Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...  Проект завершен

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 04 фев 2013, 02:19

Проектирование


Программа пополнения английского флота 1914 года предусматривала постройку трех линкоров типа "Ройял Соверен" (в дополнение к пяти таким же линкорам программы 1913 года), получивших наименования "Ринаун", "Рипалс" и "Резистанс", а также шестого линкора типа "Куин Элизабет" (в дополнение к пяти кораблям этого же типа программы 1912 года), названного "Эйджинкорт".
13 мая 1914 года спецификации новых кораблей были одобрены Адмиралтейством, и в июне последовала выдача заказов верфям Портсмутского и Девонпортского адмиралтейств на постройку "Эйджинкорта" и "Резистанса". На две оставшиеся единицы был объявлен конкурс. В итоге контракт на "Рипалс" достался судостроительной фирме "Палмерс", а на "Ринаун" — "Фэйрфилд".
С началом Первой мировой войны все работы по подготовке к закладке этих линкоров остановили, а 26 августа заказы на постройку аннулировали. Предполагалось, что война надолго не затянется, и новые корабли попросту не успеют принять в ней участия.
В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля (в то время — Первого лорда Адмиралтейства) адмирал Фишер был возвращен на пост Первого морского лорда (главкома), сменив на этом месте адмирала Луи Батенбергского. Питающий необъяснимую слабость к быстроходным, тяжеловооруженным, но легкобронированным линейным крейсерам, Фишер не преминул воспользоваться своим повторным приходом в Адмиралтейство для возобновления постройки таких кораблей. Необходим был только повод, и он вскоре представился: 8 декабря 1914 года у Фолклендских островов была разгромлена германская крейсерская эскадра адмирала графа фон Шпее. В этом сражении, как и в произошедшем несколько ранее, 28 августа, бою в Гельголандской бухте, было продемонстрировано превосходство английских кораблей, сочетавших в себе огневую мощь и высокую скорость. Казалось бы, доктрина линейных крейсеров, выдвинутая адмиралом, получила достаточно веское подтверждение.
Сразу после Фолклендского сражения Фишер предложил Черчиллю вынести на обсуждение Кабинета министров вопрос о строительстве новых линейных крейсеров. Поначалу Первый лорд Адмиралтейства был против, опасаясь, что это отвлечет силы и средства от более приоритетных единиц флота, а также того, что новые крейсера все равно не будут готовы до конца войны. Фишер настаивал на своем, обещая сделать все возможное, чтобы ввести корабли в строй в рекордно короткий срок, как это произошло восемь лет назад — при постройке "Дредноута". К тому же, по его мнению, важным аргументом за новые крейсера служило то обстоятельство, что ни один из британских дредноутов из числа готовых или находящихся в постройке, не сможет превзойти новый германский линейный крейсер "Лютцов" с его 28-узловой скоростью. В итоге, Черчилль поддался оказываемому на него давлению и добился от Кабинета одобрения на заказ двух линейных крейсеров.
19 декабря 1914 года Фишер информировал об этом отдел кораблестроения. Первый морской лорд желал получить увеличенный "Инвинсибл", с более высокой скоростью в 32 узла и вооруженный самой тяжелой артиллерией (на тот момент — 381-мм). Защита по значимости стояла на третьем месте и должна была соответствовать бронированию первых линейных крейсеров. Кроме того, предполагалось ограничить осадку новых кораблей, поскольку не исключалась возможность их применения в Балтийском море. На подготовку предварительного проекта отводилось всего десять дней.
Директор кораблестроительного отдела Д'Эйнкорт первоначально предполагал ограничиться установкой на новые корабли двух башен с четырьмя 381-мм орудиями. Это позволило бы достичь заданной 32-узловой скорости при достаточно умеренном водоизмещении в 18 750 т, но Фишер настоял на третьей башне. К 21 декабря подготовили эскизные чертежи корпуса, а три дня спустя, 24 декабря, Первому морскому лорду представили модель нового корабля. Прежде чем ее продемонстрировать на Совете Адмиралтейства, Фишер внес ряд усовершенствований, с учетом которых через два дня изготовили новую модель.
28 декабря было получено одобрение Совета Адмиралтейства, и Д'Эйнкорту выдали наряд на изготовление детального проекта. Уже на следующий день прошли переговоры с представителями верфей. Было решено восстановить аннулированные заказы на "Ринаун" и "Рипалс", но строить их по новому проекту. Поскольку верфь "Палмерс" не имела эллинга для корабля длиной почти четверть километра, заказ передали на верфь "Джон Браун" в Клайдбэнке. Первый морской лорд высказал пожелание построить оба крейсера в рекордно короткий срок — за 15 месяцев. После достижения договоренности о сроке постройки и внесения этого пункта в контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.
Подготовка к строительству этих кораблей проводилась в спешке, что противоречило обычной практике Адмиралтейства. Так, официальное разрешение на начало работ выдали 30 декабря1914 года, в последующие недели представители службы главного конструктора осмотрели уже заготовленные материалы на верфях "Палмерс" и "Фэйрфилд" и решили, какие из них можно использовать при строительстве кораблей по новому проекту. Материалы от "Палмерса" были затем перевезены в Клайдбэнк.
До 21 января 1915 года на верфях провели подготовительные работы, а 25 января, в день рождения Джона Фишера, состоялась одновременная закладка кораблей — таким образом, от начала проектных работ до закладки прошло всего чуть больше месяца. К 12 апреля подрядчикам передали все чертежи, спецификации и инструкции. 22 апреля проект официально утвердили на Совете Адмиралтейства.
29692970 - киль "Рипалса", 14 мая 1915 года и корпус "Рипалса" на стапеле, 1915 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 05 фев 2013, 22:13

Постройка и испытания.


Постройка линейных крейсеров велась достаточно быстро. Чтобы еще повысить темп работ, в сентябре 1915 года большое количества металлообрабатывающего оборудования с верфи "Бердмор", строящей линкор "Рэмиллиес", было снято и передано в "Фэйрфилд" — для ускорения достройки "Рипалса".
Уже 8 января 1916 года, менее чем через год после официальной закладки, он сошел на воду, два месяца спустя, 4 марта 1916 года, за ним последовал "Ринаун". Спусковой вес кораблей составлял 15 156 т и 16 065 т соответственно. Опасения, что столь длинные корпуса в процессе схода на воду могут получить повреждения, не сбылись. Стрелка прогиба на длине 177 м составила всего 44 мм для "Рипалса" и 67 мм на длине 176 м для "Ринауна", что было в пределах нормы.
Хотя ни один из кораблей не был готов в запланированные 15 месяцев, однако, учитывая их размеры, тот факт, что "Ринаун" и "Рипалс" были закончены в августе — сентябре 1916 года, нужно признать выдающимся достижением. Постройка крейсеров обошлась английской казне в 2 627 401 фн.ст. — за "Рипалс" и 2 962 578 фн.ст. — за "Ринаун".
29732974 - "Рипалс" в достройке, 5 и 21 апреля 1916 года
15 августа 1916 года на переходе в Портсмут на "Рипалсе" провели заводские ходовые испытания, добившись мощности примерно 125 000 л.с. Сдаточные испытания на мерной миле были проведены 15 сентября, по пути на соединение с Гранд Флитом. В начале следующего месяца на этой же мерной миле побывал и "Ринаун".
Оба корабля показали отличную мореходность — даже в шторм качка оставалась плавной и равномерной. Большой развал носовых шпангоутов препятствовал заливанию бака, однако при сильном волнении образовывалось облако брызг, которое при встречном ветре сносилось на надстройки.
Из недостатков, отмеченных приемной комиссией, наиболее серьезным стала сильная вибрация корпуса на скорости свыше 25 узлов. Кроме того, при скорости, близкой к полной (около 30 узлов), начинало заливать ют.
2975 - "Рипалс" на испытаниях, 14 августа 1916 года.
При проведении испытательных стрельб выявилась слабость палубы бака в районе якорных клюзов. Оба корабля повторно прибыли на верфь, палубу усилили, установив переборки и дополнительные подпорки. Одновременно примерно на 1,82 м была увеличена высота носовой дымовой трубы — как показали испытания, дым создавал значительные трудности всем находящимся на мостике.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 13 фев 2013, 00:52

Описание конструкции.


