ЗСУ СУ-72
Аналогичные работы по созданию ЗСУ в 1942 году велись и в КБ Горьковского автозавода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова. В ходе данных работ была разработана опытная самоходная зенитная установка СУ-72.
Осенью 1942 года автозаводом был выпущен опытный образец машины. Самоходная установка СУ-72 была разработана на базе унифицированного шасси и относилась к типу полузакрытых самоходных установок. В ее конструкции были использованы узлы и агрегаты легких танков Т-60 и Т-70. Схема общей компоновки предусматривала переднее расположение силовой установки и трансмиссии и кормовое размещение неподвижной броневой рубки и ведущих колес. В силовой установке САУ использовались два типовых двигателя, работавших параллельно. Отделение управления размещалось в носовой части корпуса и было смещено к левому борту, справа от него находилось моторное отделение. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Командир боевой машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик — слева от пушки. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производилась через бронедверь, располагавшуюся в кормовом листе боевой рубки.
На машине была установлена 37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К Красноярского завода №4 с механическими приводами наводки, установленная на тумбе. Пушка обеспечивала ведение как автоматического, так и одиночного огня. Углы наводки пушки по вертикали составляли от — 5° до + 85". При стрельбе по воздушным целям использовался автоматический зенитный (коллиматорный) прицел дистанционного типа.
Броневая защита корпуса и рубки — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 7, 10, 15, 25 и 30 мм. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 25 мм имел угол наклона от вертикали 68°, лобовой броневой лист рубки толщиной 30 мм — 30°, нижний носовой лист корпуса толщиной 30 мм — 30°. Выходящие за броню рубки ЗСУ противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой. На верхнем лобовом листе корпуса, помимо люка механика-водителя, имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях для доступа к двигателям. В нижнем лобовом листе находились два лючка для заводной рукоятки. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя, установленных в боевом отделении.
Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения, установленных параллельно у правого борта корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). На двигателях устанавливались карбюраторы марки "М-1". Система зажигания — батарейная.
Пуск двигателей производился с помощью двух электростартеров СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт) каждый или вручную с помощью заводной рукоятки. Включение стартеров отдельное — для каждого двигателя. Емкость топливных баков составляла 400 л. Запас хода машины по шоссе достигал 300 км.
В состав механической трансмиссии входили:
- два главных фрикциона сухого трения, две четырехступенчатые коробки передач,
- конструкция которых была аналогична конструкции коробки передач автомобиля ГАЗ-ММ; два карданных вала;
- две главных передачи;
- соединительный вал, два многодисковых бортовых фрикциона с ленточными тормозами и два бортовых редуктора, размещавшихся в кормовой части корпуса машины под полом боевого отделения.
В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления — механические. Машина развивала максимальную скорость по шоссе до 45 км/ч.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве основных источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, общей емкостью 112 А/ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или генератор ГТ-500 мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500.
Для внешней связи устанавливалась радиостанция 9Р, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-ЗР. Для связи командира ЗСУ с механиком-водителем использовалась световая сигнализация.
При проведении полигонных испытаний самоходной установки СУ-72 была выявлена неудовлетворительная работа системы охлаждения. Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения требовалась значительная переработка машины. Кроме того, в зависимости от установленного вооружения шасси имели значительные конструктивные и технологические различия между собой и не имели какой-либо преемственности с выпускавшимися на Горьковском автозаводе машинами, что при организации серийного выпуска потребовало бы значительного переоснащения всего производства, недопустимого в условиях военного времени.
Дальнейшие работы по данному образцу были прекращены в связи с прекращением заводом №38 работ над унифицированным шасси.
- опытный образец ЗСУ ГАЗ-72/СУ-72.