Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 12 июл 2013, 13:55

В начальный период войны танки КВ наводили ужас на немецкую пехоту, артиллерию и танкистов - его броню не пробивал ни один из имевшихся на вооружении Вермахта в тот период калибров, спасали только 88-мм зенитные пушки!
И именно КВ стал толчком к созданию "Тигра" и тяжелых САУ, вооруженных 88-мм орудием на базе этой зенитки. Этому замечательному танку, не лишенному, однако, недостатков, и посвящается данная тема.
Все источники материалов и информации по танку обязательно будут указаны по завершении изложения материала.

История создания.


Долгий путь к грозной машине....


После неудачных испытаний проект танка Т-35 с усиленным бронированием был закрыт, н конструкторы начали поиск совершенно новой концепции тяжелого танка. Так как завод №183 был перегружен работой, в апреле 1938 года задание но проектированию нового танка было поручено СКБ-2 (которым руководил Жозеф Яковлевич Котин) ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и СКБ-1 ленинградского завода №185 им. Кирова. В этих бюро были
разработаны два альтернативных проекта тяжелого ганка: СМК (Сергей Миронович Киров) в СКБ-2 и Т-100 в СКБ-1. В начале октября после рассмотрения специальной комиссией макетов и чертежей обоих танков, было принято решение о постройке опытных образцов (по две штуки каждого). Месяцем позже, 9 декабря 1938 года, оба проекта были представлены в Кремле высшему руководству партии и правительства на совещании СНК и ЦК ВКП(б). В результате обсуждения возобладало мнение, что представленные танки получились слишком тяжелыми, слабо бронированными и в таком виде не годятся для принятия на вооружение Красной Армии. Было решено уменьшить количество башен с трех до двух, увеличивать толщину брони и сократить длину корпуса (оставить шесть опорных катков вместо восьми). На этом же совещании Ж.Я. Котин заявил о возможности создания еще одного варианта тяжелого танка, имеющего только одну башню, но зато несущего более толстую броню. В своем докладе Котин упомянул о преимуществах, которые даст переход на однобашенную схему, в частности об улучшенной маневренности. Хотя некоторым военным идея Котина не понравилась, И.В. Сталин проявил благосклонность. В результате ЛКЗ получил задание построить кроме двухбашенного
СМК и однобашенный танк.
3497 - опытный образец тяжелого танка СМК.
К февралю 1939 года военные разработали тактико-технические требования для нового танка. 27 февраля их утвердили на заседании Комитета обороны, и одновременно ЛКЗ получил официальный правительственный заказ на постройку прототипа однобашенного тяжелого танка, получившего название КВ - в честь советского наркома обороны маршала Климента Ворошилова. Ведущим конструктором проекта был назначен инженер Н.Л. Духов. Благодаря существовавшему в СКБ-2 конструкторскому заделу, работы продвигались довольно быстро, и уже 7 апреля был утвержден технический проект и полноразмерный деревянный макет будущего танка. Концепция танка КВ, предполагала только одну башню с вооружением, дальнейшее увеличение толщины брони и силовую установку с использованием двигателя М-17Ф мощностью 660 л.с. или недавно разработанного дизельного двигателя БД-2 (позже, получившим обозначение В-2) мощностью 580 л.с. Вооружение планировалось в составе одной 76-мм пушки, одной 45-мм пушки, одного 12,7-мм зенитного пулемета ДК и двух 7,62-мм пулеметов ДТ - то есть той же самой комбинации, которая использовалась на танке СМК. В то же время на Ижорском заводе проводились испытания различных броневых деталей, и началось изготовление корпуса и башни. В нюне 1939 юла Автобронетанковое управление РККА, основываясь на результатах испытаний двигателя В-2 на танках БТ-7М рекомендовало СКБ-2 отказаться от использования авиационного двигателя М-17, и использовать для КВ исключительно дизель В-2.
К 1 сентября 1939 года был закончен сборкой первый опытный КВ, получивший заводское обозначение У-0, имевший массу около 40 тонн, вооружение из 76,2-мм пушки Л-11 и 45-мм пушки 20-К. В тот же день его выкатили из сборочного цеха, и он совершил свой первый испытательный пробег по территории Кировского завода. Уже в ходе первых испытании проявились недостатки в конструкции трансмиссии, а двухорудийная установка оказалась, слишком громоздкой для того, что бы эффективно использоваться в башне существующих размеров.
3496 - первый опытный образец КВ, получивший заводское обозначение У-0.
После устранения первых обнаруженных дефектов, 5 сентября 1939 года танк был перевезен в Москву, где продемонстрирован членам правительства и командованию Красной Армии. Затем, до конца сентября машина подверглась интенсивным испытаниям на полигоне в Кубинке. В начале октября опытный образец КВ был возвращен в Ленинград, и уже 10 октября, после устранения выявленных недостатков, начались его полигонно-заводские испытания. Пятисоткилометровый пробег, к сожалению, опять выявил многочисленные недостатки в конструкции систем двигателя и трансмиссии - неустойчивая работа двигателя, дефекты планетарных бортовых передач и коробки передач, тормозов и т.д.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 13 июл 2013, 01:11

Боевые испытания новых танков.


После начала советско-финской войны, было решено снять опытные образны тяжелых танков СМК, Т-100 и КВ с испытаний и послать на фронт для оценки их боевой эффективности. Перед этим с КВ была демонтирована вторая 45-мм пушка и 12,7 мм пулемет. На фронт КВ отправился вместе с экипажем из шести человек: командира Г.Ф. Качехина, механика-водителя, воентехника II ранга И.П. Головачева, механика-водителя К. Ковша, моториста и одновременно заряжающего А.И. Евстратова (ЛКЗ), а также радиста А. Смирнова и заряжающего Н. Кузнецова (РККА) . По железной дороге все три танка доставили до станции Черная Речка, откуда машины двинулись своим ходом через Териеки и Райвола в расположение 20-й бригады тяжелых танков.
Боевое крещение КВ принял 18 декабря 1939 года в районе озера Суммаярви в составе 91-го танкового батальона. В ходе боя на танке заглох двигатель, но Ковшов смог устранить неисправность. На обратном пути КВ взял на буксир поврежденный Т-28 и оттащил танк к своим. После боя обнаружилось, что ствол пушки пробит насквозь, а на броне башни и корпуса насчитали 43 отметины от бронебойных снарядов.
Несколько гусеничных траков также было повреждено, снаряд пробил одни опорный каток, был сорван наружный топливный бак. От ударов сорвало топливный насос, удерживавшийся только двумя болтами.
В общем, результаты боевой деятельности новых советских тяжелых танков нельзя было назвать слишком успешными.
Несмотря на тот факт, что все три типа танков были способны противостоять большому количеству попаданий вражеских снарядов, низкая надежность их новых, недоведенных узлов и механизмов, особенно двигателей, стартеров, трансмиссии не позволяла обеспечить машинам достаточную подвижность, что сводило на нет преимущества мощного бронирования. Наиболее наглядно это проявилось в случае СМК, который подорвался на противотанковой мине, потерял ход, и остался неподвижной мишенью на поле боя. Его не удалось эвакуировать даже при помощи трех танков Т-28 ( =-O ). Он так и остался стоять на месте до наступления весны. Тем временем Т-100 и КВ были возвращены в Ленинград на свои заводы. Хотя, как уже упоминалось выше, результаты боевых испытаний новых тяжелых танков нельзя было признать успешными, но все же один вывод не подлежал сомнению - из трех машин лучше всего показал
себя КВ - он и был выбран для дальнейшего развития.
Нужно заметить, что боевые действия в Финляндии показали необходимость иметь танк с главным вооружением, большего калибра, чем 76,2-мм орудие, которое оказалось неэффективным при борьбе с вражескими бункерами и полевыми укреплениями. В результате был спроектирован вариант КВ "с большой башней" (152,4-мм гаубица) по сравнению с первоначальным КВ "с маленькой башней" (76,2-мм пушка). Только значительно позже - с 1941 года, эти два танка начали обозначаться как КВ-2 и КВ-1 соответственно.
34983499 - КВ выпуска апреля 1940 года (машина У-7).
Корпуса опытных машин танков этих типов имели заводское обозначение У-0 и У-7, однако опытные образцы башен часто переставлялись с одного корпуса на другой, затрудняя точную дифференциацию опытных машин. Так, например, танк У-0 сначала имел башню с 76,2 мм пушкой, но позже получил первую башню МТ-1 с 152,4-мм гаубицей для проведения ее полевых испытании. 22 февраля 1940 года опытный У-2 с установленной на него башней с 76,2-мм пушкой (ранее стояла на У-0), снова был послан на Финский фронт для дальнейших испытаний. Семью днями позднее за ним последовала машина У-3 с башней МТ-1.
35003501 - чертеж и фото танка КВ с "большой" башней (У-3), вооруженного 152,4-мм гаубицей и прошедшего испытания боевыми действиями.
Машину У-4 с башней МТ-1 не успели завершить до окончания военных действий. Танки У-0, У-2 и У-3 были успешно испытаны незадолго до окончания советско-финляндской войны. Результаты были лучше, но силовая установка все еще нуждалась в серьезных усовершенствованиях. Танки были слишком тяжелы для использовавшихся на них двигателей и трансмиссии. Однако вооружение и броня оказались соответствующими предъявленным к ним требованиям.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 18 июл 2013, 00:13

Начало серийного производства.
Предсерийные машины.


Уже 19 декабря 1939 года Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров, ознакомившись с предварительными результатами испытаний новых тяжелых танков в боевых условиях, рекомендовал принять ганк КВ на вооружение после устранения обнаруженных недостатков. Одновременно ЛКЗ получил распоряжение начать подготовку к серийному выпуску нового танка и дать в наступающем году 50 машин установочной партии.
17 марта 1940 юла КВ продемонстрировали в Кремле вместе с другими лучшими моделями танков. После возвращения прототипа КВ с фронта на ЛКЗ начала работу специальная комиссия. В состав комиссии входили майор П.П. Ковалев, военные инженеры III ранга П.К. Ворошилов и М.Ц. Каулин, капитан П.И. Колотушкин. Новая серия испытаний проводилась на полигоне под Ленинградом в районе Красного Села. Испытывались два КВ-1 (один прототип и первая серийная машина) и один КВ-2.
Представляет ни герес тот факт, что в правительстве и руководстве РККА имелось много сторонников тяжелых танков, которые предлагали вообще отменить производство средних танков Т-34 в пользу КВ. Но благодаря позиции руководителя Наркомата танковой промышленности В. Малышева и генерала М. Катукова этого не произошло.
В апреле-мае 1940 года Кировский завод продолжал вести работы над опытными КВ и машинами установочной партии.
Однако в конце мая последовало решение правительства но существенному увеличению объемов производства танков КВ: во втором полугодии 1940 года предписывалось изготовить 130 штук КВ с малой 7-тонной башней и 76,2-мм пушкой (КВ-1) и 100 штук КВ с большой 12-тонной башней и 152,4-мм гаубицей (КВ-2). Для обеспечения подготовки производства возросшего количества ганков в их конструкцию были внесены изменения направленные на повышение технологичности и упрощение их изготовления. Был существенно расширен опытный цех Кировского завода.
Нововведения "обкатывались" на следующих машинах У-серии. Так, к июню 1940 года была спроектирована и запущена в серию (начиная с машины У-18) новая "ранняя малая башня для 76-мм пушки". По сравнению с выпускавшейся ранее "круглой малой башней", для изготовления которой было необходимо применение мощного прессового оборудования и различных штампов, новая башня была гораздо более простой в производстве. Тогда же отказались и от надгусеинчпых полок с ящиками "авиационного типа" вызывавшими неудобства в процессе эксплуатации.
3511 - крупный план ходовой части предсерийного танка КВ-1.
Несмотря на интенсивные усилия, предпринимаемые конструкторами и производственниками, недостатки присущие КВ так и не были полностью преодолены. В результате испытаний танков У-1, У-2 (с 152-мм гаубицей) и У-7 (с 76-мм пушкой), проведенных в июне-августе на полигоне под Ленинградом, была выявлена неудовлетворительная работа систем охлаждения и питания воздухом, ненадежность трансмиссии, недостаточная прочность траков и опорных катков, а так же большое количество более мелких недостатков. Все это вместе с дополнительными проблемами по
организации производства ограничивало на первых порах выпуск танков 5-8 машинами в месяц. Тем не менее до конца 1940 года Кировскому заводу удалось изготовить 242 тяжелых танков КВ (из которых 139 КВ-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив установленный ему план. Однако при этом качество танков оставалось невысоким.
35123514 - КВ с "малой башней" - одна из предсерийных машин, на что указывает отсутствие курсового пулемета в шаровой опоре на лобовом листе корпуса, на втором фото - брошенный при отступлении КВ-1 более позднего выпуска с курсовым пулеметом.
3513 - кормовая часть машины раннего выпуска.
На 1 декабря 1940 года в Красной Армии числилось 130 тяжелых танков КВ (из них 106 КВ-1). В конце 1940 года Комитет Обороны принял решение о производстве в 1941 году 1 000 танков КВ, согласно которому их производство разворачивалось и на новых заводах.
35153516 - пара фото брошенных при отступлении предсерийных КВ.
До июня 1941 года, незадолго до нападения Германии, Кировский завод успел выпустить 370 КВ-1 и 134 КВ-2 (с момента установки в лобовом листе корпуса шаровой пулеметной установки танки "КВ с малой башней" были переименованы в КВ-1).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 06 авг 2013, 19:09

Начало серийного производства и Великой Отечественной войны.
Эвакуация предприятий на Урал.


Производство первых серийных КВ-1 проекта 1939 года началось на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод) и его смежниках-субподрядчиках в Ленинграде в апреле 1940 года.
Однако уже в "Плане по увеличению производства танков КВ на 1941 год" от 2 января 1941 года, для обеспечения массового производства танка были запланированы и другие заводы-изготовители.
Подготовка танкового производства, кроме ленинградского ЛКЗ, началась также на ЧТЗ (Челябинском тракторном заводе) и заводе №78 (здесь должны были изготавливаться бронекорпуса). С 1 января 1941 года на ЛКЗ был запущен в производство КВ-1 проекта 1940 года, а с февраля такие же танки начали собираться и на ЧТЗ.
Когда 29 августа 1941 года немецкие войска завершили окружение Ленинграда основная часть оборудования и персонала ЛКЗ уже была эвакуирована на Урал в город Челябинск. В условиях немецкой блокады Ленинграда производство танков КВ на ЛКЗ все более затруднялось – последний танк КВ был собран в Ленинграде 18 октября 1941 года. Всего здесь удалось построить 885 КВ-1 и КВ-2.
3551 - фото КВ-1 проекта 1940 года производства ЛКЗ.
Однако еще задолго до этого было принято решение отказаться от серийного производства танков КВ в Ленинграде и полностью переместить их производство в Челябинск. Это решение начало реализовываться с начала августа 1941 года, когда с Кировского завода на Урал были отправлены первые эшелоны со станками и оборудованием. В сентябре эвакуация персонала завода продолжалась судами по Ладожскому озеру, а позже и воздушным путем - так было перевезено почти 10 000 работников ЛКЗ. Эти усилия позволили уже осенью 1941 года развернуть серийное производство КВ в Челябинске. До этого здесь удалось построить всего 25 танков (по состоянию на 1 июля 1941 года).
Первые Челябинские серийные танки покинули сборочную линию в середине октября 1941 года, это были машины проекта 1940 года, правда, в них были внесено большое количество изменении и упрощении, связанных с местными производственными условиями. Они вооружались пушками Ф-32. Для ясности эти танки будут в дальнейшем именоваться КВ-1 проект 1940 года, производства ЧТЗ.
За этой первой серией последовали танки, вооруженные пушкой ЗиС-5, калибра 76,2 мм, которые производились на Урале.
Дело в том, что ранее устанавливающиеся пушки Ф-32 изготавливались в Ленинграде на Кировском заводе и к октябрю их поставки полностью прекратились. Поэтому в производство был запущен новый вариант усиленной сварной башни упрощенной конструкции с установленной в ней пушкой ЗиС-5.
3550 - КВ-1 с пушкой ЗИС-5, такие танки легко идентифицировать по лючку в маске пушки для обслуживания орудия и более длинному стволу пушки. Данный экземпляр был захвачен и служил в одной из частей Вермахта.
Чтобы удовлетворить огромные потребности Красной Армии в танках КВ, в процесс его производства было включено, большее количество различных заводов. Важную роль в этой кооперации играл УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе), который уже в июле-августе 1941 года, несмотря на огромные трудности, начал производить первые узлы для танков КВ. Среди других заводов нужно упомянуть Завод №75 (Уральский турбинный завод), который получил задание по постройке, главным образом, дизельных двигателей.
В начале 1942 года заводы, эвакуированные из Ленинграда, слились с местными челябинскими предприятиями ЧТЗ - заводом №200 и УЗТМ в новый производственный комплекс по производству тяжелых танков: Челябинский Кировский завод №185 - ЧКЗ. Новый гигантский комплекс производства неофициально получил название "Танкоград", и на нем до конца войны производилась большая часть советских танков.
Естественно, что эвакуация заводов тянула за собой целый ворох различных проблем. Множество танков приходилось собирать, используя узлы и детали от различных модификаций. Такие экстраординарные меры, связанные также с серьезным дефицитом в поставках некоторых узлов и деталей, оставались характерными в ходе всего производства танков типа КВ. Кроме того, и качество узлов и деталей было далеко от необходимого уровня. Хороший пример: "триплекс" - стеклянный блок прибора наблюдения механика-водителя, который содержал множество воздушных пузырьков, сильно ограничивавших возможности обзора через него.
3549 - на фото - машина довольно необычного вида: на корпус КВ-1 образца 1942 года установлена башня образца 1940 года. wasko:
С другой стороны, концентрация заводов в одном месте и активная конструкторская работа по упрощению трудоемкости производства, позволили уменьшить количество человеко-часов необходимых для изготовления КВ-1 с 23 453 в мае 1941 года до 9 007 в январе 1942 года, что заложило основу для наращивания их выпуска.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 07 авг 2013, 23:35

Серийные модификации танка.


КВ-1 проекта 1939 года
(сварная башня, пушка Л-11, производство ЛКЗ).


Первые серийные танки КВ-1 производство, которых началось с апреля 1940 года, были внешне очень похожи на опытные машины с одной 76-мм пушкой. КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ вооружался 76,2-мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 31 калибр с маской типа "свиное рыло" похожей по форме на маску немецких штурмовых орудий, появившихся позже.
Очень быстро выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной, к тому же она имела довольно необычную конструкцию - ее ствол был как бы подвешен под люлькой, что пагубно влияло на точность стрельбы - из нее было почти невозможно попасть двумя снарядами в одно и то же место!
Башня, устанавливающаяся на опытных машинах с гнутым кормовым броневым листом была заменена другой, из плоских броневых листов, клепано-сварной конструкции, которая имела коробчатую форму. Это существенно облегчило ее производство.
Болтовые соединения на бортах башни теперь отсутствовали. Некоторые КВ-1 проекта 1939 года попали в армейские подразделения уже летом 1940 года, но реально их производство развернулось на ЛКЗ только с октября-декабря 1940 года.
КВ-1 проекта 1939 года ранних выпусков ("КВ с малой башней") имели амбразуру для стрельбы из личною оружия в лобовом листе корпуса рядом со смотровым люком механика-водителя, на машинах поздних выпусков здесь уже устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Это нововведение стало стандартом для всех последующих КВ. Машины ранних выпусков имели упрощенную установку пулемета в корме башни, позже здесь была установлено стандартизированное шаровое крепление.
Конструкция КВ-1 проекта 1939 года отличалась ясностью форм и довольно высоким качеством обработки деталей (все упрощения и проблемы связанные с эвакуацией были еще впереди), но на изготовление одного танка затрачивалось более 25 000 человеко-часов. Двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки, поддерживающие ролики снабжались резиновыми бандажами, что повышало плавность хода. Позднее проблемы с поставками резины и необходимость упрощения конструкции танка привели к тому, что опорные катки и поддерживающие ролики на танках КВ-1 проекта 1941 года и более поздних машинах лишились резиновых деталей и начали изготавливаться полностью из стали. КВ-1 проекта 1939 года строились только на ЛКЗ в Ленинграде.
Имеются документы, которые показывают, что в начальный период войны на фронт были отправлены даже некоторые из опытных образцов КВ, а также что на корпуса танков серийного производства устанавливались башни опытных машин.
35533554 - чертежи КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ.
35553556 - КВ-1 проекта 1939 года поздних серий производства ЛКЗ осматривают солдаты Вермахта, на втором фото - весьма интересный экземпляр: танк КВ-1 проекта 1939 года позднего выпуска с башней от одной из опытных машин.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 11 сен 2017, 14:04

КВ-1 проекта 1940 года
(сварная башня, пушка Ф-32)
производства ЛКЗ и ЧТЗ


Уже к концу 1940 года было принято решение, о существенной переработке конструкцпи КВ-1. Основанием для такого решения стало запланированное массовое производство и установка нового основного вооружения.
Танк КВ-1 проекта 1940 года был запущен в производство в январе 1941 года на ЛКЗ. Новый танк отличался от танка проекта 1939 года новой башней - это была доработанная башня (деталь №57) от танка проекта 1939 года с 76,2 мм пушкой Ф-32 длиной ствола 31,5 калибра, которая устанавливалась в новой маске, аналогичной используемой на танках Т-34. Решение об изменении основного вооружения танка было принято учитывая упомянутые выше неудовлетворительные характеристики Л-11. Поэтому в КБ В.Г. Грабина на Артиллерийском заводе №92 была заказана танковая пушка Ф-32. Конструкция Ф-32 представляла собой развитие танковой пушки Ф-22, испытывавшейся на танке БТ-7. Новая пушка была значительно совершеннее и намного более проста в производстве. В первом полугодии 1940 года на Кировском заводе должны были изготовить 30 штук Ф-32, а с августа развернуть базовое производство этой системы и сдать до конца года 130 штук. Тем не менее до конца года удалось изготовить только 50 штук Ф-32.
Использование пушки Л-11 с самого начала рассматривалась как "временная мера вплоть до разработки и запуска в производство более совершенной танковой пушки". Таким образом, существование КВ-1 проекта 1939 года стало возможным только из-за бесконечных задержек с разработкой вооружения. То, что КВ-1 проекта 1939 года с пушкой Л-11 все же был запущен в производство, говорит о том, насколько сильно требовался военным новый тяжелый танк. Средний танк Т-34, изначально также вооруженный 76,2 мм пушкой Л-11, но с начала 1941 года был перевооружен существенно боле лучшей по своим характеристикам пушкой Ф-34, которая, несомненно, превосходила и Ф-32. В результате это сделало тяжелый КВ вооруженным слабее, чем средний танк. Велись работы по установке в башне КВ-1 и более мощного орудия калибра 85 мм или 95 мм, однако они не привели к практическим результатам. Установка 76-мм пушки Ф-27 с более высокой начальной скоростью снаряда также потерпела неудачу.
До начала войны, к июню 1941 года, на Кировском заводе было построено в общей сложности 264 КВ-1 проекта 1940 года. После 22 июня были предприняты чрезвычайные меры по увеличению производства КВ. С 1 июля 1941 года, в пользу увеличения поставок КВ-1, был снят с производства КВ-2. Кроме того, была упрощена конструкция башни и установлены новые усиленные опорные катки.
Боевой опыт столкновений с немецкими войсками и особенно с зенитными орудиями 88-мм Пак 36, которые при необходимости использовались в качестве противотанковых и снаряды которых пробивали броню КВ-1, показал жизненную необходимость улучшения бронирования КВ. Несмотря на то, что что вело к дополнительной нагрузке на и без того слабую трансмиссию, подвеску и двигатель, в качестве временной меры на танк начали устанавливать дополнительное бронирование. На танках КВ-1 проекта 1940 года поздних выпусков на передних наклонных листах корпуса и на передней стенке отделения управления наваривались 20 мм броневые листы, а также 50 мм броневые листы вокруг башенного погона.
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение - танки КВ-1 с доп. броней корпуса и башни, произведенные на ЛКЗ.
С эвакуацией производства из Ленинграда в Челябинск производство КВ-1 проекта 1940 года с пушкой Ф-32 было продолжено, на новом месте. Первая "предсерийная" машина была изготовлена здесь в феврале 1941 года, и ее производство продолжалось до октября 1941 года, пока запасы пушек Ф-32 не исчерпались. Сокращая трудозатраты на производство одного танка, в Челябинске было внесено множество усовершенствований в процесс производства. Так, в июле 1941 года было проведено не менее 349 изменений и уже 1 322 изменения в августе
1941 года! Тем временем, в Ленинграде на ЛКЗ производство КВ-1 проекта 1940 года продолжалось по старой документации до конца сентября 1941 года, так как усовершенствования производства принятые на ЧТЗ не могли быть введены в условиях немецкой осады.
ИзображениеИзображение - проекции танка КВ-1 обр. 1940 года ЛКЗ ранних и поздних производственных серий.
Фотоподборка КВ-1 обр. 1940 года производства ЛКЗ:
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
И фото машины обр. 1940 года производства ЧТЗ (видимо, в подписи к фото опечатка и имеется в виду ЧКЗ):
Изображение - вроде как единственный уцелевший и "доживший" до наших дней танк проекта 1940 года....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 12 сен 2017, 14:45

КВ-1 с двигателем М-17


Одним из результатов эвакуации множества заводов и фабрик на Урал стала нерегулярность поставок материалов и оборудования, что привело к появлению нескольких необычных вариантов танка КВ, причем отличия коснулись не только башни, корпуса и вооружения, но даже и самого сердца машины - двигателя.
После того как Харьковский завод двигателей №75 в июле 1941 года был эвакуирован, возникла нехватка двигателей В-2. Чтобы не останавливать производство в сентябре 1941 года, в качестве их замены на 37 танках КВ-1 проекта 1940 года ЛКЗ были установлены двигатели М-17, ранее использовавшиеся на тяжелых танках Т-35.
Изображение - КВ-1 обр. 1940 года c двигателем М-17, произведенный на ЛКЗ. Машина оснащена 5-ю 160-литровыми доп. баками.
Внешне эти танки отличались пятью дополнительными топливными баками, емкостью по 160 литров каждый, которые были установлены на надгусеннчных полках. Дополнительные топливные баки были необходимы, чтобы компенсировать больший расход топлива, который имел двигатель М-17: от 4,7 до 9,5 л. на 100 км пробега (дизель В-2: от 2,7 до 5,0). Такие же чрезвычайные меры по замене В-2 на М-17 пришлось принимать и на ЧКЗ в ноябре-декабре 1941 года. Там было выпущено 130 танков КВ-1 проекта 1940 года ЧКЗ с двигателями М-17.
ИзображениеИзображениеИзображение - особенности конструкции кормы и фото КВ-1 с двигателем М-17 производства ЧКЗ. Машины ЧКЗ легко отличить по маске и стволу орудия ЗиС-5.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 14 сен 2017, 22:51

КВ-1 проекта 1941 года с экранами (КВ-1Э производства ЛКЗ),
(сварная башня с дополнительной броней, пушка Ф-32).


После начала боевых действий с фронта начали поступать сведения о том, что снаряды немецкого 88-мм зенитного орудия Flak 36 без труда пробивают броню танков КВ. Чтобы быстро поправить положение, было предложено установить на танки KB дополнительные броневые листы, что являлось конечно временным решением, до тогомомента как будет готов новый, лучше защищенный танк.
В результате были спроектированы дополнительные броневые модули ("экраны"), закрепляющиеся на башне и бортах корпуса КВ-1. Такое решение позволяло использовать существующие танки без изменения их конструкции и разработки совершенно нового танка. К тому же, Кировский завод в Ленинграде не имел технического оборудования, для изготовления более тяжелых машин с утолщенной броней.
Решение о начале производства "экранов" было принято в конце июня 1941 года, в комплект входили броневые листы толщиной от 20-25мм до 30-35мм, причем они устанавливались не в плотную к основной броне, а прикручивались к металлическим бойкам. Последние, в свою очередь, приваривались непосредственно к броне танка. Таким образом, между основной и дополнительной броней существовал воздушный зазор. Доработанные машины получили название "экранированные" (с навесной броней).
По одним данным, экранирование новых танков КВ-1 проекта 1940 года производились непосредственно на ЛКЗ, начиная с 1 июля 1941 года, а танков приходящих на ремонт на заводе №371. По другим данным, такую экранировку танков КВ мог вести Ленинградский металлический завод. Однако в документах Кировского и Ижорского заводов, а также представителей военной приемки отсутствует какая-либо информация о дополнительной экранировке КВ!
Между тем, представители военной приемки фиксировали любые изменения в конструкции танков. Естественно, такие крупные изменения в конструкции как экранировка, не могли пройти мимо них или заводских конструкторов. Тем не менее, фотографии таких танков встречается довольно много. Некоторые из них имеют дополнительные "экраны" только на бортах башни, а некоторые еще и на бортах корпуса.
ИзображениеИзображение - проекции КВ-1Э ("экранированного").
Имеются сведения, что эта программа была закрыта уже в августе 1941 года, после того как выяснилось, что дополнительный вес брони, доведший боевой вес KB почти до 50-ти тонн, привел к недопустимой перегрузке и так уже перегруженного двигателя и ходовой части. Боевое применение также показало, что передние опорные катки имели тенденцию к поломкам под воздействием этого дополнительного веса. Эта проблема была позже частично преодолена установкой литых опорных катков усиленной конструкции.
Экранировке, судя по фотографиям, подвергались только танки KB выпуска июля 1941 года (до введения башни упрощенной конструкции), имеющие дополнительные наварные бронелисты на передней части (наклонные листы и передний лист отделения управления) и бортах корпуса, так и без них. Перебои в снабжении приводили к тому, что некоторые машины не получали полного комплекта "экранов". В результате
встречались танки с "экранами", установленными на башне и корпусе, но были и такие, у которых "экраны" были установлены только на башне. Кроме того, поспешное производство дополнительных экранов приводило к тому, что их форма существенно варьировалась. Такие танки часто неофициально именовались КВ-1Э.
В настоящее время вопрос о том, где точно экранировались танки КВ, и сколько таких машин было изготовлено, пока остается открытым. Интересно, что такие экранированные танки встречаются только на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.
Небольшая фотоподборка "экранированных" КВ-1 (КВ-1Э):
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - брошенные экипажами машины с "экранами". Видимых фатальных повреждений машины не имеют, что дает повод думать об оставлении танков вследствии поломки трасмиссии, не выдерживавшей возросшей нагрузки.
ИзображениеИзображениеИзображение - довольно часто доп. бронирование все равно не спасало.... На этих фото - уничтоженные вражеской артиллерией КВ-1Э.
ИзображениеИзображениеИзображение - единственный уцелевший до наших дней КВ-1 с "экранами" - экспонат музея.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 23 сен 2017, 23:59

КВ-1 проекта 1941 года
(сварная башня упрощенной конструкции с пушками Ф-32 или ЗиС-5 ) ЧТЗ


В сентябре 1941 года на Ижорском заводе ведись работы над проектом новой сварной башни, призванной заменить ранее выпускавшиеся до этого времени обращы.
А в конце октября 1941 года в Челябинске началось производство новой модификации танка (КВ-1 проекта 1941 года, ЧТЗ) со сварной башней, имеющей улучшенное бронирование в задней части погона, конструкция которой базировалась на проекте башни "деталь №157", но с различными упрощениями, введенными в ходе подготовки массового производства. В конструкции зтой башни было изжито большинство недостатков, присущих предыдущим проектам.
Внешне новая башня отличалась тем, что задняя часть ее погона теперь была полностью интегрирована в остальную броню. Таким образом, кормовая ниша башни стала выглядеть короче. Кроме того, приборы наблюдения заднего стрелка были смещены к корме башни, чтобы устраним, мертвую зону над крышей МТО, которая имелась при старом расположении приборов.
ИзображениеИзображение - проекции танка КВ-1 обр. 1941 года с упрощенной сварной башней ЧТЗ.
Танки этой модификации вооружались модифицированной пушкой ЗиС-5 (Ф-34), хотя машины ранних выпусков еще имели пушки (пока ЗиС-5 не стали выпускаться в достаточных количествах). На самых последних партиях этих танков уже начали использоваться корпуса образна 1942 года с прямыми кормовыми броневыми плитами.
ИзображениеИзображениеИзображение - танки КВ-1 проекта 1941 года с упрощенной сварной башней и пушкой Ф-32. Эти машины имели сильное внешнее сходство с КВ-1 обр. 1940 года, но легко идентифицируются на фото по более короткой задней нише башни.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 26 сен 2017, 00:00

КВ-1 проекта 1941 года
(литая башня с пушкой ЗиС-5, ЧКЗ)


Подготовка проекта литой башни для танков КВ уже велась, когда КВ-1 проекта 1939 года был запущен в серийное производство. Несколько прототипов литой башни были разработаны в июне 1940 года на ЛКЗ.
Однако запуск башни новой конструкции в серийное производство так и не был осуществлен из-за серьезных технических проблем при подготовке массового выпуска литой башни на поточной линии. Попытка подготовки их опытного производства на Ижорском заводе в начале 1941 гола также потерпела неудачу. Следующие опытные образцы литой башни для КВ- 1 были изготовлены на заводе №7 в марте 1941 гола, но постоянно возникающие проблемы с литьем такой большой детали - особенно появление воздушных пузырей в металле, и эвакуация ЛКЗ из Ленинграда в конце 1941 года опять задержало начало их серийного производства.
В то время как в 1941 году производство танков КВ со сварными башнями в различных вариантах шло высокими темпами в Ленинграде и Челябинске, на ЧКЗ продолжались работы над проектом литой башни. Решение, наконец, запустить в серийное производство такой тип башни с толщиной брони до 100 мм (деталь №257) сулило несколько преимуществ. С одной стороны "Танкоград" теперь получил в свое распоряжение техннческие возможности сразу нескольких различных заводов, с другой стороны в литой башне можно было добиться более выгодных с точки зрения баллистики форм даже при тех же самых толщинах брони, что и на сварных вариантах. Скругленные формы обеспечивали повышенную снарядостойкость даже в случае обстрела немецкими 88-мм зенитными орудиями, не говоря уже о другом противотанковом вооружении Вермахта.
ИзображениеИзображение - КВ-1 обр. 1941 года с литой башней, ЧКЗ - проекции танка.
КВ-1 проекта 1941 года с литой башней был запущен в серию в январе 1941 года на ЧКЗ, где его производство продолжалось до августа 1942 года. Эксперименты, по изготовлению литого корпуса для танков типа КВ, однако, потерпели неудачу, использование крупных литых деталей в конструкции корпуса будет реализовано только в конце 1943 юда на танках ИС-2.
Фотоподборка КВ-1 проекта 1941 года с литой башней производства ЧКЗ:
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - на этих трех фото запечатлены подбитые противотанковой артиллерией Вермахта танки с литыми башнями. Увы, но в 1942 году КВ стали утрачивать былое могущество на поле боя из-за насыщения боевых порядков немецких войск 75-мм и 88-мм противотанковыми орудиями....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 28 сен 2017, 22:52

КВ-1 проекта 1942 года
(литая усиленная башня с пушкой ЗиС-5) ЧКЗ


В декабре 1941 года завод №200 разработал другой тип литой башни для танков КВ. Новая башня (деталь №957) получила в некоторых местах (признанных слабыми в старой литой башне) броню увеличенной до 100-120 мм толщины. При этом вес новой башни по сравнению со старой не изменился. Обозначенная как КВ-1 проекта 1942 года с литой усиленной башней новая модификация танка была запущена в серию с января и строилась до августа 1942 года.
ИзображениеИзображение - проекции КВ-1 проекта 1942 года с литой усиленной башней.
Новая башня была внешне очень похожа на предыдущий проект, но имела более толстую броню вокруг погона, кольцевой прилив брони (воротник) вокруг крепления шаровой установки пулемета в кормовой нише и небольшие отличия в форме литья.
ИзображениеИзображение - литая усиленная башня проекта 1942 года крупным планом.
Поздние КВ-1 выпуска 1942 года получили и новый тип корпуса - с прямыми листами в кормовой части.
ИзображениеИзображение - танки выпуска 1942 года получили новый корпус с прямыми листами в кормовой части.
На ранних производственных сериях нового корпуса на нем все еще устанавливалась выпуклая крышка люка доступа к двигателю (в крыше МТО), но позднее стала использоваться плоская крышка.
ИзображениеИзображение - новая крышка МТО танка образца 1942 года.
Кроме того, на танках этого проекта начали устанавливаться литые усиленные опорные катки улучшенной конструкции.
Башни изготовления УЗТМ при виде спереди немного шире, башни изготовления завода №200 - более узкие и имеют литьевые галтели (выделено как важная для моделистов информация - Scharnhorst).
Несколько фото КВ-1 проекта 1942 года с литой усиленной башней:
ИзображениеИзображениеИзображение
А на этом фото видно - каким разнообразием "пестрила" продукция ЧКЗ в начале 1942 года:
Изображение - здесь видны КВ-1 как обр. 1941 года со сварной башней, так и с литой башней проектов 1941 и 1942 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 05 окт 2017, 20:51

КВ-1 с санями для перевозки пехоты.


В ходе Великой Отечественной войны все усилия советской танковой промышленности были направлены на крупномасштабное производство средних и тяжелых танков. В результате имелись только ограниченные ресурсы для производства другой бронетехники, в том числе и бронетранспортеров для перевозки пехоты. Таким образом, для перевозки пехотных подразделений Красной Армии использовались в основном грузовики. Но на пересеченной местности, особенно зимой при глубоком снеге, проходимость колесных машин оказывалась недостаточной.
На начальном этапе войны, особенно в ходе битвы за Москву для перевозки пехоты применялись буксируемые танками специальные сани, которые позволяли пехоте следовать за танками в бою даже на сильно пересеченной местности и по глубокому снегу. Сани для этих целей главным образом изготавливались самими боевыми подразделениями из дерева и имели импровизированную конструкцию, которая удовлетворяла конкретным местным условиям. Для буксировки этих саней могли использоваться все типы танков. Защита саней, оставалась рудиментарной, но, тем не менее, задача пехоты по сопровождению танков с их помощью могла быть решена.
Изображение - КВ-1 обр. 1942 года буксирует сани с пехотинцами.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 28 июн 2018, 01:40

КВ-1С - "скоростной"


Несмотря на большое количество КВ, которые производились различными заводами и состояли на вооружении танковых войск Красной Армии, все семейство танков КВ продолжало страдать от изначальной ненадежной и слабой трансмиссии, слабых тормозов н недостаточно мощного для машины, вес которой достиг уровня 50 т, двигателя. Возникает резонный вопрос, почему же улучшенный и упрощенный проект КВ не был запущен в производство раньше? Ответ прост: в первые два года войны важнее было построить большее количество танков даже посредственного качества, чтобы остановить немецкое наступление, чем тратить драгоценные ресурсы и время на разработку нового танка. Такое решение оказалось правильным.
В конце 1941 года немецкое наступление было остановлено, и в 1942 году продолжалось только на отдельных направлениях с ограниченным успехом. Тот факт, что в 1943 году советские войска планировали развернуть крупное контрнаступление, ускорил работы по модернизации КВ. В феврале 1942 года начались работы по проектированию нового танка КВ (Объект 238), на котором использовался двигатель мощностью 650 л.с, а вес не превышал 45 тонн. Снижение веса предполагалось добиться за счет уменьшения толщины брони, сокращения боекомплекта и новой конструкции литой башни. Он должен был превзойти по своим параметрам предыдущие медленные и недостаточно энерговооруженные варианты КВ-1.
К этому времени обострилась ситуация с поставками отдельных комплектующих частей. Например, не удавалось в достаточном объеме наладить производство систем радиосвязи, поэтому зачастую радиостанции в танки вообще не устанавливались. К тому же, трансмиссия танков КВ выдерживала всего 125 километров пробега, после чего требовалась ее замена. Но, несмотря на все эти проблемы, ежемесячный выпуск КВ-1 достиг пика в апреле (282 танка) и мае (351 танка) 1942 года.
Испытания новой машины с новым двигателем В-2К мощностью 650 л.с. и полностью переконструированной трансмиссией начались в марте 1942 года. С другой стороны, в то же самое время советские войска столкнулись на поле боя с новым немецким 50-мм противотанковым орудием с высокой начальной скоростью снаряда, а также с новыми, более мощными танковыми орудиями калибра 75 мм, устанавливавшимися на новые модификации Pz.Kpfw IV, которые наряду с 88-мм зенитками были способны пробивать броню существовавших на тот момент КВ. Таким образом, повышение боевою потенциала КВ-1, могло быть достигнуто только существенным повышением его подвижности, снаряд выигрывал в битве с броней. Учитыва я эти обстоятельства, а также и то, что вооружение тяжелых КВ и средних, более подвижных Т-34 было одинаковым, было принято решение о сворачивании производства КВ и переводе ЧКЗ на выпуск Т-34. Однако, чтобы в процессе перехода к производству Т-34, не прекращать полностью производство тяжелых танков, был подготовлен к производству новый танк КВ-1С.
В июле-августе 1942 года прошли испытания двух предсеринных КВ-1С. Они имели боевой вес 42,3 тонны, и "фантастическую" максимальную скорость - 43,3 км/час (у КВ-1 она редко достигала требуемых 35 км/час, а наиболее характерной была величина в 15-20 км/час). КВ-1С все еще вооружался 76,2 мм пушкой ЗиС-5 хотя и улучшенной конструкции, параметры которой теперь соответствовали пушке Ф-34. Имелась также техническая возможность установки в башню КВ-1С орудия Ф-34. То есть КВ-1С, как и все более ранние КВ-1, вооружался теми же самыми пушками, что и Т-34, но все еще был более тяжелым и медленным.
В июле 1942 года было построено только 52 штук КВ-1С. Правда, некоторые из них на самом деле являлись КВ-1М. Это были машины, на которых все еще устанавливалась старая коробка передач А-23, они получили заводское обозначение KB-1М, чтобы отличить их от более поздних вариантов. В конце августа 1942 года первые серийные KB-1C были направлены в войска.
В сентябре 1942 года развернулось массовое производство КВ-1С, которое, правда, сопровождалось требованием, снова увеличить боекомплект танка (с 90 до 114 снарядов), что повышало массу танка до 43,4 тонн. В ноябре месяце было выпущено 180 штук КВ-1С - самый высокий когда-либо достигнутый уровень месячного производства.
Кроме уже упомянутых изменений конструкции, КВ-1С также стал и первым танком семейства КВ, который получил долгожданную командирскую башенку. Корпус КВ-1С отличался скошенной назад крыше МТО, что было сделано для снижения веса. Использование новой трансмиссии позволило существенно повысить надежность всей двигательной установки. Новая литая башня имела более выгодные углы наклона, чем даже на последних модификациях КВ-1. В крыше башни теперь было сделано два люка, что облегчило посадку и высадку ее экипажа из трех человек.
ИзображениеИзображение - проекции танка КВ-1С.
Однако некоторые запланированные усовершенствования, как например улучшенная командирская башенка, так и не были проведены вплоть до того момента, когда в конце августа 1943 года производство КВ-1С быдо прекращено.
ИзображениеИзображениеИзображение - фото КВ-1С.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 29 июн 2018, 19:52

КВ-1С-85


То обстоятельство, что тяжелые танки семейства КВ были вооружены орудием того же калибра (76,2 мм), что и средний танк Т-34, привело к мысли установить в стандартной башне КВ-1 орудие большего калибра (85 мм), со значительно более высокой бронепробиваемостью. Однако первые такие эксперименты, проводившиеся в начале 1941 года, потерпели неудачу в из-за недостатка места в башне и чрезмерно возросшего веса танка. Только с разработкой 85-мм пушки С-31 появилась реальная возможность разместить орудие такого калибра в башне КВ-1С (Объект 231), однако при этом число членов экипажа размещавшихся в башне снижалось с трех до двух человек и боевые характеристики машины снижались в недопустимой степени. Тем не менее, опытный образец такого танка был построен, получив обозначение КВ-1С-85 (иногда он также именовался КВ-85Г - "Г" обозначало орудие, разработки конструктора Грабина) и был испытан в июле 1943 года на полигоне в Кубинке.
ИзображениеИзображение - проекция "вид сбоку" и фото опытного КВ-1С-85 (КВ-85Г).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Тяжелый танк КВ - история, матчасть, модификации...

Сообщение Scharnhorst » 30 июн 2018, 20:29

КВ-85 - венец развития линейки КВ


Другой опытной машиной, на которой устанавливалась 85-мм пушка, был танк КВ-85 ("Объект 239"). Опытный КВ-85, который испытывался одновременно с КВ-1С-85, также базировался на конструкции КВ-1С с тем же двигателем и трансмиссией, но с расширенным в центральной части корпусом, что требовалось для размещения, полностью новой башни с большим диаметром погона, в которой устанавливалось 85-мм орудие и размещался экипаж из трех человек. В новой башне, которая позже использовалась также на новых тяжелых танках ИС-85/ИС-1 (Иосиф Сталин), монтировалась 85-мм пушка Д-5Т. Чтобы разместить погон башни большего диаметра, увеличить боекомплект и запас топлива пришлось ликвидировать место стрелка-радиста (рядом с механиком-водителем). Его курсовой пулемет был перенесен направо и установлен неподвижно, огонь из него теперь вел механик, а радиосвязное оборудование было перенесено в башню. Демонтаж шарового крепления пулемета с переднего броневого листа, привел на машинах первой партии к необходимости закрывать его отверстие броневой накладкой. На последующих партиях устанавливался уже сплошной верхний передний лист корпуса.
ИзображениеИзображениеИзображение - первый опытный образец КВ-85 завода №100, Челябинск, лето 1943 года.
Производство КВ-85 было начато в сентябре 1943 года на ЧТЗ и заводе №100 в Челябинске, но продолжалось очень недолго и окончилось уже в октябре того же года. Несмотря на тот факт, что КВ-85 был достойным противником немецких тяжелых танков, он появился слишком поздно и был построен в слишком незначительных количествах, чтобы сколько-нибудь серьезно повлиять на ход боевых действий. Эта миссия досталась новым средним Т-34-85 и тяжелым ИС-2. С окончанием производства КВ-85, после выпуска 148 машин в конце октября 1943 года оканчивается и история танков семейства КВ - в серию были запущены более современные танки. Однако именно они заложили основу победы, выполнив важную задачу - задержали немецкое наступление и дали время конструкторам на разработку более современных танков.


Сравнительные испытания КВ-1С-85 (КВ-85Г) и КВ-85


В июле 1943 года на ЧКЗ начали сборку двух опытных КВ-1С, получивших обозначения "объект 238" и "объект 239". На первом, который в некоторых документах именовался КВ-85Г, установили орудие С-31 (отсюда и индекс Г – пушка Грабина). Второй танк – КВ-85 – представлял собой шасси второго образца КВ-1С (№15002), с установленной на расширенный до 1 760 мм погон башни от опытного танка "объект 237" (будущий ИС-85).
После заводских испытаний и устранения выявленных недостатков, танки "объект 238" и "объект 239" направили на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь с 21 по 24 августа 1943 года эти машины прошли испытания совместно с двумя опытными образцами "объекта 237" – на одном стояла артсистема Д-5Т, а на втором - грабинская С-31.
Изображение - продольный разрез танка КВ-1С с установленной в стандартной башне артсистемой С-31.
Надо отметить, что башня КВ-1С с системой С-31 несколько отличалась от серийной – по предложению главного конструктора ЦАКБ В. Грабина она была "увеличена по габариту в сторону ниши против башни КВ-1С".
Пушка С-31, спроектированная в ЦАКБ, представляла собой ствол 85-мм зенитки образца 1939 года, наложенный на люльку артсистемы ЗИС-3. Особенностями С-31 являлись:
- Максимальное использование частей от существующих и освоенных в производстве танковых пушек (затвор в основном от Ф-34, люлька от ЗИС-5, противооткатные приспособления от Ф-34, гильзоулавливатель подобен ЗИС-5, механизмы наведения от Ф-34 и ЗИС-5);
- Противооткатные приспособления установлены в люльке снизу под стволом;
- Уравновешивание системы на цапфах в связи с выносом центра тяжести вперед на 228 мм осуществляется при помощи дополнительных грузов;
- Длина отката 480–570 мм
- Монтаж и демонтаж артсистемы осуществляются спереди;
- Для стрельбы предусмотрен электроспуск (дублировался ручным) и лоток, которые блокировались для безопасности и более быстрой работы заряжающего (в пушке Д-5Т блокировка отсутствовала, имелся только откидной лоток).
Конструктивными особенностями артсистемы Д-5Т, спроектированной заводом №9 являлись:
- Люлька новой конструкции, сваренная из двух литых обойм в виде блок-муфты;
- Ствол расположен и движется при откате – накате в середине люльки, а противооткатные приспособления вынесены наверх над стволом;
- Малая длина отката (240–300 мм), что позволило уменьшить габариты гильзоуловителя и ограждения от отката;
- Монтаж и демонтаж производились спереди после снятия передней бронировки, масса которой (270 кг) была меньше, чем у С-31;
- Наличие электроспуска, ручного спуска и откидного лотка;
- Унификация части деталей и резьбовых соединений с существующими у других орудий валового производства (кожух ствола – от гаубицы М-30, затвор в основном и казенник – от системы Ф-34, подъемный механизм и ряд других деталей – от Ф-34 и ЗИС-5);
- Система уравновешена на цапфах, без дополнительных грузов.
В ходе испытаний из системы С-31 на КВ-1С было сделано 304 выстрела, а из Д-5Т – 332. Отмечалось, что лучшие условия для работы расчета в башне типа ИС с системой Д-5Т из-за более короткого отката и меньших габаритов орудия. А вот в башне КВ-1С с нормальным погоном и пушкой С-31 действия расчета были не столь удобны, что и отразилось на полученных результатах скорострельности: 8–13 выстрелов в минуту у КВ с пушкой Д-5Т против 3–6 выстрелов у С-31.
В заключение отчета об испытаниях отмечалось:
"Наиболее доработанной и наиболее совершенной является 85-мм танковая пушка Д-5Т-85 завода №9 НКВ, которая при одинаковой баллистике с пушкой С-31 имеет по сравнению с ней целый ряд преимуществ:
а) Отсутствие мертвых, мешающих в башне, уравновешивающих грузов;
б) Большую свободу и удобство работы при ней в башне танка;
в) Обеспечивает вполне удовлетворительную и более устойчивую кучность;
г) Меньшую и вполне приемлемую величину углов вылета;
д) Более надежную прочность и работу основных механизмов, и в первую очередь, противооткатных устройств;
е) Более легкое и удобное обслуживание и сборку-разборку.
Ввиду этого 85-мм танковая пушка Д-5Т-85 завода №9 НКВ может быть рекомендована для принятия на вооружение средних и тяжелых танков Красной Армии.
Необходимо в срочном порядке добиться полного устранения недостатков этой пушки, выявленных и вновь повторяющихся при данных полигонных испытаниях".
8 августа 1943 года, еще до начала испытаний КВ-1С с 85-мм пушками, было подписано постановление Государственного Комитета Обороны №3891сс "О производстве танков КВ с 85-мм пушкой". Планом на август Челябинский Кировский завод должен был изготовить 22 такие машины с пушками Д-5Т, получивших обозначение КВ-85. В отчете о работе ЧКЗ за август 1943 года говорилось:
"Завод успешно справился с задачей выпуска установочной партии танков КВ-85, и 1 сентября сумел полностью изготовить 22 единицы. Эту работу завода следует отметить особо, так как корпуса и башни для КВ-85 стали поступать на Кировский завод с завода №200 только 23–28 августа.
Артсистемы с завода №9 поступили только 28 августа в количестве 3 шт., 17 шт. – 30 августа, а последние 2 системы поступили лишь утром 31 августа. При этом поступающие артсистемы требовали дополнительной работы по введению прокладки 35 мм под сектор подъемного механизма для полного зацепления зуба, и подрезания маски пушки для увеличения угла возвышения и угла снижения.
Все же, несмотря на эти трудности, машины были изготовлены и предъявлены к сдаче до 1 сентября, и нами приняты до конца месяца с незначительными доделками, выявленными в процессе военпредовских пробегов. Трудности для завода и военной приемки по машине КВ-85 увеличивались еще и тем, что чертежи по машине были недостаточно отработаны, и поэтому в процессе сборки требовали уточнений и изменений".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость