И именно КВ стал толчком к созданию "Тигра" и тяжелых САУ, вооруженных 88-мм орудием на базе этой зенитки. Этому замечательному танку, не лишенному, однако, недостатков, и посвящается данная тема.
Все источники материалов и информации по танку обязательно будут указаны по завершении изложения материала.
После неудачных испытаний проект танка Т-35 с усиленным бронированием был закрыт, н конструкторы начали поиск совершенно новой концепции тяжелого танка. Так как завод №183 был перегружен работой, в апреле 1938 года задание но проектированию нового танка было поручено СКБ-2 (которым руководил Жозеф Яковлевич Котин) ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и СКБ-1 ленинградского завода №185 им. Кирова. В этих бюро были
разработаны два альтернативных проекта тяжелого ганка: СМК (Сергей Миронович Киров) в СКБ-2 и Т-100 в СКБ-1. В начале октября после рассмотрения специальной комиссией макетов и чертежей обоих танков, было принято решение о постройке опытных образцов (по две штуки каждого). Месяцем позже, 9 декабря 1938 года, оба проекта были представлены в Кремле высшему руководству партии и правительства на совещании СНК и ЦК ВКП(б). В результате обсуждения возобладало мнение, что представленные танки получились слишком тяжелыми, слабо бронированными и в таком виде не годятся для принятия на вооружение Красной Армии. Было решено уменьшить количество башен с трех до двух, увеличивать толщину брони и сократить длину корпуса (оставить шесть опорных катков вместо восьми). На этом же совещании Ж.Я. Котин заявил о возможности создания еще одного варианта тяжелого танка, имеющего только одну башню, но зато несущего более толстую броню. В своем докладе Котин упомянул о преимуществах, которые даст переход на однобашенную схему, в частности об улучшенной маневренности. Хотя некоторым военным идея Котина не понравилась, И.В. Сталин проявил благосклонность. В результате ЛКЗ получил задание построить кроме двухбашенного
СМК и однобашенный танк.
- опытный образец тяжелого танка СМК.
К февралю 1939 года военные разработали тактико-технические требования для нового танка. 27 февраля их утвердили на заседании Комитета обороны, и одновременно ЛКЗ получил официальный правительственный заказ на постройку прототипа однобашенного тяжелого танка, получившего название КВ - в честь советского наркома обороны маршала Климента Ворошилова. Ведущим конструктором проекта был назначен инженер Н.Л. Духов. Благодаря существовавшему в СКБ-2 конструкторскому заделу, работы продвигались довольно быстро, и уже 7 апреля был утвержден технический проект и полноразмерный деревянный макет будущего танка. Концепция танка КВ, предполагала только одну башню с вооружением, дальнейшее увеличение толщины брони и силовую установку с использованием двигателя М-17Ф мощностью 660 л.с. или недавно разработанного дизельного двигателя БД-2 (позже, получившим обозначение В-2) мощностью 580 л.с. Вооружение планировалось в составе одной 76-мм пушки, одной 45-мм пушки, одного 12,7-мм зенитного пулемета ДК и двух 7,62-мм пулеметов ДТ - то есть той же самой комбинации, которая использовалась на танке СМК. В то же время на Ижорском заводе проводились испытания различных броневых деталей, и началось изготовление корпуса и башни. В нюне 1939 юла Автобронетанковое управление РККА, основываясь на результатах испытаний двигателя В-2 на танках БТ-7М рекомендовало СКБ-2 отказаться от использования авиационного двигателя М-17, и использовать для КВ исключительно дизель В-2.
К 1 сентября 1939 года был закончен сборкой первый опытный КВ, получивший заводское обозначение У-0, имевший массу около 40 тонн, вооружение из 76,2-мм пушки Л-11 и 45-мм пушки 20-К. В тот же день его выкатили из сборочного цеха, и он совершил свой первый испытательный пробег по территории Кировского завода. Уже в ходе первых испытании проявились недостатки в конструкции трансмиссии, а двухорудийная установка оказалась, слишком громоздкой для того, что бы эффективно использоваться в башне существующих размеров.
- первый опытный образец КВ, получивший заводское обозначение У-0.
После устранения первых обнаруженных дефектов, 5 сентября 1939 года танк был перевезен в Москву, где продемонстрирован членам правительства и командованию Красной Армии. Затем, до конца сентября машина подверглась интенсивным испытаниям на полигоне в Кубинке. В начале октября опытный образец КВ был возвращен в Ленинград, и уже 10 октября, после устранения выявленных недостатков, начались его полигонно-заводские испытания. Пятисоткилометровый пробег, к сожалению, опять выявил многочисленные недостатки в конструкции систем двигателя и трансмиссии - неустойчивая работа двигателя, дефекты планетарных бортовых передач и коробки передач, тормозов и т.д.