Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Трехбашенный танк РККА.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 26 окт 2017, 21:19

Инженерный танк ИТ-28


Проектирование инженерного танка на базе Т-28 началось в Научном авто-тракторном институте (НАТИ) еще в 1936 году, но из-за низкого
темпа работы закончилось лишь в начале 1940 году. В марте того же года с Кировского завода был отправлен в НАТИ экранированный Т-28 №1638, на котором вместо башен и подбашенной коробки установили рубку с восьмигранной неподвижной башенкой.
Изображение - 10-метровый металлический мост на танке Т-28, разработанный на Кировском заводе (копия рабочего чертежа).
В НАТИ на танк смонтировали двухколейный мост длиной 13,3 м с мостовым приводом и рычагами для наводки, при этом масса машины составила 29 т.
Испытания прошли в июне 1940 года на НИБТ полигоне и показали, что время наводки моста составляет 3–5 минут, прочность механизмов привода и самого моста достаточны для прохождения танков массой до 50 т. Вместе с тем, выявился и ряд существенных недостатков, требовавших доработки конструкции. Но в связи со снятием с производства Т-28 все дальнейшие работы по ИТ-28 свернули.
ИзображениеИзображениеИзображение - инженерный танк ИТ-28 во время испытаний на НИ БТ полигоне, июнь 1940 года.
Летом 1941 года ИТ-1 числился среди машин, находившихся на НИБТ полигоне. Последнее найденное упоминание о нем – это "Справка о матчасти НИ полигона на 8 октября 1941 года". В ней, среди "машин, используемых для самообороны полигона" значится: "ИТ-1 – 1 шт., на ходу, вооружен двумя пулеметами ДТ", а рядом написано красными чернилами "Казань". Вероятно, эту машину предполагалось эвакуировать в Казань, но что стало с ИТ-28 в дальнейшем – неизвестно.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 11 ноя 2017, 21:51

Испытания подвесок на танках Т-28.


В 1938 году, когда в СКБ-2 велись проектные работы по созданию нового тяжелого танка СМК, был разработан проект установки на Т-28 подвески по типу танка Т-35. Делалось это с целью проведения испытаний возможности использования подвески "тридцатьпятого" на новой тяжелой машине. Но этот вариант остался только на бумаге.
Изображение - проект установки подвески Т-35 на Т-28, разработанный в СКБ-2.
В феврале–марте 1939 года, когда в СКБ-2 велось проектирование танка СМК, на Т-28 с заводским номером №1552 провели испытание торсионной подвески, предназначенной для новой тяжелой машины. Подвеска устанавливалась под днищем танка после демонтажа штатной подвески. На машине испытывались два типа опорных катков различной массы и направляющие колеса с металлическими бандажами. Т-28 №1552 прошел 1 851 км, при этом были получены результаты, необходимые для проектирования подвески танка СМК, а в дальнейшем и КВ.
Изображение - испытания торсионной подвески на танке Т-28 №1552, февраль 1939 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 28 июл 2018, 18:17

Колесно-гусеничный средний танк Т-29


Новый проект на основе Т-28


История танка Т-28 могла закончится в 1937 году. Дело в том, что согласно "Системе танко-такторного и автоброневооружения РККА на 2-ю пятилетку" его должен был заменить в производстве колесно-гусеничный танк Т-29.
История последнего началась в 1933 году, когда конструкторское бюро технического отдела экономического отделения ОГПУ, в котором работали арестованные конструкторы, разработало и изготовило на заводе "Красный Пролетарий" в Москве танк ПТ-1.
ПТ-1 являлся дальнейшим развитием танка БТ, но в отличие от "бэтэшки" он имел привод на три пары опорных катков при движении на колесах, а также мог плавать. Параллельно с этим были разработаны пять вариантов "неплавающего колесно-гусеничного танка типа ПТ-1". Они различались размещением вооружения (в одной или трех башнях) и толщиной брони – от 15 до 30 мм. После обсуждения проектов, предпочтение отдали трехбашенным вариантам №4 и 5, которые планировалось изготовить в "металле" вконце 1933 года.
Изображение - эскизный проект танка Т-29 (варианты №4 и 5), разработанного в КБ ОГПУ, 1933 год.
Но в связи с расформированием КБ ОГПУ, эту работу передали на опытный завод им.Кирова в Ленинграде, который в 1934 году построил два трехбашеиных колесно-гусеничных танка, получивших обозначения Т-29-4 иТ-29-5. Они имели одинаковое вооружение – 76,2-мм пушку КТ-28 и пять пулеметов ДТ – и различались между собой бронированием (15–20 мм и20–30 мм соответственно), массой (16 и 23,5 т), скоростью движения и рядом других параметров.
По компоновке танки Т-29 были аналогичны машине Т-28, но отличались от него конструкцией ходовой части. Она включала в себя восемь двухскатных опорных катков большого диаметра на индивидуальной пружинной подвеске, звездочки и ленивцы. При движении на колесах три задних пары опорных катков были ведущими, а передняя пара – управляемой.
Изображение - а так выглядел реальный Т-29-4, сделанный на ленинградском заводе им. Кирова, лето 1935 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 31 июл 2018, 16:10

Результаты испытаний и дальнейшая судьба Т-29


В 1934–1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе исравнительных с Т-28. Например, Т-29-5 согласно приказа Наркома обороны СССР №019с от 8 октября 1935 года поступил на войсковые испытания (к этому моменту пробег машины составил 1 724 км – 1 010 на колесах, 714 на гусеницах). В ходе испытаний с 19 по 29 октября 1935 года Т-29-5 прошел 375 км, а в выводах комиссия отмечала следующее:
"Танк Т-29 имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода".
ИзображениеИзображение - танки Т-29-4 и Т-29-5 во время испытаний, лето-осень 1935 года.
По результатам испытаний в 1936 году опытный завод им. Кирова изготовил эталонный образец Т-29 (в некоторых публикациях упоминаются два танка Т-29, якобы изготовленные на Кировском заводе в 1937 году, но эта информация не подтверждается архивными документами). В 1937 году планировалось приступить ксерийному производству таких машин на Кировском заводе. Однако эталонный Т-29 имел много недостатков и не удовлетворял требованиям военных. Поэтому согласно постановления Комитета Обороны при СНК СССР №14сс от 25 мая 1937 года "По вопросу производства машин на Кировском заводе", последний должен был представить на утверждение проект нового образца Т-29 с утолщенными и наклонными листами из цементованной брони.
Проект такой машины, получившей обозначение Т-29-Ц – буква "Ц" обозначала, что танк изготавливается из цементованной брони – был разработан под руководством Н. Цейца и 4 июля представлен на рассмотрение наркомам тяжелой и оборонной промышленности Межлауку и Рухимовичу (в некоторых публикациях проект Т-29-Ц ошибочно называют проектом "объект 115 ЛКЗ").
Изображение - эскизный проект танка Т-29-Ц, 1937 год.
Т-29-Ц представлял собой 30-тонную машину с цементованной броней толщиной 30 мм. Ходовая часть состояла из 5 пар опорных катков большого диаметра (на колесном ходу четыре пары ведущих и одна управляемых) и 6 поддерживающих роликов. Вооружение - 5 пулеметов ДТ, 2 ДК и 76-мм пушка Л-10 - размещалось в трех башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект получил одобрение, и к 1 июня 1938 года предполагалось изготовить опытный образец. Но осенью 1937 года все работы по Т-29-Ц были свернуты.
Судьба трех изготовленных Т-29 сложилась по-разному. Т-29-5 был разобран в1938 году. В том же году эталонный образец Т-29 был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финляндской войны этот танк отремонтировали и 13 февраля 1940 года он "убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии". Однако о боевом применении этой машины в ходе этого конфликта ничего не известно.
Летом 1941 года Т-29-4 и эталонный Т-29 числились среди "боевых музейных и трофейных машин" НИБТ полигона. 22 сентября 1941 года Т-29-4, вместе с рядом других машин полигона, был отправлен в Казань, а эталонный Т-29 остался. 8 октября 1941 года он всоставе роты Семенова убыл в распоряжение командования Можайского укрепрайона. В ноябре 1941 года Т-29 встречается в ведомости машин 22-й танковой бригады, ведущей бои в районе Павловский Посад. Дальнейшая судьба машины неизвестна.
ИзображениеИзображение - эталонный Т-29 с пушкой ПС-3, 1936 год и после перевооружения пушкой Л-10, уже летом 1938 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 16 авг 2018, 22:02

Эксплуатация и боевое применение


Формирование и организация частей и соединений,
вооруженных Т-28


Первым получил на вооружение танки Т-28 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем – 1,3 и4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года эти полки развернули в отдельные тяжелые танковые бригады (ттбр), состоящие из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались:
1-я ттбр – Белорусский военный округ (г.Смоленск),
4-я ттбр – Киевский военный округ (г.Киев),
5-я ттбр – Харьковский военный округ (г.Харьков),
6-я ттбр имени С.М.Кирова – Ленинградский военный округ (ЛВО) (г.Слуцк).
При этом 5-я ттбр была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней были итяжелые танки Т-35. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригады выделили в Резерв Главного Командования. Они предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов. Подготовка танкистов на Т-28 осуществлялась во 2-й запасной танковой бригаде ЛВО, Орловском бронетанковом училище, а также на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования командного состава.

В маневрах и парадах


Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛВО вянваре 1934 года. В них принимало участие 15 танков. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах – 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений Белорусского военного округа 8-17 октября 1936 года. В докладе об этом говорилось:
"Танками пройдено 250 километром за три дня боя. Мы имеем хорошие отзывы из частей о тактико-технических характеристиках Т-28, однако в части качества машин Кировский завод сделал еще не все".
ИзображениеИзображение - Т-28 из 1-й ттбр на учениях Белорусского военного округа, лето 1936 года.
Еще одним мероприятием, в котором регулярно участвовали танки Т-28, были парады. Начиная с 1934 года и до начала Великой Отечественной войны они регулярно 1 мая и 7 ноября проходили по Красной площади в Москве, площади имени Урицкого (ныне Дворцовая) в Ленинграде (ныне С.-Петербург) и по Крещатику в Киеве. Количество Т-28, участвовавших в парадах, обычно не превышало 20 машин в Москве и по 10– 12 в Ленинграде и Киеве.
ИзображениеИзображениеИзображение - танки Т-28 на праздничных парадах в Москве в 1936, 1938 и 1940 году соответственно.
По состоянию на 1 января 1938 года в Красной Армии имелось 262 танка в следующих частях и соединениях:
- Харьковский военный округ: 5-я ттбр (г. Харьков)– 16;
- Приволжский военный округ: Ульяновское бронетанковое училище– 1; Казанские пехотные курсы– 2; Ульяновское училище особой техники– 2.
- Киевский военный округ: 4-я ттбр (г. Киев)– 80.
- Московский военный округ: ВАММ имени Сталина– 5; Орловское бронетанковое училище – 3; Горьковское бронетанковое училище – 1; отдельная химическая рота 2-го стрелкового корпуса – 1; НИБТ полигон – 3.
- Ленинградский военный округ: 6-я ттбр им. Кирова (г. Слуцк) – 57; 2-я запасная танковая бригада – 6; Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава – 4; Ленинградское училище танковых техников – 3.
- Белорусский военный округ: 1-я ттбр (г.Смоленск)– 65.
Вне округов: Кировский завод – 2 (в ремонте) и не отправленных новых танков – 11.
В 1939 году тяжелые танковые бригады перешли на новый штат, а также сменили нумерацию: 5-я стала 14-й, 4-я – 10-й, 1-я – 21-й, а 6-я– 20-й им.Кирова.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#21 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 19 авг 2018, 23:19

Боевое крещение Т-28.
Польская кампания


В сентябре 1939 года состоялось боевое крещение танков Т-28. В составе войск Украинского и Белорусского фронтов две тяжелых бригады – 10-я и 21-я – участвовали в "освободительном походе" Красной Армии в Польше.
К моменту перехода частями Красной Армии советско-польской границы – 17 сентября 1939 года – всоставе 10-й тяжелой танковой бригады, которой командовал полковник Иванов, числилось 98 Т-28, 30 БТ-7, 10 ХТ-26 и 19 бронемашин. В оперативном отношении бригада подчинялась командующему Винницкой армейской группы Украинского фронта. По первоначальному плану перевозка бригады в район сосредоточения у государственной границы должна была закончиться 15 сентября, но из-за несвоевременной подачи эшелонов выгрузка последних подразделений прошла только 19 сентября, когда боевые порядки бригады находились под Львовом.
К моменту перехода границы 10-я тяжелая танковая бригада имела в своем составе два танковых батальона и разведывательную роту (58 Т-28 и 20 БТ-7), а остальные части были еще в пути.
В 10.00 17 сентября 10-я танковая бригада перешла границу, форсировав реку Збруч в районе Молчанувка, а в 13.00 командир Винницкой армейской группы комкор Голиков отдал приказ: ударом с востока по шоссе Волочиск – Тарнополь овладеть Тарнополем. Для усиления бригады на броню танков посадили батальон пехоты. В 18.30 в Тарнополь вошел 1-й батальон Т-28, а в 19.30 – 2-й батальон с пехотой, и до наступления темноты танкисты разоружали польские части, а также захватили переправы через реку Серет.
К утру 18 сентября подошли еще две роты Т-28, запоздавшие с выгрузкой. В это же время по приказу комкора Голикова бригада вошла в состав танковой группы, возглавляемой комбригом Волох, с задачей– к исходу дня выйти в район Львова. Но из-за отсутствия горючего начать марш смогли только 27 Т-28 и 6 БТ-7, а остальные танки были остановлены на западном берегу реки Сереет (они догнали передовой отряд вечером того же дня). Следуя по исключительно тяжелому маршруту Козлув – Езерна – Зборув – Злочув – Львов 10-я танковая бригада вышла к 10.00 19 сентября сосредоточилась в районе Унтербенген, недалеко от Львова. В ходе марша произошло несколько мелких стычек с польскими частями, в ходе которых танкисты разоружили артиллерийскую батарею, пехотный полк и велосипедный батальон.
Изображение - танки 10-й тяжелой танковой бригады на марше в район Львова, сентябрь 1939 года.
К 9.00 21 сентября части Красной Армии заняли исходное положение для атаки Львова, при этом танки Т-28 распределили для поддержки других частей – по одному взводу в 24-й и 38-й танковых бригадах, 2-й батальон – с механизированным полком 5-й кавалерийской дивизии, 1-й батальон – с мехполком 3-й кавдивизии, а 3-й батальон (30 Т-28) и разведрота остались в резерве командующего армейской группы.
В 17.00 22 сентября части Красной Армии вошли во Львов. Впереди, разрушая препятствия и расчищая путь, двигались Т-28. Первые танки были встречены артиллерийским огнем из-за баррикад, но ответным огнем польские пушки были разбиты, баррикады разрушены, а вскоре польский гарнизон прекратил сопротивление. После занятия города танки Т-28 находились в нем до рассвета, а затем их вывели в Сихув.
В ходе боевых действий в Польше 10-я тяжелая танковая бригада прошла около 400 км, израсходовала 127 76,2-мм и 66 45-мм снарядов. Потери составили – 1 человек убит, 2 ранены, разбито 2 автомашины, захвачено 24 грузовика, 6 302 винтовки, 113 пулеметов, 16 орудий, разоружено и взято в плен 7 510 польских военнослужащих (1 генерал, 770 офицеров и 6 739 солдат).
21-я тяжелая танковая бригада Белорусского фронта находилась во фронтовом резерве, следуя за наступающими частями. За 17-21 сентября она прошла более 350 км и сосредоточилась в районе Волна. Во время совершения марша бригада столкновений с польскими частями не имела.
Изображение - Т-28 из 21-й тяжелой танковой бригады Белорусского фронта форсирует реку у местечка Мир, Польша, сентябрь 1939 года.
В ходе польского похода танки Т-28 показали себя с самой лучшей стороны. Но в конце ноября того же года их ждало более серьезное испытание – война с Финляндией.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#22 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 24 авг 2018, 20:30

Т-28 в "Зимней" войне


Наиболее яркой страницей в судьбе танков Т-28 явилось их участие в советско-финляндской, или как ее называют западные источники "зимней", войне (30 ноября 1939 – 13 марта 1940 года). Не вдаваясь в причины и общий ход конфликта напомню, что боевые действия велись на довольно широком фронте, от побережья Финского залива до Мурманска. Наиболее тяжелые и кровопролитные бои шли на Карельском перешейке.
Вся территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение танков только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, незамерзающие болота, валуны – все это представляло для танков труднопроходимые естественные препятствия.
Дорог было мало, и это еще больше затрудняло использование танковых частей, движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939–40 годов с морозами, достигавшими в середине января 40–45 градусов, и снежным покровом толщиной 90–100 см создавала дополнительные трудности в применении танков.

"Линия Маннергейма"


Природные препятствия Карельского перешейка дополнились созданной финнами системой укреплений, получившей в отечественной литературе название "линия Маннергейма" (по фамилии главнокомандующего финской армией маршала К. Маннергейма). Она включала в себя полосу обеспечения, главную полосу обороны, вторую и тыловую полосы, рубеж прикрытия Выборга и ряд отдельных позиций общей протяженностью до 135 км и глубиной до 90 км. Всего на "линии Маннергейма" к началу войны имелось около 300 железобетонных ДОТ и до 1 000 ДЗОТ, которые объединялись в узлы обороны и были связаны между собой хорошо продуманной системой артиллерийского, пулеметного и минометного огня. Между долговременными сооружениями находились позиции полевых войск – окопы, ходы сообщения, огневые точки – которые часто прикрывались броневыми и бетонными козырьками. Все сооружения на "линии Маннергейма" были отлично замаскированы и прикрыты целой комбинацией противотанковых и противопехотных заграждений, обычно в следующей комбинации: колючая проволока в три-четыре ряда, через 30–40 метров – каменные надолбы в несколько рядов, затем, через 20–50 метров – противотанковый ров или эскарп, на удалении от него 20–50 метров снова колючая проволока в два-четыре ряда. На расстоянии 150–200 м от последнего препятствия располагалась огневая точка (ДОТ или ДЗОТ).
Близлежащие дороги, подступы к препятствиям и сами препятствия минировались.Основными инженерными противотанковыми средствами на "линии Маннергейма" являлись: надолбы, противотанковые рвы и эскарпы, мины и лесные завалы.
Надолбы встречались трех типов – каменные, железобетонные и металлические. Каменные надолбы из отесанного гранита размером 60х200 см, врытые вземлю на 60-100 см, или из валунов диаметром до метра наиболее часто встречались на Карельском перешейке. Они разрушались стрельбой 45-мм бронебойными снарядами из танков (3–4 снаряда разбивали надолбу до основания) или подрывались саперами. Иногда, при высоком мастерстве механиков-водителей удавалось провести танки по вершинам этих надолб.
Железобетонные надолбы имели форму трехгранной пирамиды высотой 80–100 см и шириной у основания 60–80 см. Они чаще всего встречались на дорогах и, как правило, обладали небольшой прочностью – танкисты, выйдя из танков, легко разрушали их ударами ломов.
Металлические надолбы (обычно зарытые в землю куски железнодорожных рельсов высотой 100–110 см) встречались лишь небольшими участками в полосах гранитных или железобетонных надолб. Надолбы всех типов располагались в шахматном порядке на удалении друг от друга 1–1,5 м обычно в 3–4, иногда 5–6 рядов.
Эскарпы встречались с вертикальной стенкой высотой до 2,5 м укрепленной бревнами или гранитными валунами. Противотанковые рвы имели ширину 4–5 м и глубину 2–2,5 м. Стенки рвов укреплялись деревом или камнем. Эскарпы и рвы имели значительное протяжение (иногда более километра) и упирались своими склонами в озера, болота или крутые склоны.
ИзображениеИзображение - гранитные надолбы (в 4 ряда) и противотанковый эскарп "линии Маннергейма", декабрь 1939 года.
Минные поля устраивались на берегах озер и рек (в местах возможных переправ танков), на опушках леса, просеках, дорогах и подходах к населенным пунктам. В качестве противотанковых препятствий финны применяли и лесные завалы, которыми перекрывались дороги, просеки, выходы на опушки леса, береговые линии озер и рек. Деревья подпиливались на высоте 1–1,5 м, валились на дорогу, оплетались колючей проволокой и, как правило, минировались. Глубина завалов достигала 400–500 м.
В некоторых местах встречались замаскированные противотанковые ямы-ловушки (шириной до 3 м, длиной до 4,5 м и глубиной до 2 м), а кое-где искусно спрятанные проруби во льду на озерах.
Именно здесь, в полосе наступления 7-й армии, наносившей главный удар в самом центре "линии Маннергейма", и действовала 20-я тяжелая танковая бригада имени Кирова, укомплектованная танками Т-28 (в некоторых публикациях упоминается об участии в советско-финляндской войне еще одной бригады на Т-28 – 10-й тяжелой танковой, однако это не соответствует действительности).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#23 Средний танк Т-28. История, модификации, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 25 авг 2018, 22:25

Состав сил и боеспособность
20-й тяжелой танковой бригады на начало войны с Финляндией


К9 октября 1939 года 20-ю танковую бригаду перебросили из города Слуцк на Карельский перешеек и сосредоточили в районе Черной Речки. Здесь ее укомплектовали до штата военного времени (в бригаду влилось до 50% приписного состава) и в течение последующих 1,5 месяцев она занимались усиленной боевой подготовкой. Отрабатывались действия подразделений в наступательном бою на пересеченной местности, проводились практические занятия с экипажами танков по вождению машин по азимуту ночью и преодолению противотанковых препятствий – каменные, деревянные и земляные стенки – при помощи фашин. Особое внимание придавалось подготовке механиков-водителей. В результате к началу военных действий танковые батальоны были полностью укомплектованы и хорошо подготовлены к боям вусловиях Финляндии.
Техническое состояние машин было очень хорошим, однако имелся большой некомплект ремонтных мастерских и практически полностью отсутствовали эвакуационные средства (всего 4 трактора "Коминтерн" на всю бригаду). Такое положение сохранялось до конца войны.
К началу боевых действий в бригаду входили:
- управление бригады (2 танка Т-28 и 3 БТ);
- 90, 91 и 95-й танковые батальоны (в каждом – 31 Т-28 и 3 БТ);
- 301-й отдельный автотранспортный батальон;
- 256-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон;
- 302-я химическая рота, 215-я отдельная разведывательная рота, 57-я отдельная рота связи;
- 45-я отдельная зенитно-пулеметная рота;
- 65-я отдельная рота танкового резерва;
- 38-я отдельная саперная рота.
Всего: 2 926 человек, 145 танков (Т-28 – 105, БХМ-3 – 11, БТ-5– 8, БТ-7 -21), 20 бронеавтомобилей (БА-6 – 5, БА-20 – 15), 34 легковых и 278 грузовых машин, 27 автокухонь, 4 трактора "Коминтерн", 16 мотоциклов, 12 счетверенных зенитных пулеметов "Максим" на автомобилях. Командовал бригадой комбриг С. Борзилов, военкомом был полковой комиссар Кулик.
Изображение - командир 20-й тяжелой танковой бригады комбиг С.В. Борзилов, фото 1940 года.
29 ноября 1939 года бригаду придали 19-му стрелковому корпусу с задачей: ударом в направлении Ахи-Ярви – Кирка-Кивенапа разгромить финские части и не допустить их отхода в северо-западном направлении.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя