Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 155 раз
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#1 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 22 июл 2012, 19:30

Русский "англичанин" - двухбашенный Т-26.


28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
Первые полученные Советским Союзом машины (получившие обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2, с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были.
Первый образец танка ТТМ-1 был построен в 1931 году. По сравнению с английской машиной, у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения “Геркулес” мощностью 95 л.с. Два пулемета “Виккерс” с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 тонн, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка ТММ-1.
В следующем году появился ТММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса - 8 тонн, экипаж - 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений).
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк “Виккерс” приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе “Большевик”, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом “Большевик” были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод №174 им. К.Е.Ворошилова. Именно это предприятие в течение 10 лет оставалось монопольным производителем танков Т-26.
Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 240 градусов. В переднем и заднем секторах (по 100 градусов) могли вести огонь обе башни. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого бортов. Но при такой компоновке оказалось трудно установить в башне пушечное вооружение из-за малого диаметра погона, а также использовать всю огневую мощь на борт. В отличие от английского образца, на советском Т-26 толщина брони была увеличена с 13 до 15 мм, а также был установлен 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. Масса танка достигла 8,2 т.
В 1932 году в правой башне стали устанавливать 37-мм орудие “Гочкис”, снятое с танков МС или 37-мм пушку Б-3 с плечевым упором. Боевая масса танка выросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приемо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.
Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 года, промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. Всего до августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.
В конце 30-х годов двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) и танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте).
Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий.
2273 - двухбашенный легкий танк Т-26 с 37-мм пушкой в правой башне, в левой - пулемет.
P.S. Просьба к Админу: Владимир, сделай отдельный альбом в Фотогалерее форума, чтобы я мог туда кидать все фото...
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#2 Re: Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 22 июл 2012, 20:39

Doctor Web писал(а):Просьба к Админу: Владимир, сделай отдельный альбом в Фотогалерее форума, чтобы я мог туда кидать все фото

Альбом создал, выложенное фото перенес туда. Жду продолжения - тема весьма интересная :hi:
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 155 раз
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#3 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 22 июл 2012, 21:39

Cпасибо, Владимир.
Сразу и продолжу.... Немного фотоматериала и чертежей по вышеизложенному материалу:
2274 - чертеж английского танка "Vickers 6-ton", ставшего основой для создания Т-26.
2275 - испытания одного из танков Т-26 на пересеченной местности, осень 1933 года. Танк не вооружен.
22762277 - проекции и фото двухбашенного пулеметного танка Т-26.
22782279 - двухбашенный танк Т-26, вооруженный 37-мм пушкой Б-3 на маневрах, 1932 год и колонна пулеметных Т-26 на параде в 1933 году.
2280 - проекции пушечно-пулеметного двухбашенного легкого танка Т-26.
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Автор темы
Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 155 раз
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#4 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 21 авг 2012, 13:11

Легкий однобашенный танк Т-26


В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. От своего предшественника (двухбашенного) он отличался усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты.
Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс". Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение однобашенного танка состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1,435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90 градусов. Скорострельность до 12 выстр/мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 градусов до +22 градусов. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении.
Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир заодно выполнял обязанности заряжающего и радиста.
24292430 - Т-26 обр.1933 года выпуска и командирские Т-26 на Красной площади, середина 30-х годов (легко отличимы по поручневым антеннам радиостанций).

Усовершенствования и изменения конструкции в ходе серийного производства.


В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины.
Так, в 1935 году корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака.
В 1934 году установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц.
В 1937 году начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ на турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т.
В 1938 году машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку образца 1938 года, затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
2431 - Т-26 образца 1938 года с конической башней (на фото - на переднем плане, в зимнем камуфляже), зима 1940 года.
В 1939 году была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т.
2432 - Т-26 образца 1939 года с конической башней (музейный).
В 1940 году машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т.
Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, во время советско-финской войны и начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 года. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 году на Дальнем Востоке.
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Николай
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 16:10
Награды: 5
Репутация: 313
Настоящее имя: Николай
Пол:: Мужской
:
За модель корабля За собранную модель БТТ Активный участник ГБ №3
Благодарил (а): 130 раз
Поблагодарили: 303 раза
Пол: Не указан - Не указан
Russia

#5 Re: Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Николай » 22 авг 2012, 18:04

А есть где купить такого в 1/72
Я такой же осёл как и Вы. Сэээр !!! С уважением )))

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#6 Re: Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 22 авг 2012, 20:29

Николай писал(а):А есть где купить такого в 1/72

Модели всех возможных модификаций Т-26 выпускает наша киевская фирма Uni Models (UM).
Есть они в продаже и в магазине, которому предоставлена площадка на нашем форуме -
Скрытое содержимое
Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы прочитать это содержимое.
.
Думаю, и в инет-магазинах России можно найти эти модели. Литье у данной фирмы довольно хорошее, соответствие прототипам - тоже на приличном уровне (если, конечно, не считать заклепки на броне и не мерять башни штангенциркулем :-D ).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

as6996
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 628
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:57
Награды: 1
Репутация: 48
Настоящее имя: Александр
Пол:: Мужской
Откуда: Архангельск
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 65 раз
Пол: Мужской - Мужской
Russia

#7 Re: Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение as6996 » 22 авг 2012, 21:15

Scharnhorst писал(а):Модели всех возможных модификаций Т-26 выпускает наша киевская фирма Uni Models (UM)

Есть у меня две модели этой фирмы Т-70 и ОТ-133, по мне так очень хорошо отлиты. :bye:
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#8 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 04 сен 2017, 22:46

С позволения Петра, продолжу тему о Т-26.... А именно - постараюсь чуть более подробно "разобрать" модификации танка....

Модификации и опытные машины.


Артиллерийский танк Т-26-4.


Фирма "Виккерс" разработала три варианта 6-тонного танка, из которых советской стороной был закуплен только один, предназначенный для поддержки пехоты. Танк огневой поддержки, вооруженный 47-мм пушкой, у закупочной комиссии УММ РККА интереса не вызвал. Наши специалисты посчитали такой калибр недостаточным, поэтому 19 марта 1931 года конструкторскому бюро завода "Большевик", АНИП и ВАММ было поручено "спешно разработать и предъявить в срок не позднее 7 ноября 1931 года проект арттанка сопровождения типа В-26 с вооружением из 76-мм пушки во вращающейся башне, или без таковой".
Наиболее удачный вариант первым предложил коллектив конструкторско-испытательного отдела УММ РККА под руководством Н. Дыренкова. Испытания разработанной им сварной башни А-43 проходили в ноябре — декабре 1932 года. Из-за большого диаметра башенного погона подбашенную коробку удлинили, установив кормовой лист наклонно. Испытания выявили много претензий к конструкции башни и ее вооружению. Иначе и быть не могло, поскольку в танке не удалось разместить полковую пушку обр. 1927 года из-за большой длины отката, то на испытания пришла машина с 76-мм противоштурмовой пушкой обр. 1910 года. Однако и после установки в 1933 году новой танковой пушки КТ избавиться от главного недостатка башни А-43 — тесноты — не удалось.
ИзображениеИзображение - проекция вида сбоку и фото Т-26 с башней А-43 конструкции Н. Дыренкова.
В пушке КТ ("Кировская танковая") обр. 1927/32 года использовалась качающаяся часть полевой полковой пушки обр. 1927 года. Она имела укороченную длину отката с 1 000 до 560 мм, что достигалось поднятием давления в накатнике и тормозе отката, и как нельзя лучше подходила для артиллерийского танка.
После провала испытаний башни Дыренкова разработку новой конструкции под пушку КТ поручили заводу №174. Заводские конструкторы пошли по пути увеличения размеров штатной башни Т-26 под 45-мм пушку. Установка 76-мм пушки в новой башне получила индекс КТ-26. В 1933 году УММ заказало пять танков Т-26-КТ, более известных как Т-26-4, три из которых должны были быть вооружены пушкой КТ-26, а два — новой 76-мм пушкой ПС-3.
Изображение - проекции опытного артиллерийского танка Т-26-4.
Происхождение названия Т-26-4 пока выяснить не удалось. Возможно, речь идет о четвертой модификации танка Т-26. Хронологически она действительно была четвертой — после двух двухбашенных и одной однобашенной версий.
Испытания танков с пушкой КТ-26 завершились более удачно, чем с ПС-3, хотя последняя, разработанная П. Сячинтовым, по ряду своих характеристик была и более совершенной, чем КТ-26, и более мощной. Для стрельбы из нее использовались выстрелы от "трехдюймовки"— 76-мм пушки обр. 1902 года. Однако эта мощность оказалась избыточной, во всяком случае, при ее установке в Т-26-4. Испытания ПС-3 в этом танке привели к многочисленным поломкам: деформации погона башни, просадке рессор, прогибу подбашенного листа и т.д. Танк вышел из строя и требовал заводского ремонта. От установки ПС-3 в башне Т-26-4 отказались в пользу КТ-26.
Несмотря на принятое решение о выпуске пробной партии Т-26-4, этот заказ долго не выполнялся. Лишь в сентябре 1934 года пять Т-26-4 с пушками КТ поступили в войска. Уже 19 сентября имел место досадный эпизод, положивший конец карьере Т-26-4. В ходе учений в одном из танков произошел прорыв газов через затвор в боевое отделение из-за разрушения гильзы, и хотя это происшествие не было связано ни с башней, ни с танком, заказ на изготовление 50 боевых машин в 1935 году отменили. В дальнейшем артиллерийские танки выпускались на шасси танка БТ-7.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 155 раз
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#9 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 05 сен 2017, 12:53

Scharnhorst писал(а):Источник цитаты С позволения Петра, продолжу тему о Т-26.... А именно - постараюсь чуть более подробно "разобрать" модификации танка....

Разбирай, я только за! Za: У меня просто не было времени толком заниматься темой, а потом - просто забыл о ней facepalm: . В общем, я рад, что кто-то "подхватил эстафету" так сказать :hi: .
З.Ы. Думаю, ты и модель соорудишь, Владимир ;) . Или ты только БТ из этой "когорты" (Т-26 - БТ) уважаешь?
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#10 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 30 сен 2017, 23:09

Т-26 выпуска 1934-35 годов.


В 1934 году корпус танка в его кормовой части подвергся небольшим изменениям, а также в крыше подбашенной коробкис правой стороны (сама башня была сдвинута влево) добавился вентилятор боевого отделения: при интенсивной стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения была значительной и это приводило порой к отравлению экипажа пороховыми газами.
Новое 45-мм орудие вначале вызывало множество хлопот. Прежде всего, у 20К было огромное количество отказов в работе полуавтоматики (после выстрела затвор автоматически не открывался и не выбрасывал гильзу) – до 30-40%. Это приводило к необходимости ручного разряжания, что значительно снижало скорострельность. Кроме того, выпуск этих пушек на заводе №8 имени Калинина велся полукустарным способом, в результате чего многие орудия просто ломались, а взаимозаменяемость деталей при ремонте оставляла желать лучшего. Как это часто бывало в те годы, решением проблемы артиллерийского вооружения танков было возложено на ОГПУ. 10 сентября 1933 года на заводе №8 было создано конструкторское спецбюро экономического отдела ОГПУ ("шарага"), в котором работала "группа инженеров-вредителей". Согласно доклада директора завода №8 Мирзаханова, датированным 20 декабря 1933 года, спецбюро успешно справилось со своей задачей:
"Система 20К имела следующие недостатки – полуавтоматика работала плохо, отказов до 30%, а в зимнее время сплошные отказы, противооткатные приспособления работают плохо, особенно на морозе. Выверенных чертежей, техусловий и описания на систему не было. Исходя из вышеизложенного спецбюро и получило задание: переделать конструкцию 20К, изготовить опытные образцы, на которых проверить переделанную конструкцию, изготовить атлас чертежей.
С конца ноября спецбюро начало сдавать законченные работы, которые по мере поступления принимались приемочными комиссиями работников завода. На основании этого заводоуправление дало следующее заключение по работам спецбюро за период 10 сентября – 1 декабря сего года.
Спецбюро сконструировало, а по его чертежам изготовили и испытали стрельбой три системы 20К...
Основные изменения:
1). Новая полуавтоматика;
2). Новые противооткатные приспособления и ряд других усовершенствований, делающих систему более конструктивной и технологичной. В результате получилась значительно более совершенная система, в которой устранены все дефекты существующего образца. В общем из шести пушек с полуавтоматикой спецбюро на 5 000 выстрелов было получено 98 задержек, то есть около 2%, в то время как валовые пушки имеют до 30% отказов".
С декабря 1933 года улучшенные орудия 20К были поставлены в серийное производство. Внесенные в их конструкцию изменения позволили значительно повысить надежность 45-мм пушек. Иногда это улучшенное орудие называют 45-мм танковой пушкой образца 1934 года, однако этот индекс прижился только в танковых частях, тогда как в артиллерийском управлении РККА орудие по-прежнему называлось "45-мм танковая пушка образца 1932 года". Чтобы иметь возможность единого учета, примерно с 1936 года это новое орудие начали именовать "45-мм танковая пушка образца 1932/34 годов". Именно эта система и стала наиболее массовым танковым орудием в отечественном предвоенном танкостроении.
В начале 1934 года по заказу УММ РККА для вооружения танков была разработана 45-мм "тяжелая осколочная граната" О-240, широко использовавшаяся затем в Красной Армии в танковых и противотанковых 45-мм орудиях вплоть до 1945 года.
ИзображениеИзображение - проекции линейного танка Т-26 выпуска 1934 года.
Примерно с осени 1933 года на части танков Т-26 стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Первые такие машины были продемонстрированы правительству СССР в ходе парада 7 ноября 1933 года в Москве. Следует сказать, что танки с радиостанцией не являлись командирскими, как пишут некоторые авторы.
В документах 30 – 40-х годов все производимые танки делились на линейные (без радиостанции) и радийные (с радиостанцией). Соотношение произведенных линейных и радийных машин определялось только наличием радиостанций.
ИзображениеИзображение - проекции радийного Т-26 выпуска 1935 года.
В конце 1935 года в кормовой части башни Т-26 стали устанавливать шаровую установку с пулеметом ДТ. Тогда же часть пулеметов ДТ начали оборудовать оптическим прицелом с двух с половиной кратным увеличением. В том же году был введен бензобак увеличенной емкости, позволивший увеличить запас хода Т-26 почти в два раза.
В феврале 1936 года прошла испытания установка для обороны танка от атакующих самолетов. Установка была разработана в конце 1935 года на опытном заводе №185 и представляла собой "шкворневую лапу с захватом для пулемета Дегтярева". Однако, будучи изготовлена малой серией, установка по опыту эксплуатации в войсках была сочтена неудобной и снята с производства. Ей на смену пришла вращающаяся турель П-40, принятая на вооружение в 1937 году. Ее доработка в 1938 году привела к созданию турели 56-У-322 (П-40-УМ).
ИзображениеИзображение - шкворневая зенитная установка под пулемет ДТ и зенитная установка П-40 на башне танка Т-26 выпуска 1936 года.
В 1935 году наконец-то удалось освоить изготовление штампованной маски пушки, которая была запущена в производство. Однако еще некоторое время сварные маски выпускались параллельно со штампованными, так как производительность штампа первое время была недостаточной.
В том же 1935 году на танки Т-26 стали устанавливать две мощных фары-прожектора для ночной стрельбы (так называемые фары боевого света). Они крепились на маске орудия и размещались непосредственно над стволом пушки. Установка этих фар на Т-26 велась из расчета на каждый пятый танк вплоть до осени 1939 года, причем их конструкция и крепление к маске орудия несколько отличались у танков выпуска 1935 – 1936 годов и 1936 – 1939 годов.
ИзображениеИзображениеИзображение - радийный Т-26 выпуска 1936 года со сварным корпусом и башней.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#11 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 03 окт 2017, 21:56

Т-26 выпуска 1938 года.


Если рождение Т-26 сразу поставило его в особые условия – наиболее сильного среди танков малой массы, то уже к 1935 – 1936 годам положение изменилось. В разных странах появились модели сходной боевой массы (до 10 т), имевшие по сравнению с Т-26 сходную или более мощную бронезащиту, более высокую скорость и маневренность при аналогичном вооружении. Наиболее интересными с точки зрения советских специалистов стали чехословацкие танки Lt. vz. 34, S-IIа, японский "Ха-Го", французские R-35, H-35, FCM 36.
В справке, подготовленной в мае 1936 года С. Гинзбургом для начальника Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА говорилось:
"В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад...
Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки "Шкода", имеющие чрезвычайно мягкий ход, французские "Форж и Шантье обр. 1936 г." (речь как раз о танке фирмы FCM 36), как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки "Рено обр. 1935 года", использующие броневое литье". Хоть справка была посвящена только обзору новых образцов иностранных танков,
в ней также были мысли и об отечественных боевых машинах:
"В настоящее время развитие отечественных танков идет по пути наращивания их массы без изменения двигателя и конструкции ходовой части. Это приводит к тому, что ходовая часть и подвеска отечественных танков сегодня являются перегруженными и склонными к выходу из строя во время их боевой эксплуатации".
Уже в сентябре 1936 года С. Гинзбург разрабатывает эскизный проект принципиально нового танка сопровождения пехоты, который предлагает для рассмотрения в АБТУ РККА. Однако, в силу целого ряда причин, проект "положили под сукно". Но сегодня нам важно понять только, то что к началу 1937 года, по мнению многих отечественных конструкторов, Т-26 себя исчерпал.
Тем не менее, в программе модернизации танка на 1937 год остались лишь следующие пункты, продиктованные опытом войсковой эксплуатации, а также опытом боев в Испании:
"Поднять мощность двигателя до 105–107 л.с.;
- усилить подвеску танка;
- довести боекомплект танка до 204 снарядов и 58 пулеметных дисков;
- улучшить броневую защиту корпуса и башни установкой более толстых броневых листов (20-22 мм) преимущественно под наклоном;
- улучшить возможности безопасной эвакуации из танка под обстрелом".
Увеличение мощности двигателя осуществлялось установкой нового карбюратора и увеличением числа рабочих оборотов. Однако при этом начали происходить случаи массового обрыва клапанов при эксплуатации танков в частях. В условиях всеобщей борьбы с "вредительством" и "врагами народа" это привело к тому, что были отстранены от работ и арестованы многие ведущие специалисты, в том числе С. Гинзбург. Сборка и приемка танков на заводе была прекращена "впредь до выяснения причин поломок двигателей".
В результате, план по выпуску Т-26 не был выполнен (в течение 1937 года в войска передали всего 550 Т-26), а репрессии среди инженеров КБ не позволили провести модернизацию машины. Тем не менее, проблему увеличения мощности мотора удалось решить: двигатель оснастили карбюратором новой конструкции и переводом танка на питание "грозненским бензином 1-го сорта". Хотя полностью провести намечаемую модернизацию Т-26 не удалось, некоторые изменения в конструкцию машины были внесены.
К выпуску новой модификации Т-26 приступили в 1938 году. На танк был установлен двигатель мощностью "до 100 л.с.", хотя согласно паспортам танков мощность двигателя в них составляла от 93 до 96 л.с. В качестве стартеров вместо импортных "Сцинтилла" (2 л.с.) и "Бош" (2,2 л.с.) все чаще устанавливался более мощный отечественный стартер МАЧ-4539 (2,6 л.с.).
Корпус танка с наклонным расположением броневых листов изготовить в срок не удалось. Поэтому он был полностью идентичным сварным корпусам выпуска 1935-36 годов, а начиная со второй половины 1938 года в днище был введен эвакуационный люк.
ИзображениеИзображение - проекции радийного танка Т-26 выпуска 1938 года.
Но коническая башня "улучшенной защиты" была подана во время и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней, поступил на испытания на НИБТ полигон.
В ходе испытаний, проведенных весной 1938 года, отмечалось, что танк уже является перегруженным и потому его проходимость недостаточна. Бронирование танка уже не отвечает современным требованиям, вооружение пока еще остается на уровне, но в ближайшее время может стать недостаточным, а резервов массы для его усиления нет. И в заключение испытатели изложили свое особое мнение:
"Все недостатки Т-26 в том, что его модернизация проводилась исключительно по пути наименьшего сопротивления – увеличения брони, мощности мотора и вооружения. Необходимо же кардинально переработать подвеску, которая теперь значительно перегружена и не обеспечивает гарантированного пробега, даваемого заводом-изготовителем. Кроме того, недостатками Т-26 следует считать – угловатость форм и отсутствие обтекаемости, малая удельная мощность и недостаточные технические скорости. Большое удельное давление ввиду узких гусениц. Ненадежная конструкция длинного карданного вала. Вооружение для данного типа танка пока в общем соответствует своему назначению и несколько превосходит таковое у лучших зарубежных образцов. Конструкция траков гусениц не дает гарантии их выскакивания из
опорных катков. Пальцы гусениц разрушаются от больших нагрузок при движении танка по пересеченной местности.
Т-26 является танком устарелой конструкции. Необходимо срочно разработать достойную замену этой боевой машине".
ИзображениеИзображение - танк Т-26 выпуска 1938 года на испытаниях, НИИ БТ полигон, лето 1938 года.
Однако для того, чтобы танк сопровождения пехоты претерпел радикальные изменения, потребовались бои у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, а также советско-финляндская война.
Изображение - танки Т-26 выпуска 1938 года на параде в Куйбышеве, 7 ноября 1940 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#12 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 17 окт 2017, 21:32

Т-26-1
или Т-26 обр. 1939 года.


В середине 1939 года танк обрел тот самый вид, который ему помешали обрести события 1937 года. Новая машина в документах завода №174 и материалах военной приемки обозначалась как Т-26-1, но в отечественной и зарубежной литературе более известна как "Т-26 образца 1939 года".
Танк получил, наконец, подбашенную коробку с наклонными бортами, а также усиленные рессоры с пятью коренными листами (вместо трех). Кроме того, для облегчения ремонта вышедших из строя резиновых бандажей опорных колес, крепление съемного бандажа начали осуществлять болтами вместо шпилек. Толщину бортовых листов подбашенной коробки увеличили до 20-мм, правда броневая защита осталась примерно на прежнем уровне, так как вместо цементированных листов на изготовление корпуса теперь шли листы гомогенной брони. Лобовой щиток башни теперь изготавливался штамповкой. Также штамповкой начали изготавливать щиток механика-водителя.
Но не удалось поднять боекомплект танка до 204 выстрелов 45-мм пушки и 58 дисков к пулеметам. За счет изъятия укладки дополнительного пулемета и исключения установки кормового пулемета боекомплект линейного танка удалось довести до 186 выстрелов и 56 пулеметных дисков (в радийном танке – до 165 выстрелов и 49 пулеметных дисков). Вместо радиостанции 71-ТК-1 на оснащение радийных танков начали поступать радиостанции 71-ТК-1 с дополнительным емкостным блоком и переговорным устройством ТПУ-2 (вместо ТПУ-3), а с начала 1940 года радиостанцию сменили на 71-ТК-3. С конца 1939 года на танке начали устанавливать бакелитовые топливные баки, которые меньше страдали от пробития пулей. По опыту войны в Испании с 1 февраля 1939 года ввели надмоторные жалюзи с решетками типа "елочка", которые "предохраняли радиатор от прострела пулей и прокола штыком". Параллельно с этим шли работы по испытанию жалюзи "предохраняющих от заливания горючей жидкостью сверху". Данная конструкция, представлявшая собой специальную двугорбую крышку (некоторые ветераны-танкисты называли ее "задница"), стала устанавливаться на Т-26 с лета 1939 года. Также на некоторых танках Т-26 установили компасы для слепого вождения, которые вскоре были сняты из-за несовершенства конструкции.
Изображение - общий вид кормы танка выпуска 1939-1940 годов.
В январе 1939 года была упразднена пулеметная установка в кормовой нише башни и установка фар боевого света, а поручневая антенна заменена на штыревую. Кроме того, на линейных танках была введена установка прибора ПТК на башне (до этого ПТК устанавливался только на радийных машинах.)
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции радийного танка Т-26-1 выпуска 1940 года и фото танка на НИИБТ полигоне в 1946 году. Т-26-1 отремонтировали, поэтому он имеет некоторые несвойственные танку 1940 года выпуска элементы конструкции.
Естественно, что все эти конструктивные изменения привели к увеличению массы танка, которая у Т-26-1 составила 10,3 т. Несмотря на усиление конструкции, ходовая часть машины работала на пределе. Значительно снизилась плавность хода, часто соскакивала гусеница, особенно на поворотах. Поэтому первоочередной задачей инженеров являлась разработка новой конструкции подвески для Т-26. Летом 1939 года в КБ завода №185 под руководством С. Гинзбурга был разработан проект танка Т-26М с усиленным вариантом подвески. Она была выполнена по несколько переработанной схеме подвески чехословацкого танка "Skoda" IIa (эта машина в 1938 году проходила испытания в СССР и советское правительство рассматривало вопрос о ее покупке).
В конструкции новой подвески использовались опорные катки танка Т-28 и уширенная до 350 мм гусеница с увеличенной высотой гребней траков. За время испытаний танк прошел 655 км со средней скоростью 26,74 км/ч. Выводы комиссии, проводившей испытания, были следующими:
"Ходовая часть Т-26М прочна, надежна и дает значительно лучшую плавность хода, что позволяет применить на танке также более мощный двигатель. Гусеницы обеспечены от спадания, в том числе и при поворотах с креном до 40 градусов, что невозможно на других типах танков.
Сцепные качества гусеницы Т-26М выше, чем гусеницы серийного танка. Уширенные гусеницы, хоть и требуют затраты несколько больших усилий на поворотах, но улучшают проходимость на слабых грунтах и сцепление траков при преодолении препятствий".
Изображение - танк Т-26М на испытаниях, 1940 год.
Еще в ходе работ над Т-26М завод №185 приступил к проектированию машины Т-26-5. В отличие от своего предшественника, новый танк должен был иметь форсированный до 130 л.с. двигатель и увеличенную до 20-мм броню бортов корпуса. Кроме того, на Т-26-5 предполагалось установить подвеску, испытанную на Т-26М и несколько модернизированную. Кроме того, на Т-26-5 планировалось опробовать подвеску конструкции инженера Переверзева с цилиндрическими пружинами (это подвеска была испытана на обычном Т-26-1).
В конце лета танк Т-26-5 прошел испытания, показавшие хороший результат. Предполагалось, что с 1940 года новая модификация танка будет запущена в серию. Однако начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война внесла свои коррективы. С самого начала боевых действий заводы № 174 и № 185 переключились на выполнение заданий для нужд Действующей Армии – выпуск машин ХТ-133 (подробнее о химических танках – чуть позже), проектирование и изготовление противоминных тралов, шпор для траков гусениц, экранировку танков и т.п. Поэтому времени на организацию производства Т-26-5 не осталось. Кроме того, так и не удалось довести до нормального работоспособного состояния двигатель мощностью 130 л.с. Правда, еще с начала 1939 года в КБ завода №185 велись работы по созданию дизельного мотора "744", выполненного в габаритах двигателя Т-26. Предполагалось, что мощность дизеля "744" будет порядка 150-180 л.с.
К январю 1940 года было изготовлено два варианта такого двигателя, один из которых прошел испытания в танке Т-26-1. Несмотря на ряд выявленных недостатков, доработка дизеля "744" обещала значительно повысить скоростные и маневренные качества Т-26. Однако после того, как в марте 1940 года завод №185 был влит в состав завода №174, все работы по дизелю "744" прекратили.
Изображение - танк Т-26-5 с подвеской по типу чехословацкого танка "Шкода" (виды справа и слева).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#13 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 27 июл 2018, 20:54

Проект Т-126
или "лебединая песня" устаревшего танка


Весной 1940 года КБ завода №174 разработало проект танка Т-126, который по сути представлял собой коренную модернизацию Т-26. Новая машина имела броню толщиной 40– 45 мм, подвеску Т-26-5, дизельный двигатель "744" разработки завода №185 и курсовой пулемет влобовом листе подбашенной коробки. Расчетная масса нового танка составляла 14 тонн. Проектом также предполагалось довести все танки Т-26-1 до уровня Т-126 путем установки на них дизельного двигателя, новой подвески и экранировки брони. Однако к этому времени на испытания вышли опытные образцы танка Т-126СП с 45–55-мм броней, торсионной подвеской и дизелем В-4 ("половинка" дизеля В-2 мощностью 250 л.с.). По результатам испытаний заводом №174 был спроектирован новый танк Т-50, который зимой 1940 года был принят на вооружение взамен Т-26.
С 1 января 1941 года производство танка Т-26 было прекращено.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#14 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 30 июл 2018, 18:16

Колесно-гусеничный танк Т-25
и гусеничный СТ-35


На СТЗ было собрано ограниченное количество танков Т-26, главным образом для приобретения опыта, и развернулись проектно-конструкторские работы по созданию новых образцов танков. Так, в 1937 —1938 годах велось проектирование колесно-гусеничных машин 6 ТК, 4 ТА и CT3-34. Причем по машине 6 ТК велась подготовка к выпуску в 1938 году опытной партии в количестве 25 единиц.
Наконец, в 1939 году на СТЗ были построены легкий колесно-гусеничный танк Т-25 и его гусеничный вариант СТ-35.
Т-25 был создан на базе агрегатов танков Т-26 и БТ, при этом башню с вооружением, кормовую часть корпуса, двигатель и трансмиссию заимствовали у Т-26 обр. 1938 года. Листы передней части корпуса расположили под большими углами наклона, увеличив толщину лобовой брони до 24 мм. Наклонными сделали и бортовые листы подбашенной коробки. Башня размещалась по оси танка, а место механика-водителя, в отличие от Т-26, располагалось не справа, а слева.
При движении на колесном ходу ведущими являлись четыре опорных катка (по два на борт). Привод ведущих колес колесного хода — цепной. Подвеска — блокированная. В качестве упругого элемента подвески использовались спиральные пружины, которые устанавливались открыто вне корпуса танка. Опорные катки большого диаметра позаимствовали у танка БТ.
ИзображениеИзображение - колесно-гусеничный танк Т-25 во время испытаний на НИБТ полигоне, 1939 год.
Танк СТ-35 отличался от Т-25 отсутствием привода колесного хода. Впрочем, вполне вероятно, что под влиянием отказа от колесно-гусеничного движителя (этот процесс уже вовсю шел на заводе Ne 183 в Харькове, где проходил испытания средний танк А-32) в Сталинграде просто переделали Т-25 в СТ-35, демонтировав привод колесного хода. Во всяком случае, в перечне опытных образцов, изготовленных заводами отрасли в период с 1938 по 1941 гсд, в графе "1939 год" по СТЗ значится только СТ-35.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5364
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 407 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#15 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 31 окт 2018, 23:12

Боевые машины
на базе танка Т-26


Химические танки


В общем объеме выпуска танков Т-26 химические танки составляли до 12%. В послевоенной литературе эти боевые машины обычно именовались огнеметными и в обозначении получали аббревиатуру ОТ (огнеметный танк): ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и т.д. На самом деле это не совсем так. Эти танки предназначались прежде всего для заражения местности, дымопуска и огнеметания. Поэтому аббревиатура ОТ в довоенных документах не встречается. Они именовались либо XT (химический танк), либо БХМ (боевая химическая машина). Зачастую использовались оба обозначения. Так, все химические танки на базе Т-26 — XT-26, ХТ-130 и т.д. — имели обозначение БХМ-3. Для справки - обозначение БХМ-1 имели химические машины на базе автомобилей, БХМ-2 — на базе БТ-5 (выпущено незначительное количество), а БХМ-4 — на базе Т-27 и Т-37.

Химический танк ХТ-26


11 марта 1932 года Реввоенсовет СССР принял постановление "О придании мехбригаде химических и других средств для борьбы с закрепившейся пехотой противника". В соответствии с этим постановлением Военно-химическому управлению РККА предписывалось "разработать опытный образец химического танка Т-26, оборудовав его прибором дымопуска, огнеметом и приспособив для заражения местности отравляющими веществами". Разработку специального оборудования для химического танка поручили КБ завода "Компрессор".
Летом 1932 года первый образец химического танка на базе Т-26, оборудованный огнеметом пневматического действия, поступил на испытания.
Примерно в это же время для установки на линейные танки был создан танковый химический прибор ТХП-3. Он мог быть смонтирован на любой машине без переделок, был принят на вооружение РККА и выпускался не заводе "Компрессор". Правда, с лета 1934 года ТХП-3 предназначался уже только для "постановки дымовых и огненных завес" и получил индекс ТДП-3 (танковый дымовой прибор). К концу 1936 года завод "Компрессор" изготовил 1 503 таких прибора.
Что касается функции выпуска отравляющих веществ, то оказалось наиболее целесообразным придать ее танку, оборудованному огнеметом. В 1933 году боевая химическая машина БХМ-3 (ХТ-26) была принята на вооружение.
Химический танк ХТ-26 был создан на базе двухбашенного Т-26 обр. 1931 года. Левая башня была изъята, а на ее месте располагался большой люк с откидной крышкой для доступа к огнеметной аппаратуре. Аппаратура состояла из резервуара для огнесмеси, отравляющего вещества или дымообразующей смеси емкостью 360 л, трех 13,5-литровых баллонов со сжатым до 150 атм воздухом бензинового бачка емкостью 0,7 л, системы шлангов и вентилей.
В башне танка устанавливались огнемет и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Дальность огнеметания смеси мазута и керосина — 35 м. Количество односекундных выстрелов — 70. За один выстрел под давлением сжатого воздуха в 12 кг/см2 выбрасывалось 5 л огнесмеси. Поджигалась смесь от факела горящего бензина, а бензин — от электрической запальной свечи.
В зависимости от боевой задачи бак ХТ-26, помимо огнесмеси, мог заполняться дымообразующей смесью типа S-III или S-IV, отравляющими веществами стойкого или нестойкого типа, а также водой или мыльной жидкостью для дегазации местности. Для распыления отравляющего вещества и дымопуска использовался распылитель, располагавшийся в кормовой части машины.
За период с 1933 по 1936 год было изготовлено 615 (по другим данным - 552) химических танков ХТ-26.
ИзображениеИзображениеИзображение - компоновочная схема и фото химического танка ХТ-26.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость