История проектирования.
Танки БТ стали лучшими советскими танками 30-х годов, а БТ-7 и БТ-7М — наиболее совершенными из них.
Началом работ по созданию БТ-7 можно считать попытки усиления вооружения, предпринятые еще в начале 1932 году, т.е. тогда, когда едва приступили к серийному производству БТ-2 и только начинали работу над БТ-5. Увеличение огневой мощи танка закономерно волновало заказчиков-военных, еще БТ-2 предполагалось оснастить 76-мм пушкой, что в металле, однако, так и не было воплощено. На БТ-5 калибр орудия был доведен до вполне авторитетных по тем временам сорока пяти миллиметров, но 3-х дюймовка продолжала владеть умами заказчиков.
21 февраля 1932 года на заседании Комиссии Обороны (КО) в третьем пункте протокола №7 была признана необходимость "вооружать 50% танков БТ 3-х дюймовой пушкой". Еще через месяц, 19 марта, рассматривая вопрос о выполнении танковой программы (протокол №9 пункт 2), КО вторично постановила: "НКВМору (Наркомату по военным и морским делам) и НКТяжпрому в месячный срок разрешить вопрос о вооружении [танков] БТ и Т-26, особо выделив установку 76,2-мм пушки на эти танки без изменения их конструкции".
Первые эскизные проработки новой машины, сделанные на Харьковском паровозном заводе (ХПЗ) в опытном отделе Т-20 (т.е. 2-м Танковом Опытном) под руководством А.О.Фирсова в октябре 1932 года, показали, что без изменения конструкции корпуса (против чего возражала КО) установить 76-мм пушку на танк БТ не удастся. Вот почему 28 января 1933 года между Управлением механизации и моторизации (УММ) РККА и ХПЗ был подписан договор на проектирование и изготовление танка БТ с 76,2-мм пушкой и новой конструкцией носовой части машины. К конструктивной проработке установки пушки в танк конструкторское бюро отдела Т-20 приступило во второй половине мая 1933 года. Как видно из оперативной сводки военного представителя (ВП) на ХПЗ военного инженера Кинсбурга о состоянии опытных работ на заводе на 22 мая 1933 года, конструкторское бюро Т-20 приступило к разработке в чертежах:
а) Корпус машины — конструктивно меняются в передней части все броневые листы.
б) Нос машины закругляется но радиусу приблизительно 230 мм. Ширина в самом узком месте носа — 500 мм, вместо 250 мм на БТ и БТ-5. Длина корпуса и машины не меняется. Нос — сварной, на основе конструкции сварного корпуса опытного танка БТ-6. Сиденье водителя перенесено вперед вместе с кулисой, рычагами управления бортовыми фрикционами и управлением зажиганием, причем боевое помещение (отделение) увеличилось на 100 мм.
в) Ведется работа по изменению кормы машины в целях увеличения запаса горючего и улучшения бронировки незащищенных листов".
В первых числах июня 1933 года директор ХПЗ И.П.Бондаренко направил начальнику УММ РККА Халепскому фотоснимки модели, разработанного эскизного проекта танка БТ с 76,2-мм пушкой. Уже 9 июня помощник начальника УММ РККА Г.Г.Бокис уведомил директора ХПЗ о том, что "заключение по фотографии (ЭСКИЗНОГО проекта) дать невозможно", и просил представить на рассмотрение весь проект, а не только фотографии. Этого руководство завода сделать не смогло, так как к 1 июля 1933 года коллектив конструкторов Т-20 успел завершить лишь проработку эскизного проекта корпуса танка с установкой дополнительного пулемета у механика-водителя. Изготовление же чертежей продольного разреза танка с башней началось только в начале июля.
[album]3467[/album] - макет опытного образца танка БТ-7.
К этому времени был полностью закончен и эскизный проект башни с 76,2-мм пушкой и раздельной установкой пулемета ДТ. По оценке самих работников Т-20, полностью проект танка мог быть готов лишь к концу сентября 1933 года. Таким образом, уже летом I933 года стало очевидно, что правительственное задание — дать 100 машин с 76,2-мм пушками в IV квартале слишком затягивается. На снижение темпов проработки проекта в немалой степени повлияло и решение правительства о замене танков БТ плавающими танками ПТ-1.
13 августа 1933 года Советом Труда и Обороны (СТО) было принято постановление №71 "О системе танкового ворружения РККА", в кагором, в частности указывалось: "С 1934 года начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 года полностью перейти на развернутое производство того танка на базе и за счет производства танка БТ".
Забегая вперед, отметим, что в 1934 года был изготовлен только один опытный образец танка ПТ-1 и, согласно постановления СТО №71 от 19 июня 1935 года, было решено "оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1".
Коллектив ХПЗ представил проект танка БТ с 76,2-мм пушкой на рассмотрение начальнику УММ РККА только в начале декабря 1933 года. В целом проект был одобрен за исключением установки пулемета рядом с механиком-водителем. В распоряжении №378416 от 31 декабря 1933 года начальника 3-го управления УММ РККА И.А. Лебедева директору ХПЗ указывалось: "В выполненном вами проекте танка БТ-7 с 76,2-мм пушкой, установку пулемета рядом с водителем упразднить из-за затруднений в действиях механика-водителя и невозможности заряжать и стрелять водителем".
[album]3468[/album]- эскизные проекты танка БТ-7 с 76,2-мм и 45-мм пушками, разработанные конструкторским бюро "Т-20".
В связи с тем, что основная часть конструкторов Т-20 в конце 1933 года была занята установкой в танк БТ-5 дизеля БД-2 и двигателя М-17, комплект чертежей опытной машины был готов лишь в марте 1934 года. Над проектом работали инженеры Дорошенко, Ульяненко, Курасов, Веселовский и Райхель. При проектировании опытного образца БТ-7 были учтены все предложения и замечания, полученные в ходе испытаний опытной машины БТ-6. В качестве силового агрегата изначально предусматривалось устанавить в танк переделанный авиационный двигатель М-17 вместо применявшегося на БТ-5 двигателя М-5. Это было вызвана тем, что последний был снят с производства к началу 1934 года. В апреле 1934 года управляющий Специальным машиностроительным трестом (Спецмаштрестом) К.А. Нейман утвердил технические требования на танк БТ с двигателем М-17Б, причем "установка двигателя М-17 должна (была)
быть произведена без изменений основных габаритов машинного отделения танка".
На следующий день после утверждения технических требований К.А.Нейман отдал распоряжение директору ХПЗ И.П. Бондаренко "предусмотреть на разработанную конструкцию танка БТ-7 установку башни с 45-мм пушкой. Срок разработки — июнь 1934 года. Срок изготовления — август 1934 года".
Во второй декаде апреля 1934 года первые три двигателя М-17 прибыли на ХПЗ с завода №26, в Рыбинске, где они были подвергнуты ряду конструктивных переделок: мощность ограничена до 400 л.с, длина коленчатого вала уменьшена на 160,9 мм, плунжерный топливный насос заменен шестеренчатым, уплотнены воздушные трубопроводы и улучшена защита от пыли газораспределительного механизма, после чего двигатель получил обозначение М-17Т (Т — танковый).
Первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М-17Т был изготовлен в цехе опытного отдела Т-20 к 1 мая 1934 года. Машина сразу же была направлена на заводские испытания, в ходе которых была отмечена повышенная температура охлаждающей жидкости (105°С). После установки нового водяного насоса конструкции ЦИАМ и нового вентилятора конструкции ЦАГИ повторные заводские испытания опытного образца танка БТ-7 13 июня 1934 года прошли вполне удовлетворительно. Первый образец БТ-7 имел следующее вооружение: в башне эллипсовидной формы со скошенной крышей были установлены 76,2-мм пушка обр. 1927 года с укороченной длиной отката, а в шаровой опоре в лобовом листе корпуса — автономный пулемет ДТ. Установка вооружения обеспечивала углы наведения для орудия и пулемета в вертикаллыюй плоскости от -8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20".
В боекомплект танка входили 55 выстрелов (для пушки) и 2 898 патронов (для пулеметов), снаряженных в 46 пулеметных дисках. Часть боекомплекта (18 выстрелов) размещалась в специальной карусельной укладке, находившейся в кормовой части башни.
Второй опытный образец был изготовлен к 7 ноября того же года. Из-за неготовности 76,2-мм пушки для установки в танк, согласно принятому в апреле 1934 года решению, на нем была установлена 45-мм танковая пушка обр. 1932 года со специально сконструированной маской. Проектом так же предусматривалась возможность установки 76,2-мм пушки ПС-3 с другой конструкцией маски.
Для наблюдения за полем боя и ведения стрельбы в башне устанавливались перископический и телескопический прицелы и три стандартных смотровых прибора.
Для стрельбы из личного оружия экипажа имелись три отверстия, закрываемые броневыми пробками. На крыше башни размещались два люка для посадки и выхода экипажа из машины, а также лючки вентиляции и флажковой сигнализации.
Корпус машины был выполнен цельносварным. Все ранее использовавшиеся в его конструкции стальные отливки (носовая часть, картер бортового редуктора, подмоторная рама и др.) были заменены на равнопрочные штампованные, что существенно снизило вес корпуса. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм (вместо 210 мм у БТ-5), что позволило перенести вперед приводы управления танком и сиденье механика-водителя. Были увеличены наклон (до 33 градусов) и ширина лобового листа, расположенного перед механиком-водителем, что позволило установить рядом с ним автономный курсовой пулемет. Однако и эта конструкция башни и установка пулемета были отклонены при постановке танка в серийное производство.
Конструкция корпуса танка облегчала доступ к бензобакам и сокращала время снятия навесной брони. Над радиаторами системы охлаждения были установлены броневые колпаки, защищавшие их при обстреле. Броневые детали корпуса и башни двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5.
В кормовой части корпуса был установлен двигатель М-17. Проектом предусматривалась возможность установки на машину двух типов двигателей: М-5 и М-17. Первый предполагалось устанавливать до освоения серийного производства двигателя М-17, В целях увеличения возимого запаса топлива и лучшей защиты кормовая часть корпуса машины была полностью забронирована. В корме танка установили дополнительный топливный бак емкостью 480 л, а общая емкость топливных баков достигла 840 л.
Для постановки дымовых завес был проработан вариант размещения двух резервуаров для серной кислоты за кормовым топливным баком. Это оборудование было установлено на втором опытном образце машины. Кислота под давлением выхлопных газов через специальный клапан поступала в выхлопные трубы и затем распылялась в атмосферу. Нагнетание выхлопных газов в резервуары с кислотой осуществлялось с помощью запорного крана, приводимого в действие из боевого отделения.
В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной.
Характеристики подвижности были сохранены на уровне танка БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.
Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течение 1935 года. Серийные чертежи БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 года. Однако, вооружение машины было оставлено таким же, как у танка БТ-5. Это было связано с тем, что к осени 1934 года в КО окончательно не был решен вопрос о выборе единого варианта башни под 76,2-мм пушку ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому в ноябре 1934 года ХПЗ был выдан заказ на изготовление в 1935 году 300 танков БТ-7 с 45-мм пушкой, установленной в стандартной башне танка БТ-5.
В декабре 1934 года заказ ХПЗ на производство танков БТ-7 был увеличен до 650 машин по цене 98 000 рублей за каждую (в ценах тех лет). Однако, из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским металлургическим заводом им. Ильича и двигателей М-17 заводом №26, а также в связи с необходимостью доработки чертежей, производство танка БТ-7 на ХПЗ было начато только в последнем квартале 1935 года. Несмотря на все старания, коллективу завода так и не удалось в 1935 году выполнить правительственное задание. До конца года было изготовлено лишь 240 линейных танков и 260 танков БТ-7, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1.
[album]3469[/album] - БТ-7 с поручневой антенной радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" на полигоне НИИ БТ, начало 1937 года.