Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 25 авг 2014, 22:45

Танк Т-55 - пожалуй, самый известный из всех советских послевоенных танков. Этой машине довелось поучаствовать в различных военных конфликтах по всему земному шару и, хотя танк давно морально и технически устарел, он все ещё продолжает состоять на вооружении многих армий и вооруженных формирований. С момента создания Т-55 прошло уже более 50 лет, а он по-прежнему продолжает воевать и служить верой и правдой своим хозяевам - кем бы они ни были.
Именно этой знаковой машине и посвящается данный топик.

История создания Т-55.


В ходе целого ряда ядерных испытаний выяснилось, что, хотя сам танк Т-54 и мог выдержать мощное воздействие ударной волны, он не обеспечивал защиту собственного экипажа — машина не была герметичной, и давление внутри нее во фронте ударной волны поднималось практически до той же величины, что и снаружи. В довольно обширной зоне радиусом до 400 м от эпицентра подрыва "маломощного" тактического заряда в 3 Кт (эквивалент 3 тысячам тонн обычной взрывчатки) танки полностью или частично уничтожались. На больших дистанциях они оставались исправными, пригодными для выполнения боевой задачи, однако подопытные животные, размещенные на сиденьях экипажа, погибали от воздействия ударной волны на дистанции до 1 000 м, если мощность атомного заряда достигала "верхних" пределов в 15 Кт. В следующей зоне удаления экипажи (конечно, также различные подопытные животные) уже могли выжить.
Правда, после прохода ударной волны "экипаж" зачастую погибал спустя несколько часов или дней от лучевой болезни, развивавшейся в результате радиоактивного облучения. Многое зависело как от расстояния, так и от того, на месте какого члена экипажа находился "подопытный кролик": из-за различия в толщине брони различных участков корпуса и башни внутрь проникали разные дозы радиации.
Опытно-конструкторские работы по теме противоатомной защиты танков поручили КБ-60М Харьковского завода №75 (позднее — Харьковское КБ по машиностроению и завод им. Малышева) в 1955 году. Этот выбор объяснялся тем, что здесь уже имелся определенный опыт в данной области — изготовлено несколько машин, предназначенных для изучения последствий ядерного взрыва, базой для которых послужил танк Т-54. Для предотвращения заражения экипажа были
сделаны специальные герметизированные рубки, в которых создавалось избыточное давление, препятствующее проникновению внутрь радиоактивной пыли.
Технический проект противоатомной защиты (ПАЗ) разрабатывался применительно к танку Т-54А с 1955 года и был утвержден в июле 1956 года. В 1957 году опытный Т-54А, оборудованный системой ПАЗ, проходил межведомственные испытания. Надежность системы проверялась в экстремальных условиях, она должна была срабатывать при низких и высоких температурах, высокой степени запыленности. По результатам испытаний в начале 1958 года систему доработали, после чего техническую документацию на ПАЗ передали в Нижний Тагил на завод №183 (Уральский вагоностроительный завод) для внедрения в серию.
Однако сложность состояла в том, что к этому времени здесь в производство уже была запущена очередная модификация "пятьдесятчетверки" — Т-54Б, имевшая конструктивные отличия от Т-54А. Поэтому заводу предстояло внести довольно значительные изменения как в конструкцию Т-54Б, так и соответствующим образом доработать конструкторскую документацию к ПАЗ.
Оказалось, например, что даже на значительном удалении от эпицентра ядерного взрыва, куда ударная волна доходила уже весьма ослабленной, башню танка, застопоренную по-походному, все же разворачивало, выламывая при этом зубья погона. Естественно, что такая машина хотя и могла передвигаться, но вести огонь была не в состоянии и, как следствие, теряла свою боеспособность. Главное бронетанковое управление Минобороны СССР (ГБТУ) еще в середине 1953 года выдало ОКБ-520 (позднее Уральское КБ транспортного машиностроения) завода №183 задание на доработку стопора башни Т-54.
И уже к октябрю 1954 года танк с новым рычажно-клиновым стопором башни успешно прошел испытания на полигоне, а вскоре был начат его серийный выпуск.
Руководство ОКБ-520 и завода №183 вышло с предложением вносить изменения, связанные с установкой ПАЗ, комплексно, вместе с другими усовершенствованиями, призванными повысить тактико-технические характеристики Т-54. В итоге, в производство была запущена новая машина, получившая заводской индекс "объект 155" и принятая на вооружение как Т-55. Таким образом, танк Т-55 стал результатом синтеза двух опытно-конструкторских разработок—системы противоатомной защиты, созданной на харьковском заводе №75, и работ ОКБ-520 по модернизации "пятьдесятчетверки".
Леонид Николаевич Карцев, в то время начальник ОКБ-520, так вспоминает о создании Т-55: "Оперативность работы Уралвагонзавода и его КБ... породила в танковых кругах слухи о том, что в Нижнем Тагиле все новое внедряется в производство в короткие сроки. К нам стали поступать предложения по совершенствованию танка, по внедрению в него новых систем и оборудования. Да и у нас самих имелись огромные возможности для модернизации. Вскоре у нас образовался солидный задел для внедрения в серийное производство. Зрела мысль ввести все новшества одновременно. В октябре 1955 года на завод приехал A.M. Сыч (в то время - начальник Управления производства и заказов ГБТУ) и я ему и И.В. Окуневу (директор УВЗ) сказал об этом. Александр Максимович идею одобрил, а Иван Васильевич издал приказ по заводу о проведении этих работ".
Судя по тому, что здесь упоминается 1955 год, когда харьковские конструкторы еще только приступали к разработке ПАЗ, Л.Н. Карцев под "солидным заделом для внедрения" имеет в виду опытный танк Т-54М, который был построен в ноябре 1954 года и в тот период проходил испытания. На нем за счет установки специальных баков-стеллажей удалось увеличить боекомплект орудийных снарядов до 50 (18 — в баке-стеллаже) и в то же время повысить запас дизельного топлива в забронированном объеме танка до 695 л. Мощность двигателя составляла 580 л.с. Для облегчения танка толщину кормовых листов корпуса уменьшили, а большую плавность хода обеспечивал увеличенный на 22 мм динамический ход катков. Вместо зенитного пулемета ДШК на башне установили более мощный 14,5-мм пулемет КПВТ.
Машина оснащалась прибором ночного видения ТВН-1. Однако Т-54М так и остался опытным образцом.
Что касается новшеств, внесенных при создании Т-55, то они подробно перечислены в воспоминаниях Л.Н. Карцева:
"Повышена мощность двигателя с 520 до 580 л.с., применены топливные баки с вваренными в них профильными трубами для укладки выстрелов под названием "баки-стеллажи", которые позволили значительно увеличить запас возимого топлива и возимый комплект выстрелов, установлена система противоатомной защиты (ПАЗ), защищающая экипаж и внутреннее оборудование от ударной волны и радиоактивной пыли при взрыве атомной бомбы и прохождении танка по зараженной местности; смонтирована термическая дымовая аппаратура (ТДА), создающая дымовую завесу за счет впрыскивания топлива в выхлопной коллектор двигателя (бла­годаря этой системе вместо дымовых шашек стало возможным установить дополнительные бочки с топливом по 200 литров каждая); использована унифицированная автоматическая система противопожарного оборудования (УА ППО); в воздушной системе установлен высокопроизводительный компрессор, что позволило избавиться от необходимости замены отработанных баллонов на заряженные и повысило надежность запуска двигателя, особенно в зимних условиях. Основным способом запуска двигателя стал воздушный, что позволило увеличить ресурс работы аккумуляторных батарей. Таких систем и оборудования в то время ни на одном танке в мире не было".
Итак, "объект 155" получил систему противоатомной защиты, которая в случае ядерного взрыва регистрировала поток гамма-излучения и выдавала сигнал на исполнительные органы, обеспечивающие герметизацию корпуса и башни, обесточивание основных цепей питания и остановку двигателя. Включалась фильтровентиляционная установка, подававшая внутрь танка очищенный воздух под избыточным давлением, что препятствовало проникновению в машину радиоактивной пыли. В этих же целях на танке были улучшены все уплотнительные соединения и ликвидирован вытяжной вентилятор (ранее предназначавшийся для снижения загазованности боевого отделения), расположенный у Т-54 на крыше башни перед люком заряжающего. Отсутствие колпака вентилятора стало одним из внешних признаков, по которому Т-55 легко отличить от всех других модификаций Т-54. Соответственно в систему электрооборудования были включены двигатель нагнетателя и цепь исполнительных пиропатронов защитных устройств ПАЗ.
[album]4602[/album] - щель воздухозаборника нагнетателя системы ПАЗ.
Устанавливаемый на машину форсированный дизельный двигатель В-55 развивал мощность 580 л.с., он получил обогреваемый картер, гидромуфту привода генератора, муфту привода топливного насоса "зима — лето" и центробежный маслоочиститель тонкой очистки МЦ-1, введенный в дополнение к масляному фильтру МАФ. Его ресурс увеличился до 350 моточасов.
В-55 имел трехступенчатый двухцилиндровый воздушный компрессор АК-150С (рабочее давление 150 кг/см2), что позволяло экипажу самостоятельно заправлять два "бортовых" пятилитровых воздушных баллона - в результате отпала необходимость снимать их с танка и обслуживать на стационарных установках, а это, в свою очередь, дало возможность сделать пневмосистему основной системой запуска двигателя танка — запуск с помощью электростартера стал вспомогательным. Правда, компрессор АК-150С был позаимствован в авиапромышленности, где он создавался для самолетов. На танке же этому агрегату пришлось работать в условиях повышенной запыленности, при высокой температуре, тряске и т.п., поэтому в первое время с его надежностью возникали проблемы.
Для облегчения доступа к двигателю и его системам, а также более удобного монтажа ОПВТ пришлось перепроектировать крышу моторно-трансмиссионного отделения (МТО), на которую поставили люки измененной формы.
В силовую передачу Т-55 ввели двухрядные комбинированные бортовые редукторы, один ряд у которых был планетарным.
Броневая защита претерпела незначительные изменения за счет некоторого уменьшения толщины верхнего и нижнего листов кормы корпуса и крыши МТО.
Удачным компоновочным решением стала установка в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, испытанных на экспериментальном танке Т-54М. В них одновременно размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л дизельного топлива. Благодаря этому суммарная емкость топливных баков в забронированном объеме увеличилась до 680 л и почти на треть вырос запас хода танка.
[album]4601[/album] - бак-стеллаж с боеукладкой орудийных выстрелов танка Т-55.jpg
За счет стеллажной укладки 10-ти снарядов у перегородки силового отделения конструкторам удалось довести боекомплект пушки Д-10Т2С с 34 до 43 выстрелов. Пространство высвободилось благодаря ликвидации располагавшегося в этом месте на Т-54 среднего топливного бака емкостью 315 л — теперь это топливо находилось в баке-стеллаже. На Т-55 сохранили только небольшой 60-литровый топливный бак у правого борта.
На Т-55 отказались от зенитных пулеметов ДШКМ, малоэффективных в борьбе с низколетящими реактивными самолетами, а боевые вертолеты — другой грозный противник танков — в ту пору находились еще в стадии разработки. В связи с этим была изменена и конструкция люка заряжающего. Вместо небольшой "башенки" с вращающейся пулеметной турелью на башне поставили обычный круглый люк с крышкой, откидывающейся вперед.
Прибор наблюдения командира ТПКУ заменили более совершенным прибором ТПКУБ, а позже — ТПКУ-2Б. На ранних модификациях Т-54 наводчик имел перископический прибор наблюдения МК-4, позже на его месте установили ночной прицел ТПН-1, теперь же его заменили призменным прибором наблюдения ТНП-165. Смотровые приборы механика-водителя, как наиболее подверженные загрязнению, получили систему гидропневмоочистки: для стекол от грязи — жидкостью, а от пыли и снега — сжатым воздухом. Управление системой велось с помощью специального электрического тумблера и крана.
Танк Т-55 получил унифицированную автоматическую (допускалось срабатывание и в ручном режиме) противопожарную систему "Роса" трехкратного действия с огнетушащим составом "3,5", пары которого при пожаре заполняли все свободное пространство того отделения танка, где возник очаг возгорания. Состав "3,5" представлял собой смесь, состоящую из бромистого этила, углекислоты и сжатого воздуха и являлся более эффективным средством пожаротушения, чем применявшаяся ранее на Т-54 обычная углекислота.
Для постановки дымовых завес вместо традиционно применявшихся ранее дымовых шашек БДШ-5 (две таких шашки крепились на корме корпуса) на Т-55 смонтировали новую термодымовую аппаратуру многократного действия (ТДА). Ее разработка началась весной 1955 года на заводе №75 в Харькове. В течение следующего года опытный образец устройства проходил испытания, а в 1957 году готовая документация была передана для серийного производства.
Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 700 м и глубиной до 5 м.
Постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 года и приказом Министра обороны СССР от 24 мая того же года танк Т-55 приняли на вооружение. Его серийное производство на заводе №183 в Нижнем Тагиле началось уже в июне. Несколько позднее к выпуску машины подключились харьковский завод №75 и омский №134. Благодаря преемственности конструкции танки Т-55 поставили на поток без остановок сборочных конвейеров и выпускали их в тех же количествах, что и предшественники.
[album]4600[/album] - компоновочная схема танка Т-55.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 26 авг 2014, 23:32

Базовые модификации Т-55.


Т-55А - танк "с подбоем"


Следующим этапом адаптации Т-55 к боевым действиям в условиях ядерной войны стали работы по усилению защиты экипажа и машины от проникающей радиации гамма- и нейтронного излучения. От первого экипаж в какой-то мере защищала танковая броня, хотя и недостаточно. Для быстрых же нейтронов броня представляла собой довольно слабую преграду.
Кроме того, опасность нейтронного излучения усиливается и тем, что под действием нейтронов нерадиоактивные атомы среды превращаются в радиоактивные, то есть образуется так называемая наведенная радиоактивность, что приводит к заболеванию лучевой болезнью. Проникающая радиация вызывает также потемнение оптики, выводит из строя радиоэлектронную аппаратуру, особенно ее полупроводниковые элементы.
Для решения задач по защите танков от проникающей радиации в ЦБЛ-1 (Центральная броневая лаборатория; с 1967 года — НИИ стали Минтрансмаша), занимавшейся разработкой новых материалов, созданием методов расчета бронестойкости, технологической поддержкой производства бронетехники, организуется специальный отдел противорадиационной защиты под ру­ководством М.А. Студница. К 1961 году в этом отделе на основании данных натурных испытаний и модельных экспериментов были разработаны методики расчета проникающей радиации. Также создается специальный материал ПОВ (слои полимера с оксидом бора и другими наполнителями), предназначенный для ослабления воздействия нейтронного излучения. ПОВ имел в два раза меньший удельный вес по сравнению со свинцом, но обеспечивал аналогичную защиту. Недостатком его была горючесть.
Весной 1961 года на заводе №183 начались конструкторские работы по оснащению этим материалом танка Т-55. На завод был командирован сам М.А. Студниц, чтобы решать возникающие вопросы непосредственно на месте. ПОВ предполагалось разместить в обитаемых отделениях корпуса и башни таким образом, чтобы максимально снизить дозу облучения членов экипажа танка. У конструкторов ПОВ получил условное название "подбой".
Кроме антирадиационного действия, "подбой" предохранял экипаж и от поражения осколками, отскакивающими от брони при попадании в танк снаряда. Оснащение танка этим материалом особых проблем не представляло, хотя и оказалось процессом довольно трудоемким. ПОВ производился в виде плоских плит определенной толщины, и если в корпусе, где броневые листы также были плоскими, все было просто, то в башне с выгнутыми стенками дело обстояло сложнее. Здесь листы "подбоя" должны были иметь сложную трехмерную конфигурацию. Придать ее листам ПОВ можно было лишь разогревом, в результате которого он размягчался. Учитывая массовое производство танков, для изготовления деталей "подбоя" пришлось разработать довольно сложную технологическую оснастку, в том числе и металличес­кие пресс-формы. Сначала из плоской плиты ПОВ вырезалась развертка будущей детали, после этого посредством разогрева она размягчалась, и уже в пресс-форме ей придавалась соответствующая конфигурация.
"Пятьдесятпятый", оснащенный "подбоем", позднее получил обозначение Т-55А. Эта машина стала первым в мире серийным танком, специально оборудованным защитой экипажа от воздействия проникающей радиации и ударной волны ядерного взрыва, что обеспечивает возможность боевых действий на территории, подвергнутой радиоактивному заражению. Кроме "подбоя", в конструкцию Т-55А внесли и ряд других изменений. Наиболее существенным из них стал отказ от установки в отделении управления неподвижно закрепленного курсового пулемета, огонь из которого вел
механик-водитель, при этом наводка пулемета осуществлялась поворотом всего танка. Практика показала неэффективность ведения огня из этого пулемета.
Конструкторские работы провели в сжатые сроки, и модернизированный танк с улучшенной радиационной защитой был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 16 июля 1962 года под обозначением Т-55А ("объект 155А"). Правда, на "родном" заводе в Нижнем Тагиле Т-55А никогда не выпускался, так как в этот период в ОКБ-520 завершались работы над более мощным танком — Т-62, вооруженным 115-мм гладкоствольной пушкой, и завод готовился к освоению его серийного производства. С декабря 1961 года выпуск Т-55 здесь был прекращен.
[album]4605[/album] - танк Т-55А на учениях.
Однако, если ранее переход от одной модификации Т-54 к другой, а затем и к Т-55 осуществлялся без остановки производства, то освоение Т-62 потребовало более серьезных усилий: на новой машине существенно изменились конструкция и размеры корпуса и башни, из-за чего пришлось менять большую часть производственной оснастки. Об объеме этих работ свидетельствует тот факт, что с начала 1962 года танковое производство на Уральском вагонзаводе было остановлено на шесть месяцев для проведения подготовительных мероприятий, например, для замены сварочного оборудования в корпусном цехе, карусельных станков для обработки погона башни.
Производство Т-55А передали в Омск на завод №174 (позже Омский завод транспортного машиностроения), на котором до этого выпускались танки Т-54 и Т-55, а также различные боевые и специальные машины на их базе: инженерные машины, зенитные самоходные установки ЗСУ-57-2, самоходные установки СУ-122. Выпуск танков Т-55А в Омске начался с 1963 года и продолжался до 1977-го (согласно другим источникам — до 1979 года).
В ходе серийного производства в конструкцию танка вносились изменения, повышающие его тактико-технические характеристики. Например, была усилена антинейтронная защита: на нем появился не только "подбой", но и "надбой" — дополнительный слой материала ПОВ, расположенный снаружи корпуса: на крышке люков механика-водителя, командира и заряжающего, а также на участке крыши башни между ними. "Надбой" крепился с внешней стороны брони и прикрывался сверху металлическими "чехлами".
[album]4606[/album][album]4607[/album] - башня танка Т-55А крупным планом.
ИзображениеИзображение - полноразмерные чертежи Т-55А, масштаб 1:35.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 03 сен 2014, 21:52

Улучшение конструкции в процессе производства Т-55А


С 1965 года на Т-55А начали ставить более надежные гусеницы с резинометаллическим шарниром РМШ, оказавшиеся вдвое долговечнее ОМШ с открытым металлическим шарниром. Теперь их пробег достигал 2000 — 3000 км. Соответственно, была изменена и конструкция съемных венцов ведущих колес — венцы для гусеницы с РМШ имели 14 зубьев вместо 13 для старой ОМШ.
[album]4645[/album] - гусеница Т-55 с резино-металлическим шарниром (РМШ).
С июня 1965 года танки выпускаются с усовершенствованным ОПВТ, обеспечивающим условия движения танка по суше без ограничений. Позже вместо длинной воздухопитающей трубы, которая устанавливалась в кормовой части корпуса, стали использовать короткую с креплением на передней правой части башни.
[album]4647[/album] - Т-55 с короткой трубой ОПВТ.
С 1969 года вновь на танке появился зенитный пулемет, но уже для борьбы с боевыми вертолетами - его установили в пулеметной турели на люке заряжающего, а коробки с патронами разместили снаружи башни на специально приваренных для этого скобах.
[album]4648[/album] - зенитный пулемет ДШКМ.
С 1974 года гамма-датчик РБЗ-1М заменили новым ГД-1М. Обновили и радиооборудование — Р-113 сменили на радиостанцию Р-123.
В том же году на танки поставили квантовые дальномеры КДТ-1 "Нева" в комплекте с прицелом наводчика ТШС-32ПВМ с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости.
[album]4646[/album] - Т-55 с лазерным дальномером КДТ-1, хорошо виден его кожух над пушкой.
С 1963 года в бое­комплект Т-55 вдобавок к осколочно-фугасным и бронебойным был введен кумулятивный снаряд ЗБК5М (бронепробиваемость до 390 мм), а в 1967-м на вооружение поступили подкалиберные бронебойные снаряды ЗБМ10 — стальные оперенные БПС с бронепробитием 180 — 290 мм на расстоянии 2 000 м. В 1980-х годах появились еще
более мощные боеприпасы: кумулятивный — ЗБК17М и подкалиберный — ЗБМ25 (ОБПС с вольфрамовым включением в стальной оболочке с бронепробитием 280 мм/2 км).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 06 сен 2014, 19:32

Командирский танк Т-55К/АК


В 1959 году был принят на вооружение командирский танк Т-55К, разработанный в КБ нижне-тагильского завода №183 на базе Т-55. Танк производился серийно на том же заводе.
С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. Он отличался от Т-55К усиленной противорадиационной защитой, остальные характеристики — такие же.
В отличие от линейных на командирские машины устанавливались, кроме Р-113 или используемой позже Р-123, дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от
курсового 7,62-мм пулемета ПКТ.
Позднее радиооборудование командирских танков было дополнено. Т-55К командира батальона получили две радиостанции Р-123 (или Р-123М), а машина командира полка — Р-123 и Р-130; для этого пришлось установить раздвижную десятиметровую антенну.
[album]4664[/album] - командирский танк Т-55АК. Как можно убедиться, машина внешне практически не отличается от обычного линейного Т-55А.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 09 сен 2014, 15:20

Огнеметный ТО-55 ("Объект 482").


В 1954 году на вооружение Советской Армии были приняты огнемётные танки Т-54-АТО. Они выпускались небольшими сериями с 1955 по 1959 год на заводе №174 в Омске. Всего было построено 110 таких машин.
Разработкой танковых огнемётов занималось Специальное конструкторское бюро в Харькове — СКБ-1. Именно здесь в 1949 году была испытана первая послевоенная модель автоматического танкового огнемёта АТО-49, который после доработок получил обозначение АТО-54 и устанавливался на огнемётный танк ОТ-54.
В 1955 году в СКБ-1 был выполнен технический проект огнемёта с повышенной до 200 м дальностью метания огнесмеси (АТО-54 имел дальность 160 м). Опытный образец огнемёта, получивший название АТО-200, изготовили в 1956 году. Танк, созданный на базе Т-55 в 1958 году и вооружённый новым огнемётом, получил название ТО-55 ("объект 482").
ТО-55 проектировался по тому же принципу, что и ОТ-54: огнемёт на нём устанавливался не взамен основного
вооружения, а в дополнение к нему, при этом боевые качества танка не снижались.
[album]4672[/album] - огнемент АТО-200 в башне танка ТО-55 (крупный план).
Огнемёт располагался в башне рядом с пушкой на месте спаренного пулемёта и стабилизировался вместе с ней в двух плоскостях наведения. Таким образом, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание могло вестись не только с места, но и с ходу со скорострельностью до 8 выстр./мин на дальность до 200 м. Ёмкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: её нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной.
Бак для огнесмеси ёмкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей. Для подвода её в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство.
АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемёт многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы. Воспламенение струи в момент её вылета из насадки огнемёта произво­дилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.
[album]4671[/album] - автоматический танковый огнемет АТО-200 (схема).
Стрельба из огнемёта осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1 — 0,2 с реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с, струя, пролетая через факел зажигательного патрона, воспламенялась. В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и "подготавливали" очередные патроны.
Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом обычный боекомплект пришлось уменьшить до 25 снарядов для пушки и до 750 пат­ронов для пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у линейного танка Т-55.
На вооружение танк ТО-55 был принят приказом министра обороны СССР от 17 января 1960 года. Первую серию из 10 машин построили в 1961 году. Позднее некоторая часть ТО-55 строилась на базе танка Т-55А.
ТО-55 выпускались в относительно небольших количествах, что в определенной степени связано с проблемами в тактике их боевого применения возникшими к концу 1950-х годов. К этому времени были существенно усовершенствованы различные противотанковые средства, находящиеся на вооружении пехотных подразделений, — ручные гранатометы, базуки, безоткатные орудия и даже ПТУРС, способные поражать ТО-55 на дистанциях, значительно превосходящих дальность его огнеметания. С другой стороны, отсутствие спаренного пулемета делало ТО-55 практически беззащитным от противотанковых средств противника на ближних дистанциях — курсовой пулемет не обеспечивал прицельной стрельбы, а на Т-55А от него вообще отказались. В 1993 году танк ТО-55 был снят с
вооружения.
[album]4673[/album][album]4674[/album][album]4675[/album] - танк ТО-55 и рисунок его общего вида.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 11 сен 2014, 14:29

Боевые и специальные машины на базе Т-55.


Тяжелый бронетраспортер БТР-Т.


Опыт боевого использования колесных бронетранспортеров с противопульной броневой защитой показал, что в целом ряде случаев они неспособны выполнять задачи не только боевой машины, но даже надежного транспортного средства. Так, во время боевых действий в Афганистане, в других "горячих" точках пехотинцы предпочитали при передвижении на БТР находиться не внутри этих машин, а снаружи, на броне. Оказалось, что, например, при подрыве бронетранспортера на мине или при обстреле из противотанковых гранатометов здесь имеется больше шансов остаться невредимым.
Новый бронетранспортер с повышенным уровнем защиты на базе танка Т-55 впервые был продемонстрирован на выставке военной техники и вооружения в Омске в 1997 году.
Конструктивно БТР-Т выполнен по схеме, аналогичной израильским тяжелым машинам типа "Ахзарит", "Пума", "Нагмашот". Он имеет переднее отделение управления, совмещённое с десантным, и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Место механика-водителя находится впереди у левого борта.
[album]4732[/album][album]4733[/album] - схемы: общий вид БТР-Т и размещение в нем экипажа и десанта.
Полностью закрытый корпус бронетранспортёра отличается от корпуса танка прежде всего встроенной динамической защитой и усиленной противоминной защитой. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов имеет внутренний основной и наружный дополнительный листы. Между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности.
Таким образом обеспечивается более надёжная противокумулятивная защита бортов. БТР-Т оснащен системами ПАЗ и ОПВТ, дымовыми гранатомётами постановки дымовых завес 902В "Туча".
На бронетранспортёре использована модульная конструкция вооружения. На выставке в Омске вооружение машины включало автоматическую пушку 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 200 выстрелов и пусковую установку ПТУРС "Калибр". Но предусмотрены и взаимозаменяемые варианты, включающие автоматический гранатомёт АГС-17 калибра 30 мм, двуствольный автомат 2А38 калибра 30 мм, 12,7-мм зенитный пулемёт НСВ, две пусковые установки ПТУРС "Конкурс".
[album]4751[/album][album]4734[/album][album]4735[/album] - варианты вооружения БТР-Т(с описанием в комментарии к схеме) и фото машины с 30-мм пушкой 2А42 и ПТУРС "Калибр" и с зенитным пулеметом НСВ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 14 сен 2014, 01:55

Удалось раздобыть немного цветных фото БТР-Т:
[album]4752[/album][album]4753[/album][album]4755[/album][album]4754[/album]
[album]4756[/album][album]4757[/album][album]4758[/album][album]4759[/album]
[album]4760[/album][album]4761[/album][album]4762[/album][album]4763[/album]
[album]4764[/album][album]4765[/album][album]4766[/album]
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 19 сен 2014, 00:26

Гусеничный универсальный тягач ГТУ-1


Тягач разработан на базе танка Т-55 Ленинградским ВНИИ транспортного машиностроения совместно с Киевским конструкторско-технологическим центром. Предназначен для проведения спасательных и аварийно-восстано­вительных работ в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.
ГТУ-1 обеспечивает выполнение ремонтных работ, в том числе электросварочных, грузоподъёмных — с перемещением груза, вытаскивание застрявшей и затонувшей техники всех видов, буксировку техники в любых дорожных условиях, выполнение землеройных работ, расчистку завалов, транспортировку грузов.
[album]4806[/album][album]4807[/album] - универсальный гусеничный тягач ГТУ-1.

Танковый мостоукладчик МТУ-55


Предназначен для наведения однопролётного металлического моста, перекрывающего водные преграды, рвы, овраги, эскарпы и прочие препятствия шириной до 16 м.
Базовой машиной для него служит танк Т-55 без башни и вооружения, снабжённый ПАЗ, ОПВТ и ТДА. Максимальная скорость мостоукладчика—до 50 км, транспортная скорость по пересеченной местности — 20 — 25 км/ч.
МТУ-55 в отличие от предшественников МТУ и МТУ-20 имеет схему наводки моста типа "ножницы". Сначала мост в сложенном положении поднимается вертикально, а затем раскладывается и опускается на преграду. Время наводки — 3 — 8 мин. Допустимое превышение (принижение) одного берега над другим — до 2,2 м. Ширина моста — 3,3 м, ширина колеи — 1,15 м. По нему могут следовать все типы колёсных и гусеничных машин, однако нагрузка при этом не должна превышать 50 т.
Существенным преимуществом МТУ-55 является наличие в его комплекте устройства для соединения между собой двух и более мостов. Он может наводить переправу, даже находясь под водой, что особенно важно, когда в случае недостаточной длины моста необходимо производить его наращивание. Дифферент машины при работе может составлять 15°. Экипаж мостоукладчика—два человека. Вооружение: автомат АКМС со 150 патронами, 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ.
МТУ-55 принят на вооружение в 1962 году. Входит в состав инженерно-саперной роты мотострелкового (танкового) полка — 1 (3) машины.
[album]4802[/album][album]4803[/album][album]4804[/album][album]4805[/album] - мостоукладчик МТУ-55.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 20 сен 2014, 20:42

Инженерная машина разграждения — ИМР ("Объект 616")


Инженерная машина разграждения предназначена для прокладки колон­ных путей, проделывания проходов в зонах сплошных или городских завалов, образовавшихся после нанесения ядерных ударов или массовых бомбардировок. Для этого она оснащена телескопическим манипулятором и мощным бульдозерным оборудованием.
ИМР создана также на базе танка Т-55 без башни и танкового вооружения и снабжена ПАЗ, ОПВТ, ТДА, прибором химической разведки и радиометром-рентгенометром ДП-ЗБ. При этом сам танк подвергся некоторой модернизации: днище усилено добавочными бронелистами, изменена конструкция подбашенного листа, установлена башенка механика-водителя.
Управление бульдозерным оборудованием производится гидравликой без выхода экипажа из машины. С его помощью возможно сдвигать с дороги обломки, засыпать рвы и воронки. Ширина захвата в бульдозерном положении составляет 4,15 м, в грейдерном — 3,4 м, в двухотвальном — 3,56 м.
Колонный путь по среднепересечённой местности ИМР проделывает со скоростью 5 — 8 км/ч, проход в сплошном лесном завале — 200 — 300 м/ч, в городских завалах — 160 — 200 м/ч. Телескопическая стрела с захватом-манипулятором способна удалять с дороги стволы деревьев, обломки стен, выдёргивать из земли столбы, обрушивать остатки строительных сооружений. Грузоподъёмность стрелы — 2 т, максимальный вылет — 8,8 м.
[album]4817[/album][album]4818[/album] - ИМР-1 расчищает завал.
В комплекте ИМР имеется также скребок-ковш объемом 0,4 м3 — с ним машина может использоваться ещё и как экскаватор, перенося 40 м3 грунта за час работы.
Экипаж состоит из двух человек — механика-водителя и командира оператора. Вооружение: автомат АКМС с запасом 150 патронов, 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ.
Создана в КБ Омского завода №174. Входит в состав инженерно-сапёрного батальона мотострелковой (танковой) дивизии — три машины, а также инженерных батальонов штурма и разграждения и батальонов ликвидации аварий на атомных объектах. Принята на вооружение в 1969 году.
[album]4813[/album][album]4814[/album][album]4815[/album][album]4816[/album] - инженерная машина разграждения ИМР-1 на базе Т-55.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 22 сен 2014, 23:01

Модернизация танков Т-55.


Причины и предпосылки модернизации парка танков Т-55.


Начиная с рубежа 1960-х годов уже сложно было говорить о превосходстве боевых характеристик наших танков первого послевоенного поколения над западными. Существенным фактором, определившим отставание Т-55 от иностранных образцов, стало вооружение последних новым 105-мм нарезным орудием L7, разработанным в Англии, но производившимся также по лицензии в США под индексом М68.
В боекомплект L7 входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1 475 м/с, который практически гарантированно поражал Т-55 на дистанции прямого выстрела 1 800 м. С расстояния 2 000 м он пробивал броневой лист толщиной 210 мм.
На Т-55 вооружение практически не менялось с 1945 года — 100-мм пушка Д-10Т имела гораздо меньшую дальность прямого выстрела, чем L7, и более низкую начальную скорость бронебойного снаряда. К тому же в боекомплекте танка не было ни кумулятивного, ни подкалиберного бронебойного снаряда (они находились тогда на стадии разработки). В тоже время, уровень броневой защиты американского танка М60 и английского "Центуриона" Мк.9 существенно вырос по сравнению с предыдущими образцами: толщину лобового листа М60 довели до 120 мм, Мк.9 — до 127 мм.
В результате оказалось, что "пятьдесятпятка" своими обычными калиберными бронебойными снарядами могла поражать эти машины на дистанции прямого выстрела только в борта, а их лобовая броня стала ей "не по зубам". В случае огневой дуэли Т-55 с М60 наши шансы на победу составляли лишь 1:3. Именно эта ситуация и послужила причиной спешного принятия на вооружение танка Т-62 с усиленным бронированием, оснащенного новой мощной 115-мм гладкоствольной пушкой У-5ТС.
Тем не менее, производство Т-55А продолжалось до 1977 года, причём танки поставлялись не только в нашу армию, но и на экспорт, хотя тогда уже появились машины третьего поколения — Т-64 и Т-72. В то время считалось, что такие показатели, как относительно невысокая стоимость производства и эксплуатационных расходов, являются выгодным отличием отечест­венных Т-54/55. А огромное количество танков вполне сможет возобладать над качеством зарубежных образцов.
Однако к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло
критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения наших танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах.
В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в
войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72.
Согласно совместному постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62" от 25 июля 1981 года, предусматривалось модернизировать к 1985 году 2 200 танков Т-55. Учитывая, что к этому времени в Советской Армии их насчитывалось около 20 тыс., на доработку всех Т-55 могло бы уйти около 15 лет.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4489
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 555
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 374 раза
Поблагодарили: 1162 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Re: Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 17 окт 2014, 00:50

Т-55М и Т-55АМ.


В начале 1980-х годов в Омском КБТМ была осуществлена глубокая модернизация танков Т-55. Эти работы проводились в соответствии с Постановлением СМ СССР от 25 июля 1981 года и имели своей целью преобразование среднего танка в
основной. В результате были созданы и в апреле 1983 года приняты на вооружение танки Т-55М и Т-55АМ. Ценой умеренных затрат удалось повысить боевую эффективность танков первого послевоенного поколения - Т-55/55А до уровня танков Т-64А и Т-72.
Основное внимание конструкторы уделили усилению огневой мощи и защищённости танков при сохранении прежнего уровня подвижности.
Огневая мощь повышалась за счет установки вместо старого прицельного оборудования нового комплекса системы управления огнем (СУО) "Волна" и системы управляемого вооружения "Бастион".
Задача повышения дальности и эффективности огня решалась в основном за счет применения управляемых боеприпасов. Работы по их созданию велись в тульском КБ под руководством А.Г. Шипунова на базе спроектированного здесь же комплекса 9К116 "Кастет". Благодаря этому разработка танкового комплекса с близкими к 9К116 характеристиками была завершена в сжатые сроки — к 1983 году. Изменения в основном коснулись гильзы с метательным зарядом, адаптированной под камору пушки Д-10Т.
Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион" включал выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117, которая была заимствована от комплекса "Кастет" без изменений, и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.
[album]4944[/album] - лазерный прицел-прибор наведения 1К13БОМ.
По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел ЗУБК10-1 массой 26,7 кг не отличался от обычного артиллерийского и помещался в стандартной танковой боеукладке. Метательный заряд ракеты сообщал ей начальную скорость около 500 м/с, которая поддерживалась в полёте за счёт работы маршевой двигательной установки. Дальность действия ракеты: 4 000 м — днём и 1 200 м — ночью, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части — 550 мм брони.
Для управления ракетой применялась полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность - ее малый объём позволил размещение в боевом отделении машины. К недостаткам системы следует отнести то, что она не обеспечивала применение ракет во время движения танка.
Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнём "Волна". В её состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон" М1.
Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500-4000 метров, точность измерения - 10 м. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом.
Баллистический вычислитель БВ-55 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов. Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М. отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки. Стабилизатор вооружения "Циклон" М1 отличается от стабилизатора "Циклон" улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы.
Кроме этого, ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом, устранившим в большой степени неравномерный нагрев ствола. Это позволило значительно уменьшить разброс углов вылета снаряда; в результате улучшились кучность и точность стрельбы. Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.
Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни.
Защищенность танков Т-55М повышалась в основном за счет установки дополнительного комбинированного бронирования корпуса и башни. В результате комплекса мер по усилению огневой мощи и защищенности боевая масса Т-55М возросла до 40,9т, а Т-55АМ до 41,5т. Для компенсации этого увеличения и сохранения подвижности на них устанавливались более мощные двигатели - В-55У (620л.с), а затем В-46-5М (690л.с).
К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Удалось обеспечить "прирост защиты" от бронебойных подкалиберных снарядов на 120 мм, от калиберных — на 200 — 250 мм.
[album]4939[/album][album]4940[/album][album]4941[/album] - T-55М - схема установки и фото доп. защиты лобовой части корпуса танка.
Дополнительная зашита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки (эти блоки получили прозвище "хомуты"). Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами.
[album]4942[/album][album]4943[/album] - T-55М - левый блок доп. защиты на башне и башня танка (защита снята).
Борта танка прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Противокумупятивные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм. Ширина танка по экранам равна 3 520мм, поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экраны демонтируются.
Опыт боевых действий в Афганистане, где широкие масштабы получила так называемая "фугасная война", заставил усилить защиту танка и его экипажа от подрыва на минах. Для этого днище танка дополнительно бронировали — в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс — распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку.
[album]4945[/album] - схема противоминной защиты днища корпуса танка Т-55М.
Защищённость танка повысили и за счёт использования системы запуска дымовых гранат 902Б, обеспечивавшей постановку дымовой завесы длительностью 1 — 2 мин на дальности 200 — 350 м от машины. При залповом пуске четырёх гранат ширина ее фронта составляла 100 — 120 м, а средняя высота — 8 м. В состав системы входили восемь пусковых установок на правом борту башни, дымовые гранаты ЗД6 калибра 81 мм и пульт управления, расположенный у наводчика. Время эффективного дымообразования одной гранаты - 60-120 с.
В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации.
Для защиты от зажигательного оружия — типа напалма — танк оборудовали системой "Сода": поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.
На танке Т-55М установлен двигатель В-55У мощностью (620 л.с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая - в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с.
[album]4946[/album] - танк T-55М.
Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135-149 мм до 162-182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров.
Модернизации подверглось и радиооборудование — вместо радиостанции Р-123М установили Р-173 и радиоприемник Р-173П.
Вариант танка Т-55М с двигателем В-46-5М получил индекс Т-55М-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М — Т-55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М — Т-55МВ1-1.
Вариант танка Т-55АМ с двигателем В-46-5М получил индекс Т-55АМ-1, без комплекса управляемого вооружения - Т-55АМ1 (с двигателем В-46-5М - Т-55АМ1-1).
[album]4947[/album][album]4948[/album][album]4949[/album][album]4950[/album] - Т-55АМ обр. 1983 года - схема общего вида и фото танка (на последнем фото - машина хорватской армии).
[album]4951[/album][album]4952[/album][album]4953[/album] - еще несколько фото Т-55АМ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История и материальная часть советской автобронетанковой техники.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость