По требованию времени
Весной 1943 года на советско-германском фронте появился новый немецкий тяжелый танк Рz.Kpfw. VI "Tiger", несколько позже - Pz.Kpfw. V "Пантера", а затем и самоходко-артиллерийская установка "Фердинанд".
Вооружение новых систем противника позволило им увеличить дальность эффективной борьбы с отечественными танками по сравнению с 1941 годом в 4-5 раз, а разрушающее фугасное действие снарядов - в 2-3 раза, и если до весны 1943 года отечественные танки КВ, Т-34, а затем и самоходно-артиллерийские установки СУ-122 были значительно выше немецких по мощности основного ору жия и броневой защите, то с появлением новых германских машин стали уступать последним. Однако новые образцы германской бронетанковой техники имели существенные недостатки: они имели большую боевую массу и по показателям подвижности и проходимости были хуже советских машин. Но, несмотря на то, что новые образцы немецких танков были сложны в производстве, а их выпуск не был таким массовым по сравнению со средними танками, появление этих боевых машин на поле боя вызвало необходимость создания для РККА более мощного танкового вооружения.
В связи с этими обстоятельствами ГКО СССР своим постановлением №3187 от 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи оружия и броневой защиты при создании новых образцов бронетанковой техники.
Проекты САУ с 85-мм пушкой
В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ РККА направил на Уралмашзавод (УЗТМ — "Уральский завод тяжелого машиностроения имени тов. Сорго Орджоникидзе") тактико-технические требования на разработку новой самоходно-артиллерийской установки, вооруженной 85-мм орудием. Основным назначением этой машины было уничтожение тяжелых танков противника Рz.Крfw. VI "Тигр" с броневой защитой 90-120 мм на дальностях 500-1 000 м.
Во второй половине апреля 1943 года КБ "Уралмашзаводa" под руководством Л.И. Горлицкого приступило к проектированию новой машины.
- Л.И. Горлицкий и ведущий инженер по СУ-85 Н.В. Курин.
Ведущим инженером машины был назначен Н.В. Курин, В состав коллектива по разработке новой самоходной установки также вошли А.Д. Неклюдов, А.Г. Гаяваронский, В.А. Лихоманов, И.И. Иммануилов, Г.Ф. Ксюнин, Л.А. Пинус и др. Пр и проектировании самоходной установки за основу была взята модернизированная новая самоходная установка СУ-122М, на которую вместо 122-мм гаубицы требовалось установить 85-мм орудие с баллистикой зенитной пушки образца 1939 года.
- модернизированная САУ Су-122М, послужившая базой для разработки СУ-85.
5 мая 1943 года ГКО своим постановлением №3289 установил сроки и исполнителей по изготовлению новых танков и самоходно-артиллерийских установок. Изготовление новой самоходной установки с 85-мм пушкой было возложено на "Уралмашэавод", орудие для новой машины должно было быстро спроектировать Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), а завод №9 Наркомата вооружения (НКВ) должен был его изготовить. Распределение работ между заводами было предусмотрено в приказе наркома вооружений и наркома танковой промышленности.
В процессе разработки проекта самоходной установки, когда от ЦАКБ были получены чертежи 85-мм орудия С-31, выяснилось, что это орудие из-за своих больших размеров не позволяло удовлетворительно разместить в боевом отделении машины рабочие места членов экипажа. Поэтому в конструкторском бюро УЗТМ переработали люльку артсистемы С-31, а кроме того, не ограничиваясь использованием только этог о орудия, Л.И. Горлицкий обратился в КБ завода №9 НКВ к Ф.Ф. Петрову с просьбой о разработке нового 85-мм орудия для самоходной установки. В результате на заводе №9 НKB был разработан и изготовлен опытный образец пушки, получившей индекс Д-5С-85, который лучше отвечал условиям ее монтажа в боевой рубке САУ, чем орудие С-31.
В мае 1943 года УЗТМ получил от ЦАКБ второй эскизный проект 85-мм орудия С-18 с баллистикой зенитной пушки.
Однако, несмотря на то, что в конструкции орудия была использована люлька серийного производства (от пушки ЗИС-5), артсистема С-18 не была приспособлена для размещения в броневой рубке самоходной установки, а попытка ее монтажа влекла за собой целый ряд серьезных конструктивных изменений как боевого отделения, так и всей машины. Эти изменения сводились к следующему :
1. Штатная (серийная) люлька от пушки ЗИС-5 благодаря значительной ширине увеличивала размеры амбразуры, а также подвижной и неподвижной бронировки орудия, из-за больших размеров казенной части уменьшался полезный объем боевого отделения, и сокращалась на 50 л емкость внутренних топливных баков.
2. Увеличенные размеры бронировки артсистемы значительно ухудшали обзорность с места механика-водителя.
3. Центр тяжести всей машины смещался вперед вправо, благодаря чему увеличивалась нагрузка на самые перегруженные первые опорные катки.
4. В боекомплект к пушке входило меньшее количество выстрелов или он размещался в неудобных местах (около перегородки, прямо рядом с моторно-трансмиссионым отделением).
5. Боевая масса машины при установке артсистемы С-18 вместо Д-5С-85 увеличивалась на 660 кг.
Однако, несмотря на эти явные недостатки, связанные с монтажом пушки С-31, ЦАКБ, используя главным образом силу авторитета своего руководителя, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная комиссия из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм пушками:
СУ-85-I — c пушкой С-18-1 ЦАКБ с измененной люлькой Уралмашзавода;
СУ-85-II — с пушкой Д-5С-85 завода №9;
СУ-85-IV — с пушкой С-18 ЦАКБ.