Капитальное изменение силуэта.
Замена дымовых труб.
Одной из проблем, появившихся в ходе модернизации было то обстоятельство, что при новой конструкции мостиков возникла обратная тяга, и дым окутывал их сзади. В феврале 1924 года начальник кораблестроительного отдела предложил соединить переднюю дымовую трубу с задней. Несмотря на дополнительные затраты времени и средств, Адмиралтейство одобрило это предложение.
Модернизация линейных кораблей типа "Куин Элизабет" в 1922—1930 годы имела свои особенности.
"Уорспайт".
Основательная перестройка линкора "Уорспайт" проводилась с ноября 1924 года по 6 апреля 1926 года в Портсмуте. Модернизация свелась к следующим мероприятиям:
1) Установка булей и сооружение водонепроницаемых защитных отсеков с двух сторон артиллерийских погребов.
2) Демонтаж двух 76,2-мм зенитных орудий и их замена четырьмя 102-мм.
3) Строительство нового фор-марса с постом управления зенитным огнем и 3,65-м дальномером типа "ИВ-4".
4) Установка поста управления огнем 381-мм орудий на новой платформе под фор-марсом.
5) Установка поста управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой (этот пост стал закрытым).
6) Изменения конструкции мостиков: компасная площадка увеличена и заделана стальными листами, адмиральская и прожекторная площадки также были увеличены, два 91,4-см прожектора заменены двумя 60,9-см сигнальными прожекторами, сигнальная палуба была удлинена и достигала изогнутой дымовой трубы.
7) Фор-марс-стеньгу сняли и заменили более короткой: длиной 3,96 м, считая от уровня наблюдательного поста. Это было необходимо для улучшения условий работы поста управления зенитным огнем, а укороченная стеньга служила для закрепления главной радиоантенны.
8) Демонтаж прожекторов на грот-мачте.
9) Установка радиосвязи ближнего действия — ее антенны разместили на задней прожекторной площадке вблизи дымовой трубы.
10) Объединение двух дымовых труб.
- "Уорспайт" после первой модернизации, проведенной с ноября 1924 года по 6 апреля 1926 года.
"Куин Элизабет".
Во время первой модернизации линкор находился на верфи: с августа по сентябрь 1924 года. За это время на нем были установлены два из четырех 102-мм зенитных орудия и сняты два 76,2-мм орудия, ровно как и прожектора с их площадкой на грот-мачте.
Вторую пару 102-мм орудий установили в ноябре 1925 года. Сначала, после установки булей к "Уорспайту", хотели начать работы на линкоре "Вэлиант", но позже отдали предпочтение "Куин Элизабет". Этот корабль прибыл в Портсмут в июне 1926 года, а к октябрю 1927 года работы на нем закончили. Их объем в целом был таким же, как и на "Уорспайте", но с небольшими изменениями.
1) Пристроен буль и водонаполняемые защитные отсеки.
2) Сооружен фор-марс с постом управления зенитным огнем.
3) Пост управления огнем 381-мм орудий перенесен под фор-марс.
4) Пост управления торпедной стрельбой размещен над штурманской рубкой (как на "Уорспайте").
5) Изменены мостики: увеличен адмиральский, но, в отличие от "Уорспайта", он продолжен вперед.
6) Снята фор-марс-стеньга, главная антенна закреплена на фор-марсе сзади, на задней оконечности фор-марса укреплена вращающаяся средневолновая пеленгаторная антенна.
7) Кормовой пост управления торпедной стрельбой демонтирован, на том же месте, но палубой выше сооружен более легкий. Прежний бронированный дальномер оставлен.
8) Перестроена и повышена кормовая надстройка. Установлена радиосвязь ближнего действия с антеннами на прожекторной площадке у дымовой трубы.
9) Объединены дымовые трубы.
10) Сооружено стартовое устройство для самолета на третьей ("X") башне. Емкости для авиационного бензина установлены на палубе бака по сторонам от грот-мачты.
- "Queen Elisabeth" после первой модернизации, проведенной в период июнь 1926 года - октябрь 1927 года, Гибралтар, 1930 год. Второе и третье фото - "Queen Elisabeth" в Сплите, Хорватия, 1932 год.
"Малайя".
Первые два 102-мм зенитных орудия были установлены в апреле-мае 1924 года. Одновременно были демонтированы 76,2-мм орудия и прожекторный пост на грот-мачте. Вторая пара 102-мм орудий, пост управления зенитным огнем, новый фор-марс и фор-марс-стеньга установлены во время пребывания на верфи в июле-сентябре 1926 года. Тогда же был перемещен пост управления огнем главного калибра. Установлена аппаратура ближней радиосвязи.
В 1927 году выяснилось, что передние части булей на "Уорспайте" и "Куин Элизабет" дают течь. В связи с этим была изменена форма булей: их оконечности стали закругленными, а не плоскими, как прежде, что облегчало применение сварных работ. Кроме того, было предложено заполнить оконечности булей деревом, а их верхний край в передней части изогнуть вниз, как на линкорах типа "Ройял Соверен".
4 января 1928 года директор кораблестроительного отдела Адмиралтейства осмотрел деревянную модель передней части модифицированного буля. Он одобрил изменение его формы и усиление крепления с корпусом, а кроме того, предложил на линкорах "Малайя", "Вэлиант" и "Бархэм" сдвинуть буль на 4,26 м к носу. Позже смещение было уменьшено до 3,65 м. 2 февраля 1928 года установка на "Малайе" модернизированного буля была утверждена.
Основательная перестройка "Малайи" была начата еще в сентябре 1927 года. К марту 1929 года ее завершили с результатами, почти идентичными итогам модернизации линкора "Уорспайт".
На нем произвели следующие работы:
1) Пристройку модифицированных булей и сооружение водонаполняемых защитных отсеков;
2) Перемещение поста управления торпедной стрельбой, как на "Уорспайте";
3) Изменили конструкцию мостиков (как на "Уорспайте");
4) Установили пост управления зенитным огнем на фор-марсе;
5) Установили емкости для авиационного бензина (как на "Куин Элизабет");
6) Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;
7) Демонтировали фор-марса-стеньги и установили главную антенну в задней части фор-марса;
8) Произвели совмещение дымовых труб.
- линкор HMS "Malaya" после первой модернизации, проведенной в период сентябрь 1927 - март 1929 года. Фото датируются 1930 годом.
"Вэлиант".
С января по март 1925 года происходила замена двух 76,2-мм зенитных орудий двумя 102-мм. Установку еще двух 102-мм орудий провели в июне-августе 1926 года. В это же время были демонтированы прожектора на грот-мачте, установлена аппаратура радиосвязи ближнего действия и дальномер над компасной площадкой (в 1923-1924 годах он был поставлен на боевую рубку). В марте-июле 1927 года его опять перенесли и заменили приборами управления огнем главного калибра, построили новый фор-марс, разместив на нем пост управления зенитным огнем.
Во время длительного пребывания "Вэлианта" на верфи в Портсмуте (март 1929 года - декабрь 1930 года) сделали следующее:
1) Постройку модернизированных булей и сооружение водонаполняемых защитных отсеков;
2) Соорудили пост управления зенитным огнем на новом фор-марсе;
3) Перенесли пост управления торпедной стрельбой (как на "Уорспайте");
4) Перестроили мостики (как на "Уорспайте");
5) Установили емкости для авиационного бензина (как на "Куин Элизабет");
6) Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;
7) Демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой;
8) Объединили дымовые трубы;
9) Установили вращающуюся средневолновую антенну для навигационных целей в задней части фор-марса;
10) Соорудили в кормовой части самолетную катапульту системы Мак-Таггерта (тип E-IH) для гидросамолета "Фэйри IIIF":
11) Установили 4-тонный кран для подъема самолета к катапульте;
12) Демонтировали стартовую площадку на третьей ("X") башне;
13) Установили многоствольный автомат системы "Пом-пом" на платформе боевой рубки и два поста для управления его огнем в нижней части фор-марса;
14) Демонтировали кормовой подводный торпедный аппарат, а его отсек разделили переборками и использовали как склад;
15) Модернизировали прожекторную установку у дымовой трубы и установили дистанционное управление ею.
Во время ходовых испытаний, которые "Вэлиант" проводил в ноябре 1930 года, представлялась возможность наблюдения за вибрацией и ее воздействием на надстройки на полном ходу. Серьезных колебаний не отмечалось, мостики вообще не вибрировали. Хотя ближе к корме вибрация чувствовалась, на главной палубе больше, чем на средней. При этом в офицерских каютах можно было спокойно писать. На полном ходу самолетная катапульта, расположенная в корме, дребезжала, но это посчитали неизбежным.
Ходовые испытания проходили в холодную ветреную погоду, и на мостике, как отмечали офицеры, "было весьма неуютно". Компасную площадку окружал бортик высотой 1,27 м, который создавал некоторую защиту от ветра непосредственно за ним. Однако на большом ходу ветер отражался вниз, видимо, от поста управления торпедной стрельбой, и в 1,5-1,8 м от борта компасной площадки и был таким сильным, что стоять там без опоры и брать пеленг было крайне трудно. Трудно было пользоваться инструментами, установленными по сторонам площадки.
На верфи в Портсмуте постарались решить эту проблему, соорудив съемные решетчатые щиты шириной 76,2 см на верхнем свесе компасной площадки. Они закреплялись винтами, так что легко убирались. Но щиты лишь частично улучшали условия работы в холодную погоду, и стало ясно, что площадка должна быть полностью закрытой. Вскоре ее снабдили деревянной крышей, что позже сделали и на других кораблях этого типа.
- линкор "Вэлиант" после модернизации, проведенной в период март 1929 года - декабрь 1930 года.