28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
Первые полученные Советским Союзом машины (получившие обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2, с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были.
Первый образец танка ТТМ-1 был построен в 1931 году. По сравнению с английской машиной, у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения “Геркулес” мощностью 95 л.с. Два пулемета “Виккерс” с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 тонн, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка ТММ-1.
В следующем году появился ТММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса - 8 тонн, экипаж - 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений).
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк “Виккерс” приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе “Большевик”, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом “Большевик” были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод №174 им. К.Е.Ворошилова. Именно это предприятие в течение 10 лет оставалось монопольным производителем танков Т-26.
Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 240 градусов. В переднем и заднем секторах (по 100 градусов) могли вести огонь обе башни. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого бортов. Но при такой компоновке оказалось трудно установить в башне пушечное вооружение из-за малого диаметра погона, а также использовать всю огневую мощь на борт. В отличие от английского образца, на советском Т-26 толщина брони была увеличена с 13 до 15 мм, а также был установлен 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. Масса танка достигла 8,2 т.
В 1932 году в правой башне стали устанавливать 37-мм орудие “Гочкис”, снятое с танков МС или 37-мм пушку Б-3 с плечевым упором. Боевая масса танка выросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приемо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.
Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 года, промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. Всего до августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.
В конце 30-х годов двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) и танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте).
Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий.
- двухбашенный легкий танк Т-26 с 37-мм пушкой в правой башне, в левой - пулемет.
P.S. Просьба к Админу: Владимир, сделай отдельный альбом в Фотогалерее форума, чтобы я мог туда кидать все фото...