Корпус и конструктивная подводная защита


По типу конструкции корпус новых линейных крейсеров набирался в основном по традиционной для крупных кораблей
того времени поперечной схеме, хотя в оконечностях в качестве основных элементов прочности использовались продольные связи, так что иногда "Рипалс" и "Ринаун" относят к числу кораблей со смешанным набором. В качестве способа соединения элементов конструкции использовалась исключительно клёпка, частично "машинная", выполнявшаяся с помощью пневматических агрегатов, частично чисто ручная.
По длине корпус делился на 22 водонепроницаемых отсека. Чтобы сэкономить вес и сократить время постройки, открытые палубы (полубака и верхней в корму от среза полубака) не получили деревянного настила, а для компенсации потерь изоляции все палубы ниже верхней в пределах жилых помещений обшили деревом.
Конструкция корпуса имела ряд новшеств, наиболее интересным из которых стала усовершенствованная противоторпедная защита, заметно отличающаяся от применявшейся ранее. Именно в проекте "Ринауна" и "Рипалса" впервые появились були, "интегрированные" в конструкцию корпуса. Внутренняя к диаметральной плоскости корабля поверхность буля образовывалась продольной небронированной переборкой. Внешняя формировалась скосом бронепалубы, который в 0,46 м ниже ватерлинии (при проектном водоизмещении 26 500 т) переходил в наружный борт, загибающийся по большому радиусу вниз и переходящий в двойное дно. По сравнению с предшествующими кораблями этого класса "Ринаун" и "Рипалс" имели заметно более круглоскулые обводы мидель-шпангоута. Внутри були подразделялись на несколько камер, отводившихся для хранения нефти; исключение составлял ближайший к диаметральной плоскости корабля узкий отсек за продольной переборкой — прообраз фильтрационной камеры. При полном запасе топлива эффективность противоторпедной защиты была невысока, однако по мере его расходования внутренние камеры начинали играть роль расширительных и теоретически могли поглотить большую часть ударной волны. Наибольшая ширина булей составляла 4,3 м.
Подобная конструкция противоторпедной защиты оценивалась в Адмиралтействе как более эффективная по сравнению с имевшейся на линкорах типов "Куин Элизабет" и "Ройял Соверен". Однако у ряда специалистов возникали опасения по поводу недостаточной жесткости противоторпедной переборки, существенно более тонкой, чем на уже упомянутых линкорах. Еще на начальной стадии постройки Фишер предложил усилить переборку добавочными броневыми плитами. Был подготовлен проект увеличения ее толщины в нижней части до 51 мм и в верхней — до 38 мм, что вело к росту водоизмещения на 700 т и осадки приблизительно на 178 мм. Однако после того как выяснилось, что это отодвинет сроки готовности кораблей минимум на два месяца, от бронирования противоторпедной переборки отказались.
Что до надводной части корабля, то и здесь наблюдались определенные новации.
Традиционным оставался длинный полубак, тянувшийся примерно на три четверти корпуса. К носовой оконечности
развал шпангоутов увеличивался, что вместе с высоким бортом способствовало хорошей мореходности. Характерной особенностью стали два сплошных ряда иллюминаторов, занимавших всю верхнюю часть борта. Конечно же, это улучшало условия обитания моряков, но, с другой стороны, такой "лайнерский" вид отчетливо свидетельствовал о том, что огромный корабль здесь совершенно не бронирован.
Высота надводного борта оставалась практически такой же, как у предшественника — линейного крейсера "Тайгер", известного своим характерным высокобортным видом. При нормальном водоизмещении она составляла в носу 9,8 м, на миделе 7,2 м и в корме 5,8 м. Глубина интрюма (расстояние от внутренней обшивки двойного дна до бимсов верхней палубы) на миделе равнялась почти 15 м. Корпус новых линейных крейсеров выглядел (и являлся) более стройным, в соответствии с их почти фантастической на то время для таких гигантов 32-узловой скоростью. Отношение длины к ширине увеличилось до 8,82 против 7,78 у того же "Тайгера".
30043005 - "Рипалс" на стапеле верфи и спуск линейного крейсера на воду.
По опыту эксплуатации линейного корабля "Куин Элизабет", носовую часть которого признали опасно слабой на волнении, уже в самом начале постройки, в мае 1915 года переднюю часть корпуса крейсеров усилили. Эти переделки произвели в соответствии со старой мудростью: "Лучше перестраховаться заранее, чем потом сожалеть об упущенном", хотя даже по проекту прочность корпуса в носу значительно превосходила таковую у "Тайгера", к которому никогда никаких претензий в этом отношении не имелось. Проектные качества в отношении статической прочности подтвердились при спуске: стрела прогиба на длине 177 м составила всего 44 мм для "Рипалса и чуть больше, 67 мм на длине 176 м для "Ринауна" — очень хороший результат.
3003 - теоретический чертеж корпуса линейного крейсера "Рипалс".
Выявить поведение корпуса на волнении, естественно, можно было только на практике. Первые же походы "Рипалса" показали, что корабль прекрасно выдерживает самые сильные атлантические штормы. Единственным слабым местом в наборе корпуса оказался уклон палубы полубака в самом носу, между якорными клюзами.
Позднее там под палубой установили дополнительные балки, однако и они показались недостаточными и впоследствии конструкцию вторично усилили. Кроме того, во время пробных артиллерийских стрельб выявились некоторые слабости в элементах конструкции палуб около барбетов — часто встречающийся на кораблях с мощной артиллерией конструктивный недостаток, трудно предсказуемый до практики. Палубы усилили, поставив дополнительные переборки и пиллерсы.
Из всех недостатков, отмеченных приемной комиссией на испытаниях, наиболее серьезным являлась сильная
вибрация корпуса и надстроек на скоростях свыше 25 узлов. Кроме того, при скоро близкой к полной (30 узлов и более), начинало заливать ют — явление вполне понятное для очень длинного корабля, бороться с которым можно было бы только за счет очень большого развала шпангоутов в носу и сильного поднятия корпуса к форштевню. Но время таких технических решений тогда еще не пришло.
Едва ли можно высказать какие-либо претензии к внешнему виду "Рипалса" и "Ринауна". Их корпуса имели красивую
форму с заметной седловатостью в оконечностях и развалом борта в носу. Украшал корабли и изогнутый вперед форштевень, вновь появившийся на крупных британских кораблях после очень долгого перерыва, с 60-х годов XIX века. Линейные крейсера выглядели пропорциональными и одновременно изящными и мощными благодаря сгруппированным в одно целое надстройкам и солидным дымовым трубам. Сразу по окончании постройки крейсера имели минимум отличий: на "Ринауне" навигационный мостик был выполнен закрытым, а на "Рипалсе" — открытым.
Кроме того, "Рипалс" имел более высокие трубки для выпуска пара на задней дымовой трубе. По опыту крейсеров предыдущей постройки выяснилось, что высота передней дымовой трубы недостаточна, поскольку дым из неё сильно мешал персоналу на переднем мостике, находившемся практически на одной высоте с верхней кромкой трубы. Непосредственно после ввода крейсеров в строй обе дымовые трубы имели одинаковую высоту (26,8 м над ватерлинией при нормальном водоизмещении). В 1916 году после первых испытаний высоту передней трубы увеличили примерно на 3 фута (1,82 м).
Жилые помещения имели довольно большую межпалубную высоту, а кают-компания оказалась весьма комфортабельной. Подавляющая часть жилых офицерских помещений находилась в корме на главной палубе. Старшие офицеры располагались на верхней палубе вблизи кают-компании.
30063007 - "Рипалс" и "Ринаун" после вступления в строй Гранд-Флита, 1917 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 19 мар 2013, 00:57

Бронирование.


Броневая защита являлась главной и несомненной ахиллесовой пятой "Рипалса" и "Ринауна". В соответствии с идеями Джона Фишера исходный проект предусматривал скромное, а точнее, прямо скажем — скудное бронирование, уместное разве что для броненосного крейсера, но никак не подходящее столь крупному боевому кораблю.

Вертикальное бронирование.


Схема расположения брони оставалась вполне традиционной. Её основу составлял главный 152-мм броневой пояс длиной около 141 м, простиравшийся между барбетами концевых башен "А" и "Y".
Помимо малой толщины, пояс имел еще и небольшую высоту, всего 2,74 м. Частично этот недостаток компенсировался
расположением пояса относительно ватерлинии: при проектном водоизмещении 26 500 т под водой оказывалось всего 46 см, а при нормальном "боевом" (30 835 т) — примерно половина, 1,3 м. Нижней кромкой пояс опирался на верхнюю стенку буля, соединяясь в этой точке с низом скоса броневой палубы.
Еще более скорбно выглядела защита оконечностей. В носу главный пояс продолжался в виде 102-мм плит такой же
высоты (2,74 м). Он заканчивался не доходя до форштевня 102-мм наклонным (верхней кромкой назад) броневым траверзом, располагавшимся между 27-м и 28-м шпангоутом и перекрывавшим пространство от нижней до верхней палубы.
В корме имелся еще более тонкий 76-мм пояс, завершавшийся на 300-м шпангоуте 76-мм вертикальным траверзом между нижней и главной палубой.
Собственно, этим вертикальная защита борта и ограничивалась. Чтобы хоть как-то ограничить размер повреждений и затоплений обширных пространств корпуса, борт выше пояса изготавливался из двух 19-мм слоёв (всего 38-мм) стали повышенного качества — SТS (Sресiаl Тrеаtment Stееl), по сути своей, гомогенной брони. Однако такое "бронирование" не защищало даже от снарядов эсминцев и могло спасти лишь от мелких осколков при разрывах о воду на недолетах. Столь же минимальной являлась и местная вертикальная защита, состоявшая из единственного элемента: над палубой полубака кожухи дымовых труб защищались тонкими листами STS (25 — 38 мм).
3115 - схема вертикального бронирования "Ринауна" и "Рипалса" на момент вступления в строй с указанием толщин брони в мм.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 21 мар 2013, 01:41

Горизонтальное бронирование.


При всей скромности вертикальной защиты, горизонтальная оказалась едва ли не хуже. На большей части корпуса, в пределах главной броневой цитадели на протяжении котельных отделений главная палуба имела в горизонтальной части толщину всего 25 мм — как на небольших лёгких крейсерах! Правда, её скосы были выполнены из листов двойной толщины (51-мм). В зоне носового 102-мм пояса, в нос от барбета "А" и до переднего траверса главная палуба скосов не имела и была плоской, причем более чем сомнительной толщины — всего 19 мм. По традиционным взглядам, относящимся ещё к броненосцам и перешедшим по наследству к дредноутам, уязвимыми зонами считались пространства в нос и корму от траверсов — там, где кончался пояс. В этих зонах роль главной защиты переходила к нижней палубе. Здесь "броненосная" схема окончательно превращалась в "бронепалубную", представленную толстой нижней палубой (63 мм). В корме такая "броненашлёпка" безусловно имела свой смысл, поскольку являлась единственной защитой для головки руля и приводящих его в действие механизмов.
А вот осмысленность изрядно тяжёлой броневой палубы в носу куда как более сомнительна, тем более что располагалась она низко и не препятствовала затоплениям от попаданий около ватерлинии. Правда, в таком случае имелась надежда на то, что в неповрежденных помещениях под нижней палубой останется воздушный "пузырь", препятствующий слишком сильному дифференту на нос. Из подобных соображений эта палуба и должна была быть достаточно солидной, чтобы противостоять даже самым крупным осколкам, сохраняя водонепроницаемость.
Горизонтальная часть главной броневой палубы находилась практически на одном уровне с верхней кромкой главного пояса. В результате появлялась огромная брешь, образованная 38-мм бортом над главным поясом. Попавший туда снаряд крупного калибра без всяких сомнений легко пронизывал этот "картон" и в широком диапазоне углов падения при достаточном замедлении попадал как раз в 25-мм горизонтальный участок палубы. Который либо так же достаточно легко пробивался, либо, в худшем (для противника) случае проламывался не только самим снарядом, но и любыми более или менее крупными его осколками. Всё это хозяйство вместе с кусками самой палубы попадало бы в машинные или котельные отсеки, более чем возможно — с тяжелыми последствиями. Подобные опыты с отсеком старого броненосца "Чесма", воспроизводящим бронирование наших линкоров типа "Севастополь", продемонстрировали, что
такая опасность является очень значительной. Крупные обломки легкой палубной брони наносили в нижних помещениях разрушения, едва ли не большие, чем осколки самих снарядов.
Своеобразным (и весьма спорным) новшеством стало бронирование палубы полубака, местами не уступавшее по толщине главной броневой палубе. Она покрывалась листами стали HTS (сталь повышенного сопротивления, улучшенная кораблестроительная) от 12,7 мм в носу до башни "А", переходя в 19 мм в районе носовых барбетов и утолщаясь до 28—37 мм в средней части, над котлами и турбинами. Такую же толщину полубак имел над погребами кормовой башни "Y". Утолщенной до 12,7—11 мм выполнялась и верхняя палуба, следующая вниз после палубы полубака, в тех местах, где она являлась наружной, т.е. в корме.
В итоге очевидно, что в исходном проектном варианте горизонтальная броневая защита новых линейных крейсеров являлась не просто плохой, а ОЧЕНЬ плохой. Полностью или по большей части "прозрачными" для крупных снарядов ос-
тавались зоны над главным броневым поясом, причем в особо угрожаемом положении находились турбины: высокие агрегаты заставили сделать характерный "горбик" — повышение палубы над машинными отделениями, где она уже отчетливо выходила из-за вертикального пояса. Попадание крупного снаряда с замедлением в это место легко могло оставить крейсер без хода. К еще более жестоким последствиям вели попадания в район погребов, прикрытых 25-мм палубными листами. Неудивительно, что когда еще оба корабля находились в достройке, Адмиралтейство признало, что горизонтальная защита погребов совершенно недостаточна.
Для исправления этого положения толщину главной палубы (в ее плоской части) над погребами увеличили вдвое — до 51 мм, настелив поверх имеющихся 25-мм листов еще один такой же слой, а над машинными отделениями — до 76 мм. Однако это не ликвидировало "дырки" с внешних сторон погребов, где снаряды, приходящие с носовых углов от башни "А" и с кормовых от башни "Y", встречали бы лишь тонкий 76—102-мм борт и 19-мм палубу.
3131 - схема горизонтального бронирования "Ринауна" и "Рипалса" при вступлении в строй в 1917 году. В нижней части схемы показано бронирование после его усиления.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 21 мар 2013, 21:35

Защита башенной артиллерии.


На фоне слабо бронированного корпуса защита артиллерии ГК выглядела несколько приличнее, но и она заметно уступала линкорам типов "Куин Элизабет" и "Ройял Соверен", вооруженным теми же 381-мм орудиями в аналогичных башнях. На линейных крейсерах толщина лобовой плиты равнялась всего 229 мм (против 396 мм у линкоров), а боковых — 178 мм (против 336 мм). Столь же "урезанной" являлась защита барбетов, уступавшая принятой на линкорах примерно в такой же пропорции — 178 мм (против 300 мм).
При этом наибольшую 178-мм толщину барбеты имели далеко не на всем протяжении, а в основном только на открытых участках: выше палубы полубака для башни "В" и до верхней палубы — для башни "А". Ниже, вплоть до броневой палубы, они утоньчались до 102 мм, причём барбет башни "А" сзади брони не имел вообще! Конечно, попасть туда снаряд мог только с острых кормовых углов, пройдя значительный путь через множество тонких преград, но всё равно, такое "облегчение" выглядит слишком смелым. Несколько лучшую защиту имел барбет кормовой башни "Y", где 178-мм плиты простирались до главной бронепалубы, переходя ниже её в 102-мм. Так своеобразно англичане пытались реализовать свой любимый принцип "равной защиты", в соответствии с которым общая толщина всех преград для вражеских снарядов в разных частях одного и того же объекта оставалась примерно одинаковой. Однако легко заметить, что у носовых башен 102-мм барбет по большей части располагался за 38-мм бортом, что в сумме никак не составляло эквивалентного препятствия. Можно также отметить, что барбеты оставались настоящей ахиллесовой пятой обоих крейсеров: если другие элементы бронирования улучшались при модернизациях, то в отношении защиты барбетов ничего так и не было предпринято.

Бронезащита боевых постов.


Пожалуй, лучше всего на "Ринауне" и "Рипалсе" бронировалась боевая рубка — толщина ее стенок составляла 254 мм, а крыши — 76 мм.
Вращающийся пост управления стрельбой ГК, венчающий рубку, спереди защищала 152-мм броня, а менее уязвимый тыл — 76-мм. Все важнейшие кабели и связи для управления рулем и передачи информации находились внутри 76-мм броневой шахты, идущей вниз до броневой палубы. Как у всех крупных британских кораблей того времени, передняя боевая рубка оставалась по сути единственной. Сзади на кормовой надстройке располагался лишь пост управления торпедной стрельбой, который прикрывался 76-мм броней с боков и 38-мм сверху.
3132 - башни ГК и боевая рубка "Рипалса".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Re: Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 23 мар 2013, 16:19

Первая модернизация броневой защиты.


Почти вся служба "Рипалса" и "Ринауна" проходила под знаком попыток усиления их броневой защиты. И первые работы в этом направлении начались сразу же после включения обоих крейсеров в состав флота. В ходе этой первой в длинной череде "броневой" модернизации, завершившейся на "Ринауне" только к апрелю 1917 года ("Рипалс" вновь опередил "систершип"), улучшению подверглась главным образом горизонтальная защита. Над машинными отделениями на главную
броневую палубу настелили два слоя 25-мм листов стали STS поверх уже имевшихся 25-мм (в плоской части) и один слой — над 51-мм на скосах, до 1,27 м ниже ватерлинии. В итоге горизонтальная часть и верх скоса стали иметь толщину 76 мм (нижняя часть скоса осталась прежней - 51 мм).
Значительно усилилась защита нижней палубы. В корме поверх уже существующих 63-мм плит над помещением рулевой машины также добавили 25-мм броневые листы, доведя общую толщину до 88 мм. На той же палубе над погребами установили плиты толщиной 51 мм, по сути удвоив их горизонтальную защиту, а в нос от погребов башни "А" и в корму от барбета башни "Y" усилили бронирование нижней палубы до 63 мм. Однако толстая палуба в носу простиралась только примерно до половины длины 102-мм пояса, далее она резко утоньчалась до первоначальных 19 мм. Смысл такого сложного расположения понятен: пробивающий эту слабую защиту (102-мм борт и 19—38-мм палубу) тяжелый снаряд уже практически не имел шансов поразить погреба боезапаса, т.к. он выходил бы с другого борта, не достигнув их. А снарядам, идущим под самыми острыми углами, близкими к диаметральной плоскости, приходилось бы преодолеть множество палуб и переборок (включая броневой траверз), пройдя путь не менее 30 — 40 м до уязвимого хранилища боеприпасов — "трюк", считавшийся для снарядов того времени невозможным.
Отверстия дымоходов, проходящие через главную и нижнюю палубы, прикрыли броневыми решетками. На продольных переборках нижних помещений боевой рубки между 98-м и 102-м шпангоутом установили дополнительные 51-мм верти-
кальные плиты. Все эти мероприятия привели к росту водоизмещения приблизительно на 550 т.
В итоге по окончании работ 1917 года к окончательному вступлению в строй палубы крейсеров приобрели следующий вид:
— Палубы полубака и верхняя остались без изменений;
— Главная броневая палуба — 19 мм от форштевня до барбета башни "А", 51 мм над погребами главного и вспомогательного калибров, 25 мм в средней части корпуса над котельными отделениями и 76 мм над машинными.
— Нижняя палуба имела толщину 51 мм непосредственно над погребами боезапаса, 63 мм в нос от передней части барбета башни "А" до половины 102-мм пояса и столько же в корме за барбетом башни "Y". Она достигала максимальной толщины над рулевым устройством (89 мм).
Теперь горизонтальную защиту можно было оценить как минимально удовлетворительную. Тем не менее и в 1917 году "Рипалс" и "Ринаун" вполне справедливо оценивались как слабейшее звено в соединении линейных крейсеров (в котором устаревшие единицы первых серий — "инвинсиблы" и "нью зиленды" уже практически не использовались). Поэтому Адмиралтейство приняло решение радикально усилить броневую защиту, причем на сей раз не только горизонтальную, но и вертикальную. Главный конструктор флота предложил обшить борта кораблей от нижней кромки 152-мм брони вверх до палубы полубака броневыми 127-мм плитами, которые должны были крепиться на специальных броневых решетчатых конструкциях поверх существующего 152-мм пояса, что в сумме обеспечивало как бы 280-мм главный пояс и 165-мм верхний (на деле эффективная прочность такой двухслойной конструкции была бы заметно меньшей, чем сплошные плиты такой же толщины.)
Что касается подводной защиты, то предлагалось прикрыть машинные отделения бортовыми булями, которые заодно позволили бы несколько нивелировать очень значительный вес дополнительной брони.
Главнокомандующий Гранд Флитом адмирал Битти одобрил эти предложения. В дополнение к ним он рекомендовал увеличить толщину лобовой части башен и их барбетов, а также продлить предлагаемые були и на длину котельных отсеков в стремлении получить одинаковую защиту корпуса на всем его протяжении. В качестве альтернативы вместо весьма экзотической "плетёнки" теперь предлагалось просто заменить 152-мм плиты главного пояса на 229-мм, причём для одного из крейсеров их можно было бы позаимствовать с недостроенного "Альмиранте Кохрена"**. Второй линейный крейсер должен был получить либо новые 229-мм плиты, либо специальное усиление броней на решетчатых конструкциях, как предлагал главный конструктор. Борт над главным поясом предлагалось покрыть 102-мм плитами. Решение о усовершенствовании защиты приняли в конце 1918 года, но его реализации пришлось ждать довольно долго. Частично это связывалось с опытами над "броневыми плетёнками", которые в конце концов продемонстрировали их полную несостоятельнось.
Здесь пути "родных братцев" начали расходиться. С момента начала осуществления на практике этого решения бронирование "Рипалса" и "Ринауна" перестало быть одинаковым. До конца своей карьеры то один, то другой линейный крейсер вырывался вперед в своеобразной "броневой гонке", в результате которой они в конце концов стали технически различными кораблями, но в ходе которой на обоих в конце концов удалось преодолеть начальную слабость защиты — настолько, что бывшие "консервные банки" стали в этом отношении почти современными боевыми единицами.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 04 апр 2013, 23:18

Энергетическая установка


Первоначально на "Ринауне" и "Рипалсе" предполагалось установить облегченную силовую установку с повышенными параметрами пара, для чего предусматривалось использование турбин новейшей конструкции и паровых котлов с трубками малого диаметра. Такие усовершенствования позволили бы заметно уменьшить объем котельных отделений и снизить долю энергетической установки в весовой нагрузке.
Общий вес турбин, котлов и вспомогательных механизмов такой ЭУ мощностью 110 000 л.с. оценивался всего в 5 100 т. Однако на пути реализации планов внедрения прогрессивной ЭУ на строящихся крейсерах встала всё та же спешка — ее детальная разработка требовала значительных сроков, что могло привести к задержке готовности кораблей.
Поэтому от новых машин и котлов отказались, решив повторить хорошо зарекомендовавшую себя силовую установку
линейного крейсера "Тайгер". Этому кораблю соответствовало и общее расположение машинно-котельных отделений.
Однако для получения некоторого запаса мощности пришлось добавить еще один отсек с тремя котлами. На стадии проектирования определили, что в итоге при достижении форсированной мощности 120 000 л.с. крейсера смогут на испытаниях показать скорость в 32 узла при 275 оборотах валов в минуту.

Котлы.


Пар для турбин вырабатывали 42 водотрубных (с широкими трубками) котла системы Бэбкока — Уилкокса с максимальным давлением 20 атм и рабочим 16,5 атм. Котлы стояли в шести котельных отделениях: 3 — в отделении "А", 7 — в отделении "В", остальные располагались в отделениях "С", "D", "Е" и "Р", по 8 в каждом.
Суммарная нагревательная поверхность котлов равнялась 14 605 м2. Безусловно, котельная установка выглядела очень громоздкой. Мощность одного котла соответствовала лишь 3 050 л.с., тогда как на строившемся следом линейном крейсере "Худ" тонкотрубные котлы могли развивать мощность по 6 400 л.с., т.е. более чем двойную. Большое число котлов давало некоторое преимущество лишь с точки зрения живучести: шесть котельных отделений не выводились из строя при самом мощном подводном взрыве (если только при нем уцелевал сам корабль), да и полная остановка из-за потери пара едва ли грозила и при попадании сразу двух торпед.

Турбины.


Все агрегаты (турбины системы Брауна — Кертиса) размещались в машинном отделении №1, разделенном на два турбинных отсека продольной переборкой. В каждом отсеке располагались по две турбины высокого давления в общем корпусе (одна переднего, другая — заднего хода), действующие на внешние валы, и по две турбины низкого давления в общем корпусе (также переднего и заднего хода), действующие на внутренние валы. В корму от МО №1 находилось машинное отделение №2, также разделенное продольной переборкой на два отсека, в каждом из которых размещались по два главных и одному вспомогательному холодильнику, а также по одному опреснительному агрегату суточной производительностью 490 т воды.
Выбор старомодных механизмов стоил достаточно дорого с точки зрения весовых характеристик энергетической установки и её размеров. Общий вес турбин и котлов составил 5 780 т — почти на 700 т больше, чем в случае, если были бы использованы котлы с тонкими трубками. Очень внушительными получились и сами турбинные отсеки: они имели 34,15 м в длину, около 19 м в ширину и 9,5 м в высоту, что соответствовало объему 6 170 куб.м. Неудивительно, что "объемная отдача мощности" составляла всего 20,8 л.с. на кубометр, в полтора раза меньше, чем на "Худе", на котором установили-таки новые турбины.
Столь же громоздкими были и котельные отделения, имевшие ту же ширину и высоту, но протянувшиеся на 59,45 м. Их общий объем составил 10 750 куб.м, а всей ЭУ — 16 920 кубометров, которая в результате вытесняла почти столько же воды, сколько весь "Инвинсибл"! На 1 куб.м объема приходилось всего 7,57 л.с., меньше чем у современников-линкоров и почти на 70% меньше чем у "Худа". Оставалось утешаться тем, что котлы и механизмы были хорошо отработанными и проверенными и не приносили на службе никаких неприятностей.
3173 - схема общего расположения машин и механизмов линейного крейсера "Рипалс".

Запасы топлива и автономность.


Запас топлива при нормальном водоизмещении составлял по проекту 1 000 т нефти и 100 т угля (для бытовых нужд), полный (также по проекту) — 4 000 т нефти и 100 т угля. Расчетная дальность плавания равнялась 3 100 миль при скорости хода 26,5 узла, 4 000 миль при 19 узлах и 4800 миль при 18 узлах. Однако эти значения учитывали только расход нефти главными механизмами; на службе заметное количество топлива расходовалось на приведение в действие вспомогательных систем и общекорабельные нужды, что особенно сказывалось на малых скоростях хода, поскольку такой расход в единицу времени оставался примерно одинаковым при любой скорости хода. В итоге "Рипалс" и "Ринаун" оказались не слишком "дальноходными" на экономических ходах. Если при 25 узлах они реально могли пройти около 2 700 миль, примерно на 15% меньше расчетного значения, то максимальная дальность (около 4 700 миль) достигалась не при 18 узлах, а лишь при 12, что являлось весьма скромными характеристиками. Впрочем, изначально проектировавшиеся для действий в Северном и Балтийском морях корабли в этом отношении на многое и не претендовали. Но вот впоследствии, когда линейные крейсера стали важным элементом океанской мощи Британии, этот недостаток стал довольно существенным.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 13 май 2013, 21:18

Вооружение и системы управления огнем.


Главный калибр.


Главный калибр новых линейных кораблей был представлен шестью 381-мм орудиями Мк.1 в двухорудийных башнях Мк.1. Эти артустановки первоначально заказали для линкоров типа "Ройял Соверин" программы 1914 года.
Поскольку "Ринаун" и "Рипалс" фактически создавались "вокруг" этой артсистемы, каких-либо изменений в конструкции как самих орудий, так и их башен не потребовалось — из весовых соображений было лишь несколько ослаблено бронирование. Толщину лобовой плиты башни снизили с 330 до 229 мм, боков — с 280 до 178 мм, крыши — со 127 до 108 мм.
Само 381-мм орудие с длиной ствола в 42 калибра может быть поставлено в ряд несомненных заслуг Уинстона Черчилля, который волевым решением в 1912 году утвердил еще не созданную пушку в качестве главного вооружения новых линкоров. Быстро спроектированное на основе 343-мм Мк.V орудие, официально принятое на вооружение уже после начала войны, в 1915 году, оказалось исключительно удачным. (Многие специалисты считали и считают его лучшим крупнокалиберным орудием британского флота за всю его историю).
Конструкция ствола была традиционной для английской артиллерии начала века — "проволочной". Его скрепляли навивкой на внутреннюю трубу нескольких километров высококачественной проволоки (точнее — стальной ленты). Такой метод был весьма дешевым и быстрым и позволял получать орудия вполне приличного качества, но не слишком длинные и не слишком форсированные. Хотя он и не являлся наивыгоднейшим по массе и габаритам, но обеспечивал стволу весьма высокую живучесть — до 335 выстрелов. Вес ствола составил 97,3 т, затвора — еще 2,7 т.
Полная длина орудия равнялась 16,52 м, канала ствола — 16 м (42 калибра), нарезной части ствола 13,115 м. Система нарезов являлась простой: обычный прямоугольный профиль с постоянной крутизной — один оборот нарезки на 30 калибров. Тем не менее живучесть ствола оставалась на очень неплохом уровне, особенно на фоне зарубежных межвоенных пушек с форсированной баллистикой. Обуславливалось это тем, что 381-мм орудия хотя и стреляли тяжёлыми снарядами весом 872 кг, но с более чем умеренной начальной скоростью, всего 747 м/с. Для её достижения использовался полный заряд, помещавшийся в 4 шелковых цилиндрических "мешках" с кордитом МD19 общим весом 194 кг. Для обстрела берега и учебных задач имелся также уменьшенный заряд весом 146 кг.
Сочетание тяжёлого снаряда и относительно небольшой начальной скорости находилось в основном русле развития корабельной артиллерии, и британские пятнадцатидюймовки оставались вполне современными орудиями в течение многих лет, вплоть до конца Второй мировой войны.
Хорошие стволы удачно дополнялись технически совершенными установками. Орудия размещались в трех башнях модели Мк.1: "А" и "В" в носовой оконечности и "Y" — в кормовой. Возвышение осей орудий над водой (при проектном водоизмещении 26 500 т) составляло для башен "А", "В" и "Y" соответственно 10,7 м (35 футов), 13,7 м (45 футов) и 7 м (23 фута), максимальный угол возвышения стволов — 20°, снижения — 5°. При полном угле возвышения дальность стрельбы 872-кг снарядом превышала 115 кабельтовых (21 385 м). В дальнейшем угол возвышения был увеличен до 30°.
Установки являлись весьма совершенными для своего времени, в частности, заряжание могло производиться при любом угле возвышения. Горизонтальная и вертикальная наводка осуществлялась с использованием традиционного для англичан гидропривода со скоростью 2 град./с и 5 град./с соответственно. В отличие от более новых разработок, функционировала эта техника практически всегда исправно и безотказно. (Такими "мелочами", как постоянно подтекающая, а временами просто льющаяся из гидравлической системы вода, служившая рабочей жидкостью, в условиях военного времени можно, конечно же, пренебречь.)
Техническая скорострельность установки достигала 2 выст./мин — прекрасный результат для столь крупнокалиберного орудия. Ввиду специфических задач, свойственных линейным крейсерам (в частности, ведение огня с больших дистанций), они получили увеличенный боезапас, составлявший 120 выстрелов на ствол.
32633264 - носовые и кормовая башни главного калибра линейного крейсера "Рипалс".
32653266 - чертежи башен главного калибра "Ринауна" по состоянию на 1942 год.

Боезапас главного калибра.


Изначально в боекомплект входило 3 типа снарядов: бронебойный со специальным наконечником, традиционный для англичан снаряд "общего назначения", или "коммон" (по сути своей полубронебойный) и фугасный снаряд с большим (около 9%) содержанием сильно взрывчатого вещества (лиддита — пикриновой кислоты). В межвоенный период в Британии, как и в большинстве других стран, наблюдалась тенденция к унификации боезапаса, и к началу Второй мировой войны в боекомплект всех линейных единиц входили почти исключительно новые бронебойные снаряды.
При большой модернизации 30-х годов линейные крейсера приобрели возможность вести огонь с применением усиленных зарядов, что позволяло увеличить начальную скорость снаряда до 805 м/сек. Стреляли при этом новыми снарядами с очень острой головной частью (радиус 10 калибров), в состав боекомплекта входило тогда 20 таких снарядов на ствол. В ходе войны состав боезапаса ГК неоднократно менялся.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 14 май 2013, 20:11

Вспомогательный калибр.


Если выбор и реализация артиллерии главного калибра на "Ринауне" и "Рипалсе" заслуживают только добрых слов, то в отношении вспомогательной наблюдается прямо противоположная картина. Во-первых, при выборе его калибра произошел возврат к очень слабым 102-мм орудиям.
Фишер всегда протестовал против сильной противоминной артиллерии на дредноутах, считая, что их при необходимости
могут защитить от атак противника крейсера и эсминцы сопровождения. В случае же со своими "кровными" кораблями — новыми линейными крейсерами он смог-таки настоять на замене вернувшегося было на британские линкоры и линейные крейсера 152-мм калибра более легким 102-мм.
Так сэр Джон поставил перед отделом вооружений серьезную задачу, не имевшую тогда хорошего решения. Для уверенного поражения новых эсминцев противника разрушительного действия 102-мм снаряда весом немного более 10 кг было совершенно недостаточно. Во всяком случае, по сравнению с 45-кг снарядом 152-мм установки, одно попадание которого, как тогда полагали, способно гарантированно остановить эскадренный миноносец размером до 1 000 т. При заданном калибре решить проблему можно было единственным образом: обеспечив возможно большую плотность огня, для чего требовалось разместить на корабле как можно больше орудий. Однако при использовании одиночных станков само по себе размещение вызывало массу трудностей даже на столь больших кораблях.
Требовалось либо резко увеличивать размеры надстроек, либо расставить пушки по всей длине на открытой палубе, что сразу ставило крест на системе централизованного управления ими, не говоря уже о проблемах защиты от брызг и осколков. Конструкторы решили сразу "перепрыгнуть" через естественные двухорудийные установки и создать под 102-мм орудие трехорудийный лафет, что теоретически позволяло без особого труда разместить достаточно мощную противоминную батарею. Первоначально в новой установке предполагалось использовать скорострельные 102-мм орудия типа МК.V, однако эта во всех отношениях удачная артсистема плохо совмещалась с оборудованием управления стрельбой. Причина заключалась в сложностях использования электрозапалов, которые позволяли давать залп при замыкании цепи в посту управления. Отказываться от системы центральной наводки (следует заметить, не слишком нужной для противоминного калибра вынужденно "ближнего действия") в Адмиралтействе посчитали неразумным, и Мк.V было решено заменить на модель Мк.VIII того же калибра. Эта артсистема значительно лучше сочеталась с оборудованием управления стрельбой, правда, ее надежность уступала Мк.V. Первый морской лорд был за принятие Мк.VIII, но отдел вооружений предложил создать новое орудие, взяв ствол jn Мк.V, а затвор — от Mк.VIII. Эта идея получила одобрение в апреле 1915 года, и в качестве орудия на строенный лафет попали новые пушки Мк.IХ. Сам лафет, получивший обозначение Т.1-Мк.1, обеспечивал трем своим орудиям независимое наведение по вертикали (угол возвышения 30°, склонения — 10°). При угле возвышения 30° номинальная дальность стрельбы 10-кг снарядом составляла 12 344 м (66,5 кбт), однако из опыта войны было известно, что наблюдать за падениями своих снарядов за пределами 4 миль становилось крайне проблематично.
3267 - трехорудийные 102-мм установки Т.1-Mk.1 "Рипалса" и "Ринауна".
Установка оказалась крайне неудачной в целом, прежде всего, из-за своего веса, составлявшего 17,5 т. Она не имела силового привода и оставалась очень неповоротливой: очень вредное качество для противоминного калибра, зачастую вынужденного "отслеживать" стволами быстро перемещающиеся на небольших дистанциях эсминцы противника. Кроме того, она являлась настоящим "пожирателем персонала": одну установку обслуживало до 32 человек (для сравнения — башню ГК обслуживали всего вдвое больше, 64), так что весь калибр, с учетом работающих в погребах, "поглощал" команду пары эсминцев. Не задалось и c темпом стрельбы. Теоретически скорострельность орудия Мк.IХ составляла 10 — 12 выст./мин на ствол, однако на практике темп стрельбы среднего орудия оказался заметно ниже, поскольку его прислуге мешали расчеты боковых орудий. В итоге строенный вариант по огневой производительности лишь незначительно превышал возможности спарки, но был менее подвижным и значительно более затратным с точки зрения количества прислуги.
Единственное, чего удалось достичь в полной мере, так это удобства расположения. Всего на "Ринауне" и "Рипалсе" разместили по пять таких установок, причем весьма удачно — две установки побортно на платформе боевой рубки достаточно высоко над палубой полубака, вне зоны действия пороховых газов носовых орудий ГК при стрельбе за траверз; три остальные — в диаметральной плоскости: одна между кормовой трубой и грот-мачтой, две другие на кормовой надстройке линейно-возвышенно. Конфигурация, близкая к идеальной: теоретически англичане всё делали правильно, но практичность самих установок (точнее, ее отсутствие) в значительной мере сводила усилия на нет.
В качестве своеобразного "довеска" к сомнительному новшеству, кроме строенных установок, каждый корабль получил еще по два орудия той же модели Мк.IХ на одиночных станках СР.1 — по краям от носовой надстройки, сразу за башней ГК "В". Они позволяли обстреливать цели в носовых углах, оставшихся слабо прикрытыми, сосредоточенными по преимуществу сзади "тройками". В сумме подобная схема размещения противоминной артиллерии обеспечивала хорошее распределение огня, что хоть отчасти компенсировало неповоротливость установок.

Боезапас вспомогательного калибра.


Изначально по проекту штатный боекомплект 102-миллиметровок состоял из 150 выстрелов на ствол (45 полубронебойных-"коммон" и 105 фугасных). После Первой мировой войны этот боезапас сочли недостаточным и увеличили число снарядов на ствол до 200 (50 "коммон" и 150 фугасных, из которых 30 имели трассеры для стрельбы ночью). Кроме того, в состав боекомплекта входило 100 осветительных снарядов (на все орудия), так что всего на корабль приходилось по 3 500 102-мм выстрелов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 15 май 2013, 02:29

Тяжелое зенитное и десантное вооружение.


Как на всех более или менее крупных кораблях своего времени, на "Рипалсе" и "Ринауне" уже по проекту предусматривалось зенитное вооружение, правда, очень скромное. Оно было представлено двумя 76-мм пушками Мк.1 с боекомплектом по 150 выстрелов на ствол. Располагались они на палубе надстройки по бокам от второй дымовой трубы. Дополнялось артиллерийское вооружение линейных крейсеров салютными орудиями, представленными четырьмя 47-миллиметровками Гочкиса с небольшим боекомплектом (64 выстрела на ствол). Не был забыт и традиционный для британских кораблей десантный отряд морской пехоты, на вооружении которого находилась 76-мм десантная пушка, и 15 пулеметов: пять хорошо известных нам станковых "максимов" и десяток ручных "льюисов".
В ходе модернизаций всё артиллерийское вооружение, кроме главного калибра, неоднократно менялось, с общей тенденцией удаления неудачных строенных четырехдюймовок и улучшения возможностей ПВО. Конкретные работы описаны в модернизациях, здесь обратим внимание лишь на наиболее интересные образцы орудий и наиболее важные изменения.
Зенитные 102-миллиметровки принадлежали к широко распространённым в британском флоте моделям. Сначала оба корабля получили зенитки Мк.V в установках НА. III, добротное орудие с горизонтальным клиновым затвором, стрелявшее снарядом весом чуть более 14 кг с начальной скоростью 728 м/сек, позволявшее производить с тренированной командой до 20 выстрелов в минуту, хотя реальная скорострельность обычно не превышала пятнадцати.
3268 - 102-мм орудие Мк.V на станке НА.III линейного крейсера "Рипалс".
В ходе модернизации 1933—1936 годов "Рипалс" стал обладателем довольно редкой спаренной 102-мм установки Мк.XVIII с орудиями Мк.ХIV, являвшейся, по сути, экспериментальной и не использовавшейся более ни на одном корабле британского флота. Она относилась к так называемому "междупалубному" типу и послужила образцом при разработке 114-мм установок.
В 1941 году "Рипалс" предполагалось полностью перевооружить 102-мм зенитками более новой модели Мк.XVI в установках Мк. XIX. В принципе и само орудие, и установка уже не были к тому времени особо новыми: ими вооружалось или перевооружалось большинство лёгких и тяжёлых крейсеров и модернизированные линкоры. Однако даже эти работы так и не удалось осуществить.
Наиболее же интересным и современным универсальным орудием линейных крейсеров несомненно являются 114-мм пушки Мк.I — Мк. III, установленные на "Ринауне" в ходе большой модернизации 1936 — 1939 годов. Для стрельбы из этих орудий (реальный калибр которых составлял 113 мм) использовались унитарные патроны, весившие практически столько же, сколько 6-дюймовый снаряд — 41,6 кг, из которых 25 кг приходилось на снаряд. Начальная скорость была довольно умеренной, 746 м/сек; впрочем, примерно такую же скорость и вес снаряда имели чрезвычайно удачные американские 127-мм орудия с длиной ствола 38 калибров. Англичане справедливо считали свои 114-миллиметровки их единственным достойным соперником, даже несколько превосходящим заокеанскую пушку.
3269 - 114-мм "межпалубные" установки "Ринауна".

Боезапас для зенитной стрельбы.


На линейных кораблях (в том числе и на "Ринауне") изначально в состав боезапаса входило два вида снарядов, полубронебойный и фугасный. Только четверть снарядов второго типа имели неконтактные дистанционные взрыватели, т.е. предназначались для борьбы с воздушными целями. Однако военный опыт быстро заставил увеличить долю такого боезапаса до 50%; в дальнейшем доля снарядов для ПВО стала ещё больше. Ближе к концу Второй мировой войны у англичан появились радиолокационные взрыватели, полученные от американцев, значительно повысившие эффективность зенитного огня.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 16 май 2013, 00:28

114-мм универсальные орудия "Ринауна".


114-мм орудия размещались попарно в установках Мк.II, имевших весьма оригинальный вид. Над палубой или надстройкой, на которой монтировались эти установки, возвышалась только небольшая её часть; остальное "пряталось" внутри корабля. Из-за такой конструкции они получили обозначение "междупалубных" (BD - Between decks). При весе около 39 т "плоские башенки", как они виделись глазом, являлись куда более манёвренными, чем 133-мм двухорудийные установки новых линкоров, и значительно лучше подходили для стрельбы по скоростным самолётам. Поэтому "Ринаун" в результате модернизации 1936 — 1939 годов оказался одним из наиболее сильных кораблей британского флота в отношении дальнего ПВО.
Сами башенки прикрывались тонкими полудюймовыми (12,7 мм) стальными листами, служившими в основном защитой от брызг и ветра, ну, и ещё от небольших осколков. Их спрятанные в корпусе основания, включая перегрузочное отделение, защищались более солидно — 51-мм бронёй. Для подачи использовались электрические подъемники в виде бесконечной ленты с "карманами" для патронов, поднимавшие их в подбашенное перегрузочное отделение. Оттуда их подавали вручную во вращающиеся трехячеечные вертикальные барабаны, из которых уже в башне боезапас поступал к установщикам трубок и затем — на зарядные поддоны. Несколько сложная на первый взгляд система при обученном персонале работала вполне эффективно и позволяла достигать скорострельности 14—15 выстрелов в минуту, хотя при продолжительной стрельбе она несколько снижалась.
Эти орудия стреляли унитарными снарядами весом 25 кг и были значительно эффективнее прежних 102-мм противоминных и зенитных орудий. Максимальная дальность составляла 18 700 м (101 кабельтов), досягаемость по высоте 12 600 м, максимальный угол подъема ствола орудия 85°.
Размещение двухствольных установок на спардеке двумя группами — по три в носу и по две в корме с каждого борта обеспечивало большие сектора обстрела и высокую плотность огня по бортам, но ограничивало возможность стрельбы по корме и делало практически невозможным стрельбу прямо вперед. Новые орудия, с их высоким темпом стрельбы, требовали довольно больших по объёму помещений для снарядных погребов, поскольку их боекомплект состоял из 5 000 снарядов для всех двадцати орудий или по 250 боевых и 75 учебных на ствол. Это удалось выполнить благодаря установке на корабле новой более компактной энергетической установки, занимавшей гораздо меньшее место, чем первоначальная (детальнее об этом будет рассказано в разделе "Модернизации").
3271 - чертежи 114-мм "межпалубных" установок "Ринауна".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 16 май 2013, 23:05

Системы управления огнем.


Система управления огнем главного калибра состояла из вращающегося бронированного поста управления (так называемого "треножного поста") с дальномером МG8 (база — 15 футов, или 4,57 м), размещенного на крыше боевой рубки, и второго аналогичного поста (но уже небронированного), установленного на платформе фор-марса. В нижней части боевой рубки помещался счетно-решающий пост Дрейера Мк.IV. Кроме того, каждая из трех башен была снабжена дальномером с базой 4,57 м и открытым визиром для горизонтальной наводки.
Можно отметить заметную скромность дальномерного оборудования, соответствовавшего стандартам конца Первой мировой войны — и только. Предпринятые в ходе многочисленных модернизаций меры выглядят так же весьма умеренными - в основном это связано с ограниченными возможностями модификации самих дальномерных постов. То, что в конце карьеры на "Ринауне" при очень серьезной модернизации оставили 4,57-м дальномеры, оправдывается лишь тем, что их функции возлагались теперь на РЛС управления стрельбой. То же можно сказать о самой исходной системе управления огнём, которую заменили на новую лишь в ходе той же модернизации. "Рипалсу" же пришлось довольствоваться полумерами.
Стрельба противоминной артиллерии осуществлялась по данным двух постов управления, один из которых находился на платформе фок-мачты, под постом управления стрельбой главного калибра, а другой — на грот-мачте.
Обе 76-мм зенитки были установлены на палубе надстройки по бокам от второй дымовой трубы. Зенитный дальномер с базой 2 м стоял на грот-мачте, поверх поста управления стрельбой 102-мм артиллерии.
Носовая надстройка "Ринауна" в 1918 году - показаны позиции систем управления огнем и 102-мм противоминных орудий:
3272
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Re: Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 18 май 2013, 22:32

Минно-торпедное вооружение.


Помимо артиллерии, на "Ринаун" и "Рипалс" с самого начала их карьеры пытались установить мало применимые для линейных единиц виды оружия, как минное и торпедное. Ещё при разработке проекта в январе 1915 года Д. Фишер высказал пожелание, чтобы новые корабли несли по 25 донных якорных мин Виккерса с возможностью автоматической постановки на большом ходу. Из-за этого требования у конструкторов возникли серьезные затруднения, так как мины должны были располагаться на рельсах, смонтированных в кормовой части. От этой странной идеи отказались сразу же после того, как Фишер покинул свой высокий пост: для использования в качестве быстроходных минных заградителей линейные крейсера не подходили, а использование мин непосредственно в бою путём постановки их перед вражескими кораблями оказалось мертворожденным приёмом. Тем более что донные мины для этой цели совершенно не подходили.
А вот от другого сомнительного для столь больших и сильных артиллерийских кораблей вида оружия — торпедного —
отвертеться не удалось. Проектное вооружение включало два подводных бортовых 533-мм торпедных аппарата, расположенных под нижней палубой перед барбетом башни "А", с боекомплектом 10 торпед образца МК.IVНВ. Пост управления торпедной стрельбой помещался на кормовой надстройке.
Подводные аппараты требовали для своего размещения обширных помещений, подверженных большим затоплениям в случае подводных попаданий, и были практически бесполезными. Их применению мешали два основных фактора: сложность стрельбы на большой скорости (торпеды просто ломались напором воды при выходе из аппарата) и пробле-
мы с управлением стрельбой: оно могло производиться только дистанционно, а приводить аппараты на угол стрельбы
приходилось бы в основном маневрируя самим кораблём. Для преодоления этих сложностей принимались значительные усилия и кое-каких успехов удалось достигнуть. Так, "Ринаун" на пробных стрельбах в 1916 году выпускал торпеды из своих бортовых подводных торпедных аппаратов на полном ходу. Тем не менее неудобства заведомо перекрывали возможности, и от подводных аппаратов впоследствии избавились. Им на смену пришли более удобные в обслуживании и размещении надводные.
При модернизации 1918 — 1920 годов на "Рипалсе" на верхней палубе установили четыре пары (всего восемь труб) 533-мм торпедных аппаратов. Две пары ТА размещались по бортам сразу за изломом полубака, две другие — так же по бортам позади дымовых труб. Боезапас составлял по 3 торпеды на трубу плюс 2 запасные, итого 26 торпед усовершенствованного образца Мк.IVSL. "Ринауну" пришлось ждать аналогичной переделки почти 20 лет. Только в ходе последней большой модернизации 1936 — 1939 годов с него также сняли подводные ТА и установили давно запланированные восемь надводных модели Мк.XI аналогично "братцу".
Но к тому времени торпедное вооружение стало для линейных кораблей уже почти полным анахронизмом, хотя,
например, немцы продолжали устанавливать их даже на новейших единицах. В конце войны (в апреле 1945 года) "Ринаун" окончательно лишился торпедных аппаратов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Линейные крейсера "Renown" & "Repulse"...

Сообщение Scharnhorst » 20 май 2013, 02:27

Авиационное вооружение.


"Рипалсу" довелось стать первым линейным крейсером, вооруженным стартовой платформой для запуска самолетов. По ходу мировой войны к чинам Адмиралтейства и командованию Гранд-Флита постепенно приходило понимание той неоценимой роли, которую могла сыграть авиация прежде всего для разведки сил и местоположения противника в бою. Отсюда стремление разместить тогдашние слабые "этажерки", не обладавшие еще ни достаточным запасом времени полета, ни сколь-нибудь удовлетворительными средствами связи, как можно ближе к "потребителям", т.е. на больших боевых кораблях.
Единственным разумным местом для старта самолетов оставались крыши возвышенных башен, где хрупким конструкциям не угрожали орудийные газы, а относительно большой запас высоты над уровнем моря позволял надеяться на благополучный старт. В качестве экспериментального корабля для этой цели осенью 1917 года выбрали "Рипалс", где на башне "В" соорудили экспериментальную площадку Т-образной формы, с которой 1 октября успешно взлетел самолет "Сопвич Пап", ведомый майором Рэтлендом.
Вторую платформу, другой конструкции, разместили на башне "Y". Первый полет с нее состоялся 8 октября - при этом башню развернули на 30 градусов вперед от траверса, а сам взлет осуществлялся в сторону тыльной части башни, что предопределялось формой самой платформы.
Опыты оказались очень важными: они продемонстрировали, что самолеты могут базироваться на крупных артиллерийских кораблях без снижения их способности вести огонь, поскольку такие платформы не препятствовали ни наблюдению через башенные колпаки, ни самой стрельбе. Теперь моряки и "авиационщики" попытались улучшить характеристики корабельной авиации, обеспечив старт двухместных аппаратов, наблюдение с которых являлось значительно более эффективным. Кроме того, предполагалось, что они могли бы атаковать германские цеппелины, противодействуя тем самым неприятельской воздушной разведке при развертывании Гранд-Флита или в отдельных операциях. Весной 1918 года платформы удлинили за счет складывающихся секций, раскрывающихся на стволы орудий, и 5 марта флайт-коммандер Дональд успешно стартовал с башни "Рипалса" на двухместном аэроплане. Вслед за "Рипалсом" той же весной 1918 года аналогичными платформами оснастили башни "В" и "Y" на "Ринауне". Оба корабля несли звено самолетов в составе двух истребителей и двух разведчиков: по одному истребителю "Сопвич Кэмел" на платформе башни "Y" и одному двухместному "Страттер" на платформе башни "В". Для их хранения прямо на палубах перед башнями оборудовались складные ангары из легких конструкций и брезента. Процедура извлечения из них самолета и установки на стартовую платформу отнюдь не была простой: башню сначала следовало немного развернуть из диаметральной плоскости, затем завести сложную систему талей и поднять аппарат на крышу башни.
Тем не менее принципиальная возможность использования авиации с больших кораблей в бою была доказана. К сожалению для моряков, возможность эта через несколько лет исчезла с улучшением лётных характеристик самолетов, которым уже никак не хватало для старта "башенных" взлётных платформ. В 1919 — 1922 годах колёсную авиацию с обоих крейсеров убрали, хотя сами площадки на башнях сохранялись еще некоторое время.
32773278 - взлетные площадки для самолетов на крышах башен "Рипалса" и самолеты на них.
3279 - легкий складной ангар на палубе полубака "Рипалса" перед башнями ГК.
Возвращение палубной гидроавиации на линейные крейсера произошло довольно поздно. На "Рипалсе" в ходе большой модернизации 1933—1936 годов в кормовой части палубы полубака, за второй трубой появилась неподвижная поперечная палубная катапульта D-III H жесткого типа (вместо снятой трёхствольной 102-мм установки №3). Такие катапульты англичане считали наиболее перспективными: они были намного более лёгкими и дешёвыми чем поворотные. "Рипалс" стал первым кораблем, оснащенным подобной катапультой и современными закрытыми авиационными ангарами, расположенными по бокам от этой самой дымовой трубы. На крышах ангаров имелись краны для установки самолётов на катапульту. "Рипалс" мог принимать максимум 4 гидросамолёта (2 — в ангарах, один на катапульте и ещё один — открыто на палубе рядом с катапультой). Марки принимаемых самолётов включали сначала разведчик-корректировщик "Фэйри-IIIF", затем поплавковый универсальный разведчик-торпедоносец "Суордфиш ТSR" — знаменитую "авоську" и разведчик-корректировщик "Уолрус", сменивший "Фэйри-IIIF". Для их обслуживания на корабле появились также хранилище авиабензина: специальный резервуар располагался в наиболее безопасном с точки зрения возможного воздействия при пожаре — в самом носу корпуса ниже ватерлинии. Ещё одним потенциальным источником опасности стал погреб авиационного боезапаса, в котором помимо патронов для пулемётов складировались бомбы. Обычно линейные крейсера на службе несли только два, максимум три самолёта - иногда даже приходилось ограничиваться всего одним.
3281 - продольная катапульта "Рипалса", 1936 год.
Аналогичное переоборудование прошёл в 1933 году и "Ринаун". На нём в том же месте за счёт той же 102-мм установки №3, кстати снятой во время предыдущего ремонта, смонтировали самолётную катапульту. Линейный крейсер обычно принимал один "Фэйри-IIIF", находившийся непосредственно на катапульте. Специального крана для подъёма самолёта не устанавливали, используя для этого шлюпочные подъёмные стрелы.
3280 - раздвижная катапульта "Ринауна", 1934 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Британский флот(1900-1921)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость