Броненосные крейсера типа "Шарнхорст" и "Блюхер"

Самые известные "большие" крейсера Кайзерлихмарине

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 970
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 386 раз
Поблагодарили: 1125 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Броненосные крейсера типа "Шарнхорст" и "Блюхер"

Сообщение Scharnhorst » 13 фев 2018, 15:55

История проектирования


В 1903 году, закончив работу над проектом броненосного крейсера типа "Роон", констукторское бюро Имперского морского ведомства приступило к дальнейшему усовершенствованиию проекта. Общее руководство проектированием осуществлял главный строитель кайзеровского флота тайный советник Бюркнер.
Главной задачей конструкторов стало стремление добиться улучшения мореходности, а за счёт увеличения мощности энергетической установки — существенного увеличения скорости хода - новые крейсера создавались специально для колониальной службы и хорошие ходовые качества имели для них жизненно важное значение.
Спроектированные в 1903-04 годах в соответствии с законом о флоте от 1900 года и профинансированные по программе 1904 бюджетного года броненосные крейсера под индексом "С" и "D" ("Гнейзенау" и "Шарнхорст"), по сравнению со своими иностранными соперниками при относительно небольшом увеличении водоизмещения обладали достаточно высокой скоростью хода и улучшенной защитой при небольшом увеличении площади бронирования, а выбор артиллерии главного калибра из восьми скорострельных орудий калибра 210-мм в целом оказался удачным.
Разделение артиллерии на три калибра — главный, средний и противоминный — явилась типичным для кораблей этого класса. Стремясь как можно больше усилить артиллерию главного калибра, конструкторы проектного бюро Имперского морского ведомства прорабатывали различные варианты установки на них нескольких дополнительных 210-мм орудий. В результате остановились на замене четырёх 150-мм орудий на 210-мм в установках по углам каземата на верхней палубе, обеспечивая таким образом при бортовом залпе батарею главной артиллерии из шести орудий единого калибра с дополнением из трёх 150-мм орудий палубой ниже.
За счет устранения тяжёлых бортовых орудийных башен и некоторого изменения обводов подводной части корпуса было достигнуто значительное улучшение остойчивости и некоторой экономии веса. Тем не менее, в общем виде проект не претерпел кардинальных изменений, поэтому был проработан сравнительно быстро.
Как следует из отзывов: "Немецкие броненосные крейсера типа "Шарнхорст" во всём представляют... пример чрезвычайно удачного использования водоизмещения для достижения наивысших атакующих и защитных средств”.
Германия по праву гордилась этими кораблями как созданием отечественного судостроениия. Но к моменту вступления в строй в их конструкции уже имелись полностью устаревшие принципы в системе бронирования, расположении орудий, установка которых в казематах, как посчитали некоторые специалисты, была непривычной и неудачной, и устаревшем типе машинной установки.
Однако время броненосных крейсеров уже прошло, развитие их назначения переходило от разведывательных к линейным. С появлением "Дредноута" началась эра линейных крейсеров. Тем самым боевая ценность броненосных крейсеров всех морских держав резко снизилась. Начало постройки в 1906 году в Англии первых линейных крейсеров типа "Инвинсибл" положило конец строительству броненосных крейсеров остальными морскими державами, кроме Германии, построившей "Блюхер" — последний броненосный крейсер индивидуального проекта, по своей архитектуре представлявший собой уменьшенный линейный крейсер с 210-мм орудиями главного калибра. Только спуском на воду "Дредноута" можно объяснить последующую задержку постройки "Блюхера", и хотя на стапеле корабль находился ещё с 1907 года, калибр его орудий был выбран намного раньше.
Увеличение размеров и водоизмещения всех типов кораблей вынудило проектное бюро Имперского морского ведомства в 1904-1905 годах предложить собственный проект броненосного крейсера, который по сравнению с другими кораблями означал существенный шаг вперед.
Спроектированный в 1904-1905 годах и построенный по программе (бюджетному году) 1906 году на Государственной верфи в Киле, как броненосный крейсер под индексом "Е", с расположенными в шахматном порядке шестью двухорудийными башнями калибра 210-мм и усиленным бронированием в боевом отношении не уступал другим кораблям такого же класса. Как и у англичан произвели разделение артиллерии на два калибра — главный и противоминный, но и нового слова в развитии военного кораблестроения им сказано не было. В особенности это касалось того обстоятельства, что на нём пришлось оставить привычные паровыые поршневые машины.
Тем не менее эти паровые машины смогли придать кораблю такую скорость хода, что он со своими 25 узлами считался самым быстроходным в мире боевым кораблем с паровыми машинами. Но машинная установка такого типа и мощности требовала для своего размещения довольно много места, главным образом, по высоте. В результате значительную часть внутреннего пространства пришлось использовать для ее размещения, что вынуждало проектировщиков размещать орудийные башни ближе к бортам корабля. С другой стороны такая схема расположения башен вынуждала обеспечивать особое размещение погребов боезапаса и путей доставки боеприпасов к орудиям, что позднее явилось одной из причин его гибели.
Как ни скрывали англичане тактико-технические данные своего первого линейного крейсера "Инвинсибл", кое-какая информация о нём все же просочилась в Германию. Выяснилось, что "Инвинсибл" станет подобием "Дредноута", только вместо 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм. Не долго раздумывая, немцы решили сделать так же, как англичане. Заложенный ими броненосный крейсер под индексом "Е" был облегченным подобием строящегося в это же время первого германского дредноута "Нассау", вооруженный не 280-мм, а только 210-мм орудиями. Увы, просочившаяся из Англии информация на деле оказалась дезинформацией. В результате оказалось, что "Блюхер" никак не соответствует реальной концепции "Инвинсибла". Так же, как и в случае с линейным кораблем "Дредноут", британцы абсолютно засекретили данные своих новых линейных крейсеров. Но прежде чем это обнаружилось, он уже был в постройке.
Насколько последовавший в декабре 1906 года отзыв находившегося уже много лет в Лондоне на посту германского военно-морского атташе контр-адмирала Коэрпера и замена его молодым капитан-лейтенантом Виденманом связаны с этим не полученным своевременно донесением, вряд ли когда-нибудь станет известно. Англичане объясняли это очень просто — тайную дипломатию британского правительства перенесли в проектные бюро военно-морского флота.
Когда эта, тщательно оберегаемая Великобританией, тайна конструкции "Инвинсибла" стала известна в Германии, постройка броненосного крейсера "Е" уже значительно продвинулась вперед. Теперь же прекращать постройку нового крейсера весьма прогрессивного проекта было бы абсурдом. Кроме корпуса корабля в работе был большой задел по машинной установке, вооружению и бронированию, так что при огромной стоимости этих механизмов их пришлось бы разбирать на металлолом, а это не нашло бы понимания в Рейхстаге и у общественности Германии.
Главное управление кайзеровского флота и морской министр Тирпиц оказались перед трудным решением. Практически сразу стало ясно, что "Блюхер" по боевым возможностям значительно уступает вооруженному 305-мм орудиями "Инвинсиблу", хотя последний был крупнее всего на 1 800 т. Остановка постройки и разборка "Блюхера" ввиду вложенных расходов и выполненных работ могли вызвать большие финансовые потери. К этому надо добавить потерю времени, которая продолжалась до ознакомления немецких инженеров с английским проектом, поскольку проектирование германских линейных крейсеров находилось ещё в самом начале. Но как раз эта потеря времени и была самой чувствительной. Однако это приводило к тому, что запланированное уменьшение числа броненосных крейсеров, намеченное во второй поправке к закону о флоте и, непосредственно, в дополнении к тому же закону, можно было потихоньку обойти без вмешательства Рейхстага.
В результате "Блюхер" получился настолько слабее "Инвинсибла", что у немцев язык не повернулся назвать его линейным крейсером. Он получил непривычное для тех лет название "тяжёлого" крейсера и расматривался как переходный тип между прежними броненосными и новыми линейными крейсерами. Ответ на "Инвинсибл" был дан не раньше, чем фактически был построен следующий корабль - линейный крейсер "Фон дер Танн", поскольку ко времени готовности "Инвинсибла" он был только спроектирован и готовилась его постройка, а это из-за многочисленных трудностей при строительстве нового типа крейсеров требовало значительной затраты времени.
Положение в классе броненосных крейсеров кайзеровского флота в этот момент было катастрофическим. Тип "Принцы" (1900-02 годов) явно устарел, тип "Шарнхорст" (1906 год) был предназначен для использования в заграничных водах и лучше всего был для этого приспособлен. Поэтому в качестве боевых кораблей оставались только два броненосных крейсера типа "Роон" (1903-1904 годов).
Можно было только надеяться, что с помощью "Блюхера" это расстояние, как выразился морской министр Тирпиц, "до готовности уже находящихся в проектировании линейных крейсеров, начиная с "Фон дер Танна", легче будет преодолеть, чем в случае, если постройку "Блюхера" остановить полностью". Поэтому Тирпиц решился на продолжение постройки. Он был абсолютно убежден, что речь идет о вынужденном решении, из которого следует, и это он заблаговременно предусмотрел, что корабль вскоре будет выведен из состава флота и использован как "учебный".
По сравнению с предшествующим ему "Шарнхорстом" проектные решения в конструкции "Блюхера" явились большим шагом вперед. Это относилось не только к внешнему виду, но и к расположению орудий, системе бронирования и машинной установке. В конструкции "Блюхера" было "всё другое" и для состояния техники того времени самое современное.
В действительности “Блюхер" не являлся ответом Германии на появление первого английского линейного крейсера. В течение 1904 года, когда идея создания линейного корабля по типу "Дредноута" ещё только витала в воздухе, подобной тенденции в развитии броненосных крейсеров вообще не наблюдалась.
Подобным вооружением и скоростью располагали корабли других крупных морских держав. Находящийся в постройке британский крейсер "Дефенс" был вооружен четырьмя 234-мм, 10 190-мм орудиями и имел скорость хода 23 узла. Другие морские державы также имели в составе своих флотов броненосные крейсера: Франция ("Вальдек-Роше", 14 100 т, 14 194-мм, 23 узла), Италия ("Сан-Джорджио", 10 164 т, четыре 254-мм, восемь 190-мм, 23 узла), Россия ("Рюрик", 15 430 т, четыре 254-мм, восемь 203-мм, 21 узел) и США ("Теннеси", 15 000 т, четыре 254-мм, 16 152-мм, 22 узла). Только японские броненосные крейсера "Цукуба" и "Курама" вооружили четырьмя 305-мм и восемью 203-мм орудиями, но они развивали скорость хода не более 21-22 узлов.
С другой стороны, оценка "Блюхера" как неудачного корабля, что можно встретить довольно часто, обусловлена, вероятно, двумя причинами. Первая — невыгодное для него сравнение с английским "Инвинсиблом", и вторая — его гибелью 24 января 1915 года в бою у Доггер-банки.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 970
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 386 раз
Поблагодарили: 1125 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Броненосные крейсера типа "Шарнхорст" и "Блюхер"

Сообщение Scharnhorst » 15 фев 2018, 00:48

Описание конструкции


Корпуса


Архитектурно корпус броненосных крейсеров типа "Шарнхорст" сохранил в себе большинство конструктивных особенностей, заложенных в предшествующих кораблях этого класса. Корпус имел характерную для большинства проектов крейсеров того времени полубачную схему. Высокий форштевень обеспечивал кораблю лучшую мореходность, а высоко расположенные орудия носовой башни позволяли вести стрельбу даже при большом волнении моря.
Конструкция этих крейсеров воплотила множество нововведений, частично взятых из проектов броненосцев:
- полубачную архитектуру и слияние боковых сторон носовой надстройки с вертикальным бортом;
- высокий надводный борт и скуловые кили для улучшения мореходности;
- отказ от орудийных спонсонов и применение в корпусе специальных бортовых уступов для казематной артиллерии;
- размещение главной и частично средней артиллерии в орудийных башнях;
- применение очень толстых нижних мачт из полых металлических труб с размещением поверх них боевого марса и другие.
Многие из этих нововведений можно было найти у линейного корабля "Нассау". Хотя точно известно, что "Блюхер" был спроектирован почти за год до "Нассау", что также говорит в отношении их первенства.
Для крейсеров типа "Шарнхорст" проектное (нормальное) водоизмещение включало вес боезапаса, экипажа, загрузку 25% топлива (согласно Эверс, с.61 и Groner: 800 т угля), провианта и другого специального оборудования, что составляло согласно Эверс, с. 61: 11 600 т при проектной осадке 7,5 м и с. 120: 11 700 т при средней осадке 7,4 м;
- Groner: 11 616 т при осадке по конструктивную ватерлинию (KBЛ) 7,96 м, то есть, по разным данным, на 2 083-2 200 т больше, чем у крейсеров типа "Роон". Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 23,69 т, позднее 20,91 т. Вместимость по проекту составляла 8 122 брт или 3 657 нрт.
Для "Блюхера" проектное водоизмещение включало все те же статьи нагрузки (согласно Groner: 900 т угля), что составляло согласно Эверс, с. 120: 15 840 т при проектной осадке 8,0 м; Groner: 15 842 т и при осадке по KBЛ 8,56 м, то есть, по разным данным, на 4 142-4 226 т больше, чем у крейсеров типа "Шарнхорст".
Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 26,19 т. Вместимость по проекту составляла 9 382 брт или 4 222 нрт.
Оба типа кораблей показали относительно большое увеличение водоизмещения по сравнению со своими предшественниками: 24,5% у крейсеров типа "Шарнхорст", 36,5% - у "Блюхера".
Удлиненный полубак крейсеров типа "Шарнхорст" по протяженности занимал больше 2/3 длины корабля. Однако он не имел единой конструкции, так как в средней части разрывался броневым казематом, устроенным по всей ширине корабля. Так как каземат по высоте в своей нижней части начинался от батарейной палубы и был сделан двухярусным, борта кораблей выше батарейной палубы имели довольно большие уступы для обеспечения орудиям максимальных секторов стрельбы. В то же время тяжёлый, хорошо бронированный каземат в средней части потребовал приданию подводной части в районе миделя очень полных обводов. Выше ватерлинии борт поднимался вертикально вверх.
Для крейсеров типа "Шарнхорст” длина корабля между перпендикулярами согласно журналу “Морской сборник” 1906 г. №8, Эверс, с. 61 и 120 составляла 137 м; по КВЛ — 142,8 м; наибольшая длина— Эверс, с. 61: 143,75 м; полная длина — по журналу “Морской сборник" 1906 года №8: 143,8 м;
Groner: по КВЛ 143,8 м, наибольшая 144,6 м, что указано ошибочно, фактически, соответственно, 142,8 м и 143,8 м, против 123 м, 127,3 м и 127,8 м у крейсеров типа "Роон", то есть на 16 м длинее.
Для “Блюхера" длина корабля между перпендикулярами составляла 152 м; по КВЛ — Эверс, с. 120 и Groner: 161,1 м; наибольшая длина — Groner и Hildebrand: 161,8 м, что на 18,2 м длинее, чем у крейсеров типа "Шарнхорст".
Учитывая значительный рост водоизмещения крейсеров при незначительном увеличении осадки и необходимость действенной подводной защиты против торпед и мин, главный строитель Бюркнер пошёл по пути увеличения ширины корабля, что позволяло создать эффективную подводную противоминную защиту за счёт увеличения объёма пространства ниже броневой палубы между противоминными переборками и наружной обшивкой, а также значительно повышало остойчивость.
Для крейсеров типа "Шарнхорст" ширина корабля на мидель-шпангоуте (52-й шп.) по наружной кромки брони без учёта противоторпедных сетей согласно Эверс, с. 61 и Groner 21,6 м; Эверс, с. 120 — 21,0 м, против 20,2 м у крейсеров типа "Роон", то-есть на 1,4 м шире.
Для “Блюхера” ширина корабля на мидель-шпангоуте (58-й шп.) по наружной кромки брони согласно Эверс, с. 120, Groner и Hildebrand составляла 24,5 м, то есть на 2,9 м шире.
Для крейсеров типа "Шарнхорст" высота борта, замеренная на мидель-шпангоуте от верхней кромки верхнего горизонтального листа киля до верхней кромки балки верхней палубы на мидель-шпангоуте, согласно Groner достигала 12,65 м, против 12,14 м у типа "Роон"; для "Блюхера", согласно Groner 13,2 м.
Единственным более-менее стабильным параметром в германском судостроении оказалась высота борта корпуса на миделе. Согласно Groner, начиная с 1895 года, за 13 лет высота борта уменьшилась с 14,0 м (крейсера типа "Виктория Луиза", ширина 17,4 м) сначала до 12,98 м ("Фюрст Бисмарк" — 20,4 м), затем до 12,0 м (типа "Принц" — 19,6 м) и снова возросла до 12,14 м (типа "Роон" — 20,2 м), до 12,65 м (типа "Шарнхорст” — при ширине 21,6 м) и, наконец, до 13,2 м ("Блюхер" — при ширине 24,5 м).
Из всех ранее построенных немецких броненосных крейсеров корпуса крейсеров типа "Шарнхорст" считались самыми широкими, тем не менее они имели наиболее заострённые оконечности. Отношение L/B составило 6,52, против 6,09 у "Роон" и 5,88 у "Фюрст Бисмарк".
Даже у более крупных крейсеров последующих проектов оконечности оказались не такими удлиненными. У "Блюхера" этот коэффициент равнялся 6,21, а у "Фон дер Танна" только 6,02. Только у "Дерфлингера" с его замечательными ходовыми качествами, этот коэффициент оказался наибольшим — 7,24.
Таким образом, мнение многих немецких моряков, называвших высокобортные "Шарнхорст" и "Гнейзенау" самыми стройными крейсерами кайзеровского флота, имеет не только эмоциональное, но и вполне техническое обоснование. Как известно отношение L/B в немецком флоте называют коэффициентом стройности.
Хотя у крейсеров типа "Шарнхорст" тяжелый и широкий броневой каземат над средней частью корпуса потребовал приданию этой части более полных обводов, вне каземата корпус настолько сильно заострялся к оконечностям, что коэффициент полноты водоизмещения (как известно, именно он характеризует остроту обводов в подводной части) оказался самым наименьшим из броненосных и даже линейных крейсеров кайзеровского периода, составив согласно Эверс, с. 120 — 0,517. У "Блюхера" этот коэффициент равнялся 0,52, у "Фон дер Танна" только 0,55 и опять-таки только у "Дерфлингера" снижался до 0,519.
Согласно Эверс, с. 120: высота надводного (при нормальном водоизмещении) борта на миделе у крейсеров типа “Шарнхорст” составляла 5,6 м; у "Блюхера" — 8,0 м.
В расматриваемый период в судостроении использовали клёпанные копуса кораблей и судов из мягкой судостроительной стали Сименс-Мартена, ранее называемой литым железом Сименс-Мартена, а впоследствии мартеновской сталью. Корпуса крейсеров собирали с применением заклёпок (на клёпке) из мягкой судостроительной стали Сименс-Мартена.
Способ клёпаных связей корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, вместе с килем, форштевнем и ахтерштевнем обеспечивал продольную и поперечную прочность корпуса. Детали корабельных связей представляли собой одинарные и двойные пластины и листы, соединённые встык или внахлест и, для увеличения прочности, подкрепленные с одной или обеих сторон уголками или рёбрами жёсткости.
В германском военном судостроении стандартная величина шпации, или расстояние между шпангоутами (шп.), равнялось 1,2 м, а отсчёт шпангоутов начинался в нос и корму от 0-го шп., проходящего по оси баллера руля - в корму шпангоуты отсчитывали со знаком минус.
Поперечные шпангоуты располагались в плоскостях шпаций и проходили от вертикального листа киля до броневой палубы. Их собирали из отдельных листов толщиной 8 мм и скрепляли с продольными стрингерами при помощи уголков.
По длине корпус крейсеров типа "Шарнхорст", разделили на 119 теоретических шпаций, начиная от 0-го шп. в нос расположили 115 шпаций, в корму четыре. Однако фактически набор корпуса, с учётом 0-го шп., включал только 115 шпангоутов. В нос их установили 111, за 111-м шп. разместили форштевень, конец которого в виде небольшого тарана длиной 1,2 м совпадал с теоретическим 115-м шп. В корму от 0-го шп. уходил вместе с ахтерштевнем подзор кормы, сформированный набором от -1 до -3-го шп. и продолжавшийся за теоретический 4-й шп. на длину 1,0 м. Суммарно это составляло наибольшую длину корпуса — 143,8 м.
Длину корпуса “Блюхера”, разделили на 135 теоретических шпаций, начиная от 0-го шп. в нос расположили 127 шпаций, в корму весемь. Однако фактически набор корпуса, с учётом 0-го шп., включал только 133 шпангоута. Начиная от 0-го шп. в нос, их установили 126. Шпацию между 126 и 127-м шп. занимал форштевень в виде небольшого тарана. В корму от 0-го шп. уходил вместе с ахтерштевнем подзор кормы, сформированный набором от -1 до -7-го шп. и продолжавшийся до теоретического 8-го шп. Суммарно это составляло наибольшую длину корпуса 162 м.
Носовая оконечность крейсеров типа "Шарнхорст" имела характерную для немецких крейсеров таранную форму с закругленным вперед форштевнем. Таран в подводной части был усилен шпироном для возможности нанесения таранного удара, хотя эта тактика боя немецкими адмиралами предусматривалась только как самая крайняя мера, тем более что со времени первого успешного применения таранного удара в бою при Лиссе (1866 год) прошло уже более 40 лет. Форштевень образовывал обвод носовой оконечности и был собран из трёх частей. Его верхняя часть состояла из одного изогнутого листа стали, две другие представляли собой пустотелые детали, отлитые из мягкой мартеновской стали.
Верхняя часть форштевня на уровне верхней палубы соединялась с нижележащей встык накладками и стяжками. Обе нижние части соединялись между 111 и 112-м шп. встык при помощи двух поперечных рёбер и стягивались между собой болтами. Они имели канавки и заплечики для соединения с броневыми плитами, деревянными рубашками под бронёй и наружной обшивкой. Для соединения с верхней, батарейной и промежуточной палубами у литых деталей форштевеня имелись специальные фланцы, а в качестве места опоры броневой палубы у средней детали — консольно расположенный прилив.
Средняя часть своей выступающей вперёд оконечностью образовывала рог тарана или шпирон, предназначенный для нанесения таранного удара. Остриё шпирона располагалась на 1,5 м ниже КВЛ. Нижния часть имела отверстие с заплечиками для установки трубы носового подводного ТА и закрывающей её снаружи водонепроницаемой крышки.
Единого литого ахтерштевня, как такового, не было. Ахтерштевень образовывал обвод кормы и собирался из четырёх частей. Обе верхние части, расположенные от верхней палубы до -2 2/3-го шп., собрали из двойных уголков и листовых поясов, обе нижние — рудерпост и штевень среднего гребного вала (старнпост) отлили из мягкой судостроительной стали. Самая верхняя часть ахтерштевня располагалась от верхней до промежуточной палубы и состояла из двойных уголков и 10-мм кормового листового пояса. Согнутые концы уголков приклепали к этим палубам. Нижерасположенная часть проходила от промежуточной палубы до -2 2/3-го шп. Она состояла из двух уголков и 15-мм кормового листового пояса. Согнутые концы уголков вверху приклепали к промежуточной палубе, а внизу соединили с отлитым из мягкой судостроительной стали рудерпостом.
Верхний листовой пояс соединили встык с нижележащим 10-мм накладками. Верхняя часть литого ахтерштевня — рудерпост — проходила в районе от -2 2/3 до 2 1/2-го шп. В нём имелось коническое отверстие под установки баллера руля и два отлитых с полыми отверстиями захвата в качестве опоры руля. В отверстие конической формы установили притёртый стальной вкладыш, в котором были расточено отверстие с уплотнительным устройством для установки баллера руля. Нижняя литая часть ахтерштевня — старнпост, располагалась в районе от 2 1/2 до 7-го шп. Внизу она заканчивалась удлинённой частью цилиндрической формы для установки дейдвудной трубы (мортиры) среднего гребного вала.
Обе стальные отливки имели продольное несущее ребро и несколько поперечных, с помощью которых они крепились к шпангоутам. Для установки листов наружной обшивки на каждой стороне поперечных рёбер имелись желоба для установки трёх рядов заклёпок. Литые нижние части соединялись посредством склёпанных друг с другом поперечных приливов. На их наружной поверхности имелись отлитые из стали вертлюги, установленные и приклёпанные в соответсвующих углублениях.
Изображение - чертежи ахтерштевня и форштевня броненосного крейсера "Шарнхорст".
Форштевень и ахтерштевень "Блюхера" имели аналогичную конструкцию, но от устаревшего тарана окончательно отказались. Хотя форштевень остался всё ещё выступающим, он больше не имел ярко выраженного таранного контура.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 970
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 386 раз
Поблагодарили: 1125 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Броненосные крейсера типа "Шарнхорст" и "Блюхер"

Сообщение Scharnhorst » 16 фев 2018, 21:58

Киль или нулевой стрингер крейсеров типа "Шарнхорст" длиной 124,8 м проходил в районе от 7 до 111-го шпангоута и соединял форштевень с ахтерштевнем, обеспечивая продольную прочность, жёсткость и водонепроницаемость по всей длине днища корпуса. Конструктивно киль состоял из одного вертикального сплошного 16-мм стального листа, двух горизонтальных поясов, лежащих под этим килевым листом друг на друге и склёпанных с ним помощью двух нижних сплошных стальных уголков, и двух верхних таких же уголков, служащих для соединения при помощи заклёпок вертикального листа с настилом внутреннего дна.
Вертикальный стальной лист на большей части своей длины имел высоту около 1,2 м. Сплошной вертикальный лист в районе от 23 до 93-го шпангоута на длине 84 м обеспечивал водонепроницаемость киля, а до и после этого района в вертикальном листе имелись вырезы круглой и овальной формы для облегчения веса. Верхний горизонтальный пояс толщиной 15 мм имел ширину 1,35 м, лежащий под ним 16-мм нижний 1,07 м. В районе до 10 1/2 и после 105-го шп. горизонтальная часть киля состояла из одного 18-мм пояса. В районе от 10 1/2 до 14-го шп. вместо стального листа и поясов установили днищевую вставку из стальной фасонной отливки.
Киль "Блюхера" длиной 138 м имел аналогичную конструкцию и проходил в районе от 9 до 124-го шпангоута. Сплошной вертикальный лист в районе от 26 до 106-го шпангоута на длине 96 м обеспечивал его водонепроницаемость.
Конструкция корпуса крейсера была примечательна тем, что на нем впервые установили доковые кили, так как до этого на корабли устанавливали только на средний киль. Причиной этому стали повышенные, по сравнению с крейсерами типа "Шарнхорст", перерезывающие напряжения корпуса вследствие увеличенной почти на 3 м ширины, а также расположенные далеко от диаметральной плоскости веса бортовых башен.
Помимо вертикального киля продольную прочность корпуса обеспечивали продольные связи — стрингеры. Начиная от киля, на каждой стороне днища и борта корпуса на крейсерах типа “Шарнхорст” проходило по шесть стрингеров. Стрингер №1 проходил в районе от 5 до 93-го шпангоута, стрингер №2 от 3 до 101-го шпангоута, стрингер №3 - от 4 до 93-го шпангоута; стрингер №4 - от 23 до 79-го шпангоута; стрингер № 5 от 13 до 79-го шпангоута; стрингер №6 - от 31 1/2 до 79-го шпангоута. Водонепроницаемыми были: стрингер №2 в районе от 79 до 90-го шпангоута, стрингера №3 и № 5 от 23 до 79-го шпангоута.
Стрингеры собирали из сплошных 9-мм полос и отдельных уголков. Они проходили вдоль днища и борта корпуса на разную длину, имели разную высоту — в среднем около 1,2 м и по длине корабля различное расстояние (2,1-2,125 м) друг от друга — максимальное 2,15 м на мидель-шпангоуте, что соответствовало изменению формы корпуса. Водонепроницаемыми стрингеры были только на отдельных участках.
На "Блюхере" установили по восемь стрингеров, из них только № 4 был водонепроницаемым. Стрингеры вне района водонепроницаемости через каждые две шпации имели большие круглые вырезы для облегчения веса, а также ряд отверстий диаметром 80 мм для стока воды.
Поперечную прочность корпуса обеспечивали поперечные связи — шпангоуты. На корпусах крейсеров типа "Шарнхорст" ниже броневой палубы 23, 27, 31 1/2, 36,41,45,49, 53, 57, 61, 65,69, 73,79, 84, 90 и 93-й шпангоуты были водонепроницаемыми в районе внутреннего дна. В районе от 23 до 79-го шпангоута они проходили от вертикального листа киля до стрингера №5, между 79 и 93-м шпангоутами до нижней палубной платформы. На "Блюхере", соотвественно, 26, 30, 33, 36 1/2, 40, 44, 47, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 76, 80, 84, 90,95,99,102, 106 и 113-й шпангоуты. Остальные для облегчения веса имели большие круглые вырезы.
Выше броневой палубы шпангоуты продолжались в тех же плоскостях, что и ниже. За броневым поясом цитадели и в батарейном каземате установили с размером шпации 600 мм промежуточные облегчённые неподкреплённые шпангоуты, имеющие большие вырезы. За главным броневым поясом, впереди и позади цитадели эти шпангоуты проходили от броневой палубы до промежуточной. Кроме того, изготовленные из уголков промежуточные шпангоуты имелись везде выше главного броневого пояся, кроме цитадели и каземата. Верхние концы шпангоутов жёстко крепили к настилу батарейной, либо верхней палубы бракетами, бракетными флорами и кницами.
Пересекающиеся шпангоуты и стрингеры образовали систему набора корпуса, которую снизу покрыли стальными листами наружной обшивки, обеспечивая водонепроницаемость корпуса. До стрингера №4 по обе стороны от киля проходила наружная обшивка днища, выше наружная обшивка борта.
Ниже броневой палубы наружную обшивку борта изготовили по системе прилегающих и перекрывающих друг друга поясов толщиной 13-18 мм, выше броневой палубы только из прилегающих 8-мм поясов. Пояса обшивки днища располагали рядами параллельно килевым листам так, что наружный 16-мм пояс обшивки своими краями перекрывал оба смежных 15-мм внутренних пояса. Внутренний горизонтальный пояс нижней части киля на всей длине усилили перекрывающим 16-мм поясом обшивки днища. Позади бортовой брони обшивка борта имела толщину 15 мм, перед 13 мм. Выше бортовой брони 8-мм обшивку борта из прилегающих полос установили на основных и промежуточных шпангоутах.
Покрытием 8-мм стальными листами верхних кромок шпангоутов и стрингеров образовали верхний настил двойного дна (трюма) и двойного борта (твиндека). Листами конструкции системы набора, часть из которых были водо- и нефтенепроницаемы, двойное дно и двойной борт делились на большое число отсеков и цистерн.
На крейсерах типа “Шарнхорст" двойное дно высотой около 1,2 м проходило по обе стороны киля от 23 до 93-го шпангоута на длине 85,2 м (машинных и котельных отделений) или 60% длины корабля по КВЛ (согласно Groner, 50% против 60% у крейсеров типа "Роон"). В районе от 23 до 79-го шпангоута оно проходило от вертикального листа киля до стрингера №5, между 79 и 93-м шпангоутами до нижней палубной платформы. В двойном дне водонепроницаемыми были стрингер № 3 в районе от 23 до 79-го шпангоута и стрингер №2 в районе от 79 до 90-го шпангоута. Пространство между вертикальным листом киля и стрингерами №2 и 3 обозначили как двойное дно №1, между стрингерами №3 и 5, а также стрингером №2 и палубными платформами — двойное дно №2.
На “Блюхере” двойное дно проходило от 26 до 113-го шпангоута на длине 104,4 м (машинных и котельных отделений) или 65% длины корабля по КВЛ (согласно Groner, 65%), двойной борт от 26 до 84-го шп. на длине 69,6 м.
На крейсерах типа "Шарнхорст" в двойном дне имелось 62 цистерны, из которых цистерны по обе стороны киля и стрингерами №3 в районе от 23 до 27-го шпангоута и от 73 до 79-го шпангоута использовали для хранения питьевой и мытьевой воды, от 27 до 41-го шпангоута - котельной питательной воды и от 45 до 65-го шпангоута - жидкого топлива.
Двойное дно переходило в двойной борт, заканчивающийся броневым шельфом — мощным сплошным уголком, на который торцом опирался главный броневой пояс.
На крейсерах типа “Шарнхорст” на обеих сторонах наружной поверхности борта в районе между стрингерами №4 и 5 на длине корпуса в районе с 38-го по 72-й шпангоут установили боковые успокоительные кили длиной 42 м (61,2 м у додредноутов типа "Кайзер Фридрих III" и 44,4 м у типа "Дойчланд"). Кили имели треугольное поперечное сечение с основанием 350 мм и высотой 650 мм в середине корпуса и 800 мм по концам и были склёпаны из 10-мм стали. С помощью согнутых уголков их приклепали к наружной обшивке борта между местом прохождения стрингеров №5 и 6. Внутреннее пространство между расположенными под углом стальными полосами заполнили пробкой, смешанной с морским клеем, образуя, таким образом, монолитное ребро.
На "Блюхере" боковые кили длиной 38,4 м установили в районе с 44-го по 76-й шпангоут. Кили с основанием 450 мм проходили на 300 мм выше центрального киля и параллельно ему.
Внутреннее пространство цельноклепанного корпуса, наверху замыкаемое броневой палубой, включающее обе палубные платформы, от настила внутреннего дна и двойного борта до броневой палубы на крейсерах типа "Шарнхорст" разделили 14-ю водонепроницаемыми поперечными переборками на XV основных водонепроницаемых отсеков, на "Блюхере", соответственно, 12-ю переборками на XIII отсеков.
Все водонепроницаемые переборки доходили до броневой палубы, а часть из них до батарейной или верхней палуб. По принятому в германском судостроении порядку, нумерация отсеков, а также переборок шла от кормы к носовой оконечности.
На крейсерах типа "Шарнхорст" водонепроницаемые поперечные переборки проходили от внутреннего дна до броневой палубы на 13, 23, 31 1/2, 41, 49, 57, 65, 73, 79, 84, 90, 93, 101 и 109-м шпангоутах, на "Блюхере" на 17, 26, 36 1/2, 47, 52, 60, 68, 76, 84, 90, 102 и 109-м шпангоутах, имея в нижней части 8-мм толщину, в средней 7-мм и в верхней 6-мм.
На крейсерах типа "Шарнхорст" между броневой и промежуточной палубами водонепроницаемые поперечные 6-мм переборки проходили от ахтерштевня до цитадели на -2, 2, 6, 10, 13-м шпангоутах, от цитадели до форштевня на 93, 95, 99, 104 и 112-м шпангоутах, на "Блюхере", соответственно, на -2, 2, 9,13-м шп. и 102, 106, 113 и 123-м шпангоутах от борта до борта.
На крейсерах типа "Шарнхорст" между промежуточной и батарейной палубами водонепроницаемые поперечные переборки проходили на -2, 6,17 1/2,24 1/2 (цитадель), 31 1/2,41, 49, 57, 65, 82 - 88 1/2 (цитадель), 73, 76, 95,101 и 109-м шп.; но 41, 57, 73 и 76-й шп. были водонепроницаемы только внутри угольных ям над броневой палубой; на батарейной на 6,42, 50, 62, 70,102 и 110-м шпангоутах; на верхней на 23,31 1/2,46, 54,58,60 и 102-м шпангоутах. На "Блюхере" между промежуточной и батарейной палубами: на - 2,9,36 1/2,47,90,113 и 123-м шп. и совпадали с передней и задней стенками цитадели.
Всё внутреннее пространство корпуса от внутреннего дна и второго борта до броневой палубы вместе с палубными платформами, шпангоутами и стрингерами делилось проходящими в отдельных местах несколькими продольными водонепроницаемыми переборками на более мелкие водонепроницаемые отсеки, помещения и цистерны.
В числе продольных водонепроницаемых переборок на каждом борту корпуса установили по одной 6-мм коффердамной переборке, идущей вдоль двойного борта по высоте от настила внутреннего дна до скоса броневой палубы на крейсерах типа "Шарнхорст" в районе с 13-го
по 90-й шпангоуты и образующий между ней и двойным бортом коффердамы (бортовые проходы или коридоры) длиной 92,4 м, на "Блюхере", соответственно, с 17-го по 102-й шпангоут длиной 102 м.
Коффердамы служили камерой расширения при взрывах пробивших броневой пояс снарядов. Максимальное отстояние коффердамных переборок от борта на миделе составляло 2,56 м при ширине коффердама 1,42 м. Эти переборки должны были дополнять назначение бортовой брони по защите внутренних частей корабля от давления газов и действия осколков брони и снарядов, хотя их 6-мм на крейсерах типа "Шарнхорст" или 8-мм на "Блюхере" стенки вряд ли могли служить в качестве противоосколочных переборок.
На крейсерах типа "Шарнхорст" в районе от 13 до 23-го шпангоута коффердамные переборки располагалась на палубной платформе, с 23 до 79-го шпангоута в месте прохождения стрингера №5, с 79 до 93-го шпангоута на нижней палубной платформе. В районе от 13 до 23-го шпангоута коффердамы представляли собой одно целое с туннелями боковых гребных валов, в то время как палубная платформа не доходила до двойного борта. Внутри коффердамов на 27,31 1/2, 36,41,45,49, 53, 57, 61, 65, 73, 79 и 84-м шпангоутах проходили водонепроницаемые поперечные переборки, делившие их на 15 водонепроницаемых отсеков и цистерн. На каждом борту корпуса на протяжении всех КО в районе с
41-го по 79-й шпангоут на длине 45,6 м параллельно и на расстоянии 6,8 м от ДП установили переборки продольных расходных угольных ям, проходящие от настила внутреннего дна до броневой палубы.
Водонепроницаемыми поперечными переборками на 49, 57, 65 и 73-м шпангоутах расходные угольные ямы разделили на пять частей. По обоим бортам корпуса между броневой и батарейной палубами в районе с 21-го по 79-й шпангоут протянулись продольные переборки, расположенные на горизонтальной части броневой палубы, отстоящие на 0,5-1 м от её скосов и образующие внутренний борт верхних угольных ям, расположенных на скосах броневой палубы.
Пересечение шпангоутов, стрингеров, продольных и поперечных водонепроницаемых переборок образовало в двойном дне и внутри каждого из основных отсеков ниже броневой палубы значительное количество отдельных водонепроницаемых помещений различного объема. В число этих помещений на крейсерах типа “Шарнхорст” ("Блюхере") входили:
- 62 (75) отсека и цистерн в двойном дне,
- 30(38) в двойном борту и коффердамах,
- 32(33) в трюме,
- 22 (24) на нижней палубной платформе,
- 21(33) на верхней, 22(26) угольных ямы, 11 переходов, 20 трапов, (два туннеля гребных винтов)- всего 220 (231).
На крейсерах типа "Шарнхорст” под броневой палубой с 31 1/2-го по 78-й шпангоут по ДП расположили сплошной прямой водонепроницаемый центральный коридор высотой 3 м, шириной 1,45 м и длиной 55,8 м, проходящий без перерыва над всеми КО и передним МО через все водонепроницаемые поперечные переборки, в которых для него проделали проходы. Доступ в него имелся в корме с промежуточной палубы через люк по трапу на 36-м шпангоуте и в передней части через коммуникационную трубу носовой боевой рубки, на "Блюхере" его расположили на верхней палубной платформе с 36 1/2-го по 90-й шпангоут длиной 64,2 м и по высоте до промежуточной палубы.
Из передней боевой рубки через эту трубу в центральный коридор свободно и легкодоступно проходили система рулевого управления и его указатели, механический телеграф, переговорные трубы, электрические и телефонные кабели, трубопроводы системы воздуха высокого давления (ВВД), противопожарной системы и т.д. В его передней части, расширенной до 4,8 м, разместили центральный пост управления артиллерийским и торпедным оружием.
Толщина стальных стенок центрального коридора составляла 6 мм, настила пола 8 мм. В местах прохода шахт дымовых труб на его обшивку снаружи нанесли слой изоляции для предотвращения нагрева газами дымовых труб. Вентиляция осуществлялась через трубы фок- и грот-мачты.
На "Блюхере" на броневой палубе с 28-го шпангоута до передней поперечной переборки цитадели на 85-м шпангоуте проходил сплошной прямой водонепроницаемый коридор подачи боеприпасов длиной 68,4 м. Его расположили по ДП между дымоходами труб и шахтами подачи воздуха. Стенки этого коридора частично образовывала обшивка дымоходов и шахт, частично 6-мм стальная обшивка. В промежутках между четырьмя дымовыми трубами имелись расширенные части этого коридора, служившие во время боя местами складирования подаваемых из погребов боеприпасов и с боков в районе расположения шахт подачи воздуха защищённые переборками из 25-мм никелевой стали. От 77-го шпангоута до передней поперечной переборки цитадели коридор расширили для возможности установки устройств подачи боеприпасов. Доступ в него имелся с броневой палубы через водонепроницаемые двери на 28 и 85-м шпангоутах и с батарейной палубы по двум трапам на 50 и 66-м шпангоутах.
По высоте корпус кораблей обоих типов выше КВЛ разделили пятью палубами, часть из которых проходила через весь корабль, ниже КВЛ верхняя и нижняя палубные платформы (твиндек). Под ними установили настил внутреннего (второго) дна, а в носовой и кормовой оконечностях настил трюма.
Снизу вверх располагались: броневая, промежуточная — она же как продолжение броневой в той же плоскости в местах отсутствия бронирования, батарейная, верхняя и надстроечная (спардек) палубы, а поверх них ярусы мостиков.
Из пяти имеющихся на кораблях палуб и двух палубных платформ только верхняя и батарейная были сплошными и проходили через весь корпус. Броневая палуба состояла из трёх частей и также проходили через весь корпус, но на разных уровнях, остальные проходили только в отдельных частях корпуса.
На крейсерах типа "Шарнхорст" глубина трюма составляла 7,22 м, считая от средней части броневой (промежуточной) палубы, и 6,22 м от КВЛ. На 2,6 м выше настила внутреннего дна и на 3,62 м ниже КВЛ расположили водонепроницаемую 8-мм нижнюю палубную платформу. Она начиналась от ахтерштевня и проходила через I и II-й основные отсеки до 22-го шпангоута, прерывалась в районе МО и всех КО, продолжаясь дальше с 79-го шпангоута через X - XV-й основные отсеки до форштевня. На 2,15 м выше нижней палубной платформы и на 1,47 м ниже КВЛ расположили более короткую 8-мм водонепроницаемую верхнюю палубную платформу. Она проходила в районе от 13-го до 22-го шпангоута во II-м основном отсеке, прерывалась в районе МО и всех КО, продолжаясь дальше с 79-го по 93-й шпангоут в Х-XII-м основных отсеках.
На "Блюхере" обе платформы проходили через I и II-й основные отсеки до 26-го шпангоута и через XI-XIII-й — нижняя с 90-го по 113-й шпангоут, — верхняя с 90-го по 121-й шпангоут.
На крейсерах типа "Шарнхорст" выше верхней палубной платформы и на 1 м выше КВЛ проходил настил плоской промежуточной (средней жилой) палубы, являвшийся продолжением надводной части броневой палубы от ахтерштевня до 13-го шпангоута, от 13 до 93-го шпангоута над скосами броневой палубы и от 93-го шпангоута до форштевня. Промежуточная палуба до и после цитадели состоял из двух полос обычной судостроительной стали: 8-мм нижнего и 12-мм верхнего, из которых оба доходили до бортовой обшивки и крепились к ней через расположенные сверху уголки. В средней части корпуса в районе 13 - 93-го шпангоутов до поперечных броневых стенок цитадели настил промежуточной палубы состоял из одного 20-мм листа, который с помощью уголков приклёпывался к бронированию цитадели и соединялся на болтах с расположенной ниже 35-мм двухслойной броневой палубой. Над баллером руля имелся люк, в точно таком же месте, как и на броневой палубе. На "Блюхере" от ахтерштевня до 17-го и от 106-го шпангоута до форштевня.
ИзображениеИзображениеИзображение - планы палуб, пожарной системы, трюма и междудонных отсеков крейсеров типа "Шарнхорст".
На крейсерах типа "Шарнхорст" на 2,2 м выше верхней палубы и на 7,6 м выше КВЛ в районе от 23-го до форштевня расположили надстроечную (шлюпочную) палубу или спардек. Поверх расположенной на ней передней надстройки в районе от 73 до 83-го шпангоута находился командный мостик, охватывающий своей передней частью боевую рубку. На передней части командного мостика находился пост управления кораблём в мирное время, на задней части штурманская рубка и помещение командира корабля и адмирала. На задней надстройке в районе 27-го шпангоута на возвышающимся основании установили задний бронированный пост.
На “Блюхере” спардек не был сплошным. Заднюю часть расположили в районе от 27-го до 36 1/2 шпангоута. На 7-мм настиле в районе 27-29-го шпангоутов установили заднюю боевую рубку. От 80-го шпангоута до форштевня расположили сплошную 8-мм надстроечную палубу.
Побортно от задней шахты вытяжной вентиляции МО, установленной между 37 и 39-м шп., на платформах разместили посты сигнальных прожекторов, поверх этой же шахты на 2,4 м выше платформ установили задний мостик для прожекторов, а ближе к носу, подальше от стальных частей надстройки, пост главного компаса. В радиусе двух метров от места расположения компасов плиты и балки палуб изготовили из маломагнитной никелевой стали (с 25% содержанием никеля).
На открытые части батарейной и верхней палуб, а также на передней части надстроечной палубы до места установки передней боевой рубки насталили 60-мм деревянный настил из тикового дерева. Под местами расположения шпилей, стопоров и якорных цепей, а также в местах повышенного износа в процессе эксплуатации корабля палубу усилили планками красного дерева.
Для покрытия всех остальных палуб, палубных платформ и мостиков использовали 3,6-мм линолиум. В помещениях ТА, вспомогательных механизмов, МО и всех КО, поверхности настила, а также ступени трапов, ведущих в МО и КО, сделали из листового металла с насечками.
Настил гальюнов, помывочных помещений, за исключением отдельных ванных комнат для командного состава, покрыли линолиумом толщиной 3,6 мм, камбузы, хлебопекарни и помещения для хранения шлака керамической плиткой.
Доступ в водонепроницаемые отсеки, помещения, трюмы и цистерны осуществлялся через обеспечивающие водонепроницаемость двери, люки, горловины лазов с крышками. В угольные бункера можно было попасть через крышки горловин угольных ям на броневой и батарейной палубах, через откидные двери в промежуточной палубе и клинкетные задвижные двери в стенках расходных ям и противоторпедных переборках. В коффердамы, погреба боезапаса и помещения двойного борта имелся доступ на высоте верхней и нижней палубных платформ через водонепроницаемые двери, люки и горловины, а в отсеки и цистерны двойного дна через горловин лазов с крышками на болтах.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4645
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 970
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 386 раз
Поблагодарили: 1125 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Броненосные крейсера типа "Шарнхорст" и "Блюхер"

Сообщение Scharnhorst » 21 фев 2018, 00:20

Внутреннее расположение и деление на отсеки


Трюм. Немецкие конструкторы продолжали максимально использовать разделение трюмов корабля водонепроницаемыми переборками на множество отдельных отсеков и цистерн, наряду с довольно совершенной для того времени искусственной вентиляцией внутренних помещений.

Ниже броневой палубы


В судостроении помещение между настилом внутреннего дна и нижней палубной платформой называют трюмом, помещение между настилом нижней и верхней палубными платформами — нижней палубной платформой или твиндеком, а верхней палубной платформой и броневой палубой — верхней палубной платформой. Помещение между настилом палубной платформы в носовой и кормовой оконечности называют передней и, соответственно, задней палубными платформами.
На крейсерах типа "Шарнхорст" часть корпуса ниже броневой палубы в I-м основном отсеке с 3 1/3-го по 13-й шпангоут по высоте разделили одной задней палубной платформой на два помещения, во II-м основном отсеке с 13-го по 22-й шпангоуты и Х-ХII-м основных отсеках с 79-го по 93-й шпангоуты нижней и верхней палубными платформами на три и XIV-XV-м основных отсеках с 79-го до форштевня передней палубной платформой снова на два.
На "Блюхере" нижняя палубная платформа проходила через II, III, V, XI - XIII-й основные отсеки, верхняя - I, II, III, V, XI и ХII-й.
На крейсерах типа "Шарнхорст" I-й основной отсек длиной 21,4 м располагался в районе от ахтерштевня по 13-й шпангоут. По ДП разместили ахтерштевень, а над ним в трюме в районе с -1-го по -4-й шпангоуты в помещении, ограниченном двумя стрингерами, установили кормовой подводный ТА. В конце этого помещения находился держатель наружной части трубы ТА с водонепроницаемой крышкой, закрывавший снаружи трубу ТА, по ДП с 5-го по 13-й шпангоуты проходил туннель среднего гребного вала. С 3 1/3-го по 13-й шпангоут через него проходила одна верхняя палубная платформа. На ней в районе от -1-го по 7-й шпангоут находилось румпельное отделение, с 7-го по 11-й шпангоут помещение рулевых машин, с 11-го по 13-й шпангоут пост запасного ручного рулевого управления, по правому борту с 7-го по 13-й шпангоуты помещение запасных рулевых машин, и по левому - помещение для хранения запасных торпед с воздушным коллектором и трубопроводом подачи ВВД.
На "Блюхере" I-й основной отсек, расположенный в районе от ахтерштевня по 17-й шпангоут, увеличили до 30 м, в том числе и за счёт удлинения подзора кормы до -8-го шпангоута — на 2,8 м. В трюме в районе с 5-го по 12-й шпангоут оборудовали кормовую дифферентовочную цистерну, с 12-го по 17-й шпангоут проходил туннель среднего гребного вала. Через отсек проходила одна задняя палубная платформа.
Кормовой подводный ТА и запасные торпеды из трюма перенесли на эту платформу, где по правому борту в районе с 3-го по 17-й шпангоут для них оборудовали помещение, а в нём с 16-го по 17-й шпангоут выгородку для хранения боевых отделений торпед;
- по правому борту с 3-го по 13-й шпангоуты находились складские помещения, с 13-го по 17-й шпангоут пост запасного ручного рулевого управления. По ДП в помещениях со 2-го по 9-й шпангоут находилось румпельное отделение с рулевым устройством, с 9-го по 13-й шпангоут переднее, а с 13-го по 17-й шпангоут заднее помещение рулевых машин.
На крейсерах типа "Шарнхорст" II-й основной отсек длиной 10,8 м располагался в районе с 13-го по 22/23-й шпангоут. Трюм отсека разделили двумя продольными переборками на три туннеля гребных валов. По ДП продолжался туннель среднего гребного вала, побортно — левого и правого, около них по две масляные цистерны.
Через отсек проходили обе палубные платформы. На нижней платформе по ДП в районе с 13-го по 15 1/2-й шпангоут оборудовали помещение гидравлического насоса, с 15 1/2-го по 17-й шпангоут находилось помещение кормового шкафа с аккумуляторными батареями аварийного освещения, с 17-го по 22-й шпангоут расположили погреба 210-мм снарядов и зарядов кормовой башни и их подъёмники, побортно — продолжение туннелей боковых гребных валов.
На верхней платформе по ДП в районе с 13-го по 14 1/2-й шп. находилось помещение механизмов привода кормового шпиля, с 14 1/2-го по 17-й шпангоут расположили погреба боеприпасов калибра 210-мм и с 17-го по 22-й шпангоут — подъёмники этих снарядов и зарядов. По правому борту с 13-го по 17-й шпангоут оборудовали хранилище стрелкового оружия, патронов и сигнальных ракет и с 17-го по 23-й шпангоут — погреб 88-мм унитарных патронов. По левому борту с 12-го по 14 1/2-й шпангоут находилась выгородка для хранения боевых и практических отделений торпед, с 14 1/2-го по 23-й шпангоут - погреб 88-мм унитарных патронов.
На "Блюхере" II-й основной отсек, имея схожую компановку и одинаковую длину— 10,8 м, располагался в районе с 17-го по 26-й шпангоут.
На крейсерах типа "Шарнхорст" в III-м основном отсеке длиной 11,4 м пространство корпуса в районе с 22/23-го по 31 1/2-й шпангоут занимало заднее машинное отделение (МО). В трюме отсека по ДП между 24 и 31-м шпангоутами установили главную паровую машину, вращавшую средний гребной вал, рядом — различные вспомогательные механизмы, конденсаторы и насосы: воздушный, охлаждающей воды, промывочный насос рефулера. На высоте нижней палубной платформы побортно оборудовали кладовые запасных частей. На высоте верхней палубной платформы побортно находились помещения кормовых турбогенераторов (по одному в каждом) с распределительным щитом, трансформатороми и вентиляторами.
В IV-м основном отсеке длиной 11,4м пространство корпуса в районе с 31 1/2-го по 41-й шпангоут занимало переднее МО, разделённое по ДП переборкой и проходящим над ней центральным коридором на два отделения с двумя водонепроницаемыми трапами каждое. В каждом отделении переднего МО между 33 1/2 и 40 1/2-м шпангоут установили главные паровые машины, вращавшие боковые винты, а рядом точно такие же вспомогательные механизмы, как и в заднем МО.
Общая длина МО составляла 22,8 м или 16,6% длины корпуса между перпендикулярами, по сравнению, соответственно, с 19,2 м и 15,8% на броненосцах типа "Дойчланд". При этом длина среднего гребного вала составляла 25,2 м, бортовых — 30,6 м. Машинная установка состояла из трёх отдельных вертикальных трёхцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения прямого действия — все взаимозаменяемые, изготовления завода "АГ Германия", Берлин-Тегель. При избыточнном (рабочем) давлении пара 16 кгс/ кв.см. и числе оборотов коленчатого вала в среднем 120 об/мин при суммарной работе три паровые машины развивали номинальную мощность на валах, согласно Groner, 26 000 л.с. (удельная мощность 2,24 л.с./т нормального водоизмещения), другому источнику, соответственно, 28 000 л.с. (2,41 л.с./т), против 19000 л.с. (1,99 л.с./т) у крейсеров типа "Роон". Согласно Эверс, крейсера типа "Шарнхорст" должны были достигать контрактной скорости хода 21 узел; Groner и Hildebrand, - 22,5 узла, против 21 узла у крейсеров типа "Роон". Прибавка в скорости хода составила полтора узла.
На "Блюхере" III и IV-й основные отсеки по длине увеличили на одну шпацию — до 12,6 м, что позволило при схожей компановке отсеков установить более мощные паровые машины. Общая длина МО составляла 25,2 м или те же 16,6% длины корпуса корабля между перпендикулярами.
Машинная установка состояла из трёх отдельных вертикальных четырёхцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения прямого действия. Согласно Groner, при избыточнном (рабочем) давлении пара 16 кгс/кв.см. и числе оборотов коленчатого вала в среднем 122 об/мин три паровые машины при суммарной работе развивали номинальную мощность на валах 32 000 л.с. (удельная мощность 2,02 л.с./т нормального водоизмещения), что вызывает сомнение в достоверности указанной величиины. Полагая необходимым иметь удельную мощность 2,4 л.с./т, номинальная мощность должна быть не менее 38 000 л.с. Согласно Эверс и Groner, "Блюхер" должен достигать контрактной скорости хода 24,5 узла; Hildebrand - 24,8 узла. Прибавка в скорости хода составила 2 узла.
V-й основной отсек длиной 6 м представлял собой врезку в корпус в районе с 47-го по 52-й шпангоут. Пространство корпуса от настила двойного дна до броневой палубы, ограниченное с бортов коффердамами, разделили по ДП продольной переборкой на два помещения. В трюме побортно оборудовали погреба 150-мм снарядов и зарядов и по одному круглому туннелю для доставки их к орудиям. Через отсек проходили обе палубные платформы. На них ближе к ДП оборудовали погреба 210-мм снарядов и зарядов. На верхней платформе у погребов проделали проходы для доставки боеприпасов, между ними и коффердамами в районе с 47-го по 50 1/2-й шпангоут выгородки для верхних зарядов в картузах, а в районе с 50 1/2-го по 52-й шпангоут шахты подачи боеприпасов калибра 210 мм из трюма и с платформ в эти проходы для доставки их к орудиям.
На крейсерах типа "Шарнхорст" в V, VI, VII, VIII и IХ-м основных отсеках общей длиной 45,6 м пространство корпуса в районе с 41-го по 79-й шпангоут от настила двойного дна до броневой палубы, ограниченное с боков коффердамами, без перерыва занимали пять последовательно расположенных котельных отделений (КО). По ДП под броневой палубой, опираясь на пиллерсы, проходил центральный коридор. Вдоль каждой кочегарки ближе к бортам оборудовалии продольные расходные угольные ямы, наружной стенкой которых являлась внутренняя стенка коффердама. Побортно за продольными угольными ямами находились коффердамы, затем двойной борт. Ямы представляли собой единое помещение, коффердамы разделили настилом на два уровня, в двойном борту имелось по две цистерны. В коффердамы можно было попасть через двери из поперечного прохода, а из них через горловины лазов в цистерны двойного борта.
В V-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 41-го по 49-й шпангоут занимало I-е (заднее) КО. По ДП его условно поделили пополам на две кочегарки, каждая с двумя повернутыми друг к другу передними стенками водотрубными котлами морского типа (системы Шульца) и различными вспомогательными механизмами.
В VI-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 49-го по 57-й шпангоут занимало II-е КО с точно таким же количеством и расположением котлов и механизмов, как и в V-м основном отсеке. В расходной угольной яме левого борта оборудовали выгородку для двух нефтяных насовов.
В VII-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 57-го по 65-й шпангоут занимало III-е КО с точно таким же количеством и расположением котлов и механизмов. В трюме по обе стороны от среднего килевого листа образовали два прохода высотой 1,75 м и шириной 1,4 м для трубопроводов системы осушения и кренования, доступ в которые осуществлялся из обеих кочегарок КО.
В VIII-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 65-го по 73-й шпангоут занимало IV-e КО с точно таким же количеством и расположением котлов и механизмов.
В IХ-м основном отсеке длиной 7,2 м пространство корпуса в районе с 73-го по 79-й шпангоут занимало V-e КО. По ДП КО условно поделили пополам на две кочегарки, каждая с одним водотрубным котлом морского типа (системы Шульца), повернутыми передними стенками точно
также, как и предыдущих КО и с различными вспомогательными механизмами. Расположенная между 78 и 79-м шпангоутами поперечная и продольные расходные угольные ямы своими стенками образовали единую конструкцию. Общая длина КО с примыкающими к ним угольными ямами составляла 45,6 м или 33,3 % длины корпуса корабля между перпендикулярами по сравнению, соответственно, с 30,6 м и 25,2% на броненосцах типа "Дойчланд". Таким образом, общая длина МО и КО составляла 68,4 м или 49,9% длины корпуса между перпендикулярами против, соответственно, с 40,8 м и 41% на броненосцах типа "Дойчланд".
Изображение - поперечные сечения кормовых отсеков "Шарнхорста".
На "Блюхере" в VI-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 52-го по 60-й шпангоут занимало I-е (заднее) КО с четырьмя водотрубными котлами морского типа (системы Шульца) с тонкими паропроводными трубками, главным и резервным питательными насосоми, паровым осушительным насосом и различными вспомогательными механизмами. Побортно в КО оборудовали расходные угольные ямы, граничащие с коффердамами.
В VII-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 60-го по 68-й шпангоут занимало II-е КО с точно таким же количеством и расположением котлов и механизмов, как и в VI-м основном отсеке.
В VIII-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 68-го по 76-й шпангоут занимало III-е КО с точно таким же количеством и расположением котлов и механизмов.
В IХ-м основном отсеке длиной 9,6 м пространство корпуса в районе с 76-го по 84-й шпангоут занимало IV-e КО с четырьмя малыми водотрубными котлами морского типа (системы Шульца) с тонкими паропроводными трубками и точно таким же расположением котлов и механизмов.
В Х-м основном отсеке длиной 7,2 м пространство корпуса в районе с 84-го по 90-й шпангоут занимало V-e КО с двумя малыми водотрубными котлами морского типа (системы Шульца) с тонкими паропроводными трубками и аварийным осушительным насосом. В выгородке между 89 и 90-м шпангоутами оборудовали поперечную расходную угольную яму. Общая длина КО с примыкающими к ним угольными ямами составляла 45,6 м или 30% длины корпуса корабля между перпендикулярами. Таким образом, общая длина МО и КО составляла, соответственно, 70,8 м или 46,5%.
На крейсерах типа "Шарнхорст" Х-й основной отсек длиной 6 м занимал пространство корпуса в районе с 79-го по 84-й шпангоут от настила двойного дна до броневой палубы, ограниченное у бортов коффердамами. Трюм отсека разделили двумя продольными переборками на три помещения. В среднем по ДП и по левому борту расположили погреба 210-мм снарядов и зарядов носовой башни и их подъёмники, и правому борту - погреб 88-мм унитарных патронов. Через отсек проходили обе палубные платформы. Нижнюю платформу от одного двойного борта до другого занимало помещение двух бортовых ТА. По правому борту оборудовали выгородки для хранения запасных частей и принадлежностей ТА с воздушным коллектором, трубопроводом подачи ВВД, а по л/б выгородки для хранения боевых и практических отделений торпед. На верхней платформе с 79-го по 82-й шпангоут по ДП находился ЦП управления артиллерийского и торпедного оружия, побортно — погреба 150-мм снарядов и зарядов.
XI-й основной отсек длиной 7,2 м занимал пространство корпуса в районе с 84-го по 90-й шпангоут от настила двойного дна до броневой палубы, ограниченное с боков коффердамами. Трюм отсека разделили двумя продольными переборками на три помещения. В среднем по ДП расположили погреб 88-мм унитарных патронов, побортно — кладовые запасных частей и принадлежностей артиллерийского вооружения. Через отсек проходили обе палубные платформы. Пространство нижней платформы двумя продольными переборками разделили на три помещения. Из них бортовые поделили поперечными переборками ещё пополам, образовав таким образом пять погребов боеприпасов.
По ДП находились: погреб 210-мм снарядов и зарядов, по правому борту - другой погреб 210-мм снарядов и зарядов и 60-мм унитарных патронов, по левому - погреб 88-мм унитарных патронов. Через откидные двери эти погреба сообщались между собой. Верхнюю платформу с 82-го по 90-й шпангоут двумя продольными переборками также разделили на три помещения. По ДП находились подъёмники 210-мм снарядов и зарядов, побортно — погреба 150-мм снарядов и зарядов, доступ в которые имелся через двери в переборках.
На "Блюхере" XI-й основной отсек длиной 14,4 м занимал пространство корпуса в районе с 90-го по 102-й шпангоут. В трюме оборудовали кладовые различных продуктов, краски и сигнальных ракет и установили рефрижератор. Через отсек проходили обе палубные платформы. Нижнюю платформу от одного двойного борта до другого в районе с 90-го по 95-й шпангоут занимало помещение двух бортовых ТА с выгородкой по правому борту с 94-го по 95-й шпангоут для хранения боевых и практических отделений торпед. По ДП с 95-го по 99-й погреб 210-мм зарядов, вокруг — погреба 88-мм унитарных патронов, выгородки насосов питьевой и мытьевой воды и рефрижератора. На верхней платформе с 91-го по 93 1/2-й шпангоут по ДП находился ЦП управления артиллерийского и торпедного оружия, с 93 1/2-го по 95-й шпангоут погреб 150-мм снарядов и зарядов, с 95-го по 102-й шпангоут погреб 210-мм снарядов и зарядов, по левому борту - погреба 88-мм унитарных патронов, по правому — 150-мм снарядов и зарядов.
На крейсерах типа "Шарнхорст" ХII-й основной отсек длиной 3,6 м располагался в пространстве корпуса в районе с 90-го по 93-й шпангоут от настила внутреннего дна до броневой палубы и от борта до борта, так как коффердамов здесь уже не было. В трюме установили рефрижератор с различным вспомогательным оборудованием: конденсатором, копрессором и насосами различного назначения. Через отсек проходили обе палубные платформы. На нижней платформе по ДП начинался проход в помещение носовых ТА, по правому борту — кладовые запасных частей и принадлежностей насосов различного назначения, по левому - помещение с оборудованием для приготовления и ремонта торпед. На верхней платформе располагалось помещение привода носовых шпилей, здесь же установили насосы различного назначения.
ХII-й основной отсек длиной 13,2 м располагался в пространстве корпуса в районе с 102-го по 113-й шпангоут. В трюме оборудовали цистерны питьевой воды. Через отсек проходили обе палубные платформы. На нижней платформе по ДП начинался проход в помещение НТА, находились кладовые запасных частей и принадлежностей, продуктов и вещевого довольствия, имелся погреб 88-мм унитарных патронов. На верхней платформе находилось помещение привода носовых шпилей, здесь же установили насосы различного назначения.
XIII-й основной отсек длиной 9,6 м в районе с 93-го по 101-й шпангоут по высоте разделили палубной платформой на два уровня. В трюме с 93-го по 95 1/2-й шпангоут оборудовали помещение рефрижератора, с 95 1/2-го по 101-й шпангоут цистерны питьевой воды. Доступ к холодильной установке был возможен из XII-го отсека через дверь в переборке на 93-м шпангоуте, к цистернам питьевой воды через горловины лазов. На передней палубной платформе по ДП продолжался проход в помещение НТА, по правому борту с 93-го по 99-й шпангоуты оборудовали кладовую для продуктов в стеклянной таре и с 99-го по 101-й шпангоут краски, по левому - мясных продуктов.
На "Блюхере" ХIII-й основной отсек длиной 16,8 м в районе с 113-го до форштевня по высоте разделили палубной платформой на два уровня. В трюме с 113-го по 121-й шпангоут разместили цистерну со спиртом. На платформе с 113-го по 121-й шпангоут оборудовали помещение носовых ТА с воздушным коллектором, трубопроводом подачи ВВД и выгородкой для размещения боевых и практических отделений торпед. С 121-го шпангоута до форштевня помещение служило в качестве таранного отсека.
На крейсерах типа "Шарнхорст" XIV-й основной отсек длиной 9,6 м в районе с 101-го по 109-й шпангоут по высоте от настила внутреннего дна до броневой палубы также разделили передней палубной платформой на два уровня. В трюме с 101 до 103-го шп. разместили цистерну со спиртом. На передней платформе оборудовали помещение НТА с воздушным коллектором, трубопроводом подачи ВВД и выгородками для размещения боевых и практических отделений торпед.
XV-й основной отсек длиной 7,2 м занимал пространство ниже броневой палубы в районе со 109-го шпангоута до форштевня. Со 106-го по 111-й шпангоута проходила труба НТА, закрывающаяся на 111-м шпангоуте снаружи водонепроницаемой крышкой. Начиная со 109-го шпангоута и далее в нос, помещение служило в качестве таранного отсека. Доступ в это помещение был возможен через горловину в переборке на 109-м шпангоуте.
Изображение - поперечные сечения носовых отсеков "Шарнхорста".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Германский флот (1900-1921)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость