"Объект 432" (танк Т-64).
В сентябре 1962 года на базе "объекта 430" был создан образец, получивший индекс "объект 432", воплотивший требования нового тактико-технического задания.
В октябре 1963 года с конвейера завода им. А. Малышева в Харькове сошли первые серийные образцы. К октябрю 1964 года было изготовлено 54 единицы, к декабрю 1965-го - ещё 218. Первые машины были направлены в 41-ю гвардейскую танковую дивизию, расположенную в Чугуеве вблизи Харькова, а также в Харьковское танковое командное училище.
Предъявленные на войсковые испытания серийные машины успешно их прошли, и 30 декабря 1966 года Постановлением Совета Министров СССР за №982-321 сс и приказом министра обороны СССР за №002 от 2 января 1967 года средний танк Т-64 ("объект 432") был принят на вооружение.
Т-64 имел классическую схему компоновки. Двигатель устанавливался сзади, боевое отделение - посередине, водитель-механик находился впереди. Командир машины размещался в башне справа, наводчик- слева.
На танке впервые в серийном танкостроении применили комбинированную броню - композитную многослойную со специальным наполнителем. До появления Т-64 все танки имели монолитную или составную броню. Новшество позволило существенно повысить противокумулятивную защиту танков, особенно при применении стеклотекстолитовых
наполнителей. Кроме того, машины с бронёй такого типа выигрывали до 30% массы. Надо отметить, что в зарубежной практике на серийных машинах такая броня была применена лишь в 1979 - 1980 годах на танках "Леопард-2" и "Абрамс".
Ещё в 1959 году для танка Т-55 изготовили носовую часть корпуса и башню с двухслойной бронёй ""сталь + алюминий". Такая комбинированная броня была разработана во Всесоюзном научно-исследовательском институте ВНИИ-100 (ныне ВНИИтрансмаш) в Ленинграде. Специалисты института пришли к выводу, что дальнейшее увеличение
толщины брони танка для защиты, например, от кумулятивных снарядов должно, в конечном счёте, привести к увеличению их массы до невозможного. Для разрешения проблемы они решили применить комбинацию стальных листов со стеклопластиком и лёгкими сплавами на основе алюминия и титана. Оказалось, что вариант "сталь + алюминий" обеспечил снижение массы брони в два раза по сравнению с обычной при сохранении той же бронестойкости.
Но при дальнейших испытаниях выяснилось: "двухслойность" при многократных попаданиях снарядов расслаивается, теряя свою живучесть. Поэтому перешли к использованию трёхслойного "сендвича" с применением комбинации "сталь +
алюминий + сталь": броневая преграда стала на 33% легче. При комбинации "титан + алюминий + титан" уменьшение массы достигло бы 40%. Однако такой вариант был бы, конечно, более дорогостоящим. Остановились на варианте со стеклопластиковой вставкой.
- танк Т-64 ("Объект 432").
Краткое описание конструкции Т-64 ранних серий.
Корпус Т-64 - сварной, прямой лобовой комбинированный лист (80-мм стальной лист + два листа по 54 мм стеклопластика + 20-мм стальной лист) установлен с большим наклоном - до 68°, крыша корпуса - прямая. Такая броня обеспечивала защиту от 105-мм кумулятивных снарядов, бронебойных подкалиберных с вольфрамовым сердечником при обстреле на дальности 500 м.
На передней части машины находились "скуловые" скосы для уменьшения вероятности поражения башни при рикошетах снарядов. Нижний лобовой лист - из гомогенной катаной стали толщиной 80 мм - имел наклон 62°. Борта изготовлялись штамповкой также из толстых стальных листов с последующей обработкой. Днище - сложной формы с выштамповкой спереди для места механика-водителя, его толщина, как и крыши корпуса, равнялась 30 мм.
Начиная с 1967 года Т-64 стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой крышей корпуса - для упрощения технологии производства.
Башня полусферической формы - литая с многослойным бронированием с алюминиевым наполнителем (90 мм + 150 мм + 90 мм). Впоследствии перешли к наполнителю с ультрафарфоровыми стержнями, а затем - с ультрафарфоровыми шарами. Крыша башни отливалась отдельно и затем приваривалась.
Бронирование корпуса и башни соответствовало 450 мм гомогенной катаной брони при попадании в танк кумулятивных снарядов.
- полусферическая башня танка Т-64 ранних серий, на втором фото - результат поражения башни Т-64 125-мм бронебойным подкалиберным снарядом. Пробития брони нет.
Пушка танка - 115-мм гладкоствольная Д-68 (2А-21) с гидроэлектромеханическим механизмом заряжания (МЗ) - автоматическим, с электрогидравлическими приводами наведения. Боекомплект её - 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. 30 выстрелов находились на конвейере механизма заряжания, ещё 10 - в баке-стеллаже и в укладке.
Снаряды - бронебойный подкалиберный (БПС) и кумулятивный (КС) имели соответственно начальные скорости 1 615 м/с, 950 м/ с и дальности прямого выстрела - 1 870 м и 990 м. Применялся также осколочно-фугасный снаряд (ОФС ЗОФ17) с максимальной дальностью около 9 км при угле возвышения пушки 14°.
Ствол орудия имел длину 5,7 м и равнялся 49 калибрам, длина его отката составляла 270 мм. Полная масса качающейся части - 2 150 кг.
Заряжание пушки производилось с помощью механизма заряжания, что весьма существенно - до 10 выстр./мин - повышало её скорострельность. Цикл заряжания занимал 6 - 13 с. При ручном же заряжании, которое должно было осуществляться командиром машины, скорострельность составляла всего 2 выстр./мин.
После выстрела несгоревший поддон соскальзывал в специальную ловушку МЗ и укладывался на освободившееся от очередного снаряда место на конвейере. От выбрасывания поддона из танка отказались из-за нарушения при этом герметизации корпуса - нарушалась противорадиационная защита.
Кроме пушки, на танк устанавливался спаренный с ней пулемёт - 7,62-мм ПКТ, кроме того, имелись штатный автомат АКС-47 с четырьмя магазинами (120 патронов), 10 ручных гранат Ф-1, сигнальные пистолеты.
Для стабилизации вооружения применялась двухплоскостная система 2Э28М-2 с электрогидравлическим стабилизатором.
Для наведения пушки имелся дневной оптический перископический прицел-дальномер ТПД-43Б, стабилизированный в вертикальной плоскости. Диапазон измеряемой с его помощью дальности составлял 1 000 - 4 000 м. Командир танка имел перископический комбинированный ночной-дневной прибор наблюдения ТКН-3, два прибора наблюдения ТНП-160, а также перископический инфракрасный ночной прицел ТПН-1-432, головка которого не имела бронирования, днём снималась и укладывалась в башне за сиденьем наводчика, выходное окно при этом закрывалось броневой крышкой. В ночных условиях прицел должен был подсвечиваться для работы инфракрасным осветителем ОУ-ЗГК, который в походном положении находился на задней стенке башни. Там же крепился осветитель инфракрасного излучения Л-2АГ. В боевом положении ОУ-ЗГК перемещался на командирскую башенку, а Л-2АГ ставился слева от пушки. Прибор наблюдения наводчика - перископический ВНМ.
До 1967 года механик-водитель пользовался тремя смотровыми приборами ТНПО-160, позднее - лишь одним ТНПО-168, и ночным перископическим инфракрасным прибором наблюдения ТВН-2БМ.
Двигатель - форсированный до 700 л.с. 5-цилиндровый турбопоршневой дизель 5ТДФ с эжекционной системой охлаждения, двухтактный многотопливный, с частотой 2 800 об./мин. Рабочие цилиндры двигателя располагались в один ряд горизонтально, что позволило значительно уплотнить компоновку узлов агрегата, существенно уменьшить его габариты, особенно высоту. На него был поставлен нагнетающий компрессор, соединённый с газовой турбиной, работавшей на выхлопных газах, что экономило значительную часть мощности. Расход топлива составлял 175 г/л.с. в час.
- многотопливный Турбопоршневой 5-ти цилиндровый дизель 5ТДФ.
Однако специалисты отмечали, что этот двигатель имел целый ряд недостатков. Так, он часто перегревался, был весьма чувствителен к пыли, особенно изнашивалась при этом его поршневая группа, не сразу запускался в условиях низких температур, наконец, слишком высока была цена его изготовления, даже в серии. Отметим, что 5ТДФ имел авиационное "происхождение" - этот тип для танка разработал известный конструктор авиационных двигателей А. Чаромский в 1953 году на базе германских авиадизелей.
Устанавливался 5ТДФ в моторно-трансмиссионном отделении горизонтально поперёк корпуса, что также позволило существенно снизить рабочий объём отсека.
Топливные баки - внутренние ёмкостью 815 л и наружные, размещённые на надгусеничных полках, они вмещали ещё 330 л.
В
трансмиссии, имевшей гидросервоуправление, установили две семиступенчатые планетарные бортовые коробки передач, объединённые в один узел с планетарными бортовыми редукторами. Она оказалась на 750 кг легче, чем, например, на Т-55, и состояла из 150 деталей вместо 500, как у того.
- механическая планетарная трасмиссия и вид на крышу МТО танка Т-64.
Ходовая часть танка осталась такой же, как и на "объекте 430", хотя и имела некоторые доработки. Так, применили новые опорные катки из алюминиевого сплава - по шесть узлов на торсионной подвеске на борт, поставили по четыре на сторону корпуса поддерживающих катка - и те, и другие с внутренней амортизацией, что усилило их стойкость к огнесмесям типа напалм и воздействию ядерного взрыва. Повысилась плавность хода, что положительно
сказалось на условиях работы экипажа, а также на точности стрельбы в движении.
Опорные катки малого диаметра - 550 мм - двухскатные с ограничителями радиального перемещения, обладающие повышенной надёжностью. Их наружные стальные ободья отливались отдельно от внешнего диска, штампованного из алюминиевого проката, и соединялись с ним резиновым кольцом, принимавшим на себя на ходу часть колебаний от гусеницы. Катки подвешивались на длинных балансирах.
Гусеничные траки облегчили, сделали разборными, придали ажурность, поставили параллельный резинометаллический шарнир. Они перестали постоянно забиваться грязью и имели хорошее сцепление с почвой. Масса каждого трака составила 17,3 кг.
Улучшилась проходимость по снежной целине, заболоченным участкам. Гусеницы имели небольшую массу, высокую надёжность - их ресурс составлял 10-11 тыс.км. Количество траков - 78. Масса ходовой части стала составлять всего 15% от общей массы танка.
- элементы ходовой части ранних Т-64 крупным планом.
Особенностью подвески Т-64 явилась соосность торсионов, чего не было ни в одном танке: в ней ставились короткие торсионы - не длинные валы от борта до борта, а половинной длины, соединённые в центре корпуса общим шлицевым соединением, то есть полуторсионы. Для их изготовления пришлось применять сплавы повышенной пластичности. Такое
устройство торсионной подвески стало новым, причём неожиданным шагом в мировом танкостроении, так как подобная конструкция применялась ранее только в производстве сельскохозяйственной техники и легковых автомобилей.
Имелись также по два на каждый борт двухсторонних гидравлических телескопических амортизатора нового типа - на 1-м и 6-м узлах подвески, а после 1964 года - ещё и на 2-м - для быстрого гашения продольных колебаний корпуса. Всё это позволило осуществить более высокие показатели подвижности и плавности хода машины.
Ходовую часть с 1967 года стали защищать противокумулятивными экранами - по три на борт, они отстояли от корпуса на 600 мм.
- Противокумулятивные экраны танка Т-64, установка которых серийно началась в 1967 году.
Т-64 был оснащён
оборудованием для подводного вождения ОПВТ. С его помощью преодолевались водные преграды глубиной до 5 м, причём любой ширины. Конструкция радиаторов системы охлаждения двигателя позволяла заполнять их забортной водой, из-за чего сам двигатель при движении по дну не перегревался и даже мог под водой, если был заглушён по какой-то причине, заводиться. Труб ОПВТ ставили две - воздухопитающую и выхлопную. Это очередные важные особенности Т-64.
Узлы оборудования крепились в задней стенке башни. Трубы, уложенные одна в одну, укладывались на крыше МТО. Масса оборудования ОПВТ составляла всего 85 кг, оно устанавливалось за 35 - 45 мин, автоматически сбрасывалось по выходе из воды.
- Т-64 с установленным ОПВТ преодолевает водную преграду.
Танки имели
систему защиты от оружия массового поражения ПАЗ, обеспечивающую герметизацию боевого отделения и управления, а при необходимости ещё и МТО. Внутри корпус машины покрывался специальным водородосодержащим материалом с различными добавками - подбоем, замедляющим и поглощающим нейтроны.
Термодымовая аппаратура системы обеспечивала при впрыске топлива в выхлопной коллектор постановку дымовых завес продолжительностью до 10 минут. Автоматы системы пожаротушения действовали на основе огнегасящего состава "3,5", находившегося в баллонах в каждом отсеке.
Связь танка осуществлялась с помощью радиостанции Р-123 на дальности до 20 км. Комплект ЗИП находился внутри танка, а также размещался на правой надгусеничной полке в герметичных коробах.
Танки Т-64, прошедшие капитальный ремонт, получили индекс Т-64Р. В ходе ремонта на их верхнюю лобовую наклонную часть корпуса наварили дополнительный броневой лист толщиной 30 мм. Поставили усовершенствованную эжекционную систему охлаждения, встроенную систему преодоления водных преград "Брод", улучшенные системы ПАЗ, ППО и ОПВТ, радиостанцию Р-123 заменили на Р-173.