Страница 2 из 2

#16 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 02 ноя 2018, 00:26
Scharnhorst
Химические танки ХТ-130 и ХТ-133


С 1938 года серийно выпускался химический танк ХТ-130, спроектированный на базе линейного танка Т-26 обр. 1933 года. Башня была смещена относительно продольной оси танка вправо. В крыше подбашенной коробки слева от башни размещались заливные горловины резервуаров для огнесмеси.
Огнеметное оборудование, установленное в боевом отделении, состояло из двух резервуаров для огнесмеси общей емкостью 400 л (заправочная емкость 360 л), четырех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом (150 атм), бензинового бачка системы зажигания емкостью 0,8 л, брандспойта и запальных свечей. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином достигала 50 м. Запаса огнесмеси хватало на 40 односекундных выстрелов. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси. Рабочее давление в резервуаре при огнеметании 18 атм. Огнесмесь поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрической запальной свечи. Как и ХТ-26, танк ХТ-130 был оборудован системой дымопуска и пуска отравляющих веществ.
Наведение огнемета и пулемета ДТ (боекомплект 2898 патронов), установленных в башне, осуществлялось с помощью плечевого упора. Радиостанцией танк не оборудовался.
До конца 1939 года промышленность изготовила 324 танка ХТ-130.
ИзображениеИзображение - проекции и компоновочная схема химического танка ХТ-130.
Химические танки ХТ-130 поступали на вооружение рот боевого обеспечения механизированных, а затем и танковых бригад. С 1935 года — на вооружение отдельных химических танковых батальонов. Последними, в свою очередь, укомплектовывались химические танковые бригады. К 1939 году в Красной Армии имелись три таких бригады — на Дальнем Востоке, в Поволжье и в Московском военном округе.
ИзображениеИзображение - танки ХТ-130 на заводском дворе завода №174 и в действии, 1938-1940 года.
Серийное производство ХТ-133, созданного на базе танка Т-26 обр. 1939 года, началось в конце сентября 1939 года и шло с большими трудностями. Дело в том, что, несмотря на практически полную схожесть корпуса и башни Т-26-1 и ХТ-133, в конструкцию последнего было внесено большое количество изменений (179 в конструкцию корпуса и 91 - в конструкцию башни), а технология изготовления не была отработана. Об этом докладывал в АБТУ Красной Армии представитель военной приемки в письме от 1 декабря 1939 года:
"В октябре принято 180 корпусов, задел на 1 ноября - 78 корпусов. В ноябре Ижорским заводом сдано заводу №174 73 корпуса (из них 20 Т-26 и 53 машины "133") и 106 башен (102 для Т-26 и 4 - для 133). Срыв программы по выпуску корпусов "133" в основном объясняется болезненностью перехода на новую конструкцию, обладающую меньшей жесткостью корпуса, так как крыша корпуса у Т-26 приварная, а у "133" съемная, требующая более тщательной пригонки крыши и щитка водителя. Средняя часть днища новой конструкции также обладает меньшей жесткостью, чем у Т-26, что вызывает большие трудность в установке постаментов под химбаллоны.
Недоработка всей технологии со стороны Ижорского завода и завода № 174 заключается в том, что опытная партия машины "133" была изготовлена в очень малом количестве – изготовлено всего 4 комплекта в течение нескольких месяцев. Все это привело к тому, что к валовому производству приступили вслепую и только сейчас, когда нужно выполнять программу выявился целый ряд недоразумений".
Несмотря на принятые меры, в декабре так и не удалось наладить выпуск танков ХТ-133. В большом количестве они стали выходить из ворот завода только в январе 1940 года, причем большинство из них тут же поступало в части, ведущие боевые действия против финнов.
ИзображениеИзображение - проекции и фото химического танка ХТ-133 выпуска 1940 года.

#17 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 04 ноя 2018, 00:07
Scharnhorst
Химический танк ХТ-134


Химический танк ХТ-134 был создан на базе Т-26 обр. 1939 года. В отличие от предшествующих боевых машин этого назначения, компоновка и вооружение базового танка были сохранены без изменений. Огнеметное оборудование располагалось в боевом отделении и отделении управления, слева от механика-водителя. Емкость баков с огнесмесью — 140 л, причем один бак размещался внутри корпуса танка, а другой снаружи, на кормовом листе подбашенной коробки. Брандспойт огнемета был установлен в верхнем переднем листе корпуса. Дальность огнеметания — 50 м. Количество односекундных выстрелов — 15—18.
В начале 1940 года завод №174 изготовил два танка ХТ-134. Оба танка были экранированы броневыми листами толщиной 30 мм, за счет чего их бронезащита значительно возросла. Оба ХТ-134 были направлены на Северо-Западный фронт и поступили в 210-й химический танковый батальон, где с успехом использовались в боевой обстановке, но в ходе боев одна из опытных машин была подбита. Тем не менее, бои в Финляндии показали, что огнеметы пневматического действия (в которых огнесмесь выбрасывалась при помощи сжатого воздуха) из-за их малой дальности уже непригодны для вооружения танков. Поэтому в 1940 году начались активные работы по созданию танкового порохового огнемета, в котором выброс огнесмеси осуществлялся пороховыми газами, образовывавшимися при сгорании специальных зарядов.
Изображение - опытный химический танк ХТ-134 на испытаниях на НИБТ полигоне в Кубинке, лето 1940 года.

#18 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 05 ноя 2018, 22:28
Scharnhorst
Телеуправляемые танки


Работы над дистанционно управляемыми танками (по тогдашней терминологии, "телеуправляемыми", или "телетанками") начались в СССР в конце 20-х годов. В феврале 1930 года в окрестностях Ленинграда прошло первое испытание танка "Рено FT", оборудованного специальной аппаратурой "Река-1".
Весной 1932 года аппаратурой "Мост-1", а позднее — "Река-1" и "Река-2" был оснащен также двухбашенный Т-26. Испытания танка проводились на Московском химполигоне. По результатам испытаний был сделан заказ на изготовление четырех телетанков и двух танков управления. В них уже была установлена шестнадцатикомандная аппаратура управления системы Остехбюро (Особое техническое бюро) обр. 1932 года.
Летом 1932 года в Ленинградском военном округе был сформирован специальный танковый отряд №4, в котором в 1933 году проводились учения с участием различных типов телетанков. Учения показали, что надежность телемеханической аппаратуры значительно возросла, боевые машины могли выполнять уже до 24 различных команд. К этому времени разработали и специальные танки управления. Они представляли собой обычные линейные машины со штатным вооружением и оборудованием, позволявшим экипажу передавать команды телетанку (до этого управление велось со стационарных неподвижных пультов). Телетанк с танком управления составляли так называемую телемеханическую группу. В боевой обстановке экипаж, находясь в танке управления, вел телетанк по выбранному маршруту, что оказалось значительно удобнее неподвижного пульта. При отключении телемеханической аппаратуры (что не занимало много времени) телетанки могли действовать как обычные, для чего их комплектовали экипажами.
В 1934 году в целях более успешного проектирования новых образцов в Москве был создан Научно-исследовательский институт №20, в котором уже год спустя разработали аппаратуру телеуправления ТОЗ-IV для танков Т-26. Аппаратура прошла испытания и была принята на вооружение. К осени 1936 года промышленность изготовила 33 телемеханических группы (33 телетанка и 33 танка управления). Согласно директиве Генерального штаба РККА, телетанки поступили в тяжелые танковые бригады Резерва Главного Командования. Их предполагалось использовать для разведки минных полей, противотанковых препятствий и устройства проходов в них, уничтожения дотов, огнеметания и постановки дымовых завес, а также для снятия экипажей с подбитых танков.
ИзображениеИзображение - обычный телетанк с аппаратурой управления ТОЗ-IV, вид спереди и танк управления, вид сзади, 1935 год.
В 1937 году в НИИ №20 под руководством инженера Свирщевского был создан усовершенствованный образец телемеханической аппаратуры ТОЗ-IV для танка Т-26. В течение следующего года завод №192 изготовил 28 телемеханических групп (56 танков) с этой аппаратурой. Эти машины поступали на вооружение двух специально сформированных танковых батальонов — 21-го и 152-го, входивших в состав 30-й и 36-й танковых бригад соответственно.
Вооружение телетанков состояло из огнемета и пулемета ДТ. Внешним отличием их от ХТ-130 было наличие на башне двух антенных вводов.
Изображение - телетанк с аппаратурой управления ТОЗ-IV, вид спереди, 1937 год.
В феврале 1940 года, в разгар советско-финской войны, на заводе №185 в Ленинграде была изготовлена телемеханическая группа "Подрывник", спроектированная военным инженером 2-го ранга А. Кравцовым. В качестве базы использовались Т-26 с ТОЗ-VI, с которых демонтировали башни. Вооружение имелось только на танке управления и состояло из пулемета ДТ в шаровой установке в лобовом месте корпуса. На машинах установили дополнительные 50-мм броневые экраны и ходовую часть усиленного типа. В лобовой части телетанка смонтировали приспособление для перевозки, сбрасывания и подрыва специальных броневых ящиков с 300—700 кг взрывчатки. Масса полностью снаряженных машин составляла 13—14 т.
ИзображениеИзображение - танк управления из состава телемеханической группы "Подрывник" - общий вид и фото прототипа, Карельский перешеек, март 1940 года.
28 февраля телемеханическую группу "Подрывник" отправили на Карельский перешеек, однако в боевых действиях участия она не принимала. Испытания же ее, проходившие в 217-м батальоне, были вполне успешными. Например, заряд в 300 кг, сброшенный на линию из пяти рядов надолб, полностью их уничтожил, проделав проход шириной восемь метров. Заряд в 700 кг, сброшенный у передней стенки дота, при подрыве разрушал ее полностью. Вместе с тем, и боевое использование, и испытание телемеханических групп в ходе финской войны подтвердили, что точное наведение телетанков в условиях пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений невозможно.
Изображение - подбитый телетанк с аппаратурой ТОЗ-IV из состава 217-го батальона, Карельский перешеек, февраль 1940 года.

#19 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 10 ноя 2018, 23:14
Scharnhorst
Т-26 "подводного хода"


Летом 1933 года в СССР начались работы по созданию танка "подводного хождения" — то есть соответствующим образом оборудованного для преодоления водных преград по дну своим ходом.
Уже в сентябре начались испытания двухбашенного танка Т-26ПХ конструкции НАТИ. Подача воздуха к двигателю и в обитаемое отделение машины осуществлялась с помощью двух поворотных труб диаметром 0,7 м и длиной 4,7 м, располагавшихся по бортам танка. Вся герметизация осуществлялась снаружи, после посадки экипажа в танк. Все люки запирались на наружные запоры, и в случае аварии помощь могла быть оказана только извне. Военные сочли это недопустимым и направили машину на доработку.
В ноябре 1933 года появился новый проект танка "подводного хождения", который поступил на испытания в конце июня 1934 года. Новый Т-26ПХ отличался от предыдущего наличием легкосъемного комплекта подводного хода массой около 150 кг, состоявшего из специальной улитки — раздвижной прорезиненной парусиновой трубы, армированной проволочным каркасом и предназначенной для подвода воздуха и выброса выхлопных газов, герметизирующих приспособлений. а также металлической трубы для дыхания экипажа и дыхательных шлангов с мундштучными трубками. Этот комплект мог легко устанавливаться на любом серийном танке, превращая его в танк подводного хода.
Парусиновая труба для подвода воздуха к двигателю и выброса выхлопных газов имела оригинальную конструкцию. Она состояла из двух частей, разделенных перегородкой, причем задняя, меньшая часть для вывода выхлопных газов имела отражатель в верхней части.
Воздухоподводящая дыхательная металлическая труба со специальным фланцем крепилась к вентиляционной горловине через асбестовую прокладку болтами. В нижней части трубы имелись три шланга-отростка для клапанов дыхательных коробок, оканчивавшихся мундштучной трубкой.
Герметизация танка осуществлялась резиновыми прокладками, резиновой лентой, а также смолой. Башенные погоны герметизировались резиновой лентой, скрепленной дополнительным хомутом. Пулеметы закрывались специальными резиновыми камерами, в которых напротив прицелов располагались целлулоидные окошки. Конструкция камер обеспечивала почти немедленное открытие огня после форсирования. Достаточно было вытолкнуть из ствола пулемета шомполом резиновую пробку. Вход-выход экипажа осуществлялся через верхний люк правой башни, запираемый изнутри. Вождение танка осуществлялось вслепую по показаниям компаса или по телефону.
Испытания танка состоялись 7 июля 1934 года. При этом неоднократно форсировалась река глубиной 2,5—3 м, шириной до 1 км. Движение осуществлялось преимущественно на 1-й скорости (до 15 минут на 2-й скорости, чтобы не перегревался мотор).
Испытания закончились успешно и представителями полигона комплект подводного хода для танка Т-26 (Т-26ПХ) был рекомендован к принятию на вооружение. Однако для однобашенного Т-26 данный комплект уже не годился и поэтому серийно не выпускался и применения не нашел.
В 1935 году специалисты НИБТПолигона разработали комплект специальных приспособлений для движения под водой танков Т-26 и БТ. Эти приспособления были в целом подобны для люков башни и корпуса и сводились к герметизации их резиновыми прокладками и бандажами. Герметизация же вооружения была более сложной.
По периметру маски пушки сверлились отверстия, к которым болтами и прижимной металлической рамкой крепилась резиновая прокладка. На тело орудия надевалась и прижималась к кожуху откатных приспособлений специальная муфта с лабиринтом для фетрового сальника.
Пулемет закрывался резиновым чехлом, имевшим форму усеченного конуса. Малым отверстием чехол надевался на ствол пулемета, большим, с помощью накладки и болтов, плотно прижимался к маске. В канал ствола пулемета шомполом загонялась резиновая пробка.
Канал ствола пушки, в свою очередь, закрывался резиновой пробкой, закрепленной на конце специального складывающегося шомпола.
Жалюзи масляного радиатора герметизировались специальной задвижкой, которая перед погружением задвигалась под радиатор так, что последний мог свободно омываться водой. Для этого коробка радиатора была увеличена по высоте на 70 мм, а жалюзи подняты. Воздушный карман закрывался дверцей с резиновыми прокладками по краям.
Открытие и закрытие задвижки масляного радиатора и дверцы воздушного кармана производились из боевого отделения с помощью троса.
Труба для подачи воздуха состояла из двух частей длиной по 1 400 мм каждая, которые входили одна в другую и соединялись между собой резьбовой муфтой. Крепление трубы к башне производилось из боевого отделения с помощью соединительной муфты с кулачками. Завертывалось и вывертывалось верхнее звено трубы специальным ключом, также из боевого отделения танка.
Масса танка, оборудованного таким образом, увеличивалась всего на 40— 50 кг, что позволяло не демонтировать приспособления для подводного хода, а постоянно возить их на машине. Переход в положение подводного хода осуществлялся экипажем из боевого отделения за 3 минуты, после чего танк мог преодолевать водную преграду глубиной до 4,5 м. Переоборудованные танки довольно успешно прошли испытания в войсках. Однако комплект подводного хода серийно не изготавливался и в танковые части не поступал.
ИзображениеИзображение - Т-26ПХ конструкции НИБТ Полигона

#20 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 12 ноя 2018, 22:49
Scharnhorst
Самоходные артиллерийские установки
на базе Т-26


СУ-1


В 1931 году РВС СССР принял постановление по опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходно-артиллерийских установок. В числе прочих предполагалось разработать самоходное орудие сопровождения механизированных соединений РКККА — 76-мм пушку на шасси танка Т-26.
На конкурсной основе задание на проектирование было выдано председателем НТК УММ И.А. Лебедевым КБ завода "Большевик", ВАММ и немецкой фирме "Даймлер-Бенц". Последняя не уложилась в отведенные сроки и предложила свой проект только в середине 1932 года, когда испытания отечественной версии САУ уже заканчивались. А поскольку советскую сторону не устроила и цена, то сделка не состоялась. Есть основания утверждать, что опыт, приобретенный фирмой "Даймлер-Бенц" при проектировании САУ для Красной Армии, и разработанные советскими специалистами ТТТ к артсамоходу сопровождения пригодились немцам при создании штурмового орудия StuG III.
СУ-1 — такое название получила новая САУ, поступившая в октябре 1931 года на НИАП для прохождения испытаний. Конструктивно СУ-1 относилась к типу закрытых самоходных установок. Над боевым отделением, совмещенным с отделением управления, была установлена клепаная рубка коробчатой формы. В бортах рубки имелись двери для посадки и высадки экипажа, а на крыше — невращающаяся командирская башенка с круглым люком.
76-мм полковая пушка обр.1927 года с укороченным до 500—550 мм откатом была установлена в боевом отделении на тумбе, заимствованной у противоштурмовой пушки обр. 1910 года. Последние состояли на вооружении бронеавтомобилей "Гарфорд" периода Первой мировой войны. Амбразуру для пушки прорезали в лобовом листе рубки по месту (благо рубка была изготовлена из простой стали), и она имела слишком большие размеры.
При стрельбе из СУ-1 наблюдалась лучшая кучность, чем из полковой пушки на полевом лафете и бронеавтомобиля "Гарфорд". Это объяснялось большей массой всей системы. Всего в ходе испытаний из САУ произвели 41 выстрел с места и три — с хода. При этом выяснилось, что прицельный огонь с хода вести невозможно — экипаж бросало по всей машине. Кроме того, работа заряжающего была крайне затруднена, так как боекомплект перевозился в обычных ящиках.
Изображение - CАУ СУ-1 во время испытаний, Ленинград, зима 1931 года.
По результатам испытаний члены комиссии — представители НТК УММ и НТК ГАУ — приняли постановление, которое есть смысл привести полностью.
"СУ-1 испытания выдержала и может быть допущена для проведения дальнейших работ по следующим направлениям:
1. Угол вертикального обстрела увеличить до 20 гр" для чего повысить высоту цапф на 40 мм.
2. Горизонтальный обстрел довести до ±20°. В рубке иметь два открывающихся окна для ускорения наводки и наблюдения целей. Высоту рубки — увеличить, чтобы не мешалась наводчику.
3. Расположение маховиков должно быть удобно для наводчика и не отрывать его от прицела.
4. Предусмотреть возможность проведения спуска как рукой со шнура, так и ногой — педалью.
5. В бортах рубки предусмотреть шаровые яблоки для пулеметов Дегтярева. Заднее яблоко установить с расчетом пропуска через него троса для искусственного отката орудия.
6. Амбразура орудия должна прикрываться дополнительным щитком для защиты от пуль и осколков.
7. Трубку-визир прямой наводки заменить прицелом-телескопом с полем зрения 10 градусов и с резиновым наглазником... Наводчик также должен иметь собственное окно или люк для обзора поля боя...
8. Для предохранения номеров орудия от отката предусмотреть откидные щитки или иное ограждение.
9. Должны быть предусмотрены специальные места для заряжающего и рации.
10. Боекомплект разместить в гнездах.
11. Предусмотреть перевозимый пулемет Дегтярева и 10 магазинов к нему для обороны машины от пехоты.
12. Необходимо наличие переговорного устройства самолетного типа.
13. Противооткатное приспособление прикрыть бронекожухом. Переделанных таким образом самоходов необходима партия в количестве 100 шт."
Проект самоходной установки, усовершенствованной в соответствии с этим постановлением, разработали к лету 1932 года. Но в это время уже было принято решение о вооружении 76-мм орудием артиллерийского танка Т-26 с увеличенной вращающейся башней и все работы по СУ-1 прекратили.

#21 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 05 дек 2018, 17:37
Scharnhorst
СУ-5


5 августа 1933 года РВС СССР утвердил "Систему артвооружения РККА на вторую пятилетку". В рамках этой программы для механизированных соединений КБ завода №185 имени С.М. Кирова в 1934 году разработало так называемый "малый триплекс". Он включал в себя три самоходно-артиллерийских установки на унифицированном шасси танка Т-26 — СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3 — различавшихся в основном вооружением.
Все три самоходки "триплекса" имели полуоткрытую (забронированную спереди и частично с бортов) боевую рубку, размещенную над кормовой частью машины.
На САУ СУ-5-1 устанавливалась 76-мм пушка обр. 1902/30 года. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный — от-5° до +60°. Имелись штатные телескопический прицел и панорама Герца. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из пяти выстрелов. Поэтому предусматривался подвоз боеприпасов на специальном бронированном транспортере, выполненном на шасси Т-26.
Изображение - опытный образец САУ СУ-5-1 во время заводских испытаний, завод №185 им. Кирова, осень 1935 года.
СУ-5-2 отличалась от СУ-5-1 вооружением. На ней устанавливалась 122-мм гаубица обр. 1910/30 года, а на СУ-5-3 — 152-мм мортира обр. 1931 года. С целью повышения устойчивости при стрельбе у двух последних артсамоходов откидывались два сошника.
Изображение - опытный образец СУ-5-3 во время испытаний, завод №185 им. Кирова, осень 1935 года. Сошники выдвинуты, установка готова к стрельбе.
В 1934 году были изготовлены опытные образцы САУ "малого триплекса", но этап заводских испытаний преодолела только СУ-5-2, показавшаяся военным наиболее перспективной.
Войсковые испытания СУ-5-2 пробегом и стрельбой проходили с 25 июня по 20 июля 1936 года в 7-м мехкорпусе по специальной программе, утвержденной начальником вооружений РККА. Целью испытаний были проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии, выпущенных заводом №185, В испытаниях участвовали две машины — № 003-Г и № 008-Г. Об их результатах можно узнать из соответствующего отчета:
"Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50'.
Испытания пробегом (маршрут Петергоф — Луга): №003 — 988,8 км. №008 — 1014 км. Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч, по проселку — 18—20 км/ч, запас хода по шоссе — 225 км, по местности —130 км.
Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным.
СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод — 1м, спуск по косогору — 36°.
Заключение:
1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала;
2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе;
3. при внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки;
4.Как правило, самоходные установки использовать соткрытых позиций как артиллерию сопровождения.
Основные выявленные недостатки:
– увеличить возимый боекомплект до 10 снарядов;
– усилить рессоры;
– необходимо увеличить мощность двигателя, так как СУ-5 перегружена;
– перенести глушитель вдругое место;
– оборудовать вентиляцией отделение водителя".
Часть этих недостатков удалось устранить в ходе изготовления оставшихся 20 СУ-5, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Несколько последних машин, выпущенных осенью 1936 года, получили дополнительные броневые листы для прикрытия сидений орудийного расчета с боков.
Изображение - опытный образец СУ-5-2 во время испытаний, завод №185 им. Кирова, осень 1935 года.
Предполагалось внести в конструкцию СУ-5 изменения и улучшения по результатам войсковой эксплуатации, а затем начать их серийный выпуск. Но вместо этого в 1937 году все работы по программе "малый триплекс" были свернуты.
ИзображениеИзображение - проекции САУ СУ-5-2.
Самоходные установки СУ-5 поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных мехбригад. По состоянию на 1 января 1938 года они имелись всоставе следующих соединений: 4 машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4 в 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 4 в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, 2 в7-м мехкорпусе и 4 в 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа, 5 во 2-й и 6 в 23-й мехбригадах Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), 2 машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и 1 в ремонте на заводе №174.

#22 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 16 май 2019, 21:02
Scharnhorst
Самоходная установка
СУ-6


Разработка самоходной установки для противовоздушной обороны механизированных соединений начались на Заводе опытного машиностроения имени Кирова после принятия 22 марта 1934 года постановления СТО при СНК СССР оперевооружении Красной Армии современной артиллерийской техникой.
Руководил проектированием П. Сячентов, ведущим инженером по машине был Л. Троянов. Опытный образец, получивший индекс СУ-6, был готов в августе 1935 года и сразу же поступил на испытания.
Машина представляла собой открытую самоходную установку, изготовленную с использованием узлов иагрегатов танка Т-26. От последнего использовались безо всяких изменений двигатель, главное сцепление, сочленения карданного вала, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые передачи. Корпус, склепанный из 6–8-мм брони, посравнению с Т-26 был шире и длиннее. Для придания необходимой жесткости его усилили тремя поперечными перегородками, между которыми устанавливались складные сиденья расчета. На крыше корпуса, дополнительно укрепленной угольниками, болтами и заклепками крепилась тумба 76-мм зенитной пушки 3К. По бортам корпуса на петлях крепились борта из 6-мм брони, защищавшие экипаж от обстрела во время маршей. Во время стрельбы борта откидывались и удерживались специальными упорами. Задний и передний борта также откидывались, причем передний опускался внутрь и закрывал собой люки сидений командира и механика-водителя. Люки сидений расчета прикрывались специальными крышками, закрепленными на петлях. Таким образом, в боевом положении, при откидывании всех бортов и крышек, получалась довольно большая площадка, которая позволяла расчету 76-мм орудия работать без помех.
В ходовую часть было добавлено по одному опорному катку (на каждый борт), подрессоренному спиральной пружиной. Для уменьшения нагрузок на подвеску при стрельбе, на каждом борту был установлен специальный гидравлический выключатель, разгружавший рессоры и передававший нагрузку непосредственно на опорные катки.
Масса СУ-6 в боевом положении с экипажем из 6 человек составляла 11 т, максимальная скорость по шоссе 28 км/ч, запас хода 130 км. Помимо 76-мм зенитной пушки вооружение машины состояло из двух 7,72-мм пулеметов ДТ, установленных в переднем и заднем откидных бортах. Боекомплект составлял 48 снарядов и 1 167 патронов.
В ходе заводских испытаний СУ-6, проведенных с 12 сентября по 11 октября 1935 года, машина прошла 180 км и сделала 50 выстрелов. В выводах комиссии отмечалось следующее:
"На основании проведенных испытаний можно считать, что образец вполне подготовлен к полигонным испытаниям. Дефектов и разрушений не обнаружено, кроме разрушения одного опорного катка".
В конце 1935 года СУ-6 поступила на Научно-испытательный артиллерийский полигон. Из-за частых поломок машины испытания шли довольно долго, а их результаты оставляли желать лучшего. Всего СУ-6 прошла 750 км и сделала 416 выстрелов. При этом отмечалась малая мощность двигателя, который перегревался даже после 20–30-километровых маршей, неудовлетворительная прочность опорных катков и рессор подвески, низкая кучность при стрельбе, как с включенным, так и с выключенным подрессориванием, а также низкая устойчивость всей системы.
Результат оказался неутешителен – комиссия сделала вывод ополной непригодности машины для использования в мехсоединениях. В октябре – декабре 1936 года на СУ-6 вместо 76-мм пушки установили 37-мм зенитный автомат Б. Шпитального, изготовленный на заводе №8. В конце того же года завод №185 (бывший Опытный завод имени Кирова) получил заказ на изготовление 4 шасси СУ-6 для установки на них автоматов Шпитального. Однако в ходе испытаний первого образца выявились ненадежная работа автоматики, неудовлетворительная конструкция системы питания и массу других недостатков. Поэтому дальнейшие работы по этой артсистеме свернули, а в январе 1937 года прекратили и сборку четырех шасси СУ-6.
Изображение - опытный образец самоходной установки СУ-6 в походном положении, Ленинград, завод №185, лето 1935 года.

#23 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 07 июн 2019, 16:03
Scharnhorst
Ленинградские
СУ-Т-26


Кроме вышеупомянутых, небольшое количество самоходок на базе Т-26 изготовили на предприятиях Ленинграда в 1941 году. Правда, информация об этих машинах крайне скупа.
Так, в документах 124-й танковой бригады, сформированной в Ленинграде в сентябре 1941 года, имеется такая запись, датированная 15 октября: "В бригаде имеется 37-мм пушек – 5, из них две на шасси Т-26". Судя по имеющейся фото, на корпус Т-26 устанавливалась высокая прямоугольная рубка, верхняя часть бортов которой откидывалась на петлях. Обозначения этих САУ найти не удалось.
Помимо установок с 37-мм пушками, в Ленинграде изготавливались и другие самоходки. Судя по имеющимся фотографиям, в качестве базы использовались шасси Т-26 со снятой башней. Сверху был сделан металлический настил, на котором устанавливалась 76-мм полковая пушка обр. 1927 года. Орудие имело круговой обстрел и бронированный щит, прикрывавший расчет при обстреле. Изготовление таких установок велось на заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова осенью 1941 года. Точное их обозначение установить не удалось: в документах они проходят как СУ-Т-26, Т-26-СУ, СУ-26 или просто как СУ-76. Согласно "Отчета оборонной промышленности ГК ВКП (б) о производстве техники и боеприпасов в Ленинграде", было изготовлено всего 14 СУ-26, но с каким вооружением не сказано. Если предположить, что 37-мм САУ было две, то остальные 12 – с 76-мм пушкой.
ИзображениеИзображение - проекции самоходной установки 76-мм полковой пушки обр.1927 года на шасси Т-26.
76-мм СУ-Т-26 поступали в танковые бригады Ленинградского фронта. Например, 12 января 1942 года в 124-ю танковую бригаду поступило "3 76-мм орудия на самоходных установках Т-26". 20 февраля 1942 года, во время атаки 124-й танковой бригадой немецких позиций в районе Виняголово было "подбито и сгорело 2 самоходных установки на шасси Т-26 (с 76 и 37-мм пушками)". Кроме 124-й бригады, 76-мм установки на Т-26 были и в составе 220-й танковой бригады: по состоянию на 17 мая 1942 года в ней имелось 4 таких установки, которые эксплуатировались вплоть до 1944 года.
Изображение - самоходные установки 76-мм пушек на шасси Т-26 в сборочном цехе завода им. Кирова, Ленинград, осень 1941 года.

#24 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 09 июн 2019, 23:10
Scharnhorst
"Безбашенный артиллерийский танк"
АТ-1


В 1934 году на заводе №185 имени Кирова начались работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. В качестве основного вооружения АТ-1 предполагалось использовать 76-мм пушку ПС-3 конструкции П. Сячентова. Эта артсистема была спроектирована как специальное танковое орудие, имело телескопический и панорамный прицелы и ножной спуск. По мощности ПС-3 превосходила 76-мм пушку обр. 1927 года, установленную на танках Т-26-4. Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода №185 имени Кирова П. Сячентов. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца.
АТ-1 представлял собой закрытую самоходную установку массой 9,6 т. Боевое отделение находилось в рубке, изготовленной из бронелистов 6 – 15 мм и смонтированной в средней части машины. Вооружение состояло из 76-мм пушки ПС-3, установленной на тумбе, и пулемета ДТ в шаровой установки справа от орудия (на второй машине была установлена 76-мм пушка Л-7). Еще один ДТ был запасным и мог использоваться экипажем для самообороны. Стрельба из него велась через специальные амбразуры в бортах и корме самоходки. Углы вертикального наведения орудия составляли от -5 до + 45 градусов, а горизонтальный обстрел мог вестись в секторе до 40 градусов без поворота машины. Боекомплект АТ-1 составлял 34 снаряда и 1 827 патронов.
Для посадки экипажа, состоящего из 4 человек, в крыше рубки имелось два люка. Кроме того, верхняя часть бортов и кормы рубки откидывалась на петлях. Такая конструкция обеспечивала быструю загрузку боеприпасов в АТ-1, а также хорошую вентиляцию при стрельбе с закрытых позиций. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у танка Т-26.
Испытания АТ-1, проведенные весной - летом 1935 года показали хорошие результаты: скорострельность до 15 выстрелов в минуту, наибольшая дальность стрельбы с места 10 550 метров, возможность ведения прицельного огня с хода. Поэтому руководство АБТУ РККА приняло решение о подготовке серийного производства АТ-1, для чего в 1936 году предполагалось выпустить установочную партию из 10 машин. Но из-за перегруженности завода №174 программой по танкам Т-26 сделать этого не удалось. Поэтому производство АТ-1 перенесли на 1937 год.
ИзображениеИзображение - cамоходная установка АТ-1 во время заводских испытаний, 1935 год.
В 1937 году П. Сячентов, ведущий конструктор по самоходным установкам завода №185, был объявлен "врагом народа" и репрессирован. Это послужило причиной прекращения работ над многими образцами, спроектированными под его руководством. Среди прочих был поставлен крест и на АТ-1, хотя Ижорский завод уже изготовил 8 бронекорпусов, а завод №174 начал сборку первых машин.
ИзображениеИзображение - проекции самоходной установки АТ-1.
Три года спустя, в ходе советско-финляндской войны, одному из корпусов АТ-1 нашлось применение. В январе 1940 года по просьбе бойцов и командиров 35-й танковой бригады, ведущей боевые действий на Карельском перешейке, завод №174 начал работы по проектированию "санитарного танка для эвакуации раненых бойцов с поля боя".
Эта инициативная работа была одобрена начальником Автобронетанкового управления РККА Д. Павловым. В качестве базы был использован один из имевшихся на заводе корпусов АТ-1, который по месту, без чертежей, был переделан и приспособлен для перевозки раненых. Заводчане хотели подарить эту машину танкистам к празднику 23 февраля – дню Красной Армии. Но в связи с задержкой изготовления санитарный танк на фронт не попал. После окончания боевых действий санитарный Т-26 (так он именовался в документах завода №174) был передан в Приволжский военный округ. Дальнейшая судьба машины неизвестна.

#25 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 14 июн 2019, 22:33
Scharnhorst
Бронированные транспортеры
боеприпасов и пехоты
на базе Т-26


ТР-1


Выполняя требование "Системы танко-тракторного авто-броне-вооружения", различные конструкторские бюро приступили к проектированию бронированных транспортеров пехоты для механизированных соединений. 6 апреля 1932 года помощник начальника УММ РККА Г. Бокис докладывал о состоянии этих работ следующее: "Находится в изготовлении опытный образец бронированного транспортера на базе Т-26 с применением мотора "Геркулес" в 90 л.с. срок готовности – июль сего года.
Разрабатывается проект транспортера на шасси Т-26 вместимостью 13 человек. Проект будет готов в мае".
Однако работы затянулись. И только в начале 1933 года был готов первый образец, получивший индекс ТР-1. Разработкой ТР-1 занимались слушатели ВАММ имени Сталина, а изготовление опытного образца машины велось на Опытном заводе имени Кирова в Ленинграде.
Транспортер был выполнен на шасси Т-26, при этом двигатель и трансмиссия располагались спереди, а сзади устанавливалась бронированная кабина для перевозки десанта.
В качестве силовой установки использовался двигатель водяного охлаждения "Геркулес", смонтированный в едином блоке с коробкой передач и главным фрикционом. Двигатель располагался в середине корпуса, слева от механика-водителя. Экипаж ТР-1 состоял из двух человек, размещавшихся друг за другом (механик-водитель и командир). В кабине для десанта могло разместиться 14 пехотинцев с винтовками и снаряжением. Для посадки солдат имелась дверь в корме, а для наблюдения за полем боя и стрельбы из винтовок 6 отверстий с крышками в стенках кабины. Бронирование машины составляло 10 мм (моторная группа), 6-7 мм (кабина десанта) и 4 мм (крыша). Боевая масса ТР-1 (с экипажем и десантом из 14 человек достигала 9, 445 т, вооружения машина не имела.
В августе – октябре 1933 года транспортер прошел широкомасштабные испытания на НИБТ полигоне - пробег составил 310 км по бездорожью и 236 км по шоссе. При этом была достигнута максимальная скорость движения 24 км/ч (без десанта). В отчете о проведении испытаний отмечалось следующее:
"При следовании с 14 человеками для стрельбы из люков можно пользоваться только револьверами, стрельба же из винтовок невозможна из-за тесноты. Только при наличии 5 человек можно обращаться с винтовками.
Кабина ТР-1 допускает перевозку боеприпасов в ящиках, причем, количество груза должно ограничиваться весом, не превышающем 1,2 т.
Недостатки:
1. Очень плохой доступ к мотору.
2. Катки нижних тележек часто выходят из строя, так как вес машины с экипажем больше веса Т-26 на 1 тонну.
3. Неудовлетворительная обзорность водителя, особенно в боковом отношении.
4. Охлаждение двигателя недостаточно.
Заключение. ТР-1 является удобной машиной для транспортирования пехоты и грузов. Машина отличается простотой и надежностью конструкции, обладает хорошей проходимостью и достаточной средней скоростью движения, мало отличной от Т-26. Необходимо уменьшить вес машины за счет уменьшения кабинки, сделать лучший доступ к мотору, изменить смотровые приборы водителя и усилить охлаждение".
Изображение - транспортер ТР-1 на полигоне перед проведением испытаний, август 1933 года.
Дальнейшие работы по совершенствованию ТР-1 были прекращены, так как в ноябре 1933 года на заводе Опытного машиностроения имени Кирова был изготовлен опытный образец транспортера ТР-4 более универсального назначения.

#26 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 16 июн 2019, 20:15
Scharnhorst
ТР-4


В отличие от ТР-1, в конструкции нового транспортера шасси и моторно-трансмиссионная группа Т-26 использовалось безо всяких изменений. Корпус, собранный из 10 мм (лоб, борт, корма) и 6 мм (днище и крыша) броневых листов был спроектирован заново.
В его средней части располагалась бронированная рубка с двухстворчатой дверью для посадки пехоты в каждом борту. Кроме того, в днище машины находилось два десантных люка, открывавшихся во внутрь. Для вентиляции рубки в крыше имелось специальное отверстие, а в задней стенке устанавливался вентилятор, снаружи прикрытый броневым кожухом. Наблюдать за полем боя десантники могли через четыре смотровых окна, расположенных по углам рубки. Вооружение ТР-4 состояло из двух пулеметов ДТ (боекомплект 2 814 патронов), установленных в переднем и заднем листах. Экипаж ТР-4 составлял 2 человека (механик-водитель и пулеметчик), в кабине транспортера помещалось "одно стрелково-пулеметное отделение из 11 человек при двух пулеметах ДТ". Бойцы размещались на откидных сиденьях, расположенных вдоль карданного вала и вдоль бортов. Помимо десанта ТР-4 был приспособлен и для перевозки раненых – в рубке имелись откидные стойки для перевозки носилок. В таком качестве транспортер мог брать на борт 4 лежачих раненых, 1 сидячего раненого и санитара.
В конце 1933 года ТР-4 прошел испытания в районе Ленинграда в присутствии представителей штаба Ленинградского военного округа, а весной 1934 года – на НИБТ полигоне. Транспортер показал максимальную скорость по шоссе 28,5 км/ч, по проселку 20 км/ч и по целине 12,36 км/ч. По проходимости ТР-4 не уступал Т-26, но при этом имел более удобный доступ к двигателю. Кроме того, в документах по испытанию ТР-4 отмечалось следующее:
"При движении в кабине высокая температура, что делает затруднительным пребывание в транспортере длительное время. Мотор на увеличение температуры в кабине не влияет, последняя повышается за счет нагрева брони, имеющихся в кабине людей, коробки передач и бортовых фрикционов...
Посадка и высадка десанта через борта занимает 10-12 с. Время высадки через донные люки 1мин. 25 с – менее удобно, так как они открываются во внутрь.
Испытанием установлена полная невозможность перевозки раненых вследствие чрезмерной тряски, особенно в верхнем ряду. В транспортере можно перевозить ящики с патронами по 20 кг (30 штук), смазочные материалы в 20-килограмовых бидонах (32 штуки). Перевозка горючего небезопасна в пожарном отношении, так как в кабину выходит решетка воздухоочистителя, через которую при выстрелах в карбюратор влетает пламя.
Наблюдение за полем боя очень плохое вследствие отсутствия соответствующих смотровых щелей.
Вывод. Транспортер данной конструкции может быть принят на вооружение РККА в качестве транспортера по перевозке бойцов, артснаряжения и горюче-смазочных материалов при устранении следующих недостатков:
– понизить масляный радиатор и сдвинуть его на 100 мм к главному фрикциону, чтобы избежать быстрого перегрева масла;
– герметизировать моторное отделение от кабины.
В случае устранения указанных недостатков возможно развертывание серийного производства ТР-4".
Летом 1934 года ТР-4 участвовал в маневрах в Татищевских военных лагерях, затем проходил испытания под Ленинградом.
Изображение - транспортер пехоты ТР-4 - общий вид, 1934 год.
Весной 1935 года на заводе №183 имени Кирова (бывший завод Опытного машиностроения) был спроектирован и построен транспортер боеприпасов ("зарядный ящик"), предназначенный для подвоза снарядов в танковых частях. Новая машина, получившая индекс ТР-4-1, и по конструкции, и внешне повторяла ТР-4. Разница состояла лишь в отсутствии кормовой пулеметной установки и подножек для посадки десанта, а также увеличенным на одного человека экипажем. Внутренняя часть бронированной рубки была приспособлена для укладки лотков со снарядами - 144 76-мм или 360 45-мм. Масса ТР-4-1 (со снарядами) составляла 9,87 т, скоростные данные оставались на уровне ТР-4.
Изображение - транспортер боеприпасов ТР-4-1 во дворе завода им. Кирова, Ленинград, 1935 год.

#27 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 18 июн 2019, 19:52
Scharnhorst
Танк-цистерна ТЦ-26


Параллельно с ТР-4-1 завод №185 изготовил опытный образец танка-цистерны, проходившего в документах как ТЦ-26. Эта машина вышла на испытания в апреле 1935 года.
Как и у предыдущих транспортеров, в качестве базы безо всяких изменений использовалось шасси и моторно-трансмиссионная группа танка Т-26. В средней части корпуса устанавливалась рубка из 10-мм брони, в которой располагались цистерны для перевозки бензина и масла, а также насосы для перекачки горючего, шланги и другое оборудование.
Всего ТЦ-26 мог брать на "борт" 1 300 кг горюче-смазочных материалов. Вооружение ТЦ-26 состояло из 1 пулемета ДТ, установленного в лобовом листе корпуса, масса машины с полной заправкой горючего и экипажем из 2 человек составляла 9,4 т.
Изображение - танк-цистерна ТЦ-26 во дворе завода им. Кирова, Ленинград, апрель 1935 года.
ТР-4-1 и ТЦ-26 проходили испытания в окрестностях Ленинграда летом 1935 года, после чего в управлении УММ РККА прошло заседание, на котором обсуждали полученные результаты. На этом же заседании были рассмотрены проекты ремонтного танка ТР-4-2, созданного на базе ТР-4, и модернизированного варианта транспортера пехоты ТР-4-3. 9 сентября 1935 года начальник Автобронетанкового управления Красной Армии И. Халепский направил наркому обороны К. Ворошилову письмо следующего содержания:
"Все транспортеры, в связи с установкой корпуса большего объема имеют измененное расположение маслорадиаторов, что привело к ухудшению охлаждения... По данным испытаний машин ТР-4 и ТР-4-1 двигатели их все время перегревались и, несмотря на принятые меры, охлаждение их не доведено до нормального.
По внешнему виду машины типа ТР имеют прямоугольник с вертикальной броней и представляют собой большую мишень. По пулестойкости транспортеры слабее Т-26 (броня 10 мм)...
Кроме того, все машины типа ТР обладают, по сравнению с линейными танками, пониженной проходимостью, а по прочности их детали работают в более напряженном режиме.
Разработанный проект ТР-4-2 (ремонтный танк) полностью переносит на себя все указанные недостатки. Докладывая о вышеизложенном, прошу Ваших указаний, чтобы не начинать перенесенное на 1936 год строительство опытного образца ТР-4-3, а изготовленные и испытанные образцы машин ТР поставить на консервацию".
Предложение Халепского нашло поддержку, и в конце 1935 года все работы над машинами серии ТР-4 прекратили, но проектирование транспортеров на базе Т-26 на этом не закончилось.

#28 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 19 июн 2019, 22:57
Scharnhorst
ТР-26


31 мая 1936 года Автобронетанковое управление Красной Армии утвердило тактико-технические требования на разработку и изготовление "транспортеров на базе шасси и корпуса Т-26". Предполагалось, что изменению будет подвергаться только верхняя часть подбашенной коробки танка, что позволит провести максимальную унификацию транспортеров с Т-26 и облегчит их производство. Согласно утвержденным характеристикам, к новым машинам предъявлялись следующие требования:
"1. При простой замене укладки боевого помещения должны давать возможность использовать их в качестве:
а) штабного транспортера;
б) десантно-пехотного транспортера;
в) десантно-саперного транспортера;
г) санитарного транспортера;
д) транспортера для перевозки боеприпасов;
е) мастерской типа "А";
ж) бензотранспортера (укладка бидонами).
2. По своим динамическим качествам не должны отличаться от Т-26.
3. Все транспортеры должны иметь единый тип корпуса, кроме бензоцистерны".
Летом 1936 года на заводе №185 имени Кирова изготовили три опытных образца - два ТР-26 и один ТР-26Ц, которые прошли заводские испытания.
ТР-26 по конструкции были практически идентичны. В средней части машины помещалась рубка, имевшая по одной двери в бортах и два люка в крыше. Экипаж ТР-26 состоял из двух человек – механика-водителя и командира. Транспортер вооружался одним пулеметом ДТ, установленным слева от механика-водителя в бронированном выступе.
Изображение - ТР-26 в варианте транспортера пехоты, вид спереди, Ленинград, 1936 год.
Один ТР-26 предназначался для перевозки 10 пехотинцев и имел в рубке откидные сиденья. Кроме того, на этой машине имелась пулеметная установка и два смотровых окна в задней стенке рубки и смотровая щель в передней стенке.
Второй вариант ТР-26 предназначался для перевозки боеприпасов и оборудовался лотками для укладки 390 45-мм снарядов. Масса ТР-26 колебалась от 8,6 до 8,8 т, ходовая часть, моторно-трансмиссионная установка и нижняя часть корпуса безо всяких изменений заимствовались у танка Т-26.
ИзображениеИзображениеИзображение - Транспортер ТР-26 в варианте подвозчика боеприпасов - проекции и фото прототипа.
ТР-26Ц представлял собой шасси танка Т-26 с установленной на месте подбашенной коробки металлической цистерны емкостью 1 900 литров с насосом для перекачки топлива. Экипаж машины состоял из двух человек, вооружение состояло из пулемета ДТ, установленного как и на ТР-26 в бронированном выступе слева от механика-водителя. Масса ТР-26Ц (с заправленной цистерной) достигала 10 т.
Изображение - танк-цистерна ТР-26Ц во дворе завода №185, Ленинград, 1936 год.
Многие детали транспортеров (например рубки ТР-26) были изготовлены из обычной (неброневой) стали, а часть узлов устанавливалась "по месту" без чертежей. Это было связано с тем, что от конструкторов завода №185 требовали как можно быстрее отработать схему транспортеров и запустить их в серийное производство. Руководство АБТУ РККА уже в июне 1936 года, еще до окончания испытаний новых образцов транспортеров, приняло решение дополнительно изготовить "сверх танковой программы 1936 года 210 различных транспортеров и 90 танков-цистерн". Однако выполнить это не удалось.
Как и у предыдущих образцов транспортеров, в ходе испытаний у ТР-26 и ТР-26Ц выявился основной недостаток - малая мощность двигателя, большая нагрузка на ходовую часть, пониженные динамические характеристики и проходимость. В 1937 году все работы по созданию транспортеров на шасси танка Т-26 были прекращены. Судьба изготовленных машин неизвестна, но, судя по фотографиям, летом 1941года ТР-4 использовался для подготовки истребителей танков ленинградских дивизий народного ополчения.

#29 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Добавлено: 27 сен 2019, 11:57
Scharnhorst
Машины разведки
на шасси Т-26


Танк-наблюдательный пункт
(ТН)


В сентябре 1934 года конструкторский отдел военного склада №37 в Москве разработал проект самоходного бронированного наблюдательного пункта на базе танка Т-26. В 1935 году опытный образец такой машины, получивший обозначение ТН, был изготовлен на заводе №185 имени Кирова.
В качестве базы использовалось шасси танка Т-26. На месте подбашенной коробки устанавливалась рубка из 6 – 15 мм броневых листов. В ней размещались приборы разведки, наблюдения и связи, состоящие из радиостанции 71-ТК-1 (с поручневой антенной), оптический дальномер "Цейс" с базой 500 мм, танковой командирской панорамой ПТК, гирокомпасная установка, ориентирографа, счислителя полевого типа, упредителя, планшета, светосигнального прибора СПВО, двух телефонов УНАФ и катушки с кабелем. Экипаж ТН состоял из трех человек, вооружение - пулемет ДТ в переднем листе рубки, боевая масса 8,1 т.
Изображение - танк-наблюдательный пункт в цеху завода №185, Ленинград, 1935 год
По замыслу конструкторов танк-наблюдатель предназначался для разведки переднего края и огневых точек противника и корректировки огня своей артиллерии. Испытания, проведенные осенью 1935 года, дали неплохой результат, но дальнейшие работы по ТН были прекращены.

Бронированный самоходный наблюдательный пункт
(БСНП)


В 1939 году к идее танка-наблюдательного пункта вернулись вновь. Артиллерийские курсы усовершенствования комсостава и НИИ №22 разработали проект бронированного самоходного наблюдательного пункта – БСНП. Для испытания был взят имевшийся на заводе №185 опытный образец ТН, который был оснащен соответствующей аппаратурой. Машина, получившая обозначение БСНП, прошла испытания с 23 июня по 1 июля 1939 года на Лужском полигоне артиллерийского управления. БСНП был оснащен радиостанцией 71-ТК, дальномером "Инверт" с базой 700 мм, прибором ПТК, танковым магнитным компасом, перископом дальнего наблюдения ПДН с 10-кратным увеличением и углом зрения 5 градусов, двумя полевыми телефонами с двумя катушками кабеля и путепрокладчиком конструкции НИИ №22. Путепрокладчик чертил на карте пройденный БСНП маршрут, что позволяло достаточно точно определить местонахождение машины в любой момент времени.
Комиссия, проводившая испытания БСНП в своих выводах отмечала следующее:
"В процессе испытаний со всей очевидностью выявилась возможность широкого боевого применения БСНП в частях артиллерии:
– использование в первых эшелонах наступающего боевого порядка;
– обеспечение взаимодействия артиллерии с танками и пехотой;
– обеспечение ведения разведки противника и передачи целеуказаний.
Комиссия считает, что сама идея БСНП является ценной икрайне необходимой, но предложенный образец как в отношении качества приборов, так и в отношении их монтажа вдолжной мере не обеспечивает его успешное применение. Необходимо в кратчайший срок окончательно установить тип машины и устранить все недочеты в приборах и их монтировке".
Изображение - испытание БСНП на Лужском артиллерийском полигоне, июнь 1939 года.
Однако дальнейшие работы по БСНП были прекращены.

Кино-фото танк


В 1937 году на военном складе №37 в Москве на базе Т-26 был построен кино-фото танк. Эта машина предназначалась для кино-фото съемки полосы обороны противника при ведении разведки, причем как с места, так и с хода. Кино-фото танк был изготовлен на базе обычного Т-26 с цилиндрической башней и поручневой антенной, у которого была демонтирована пушка (вместо нее для маскировки устанавливался деревянный макет). Для объективов кино- и фотокамер в левой боковой стенке башни были сделаны два отверстия с броневыми заслонками. Экипаж машины состоял из трех человек.
В январе–феврале 1938 года кино-фото танк прошел испытания на НИБТ полигоне, но дальнейшего развития не получил.