Легкие танки Т-70 и Т-80.

История, матчасть, боевое применение.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 11 авг 2017, 21:51

История создания танка Т-70


Один из крупнейших заводов СССР - Горьковский автозавод - уже имел опыт организации и выпуска танкеток Т-27 и танков Т-37А, полученный еще в 30-е годы. Поэтому нет ничего удивительного втом, что в июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60 (Известен как машина 030 или Т-30, но в документах именуется Т-60. Не путать с более поздним широко известным танком Т-60).
1 сентября 1941 года на ГАЗе выделяется в отдельное подразделение "танковое производство" и создается "танковое конструкторское бюро" для обеспечения серийного выпуска Т-60. В состав нового подразделения вошли все те, кто прежде занимался выпуском Т-37А и проектированием опытного образца танка ТМ в 1937 году - В. Дедков, Л. Гавалов, Ю. Сорочкин, А. Кригер.
В сентябре 1941 года главный конструктор завода №37 Н. Астров за 14 ходовых часов перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова) - эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства танков. Вполне естественно, что, оказавшись на Горьковском автозаводе такой талантливый конструктор, как Н. Астров не мог ограничиться тотасо сопровождением массового выпуска "шестидссяток" и активно развернул работы по их модернизации.
Ещё в начале сентября 1941 года Н. Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) предварительные расчеты по изготовлению на базе Т-60 легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащенного спаренной установкой автомобильных двигателей. Предложение получило поддержку, и 15 сентября Астров подписал проект создания спаренных установок двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сданы опытные образцы моторов мощностью 135 л.с., которым присвоили индекс ГАЗ-203.
Изображение - спаренный двигательный агрегат ГАЗ-203 танка Т-70.
Новый двигательный агрегат представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габариты, мотор удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата - пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также в виду перегрузки ходовой части ( вес танка достигал 8,5-9 т) в неё добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках.
Военные всячески торопили горьковчан с созданием более мощного легкого танка. Так, в рабочих записях комиссара ГАБТУ Красной Армии армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова от 16 декабря 1941 года значится:
"По автозаводу им. Молотова:
...2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 15 мм (лоб.башня), 25 мм (корма) и борт - 15 мм".
Но только в последних числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс "ГАЗ-70", изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В. Дедкова, кокиль для которой собрали на артиллерийском заводе №92 в Горьком. Параллельно с литой был разработай вариант "граненой башни", сваренной из 30 - 35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем. Первоначальный срок сдачи опытного образца ГАЗ-70 - 1 февраля - завод сорвал, несмотря на то, что за работами над новой боевой машиной следило руководство страны. В записях уже упоминавшегося армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова, датированных 12 февраля 1942 года есть запись о его разговоре со Сталиным
"В 19 ч. 35 мин позвонил тов. Сталин и спросил, когда будет готов и доставлен двухмоторный танк с горьковского автозавода? Я ответил, что танк обещают собрать 12 февраля. Тов. Сталин спросил, выйдет ли что с этим танком. Я ответил, что танк смотрели наши инженеры. Испытания танк не проходил, но танк должен выйти.
Тов. Сталин выразил свое неудовольствне по поводу задержки сборки танка".
Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Первый образец танка имел то же бронирование, что и Т-60 Он сильно напоминал своего предшественника, но был более пропорционален. 20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно.
ИзображениеИзображение - опытный образец ГАЗ-70/Т-70 во дворе ГАЗа и во время испытаний в окрестностях завода, февраль 1942 года.
26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии,однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Так, в акте приемной комиссии отмечалось слабое бронирование ГАЗ-70, в основном соответствовавшее таковому на Т-60, и лишь незначительно усиленное в лобовой части, недостаточная проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением - в башне ГАЗ-70, как и Т-60, располагался один человек и ряд других недостатков. Поэтому отношение военных к танку было, мягко говоря, неоднозначным - по боевым характеристикам новая машина не сильно превосходила Т-60, но при этом была значительно дороже.
Тем не менее, главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н. Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок, для чего в план опытных работ ГАЗа на I квартал 1942 года включили "создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей".
Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135-140 л.с. позволяла утяжелить танк приметно на 0,7 т) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Так, нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний - до 35 мм.
Результаты испытаний новою легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили "наверх", и 6 марта
1942 года председатель Государственного комитета обороны И. Сталин подписал постановление ГКО №1394сс "Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им.Молотова Наркомсредмаша" следующего содержания:
"1 .Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, спроектированный и изготовленный Горьковскнм автозаводом Наркомсредмаша, со следующей тактико-технической характеристикой:
1. Вес танка: 9,0 - 9,2 т (с полным боекомплектом, вооружением, запасом топлива и смазки, без экипажа).
2. Вооружение:
а), одна 45-мм пушка, спаренная с одним пулеметом ДТ в башне:
б), один ППШ в укладке танка.
3. Боекомплект:
а) снарядов к 45-мм пушке 66 шт.
б) патронов к ДТ 945 шт.
в) патронов к ППШ 216 шт,
г) гранат Ф-1 10шт.
4) Габариты:
а).Длина 4 290 им
б). Ширина 2 302 мм
в). Высота 1 810 мм
г). Клиренс 300 мм
5. Скорость движения;
а) максимальная 45 км в час
б) по снежной целине 18 - 20 км в час.
6. Удельное давление - 0,72 кг. на кв. см
7. Емкость топливных баков 400 литров
8. Экипаж танка 2 человека
9. Толщина брони:
а) лобовой лист нижний 45 мм
б) лобовой лист верхний 35 мм
в) Борта 15 мм
г) башня сварная 30 - 35 мм, башня литая 40 - 45 мм
д) крыша 10 мм
е) днище 6 мм
ж) корма 25 мм.
10. Двигатель: 2 спаренных мотора типа 202 мощностью 140 л.с.
2. ..до запуска танка в серийное производство устранить дефекты, отмеченные в акте комиссии от 26 февраля 1942 года.
3. ...выпускать с 1 июня 1942 года танк Т-70 с уширенным траком и увеличенной шпорой.
И. Сталин"
.
Изображение - продольный разрез танка ГАЗ-70 (Т-70).
Через два дня - 9 марта - появилось еще одно постановление ГКО №1417сс "Об организации производства танков Т-70 на заводах №№ 37 и 38 Наркомтанкопрома", согласно которому к выпуску новых боевых машин привлекались еще два предприятия, которые постепенно должны были прекратить сборку легких танков Т-60:
"1. ...с апреля месяца приступить к производству танков Т-70 с тактико-технической характеристикой, установленной постановлением ГКО от 6 марта 1942 года за №1394сс."
К изготовлению бронекорпусов новых легких танков привлекались заводы наркомата танковой промышленности - №176 (Кулебаки), №177(Выкса) и №180 (Саратов).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 13 авг 2017, 19:41

Трудный путь в серию.


С первых же дней организация производства Т-70 столкнулась с целым рядом проблем. Например, новый танк требовал вдвое больше двигательных агрегатов, аналогичных установленным на Т-60, и заводы начали испытывать затруднения в выполнении установленной правительством программы выпуска танков. Не удалось наладитъ выпуск литой башни Дедкова - ее испытания показали плохую стойкость не только к 37-мм, но и 20-мм снарядам. Утолщение ее брони требовало спроектировать новый кокиль, но к этому времени свободных производственных мощностей для выполнения этой задачи не было. Поэтому в спешном порядке пришлось обеспечивать броневые заводы чертежами сварной башни.
В результате, план апреля 1942 года по выпуску Т-70 сумел выполнить только ГАЗ, собравший 50 машин, завод №38 изготовил лишь 7 танков. Последний только в июне смог выйти на заданную мощность по сборке Т-70, но все равно не смог догнать ГАЗ, который являлся основным производителем легких танков Т-70 для Красной Армии - более 80% этих боевых машин были собраны в Горьком.
ИзображениеИзображение - Т-70 производства завода №38 на фронте, весна-лето 1942 года.
Что касается завода №37, то тут так и не удалось наладить сборку Т-70. После эвакуации из Москвы в Свердловск предприятие продолжало изготовление Т-60, являясь головным по этой машине. Решением ГКО №1958се от 3 июля 1942 года и приказом НКТП №499сс от 4 июля, выпуск Т-60 на заводе №57 прекращался, и со второго полугодия завод должен был начать изготовление Т-70, собрав в июле уже 25 машин.
В период внедрения новой технологии по Т-70 и выпуска первых машин, 23 июля 1942 года постановлением ГКО №2120сс завод №37 имени Орджоникидзе со всеми цехами включался в состав Уралмашзавода на правах филиала. При этом выпуск танков был прекращен (всего удалось собрать 10 машин), а весь задел по ним передан заводу №38 в Кирове. Впоследствии, в сентябре 1943 года, бывший завод №37 выделили в самостоятельное предприятие - завод №50 НКТП, который выпуском танков уже не занимался.
Изображение - Т-70 производства завода №176, танк имеет литые маску пушки и люк механика-водителя.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 17 авг 2017, 18:55

Модернизация проекта,
или Т-70М.


Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия "танкового КБ" ГАЗа были направлены на выполнение этой задачи. В апреле - мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей.
В ходе проектирования еппо ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. Поэтому в июле - августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков. Кроме того, мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, и в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов.
Для исправления выявленных недостатков "танковое КБ" ГАЗа предприняло ряд шагов. Так, была усилена конструкция рамы двигателя, так как ввиду возросшей нагрузки на ходовую часть она потребовала упрочнения. С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц, выросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук. Кроме того, усилили поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы. Также велись работы по проектированию на базе ГАЗ-203 двигателя увеличенной мощности.
Решением Государственного Комитета Обороны №2276сс от 8 сентября 1942 года Горьковскому автозаводу поручалось "спроектировать и изготовить новые образцы форсированного двигателя и двухместной башни для танка Т-70". Появление этого документа значительно ускорило изготовление нового легкого танка, так как теперь осуществлялся жесткий контроль за ходом работ со стороны руководства страны. В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца легкого танка Т-70 с башней для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов.
Общая компоновка новой боеной машины, вооружение, ходовая часті», корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управлення остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами - командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо и его обслуживание было также передано заряжающему.
Для наблюдения за полем боя сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, мешающую открыванию и закрытию башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками.
Броневая защита корпуса была усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. В виду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.
Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября - начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЗ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с , позже получивших обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия. М-80 отличались от серийных агрегатов ГАЗ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-43. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтных Т-70. Первый собранный двигатель прошел стендовые испытания в 100 часов, второй установили на серийный Т-70, догруженный до массы 11,5 т и испытали пробегом на 1 313 км, а третий смонтировали на танке Т-70 с новой двухместной башней. Последний в период с 28 сентября по 2 октября 1942 года прошел ходовые испытания в окрестностях Горького. В заключении отчета об испытаниях этой боевой машины говорилось: "После устранения недостатков рекомендуется танк Т-70 с двухместной башней принять на вооружение Красной Армии".
ИзображениеИзображение - испытания Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького, сентябрь 1942 года.
Еще в конце сентября 1942 года,параллельно с испытанием нового легкого танка с форсированным двигателем, руководство наркомата среднего машиностроения (Горьковскии автомобильный завод в годы войны был единственным танковым заводом, не подчиненным наркомату танковой промышленности. ГАЗ входил в наркомат среднего машиностроения - НКСМ) вышло с предложением внести изменения, разработанные для Т-70 с двухместной башней, в конструкцию серийных Т-70.
По мнению военных, это позволяло после окончания испытаний новой башни сразу перейти на выпуск нового танка в целом, в резулътате,к 1 октября 1942 года НКСМ предложил военным промежуточную версию танка Т-70, имеющую следующие главные отличия от выпускаемой прежде:
- Боевой вес - 9,8-10,1 т вместо 9,2-9,6 т у Т-70;
- Подвеска на торсионах диаметром 36 мм против 33,5 мм;
- Ширина трака 300 мм против 260 мм.
Новая боевая машина вскоре получила обозначение Т-70М, и ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе №381 в Кирове. Что касается Т-70 с двухместной башней, то их серийное изготовление так и не было развернуто.
ИзображениеИзображение - Т-70М на испытаниях и на марше, декабрь 1942 года.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции видов слева, сверху, справа, спереди и сзади легкого танка Т-70М.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 20 авг 2017, 19:39

Производство Т-70 в 1943 году.


Начало производства танков Т-70М выявило целый рад проблем, связанных с тем, что детали ходовой части у Т-70 и Т-70М были не взаимозаменяемы, что создавало определенные трудности при ремонте легких танков в войсках, откуда часто поступали не вполне лестные, а иногда даже ругательные отзывы. Положение было столь серьезным, что в апреле 1943 года наркомат танковой промышленности получил следующую телефонограмму Ставки ВГК:
"Тов. Зальцман! В настоящее время вы сдаете в действующую армию танки Т-70 выпуска двух видов, в значительной степени отличающиеся по конструкции, что приводит к невозможности нормального обслуживания указанных танков в танковых соединениях. Это недопустимо, особенно в то время, когда Красная Армия как никогда нуждается в упрощении обслуживания матчаети танковых войск - основы наступления. Прошу срочно разобраться. Сталин".
Разрешению этого серьезного вопроса техническое управление НКТП посвятило специальное заседание - о совершенствовании конструкции легкого танка", состоявшееся в мае 1913 года. На заседании выступали; Н. Астров, М.Щукин, П.Попов. А. Канищев, С. Гинзбург.
В ходе совещания отмечалось следующее:
"1.. Доработать танк Т-70 до уровня Т-70М в полевых условиях не представляется возможным.
2. В виду предстоящего освоения танка Т-70М с двухместной башней оставшиеся в войсках танки Т-60 и Т-70 изымать и отправлять в военно-учебные заведения для несения службы до полного износа.
3. Параллельный выпуск Т-70 и Т-70М считать недопустимым, в настоящий момент выпуск танка Т-70 прекращен".
Но укоризненные письма из войск о проблемах обслуживания Т-70 и Т-70М продолжали поступать вплоть до зимы 1943-1944 годов, после которой начала стираться и сама намять о легких танках отечественной сборки.
Интересно, что и первые отзывы о Т-70М из войск были порой, мягко говоря, сдержанными: "Новая разновидность танка Т-70 перетяжелена. При переправе роты легких танков через деревянный мост на р. Алешня,три танка выпуска 1942 года легко преодолели его, тогда как под танком выпуска 1943 года, масса которого была на 1,2 т больше, провалился настил... Танк застрял, замедлив темп наступления бригады".
Или такое: "Подвижность вне дорог танка Т-70М снижена по сравнению с подвижностью Т-60 и Т-70, так как последние имеют меньшее значение удельного давления на грунт, и, как следствие, лучшую проходимость..."
Однако были и донесения другого характера. Например, согласно отчетов 3-й гвардейской танковой армии, в ходе длительных маршей модернизированный легкий танк, вед себя предпочтительнее Т-70:
"В ходе преследования противника танки Т-70М выпуска ГАЗ, показали себя наиболее надежными среди всех имеющихся в наличии образцов отечественной боевой техники... Из числа 15 танков Т-70М лишь два имели незначительные поломки МТО, приведшие к выходу танков из строя на срок от 20 мин до одного часа, тогда как из общего количества в 6 машин Т-70 четыре вышли из строя на все время операции по причине поломки КПП (один танк), обрыва торсиона (два танка), а также срыва зубчатого венца ведущего колеса и лопнувших траков (один танк)... Вывод: Танк Т-70М наглядно показал свою надежность...".
Увеличение массы Т-70М часто вызывало перенапряженный режим эксплуатации двигателя, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для решения последней проблемы предполагалось устанавливать на Т-70М более мощный мотор М-80. Так, ГАЗу поручалось изготовить 20 танков Т-70М с двигателями М-80 и в феврале 1943 года передать их для испытании военным. Однако выполнить это так и не удалось, и 26 мая 1943 года начальник технического отдела НКСМ В. Гарбузов отправил в Горький письмо следующего содержания:
"ГАЗ до сих нор не выполнил постановление ГКО от 27 декабря 1942 года и приказ Народного комиссара среднего машиностроения №631сс от 29 декабря 1942 года в части, касающейся выпуска 20 танков Т-70 с моторами М-80 и сдачи их ГБТУ для проведения испытаний в марте 1943 года. Для доклада Народному комиссару немедленно сообщить по ВЧ кратчайший срок сдачи ГБТУ 20 танков Т-70 с моторами М-80".
В конце декабря 1942 года по решению ГКО завод №38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок Су-76 (Су-12) . В результате этого решения с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускали только в Горьком.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции слева, сверху, справа, днище, спереди и сзади танка Т-70М производства августа-октября 1943 года.
Если в первой половине 1943 года производство Т-70М на ГАЗе шло по плану, то вторая половина года явилась для коллектива завода серьезным испытанием и преодолением больших трудностей по восстановлению завода после налетов немецкой авиации 5 - 11 июня. В результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2 170 бомб, из них 1 510 попали непосредственно на территорию завода. Немецкие летчики использовали осколочно-фугасные бомбы 250 - 1 000 кг и зажигательные (термитные) - 250 кг, а также в большом количестве осветительные ракеты (для обнаружения целей).
В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений - сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический №2, главный конвейер, паровозное депо. В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех №2 и ремонтно-механический цех, инструментально-штамповочный и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.
После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача электроэнергии из-за разрушения линий электропередач, вышел из строя водопровод, кроме того, завод оказался без сжатого воздуха - были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21 000 м3. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5 900 единиц технологического оборудования (51%), 8 000 электромоторов (5 620 из них полностью уничтожены), 9 180 м конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 11 000 копплектов электро и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов.
В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-6, но производство танков, несмотря на нее трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М, но уже 28 августа 1943 года И.Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 ода ГАЗ переходит на выпуск самоходных установок Су-76М, а производство Т-70М прекращалось. Но, используя задел по легким танкам, Горькоискнй автозавод дал Красной Армии в сентябре - октябре еще почти 600 Т-70М, а последняя машина этого типа была сдана представителю военной приемки в первых числах декабря. Всего за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьконский автомобильный завод имени Молотова при плане 3 300 Т-70М передал в войска 3 348 танков и 1 758 двигателей ҐАЗ-203. Всего же за 1942 - 194З года заводы №37, 38 и ГАЗ произвели 8 321 ТАНК Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5 000 штук, или более 60 %.
ИзображениеИзображениеИзображение - Т-70М производства второй половины 1943 года на 1-м Белорусском фронте, лето 1944 года.
ИзображениеИзображение - ещё пара фото Т-70М.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 18 сен 2017, 01:38

Последний советский легкий танк Т-80.


Еще в октябре 1942 годa итогам испытaний двухместной башни на танке Т-70, конструкторское бюро ГАЗа спроектировало и изготовило второй образец, установка вооружения в котором позволяла вести огонь под большими углами возвышения - до 65 градусов. Первоначально предполагалась возможность использования танков с такой башней для ведения огня по самолетам: "Такой угол позволяет танку вести заградительный огонь по самолету. Но в ходе проектных работ, видимо, по опыту тяжелых уличных боев в Сталинграде, за ходом которых с напряжением следил тогда весь мир, родилась идея использования этой установки для стрельбы по верхним этажам зданий".
Но как бы то ни было, в результате испытаний форсированного двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение "изделие 080", "модель 80", а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждениа, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управлення были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм (что впрочем, никак не повлияло на повышение защищенности танка).
Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни, имевшей диаметр погона в свету 1 112 мм (у Т-70 - 966 мм), как у танков Т-26 и БТ. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 15-мм листа, стенки имели толщину 35 мм.
Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от -6 до +65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мм. В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что естественно ухудшило ремонтопригодность машины.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции видов со всех сторон легкого танка Т-80.
В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образца танка Т-80, один из которых с 14 по 24 ноября испытывался в окрестностях Горького на полигоне 20-го учебного и 13-го танковых полков. Машина прошла 912 километра и произвела 656 выстрелов из орудия. При этом выяснилось, что скорострельность Т-80 составляет 8-9 выстрелов в минуту, что было выше, чем у Т-70, имевшего скорострельность 4-5 выстрелов в минуту. В заключении отчета об испытаниях говорилось:
"Испытания форсированных двигателей показало, что они достаточно надежны и пригодны к эксплуатации на Т-80. Комиссия, проводившая испытания, рекомендует принять танк Т-80 на вооружение Красной Армии".
В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии, и сразу же главный конструктор ГАЗ А.А. Динорт представляет на соискание Сталинской премии конструкторов этой боевой машины: своего заместителя Н.А. Астрова, начальника КБ шасси и двигателей А.М. Кригера, начальника особого КБ завода В.Л. Дедкова и начальника КБ корпусов Ю.Л. Сорочкнна. Однако, это представление не было подписано правительством СССР.
ИзображениеИзображениеИзображение - первый Т-80 производства ГАЗ. Танк использовали для всесторонних испытаний на полигоне.
После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства - ГАЗ категорически был против нового танка, мотивируя это большой загруженностью по выпуску Т-70М, бронемашин БА-64, автомобилей и двигателей. В результате, для сборки Т-80 привлекли завод №592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах. Это предприятие имело некоторый опыт по изготовлению самоходных установок на трофейных шасси, а также зенитных бронепоездов, но его возможности были весьма скромными.
Постановлением ГКО №2661сс от 27декабря 1942 года завод №592 передавался в наркомат танковой промышленности как завод №10, этим же постановлением устанавливался график выпуска Т-80: апрель - 25, май - 50, июнь 100 и с июля по 150 машин в месяц.
Сборку бронекорпусов и башен для Т-80 поручили заводу №176 (Кулебаки) наркомата танковой промышленности, который уже в конце марта 1942 года начал отгрузку бронедеталей заказчику. Всего по сентябрь 1943 года завод №176 изготовил 334 комплекта корпусов и башен Т-80.
Однако с производством самих танков дело обстояло не так гладко. Дело в том, что завод №10 испытывает серьезные трудности
из-за отсутствия опытных конструкторов и технологов, неорганизованности сборочного цеха, недостатка рабочих, оборудования и частой смены руководства производство шло с большими трудностями. Так, несмотря на получение с ГАЗа комплекта чертежей, не удавалось подготовить необходимую документацию для серийного выпуска. Руководство завода неоднократно просило прислать из Горькою опытный образец Т-80 для облегчения разработки чертежей. Так, 29 апреля 1943 года заместитель наркома танковой промышленности Степанов направил заместителю наркома среднего машиностроения Кугумову письмо следующего содержания:
"Прошу вашего распоряжения директору ГАЗ об ускоренной передаче заводу №40 двух танков Т-80 для изучения и организации производства на заводе".
Но, несмотря на трудности, в апреле завод №40 сумел изготовить 5 Т-80, еще 7 машин собрали в мае. В течении нюня шла окончательная отладка технологии и подготовка к выпуску танков. В результате в июле было сдано 25 Т-80 и еще 40 в августе.
Изображение - Т-80 производства завода №40.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Легкие танки Т-70 и Т-80.

Сообщение Scharnhorst » 11 окт 2017, 17:08

Попытка усилить вооружение Т-80.


В это же время предпринимаются попытки усилить вооружение танка Т-80 за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности. Ее разработку поручили еще в сентябре 1942 года особому конструкторскому бюро (ОКБ) № 172. Работая совместно с KБ артиллерийского завода №235 и взяв за основу ствол и противооткатные механизмы 45-мм противотанковой пушки образца 1942 года (М-42), ОКБ разработало ее танковый вариант, получивший обозначение ВТ-42.
От танкового орудия 20К ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой н наличием горизонтально-клинового затвора (все предыдущие "сорокапятки" имели вертикалыю-клиновый затвор). При длине ствола в 3 085 мм начальная скорость бронебойного снаряда ВТ-42 составляла 870 м/с, а подкалнберного - 1070 м/с, что обеспечивало на дистанции 500 м бронепробиваемость 60 - 85 мм при попадании но нормали.
После ряда испытаний ВТ-42 смонтировали на танк Т-70, который 12 мая 1943 года поступил на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1 205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась её "высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета и простота конструкции полуавтоматики". Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала "по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии". Однако к этому времени звезда Т-70 уже закатилась. Всего, по разным данным, было изготовлено от 2 до 7 ВТ-42.
ИзображениеИзображение - Т-70 с пушкой ВТ-42 на полигонных испытаниях, май 1943 года.
В начале года, параллельно с развертыванием серийного производства Т-80, ОКБ №172 получило задачу переработать ВТ-42 для установки в новый легкий танк. Работу удалось закончить в сжатые сроки, несмотря на то, что чисто "косметическими" мерами здесь обойтись не удалось. Для нормального функционирования пушки при больших углах возвышения пришлось сконструировать не только новый подъемный механизм, но и переработать конструкцию накатника, отрегулировать автоматику. В результате получилась новое танковое орудие, получившее индекс ВТ-43.
В августе 1943 года танк Т-80, вооруженный пушкой ВТ-43 (рабочий индекс машины Т-8МЗ) проходил испытания на Свердловском артполигоне и был рекомендован для принятия на вооружение. Правда, при этом отмечалась трудность ведения прицельного огня по самолетам, но зато точность стрельбы по целям, расположенным на вершинах холмов, верхних этажах зданий и деревьях была великолепной.
Кроме того, согласно записке начальника ОГК ПКТП Бера, инженерами наркомата совместо с выпускниками МВТУ им. Баумана в июле - августе 1943 года был проработан эскизный проект установки в танк Т-80 поставляемого по ленд-лизу дизеля GMC мощностью 210 л.с., что впоследствии позволяло усилить бронирование и вооружение. Казалось, что Т-80 ждет лишь самое светлое будущее, но постаноатением ГКО №3964 от 21 августа 1945 года завод №40 переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, прекращая все работы по легким танкам.
Изображение - Т-80 с пушкой ВТ-43 на испытаниях, август 1943 года.
Связано это было прежде всего с итогами боев июля - августа 1943 года. Так, в письме, направленом в НКТП говорилось следующее:
"Опыт кампании лета 1943 года наглядно показывает, что отечественные танковые части и соединения имеют недостаточные средства огневого сопровождения и усиления. Поэтому наступательные действия танковых войск вынужденно проводшись чаще всего при отставшей артиллерии, и как следствие, без должного артиллерийского воздействия и сопровождения, и потому часто заканчивались большими потерями танковых войск.
Поскольку вооружение танка Т-70 слабо и делает его неспособным бороться с тяжелыми танками -Пантера", "Тигр" и САУ "Фердинанд", а также по причине слабой броневой защиты указанных танков, отмеченной командирами танковых частей, необходимо остановить серийный выпуск танка в пользу более необходимых армии самоходных орудии артиллерийской поддержки.
Срочно увеличить выпуск самоходных установок огневой поддержки СУ-76, СУ-122 и СУ-152. Освоить противотанковые САУ, способные на дистанции 1 000 м пробить броню толщиной 82-102 мм...
Для этого:
Заводу №10 и ГАЗ: Прекратить выпуск легких танков, обратив высвободившиеся мощности на выпуск крайне нужных в наступлении САУ-57 и СУ-76.
УЗТМ. Производство танков Т-34 прекратить, обратив высвободившиеся мощности для организации массового производства
орудий СУ-122 и СУ-85...
Челябинскому заводу. Шасси танка КВ-1С использовать для организации производства артиллерийских танков, вооруженных 122 мм или 152-мм гаубицей. В боекомплект указанных танков ввести бронепрожигающий кумулятивный снаряд."
Таким образом, выпуск танка Т-80 на заводе №40 ограничился всего 77 серийными машинами и 2 опытными образцами, выпущенными на ГАЗе, после чего завод №40 был переориентирован на массовое производство остро требующихся фронту легких самоходных установок СУ-76. В результате, с конца 1943 года отечественные легкие танки исчезли из списков новой техники, поступающей на фронт.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость