Поэтому начинаем все сначала - в данной теме будут выкладываться статьи, фотоматериалы, архивные документы, находящиеся в свободном доступе по линкорам типа "Нельсон", модель одного из которых собирает Ваш покорный слуга - т.е я :oops:
__________________________________________________________________________________________________________
Итак, начнем, пожалуй, как всегда - с истории проекта.
В начале 20-х годов сложилась весьма своеобразная ситуация, характерная стремлением ведущих морских держав сохранить сложившееся в послевоенный период соотношение линейных сил. Страны Европы, ослабленные войной, не могли продолжать численно и качественно наращивать свои флоты. США и Япония, получившие от войны значительные политические и финансовые выгоды, полагали, что обладают довольно мощными линейными силами и смогут решить свои проблемы, и в первую очередь в Восточной Азии и Тихом океане.
Руководство японского флота исходило из того, что американцы, не имевшие в то время линейных крейсеров, прекратят их постройку после подписания соглашения, и Япония благодаря этому получит неоспоримое преимущество, так как обладала 4 линейными крейсерами (типа "Конго"). Англичане же рассчитывали на то, что конференция в Вашингтоне позволит им избавиться от большого количества устаревших дредноутов и воспрепятствует закладке новых линкоров в других странах мира, с одновременной разборкой уже заложенных кораблей. Тем самым английские политики планировали сохранить в составе своего флота наиболее совершенные линкоры (прежде всего с 381-мм артиллерией) при сложившемся соотношении линейных флотов мира.
Работа Вашингтонской конференции в 1922 году, с участием представителей Великобритании, США, Японии, Франции и Италии, в основном сосредоточилась вокруг проблемы линейных сил.
В итоге, по принятому на Конференции соглашению, были установлены следующие предельные нормы тоннажа линейных флотов: для Великобритании и США - 525 000 т, для Японии —315 000 т, а для Франции и Италии — по 175 000 т. Предельный калибр артиллерии для линкоров установили в 16 дюймов (406 мм), а водоизмещение каждого из вновь закладываемых кораблей ограничили 35000 тоннами. Кроме того, в постройке линкоров объявили 10-летний перерыв, а все заложенные и устаревшие дредноуты подлежали разделке на металл.
В силу решений Вашингтонской конференции Англия потеряла право на постройку своих четырех линейных крейсеров программы 1921 года. Однако 2-я статья этого соглашения предусматривала закладку 2 линейных кораблей с договорными тактико-техническими элементами.
Законопроект о начале постройки двух новых "договорных" линкоров для британского флота без каких-либо проблем прошел через парламент уже в конце 1922 года. По настоянию 1-го Морского Лорда на линкорах сохранялись вооружение и бронирование линейных крейсеров программы 1921-го года. При этом конструкторам следовало, по возможности, добиться скорости хода не меньшей, чем у линкоров типа "Куин Элизабет" и тем самым сохранить известную однородность английского линейного флота. Такой подход к проблеме создания линкоров нового поколения встретил серьезные возражения среди части высших офицеров Адмиралтейства. Они предлагали сократить число 406-мм орудий до 6 и благодаря этому сохранить скорость линейных крейсеров, что позволяло бы использовать корабли совместно с линейным крейсером "Худ". Но все оригинальные, но нежизнеспособные проекты в конечном счете были отменены после того, как поступило предложение "укоротить" линейные крейсера с 406-мм артиллерией до водоизмещения в 35 000 т и при этом обеспечить им ход не менее 23 узлов при суммарной мощности механизмов в 45 000 л. с.
Это предложение позволяло сэкономить на проектных работах и использовать уже имеемый запас судостроительной стали, что в условиях существовавшего дефицита средств было крайне важным. Тем не менее, дебаты вокруг проекта линкоров продолжались даже после утверждения эскизного проекта. Главным доводом его противников была сравнительно малая скорость хода. При этом забывалось, что наиболее современные и скоростные американские и японские линкоры даже на пробах, при форсировании механизмов, едва достигали хода в 22 узла.
Несмотря на все споры и противоречия, строить стали линейные корабли с 9-ю 406-мм орудиями, даже несмотря на скорость в 23 узла, считавшуюся в начале 20-х годов явно недостаточной для линейного корабля нового поколения.
Перед английскими конструкторами стояла весьма непростая задача. Впервые приходилось создавать корабль, водоизмещение которого было ограничено не какой-либо оперативно-тактической целесообразностью, а строго оговоренной величиной, и на 13 000 т меньшей, чем у уже разработанного почти "идеального" линкора. С другой стороны, концентрация артиллерии в носовой оконечности, позволявшая использовать основательное бронирование при сравнительно небольшом водоизмещении, теоретически не годилась для корабля, имевшего ограниченную скорость хода. Однако пришлось и здесь принести в жертву оборонительным качествам наступательные. При этом англичане исходили из того, что после уничтожения германского флота наиболее вероятными противниками считались США и Япония, флоты которых не располагали быстроходными линейными кораблями. Японские же линейные крейсера типа "Конго", имевшие ослабленное бронирование и артиллерию, значительно уступавшую по огневой мощи артиллерии проектируемых англичанами кораблей (9 406-мм орудий против 8 343-мм), не могли считаться серьезным противником.
Таким образом, используя рабочие чертежи линейного крейсера программы 1921 года, англичане смогли к ноябрю 1922 года закончить проектирование, а 28 декабря того же года заложить оба "договорных" линейных корабля с 406-мм артиллерией. Их назвали "Нельсон" и "Родней" в честь наиболее прославленных английских адмиралов.
- Эскизы проектов линкоров для британского флота начала 20-х годов.