История создания танка Т-70
Один из крупнейших заводов СССР - Горьковский автозавод - уже имел опыт организации и выпуска танкеток Т-27 и танков Т-37А, полученный еще в 30-е годы. Поэтому нет ничего удивительного втом, что в июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60 (Известен как машина 030 или Т-30, но в документах именуется Т-60. Не путать с более поздним широко известным танком Т-60).
1 сентября 1941 года на ГАЗе выделяется в отдельное подразделение "танковое производство" и создается "танковое конструкторское бюро" для обеспечения серийного выпуска Т-60. В состав нового подразделения вошли все те, кто прежде занимался выпуском Т-37А и проектированием опытного образца танка ТМ в 1937 году - В. Дедков, Л. Гавалов, Ю. Сорочкин, А. Кригер.
В сентябре 1941 года главный конструктор завода №37 Н. Астров за 14 ходовых часов перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова) - эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства танков. Вполне естественно, что, оказавшись на Горьковском автозаводе такой талантливый конструктор, как Н. Астров не мог ограничиться тотасо сопровождением массового выпуска "шестидссяток" и активно развернул работы по их модернизации.
Ещё в начале сентября 1941 года Н. Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) предварительные расчеты по изготовлению на базе Т-60 легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащенного спаренной установкой автомобильных двигателей. Предложение получило поддержку, и 15 сентября Астров подписал проект создания спаренных установок двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сданы опытные образцы моторов мощностью 135 л.с., которым присвоили индекс ГАЗ-203.
- спаренный двигательный агрегат ГАЗ-203 танка Т-70.
Новый двигательный агрегат представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габариты, мотор удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата - пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также в виду перегрузки ходовой части ( вес танка достигал 8,5-9 т) в неё добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках.
Военные всячески торопили горьковчан с созданием более мощного легкого танка. Так, в рабочих записях комиссара ГАБТУ Красной Армии армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова от 16 декабря 1941 года значится:
"По автозаводу им. Молотова:
...2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 15 мм (лоб.башня), 25 мм (корма) и борт - 15 мм".
Но только в последних числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс "ГАЗ-70", изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В. Дедкова, кокиль для которой собрали на артиллерийском заводе №92 в Горьком. Параллельно с литой был разработай вариант "граненой башни", сваренной из 30 - 35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем. Первоначальный срок сдачи опытного образца ГАЗ-70 - 1 февраля - завод сорвал, несмотря на то, что за работами над новой боевой машиной следило руководство страны. В записях уже упоминавшегося армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова, датированных 12 февраля 1942 года есть запись о его разговоре со Сталиным
"В 19 ч. 35 мин позвонил тов. Сталин и спросил, когда будет готов и доставлен двухмоторный танк с горьковского автозавода? Я ответил, что танк обещают собрать 12 февраля. Тов. Сталин спросил, выйдет ли что с этим танком. Я ответил, что танк смотрели наши инженеры. Испытания танк не проходил, но танк должен выйти.
Тов. Сталин выразил свое неудовольствне по поводу задержки сборки танка".
Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Первый образец танка имел то же бронирование, что и Т-60 Он сильно напоминал своего предшественника, но был более пропорционален. 20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно.
- опытный образец ГАЗ-70/Т-70 во дворе ГАЗа и во время испытаний в окрестностях завода, февраль 1942 года.
26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии,однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Так, в акте приемной комиссии отмечалось слабое бронирование ГАЗ-70, в основном соответствовавшее таковому на Т-60, и лишь незначительно усиленное в лобовой части, недостаточная проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением - в башне ГАЗ-70, как и Т-60, располагался один человек и ряд других недостатков. Поэтому отношение военных к танку было, мягко говоря, неоднозначным - по боевым характеристикам новая машина не сильно превосходила Т-60, но при этом была значительно дороже.
Тем не менее, главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н. Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок, для чего в план опытных работ ГАЗа на I квартал 1942 года включили "создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей".
Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135-140 л.с. позволяла утяжелить танк приметно на 0,7 т) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Так, нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний - до 35 мм.
Результаты испытаний новою легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили "наверх", и 6 марта
1942 года председатель Государственного комитета обороны И. Сталин подписал постановление ГКО №1394сс "Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им.Молотова Наркомсредмаша" следующего содержания:
"1 .Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, спроектированный и изготовленный Горьковскнм автозаводом Наркомсредмаша, со следующей тактико-технической характеристикой:
1. Вес танка: 9,0 - 9,2 т (с полным боекомплектом, вооружением, запасом топлива и смазки, без экипажа).
2. Вооружение:
а), одна 45-мм пушка, спаренная с одним пулеметом ДТ в башне:
б), один ППШ в укладке танка.
3. Боекомплект:
а) снарядов к 45-мм пушке 66 шт.
б) патронов к ДТ 945 шт.
в) патронов к ППШ 216 шт,
г) гранат Ф-1 10шт.
4) Габариты:
а).Длина 4 290 им
б). Ширина 2 302 мм
в). Высота 1 810 мм
г). Клиренс 300 мм
5. Скорость движения;
а) максимальная 45 км в час
б) по снежной целине 18 - 20 км в час.
6. Удельное давление - 0,72 кг. на кв. см
7. Емкость топливных баков 400 литров
8. Экипаж танка 2 человека
9. Толщина брони:
а) лобовой лист нижний 45 мм
б) лобовой лист верхний 35 мм
в) Борта 15 мм
г) башня сварная 30 - 35 мм, башня литая 40 - 45 мм
д) крыша 10 мм
е) днище 6 мм
ж) корма 25 мм.
10. Двигатель: 2 спаренных мотора типа 202 мощностью 140 л.с.
2. ..до запуска танка в серийное производство устранить дефекты, отмеченные в акте комиссии от 26 февраля 1942 года.
3. ...выпускать с 1 июня 1942 года танк Т-70 с уширенным траком и увеличенной шпорой.
И. Сталин"
. - продольный разрез танка ГАЗ-70 (Т-70).
Через два дня - 9 марта - появилось еще одно постановление ГКО №1417сс "Об организации производства танков Т-70 на заводах №№ 37 и 38 Наркомтанкопрома", согласно которому к выпуску новых боевых машин привлекались еще два предприятия, которые постепенно должны были прекратить сборку легких танков Т-60:
"1. ...с апреля месяца приступить к производству танков Т-70 с тактико-технической характеристикой, установленной постановлением ГКО от 6 марта 1942 года за №1394сс."
К изготовлению бронекорпусов новых легких танков привлекались заводы наркомата танковой промышленности - №176 (Кулебаки), №177(Выкса) и №180 (Саратов).