Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5178
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1638
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 02 ноя 2018, 00:26

Химические танки ХТ-130 и ХТ-133


С 1938 года серийно выпускался химический танк ХТ-130, спроектированный на базе линейного танка Т-26 обр. 1933 года. Башня была смещена относительно продольной оси танка вправо. В крыше подбашенной коробки слева от башни размещались заливные горловины резервуаров для огнесмеси.
Огнеметное оборудование, установленное в боевом отделении, состояло из двух резервуаров для огнесмеси общей емкостью 400 л (заправочная емкость 360 л), четырех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом (150 атм), бензинового бачка системы зажигания емкостью 0,8 л, брандспойта и запальных свечей. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином достигала 50 м. Запаса огнесмеси хватало на 40 односекундных выстрелов. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси. Рабочее давление в резервуаре при огнеметании 18 атм. Огнесмесь поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрической запальной свечи. Как и ХТ-26, танк ХТ-130 был оборудован системой дымопуска и пуска отравляющих веществ.
Наведение огнемета и пулемета ДТ (боекомплект 2898 патронов), установленных в башне, осуществлялось с помощью плечевого упора. Радиостанцией танк не оборудовался.
До конца 1939 года промышленность изготовила 324 танка ХТ-130.
ИзображениеИзображение - проекции и компоновочная схема химического танка ХТ-130.
Химические танки ХТ-130 поступали на вооружение рот боевого обеспечения механизированных, а затем и танковых бригад. С 1935 года — на вооружение отдельных химических танковых батальонов. Последними, в свою очередь, укомплектовывались химические танковые бригады. К 1939 году в Красной Армии имелись три таких бригады — на Дальнем Востоке, в Поволжье и в Московском военном округе.
ИзображениеИзображение - танки ХТ-130 на заводском дворе завода №174 и в действии, 1938-1940 года.
Серийное производство ХТ-133, созданного на базе танка Т-26 обр. 1939 года, началось в конце сентября 1939 года и шло с большими трудностями. Дело в том, что, несмотря на практически полную схожесть корпуса и башни Т-26-1 и ХТ-133, в конструкцию последнего было внесено большое количество изменений (179 в конструкцию корпуса и 91 - в конструкцию башни), а технология изготовления не была отработана. Об этом докладывал в АБТУ Красной Армии представитель военной приемки в письме от 1 декабря 1939 года:
"В октябре принято 180 корпусов, задел на 1 ноября - 78 корпусов. В ноябре Ижорским заводом сдано заводу №174 73 корпуса (из них 20 Т-26 и 53 машины "133") и 106 башен (102 для Т-26 и 4 - для 133). Срыв программы по выпуску корпусов "133" в основном объясняется болезненностью перехода на новую конструкцию, обладающую меньшей жесткостью корпуса, так как крыша корпуса у Т-26 приварная, а у "133" съемная, требующая более тщательной пригонки крыши и щитка водителя. Средняя часть днища новой конструкции также обладает меньшей жесткостью, чем у Т-26, что вызывает большие трудность в установке постаментов под химбаллоны.
Недоработка всей технологии со стороны Ижорского завода и завода № 174 заключается в том, что опытная партия машины "133" была изготовлена в очень малом количестве – изготовлено всего 4 комплекта в течение нескольких месяцев. Все это привело к тому, что к валовому производству приступили вслепую и только сейчас, когда нужно выполнять программу выявился целый ряд недоразумений".
Несмотря на принятые меры, в декабре так и не удалось наладить выпуск танков ХТ-133. В большом количестве они стали выходить из ворот завода только в январе 1940 года, причем большинство из них тут же поступало в части, ведущие боевые действия против финнов.
ИзображениеИзображение - проекции и фото химического танка ХТ-133 выпуска 1940 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5178
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1638
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 04 ноя 2018, 00:07

