до августа 1946 года оставался в составе действующего флота. Затем линкор переклассифицировали в учебный корабль и в этом качестве использовали до февраля 1948 года.
В марте того же года "Нельсон", как и "Родней" разоружили и в апреле отбуксировали для разборки на реку Форт. "Родней" разобрали до середины 1949 года, а "Нельсон", как имевший хорошо сохранившийся и сравнительно недавно отремонтированный корпус, использовали в качестве мишени для учебного бомбометания.
15 марта 1949 года в результате использования его в этих целях он затонул недалеко от Восточного побережья Великобритании.
13221323 - демонтаж орудий главного калибра "Роднея" и "Нельсон" во время демонтажа оборудования и вооружения в устье реки Форт. Фото сделаны с борта линкора "Ривендж".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 14 мар 2013, 00:06

История изложена, а фотоматериалов - маловато.... Будем потихоньку исправлять этот крупный недостаток...
Итак, HMS "Nelson":
30893090 - линкор в Панамском канале и в одном из походов в середине 30-х годов.
30913092 - корабль в канун войны, летом 1939 года и он же - на Средиземном море, 1943 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 18 мар 2013, 18:32

Продолжим...
Ещё немного фото HMS "Nelson":
31063107 - на фото видны 152-мм башни линкора, 120-мм универсальное орудие и пост управления огнем 120-мм зениток (на его месте во время первой военной модернизации смонтировали спонсон для 40-мм "пом-помов").
31093108 - во время ремонта в Розайте, 6 мая 1943 года и в Портсмуте, 1946 год.
3110 - линкор покидает гавань Мерс-эль-Кэбир, 1943 год.
31113112 - на рейде Ла-Валетты, Мальта, 1943 год. На втором фото вдали виден HMS "Rodney" на якоре.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 20 мар 2013, 01:00

А теперь - подборка фото HMS "Rodney", а именно - его артиллерии:
311731183119
312031213122 - фото башен главного калибра крупным планом. Данные фото могут пригодится любителям дорабатывать узлы кораблей "до упора"... wasko:
31233124 - построение команды линкора на палубе у башен ГК и линкор на пробах артиллерии после текущего ремонта.
31253126 - 152-мм башни СК. На втором фото видны также 120-мм универсальные орудия линкора.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 20 апр 2013, 21:48

Продолжаю фотообзор (практически WalkAroud получается :-D ) артиллерийского "хозяйства" HMS "Rodney":
32103211 - вид на башни ГК линкора. На последнем фото обслуга башни ГК траспортирует 406-мм снаряды в погреб башни.
32143215 - обслуга транспортирует 152-мм снаряды в погреба и ещё одно фото 40-мм автоматов "пом-пом" в спонсонах у дымовой трубы линкора.
А теперь - несколько фото самого линкора HMS "Rodney", датированных 1942-43 годами:
32163217
32183219 - HMS "Rodney" 4 мая 1942 года на рейде Ливерпуля.
32203221 - линкор в апреле 1943 года на Средиземном море. Как видно по фото, камуфляж линкора не изменялся и был одинаковым в 1942 и 1943 годах.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 05 ноя 2013, 20:28

Продолжим Walkaround по линкорам.... :preved:
HMS "Rodney":
38263827 - матросы за уборкой палубы линкора "Родней".
38283829 - самолетный кран и бортовой разведчик-корректировщик "Роднея" - самолет-амфибия "Supermarine Walrus", 1940 год.
HMS "Nelson":
38303831 - "Nelson" во время операции "Халберд", сентябрь 1940 года и линкор во время артиллерийских учений 7 мая 1942 года.
38323833 - ещё два фото HMS "Nelson" во время артиллерийских учений 7 мая 1942 года.
38343835 - HMS "Nelson" в порту Алжир, 5 мая 1943 года и линкор ведет огонь главным калибром, апрель 1943 года.
38363837 - HMS "Nelson" в походе, апрель 1943 года. Снимок сделан с борта "Роднея", за кормой "Нельсона" - легкий крейсер HMS "Newfoundland".
38383839 - HMS "Nelson" в составе соединения "Н", Гибралтар, апрель 1943 года. Снимки сделаны с борта HMS "Rodney".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Линейные корабли "Нельсон" и "Родней".

Сообщение Scharnhorst » 11 фев 2014, 01:38

Восьмиствольные 40-мм автоматы "пом-пом" линкора "Rodney":
409440954096 - хорошие фото, которые могут кому-то пригодится.
Линкор "Нельсон" в 1945 году:
409740984099
Схемы окраски HMS "Nelson" в разные периоды службы линкора:
41004101 - 1942 и 1945 годы соответственно.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Британский флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость