CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

"Штуг по-советски"....

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#1 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 11 июл 2018, 01:16

Ситуация с самоходной артиллерией в СССР
в начале ВОВ


Первые полтора года Великой Отечественной войны Красная Армия вела боевые действия, практически не имея в своем составе самоходной артиллерии. Немногочисленные довоенные образцы оказались быстро уничтожены, а наспех построенные в 1941 году ЗИС-30 создавались без учета и анализа реальных потребностей войск. В то же время гитлеровский Вермахт располагал значительным числом разнообразных самоходно-артиллерийских установок, выпуск которых постоянно увеличивался.
Ситуация начала изменяться только в середине 1942 года. Состоявшийся 15 апреля того же года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от промышленности и войск, а также Народного комиссариата вооружения признал желательным создание как самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты с 76-мм пушкой ЗИС-3 и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов со 152-мм пушкой гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку. В основном решение пленума сводилось к созданию такой системы артиллерийского вооружения, которая обеспечила бы поддержку и сопровождение наступающей пехоты и танков огнем орудий, способных в любых условиях боя и на всех его этапах следовать в боевых порядках войск и непрерывно вести эффективный огонь. Решение пленума было одобрено Государственным Комитетом Обороны.

История создания САУ непосредственной поддержки.
Проект У-34


Летом 1942 года в конструкторском отделе Уралмашзавода инженерами Н.В. Куриным и Г.Ф. Ксюниным был разработан инициативный проект средней самоходной артустановки У-34, с использованием в качестве базы танка Т-34 и его вооружения. У-34 сохранила от танка ходовую часть, основные корпусные элементы и вооружение, но отличалась отсутствием вращающейся башни, несколько увеличенной толщиной брони (в отдельных местах до 60 мм) и отсутствием курсового пулемета. Вместо башни на корпус танка устанавливалась неподвижная броневая рубка, в амбразуре которой орудие могло иметь горизонтальное наведение в секторе 20°, а вертикальное — как у танка.
Масса машины была примерно на 2 т меньше, чем у танка, кроме того, САУ стала на 700 мм ниже. Ее конструкция значительно упростилась из-за отсутствия трудоемких в изготовлении узлов: башни, погона и т.д.
Проект У-34 был одобрен руководством НКТП как основной вариант боевой машины — истребителя танков и огневой поддержки для массового серийного производства. Два первых опытных образца предполагалось изготовить и отправить на испытания к 1 октября 1942 года. Однако уже к концу августа работы над У-34 были остановлены — "Уралмаш" начал спешно готовить выпуск танков Т-34.
Изображение - вот так выглядел проект САУ У-34.

********************************************************************************


Но процесс создания отечественных САУ на этом не прекратился. Уже 19 октября ГКО принял решение №2429сс об изготовлении артиллерийских самоходов — легких с 37-мм и 76-мм орудиями и средних со 122-мм орудием. Создание опытных образцов средних самоходов возлагалось на два завода: "Уралмаш" и завод №592 Наркомата вооружения. Незадолго до этого в июне — августе артиллерийским заводом №9 в Свердловске (ныне Екатеринбург) был разработан эскизный проект самоходной установки 122-мм гаубицы М-30 на шасси танка Т-34. Полученный при этом опыт позволил составить очень подробные тактико-технические требования на средний артсамоход со 122-мм орудием. Они и были приложены к постановлению ГКО и обязывали при проектировании оставить без изменений большую часть агрегатов орудия: всей ствольной группы противооткатных устройств, верхнего станка, механизмов наведения и прицельных приспособлений. Чтобы выполнить эти условия, установку орудия нужно было произвести на тумбе, прикрепленной к днищу машины, а длину отката орудия сохранить неизменной, равной 1 100 мм (при этом цилиндры противооткатных устройств выступали впереди лобового листа корпуса на значительную длину). Тактико-технические требования обязывали также полностью сохранить все моторно-трансмиссионные агрегаты "тридцатьчетверки", а масса САУ не должна была превышать массу танка.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#2 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 12 июл 2018, 19:06

Проект У-35.
Постройка прототипа


Для выполнения решения ГКО приказом Наркома танковой промышленности №721 от 22 октября 1942 года на Уралмашзаводе организовали Особую конструкторскую группу (ОКГ) в составе Н.В.Курина, Г.Ф.Ксюнина, А.Д.Нехлюдова, К.Н.Ильина, И.И.Эммануилова, И.С. Сазонова и др.
Руководили работами Л.И. Горлицкий и заместитель Наркома танковой промышленности Ж.Я.Котин. Установке присвоили заводской индекс У-35, но впоследствии по указанию ГБТУ Красной Армии его изменили на СУ-122. На создание машины отводился очень короткий срок: уже 25 ноября 1942 года должны были начаться государственные испытания опытного образца.
После того как конструкторский отдел "Уралмаша" закончил рабочий проект САУ, межведомственная комиссия представителей ГАУ и НКТП подробно его изучила. Одновременно рассматривался и проект, ранее выполненный заводом №9, поскольку на изготовление САУ по собственным проектам претендовали оба завода. Комиссия предпочла проект уралмашевцев, поскольку он имел лучшие технические характеристики.
Для сокращения времени изготовления опытного образца разработка чертежей происходила в тесном контакте конструкторов и технологов. Чертежи на все крупные и трудоемкие детали передавались в цеха раньше, чем заканчивалась вся конструкторская проработка. За сроками и качеством изготовления наиболее ответственных деталей велось особое наблюдение. В отведенное на выполнение задания время не было возможности изготовить все необходимые приспособления и оснастку. Поэтому опытный образец собирался с большим количеством пригоночных работ. Технологическая оснастка в полном комплекте проектировалась параллельно и предназначалась для последующего серийного производства. Сборку опытного образца закончили 30 ноября 1942 года. В тот же день были проведены заводские испытания: пробег на 50 км и стрельба 20-ю выстрелами на заводском полигоне в Красном.
ИзображениеИзображение - первый опытный образец Су-122 на заводском дворе Уралмаша, Свердловск, 1943 год. 122-мм гаубица на максимальном и минимальном углах возвышения.
В результате у машины были выявлены следующие недостатки:
1) непрочность крепления досылателя снарядов, конструкция которого к тому же не содействовала ускорению заряжания;
2) углы наведения орудия не соответствовали ТТТ;
3) скопление большого количества пороховых газов во время стрельбы;
4) устройство крепления орудия по-походному не обеспечивало надежности его работы во время движения по пересеченной местности;
5) при поворотах орудия по горизонтали в крайние углы, между бронировкой маски и корпусом образовывались большие щели;
6) пользоваться наблюдательной башенкой и наводить орудие по вертикали оказалось практически невозможно.
После заводских испытаний в конструкцию артсамохода внесли только те изменения, которые требовались для успешного проведения госиспытаний:
- установили сиденья, боеукладку, смотровые приборы, вытяжной башенный вентилятор и прочее оборудование;
- обеспечили углы наведения, требуемые по ТТТ.
Остальные пожелания по улучшению конструкции САУ были учтены при отработке чертежей опытной серии.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#3 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 14 июл 2018, 19:07

Государственные испытания СУ-122


Государственные испытания двух образцов самоходных установок, изготовленных "Уралмашем" и заводом №592, проводились с 5 по 9 декабря 1942 года на Гороховецком полигоне. Причем завод №592 согласно заданию разработал проект и изготовил опытный образец 122-мм САУ СГ-122 на трофейном шасси среднего танка Pz.III.
У-35 (СУ-122) была испытана 281-м выстрелом (из них 161 — с усиленным зарядом) и пробегом на 430 км. Государственная комиссия сделала следующие выводы:
1) кучность боя, устойчивость и сбиваемость наводки при стрельбе из орудия самохода У-35 находятся в пределах нормы;
2) скорострельность орудия не превышает 5 выстр./мин, что в два раза меньше скорострельности, заданной ТТТ, и меньше полученной при стрельбе из орудия самохода СГ-122 (7 — 8 выстрелов). Причины этого — тесное боевое отделение У-35, неудобное и нерациональное размещение в нем экипажа, а также неудовлетворительная укладка боекомплекта.
3) динамические характеристики самохода У-35 не отличаются от танка Т-34.
Несмотря на отмеченные недостатки комиссия рекомендовала принять на вооружение уралмашевскую СУ-122.
За три дня до начала испытаний — 2 декабря 1942 года — ГКО, не дожидаясь их результатов, вынес постановление №4559 о немедленной организации серийного производства САУ СУ-122 на Уралмашзаводе. По приказу наркома танковой промышленности №792 от 5 декабря 1942 года необходимо было выпустить в декабре 1942 года — 25, январе 1943-го — 100, феврале — 100, марте — 100 самоходных установок.
Уралмашзаводу разрешили изготовить первые 125 машин по чертежам опытного образца и только с февраля 1943 года выпускать самоходки, в которых были бы устранены все недостатки, отмеченные Государственной комиссией. Однако завод уже в декабре выпустил чертежи, устранявшие большинство дефектов и по ним начал изготавливать артсамоходы с самого начала серийного производства. К этим изменениям относились:
- установка выпрямленного лобового листа рубки, что увеличивало объем боевого отделения и улучшало условия работы экипажа;
- устранение щелей в бронезащите;
- улучшение расположения в боевом отделении боеукладки, рабочих мест экипажа, прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.;
- замена командирской башенки на прибор ПТК;
- увеличение емкости топливных баков;
- уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наведения;
- упрощение конструкции механизма натяжения гусеницы и др.
28 декабря 1942 года на заводском полигоне провели испытания одной из машин установочной декабрьской программы, которые заключались в пробеге на 50 км и стрельбе в 40 выстрелов. Никаких поломок и недостатков во время испытаний отмечено не было. В результате вся установочная партия самоходок в количестве 25 штук была признана годной для приема в Красную Армию и отправлена в Учебный центр самоходной артиллерии.
Изображение - СУ-122 во время испытательных стрельб на заводском полигоне, 1943 год.
Туда же выехала и группа работников завода — конструкторов, водителей, слесарей. В эту группу входили заместитель главного конструктора Л.И. Горлицкий, водитель Болдырев, старший мастер сборочного цеха Рыжкин и другие.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#4 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 19 июл 2018, 18:31

Cерийное производство


В течение всего периода серийного производства средней самоходной установки модели СУ-122, которое продолжалось с декабря 1942 года по август 1943 года, велось непрерывное улучшение качества и технологичности ее производства.
Поэтому машины разных производственных серий отличались друг от друга. Так, например, первые восемь СУ-122, поступившие в Учебный центр самоходной артиллерии, не только не имели вытяжных вентиляторов боевого отделения, но и мест для их крепления. Боевые машины ранних выпусков, не получившие специальных танковых радиостанций, силами центра приспосабливались под установку радиостанций самолетного типа, переданных из Наркомата авиапромышленности.
В целом же Учебный центр самоходной артиллерии характеризовал новые САУ как чрезмерно тяжелые (масса —31,5 т), не слишком надежные (частые поломки ходовой части) и сложные в освоении. Впрочем, со временем отношение к СУ-122 изменилось к лучшему.
ИзображениеИзображение - CУ-122 первой серии, захваченная немцами в 1943 году.
Машины второй серии (февраль — март 1943 года) получили упрощенную маску орудия и ряд изменений в интерьере. Кроме того, были введены цилиндрические топливные и масляные баки, однако до лета 1943 года их не унифицировали с баками Т-34. В целом же общее число деталей, заимствованных от танка Т-34, доходило до 75%.
Весной — летом 1943 года для увеличения места под боекомплект из экипажей некоторых машин вывели второго заряжающего. Экипаж уменьшился с 6 до 5 человек, что отрицательно сказалось на скорострельности. Часть СУ-122 получила дополнительный вентилятор боевого отделения, устанавливавшийся на кормовом листе рубки.
Всего по улучшению качества и упрощению производства машины было выпущено свыше 800 приказов. Проведенные работы по усовершенствованию технологии изготовления и сборки позволили значительно уменьшить трудозатраты на выпуск машины (за 9 месяцев производства они были снижены на 15%). Коммерческая себестоимость самоходной установки также из месяца в месяц снижалась, и ее разница между началом и концом производства машины составила 30,2 тыс. рублей (в начале производства ее величина составляла 203,9, в конце — 173,7 тыс. рублей, отпускная цена машины — 175,0 тыс. рублей).
Использование базы танка Т-34/76 и 122-мм гаубицы М-30 обеспечили создание достаточно надежной машины, и особых затруднений в ее эксплуатации не было. Всего за время производства было выпущено 638 самоходных установок СУ-122.
Изображение - эшелон с САУ СУ-122 перед отправкой на фронт, Свердловск, июль 1943 года.
За работу по созданию для Красной Армии самоходной установки СУ-122 заместитель главного конструктора Л.И. Горлицкий и ведущий инженер Н.В. Курин были награждены орденами "Красной Звезды". Кроме того, в 1942 году за создание новых видов вооружения они были удостоены Сталинской премии II степени, а директору "Уралмашзавода" Б.Г. Музрукову было присвоено звание Героя Социалистического труда ("За тяжелое машиностроение" №43 от 26 марта 1943 года).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#5 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 22 июл 2018, 23:04

Попытка улучшить САУ,
или СУ-122М


В целом конструкция самоходной установки СУ-122 имела ряд недостатков, основными из которых являлись:
- недостаточные размеры боевого отделения;
- большой объем, занимаемый артсистемой в боевом отделении;
- значительный откат орудия при выстреле;
- плохой обзор с места механика-водителя при вождении из-за большого выхода противооткатных устройств за габариты
машины;
- люк механика-водителя не был предусмотрен для его посадки и выхода из машины.
Поэтому в январе 1943 года параллельно с отработкой чертежей машины для серийного производства конструкторское бюро УЗТМ развернуло работы по улучшению конструкции установки СУ-122. Направление этих работ предусматривало обеспечение необходимых условий при обслуживании, упрощение монтажа орудия и увеличение надежности машины при эксплуатации. Основную часть работы вел ведущий инженер Н.В. Курин.
В процессе этой работы было установлено, что лучшим решением являлась установка 122-мм гаубицы не на тумбе, а в рамке. Этому решению поспособствовало наличие опыта от выполненной ранее на "Уралмашзаводе" проектной работы по установке 122-мм гаубицы У-11 в башне тяжелого танка КВ-1.
Крепление орудия к переднему лобовому листу корпуса значительно увеличило полезный объем в рубке машины и улучшило условия работы экипажа. Размеры деталей, крепивших орудие, уменьшились. Кроме того, в целях обеспечения большей компактности установки вооружения и увеличения объема боевого отделения, длина отката орудия была уменьшена с 1 100 до 600 мм.
Изображение - схема крепления 122-мм гаубицы Д-11 к лобовому листу корпуса СУ-122М.
Эти конструктивные изменения привели к необходимости создания нового орудия, специально приспособленного для монтажа его в самоходной установке. Создание такого орудия взял на себя завод №9 НКВ. В ходе совместной работы двух заводов УЗТМ и завода №9 НКВ в апреле 1943 года был изготовлен модернизированный образец самоходной установки СУ-122М с монтажом в рамке новой 122-мм гаубицы Д-11 с укороченным откатом.
17 мая 1943 года опытный образец самоходной установки СУ-122М прошел заводские испытания в объеме 50 выстрелов и 100 км пробега. Машина по отношению к самоходной установке СУ-122 имела больший объем боевого отделения, значительно улучшивший условия работы экипажа и особенно механика-водителя САУ.
ИзображениеИзображение - прототип СУ-122М в цеху УЗТМ, апрель 1943 года.
Уменьшение длины противооткатных устройств и рамочная конструкция установки гаубицы Д-11 позволили разработать и установить упрощенную шаровую броневую защиту орудия. Общая компоновка самоходной установки и её отдельных узлов и агрегатов обеспечила ряд значительных технологических и производственных преимуществ по сравнению с серийной самоходной установкой СУ-122:
1. Объем боевого отделения был увеличен за счет расширения стенок подкрылков до габаритов гусениц и увеличения высоты корпуса на 50 мм (до 1 700 мм). При этом масса машины возросла с 29 560 кг до 31 440 кг, но оставалась в пределах массы танка Т-34/76. Увеличение боевого отделения позволило увеличить боекомплект к орудию, в состав которого впервые был включен вновь разработанный бронебойный снаряд массой 25 кг.
2. Новое 122-мм орудие Д-11 с баллистикой гаубицы типа М-30 устанавливалось с люлькой в рамке, вращавшейся в вертикальных цапфах
кожуха рамки, прикрепленной только к переднему листу, без связи с днищем и бортами машины. Орудие было самоуравновешено в цапфах. Вся конструкция орудия и его установки занимала значительно меньший объем внутри броневой рубки, чем старая тумбовая установка. Благодаря этому значительно улучшились условия работы экипажа, более рационально были распределены обязанности между членами экипажа во время стрельбы. От работ по обслуживанию орудия был освобожден командир машины и значительно улучшены условия работы механика-водителя.
3. Сокращение длины противооткатных устройств и рамочная конструкция установки орудия в трубообразной люльке позволили осуществить упрощенную, более надежную шаровую броневую защиту орудия и уменьшить трудоемкость по ее монтажу с 17-18 часов до 1-2 часов.
Количество наименований литых деталей сократилось в 3 раза. Устранение большого выхода бронировки за габарит машины улучшило условия обзора с места механика-водителя. Кроме того, установка орудия со смещением назад позволила снизить нагрузку на передние опорные катки машины и улучшить условия их работы.
4. Для стрельбы прямой наводкой был установлен телескопический прицел, обеспечивший наводку орудия одним членом экипажа.
5. В машине было улучшено расположение люков, боеукладки, сидений членов экипажа, освещение и др.
Государственные испытания новой установки СУ-122М были успешно проведены в июле 1943 года на полигоне НКВ в районе Нижнего Тагила в период с 18 по 23 июня 1943 года отстрелом в объеме 329 выстрелов и пробегом на трассах Свердловск — Нижний Тагил и Свердловск-Челябинск. Всего было пройдено 858 км.
Государственная комиссия под председательством генерал-майора танковых войск Огурцова признала необходимым внести в конструкцию ряд изменений для ее дальнейшего улучшения, но в общей оценке вынесла заключение, что "самоход может быть принят на вооружение самоходных артиллерийских частей Красной Армии".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#6 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 25 июл 2018, 17:02

Неудачный эксперимент
или СУ-122-III


Предложения комиссии под председательством генерал-майора танковых войск Огурцова были учтены при разработке конструкции нового опытного образца установки СУ-122-III, который поступил на сравнительные испытания в июле 1943 года вместе с новыми опытными средними самоходными артиллерийскими установками СУ-85 (СУ-85-1 - САУ с 85-мм пушкой С-18-1 конструкции ЦАКБ и с измененной люлькой конструкции УЗТМ; СУ-85-II — САУ с 85-мм пушкой Д-5С-85 завода №9 НКВ; СУ-85-IV - САУ с 85-мм пушкой С-18 конструкции ЦАКБ) (подробнее об этих САУ рассказано в теме, посвященной СУ-85 - Scharnhоrst).
С 20 по 25 июля 1943 года все САУ прошли заводские испытания, во время которых на установках СУ-85-1 и СУ-85-IV произошли поломки спусковых механизмов артиллерийских орудий.
Испытания отстрелом 122-мм гаубицы Д-6 в самоходной установке СУ-122-III в объеме 165 выстрелов показали, что она выдержала испытания в полном объеме. В соответствии с решением комиссии, проводившей испытания, после устранения этих поломок и проведения контрольного отстрела машины были допущены к государственным испытаниям.
В конце июля все САУ были представлены на государственные испытания, которые прошли в период с 25 июля по 6 августа 1943 года. Из-за большого количества недостатков в конструкции орудия Д-6 самоходная установка СУ-122-III с испытаний была снята и дальнейшие работы по ней были прекращены.
ИзображениеИзображение - опытная САУ СУ-122-III во время испытаний, лето 1943 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#7 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 02 авг 2018, 18:39

Описание конструкции


Корпус и компоновка


Новая самоходная артиллерийская установка СУ-122 периода Великой Отечественной войны представляла собой боевую безбашенную полностью бронированную машину с более мощным вооружением по сравнению с танком Т-34/76, на базе которого она выпускалась, поскольку в неподвижной броневой рубке САУ (при прочих равных условиях) было установлено более мощное вооружение, чем во вращающейся башне танка. При этом высота машины была уменьшена и улучшена форма носовой части корпуса.
Установка оружия в броневом корпусе упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков Т-34/76 и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.
Самоходная установка СУ-122 предназначалась для разрушения укреплений, уничтожения огневых точек и танков противника. Броневая рубка находилась в передней части корпуса. Экипаж машины состоял из пяти человек. Подобный экипаж был необходим, так как гаубица имела раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наводки (слева — у наводчика САУ находился маховик винтового поворотного механизма, справа — у командира машины был маховик секторного подъемного механизма).
Посадка экипажа производилась через прямоугольный люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях, располагавшийся в крыше рубки. Люк механика-водителя в лобовом листе слева от орудия предназначался только для обзора. В крышке люка САУ устанавливался один перископический смотровой прибор. Кроме того, для наблюдения за полем боя на машинах первой серии использовались два зеркальных смотровых прибора, установленных в лобовом и правом листах броневой рубки, командирская панорама ПТК — на крыше рубки и смотровая щель с триплексом в кормовом листе рубки.
Удаление пороховых газов из боевого отделения осуществлялось с помощью вытяжного вентилятора.
ИзображениеИзображение - проекции со всех сторон САУ СУ-122 первой производственной серии.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#8 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 06 авг 2018, 14:41

Вооружение


Основным оружием являлась 122-мм дивизионная гаубица М-30 образца 1938 года с поршневым затвором и длиной ствола 22,7 калибра. Орудие САУ устанавливалось на тумбе, подкрепленной поперечной балкой. Для самоходной установки СУ-122 были использованы ствол с затвором, люлька, противооткатные устройства, верхний станок с механизмами наводки и прицельные приспособления. В затворе гаубицы в связи с установкой ручного механического спускового механизма была удлинена хвостовая часть курка путем наварки дополнительной спецпластины. Основной деталью введенного спускового механизма являлся коленчатый рычаг, который был насажен на неподвижную ось. При нажатии на кнопку нижнего конца рычага верхний конец рычага оттягивал курок назад, вследствие чего происходил выстрел. В исходное положение рычаг возвращался под действием пружины.
Некоторые изменения претерпела люлька — в передней и средней части короба были приклепаны кронштейны для подвески бронировки качающейся части. Сзади люльки приклепывалось ограждение, состоявшее из двух частей: неподвижной балки и гнутой выдвижной трубчатой рамки. Это устройство было введено для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями при выстреле. В походе такую рамку можно было вдвинуть внутрь балки для освобождения места позади орудия. Рамка имела стопор в переднем и заднем положениях.
Новыми узлами являлись основание и нижний станок. Основание нижнего станка непосредственно приваривалось к днищу, правому борту и нижнему переднему листу корпуса. Нижний станок крепился на основание шпильками и имел обработанные поверхности для установки штыря верхнего станка. Верхний станок имел следующие изменения:
- к щекам станка приварена площадка для крепления кронштейнов поворотной броневой защиты спереди, между кронштейнами для цапф от уравновешивающего механизма;
- приварена коробка с пружинным роликом, который при вращении верхнего станка катился по спецдетали на нижнем станке;
- к левой щеке станка приварены накладки для установки кронштейна прицела.
Изображение - схема установки 122-мм гаубицы на тумбе в боевом отделении СУ-122.
В подъемном механизме была установлена новая коробка конической передачи, изменившей по сравнению с родным механизмом гаубицы образца 1938 года направление вращения ее качающейся части в вертикальной плоскости. Поворотный механизм был использован без изменений, за исключением изменения высоты его расположения. Проушина его ходового винта была закреплена в верхнем лобовом листе корпуса.
Уравновешенный механизм также был использован без изменений, за исключением введения дополнительных пружин для уравновешивания массы качающейся броневой защиты, крепившейся на люльке.
При движении машины по-походному орудие могло стопориться двумя стопорами: стопором от горизонтального поворота и стопором от вертикального поворота. Первый стопор устанавливался на оси в нижнем станке. При установке стопора в верхнее положение он входил в соприкосновение с соответствующими плоскостями на верхнем станке, исключая поворот станка. Второй стопор (в виде крюков) устанавливался на заднем броневом щите корпуса и захватывал люльку крюками за бобышки на цапфенной обойме. Крюки после накидывания на бобышки натягивались при помощи стяжки с воротком.
В прицел, по сравнению с прицелом 122-мм гаубицы М-30, были введены следующие изменения:
- установлен специальный кронштейн на верхнем станке для крепления прицела (у 122-мм гаубицы М-30 прицел крепился при помощи оси на левой цапфе люльки);
- для передачи вращения от качающейся части гаубицы к прицелу введен привод;
- корзинка для панорамы Герца поднята при помощи стойки, благодаря чему панорама располагалась над крышей рубки САУ. От поражения осколками и пулями выступающая часть панорамы была забронирована.
Изображение - схема установки и внешний вид панорамы Герца для 122-мм гаубицы М-30.
Бронировка панорамы (башенка) имела четыре закрывавшихся люка для наводки панорамы: передний — для прямой наводки в цель, боковые и задний — для отметки по точке наводки при стрельбе с закрытой огневой позиции. На первой серии машин задний люк отсутствовал.
Углы вертикальной наводки САУ СУ-122 составляли от —3° до +25°, горизонтальный — в секторе +10°. При стрельбе использовалась панорама Герца.
Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3 600 м, наибольшая — 8 000 м. Скорострельность — 2 выстр./мин.
Боекомплект гаубицы состоял из 36 осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые укладывались в боевом
отделении. Впоследствии боекомплект был увеличен до 38-40 выстрелов. В левой нише корпуса укладывались 24 снаряда, у моторной перегородки (вертикально) — 10 снарядов, на днище под орудием — 6 снарядов.
Использовались выстрелы с осколочной гранатой сталистого чугуна 0-462А и взрывателем РГМ-2 или Д-1, с осколочной гранатой сталистого чугуна О-460А и взрывателем РГМ-2 или Д-1 и осколочно-фугасной стальной гранатой типа ОФ-462 (цельнокорпусной с привинтной головкой). Выстрелы с осколочно-фугасной гранатой обычно комплектовались зарядом №1 и только латунными гильзами. Гильзы с зарядами размещались в основном в нише подкрылков с правой и левой стороны орудия. Осколочный снаряд при массе 21,76 кг имел начальную скорость 515 м/с.
Летом 1943 года перед Курской битвой в состав боекомплекта был введен выстрел с кумулятивным снарядом сталистого чугуна БП-460А и взрывателем типа В-229, который обеспечивал пробитие лобовой брони любого немецкого танка. Однако малая дальность прямого выстрела (около 400 м) в условиях низкой скорострельности не позволила повысить боевую эффективность машины.
Из самоходной установки можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций, при этом использовались таблицы стрельбы для 122-мм гаубицы образца 1938 года.
Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ образца 1941 года с боекомплектом 20 дисков и 20 ручных гранат Ф-1. На машинах позднего года выпуска боекомплект к пистолетам-пулеметам ППШ был увеличен до 1 491 патрона (21 диск).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#9 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 10 авг 2018, 18:37

Бронирование.
Общее устройство корпуса САУ


Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка — сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40 и 45 мм, расположенных с различными углами наклона. Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными броневыми листами, изготовленными из гомогенной брони высокой твердости марки 44С, приваренными к литой передней балке.
Верхний лобовой броневой лист корпуса и рубки был сплошным, наклоненным под углом 50° от вертикали. В нем были сделаны амбразура под установку гаубицы и люк механика-водителя.
Амбразура 122-мм гаубицы снаружи прикрывалась неподвижным лобовым щитом. На машинах второй серии (выпуска февраля-марта 1943 года) устанавливалась упрощенная броневая маска орудия с дополнительной броневой защитой противооткатных устройств.
ИзображениеИзображение - СУ-122 второй серии с дополнительной бронезащитой противооткатных устройств гаубицы. Видны также поручни для десанта по бортам рубки.
Люк механика-водителя был смещен влево на 270 мм и уменьшен по размеру, поэтому он использовался только как смотровой люк. Кроме того, в верхнем лобовом листе имелись: отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрываемые резьбовыми заглушками. Отверстие для стрельбы из личного оружия закрывалось броневой пробкой, которая втягивалась изнутри с помощью троса, прикрепленного к хвостовику пробки. Два отверстия в нижней передней части листа слева и справа служили для доступа к хвостовикам червяков механизмов натяжения гусениц. Отверстие в верхней правой части листа служило для доступа к заливной горловине передних топливных баков.
Боковыми краями верхний лобовой лист сваривался с листами подкрылков и бортов, а верхним — с листом крыши боевого отделения. В правой части нижнего лобового листа корпуса САУ был сделан прямоугольный люк, закрываемый броневой крышкой на болтах, предназначенный для доступа к механизму натяжения правой гусеницы.
Каждый борт корпуса был образован бортовым листом и двумя листами подкрылков — передним и задним. Листы подкрылков САУ устанавливались наклонно и связывались с вертикальным бортовым листом горизонтальным днищем подкрылка. В передней части бортовых листов приваривались кронштейны направляющих колес, в задней части — картеры бортовых редукторов. В нижней части листов были выполнены по пять отверстий для установки осей балансиров и по четыре выреза под цапфы балансиров. Рядом с этими отверстиями приваривались стойки для крепления ограничителей хода балансиров. С внутренней стороны к бортам были приварены восемь шахт (по четыре с каждой стороны) для монтажа наклонных пружин подвески опорных катков.
Передние — правый и левый — листы подкрылков корпуса, образовывавшие стенки боевого отделения, устанавливались с наклоном к вертикали. В правом борту боевого отделения были сделаны отверстия для антенного ввода и стрельбы из личного оружия. Аналогичные отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками, имелись в левом и кормовом листах боевого отделения. Зеркальные смотровые приборы, установленные в крышке люка механика-водителя, в верхней части лобового и правого бортового листов рубки имели броневое прикрытие (козырьки). В кормовом наклонном листе боевой рубки имелась смотровая щель с триплексом. Задние листы подкрылков, находившиеся в районе моторного и трансмиссионного отделений, были установлены с большими углами наклона. К листам подкрылков были приварены кронштейны для крепления дополнительных топливных баков, а к бортам и корме боевой рубки — десантные поручни. На части машин второй серии десантные поручни на кормовой части рубки отсутствовали.
Вдоль всего подкрылка слева и справа были приварены надгусеничные полки с передними и кормовыми грязевыми щитками. В крыше боевой рубки помимо выреза под установку башенки панорамы и входного люка имелись два отверстия под установку командирской панорамы и вытяжного вентилятора, над которым был установлен броневой колпак.
Корма корпуса состояла из двух наклонных (верхнего и нижнего) и горизонтального листов. Верхний кормовой лист был выполнен откидным на петлях и крепился болтами к угольникам, обычно приваренным к подкрылкам и бортовым листам изнутри. На части машин первой серии верхний кормовой откидной лист имел три петли. На последующих машинах на верхнем кормовом листе СУ-122 устанавливались только две петли. В центре листа имелся круглый люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях, предназначавшийся для доступа к агрегатам трансмиссии. Овальные окна с обеих сторон люка в верхнем кормовом листе служили для выхода выхлопных труб, которые были прикрыты броневыми колпаками, крепившимися на болтах. В нижнем наклонном кормовом листе слева и справа были сделаны вырезы, к краям которых были приварены картеры бортовых редукторов. В кормовом листе, приваренном к заднему листу днища САУ внахлест, был выполнен полукруглый вырез для возможности доступа к коробке передач через люк в днище. Кроме того, на машинах второй серии на верхнем кормовом листе имелись четыре бонки для крепления и перевозки типовой танковой печи, используемой для прогрева машины на стоянках в холодное время года. Печь устанавливалась в ровике, отрытом под днищем машины в районе моторно-трансмиссионного отделения. Сверху самоходная установка накрывалась брезентом.
Крыша моторного отделения состояла из трех съемных листов. Средний продольный лист крыши имел корытообразную форму, боковые стенки которого были усилены приваренными броневыми планками. Он крепился болтами к угольникам моторной и трансмиссионной перегородок. В средней части листа имелся прямоугольный люк для доступа к двигателю, закрывавшийся броневой крышкой. В боковых листах крыши были выполнены окна продольных жалюзи и по четыре лючка, закрывавшиеся броневыми крышками на болтах. Средние лючки служили для доступа к пробкам заливных горловин и кранам масляных баков (правого и левого), а крайние — для доступа к стаканам подвески опорных катков.
Прямо над продольными жалюзи устанавливались два корытообразных броневых колпака с решетками, предохранявшими от попадания внутрь моторного отделения крупных посторонних предметов. В колпаках над люками для заливки масла в баки были сделаны специальные вырезы, закрывавшиеся броневыми крышками.
Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух броневых листов над топливными баками, двух броневых листов жалюзи, узкого
концевого поперечного листа и защитной сетки над крышей. В листах над топливными баками были сделаны лючки для доступа к их заливным горловинам, закрываемые броневыми крышками.
Днище машины было изготовлено из четырех броневых листов толщиной 15 мм, соединенных встык сварными швами и усиленными накладками. В днище были сделаны три люка с броневыми крышками: передний (запасный) люк-лаз (по сравнению с базовой машиной был перенесен из отделения управления в боевое, справа от орудия), средний — подмоторный (для доступа к масляному насосу и водяной помпе) и задний — для слива масла из коробки передач. Кроме того, имелись пять отверстий с заглушками для слива масла и топлива из баков, а также восемь прямоугольных вырезов, по четыре с каждой стороны, для монтажа подвесок опорных катков.
Для тушения пожара в машине применялся ручной тетрахлорный огнетушитель типа РАВ, который размещался в боевом отделении.
Изображение - схема бронезащиты САУ СУ-122.
ИзображениеИзображение - проекции со всех сторон СУ-122 второй серии с дополнительной бронировкой противооткатных устройств гаубицы.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#10 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 14 авг 2018, 21:15

Двигатель и трансмиссия


Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-34. В кормовой части машины в моторном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался V-образный (с углом развала 60°) двенадцатицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт).
ИзображениеИзображениеИзображение - поперечный и продольный разрезы, а также общий вид дизеля В-2-34.
Двигатель устанавливался на раме на четырех лапах, отлитых вместе с верхней половиной картера, и крепился к ней восемью болтами. На двигателе масляный фильтр, водяной насос и размещались: топливоподкачивающая генератор. Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных десятилитровых баллонов с давлением 150 кгс/см2. Для обеспечения пуска двигателя сжатым воздухом в передней части двигателя устанавливался воздухораспределитель. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя САУ, использовались два воздухоочистителя типа "Циклон" с двумя промасленными проволочными кассетами, которые устанавливались в трансмиссионном отделении, а также обеспечивали степень очистки воздуха, равную 99,3%.
По сравнению с базовой машиной топливная система САУ претерпела следующие изменения:
- из боевого отделения был убран левый топливный бак. Взамен его устанавливались два бака в носовой части корпуса с правой стороны.
- На бортах корпуса в кормовой части машины устанавливались наружные дополнительные топливные баки цилиндрической формы, которые в топливную систему двигателя включены не были. Емкость основных топливных баков составляла 500 л, дополнительных — 360 л. Запас хода машины по шоссе на основных топливных баках достигал 400 км, с учетом дополнительных баков — 600 км.
В систему смазки двигателя входили два масляных бака (по 40 л), масляный насос, масляный фильтр, ручной маслоподкачивающий насос, манометр, два термометра и уравнительный бачок.
С 1943 года в масляную систему был введен масляный радиатор. Для смазки двигателя применялись авиационные масла: летом — марки МК и МСЮ, зимой — МЗС. Между масляными баками-радиаторами и двигателем с каждой стороны устанавливались водяные радиаторы системы охлаждения двигателя.
Изображение - система смазки дизеля В-2-34.
Жидкостная система охлаждения закрытого типа состояла:
- из водяной рубашки блока цилиндров,
- водяных радиаторов, водяного насоса;
- центробежного вентилятора;
- тройника с паровоздушным клапаном и трубопроводов.
Емкость всей системы охлаждения составляла 90 л. Радиаторы сообщались с атмосферой посредством паровоздушного клапана. Тройник, сообщавшийся с обеими радиаторами, предназначался для заливки воды в систему.
Изображение - система охлаждения двигателя В-2-34.
В трансмиссионном отделении САУ, расположенном за моторным отделением, размещалась механическая трансмиссия, в состав которой входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали);
- трехходовая пятиступенчатая коробка передач, обеспечивавшая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода;
- два бортовых фрикциона с тормозами и два бортовых редуктора.
Главный фрикцион всего имел одиннадцать ведущих и одиннадцать ведомых дисков. Коробка передач была выполнена без прямой передачи с двумя поперечными валами: коническая промежуточная шестерня имела переднее расположение, валы находились в одной горизонтальной плоскости. Диапазон коробки передач составлял 7,37.
Изображение - пятиступенчатая коробка передач САУ СУ-122.
В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Внутренние (ведущие) барабаны бортовых фрикционов были посажены на шлицы главного вала коробки передач, а наружные (ведомые) барабаны были соединены болтами с фланцами бортовых редукторов. Между внутренними и наружными барабанами каждого из бортовых фрикционов размещался комплект из двадцати одного ведущего и двадцати двух ведомых стальных дисков, каждый из которых был связан зубьями с соответствующим барабаном. Остановка и повороты машины осуществлялись с помощью двух плавающих ленточных тормозов, располагавшихся на наружных барабанах бортовых фрикционов.
ИзображениеИзображение - трансмиссия, главный и бортовой фрикционы САУ СУ-122 (в разрезе).
Тормоза были изготовлены из листовой стали с накладками из феродо. Бортовые редукторы, представлявшие собой однорядные шестеренчатые понижающие передачи, обеспечивали постоянное (в 5,7 раза) увеличение крутящего момента на ведущих колесах самоходной установки.
Приводы управления — механические с применением сервопружин. По сравнению с базовой машиной кулиса и привод управления коробкой передач претерпели следующие изменения:
- кулиса коробки передач располагалась перед сиденьем механика-водителя между рычагами привода бортовых фрикционов, рычаг кулисы выпрямлен;
- в привод кулисы коробки передач введен поперечный валик, изменены поводки кулисы, удлинены тяги привода, а также для сохранения
существующего порядка включения передач изменены по длине задние вертикальные валики привода.
Привод управления бортовыми фрикционами и тормозами по схеме и конструкции изменений не претерпел, за исключением перемещения влево рычагов управления и педалей. Кроме того, было изменено расположение рычагов на уравнительном валике: рычаги были изогнуты внутрь, что исключило задевание ими за станок орудия и за левый кронштейн подвески.
Изображение - схема управления бортовыми фрикционами и тормозами.
Привод управления топливным насосом был перенесен влево, соответственно расположению сиденья механика-водителя, которое было сдвинуто влево на 200 мм и приподнято на 100 мм.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#11 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 07 сен 2018, 18:52

Ходовая часть


Ходовая часть самоходной установки отличалась от ходовой части танка Т-34 усиленными передними узлами подвески. Подвеска машины была индивидуальная, пружинная состояла из десяти узлов. В каждом из узлов подвески передних опорных катков имелось по две концентрических винтовых пружины, которые располагались в передней части корпуса и были закрыты специальными кожухами. В узлах подвесок остальных опорных катков пружины располагались одна над другой.
Изображение - узел подвески переднего опорного катка СУ-122.
В состав гусеничного движителя входили две мелкозвенчатые гусеницы, два ведущих колеса гребневого зацепления, десять опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения.
Изображение - общий вид ходовой части СУ-122.
Каждая гусеница состояла из 37 плоских и 37 гребневых траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 148 пальцев. Траки шириной 500 мм отливались из специальной высокомарганцовистой стали Гадфильда. Осевое перемещение пальцев в проушинах траков ограничивалось заклепками, находившимися в отверстиях крайних проушин гребневых траков.
Внешняя поверхность траков имела ребра жесткости, которые являлись одновременно и грунтозацепами, увеличивавшими сцепление гусеницы с грунтом. На машине, на надгусеничных полках укладывались дополнительные съемные грунтозацепы (шпоры), крепившиеся на траке двумя болтами.
Изображение - траки гусеницы.
Цельнолитые ведущие колеса с роликами имели ступицы, отлитые заодно с дисками и ободами. Между дисками устанавливались шесть роликов. Каждое ведущее колесо устанавливалось на шлицах ведомого вала бортового редуктора и крепилось на вале с помощью специального кольца посредством восьми болтов. В дисках ведущих колес было выполнено по шесть отверстий, предназначенных для выхода грязи и снега и шесть отверстий для осей роликов.
Изображение - цельнолитое ведущее колесо (общий вид и чертеж).
Литые направляющие колеса с кривошипными механизмами натяжения гусениц располагались в передней части корпуса САУ. Натяжение гусеницы осуществлялось поворотом кривошипа при вращении червячной пары механизма натяжения. На червяке имелась квадратная головка под торцевой ключ, которая выходила в отверстие в верхнем лобовом листе корпуса машины. Отверстие закрывалось броневой пробкой на резьбе.
Изображение - направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы.
На самоходной установке СУ-122 устанавливались опорные катки с наружной амортизацией, которые обычно имели штампованные диски.
Крепление балансиров 2, 3, 4-го и 5-го опорных катков осуществлялось упорными планками, крепящимися к корпусу болтами и входящими в специальные пазы, сделанные в балансирах.
ИзображениеИзображение - подвеска 2, 3, 4 и 5-го опорных катков и опорный каток с балансиром.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#12 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 13 сен 2018, 21:48

Электрооборудование


Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение — двухпроводное).
Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи типа 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А/ч и генератор ГТ-4563-А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и напряжением 24 В. По сравнению с базовой машиной — танком Т-34, состав электрооборудования изменился: были изъяты электромотор поворота башни и вращающееся контактное устройство, введена новая схема освещения боевого отделения, выключатель батарей перенесен на правую сторону моторной перегородки, распределительный щиток установлен слева от механика-водителя, введена колодка с тумблером для выключения освещения прицела.
Обычно основными потребителями электроэнергии являлись: стартер СТ-700 с пусковым реле РС-400, электродвигатель МВ-12 вентилятора боевого отделения, радиостанция 9Р, танковое переговорное устройство ТПУ-3, вибрационный электросигнал ГФ-12Т (СМ-06 или ВГ-4), фара и задний фонарь красного цвета.
ИзображениеИзображение - стандартная фара СУ-122 и электрический сигнал ВГ-4.
Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась коротковолновая радиостанция 9Р, которая размещалась спереди в нише правого подкрылка боевого отделения. В комплект радиостанции входили: передатчик и приемник РСИ-4Т, умформеры РУН-30 (РУН-45) и РУН-10 (РУН-11) с фильтрами и двумя кабелями, щиток управления с проводом питания и телефонным шнуром, шлемофон с гарнитурой, антенное устройство и ящик для запасных ламп. Питание цепей накала ламп осуществлялось от бортовой сети машины (12 В), питание цепей анодов ламп — от умформера РУН-10 или РУН-11(для приемника) и РУН-30 или РУН-45 (для передатчика). Передатчик радиостанции имел плавный диапазон частот от 4 050 до 5 625 кГц, разбитый через 25 кГц на фиксированные волны, а ее приемник — более широкий диапазон частот — от 3 750 до 6 000 кГц.
Изображение - радиостанция 9Р, монтировавшаяся на СУ-122.
При работе на четырехметровую штыревую антенну радиостанция обеспечивала двухстороннюю связь телефоном на расстоянии до 18 км во время движения и до 25 км на стоянках с заглушённым двигателем. Антенное устройство располагалось на правом борту броневой рубки. Антенный изолятор крепился внутри броневого стакана, приваренного к стальному полому валику, проходившему сквозь вводное отверстие в броневом листе и два упорных стальных подшипника, приваренных против этого отверстия по обе стороны от броневого листа. На выступавшую внутри машины часть была насажена рукоятка, с помощью которой производился поворот антенного устройства на 90° от вертикали с возможностью фиксации в трех положениях.
Для внутренней связи между членами экипажа устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 (ТПУ-ЗФ).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#13 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 17 сен 2018, 21:26

Окраска


Самоходная установка САУ-122 окрашивалась в однотонный защитный цвет хаки. Условные знаки и обозначения на машине наносились в соответствии с требованиями Устава бронетанковых войск РККА, утвержденного 5 июля 1938 года (УТВ-1-38) и действовавшего до февраля 1944 года, когда был введен новый Боевой устав бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Как правило, для облегчения распознавания боевых машин применялись двух- или трехзначные числа, которые устанавливались командиром соединения (части) для каждой машины, а также тактические знаки в виде геометрических фигур (ромбы, круги и другие). Помимо тактических знаков и обозначений на машинах наносились надписи, содержавшие патриотические лозунги и персональные названия: "Смерть Гитлеру", "Слава нашим танкистам!", "Смерть немецким оккупантам!", "Вперед за советскую Украину!" и другие.
ИзображениеИзображениеИзображение - варианты окраски СУ-122 1-й и 2-й производственных серий.

************************************************


Боевое использование самоходной установки для борьбы с танками было малоэффективным из-за малой начальной скорости снаряда и малой настильности его траектории. Вылет ствола гаубицы составлял 700 мм, а выступавшие за корпус машины противооткатные устройства орудия ухудшали условия вождения такой самоходной установки.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5133
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#14 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » Вчера, 20:54

Опытные модификации
СУ-122


СУ-122М


Самоходная установка модели СУ-122М являлась модернизированным образцом установки СУ-122, ведущим инженером был Н.В. Курин. Опытный образец установки был изготовлен в апреле 1943 года и в мае того же года прошел заводские испытания.
Государственные испытания машина прошла в июне 1943 года на полигоне НКВ под Нижним Тагилом. На вооружение установка СУ-122М не принималась.
ИзображениеИзображение - фото опытного образца САУ СУ-122М, проходившего испытания на полигоне НКВ под Нижним Тагилом, июнь 1943 года.
Машина СУ-122М отличалась от предшествующего образца серийно выпускавшейся самоходной установки СУ-122 монтажом вооружения и увеличенным боевым отделением. Увеличение объема боевого отделения было выполнено за счет новой установки вооружения, а также расширения стенок подкрылков до внешних размеров гусениц и увеличения высоты корпуса на 50 мм. Смотровая башенка САУ была ликвидирована, вместо нее в верхней части лобового листа рубки был сделан прилив со специальным лючком для панорамы Герца, закрываемым двухстворчатыми броневыми крышками.
Для наблюдения за полем боя на крыше рубки у правого и левого бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, прикрытые броневыми колпаками. Благодаря улучшению условий работы экипажа в боевом отделении были более рационально распределены обязанности между ними: командир установки был освобожден от работ по обслуживанию орудия во время стрельбы, кроме того, улучшились условия работы механика-водителя. Экипаж машины состоял из пяти человек.
Основным оружием являлась 122-мм гаубица Д-11 (У-11) с баллистикой гаубицы М-30, производства завода №9 НКВ, которая устанавливалась в рамке, обеспечивавшей крепление орудия к переднему лобовому листу. Гаубица имела трубообразную люльку, клиновой затвор и была самоуравновешена в цапфах. Подвижные части орудия имели длину отката 600 мм (вместо 1 100 мм у гаубицы М-30). Углы наводки по вертикали составляли от —5° до +28°, по горизонту — в секторе +10°. Наводка орудия в цель осуществлялась одним наводчиком. Для стрельбы прямой наводкой на САУ был установлен телескопический прицел Т-10, для стрельбы с закрытых огневых позиций панорама Герца. В боекомплект входили 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с осколочно-фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета модели ППШ с боекомплектом 1 420 патронов.
Противоснарядная броневая защита была такой же, как у самоходной установки модели СУ-122. За счет использования рамочной конструкции установки орудия и сокращения длины противооткатных устройств была применена упрощенная, более надежная шаровая броневая защита пушки.
ИзображениеИзображение - вид в плане и продольный разрез опытной САУ СУ-122М.
В результате всех выполненных мероприятий масса машины возросла с 29,64 до 31,43 т, но не превысила массу базовой машины — танка Т-34/76.
Устранение же большого вылета бронировки орудия за габариты корпуса за счет изменения ее конструкции и установки орудия со смещением назад позволило улучшить обзор механику-водителю при вождении машины, а также условия работы подвески передних опорных катков.
В остальном конструкция установки СУ-122М полностью повторяла конструкцию СУ-122.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 20
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 108 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#15 CАУ Су-122 - история, матчасть, боевое применение

Сообщение Doctor Web » Сегодня, 14:14

Не понял. Выше уже было про СУ-122М. Или это уже детали её конструкции описываются? :head:
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость