Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 03 июл 2013, 16:16

История проектирования.


Танки БТ стали лучшими советскими танками 30-х годов, а БТ-7 и БТ-7М — наиболее совершенными из них.
Началом работ по созданию БТ-7 можно считать попытки усиления вооружения, предпринятые еще в начале 1932 году, т.е. тогда, когда едва приступили к серийному производству БТ-2 и только начинали работу над БТ-5. Увеличение огневой мощи танка закономерно волновало заказчиков-военных, еще БТ-2 предполагалось оснастить 76-мм пушкой, что в металле, однако, так и не было воплощено. На БТ-5 калибр орудия был доведен до вполне авторитетных по тем временам сорока пяти миллиметров, но 3-х дюймовка продолжала владеть умами заказчиков.
21 февраля 1932 года на заседании Комиссии Обороны (КО) в третьем пункте протокола №7 была признана необходимость "вооружать 50% танков БТ 3-х дюймовой пушкой". Еще через месяц, 19 марта, рассматривая вопрос о выполнении танковой программы (протокол №9 пункт 2), КО вторично постановила: "НКВМору (Наркома­ту по военным и морским делам) и НКТяжпрому в месячный срок разрешить вопрос о вооружении [танков] БТ и Т-26, особо выделив установку 76,2-мм пушки на эти танки без изменения их конструкции".
Первые эскизные проработки новой машины, сделанные на Харьковском паровозном заводе (ХПЗ) в опытном отделе Т-20 (т.е. 2-м Танковом Опытном) под руководством А.О.Фирсова в октябре 1932 года, показали, что без изменения конструкции корпуса (против чего возражала КО) установить 76-мм пушку на танк БТ не удастся. Вот почему 28 января 1933 года между Управлением механизации и моторизации (УММ) РККА и ХПЗ был подписан договор на проектирование и изготовление танка БТ с 76,2-мм пушкой и новой конструкцией носовой части машины. К конструктивной проработке установки пушки в танк конструкторское бюро отдела Т-20 приступило во второй половине мая 1933 года. Как видно из оперативной сводки военного представителя (ВП) на ХПЗ военного инженера Кинсбурга о состоянии опытных работ на заводе на 22 мая 1933 года, конструкторское бюро Т-20 приступило к разработке в чертежах:
а) Корпус машины — конструктивно меняются в передней части все броневые листы.
б) Нос машины закругляется но радиусу приблизительно 230 мм. Ширина в самом узком месте носа — 500 мм, вместо 250 мм на БТ и БТ-5. Длина корпуса и машины не меняется. Нос — сварной, на основе конструкции сварного корпуса опытного танка БТ-6. Сиденье водителя перенесено вперед вместе с кулисой, рычагами управления бортовыми фрикционами и управлением зажиганием, причем боевое помещение (отделение) увеличилось на 100 мм.
в) Ведется работа по изменению кормы машины в целях увеличения запаса горючего и улучшения бронировки незащищенных листов".
В первых числах июня 1933 года директор ХПЗ И.П.Бондаренко направил начальнику УММ РККА Халепскому фотоснимки модели, разработанного эскизного проекта танка БТ с 76,2-мм пушкой. Уже 9 июня помощник начальника УММ РККА Г.Г.Бокис уведомил директора ХПЗ о том, что "заключение по фотографии (ЭСКИЗНОГО проекта) дать невозможно", и просил представить на рассмотрение весь проект, а не только фотографии. Этого руководство завода сделать не смогло, так как к 1 июля 1933 года коллектив конструкторов Т-20 успел завершить лишь проработку эскизного проекта корпуса танка с установкой дополнительного пулемета у механика-водителя. Изготовление же чертежей продольного разреза танка с башней началось только в начале июля.
[album]3467[/album] - макет опытного образца танка БТ-7.
К этому времени был полностью закончен и эскизный проект башни с 76,2-мм пушкой и раздельной установкой пулемета ДТ. По оценке самих работников Т-20, полностью проект танка мог быть готов лишь к концу сентября 1933 года. Таким образом, уже летом I933 года стало очевидно, что правительственное задание — дать 100 машин с 76,2-мм пушками в IV квартале слишком затягивается. На снижение темпов проработки проекта в немалой степени повлияло и решение правительства о замене танков БТ плавающими танками ПТ-1.
13 августа 1933 года Советом Труда и Обороны (СТО) было принято постановление №71 "О системе танкового ворружения РККА", в кагором, в частности указывалось: "С 1934 года начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 года полностью перейти на развернутое производство того танка на базе и за счет производства танка БТ".
Забегая вперед, отметим, что в 1934 года был изготовлен только один опытный образец танка ПТ-1 и, согласно постановления СТО №71 от 19 июня 1935 года, было решено "оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1".
Коллектив ХПЗ представил проект танка БТ с 76,2-мм пушкой на рассмотрение начальнику УММ РККА только в начале декабря 1933 года. В целом проект был одобрен за исключением установки пулемета рядом с механиком-водителем. В распоряжении №378416 от 31 декабря 1933 года начальника 3-го управления УММ РККА И.А. Лебедева директору ХПЗ указывалось: "В выполненном вами проекте танка БТ-7 с 76,2-мм пушкой, установку пулемета рядом с водителем упразднить из-за затруднений в действиях механика-водителя и невозможности заряжать и стрелять водителем".
[album]3468[/album]- эскизные проекты танка БТ-7 с 76,2-мм и 45-мм пушками, разработанные конструкторским бюро "Т-20".
В связи с тем, что основная часть конструкторов Т-20 в конце 1933 года была занята установкой в танк БТ-5 дизеля БД-2 и двигателя М-17, комплект чертежей опытной машины был готов лишь в марте 1934 года. Над проектом работали инженеры Дорошенко, Ульяненко, Курасов, Веселовский и Райхель. При проектировании опытного образца БТ-7 были учтены все предложения и замечания, полученные в ходе испытаний опытной машины БТ-6. В качестве силового агрегата изначально предусматривалось устанавить в танк переделанный авиационный двигатель М-17 вместо применявшегося на БТ-5 двигателя М-5. Это было вызвана тем, что последний был снят с производства к началу 1934 года. В апреле 1934 года управляющий Специальным машиностроительным трестом (Спецмаштрестом) К.А. Нейман утвердил технические требования на танк БТ с двигателем М-17Б, причем "установка двигателя М-17 должна (была)
быть произведена без изменений основных габаритов машинного отделения танка".
На следующий день после утверждения технических требований К.А.Нейман отдал распоряжение директору ХПЗ И.П. Бондаренко "предусмотреть на разработанную конструкцию танка БТ-7 установку башни с 45-мм пушкой. Срок разработки — июнь 1934 года. Срок изготовления — август 1934 года".
Во второй декаде апреля 1934 года первые три двигателя М-17 прибыли на ХПЗ с завода №26, в Рыбинске, где они были подвергнуты ряду конструктивных переделок: мощность ограничена до 400 л.с, длина коленчатого вала уменьшена на 160,9 мм, плунжерный топливный насос заменен шестеренчатым, уплотнены воздушные трубопроводы и улучшена защита от пыли газораспределительного механизма, после чего двигатель получил обозначение М-17Т (Т — танковый).
Первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М-17Т был изготовлен в цехе опытного отдела Т-20 к 1 мая 1934 года. Машина сразу же была направлена на заводские испытания, в ходе которых была отмечена повышенная температура охлаждающей жидкости (105°С). После установки нового водяного насоса конструкции ЦИАМ и нового вентилятора конструкции ЦАГИ повторные заводские испытания опытного образца танка БТ-7 13 июня 1934 года прошли вполне удовлетворительно. Первый образец БТ-7 имел следующее вооружение: в башне эллипсовидной формы со скошенной крышей были установлены 76,2-мм пушка обр. 1927 года с укороченной длиной отката, а в шаровой опоре в лобовом листе корпуса — автономный пулемет ДТ. Установка вооружения обеспечивала углы наведения для орудия и пулемета в вертикаллыюй плоскости от -8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20".
В боекомплект танка входили 55 выстрелов (для пушки) и 2 898 патронов (для пулеме­тов), снаряженных в 46 пулеметных дисках. Часть боекомплекта (18 выстрелов) размещалась в специальной карусельной укладке, находившейся в кормовой части башни.
Второй опытный образец был изготовлен к 7 ноября того же года. Из-за неготовности 76,2-мм пушки для установки в танк, согласно принятому в апреле 1934 года решению, на нем была установлена 45-мм танковая пушка обр. 1932 года со специально сконструированной маской. Проектом так же предусматривалась возможность установки 76,2-мм пушки ПС-3 с другой конструкцией маски.
Для наблюдения за полем боя и ведения стрельбы в башне устанавливались перископический и телескопический прицелы и три стандартных смотровых прибора.
Для стрельбы из личного оружия экипажа имелись три отверстия, закрываемые броневыми пробками. На крыше башни размещались два люка для посадки и выхода экипажа из машины, а также лючки вентиляции и флажковой сигнализации.
Корпус машины был выполнен цельносварным. Все ранее использовавшиеся в его конструкции стальные отливки (носовая часть, картер бортового редуктора, подмоторная рама и др.) были заменены на равнопрочные штампованные, что существенно снизило вес корпуса. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм (вместо 210 мм у БТ-5), что позволило перенести вперед приводы управления танком и сиденье механика-водителя. Были увеличены наклон (до 33 градусов) и ширина лобового листа, расположенного перед механиком-водителем, что позволило установить рядом с ним автономный курсовой пулемет. Однако и эта конструкция башни и установка пулемета были отклонены при постановке танка в серийное производство.
Конструкция корпуса танка облегчала доступ к бензобакам и сокращала время снятия навесной брони. Над радиаторами системы охлаждения были установлены броневые колпаки, защищавшие их при обстреле. Броневые детали корпуса и башни двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5.
В кормовой части корпуса был установлен двигатель М-17. Проектом предусматривалась возможность установки на машину двух типов двигателей: М-5 и М-17. Первый предполагалось устанавливать до освоения серийного производства двигателя М-17, В целях увеличения возимого запаса топлива и лучшей защиты кормовая часть корпуса машины была полностью забронирована. В корме танка установили дополнительный топливный бак емкостью 480 л, а общая емкость топливных баков достигла 840 л.
Для постановки дымовых завес был проработан вариант размещения двух резервуаров для серной кислоты за кормовым топливным баком. Это оборудование было установлено на втором опытном образце машины. Кислота под давлением выхлопных газов через специальный клапан поступала в выхлопные трубы и затем распылялась в атмосферу. Нагнетание выхлопных газов в резервуары с кислотой осуществлялось с помощью запорного крана, приводимого в действие из боевого отделения.
В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной.
Характеристики подвижности были сохранены на уровне танка БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.
Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течение 1935 года. Серийные чертежи БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 года. Однако, вооружение машины было оставлено таким же, как у танка БТ-5. Это было связано с тем, что к осени 1934 года в КО окончательно не был решен вопрос о выборе единого варианта башни под 76,2-мм пушку ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому в ноябре 1934 года ХПЗ был выдан заказ на изготовление в 1935 году 300 танков БТ-7 с 45-мм пушкой, установленной в стандартной башне танка БТ-5.
В декабре 1934 года заказ ХПЗ на производство танков БТ-7 был увеличен до 650 машин по цене 98 000 рублей за каждую (в ценах тех лет). Однако, из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским металлургическим заводом им. Ильича и двигателей М-17 заводом №26, а также в связи с необходимостью доработки чертежей, производство танка БТ-7 на ХПЗ было начато только в последнем квартале 1935 года. Несмотря на все старания, коллективу завода так и не удалось в 1935 году выполнить правительственное задание. До конца года было изготовлено лишь 240 линейных танков и 260 танков БТ-7, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1.
[album]3469[/album] - БТ-7 с поручневой антенной радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" на полигоне НИИ БТ, начало 1937 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 04 июл 2013, 00:13

Начало производства, первые проблемы и их решение.


С установой в танках двигателей М-17 выявилась недостаточная прочность коробок передач (КП), в результате чего имели место массовый разрыв картеров и поломка конических шестерен КП. Дан­ные дефекты возникали на танках в воинских частях и на заводе при заводских испытаниях.
Проведенные заводом многочисленные испытания и исследования, занявшие около шести месяцев, показали, что несмотря на дросселирование двигателя М-17, последний все же развивал значительно больший крутящий момент, чем двигатель М-5. Кроме того, инерционные моменты от главного фрикциона, вентилятора и кривошипно-шатунной группы двигателя значительно превосходили моменты этих же устройств при установке двигателя М-5. В результате указанных причин происходила поломка зубьев конической пары, разрыв и трещин картеров, скручивание промежуточного и
главного валов, выламывание зубьев цилиндрических шестерен в КП, использованной полностью без изменений с танка БТ-5. Изготовление коробок передач, а, следовательно, и выпуск танков на заводе, были полностью прекращены. Для поиска выхода из создавшегося положения на ХПЗ были организованы в большом масштабе испытания КП на тормозах "Фруда", а также были спроектированы и изготовлены опытные образцы двух новых КП, предложенных конструкторами В.М. Дорошенко и А.А. Морозовым, которые прошли всесторонние испытания на шести танках БТ. В результате постановки на серийное производство была принята трехступенчатая КП конструкции А.А. Морозова с передним расположением конической пары и с горизонтально расположенными валами, выполненная по схеме КП танка БТ-5. Срочным порядком в войсках на всех ранее выпущенных БТ-7 была осуществлена замена КП старой конструкции на новые.

В попытке усилить огневую мощь БТ-7.


Несмотря на то, что на серийном танке была установлена 45-мм пушка, в КБ ХПЗ продолжались проектные работы по отработке установки 76,2-мм пушки. Еще в середине декабря 1933 года на ХПЗ с ленинградского Опытного завода им. С.М. Кирова поступил полный комплект чертежей на башенную установку Т-26-4 с 76,2-м м пушкой обр. 1927 года (КТ-28) опытного танка Т-26А. КБ ХПЗ под руководством А.О.Фирсова переработало чертежи по её установке применительно к танку БТ-7. Прежде всего это касалось погона башни, верхняя (съемная) часть которого была выполнена по типу погона танка БТ-5. Кроме того, толщина крыши башни была увеличена с 8 до 10 мм, а клепаное соединение стыка планки вертикальных листов было заменено на сварное.
1 апреля 1935 года по устному распоряжению Халепского с государственного Ижорского завода на ХПЗ была отправлена одна башня Т-26-4. Опытный же образец танка, получивший наименование БТ-7А (А — "артиллерийский") был изготовлен ХПЗ в октябре 1935 года и 19 октября 1935 года проходил испытания на заводском полигоне ХПЗ. За
время испытаний было произведено 197 выстрелов. Наведение орудия на цель осуществлялось как при помощи телескопического прицела ТОП, так и с помощью перископического прицела ПТ-1. В протоколе по результатам заводских испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Саксом была отмечена "необходимость удлиннения
брони маски пушки вниз на 30 мм" для уменьшения зазора между корпусом и башней. После проведения указанной доработки танк БТ-7А был принят на вооружение РККА. Первая — головная — серия машин БТ-7А была собрана на заводе №183, (так стал называться ХПЗ со второй половины 1936 года), 30 августа 1937 года. К концу 1937 года было изготовлено 155 "артиллерийских танков", причем, 32 изготовленных машины из-за отсутствия 76,2-мм пушек так и не были переданы заводом представителям ВП (военной приемки) в 1937 году. В следующем — 1938 году один танк БТ-7А был отправлен в г. Горький (ныне - Нижний Новгород) на завод №92. На 10 из 32 машин были установлены 76,2-мм пушки КТ-28, на остальных машинах (21 шт.) к концу 1938 года башни Т-26-4 были заменены на конические с установкой 45-мм пушек. На всех этих танках были установлены мелкозвенчатые гусеницы и ведущие колеса гусеничного хода с металлическими бандажами. Таким образом, в РККА было поставлено всего 133 танка БТ-7А, из них 11 машин были оснащены радиостанциями 71-ТК-1. Эти танки поступали на укомплектование артиллерийских дивизионов, непосредственно взаимодействующих на поле боя с танковыми частями и подразделениями.
В качестве основного вооружения БТ-7А использовалась 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/32 года, установленная в цилиндрической башне с кормовой нишей. Для ведения стрельбы и наблюдения на поле боя использовались телескопический ТОП и перископический ПТ-1 прицелы. Вспомогательным вооружением танка являлся пулемет ДТ, автономно установленный в башне в шаровой опоре справа от пушки. На части линейных танков с 1937 года устанавливались зенитный и тыльный пулеметы (на танках с радиостанцией тыльный пулемет не устанавливался).
Боекомплект пушки состоял из 50 выстрелов и 3 339 патронов к пулеметам ДТ для линейного танка и 40 выстрелов и 2 016 патронов — для оснащенного радиостанцией.
[album]3470[/album][album]3471[/album] - чертежи и фото танка БТ-7А ("Артиллерийский").
В остальном конструкция танка БТ-7А не отличалась от серийного БТ-7. В целях повышения пулестойкости башни, КБ завода №183 в первом квартале 1937 года разработало новую конструкцию сварной конической башни с углом наклона бортов 15 градусов. Для защиты танка с кормы было спроектировано размещение в нише башни пулемета в шаровой установке. Кроме того, на танке были установлены усиленные балансиры и бортовые редукторы, выполнено усиление осей управляемых колес, а для уменьшения износа проушин траков была спроектирована мелкозвенчатая гусеница. Эти нововведения прошли длительные успешные испытания на одном из опытных образцов танка БТ-7 и были приняты в серийное производство с 1 сентября 1937 года.
[album]3474[/album] - чертежи танка БТ-7 с конической башней образца 1937 года.
Для повышения вероятности поражения цели при стрельбе с ходу в Особом конструкторском бюро (Осконбюро) под руководством инженера Павлова в 1934 году был разработан прицел ТОП-1 "Орион" с гироскопически стабилизированной линией прицеливания. В 1936 году эти прицелы в опытном порядке были установлены на трех БТ-7, один из которых (танк №6018) в периоде 6 по 14 января 1937 года прошел испытания на Сенежском полигоне Военной академии механизации и моторизации РККА.
Во время испытаний лейтенант Погорельских вел стрельбу с ходу бронебойными снарядами по щиту размером 10x10 м, находившемся на удалении 1000 м. При скорости движения танка 25 — 30 км/ч вероятность поражения щита находилась в пределах от 25% до 33%, а при включенном стабилизаторе "Орион", этот показатель возрастал до 53 —66%, причем боевая скорострельность составляла 1,5 — 3 выстрела в минуту.
В заключении по испытаниям 45-мм пушки и прицела ТОП со стабилизированной линией прицеливания на танке БТ-7 было отмечено: "...комплекс полигонные испытания в основном выдержал. Преимуществом комплекса является значительное улучшение ТТХ танкового вооружения по сравнению с существующим".
По результатам испытаний стабилизированный прицел ТОП-1 был принят на вооружение. В 1937 году уже планировалось выпустить 420 БТ-7, оснащенных такими прицелами.
В 1938 году была улучшена конструкция 45-мм танковой пушки. Ее бронебойный снаряд, имея массу 1,425 кг и начальную скорость 760 м/с, пробивал на дистанции 500 м броню толщиной 61 мм, а подкалиберный снаряд массой 0,85 кг и с начальной скоростью 1 070 м/с на этой же дистанции пробивал броневую преграду толщиной до 81 мм.
Производство танков БТ-7 продолжалось до 1939 года. За это время было выпущено 2 596 линейных танков и 2 017 машин с радиостанцией.
[album]3472[/album][album]3473[/album] - БТ-7 с конической башней на НИИ БТ полигоне, вторая половина 1937 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 05 июл 2013, 19:51

Танк с дизельным двигателем - БТ-7М.


После проведения испытания дизельного двигателя В-2 на танке БТ-5 в 1935 году были выявлены многочисленные недостатки, и было принято решение о внесении изменений, которые обеспечивали бы надежность его работы. Одновременно была начата конструктивная проработка установки дизеля в танк БТ-7. Четыре опытных образца, получивших заводское обозначение А-8, были изготовлены осенью 1936 года, два из которых в том же году успешно прошли заводской пробег в 1 000 км на колесном ходу и 4 000 км — на гусеничном. После испытаний и доводки дизеля В-2, а также всесторонних длительных государственных испытаний двух опытных образцов в июне 1939 года, доработанный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 года был рекомендован для серийного производства и установки в танк, получивший наименование БТ-7М (встречается также наименование БТ-8 — по номеру заводского обозначения). Серийное производство БТ-7М было развернуто с декабря 1939 года и продолжалось до сентября 1940 года. Это был последний представитель семейства серийных легких колесно-гусеничных танков БТ. Всего было выпущено 788 таких машин.
Дизель В-2 с самого начала имел настолько высокие основные технические показатели (по экономичности расхода топлива, относительной простоте и технологичности конструкции и др.), что это позволило путем проведения последующих модернизаций оснащать им многочисленные образцы бронетанкового вооружения и техники на протяжении многих десятилетий, вплоть до настоящего времени, включая танки Т-72 и Т-90.
В связи с установкой дизеля с обеспечивающими его работу системами, двух стартеров и четырех аккумуляторных батарей масса танка возросла до 14,65 т.
[album]3479[/album] - БТ-7М - вид сверху. Хорошо видна корма танка с дизелем В-2.
Наряду с установкой в танк дизеля В-2, конструкторским коллективом ХПЗ была улучшена защита главного и бортового фрикционов от проникновения пыли к подшипникам и трущимся частям, снижены вдвое усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами за счет применения шарикового выключающего механизма вместо наклонных храповиковых плоскостей, расширены и применены колодочные тормоза с накладками из чугуна вместо феродо. В днище боевого отделения был сделан аварийный люк-лаз. В связи с увеличением массы танка и для уменьшения колебаний корпуса, были усилены крайние узлы подвески опорных катков. Кроме того, была сделана целая серия мелких усовершенствований механизмов и деталей, направленных на повышение надежности и долговечности работы танка.
[album]3477[/album][album]3478[/album] - виды на кормовую часть и правый борт БТ-7М.
Запас хода машины по сравнению с танком БТ-7 увеличился почти вдвое и составлял по шоссе 520-630 км на гусеничном и 1 070-1 250 км на колесном ходу. Танк развивал максимальную скорость на гусеничном ходу 62 км/ч и на колесном — 86 км/ч. Однако с увеличением массы машины резиновые бандажи опорных катков при движении на колесном ходу на высшей передаче выходили из строя уже через 50-100 км, поэтому было рекомендовано эксплуатировать танк только на гусеничном ходу.
[album]3475[/album][album]3476[/album] - БТ-7М при испытаниях на НИИ БТ полигоне, сентябрь 1939 года.

Венец линейки танков БТ - БТ-20(А-20).


С появлением новых средств противотанковой обороны (крупнокалиберный пулемет, пушки калибра 37 и 45 мм) встал вопрос о разработке нового колесно-гусеничного танка с более мощным бронированием, способным обеспечить защиту
экипажа танка от огня 12,7-мм крупнокалиберного пулемета типа ДК. Необходимость разработки такого танка диктовалась тем обстоятельством, что далнейшее утолщение брони БТ-7 (БТ-7М) было невозможно, поскольку увеличение массы вело к перегрузке механизмов трансмиссии и ходовой части. Тем более, что простое утолщение броневых листов корпуса БТ-7 не давало полноценного решения всех требований, предъявляемых АБТУ РККА к новому танку. В августе 1937 года командование АБТУ вынесло на рассмотрение КО вопрос "О типах танков для вооружения танковых войск РККА...". 15 августа 1937 года в КО было принято Постановление №94, в котором, в частности, указывалось, что "для вооружения мехсоединений и мехполков конницы необходимо иметь танк БТ (Кристи) весом 13 — 14 т. Танк должен иметь дизельный двигатель ХПЗ мощностью 400 л.с. Лобовая броня корпуса толщиной 25 мм, коническая башня — 20 мм. Вооружение: одна пушка 45-мм — стабилизированная или одна пушка 76-мм, два пулемета ДТ. Экипаж — 3 человека. Запас хода на гусеницах — 300 км. В перспективе предусмотреть переход на БТ с 6-ю ведущими колесами (1939 год)...".
Этим же постановлением заводу №183 предписывалось изготовить в 1938 года "опытные образцы БТ-ИС с 6-ю ведущими колесами, дизельным мотором, конической башней с 45-мм или 76-мм пушкой, с наклонными листами подбашенной коробки с переходом к их производству в 1939 году."
В середине октября 1937 г. заводом №183 были получены тактико-технические требования на разработку колесно-гусеничного быстроходного танка, получившего обозначение БТ-20. Эти требования были разработаны в первой декаде октября 1937 года начальником II отдела АБТУ Я.Л.Сквирским.
Колесно-гусеничный быстроходный танк БТ-20 предназначался для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы и должен был отличаться от ранее выпущенных танков БТ установкой дизеля БД-2 мощностью 400 (в перспективе - 600) л.с.(441,2 кВт), трансмиссией по типу опытного танка БТ-ИС с отбором мощности для колесного хода после бортовых фрикционов. В ходовой части предпочтение было отдано индивидуальной торсионной подвеске с установкой амортизаторов. Максимальная толщина броневых листов корпуса и башни должна была достигать 20 — 25 мм, причем броневые листы должны были иметь рациональные углы наклона — не менее 18 градусов.
Установка вооружения задавалась в двух вариантах. В первом варианте предусматривалась установка 45-мм танковой пушки со стабилизатором, трех пулеметов ДТ и огнемета для самозащиты. Во втором варианте в качестве основного вооружения предусматривалась установка 76,2-мм пушки. Для поражения открыто расположенной живой силы противника и небронированных целей на машине предусматривалась установка трех пулеметов и огнемета. Независимо от основного вооружения на каждой пятой машине должен был быть установлен 7,62-мм зенитный пулемет.
Посадка экипажа, состоящего из трех человек, осуществлялась через бортовой люк. В особо предъявляемых требованиях отмечалась необходимость обеспечения герметичности машины для защиты экипажа от отравляющих веществ и оснащения ее оборудованием для подводного вождения.
Получив пи требования, коллектив ОКБ приступил к работе. Но несмотря на все старания, представительному ОКБ справиться с поставленным правительством заданием к заданному сроку так и не удалось. Технический проект был готов лишь к сере­дине марта 1938 года, то есть с опозданием па полтора месяца, а эскизный проект танка БТ-20 был утвержден АБТУ РККА только 25 марта 1938 года.
Проектирование нового колесно-гусеничного танка БТ-20 в КБ-24 шло в тот период, когда в Наркомате обороны на всех уровнях обсуждался вопрос о перспективах развития отечественных танков. Опыт боевого применения советских танков Т-26 и БТ-5 во время гражданской войны в Испании (1936- 1939 годы) вызвал ряд дискуссий по вопросу создания танков с противоснарядным бронированием и совершенствования их ходовой части. И если необходимость разработки танка, способного противостоять огню 37-мм и 45-мм пушек практически ни у кого не вызывала сомнения, то по поводу типа движителя для танков мнения разошлись. Одна часть танковых специалистов отстаивала идею создания чисто гусеничного движителя, а другая — комбинированного колесно-гусеничного, причем каждая из сторон приводила в качестве доказательства своей правоты весьма веские аргументы.
Для принятия окончательного решения, какому типу танка отдать предпочтение, в марте 1938 года на имя Председателя СНК СССР В.М. Молотова от Наркома Обороны СССР К.Е.Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре решения постановления НКО №94 "О типах танков...", в которой, в частности, говорилось: "... танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой — колесно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 года и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям".
К докладной записке был приложен проект постановления НКО, в котором в разделе "Разработка новых конструкций танков" предусматривалось: "Создать два опытных образца легких танков: один — чисто гусеничный, вооруженный 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом с броней защищающей от 12,7-мм пуль со всех дистанций, максимальной скоростью 50-60 км/ч и весом не более 13 т. Второй — колесно-гусеничный, с шестью ведущими колесами, с тем же вооружением и броней, скоростью на гусеницах и колесах 50-60 км/ч и весом не более 15 т. Мотор — дизель".
Поскольку на правительственном уровне окончательное принятие решения "О типах танков для вооружения танковых войск" постоянно откладывалось, руководство АБТУ РККА 13 мая 1938 года утвердило краткую тактико-техническую характеристику "гусенично-колесного танка БТ-20". Для обеспечения защиты танка от 12,7-мм бронебойных пуль со всех дистанций щиток механика-водителя должен был иметь толщину 30 мм и располагаться под углом 30°. Передний лобовой лист должен был располагаться под углом 53 градуса и иметь толщину 20 мм. Броневые листы подбашенной коробки толщиной 20 мм должны были располагаться под углом 35 градусов к вертикали. Масса танка была определена в 16,5 т — тем самым танк из класса легких перешел в класс средних танков, так как в конце 30-х годов к последним относились машины, имевшие боевую массу от 16 до 35 т.
Максимальная скорость танка согласно ТТХ, должна была быть не ниже 65 км/ч. Экипаж по сравнению с ранее заданными требованиями был увеличен до 4 человек
Состав вооружения претерпел незначительные изменения — из обоих вариантов была исключена установка огнемета.
На основе этих, утвержденных начальником АБТУ РККА ТТХ, коллектив КБ-24 приступил к разработке улучшенного варианта гусенично-колесного танка БТ-20.
В начале сентября 1938 года разработанные заводом №183 проект и макет танка БТ-20 были рассмотрены комиссией АБТУ РККА иод председательством военнпженера 1-го ранга Я.Л. Сквирского.
У танка А-20 боевая масса достигла 18 т. Его корпусу была придана рациональная форма. В башне конической формы размещались 45-мм танковая пушка со стабилизированным прицелом и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Второй пулемет ДТ устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса в шаровой опоре, расположенной справа от механика-водителя.
На танке устанавливался дизельный двигатель В-2, благодаря которому запас хода по шоссе на гусеничном ходу составил 400 км, а при движении на колесах — 900 км.
Силовая передача и ходовая часть были частично заимствованы от танка БТ-7М. В отличие от БТ-7 (БТ-7М), танк А-20, помимо конструктивного изменения ряда механизмов и узлов, имел два существенных отличия, резко повышающих тактические и боевые качества, а именно: отдельный привод на 6 колес, обеспечивавший движение
машины на колесном ходу при снятых гусеницах, а так же оригинальный по своим формам новый корпус танка, имеющий значительно более мощное, по сравнению с БТ-7, бронирование.
Новые формы броневого корпуса танка А-20, представляющие из себя сочетание наклонно расположенных бронелнстов, воплотили богатый опыт, накопленный при проектировании и разработке опытных колесно-гусеничных машин БТ-ИС и БТ-СВ (БТ-СВ-2). Это решение конструкции корпуса танка А-20, резко повышающее защищенность машины от огня противотанковых средств обороны, впоследствии стало общепринятым для преобладающего большинства танков, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными танковыми заводами.
В мае 1938 года был разработан проект второго, чисто гусеничного варианта танка А-20, который в процессе дальнейшей доработки получил индекс А-32 и стал предшественником легендарного среднего танка Т-34.
[album]3480[/album][album]3481[/album] - чертежи и фото танка А-20 (БТ-20).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 11 июл 2013, 00:55

Описание конструкции.


Корпус и компоновка танка.


Легкий колесно-гусеничиый танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой более мощного карбюраторного двигателя М-17Т, новым сварным броневым корпусом и впоследствии установкой (с 1937 года) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатой гусеницы. Кроме того, на танке БТ-7А было установлено более мощное вооружение — 76,2-мм пушка КТ-28. Размещение экипажа машины осталось прежним. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 13,8 т.
В лобовых листах корпуса располагался входной люк механика-водителя, смещенный к левому борту. Люк закрывался двухстворчатой дверцей на массивных приварных (приклепанных) петлях. Герметичность люка обеспечивалась резиновым уплотнением.
Верхняя створка дверцы в открытом положении фиксировалась с помощью зубчатого сектора, приваренного к крыше корпуса. Для облегчения открывания она была снабжена уравновешивающим пружинным механизмом. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в боевых условиях в крышке люка имелась смотровая щель с фланцем для крепления смотрового прибора "триплекс". С 1937 года толщину верхней створки увеличили до 20 мм. Вертикальные броневые листы носовой части корпуса машины в месте приварки трубы с литыми кронштейнами ленивцев (направляющих колес) были усилены приклепанными воротниками. Для предотвращения деформации трубы она была усилена подкосами, на которых устанавливались кронштейны для крепления фар.
Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные — броневые, съемные. Внутренние — выполненные из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны этих листов приваривались подкосы, к которым крепились вертикальные рессоры и съемные листы навесной брони.
В передней верхней части корпуса по левому борту внутренняя стенка имела отверстие, в котором крепился звуковой электрический сигнал, а по правому борту — люк с дверкой для удаления из танка стреляных гильз. В месте установки балансиров и шестеренчатого редуктора колесного хода (гитары) 4-мм внутренний лист, не защищенный наружными броневыми листами, закрывался броневыми накладками.
Наружная навесная броня крепилась к подкосам с помощью винтов с конусной головкой и состояла из пяти отдельных броневых листов. Три листа брони — передний, средний и верхний задний оыли соединены в одно целое при помощи накладок и заклепок, а остальные два листа, защищающие картеры бортовых редукторов и гитары, крепились к бортовой броне при помощи накладок и болтов. В верхней части бортовой брони в месте расположения передней вертикальной рессоры имелся люк, закрытый броневой крышкой на четырех болтах, который обеспечивал доступ к регулировке передней вертикальной рессоры. В верхней части корпуса вдоль всего борта на пяти кронштейнах крепилась надгусеничная полка, которая имела съемную заднюю наклонную часть.
Крыша над боевым отделением состояла из трех сваренных между собой броневых листов, образующих отверстие под нижний погон башни. По бокам подбашенного листа устанавливались броневые накладки, закрывавшие заливные горловины бортовых топливных баков и броневые ввертывающиеся пробки, защищавшие стаканы вертикальных рессор передних опорных катков. Для доступа к двигателю и обеспечивающим его работу системам, в средней части закрывающего моторный отсек листа имелся большой прямоугольный люк с крышкой па петлях. В передней части крышки люка имелась ручка, которая одновременно являлась ограничителем угла склонения пушки при стрельбе назад. В средней части крышки люка над броневым колпаком, защищавшим отверстие для прохода воздуха, устанавливался воздухоочиститель. Над отверстиями для входа охлаждающего воздуха в радиаторы устанавливались броневые колпаки.
Крыша над масляными баками представляла собой узкие броневые листы, закрывающие масляные баки от поражения сверху, и крепящиеся к подкосам с помощью винтов. Над заливными горловинами баков в них имелись круглые лючки, закрываемые броневыми крышками. Над кормовым топливным баком устанавливалась съемная крыша, крепившаяся к уголкам внутренних стенок и кормового листа корпуса с помощью винтов. В горизонтальной ее части имелись два люка для доступа к заливной горловине кормового топливного бака и к соединениям воздушной и топливной трубок, закрываемых броневыми крышками.
В 1937 году защита корпуса была усилена установкой бронированного стакана задней подвески и железного колпака, предохранявшего стакан подвески от грязи, а также усилением крепления бронировки картеров бортовых редукторов.
Со второй половины 1937 года была изменена конструкция корпуса машины с целью повышения ватерлинии до 1,2 м для преодоления брода.
Для буксировки танк оснащался двумя буксирными крюками, размещенными в носовой части корпуса и двумя кормовыми буксирными рымами.
[album]3493[/album][album]3495[/album] - схема устройства и фото броневого корпуса танка БТ-7.
Корпус танка делился на пять отделений: управления, боевое, моторное, трансмиссионное и кормовое.
Отделение управления находилось в носовой части ганка, В нем размещались сиденье механика-водителя, приводы управления, контрольно-измерительные приборы, стационарный и ручной огнетушители и привод управления жалюзи. Для движения машины по заданному курсу в условиях боевой обстановки на части танков была предусмотрена установка танкового компаса КИ на специальном кронштейне. Отделение управления было отгорожено от боевого распорной аркой, обеспечивавшей усиление подбашенного листа.
В боевом отделении, расположенном в средней части танка, размещались сиденья наводчика и заряжающего, боекомплект, а также часть инструмента и запасных частей к машине. Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались вооружение, приборы наблюдения и средства связи.
Моторное отделение, отгороженное от боевого моторной перегородкой, располагалось в средней части танка. В нем располагались: двигатель, два радиатора по обеим сторонам двигателя, две аккумуляторные батареи, укрепленные на кронштейнах возле моторной перегородки, два топливных бака, расположенных между наружной и внутренней стенками бортов.
Трансмиссионное отделение находилось за моторным — за вентиляторной перегородкой. В нем располагались: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленными на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, стартер, бортовые редукторы, масляные и топливные баки (между наружной и внутренней стенками бортов корпуса). За кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак емкостью 400 л.
[album]3494[/album] - компоновочная схема танка БТ-7 (с подробным описанием).
При установке на танк башни Т-26-4 с 76,2-мм пушкой (БТ-7А) в корпус танка были внесены следующие изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков, утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков и изменена укладка боекомплекта в корпусе.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 13 июл 2013, 23:51

Башня.


Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 года на танк устанавливалась цилиндрическая башня). Танки БТ-7 выпускались с двумя типами башен, незначительно отличавшимися друг от друга только внутренним оборудованием. На линейные танки БТ-7 (БТ-7л) устанавливались башни, имевшие боеукладку, расположенную в нише. На радиофицированных танках БТ-7РТ устанавливались башни в нише которых размещалась радиостанция. В верхней части задней стенки, при отсутствии тыльного пулемета, находилось отверстие для стрельбы из личного оружия, закрываемое броневой пробкой.
В средней части крыши башии для посадки экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающие пружинные механизмы. На танках с зенитными пулеметными установками башни имели только один левый овальный люк. Вместо правого люка монтировалась поворотная установка для стрельбы по воздушным целям из пулемета ДТ. При установке цилиндрических башен входные люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937 года сварное броневое прикрытие амбразуры пушки было заменено на штампованное.
В передней части крыши башни располагались три отверстия. Крайнее правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре — для вентиляции и крайнее левое — для установки перископического прицела. В левой части крыши ниши башни имелось отверстие с броневым стаканом для ввода антенны. На тех танках, где командирская панорама не устанавливалась, это отверстие закрывалось броневой крышкой и использовалось для флажковой и световой сигнализации. В бортах башни были сделаны смотровые щели со стеклоблоками "триплекс" и отверстия с броневыми заглушками для стрельбы из личного оружия. На крыше башни в трех местах устанавливались рымы для монтажа и демонтажа башни на танк. Для поворота башни использовался двухскоростной механизм, крепившийся с левой стороны башни.
[album]3506[/album][album]3507[/album] - эллиптическая и коническая башни БТ-7. Видны прямоугольные и овальные люки на крышах.
На танках БТ-7А устанавливалась сварная башня Т-26-4, имевшая форму цилиндра с овальной кормовой нишей. С правой стороны от амбразуры пушки вваривался цилиндр, в дно которого устанавливалась шаровая опора пулемета ДТ. В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из револьвера, закрываемые броневыми заглушками и смотровые щели. В крыше башни размещались два входных люка прямоугольной формы. При установке зенитного пулемета вместо правого люка, так же как у линейных машин, устанавливалось поворотное основание зенитной установки. В передней части крыши были сделаны четыре отверстия: справа — для командирской панорамы, слева сзади — для сигнализации, в центре, над казенной частью орудия — для вентиляции боевого отделения и, наконец, слева — для перископического прицела.
[album]3508[/album] - башня Т-26-4, ставившаяся на танки БТ-7А.
[album]3509[/album][album]3510[/album] - чертежи танка БТ-7А (источник: БронеКоллекция №5-1996, М. Барятинский, М. Коломиец).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 31 июл 2013, 17:10

Вооружение танков БТ-7.


Основным вооружением танка ВТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках выпуска 1935 — 1937 годов устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 года с клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При стрельбе использовались ножной и ручной спуски. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней пулемет ДТ.
Спаренная установка вооружения имела одни механизмы наведения. Пулемет, кроме того, имел сектор обстрела в вертикальной плоскости + 5", а в горизонтальной плоскости — + 1,5°. Углы наведения по вертикали спаренной установки составляли от -8° до + 23°. Масса спаренной установки (качающейся части) составляла 220-250 кг, а полная масса башни с вооружением и боекомплектом — около 1 100 кг.
[album]3521[/album] - спаренная установка 45-мм пушки 20-К и пулемета ДТ(вид с казенной части).
С конца 1938 года на танк стала устанавливаться 45-мм пушка образца 1938 года с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода "Авиаприбор". Стабилизация линии прицеливания обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого светлого пятна ("Зайчика"). При колебании пушки в вертикальной плоскости световой сигнал перемещался относительно стабилизированной линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во время движения танка выстрел происходил автоматически при совпадении светового сигнала с точкой прицеливания. Освоение в войсках этой конструкции прицела было связано с длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них определенных навыков по использованию прицела при стрельбе с ходу. В связи с этим обстоятельством впоследствии от установки прицелов ТОС-1 на серийные танки отказались.
[album]3522[/album] - стабилизированный прицел ТОП-1(ТОС-1), чертеж.
В качестве вспомогательного вооружения на линейных танках выпуска 1937 года в нише башни стал устанавиваться еще один пулемет ДТ. Часть БТ-7, начиная с 1936 года, оснащалась 7,62-мм зенитными пулеметами, устанавливаемыми на турельной установке П-40. Кроме того, в 1935 году была введена укладка ракетницы с 20 патронами.
[album]3523[/album] - 7,62-мм пулемет ДТ на зенитной турели П-40.
Со второго квартала 1936 года для ведения прицельной стрельбы ночью часть танков БТ-7 оснащалась двумя прожекторными фарами, расположенными на маске пушки. Дальность действия прожекторов достигала 2 км. От установки тыльного пулемета и прожекторных фар отказались в 1938 году.
При установке башни Т-26-4 машина оснащалась 76,2-мм танковой пушкой обр.1927/32 г. (КТ-28) и тремя пулеметами ДТ, один из которых располагался в передней части башни, с правой стороны пушки, второй, тыльный — в дверке кормовой ниши (для танков без радиостанции) и третий, зенитный — на крыше башни в турельной установке П-40. Для вращения башни использовался односкоростной механизм поворота.

Боекомплект.


В боекомплект танка входили:
- при установке цилиндрической башни с 45-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 132 артвыстрела и 2 394 патрона к пулеметам ДТ, снаряженных в 38 пулеметных дисках; для линейных танков — 172 артвыстрела и 2 394 патрона к пулеметам ДТ;
- при установке конической башни с 45-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 146 артвыстрелов и 2 394 патрона к пулеметам ДТ; для линейных танков — 188 артвыстрелов и 2 394 патрона к пулеметам ДТ;
- при установке цилиндрической башни с 76,2-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 40 артвыстрелов и 2 016 патронов к пулеметам ДТ; для линейных танков — 50 артвыстрелов и 3 339 патронов к пулеметам ДТ.
Боекомплект танка располагался на полу боевого отделения в специальных обоймах чемоданного типа, укладываемых в два снарядных ящика. В каждую обойму укладывались три (при установке цилиндрической башни) или четыре (при конической) выстрела одного типа. В каждом ящике укладывалисыю 14 обойм для размещения 84 (112) выстрелов. На стенках боевого отделения в корпусе справа и слева выстрелы к пушке размещались в специальных креплениях вертикально в два ряда. На правой стороне располагалось 19 выстрелов, левой 15 выстрелов. В боевом отделении башни боекомплект размещался в двух (для цилиндрической башни) или трех (для конической) стеллажах, каждый из которых представлял собой железный ящик с перегородкой посередине. Всего в стеллажах ниши башни укладывалось 40 (42) выстрела. Кроме того, при установке цилиндрической башни на ее бортах размещались вертикально слева и справа по 7 выстрелов.
При установке радиостанции в нише башни, боеукладка в ней отсутствовала. Укладка пулеметных магазинов производилась на правом и левом борту боевого отделения и в нише башни рядом со стеллажами артвыстрелов, а также на правом и левом бортах башни.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 19 авг 2013, 23:16

Силовая установка.

На всех танках БТ-7 устанавливался карбюраторный двигатель M-17T (Т — танковый), созданный на базе авиационного двигателя М-17Ф (выпускавшемся в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW). Этот V-образный 12-цилиндровый 4-тактный двигатель жидкостного охлаждения имел угол развала цилиндров 60" и сниженную с 600 л.с. (441 кВт) до 400 л.с. (294 кВт)мощность при частоте вращения коленчатого вала 1 650 об./мин.
Пуск двигателя производился с помощью электрического стартера. Емкость топливных баков была увеличена до 790 л за счет установки кормового бака и 4 дополнительных баков на надгусеничных полках машины. В отличие от танка БТ-5, на машине устанавливался новый комбинированный воздухоочиститель, состоявший из двух самостоятельно работающих воздушных фильтров: внутреннего и наружного, повышавшего степень очистки воздуха от пыли.
Топливо - авиационный бензин марки Б-70. Емкость бензобаков - 790 л (бортовые баки - 250 л, кормовой - 400 л, дополнительные на крыльях - 140 л). Подача топлива - принудительная, шестеренчатым насосом 18ПБ-1 или насосом коловратного типа БНК-5Б. Карбюраторов - 2, марки К-17Т.
Масляный насос - шестеренчатый, емкость двух маслобаков - 48-50 литров.
Система охлаждения - водяная, принудительная, с помощью центробежного насоса М17. Емкость радиаторов - около 100 литров.
[album]3637[/album] - карбюраторный двигатель М-17Т.
На танке БТ-7М впервые в мировом танкостроении был установлен танковый дизель В-2. Этот 4-тактный, V-образный, 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения развивал мощность до 500 л.с. (367,6 кВт) при 1 800 об/мин. Благодаря высокой топливной экономичности, он обеспечивал танку почти вдвое больший запас хода, чем у танка БТ-7.
В связи с установкой дизеля В-2, радиаторы системы охлаждения были сделаны более широкими, а воздухоочиститель с повышенной степенью очистки устанавливался непосредственно на двигатель. Для пуска двигателя применялись одновременно два стартера мощностью по 6 л.с. (4,4 кВт).
Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки Э. Емкость топливных баков - 650 л, подача топлива - принудительная, плунжерным насосом типа НК-1.
Смазка дизеля В-2 - циркуляционная, под давлением, осуществлялась с помощью шестеренчатого масляного насоса.
Система охлаждения - водяная, принудительная с помощью центробежного насоса. Емкость водяных радиаторов - 90-95 литров.
[album]3638[/album] - дизельный двигатель В-2 танка БТ-7М.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 16 сен 2013, 01:33

Трансмиссия.


В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза, бортовые редукторы и гитары (механические редукторы привода ведущих колес колесного хода).
В связи с установкой нового двигателя четырехступенчатая коробка передач в 1937 году была заменена на усиленную трехступенчатую. Впоследствии была разработана и устанавливалась на танки новая усиленная четырехступенчатая коробка передач, которая обеспечивала танку на форсированном режиме скорость движения до 70-80 км/ч на гусеничном ходу и до 90-100 км/ч на колесном.
[album]3704[/album][album]3705[/album] - коробки передач и схема рулевого управления колесного хода танка БТ-7.
Приводы управления оставались тралицнонными: для гусеничного хода — рычаги управления, для колесного хода — съемное рулевое колесо (штурвал), которое, начиная с 1937 года, стало изготавливаться из пластмассы вместо дерева.
На танке БТ-7М были уширены барабаны и тормозные ленты бортовых фрикционов и усилена по­луось бортового редуктора.

Ходовая часть.


Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с БТ-5 значительных конструктивных изменений не претерпела, за исключением того, что был увеличен до 830 мм диаметр опорных катков, диски которых со второй половины 1937 года усиливались за счет приварки специальных колец в местах их креплении к ступице.
Кроме того, в 1937 году усилили рычаги управляемых колес, пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода и гитарную подвеску, ввели кривошипы ленивцев с увеличенным вылетом, ленивцы и ведущие колеса гусеничного хода с уширенным резиновым бандажом (соответственно с 38 до 62 мм и с 52 до 75 мм).
С 1938 года в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. В связи с этим число траков в одной гусеничной ленте увеличилось до 70 (35 с гребнем и 35 плоских). На ведущем колесо гусеничного хода вместо резиновых бандажей стали устанавливать стальные, а ширина резинового бандажа на ведущих колесах колесного хода увеличилась до 120 мм. Число роликов ведущего колеса было увеличено с 4 до 6. Диаметр ведущего колеса уменьшился до 634 мм, а ленивца — до 504 мм.
[album]3706[/album] - элементы ходовой части и подвески БТ-7.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Re: Cемейство танков БТ: легкий танк БТ-7.

Сообщение Scharnhorst » 27 сен 2013, 15:26

Электрооборудование и средства связи.


Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, с напряжением бортовой сети 12 В.
Основным источником электрической энергии танка служила динамо-машина ДСФ-500Т мощностью 336 Вт с реле-регулятором РРК-500Т или РРК-37-500Т. На машинах 1-й серии устанавливались генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт с реле-реіуляторами РРА-4574 или дина­мо-машина ДСФ-500 с реле-регулятором РРК-500. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТЭ-128. Для пуска двигателя использовался стартер СТ-61 мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или стартер СМС-4565 мощностью 3,5 л.с. (2,6 кВт) на машинах более ранних выпусков.
В системе зажигания двигателя М-17Т применялись два магнето БС-12-ПАЭ с механическим или автоматическими приводами опережения. На части машин были установлены магнето Сцинтилла. Для световой дорожной сигнализации на танке дополнительно устанавливались два кормовых стопсигнала. На танках последних серий звуковой электрический сигнал с внешней стороны левого борта был перенесен в межбортовое пространство под левой надгусеничной полкой.
В качестве средств связи на командирских машинах БТ-7РТ использовалась радиостанция 71-ТК-1 (71-ТК-3) с
поручневой или штыревой антенной (с 1938 года) и танковые переговорные устройства ТСПУ-3, ТПУ-3, а впоследствии ТПУ-2. В 1939 году на 3 танках БТ-7М была установлена радиостанция РСМК (БТ-7РСМК).
Для тушения пожара танк имел два тетрахлорных огнетушителя — ручной емкостью баллона З л и стационарный — 2 л, Оба огнетушителя устанавливались в отделении управления рядом с механиком-водителем.
На танке БТ-7М было установлено 4 аккумуляторных батгареи и изменена схема электропроводки.

Укладка инструмента и принадлежностей.


На танке укладывались топор, две лопаты, двухручная пила, лом, два домкрата грузоподъемностью 3 т каждый и две буксирных цепи, каждая из которых выдерживала усилие растяжения до 18 тс.
Снаружи танка на крыше корпуса и надгусеничных полках укладывались: две буксирные цепи по 3 м каждая, два 3-тонных домкрата с деревянными подкладками, две большие саперные лопаты и ящик для запасных частей и инструмента, в котором укладывался рабочий инструмент механика-водителя. На полках для гусениц с правой стороны крепился пакет со шпорами. На задних съемных щитках обеих полок было укреплено по два трака для гусениц — один с гребнем, другой без гребня. В отделении трансмиссии на съемном листе кормовой перегородки крепились двуручная пила и саперный топор (т.е - внутри корпуса танка - Scharnhorst).
[album]3717[/album] - схема укладки инструментов и принадлежностей на танках БТ-7.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя