Советский средний танк Т-28 не так широко известен, как сменивший его легендарный Т-34. Между тем, Т-28 являлся единственным в мире серийным трехбашенным средним танком. Его высокие боевые характеристики в полной мере проявились в ходе советско-финляндской войны, во время прорыва укреплений "линии Маннергейма". Однако во время Великой Отечественной войны судьба Т-28 сложилась трагически – почти все они были потеряны в первые недели войны.
В данной теме будет рассказано о проектировании, серийном производстве, модификациях и боевом применении танков Т-28 и боевых машинах на их базе.
В конце 1920-х годов в СССР началась разработка так называемых "маневренных танков". Под этим подразумевались боевые машины, "способные оказать требуемое содействие при преодолении укрепленных позиций маневренного типа, то есть сооруженных в течение непродолжительного промежутка времени".
Однако разработанный в 1930 году под руководством С. Шукалова маневренный танк Т-24 оказался довольно сложным и дорогим, имевшим большое количество недостатков, для устранения которых требовалось время. Поэтому для дальнейшей разработки таких машин советским конструкторам пришлось прибегнуть к зарубежному опыту. В это время танкостроение активно развивалось в трех странах – Англии, Франции и Германии.
Англичане вели свои работы, активно освещая и рекламируя их в печати. Расчет делался на возможные заграничные заказы – потребности собственной армии в танках были в то время весьма скромными.
Германия, которой Версальским мирным договором запрещалось иметь бронетанковую технику, напротив, вела все разработки тайно. Франция же главным образом ограничивалась попытками модернизации своих многочисленных "Рено" FT-17.
В 1926 году британская фирма "Виккерс" начала разработку новой боевой машины, которая в перспективе должна была заменить в войсках танки Мк.I и Мк.II, принятые на вооружение в 1924–1925 годах и имевшие массу недостатков. При конструировании основными требованиями Военного департамента были: усиление вооружения по сравнению с Мк I, II и масса не более 15,5 т – чтобы танки могли использовать стандартный армейский понтонный мост грузоподъемностью 16 т.
Первый проект танка, получившего обозначение А6 был отвергнут военными – он имел три пулеметных и одну пушечную башни и не укладывался в 16 т. В ходе переработки чертежей число башен сократилось до трех и в 1927 году фирма "Виккерс" изготовила два прототипа, получивших обозначения А6Е1 и А6Е2. Внешне обе машины были очень похожи и отличались лишь типом трансмиссии – на А6Е1 стояла обычная четырехскоростная коробка передач "Armstrong-Siddley", а на А6Е2 – швейцарская коробка "Winterhur/SLM". В качестве силовой установки на танках использовался 180-сильный карбюраторный двигатель "Armstrong-Siddley" V8 с воздушным охлаждением.
Вооружение размещалось в трех башнях – большой (47-мм пушка и 7,71-мм пулемет) и двух малых (по два 7,71-мм пулемета в каждой), экипаж состоял из шести человек, бронирование 9–14 мм, масса 16 т (впоследствии эти танки стали широко известны как "шестнадцатитонники" или "Виккерс" 16-тонный).
- "Виккерс" 16-тонный (А6Е1) на танковом трейлере, лето 1930 года.
В 1928 году был изготовлен третий экземпляр танка – А6ЕЗ. На нем сократили количество пулеметов до трех (по одному в каждой башне) и установили новую шестискоростную эпициклическую коробку передач конструкции Вильсона.
В 1933 году А6Е1 был передан в 1-ю английскую бронетанковую бригаду, а два других танка остались у "Виккерса" для дальнейших испытаний. Например, на А6Е2 в 1932 – 1933 году установили 180-сильный дизельный двигатель "Ricardo", а на А6ЕЗ опробовали различные типы подвесок и судовой дизель "Thorneycroft" RY/12 мощностью 500 л.с.
Информация о танках А6 очень часто мелькала на страницах периодической печати конца 20-х годов. Многие военные газеты и журналы называли их "классическими образцами современного среднего танка", а также "машинами, воплотившими в себе современное состояние среднего танкостроения".
К шестнадцатитонникам проявили интерес многие страны, например СССР, Япония, Германия, Польша. Однако военные в самой Англии встретили машину без особого энтузиазма – в 1930 году, когда еще полным ходом шли испытания машин А6, Военный департамент заказал фирме "Виккерс" три танка. Они получили обозначение Маrk III и должны были стать серийной версией машин А6.
Конструктивно новые танки были похожи на А6Е1 – с четырехскоростной коробкой передач "Armstrong-Siddley" и 180-сильным двигателем "Armstrong-Siddley" V8 воздушного охлаждения. Была изменена форма большой башни, получившей большую кормовую нишу для размещения радиостанции и командирскую башенку конструкции Бишопа. Малые пулеметные башенки сдвинули вперед, изменили конструкцию крышки люка механика-водителя, а также внесли ряд улучшений во внутреннее устройство танка.
Изготовленные в 1933 году, эти машины, получившие индексы Mark IIIЕ1, Mark IIIЕ2 и Mark IIIЕ3, были переданы в 1-ю бронетанковую бригаду, в составе которой эксплуатировались до конца 30-х годов.
- серийный танк Mk III на учениях, 1934 год.
Почти одновременно с разработкой шестнадцатитонника в Великобритании, три немецких фирмы – "Крупп", "Рейнметалл" и "Даймлер-Бенц" – получили от командования рейхсвера (так назывались вооруженные силы Германии в 1920–1935 годах) задание на проектирование среднего танка. Из-за запрещения подобных работ Версальским мирным договором 1918 года, во всех документах это задание именовалось как разработка "большого трактора для сельского хозяйства" (Grosstraktor). Работы начались в 1926 году и в 1928–1930 годах изготовили шесть опытных образцов (по два каждой фирмой).
По компоновке и внешнему виду все эти машины были похожи: вооружение располагалось в двух башнях, ходовая часть закрыта броневым экраном. Тем не менее, различия были весьма существенными: на "гросстракторах" стояли различные типы двигателей (250-сильный BMW или 255-сильный "Diamler") и трансмиссий, различные типы подвески, установки вооружения и внутреннего оборудования.
Кроме того, прототипы фирмы "Даймлер-Бенц" были легче – 15 т против 19 т у "Крупп" и "Рейнметалл" – и могли плавать. Все эти танки в рамках секретного договора о военно-техническом сотрудничестве между Советским Союзом и Германией, были доставлены в СССР. В 1929–1932 годах
они проходили испытании под Казанью, в танковой школе КАМА, созданной и оборудованной при помощи немецкой стороны.
Там же была создана специальная техническая комиссия – ТЕКО – для обмена научно-технической информацией. В рамках работы этой комиссии советские инженеры и конструкторы смогли ознакомиться с чертежами "гросстракторов" всех трех фирм, а также с результатами их испытаний, проведенных немцами в КАМе.
В 1933 году все "гросстракторы" вернулись в Германию, где использовались до 1935 года. Материалы о "Виккерсе" 16-тонном и "гросстракторах" послужили толчком для создания нового советского танка, позже получившего индекс Т-28.
- "Гросстрактор" фирмы "Крупп", 1929 год.