Химический танк ХТ-134


Химический танк ХТ-134 был создан на базе Т-26 обр. 1939 года. В отличие от предшествующих боевых машин этого назначения, компоновка и вооружение базового танка были сохранены без изменений. Огнеметное оборудование располагалось в боевом отделении и отделении управления, слева от механика-водителя. Емкость баков с огнесмесью — 140 л, причем один бак размещался внутри корпуса танка, а другой снаружи, на кормовом листе подбашенной коробки. Брандспойт огнемета был установлен в верхнем переднем листе корпуса. Дальность огнеметания — 50 м. Количество односекундных выстрелов — 15—18.
В начале 1940 года завод №174 изготовил два танка ХТ-134. Оба танка были экранированы броневыми листами толщиной 30 мм, за счет чего их бронезащита значительно возросла. Оба ХТ-134 были направлены на Северо-Западный фронт и поступили в 210-й химический танковый батальон, где с успехом использовались в боевой обстановке, но в ходе боев одна из опытных машин была подбита. Тем не менее, бои в Финляндии показали, что огнеметы пневматического действия (в которых огнесмесь выбрасывалась при помощи сжатого воздуха) из-за их малой дальности уже непригодны для вооружения танков. Поэтому в 1940 году начались активные работы по созданию танкового порохового огнемета, в котором выброс огнесмеси осуществлялся пороховыми газами, образовывавшимися при сгорании специальных зарядов.
Изображение - опытный химический танк ХТ-134 на испытаниях на НИБТ полигоне в Кубинке, лето 1940 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5178
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1638
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 05 ноя 2018, 22:28

Телеуправляемые танки


Работы над дистанционно управляемыми танками (по тогдашней терминологии, "телеуправляемыми", или "телетанками") начались в СССР в конце 20-х годов. В феврале 1930 года в окрестностях Ленинграда прошло первое испытание танка "Рено FT", оборудованного специальной аппаратурой "Река-1".
Весной 1932 года аппаратурой "Мост-1", а позднее — "Река-1" и "Река-2" был оснащен также двухбашенный Т-26. Испытания танка проводились на Московском химполигоне. По результатам испытаний был сделан заказ на изготовление четырех телетанков и двух танков управления. В них уже была установлена шестнадцатикомандная аппаратура управления системы Остехбюро (Особое техническое бюро) обр. 1932 года.
Летом 1932 года в Ленинградском военном округе был сформирован специальный танковый отряд №4, в котором в 1933 году проводились учения с участием различных типов телетанков. Учения показали, что надежность телемеханической аппаратуры значительно возросла, боевые машины могли выполнять уже до 24 различных команд. К этому времени разработали и специальные танки управления. Они представляли собой обычные линейные машины со штатным вооружением и оборудованием, позволявшим экипажу передавать команды телетанку (до этого управление велось со стационарных неподвижных пультов). Телетанк с танком управления составляли так называемую телемеханическую группу. В боевой обстановке экипаж, находясь в танке управления, вел телетанк по выбранному маршруту, что оказалось значительно удобнее неподвижного пульта. При отключении телемеханической аппаратуры (что не занимало много времени) телетанки могли действовать как обычные, для чего их комплектовали экипажами.
В 1934 году в целях более успешного проектирования новых образцов в Москве был создан Научно-исследовательский институт №20, в котором уже год спустя разработали аппаратуру телеуправления ТОЗ-IV для танков Т-26. Аппаратура прошла испытания и была принята на вооружение. К осени 1936 года промышленность изготовила 33 телемеханических группы (33 телетанка и 33 танка управления). Согласно директиве Генерального штаба РККА, телетанки поступили в тяжелые танковые бригады Резерва Главного Командования. Их предполагалось использовать для разведки минных полей, противотанковых препятствий и устройства проходов в них, уничтожения дотов, огнеметания и постановки дымовых завес, а также для снятия экипажей с подбитых танков.
ИзображениеИзображение - обычный телетанк с аппаратурой управления ТОЗ-IV, вид спереди и танк управления, вид сзади, 1935 год.
В 1937 году в НИИ №20 под руководством инженера Свирщевского был создан усовершенствованный образец телемеханической аппаратуры ТОЗ-IV для танка Т-26. В течение следующего года завод №192 изготовил 28 телемеханических групп (56 танков) с этой аппаратурой. Эти машины поступали на вооружение двух специально сформированных танковых батальонов — 21-го и 152-го, входивших в состав 30-й и 36-й танковых бригад соответственно.
Вооружение телетанков состояло из огнемета и пулемета ДТ. Внешним отличием их от ХТ-130 было наличие на башне двух антенных вводов.
Изображение - телетанк с аппаратурой управления ТОЗ-IV, вид спереди, 1937 год.
В феврале 1940 года, в разгар советско-финской войны, на заводе №185 в Ленинграде была изготовлена телемеханическая группа "Подрывник", спроектированная военным инженером 2-го ранга А. Кравцовым. В качестве базы использовались Т-26 с ТОЗ-VI, с которых демонтировали башни. Вооружение имелось только на танке управления и состояло из пулемета ДТ в шаровой установке в лобовом месте корпуса. На машинах установили дополнительные 50-мм броневые экраны и ходовую часть усиленного типа. В лобовой части телетанка смонтировали приспособление для перевозки, сбрасывания и подрыва специальных броневых ящиков с 300—700 кг взрывчатки. Масса полностью снаряженных машин составляла 13—14 т.
ИзображениеИзображение - танк управления из состава телемеханической группы "Подрывник" - общий вид и фото прототипа, Карельский перешеек, март 1940 года.
28 февраля телемеханическую группу "Подрывник" отправили на Карельский перешеек, однако в боевых действиях участия она не принимала. Испытания же ее, проходившие в 217-м батальоне, были вполне успешными. Например, заряд в 300 кг, сброшенный на линию из пяти рядов надолб, полностью их уничтожил, проделав проход шириной восемь метров. Заряд в 700 кг, сброшенный у передней стенки дота, при подрыве разрушал ее полностью. Вместе с тем, и боевое использование, и испытание телемеханических групп в ходе финской войны подтвердили, что точное наведение телетанков в условиях пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений невозможно.
Изображение - подбитый телетанк с аппаратурой ТОЗ-IV из состава 217-го батальона, Карельский перешеек, февраль 1940 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5178
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1638
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 10 ноя 2018, 23:14

Т-26 "подводного хода"


Летом 1933 года в СССР начались работы по созданию танка "подводного хождения" — то есть соответствующим образом оборудованного для преодоления водных преград по дну своим ходом.
Уже в сентябре начались испытания двухбашенного танка Т-26ПХ конструкции НАТИ. Подача воздуха к двигателю и в обитаемое отделение машины осуществлялась с помощью двух поворотных труб диаметром 0,7 м и длиной 4,7 м, располагавшихся по бортам танка. Вся герметизация осуществлялась снаружи, после посадки экипажа в танк. Все люки запирались на наружные запоры, и в случае аварии помощь могла быть оказана только извне. Военные сочли это недопустимым и направили машину на доработку.
В ноябре 1933 года появился новый проект танка "подводного хождения", который поступил на испытания в конце июня 1934 года. Новый Т-26ПХ отличался от предыдущего наличием легкосъемного комплекта подводного хода массой около 150 кг, состоявшего из специальной улитки — раздвижной прорезиненной парусиновой трубы, армированной проволочным каркасом и предназначенной для подвода воздуха и выброса выхлопных газов, герметизирующих приспособлений. а также металлической трубы для дыхания экипажа и дыхательных шлангов с мундштучными трубками. Этот комплект мог легко устанавливаться на любом серийном танке, превращая его в танк подводного хода.
Парусиновая труба для подвода воздуха к двигателю и выброса выхлопных газов имела оригинальную конструкцию. Она состояла из двух частей, разделенных перегородкой, причем задняя, меньшая часть для вывода выхлопных газов имела отражатель в верхней части.
Воздухоподводящая дыхательная металлическая труба со специальным фланцем крепилась к вентиляционной горловине через асбестовую прокладку болтами. В нижней части трубы имелись три шланга-отростка для клапанов дыхательных коробок, оканчивавшихся мундштучной трубкой.
Герметизация танка осуществлялась резиновыми прокладками, резиновой лентой, а также смолой. Башенные погоны герметизировались резиновой лентой, скрепленной дополнительным хомутом. Пулеметы закрывались специальными резиновыми камерами, в которых напротив прицелов располагались целлулоидные окошки. Конструкция камер обеспечивала почти немедленное открытие огня после форсирования. Достаточно было вытолкнуть из ствола пулемета шомполом резиновую пробку. Вход-выход экипажа осуществлялся через верхний люк правой башни, запираемый изнутри. Вождение танка осуществлялось вслепую по показаниям компаса или по телефону.
Испытания танка состоялись 7 июля 1934 года. При этом неоднократно форсировалась река глубиной 2,5—3 м, шириной до 1 км. Движение осуществлялось преимущественно на 1-й скорости (до 15 минут на 2-й скорости, чтобы не перегревался мотор).
Испытания закончились успешно и представителями полигона комплект подводного хода для танка Т-26 (Т-26ПХ) был рекомендован к принятию на вооружение. Однако для однобашенного Т-26 данный комплект уже не годился и поэтому серийно не выпускался и применения не нашел.
В 1935 году специалисты НИБТПолигона разработали комплект специальных приспособлений для движения под водой танков Т-26 и БТ. Эти приспособления были в целом подобны для люков башни и корпуса и сводились к герметизации их резиновыми прокладками и бандажами. Герметизация же вооружения была более сложной.
По периметру маски пушки сверлились отверстия, к которым болтами и прижимной металлической рамкой крепилась резиновая прокладка. На тело орудия надевалась и прижималась к кожуху откатных приспособлений специальная муфта с лабиринтом для фетрового сальника.
Пулемет закрывался резиновым чехлом, имевшим форму усеченного конуса. Малым отверстием чехол надевался на ствол пулемета, большим, с помощью накладки и болтов, плотно прижимался к маске. В канал ствола пулемета шомполом загонялась резиновая пробка.
Канал ствола пушки, в свою очередь, закрывался резиновой пробкой, закрепленной на конце специального складывающегося шомпола.
Жалюзи масляного радиатора герметизировались специальной задвижкой, которая перед погружением задвигалась под радиатор так, что последний мог свободно омываться водой. Для этого коробка радиатора была увеличена по высоте на 70 мм, а жалюзи подняты. Воздушный карман закрывался дверцей с резиновыми прокладками по краям.
Открытие и закрытие задвижки масляного радиатора и дверцы воздушного кармана производились из боевого отделения с помощью троса.
Труба для подачи воздуха состояла из двух частей длиной по 1 400 мм каждая, которые входили одна в другую и соединялись между собой резьбовой муфтой. Крепление трубы к башне производилось из боевого отделения с помощью соединительной муфты с кулачками. Завертывалось и вывертывалось верхнее звено трубы специальным ключом, также из боевого отделения танка.
Масса танка, оборудованного таким образом, увеличивалась всего на 40— 50 кг, что позволяло не демонтировать приспособления для подводного хода, а постоянно возить их на машине. Переход в положение подводного хода осуществлялся экипажем из боевого отделения за 3 минуты, после чего танк мог преодолевать водную преграду глубиной до 4,5 м. Переоборудованные танки довольно успешно прошли испытания в войсках. Однако комплект подводного хода серийно не изготавливался и в танковые части не поступал.
ИзображениеИзображение - Т-26ПХ конструкции НИБТ Полигона
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5178
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1638
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Легкий танк Т-26 - история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 12 ноя 2018, 22:49

Самоходные артиллерийские установки
на базе Т-26


СУ-1


В 1931 году РВС СССР принял постановление по опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходно-артиллерийских установок. В числе прочих предполагалось разработать самоходное орудие сопровождения механизированных соединений РКККА — 76-мм пушку на шасси танка Т-26.
На конкурсной основе задание на проектирование было выдано председателем НТК УММ И.А. Лебедевым КБ завода "Большевик", ВАММ и немецкой фирме "Даймлер-Бенц". Последняя не уложилась в отведенные сроки и предложила свой проект только в середине 1932 года, когда испытания отечественной версии САУ уже заканчивались. А поскольку советскую сторону не устроила и цена, то сделка не состоялась. Есть основания утверждать, что опыт, приобретенный фирмой "Даймлер-Бенц" при проектировании САУ для Красной Армии, и разработанные советскими специалистами ТТТ к артсамоходу сопровождения пригодились немцам при создании штурмового орудия StuG III.
СУ-1 — такое название получила новая САУ, поступившая в октябре 1931 года на НИАП для прохождения испытаний. Конструктивно СУ-1 относилась к типу закрытых самоходных установок. Над боевым отделением, совмещенным с отделением управления, была установлена клепаная рубка коробчатой формы. В бортах рубки имелись двери для посадки и высадки экипажа, а на крыше — невращающаяся командирская башенка с круглым люком.
76-мм полковая пушка обр.1927 года с укороченным до 500—550 мм откатом была установлена в боевом отделении на тумбе, заимствованной у противоштурмовой пушки обр. 1910 года. Последние состояли на вооружении бронеавтомобилей "Гарфорд" периода Первой мировой войны. Амбразуру для пушки прорезали в лобовом листе рубки по месту (благо рубка была изготовлена из простой стали), и она имела слишком большие размеры.
При стрельбе из СУ-1 наблюдалась лучшая кучность, чем из полковой пушки на полевом лафете и бронеавтомобиля "Гарфорд". Это объяснялось большей массой всей системы. Всего в ходе испытаний из САУ произвели 41 выстрел с места и три — с хода. При этом выяснилось, что прицельный огонь с хода вести невозможно — экипаж бросало по всей машине. Кроме того, работа заряжающего была крайне затруднена, так как боекомплект перевозился в обычных ящиках.
Изображение - CАУ СУ-1 во время испытаний, Ленинград, зима 1931 года.
По результатам испытаний члены комиссии — представители НТК УММ и НТК ГАУ — приняли постановление, которое есть смысл привести полностью.
"СУ-1 испытания выдержала и может быть допущена для проведения дальнейших работ по следующим направлениям:
1. Угол вертикального обстрела увеличить до 20 гр" для чего повысить высоту цапф на 40 мм.
2. Горизонтальный обстрел довести до ±20°. В рубке иметь два открывающихся окна для ускорения наводки и наблюдения целей. Высоту рубки — увеличить, чтобы не мешалась наводчику.
3. Расположение маховиков должно быть удобно для наводчика и не отрывать его от прицела.
4. Предусмотреть возможность проведения спуска как рукой со шнура, так и ногой — педалью.
5. В бортах рубки предусмотреть шаровые яблоки для пулеметов Дегтярева. Заднее яблоко установить с расчетом пропуска через него троса для искусственного отката орудия.
6. Амбразура орудия должна прикрываться дополнительным щитком для защиты от пуль и осколков.
7. Трубку-визир прямой наводки заменить прицелом-телескопом с полем зрения 10 градусов и с резиновым наглазником... Наводчик также должен иметь собственное окно или люк для обзора поля боя...
8. Для предохранения номеров орудия от отката предусмотреть откидные щитки или иное ограждение.
9. Должны быть предусмотрены специальные места для заряжающего и рации.
10. Боекомплект разместить в гнездах.
11. Предусмотреть перевозимый пулемет Дегтярева и 10 магазинов к нему для обороны машины от пехоты.
12. Необходимо наличие переговорного устройства самолетного типа.
13. Противооткатное приспособление прикрыть бронекожухом. Переделанных таким образом самоходов необходима партия в количестве 100 шт."
Проект самоходной установки, усовершенствованной в соответствии с этим постановлением, разработали к лету 1932 года. Но в это время уже было принято решение о вооружении 76-мм орудием артиллерийского танка Т-26 с увеличенной вращающейся башней и все работы по СУ-1 прекратили.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость