Линейные корабли типа "Helgoland".

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 08 апр 2013, 22:55

Проектирование и постройка.


1 июня 1906 года, за четыре месяца до готовности британского "Dreadnought'a", в Германии приступили к постройке собственного дредноута "Rheinland" - первого в серии кораблей типа "Nassau". А до середины августа были заложены еще три таких же линкора. Таким образом Германия открыла новый этап развития собственных военно-морских сил. Но если раньше, в додредноутовскую эпоху, немцы при всех своих амбициозных взглядах не могли даже помыслить о том, чтобы уравняться в количестве линейных кораблей с британским Королевским флотом, и создавали свой броненосный флот лишь в надежде завоевать авторитет и найти сильного союзника в противостоянии Англии. Однако теперь, когда "обесценились" все прежние броненосцы, кайзеровский флот имел реальные шансы стать не просто обычным соперником, а наиболее опасным соперником для "владычицы морей". И Германия, сделав ставку на риск, бросила вызов Британской империи.
На первых четырех немецких дредноутах - кораблях типа "Nassau" работы начались по бюджетам 1906 и 1907 годов. Количество кораблей в серии основывалось на Законе о флоте 1900 года, который предусматривал строительство линкоров в соответствии с формированием эскадр по восемь кораблей - четыре эскадры и два отдельных флагманских корабля. Каждая эскадра включала по две дивизии из четырех линкоров. Корабли типа "Nassau" составляли одну полную дивизию, в другую должны были войти четыре новых корабля.
С точки зрения командующего эскадрой, соединение линкоров типа "Ostfriesland" вполне совместимо с соединением типа "Nassau" - по скорости, вооружению, мореходности, обеспечению топливом и дальности действия. А с точки зрения тактики флота того времени дополнительную схожесть придавали и возможности сосредоточения мощного огня в сторону оконечностей, что при ином расположении башен (вплоть до появления линейно-возвышенного) было бы весьма ограничено. Это вполне соответствовало новой немецкой доктрине, основанной на идеях Тирпица - не располагая силами для нормального линейного боя, вести генеральное сражение маневренной тактикой. Поэтому вся боевая подготовка линейных эскадр кайзеровского флота перед войной была основана именно на умении безошибочно маневрировать и совершать эволюции и повороты, не ломая при этом строя и ни на минуту не прекращая боя. И одновременно вводя в заблуждение противника. Именно для такой тактики были очень удобны первые немецкие дредноуты с шестиугольным расположением башен. А то, что немецкий флот очень хорошо научился маневрировать, и показал Ютландский бой. когда громоздкая британская линия попросту не смогла уследить за всеми маневрами эскадры Шеера.
В соответствии с "Новеллой о флоте" 1908 года, определившей сроки службы кораблей и порядок замены в строю флота устаревших, в 1908, 1909 и 1910 годах предполагалась ежегодная закладка на стапелях по три линейных корабля. Новая "четверка" должна была заменить в составе флота старые корабли, отслужившие свой срок - броненосный корвет "Oldenburg" и броненосцы береговой обороны "Siegfrid", "Beowulf" и "Fritjof". Соответственно с этим в бюджетных документах (и во время постройки на стапеле) они имели временные наименования, во время спуска на воду замененные на настоящие.
Ассигнования на начало строительства выделялись по бюджету 1909 года (три корабля) и 1910 года (один корабль). Проблем с финансированием у флота не возникало. Строительство этих кораблей было одобрено и запланировано рейхстагом задолго до требовавшегося выделения средств в соответствии с принятой программой. Проектные работы велись без задержек, и выдача заказов на строительство была произведена в запланированные сроки.
Проект линкоров типа "Ostfriesland" был разработан проектным бюро Имперского морского ведомства в 1907-1908 годах.
В качестве базового был принят линкор "Nassau". Как таковые, дредноуты типа "Ostfriesland" не являлись чем-то особенным в сравнении со своими предшественниками "Nassau", представляя собой их последовательное и планомерное развитие. Но, тем не менее, с технической точки зрения эти проекты кораблей весьма различны. И, в первую очередь, эти различия, помимо большей величины корпуса, были вызваны иным расположением энергетической установки. При том, что в качестве главных механизмов оставались все те же поршневые машины (правда, теперь уже 4-цилиндровые) - немецкий флот испытывал трудности с поставками турбин требуемой мощности, так как к нужному времени только одна немецкая фирма наладила изготовление корабельных турбин требуемой мощности, и все они требовались для строящихся линейных крейсеров. Другим важным отличительным фактором стало существенное изменение весовых нагрузок из-за перехода на новый, более крупный калибр главной артиллерии.
Если принять во внимание довольно сильное увеличение водоизмещения и размеров новых линкоров, рост общей
стоимости новых линейных кораблей нельзя назвать слишком уж значительным. При этом необходимо учитывать также и то, что для первых дредноутов не пришлось много тратиться на создание артиллерийской системы главного калибра. В то время как для второй "четверки" дредноутов новый главный калибр потребовал немалых финансовых вложений. Общая стоимость постройки линейных кораблей составила:
"Helgoland" - 46 196 000 золотых марок
"Ostfriesland" - 43 579 000 золотых марок
"Thuringen" - 46 314 000 золотых марок
"Oldenburg" - 45 801 000 золотых марок.
ИзображениеИзображение - линкор "Helgoland" перед спуском на воду и корпус линкора "Ostfriesland" после спуска на воду.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 09 апр 2013, 14:16

Описание конструкции.


Корпус и компоновка.


Корпус новых линкоров представлял собой несколько увеличенный в размерах корпус предыдущих дредноутов типа "Nassau". В этом нет ничего удивительного - расположение артиллерии оставалось прежним, а различия в размещении энергетической установки не были особенно заметны из-за принятой достаточно большой ширины.
Проектированием корабля руководил главный строитель имперского флота Бюркнер (Burkner). Величина корпуса и его
размеры определялись основными требованиями флота, которые, впрочем, были традиционными для немецкого флота - строгое ограничение осадки, обеспечение достаточно большой глубины конструктивной защиты, а также размещение более крупных и тяжелых, по сравнению с "Nassau", орудийных башен с 305-мм орудиями. Учитывая увеличение водоизмещения на 20% (4 тысячи тонн) и длины на 21 метр, для сохранения прежней осадки конструкторы пошли на увеличение ширины почти на 2 метра, при этом отношение L/B увеличилось лишь незначительно и составило 5,84.
Требование сохранения осадки в полном грузу не более 8,9 метра, как и в случае с "Nassau", оставалось очень строгим, но иначе быть не могло. Причиной часто называют ограниченные размеры и глубины Кильского канала и его шлюзов. Но помимо этого имелись и иные трудности. Выходы из немецких баз в Северном море шли через песчаные бары, которые можно было пройти лишь во время высоких приливов. Поврежденный же корабль мог попасть в базу только если он будет сильно облегчен, как это в будущем произошло с линейным крейсером "Seydlitz" после Ютландского сражения. Германским конструкторам не давали забывать эти условия, которые не лимитировали размеры английских дредноутов. То, что эти причины были действительно очень важны, говорит, например, тот факт, что во время войны в некоторых случаях (как, например, 28 августа 1914 года) основные силы флота не могли своевременно оказывать помощь кораблям в Гельголандской бухте в случае их стычки с противником.
Корпус сохранил гладкопалубную архитектуру с небольшой седловатостью к миделю и с надстройкой в средней части.
Форштевень имел незначительный подъем - верхняя палуба поднималась над ватерлинией в носу на 6,38 метра, в корме - на 5,37 метра. Среднюю высоту борта оставили примерно как на "Nassau", так как считалось, что ее вполне достаточно для нормальной мореходности в штормовых условиях Атлантики и Северного моря.
Когда в 1920-1921 годах в Соединенных Штатах "Ostfriesland" был подвергнут бомбардировкам с воздуха, он показал весьма хорошую живучесть и способность к сопротивлению взрывам, лишний раз доказав насколько тщательно подходили немцы к обеспечению непотопляемости и живучести кораблей.
Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой сименс-мартиновской стали (так называемая судостроительная сталь - Siemens-Martin-Flusseisen). Листы днищевой и бортовой обшивки также изготовлялись из стали.
Набор корпуса включал 137 шпангоутов (6 минусовых, "нулевой" по оси балера руля и 130 плюсовых). Шпация равнялась 1,2 метра. Нумерация шпангоутов, переборок и отсеков шла из кормы к носу.
Продольная прочность обеспечивалась вертикальным килем и девятью стрингерами с каждого борта, промежуток между которыми равнялся 2,1 метра. Стрингеры II, V и VII выполнялись водонепроницаемыми. Дополнительную продольную прочность борту придавал броневой шельф и продольные переборки. Помимо этого конструкция корпуса предполагала наличие доковых килей. Внешние доковые кили были устроены между 23 и 100 шпангоутами под стрингером V каждого борта, внутренние - между 45 и 80 шпангоутами под стрингером II, а также в оконечностях под средним килем между 7-29 и 95-127 шпангоутами. В районе носовой надстройки и тяжелой боевой рубки (между 55 и 75 шпангоутами) побортно имелись также рамные внутренние кили высотой 1 метр в середине и 1,25 метра по краям. Пустоты между конструкциями боковых и доковых килей заполнялись деревом и специальным корабельным цементом.
ИзображениеИзображение - линкор "Ostfriesland" в доке Нью-Йорка, 1921 год. Видна корма со скуловыми килями, на втором фото - носовая часть с бронепоясом и подводным торпедным аппаратом.
Двойное дно простиралось на 86% обшей длины корабля (143,56 метра) - между 9 и 124 шпангоутами. Высота междудонного пространства на большей части длины дредноута составляла 1 метр. По ширине корабля настил внутреннего дна в корме между 9 и 17 шпангоутами имелся только вблизи тоннеля среднего вала, затем - между 17 и 113 шпангоутами - внутреннее дно ограничивалось днищевыми стрингерами VI каждого борта, а после 113 шпангоута настил внутреннего дна поднимался по бортам и доходил до нижней палубы.
Внутренне пространство корабля делилось на 17 водонепроницаемых отсеков 16-ю главными поперечными переборками, которые были расположены в местах теоретических шпангоутов под номерами 9; 17; 23; 29; 34,5; 45; 54; 62; 70; 75; 84; 90; 100; 106; 113 и 124. Все водонепроницаемые переборки доходили до главной броневой палубы, а большая часть из них продолжались вверх до батарейной или верхней палуб. Почти во всех отсеках корабля имелись свободные проходы от борта к борту.
Если в расположении поперечных переборок дредноуты типа "Ostfriesland" принципиально от "Nassau" не отличались, то
этого нельзя сказать о продольном разделении корабля. Продольной водонепроницаемой переборки по диаметральной плоскости, как на "Nassau", устроено не было. Пространство, ограниченное по ширине противоминными переборками, ниже броневой палубы почти по всей длине (между 23 и 106 шпангоутами) делилось по ширине двумя продольными переборками (на расстоянии 3,2 метра от диаметрали). По высоте эти переборки начинались от внутреннего дна и поднимались до броневой палубы (между шпангоутами 23 и 100), а после 100-го шпангоута - от внутреннего дна до
промежуточной палубы. Эти переборки разделяли отсеки боевых погребов, а также машинно-котельные отделения. На "Nassau" подобное деление было применено только в машинных отделениях. Учитывая, что котельные отсеки на корабле обычно являлись наиболее большими по объему, такая практика при наличии пробоины борта в них могла привести к затоплению довольно значительного внутреннего объема, а это грозило появлением большого опрокидывающего момента и крена. Положение, конечно, можно было исправить контр-затоплением, но в этом случае осадка корабля резко увеличивалась, а именно этого немцы опасались больше всего, в этом случае броневая палуба могла опуститься
ниже ватерлинии, и тогда она уже не могла ограничивать распространение воды по кораблю, в случае повреждения надводного борта. На "Ostfriesland" такая ситуация могла бы оказаться еще более тяжелой из-за большей ширины корабля. Деление внутреннего пространства двумя продольными переборками устраняло эти трудности, и помимо этого резко увеличивало живучесть энергетической установки.
Противоторпедная броневая переборка толщиной от 25 до 30 мм, размещалась между 23 и 90 шпангоутами в районе стрингера V. По высоте она поднималась от днищевой обшивки до броневой палубы в районе излома горизонтальной части и скоса. Между противоторпедной переборкой и бортом на протяжении от 17 до 113 шпангоутов имелась еще одна продольная переборка, поднимавшаяся от настила двойного дна до скоса броневой палубы.
Под броневой палубой, между 54 и 84 шпангоутами, по внутренней стороне правой продольной переборки был устроен специальный коммуникационный коридор шириной 1,5 и высотой 2,5 метра. В нем находились штуртросы рулевого привода, кабели рулевого индикатора (положение рулей), линии связи с машинным отделением, электрические кабели, переговорные трубы, магистраль орошения, противопожарные магистрали, воздуховоды от компрессоров и прочее.
Помимо этого, ниже броневой палубы главные отсеки делились на отдельные водонепроницаемые помещения. Например, на "Helgoland" это были отсеки двойного борта и двойного дна, внешние отсеки подводной защиты, защитные
угольные бункеры (Schutzbunker), вспомогательные помещения, коффердамы (Stauung), различные помещения на нижней и верхней платформах, а также помещения, относящиеся к рулевому управлению. Количество таких отсеков на других однотипных кораблях практически не отличалось.
Форштевень имел таранную форму и был усилен для возможности нанесения удара шпироном. Детали форштевня были
изготовлены из мартиновской мягкой стали. Усиленная часть штевня начиналась на 4,5 метра ниже ватерлинии и поднималась до батарейной палубы. Выше батарейной палубы форштевень имел упрощенную конструкцию и состоял из широкого стального листа толщиной 14 мм. Ниже шпирона размещалась труба торпедного аппарата.
Корабль имел следующие горизонтальные уровни: нижняя и верхняя платформы, броневая (вне цитадели - промежуточная) палуба, батарейная и верхняя палубы, а также палуба надстройки. Выше имелись только ярусы мостиков. Все палубы настилались стальными листами, а поверх них специальным покрытием - на открытых частях батарейной и верхней палуб укладывался тиковый настил толщиной 65 мм, прочие же покрывались линолеумом. (подчеркнуто мной, как важная для моделистов информация. - Scharnhorst).
Изображение - продольный разрез линкоров типа "Helgoland" с указанием палуб и их толщины.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 10 апр 2013, 18:55

Рулевое и якорное устройства.


Корабли имели по два параллельных полубалансирных руля, оси которых располагались в 2,8 метра от диаметрали. Вся система рулевого управления практически не отличалась от таковой на линкорах типа "Nassau", включая как конструкцию самого руля, так и всех приводных механизмов. Были внесены только минимальные изменения для приспособления устройств и механизмов в несколько ином корпусе. Как и в случае с "Nassau", рули размещались в струях боковых винтов, что повышало их эффективность. Линкоры отличались неплохой маневренностью и управляемостью, легко поворачивали, имея сравнительно небольшой радиус циркуляции. Как и на "Nassau", каждый руль имел собственный приводной механизм с паровым приводом. Обе рулевые машины поршневого типа размещались в отдельных помещениях, защищенных броней. Каждая из них была связана с обоими рулями таким образом, что могла приводить в действие оба руля или одни из них. Имелась также возможность ручного управления - каждый руль мог быть подключен к ручному приводу из трех жестко связанных между собой рулевых колес.
ИзображениеИзображениеИзображение - на этих трех фото - рули и винты линкора "Ostfriesland", сделанные на верфи ВМС США в Нью-Йорке в 1921 году. Американцы очень пристально изучали особенности конструкции линкора...
Во время испытаний линкоров выяснилось, что имея сравнительно небольшой диаметр циркуляции на полном ходу, при наибольшей перекладке руля линкоры получали крен до 7 градусов и теряли в скорости до 65% (для "Nassau" эта величина составляла 70%).
Корабли имели по три носовых якоря Холла (два основных и один запасной), каждый весом по 7 500 кг (по два с левого борта и одному с правого), а также по одному кормовому якорю Холла весом 3 750 кг.
ИзображениеИзображение - носовой брашпиль линкора "Ostfriesland".
Изображение - якорная цепь линкора "Ostfriesland".

Мореходные качества линкоров.


Для линкоров типа "Ostfriesland", в принципе, были присущи практически такие же достоинства и недостатки остойчивости и мореходности, что и для линкоров типа "Nassau". Сравнительно большая ширина и разнос тяжелых весовых нагрузок по ширине вызвали необходимость установки скуловых килей. В то же время эти же факторы благоприятно отразились на маневренности и поворотливости. Корабли хорошо держали руль, отличались небольшой "рыскливостью" на курсе. Поворачивали быстро, а диаметр циркуляции оказался весьма небольшим. При наибольшей перекладке руля на полном ходу корабли теряли до 65% скорости, правда, при этом у корабля появлялся крен до 7-8 градусов.
Линкоры отличались тяжелым ходом. Поднимали большую волну у форштевня, но при этом водой сильно не заливались. Хотя в использовании противоминной артиллерии при волнении особенных проблем не возникало, тем не менее, моряки отмечали, что приподнять немного батарейную палубу не было бы лишним.
Изображение - линкор "Oldenburg" на ходу, виден кормовой якорь, закрепленный "по-походному".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 12 апр 2013, 13:00

Броневая и конструктивная подводная защита.


По расположению броневой защиты и толщине плит линейные корабли типа "Ostfriesland" лишь незначительно отличались от своих предшественников. По мнению многих специалистов, неудачное с их точки зрения расположение орудийных башен создало ситуацию, когда треть артиллерии главного калибра оставалась "ненужным" в бою весом, в то время как он более эффективно мог быть использован для усиления броневой защиты. Особенно в этом мнении преуспели некоторые английские историки, которые считали, что по этой причине немецкие инженеры "не смогли обеспечить кораблям достаточную защиту". В подтверждение этого обычно приводятся следующие линейные корабли типа "Kaiser", на которых в бортовом залпе могли участвовать все пять башен, а экономия в весе отсутствующей шестой башни использована для усиления брони. При этом не всегда упоминается о том, что даже в таком виде броневая защита "Ostfriesland" оказалась гораздо лучше бронирования их британских современников - как по размещению, так и по толщине плит. Например, "Neptune" имел толщину плит главного пояса 10 дюймов, a "Colossus" 11 дюймов, в то время как на "Ostfriesland" она равнялась 11,75 дюймов (300 мм.). А защиты, подобной "Kaiser'y", англичане вообще добились нескоро.
Структурно схема броневой защиты новых немецких линкоров включала следующие составные:
- броневая цитадель (главный пояс, траверзы и палуба), а также броневой каземат противоминной артиллерии;
- легкая бортовая и палубная броня в оконечностях;
- бронированная верхняя и батарейная палубы;
- броневая защита главной артиллерии в башнях и башенные барбеты;
- броневой каземат противоминной артиллерии;
- бронированные боевые рубки и посты управления кораблем в бою, а также различное местное бронирование;
- противоторпедная броневая переборка, входящая в структуру конструктивной подводной защиты.

Вертикальное бронирование.


Главный броневой пояс на линкорах размешался между 23 и 100 шпангоутами (отсеки IV - XII) на протяжении 92,5 метров. Он прикрывал барбеты и погреба концевых и боковых орудийных башен, а также машинно-котельные отсеки. В соответствии с обычной практикой броневые плиты пояса нижней кромкой крепились к продольным связям броневого шельфа и, начинаясь у палубного скоса (1,6 метра ниже ватерлинии), по высоте доходили до уровня главной броневой палубы. Выше главного пояса на таком же протяжении имелся верхний броневой пояс, плиты которого верхней кромкой опирались на конструкции батарейной палубы на высоте около 3 метров над ватерлинией. Таким образом суммарная высота поясной бортовой брони составляла 4,6 метров. Оконечности брони цитадели противоположных бортов соединялись поперечными броневыми переборками, размещенными в районе шпангоутов 23 и 100.
Броневые плиты поясной защиты и траверзов, изготовленные по крупповскому методу цементации из закаленной никелевой стали, навешивались поверх 50 мм тиковой подкладки. Обшивка под броней имела толщину 10 мм. Плиты главного пояса на уровне ватерлинии имели толщину 300 мм, но в нижней части постепенно утончались до 170 мм. Плиты верхнего пояса имели толщину 170 мм, но в районе барбетов боковых башен (шпангоуты 45-50 и 75-80) защита на уровне верхнего пояса была увеличена до 250 мм. Толщина плит броневых траверзов на уровне главного пояса равнялась 210 мм, выше - 170 мм.
Борт в оконечностях, вне цитадели, защищался более тонкой броней, изготовленной тем же способом, что и главная броня. Плиты навешивались также поверх подкладки из тикового бруса примерно одинаковой толщины 50 мм.
В корме бортовая броня начиналась от -2 шпангоута и продолжалась до кормового бронетраверза. Участок от ахтерштевня до шпангоута -2 защищен не был. Как и на "Nassau", выше ватерлинии плиты поднимались на 2,1 метра и не доходили до батарейной палубы почти на метр, что позволяло устроить в размещенных там жилых помещениях иллюминаторы. Ниже ватерлинии кромка брони у бронетраверза находилась на глубине 1,6 метра и далее к корме поднималась до 1,15 метра (у -2 шпангоута - до 0,65 метра). Толщина брони в корме, между шпангоутами -2 и 23, равнялась 120 мм на уровне ватерлинии и 100 мм по нижней кромке. Выше броневой палубы толщина кормовой брони уменьшалась до 90 мм.
В корме имелась специальная броневая поперечная переборка, защищавшая помещения рулевых машин. Она размещалась по шпангоуту -2 и имела толщину плит, одинаковую с бортовой броней кормы - то есть сверху вниз 90, 120 и 100 мм.
В носовой части легкое бронирование начиналось сразу за носовым бронетраверзом и продолжалось от 100-го шпангоута вплоть до форштевня. Верхней кромкой броня опиралась на батарейную палубу, а ниже ватерлинии опускалась на глубину 1,6 метра. Толщина плит на уровне ватерлинии равнялась 120 мм, а выше броневой палубы (до батарейной) - 100 мм. Начиная от 119 шпангоута и до форштевня, ниже этой поясной брони имелся короткий нижний пояс толщиной 60 и 80 мм. Он опускался от нижней кромки 120-мм плит на глубину 2,9 метра.
Изображение - схема бронирования линкоров типа "Helgoland" с указанием толщин и расположения брони.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 14 апр 2013, 21:51

Горизонтальное бронирование.


Горизонтальное бронирование, как и на "Nassau", включало две основных броневых палубы - главную и верхнюю. Батарейная палуба имела только легкое бронирование. В качестве броневого материала для горизонтальной защиты применялась мягкая судостроительная сталь и броневая сталь с небольшим процентным содержанием никеля.
Верхняя палуба бронировалась только в районе казематов средней артиллерии (между 41 и 91 шпангоутами). Она включала два слоя - нижний из судостроительной стали толщиной 25 мм и верхний из никелевой стали в 20 мм.
Батарейная палуба была тонкой и настилалась 8-мм листами судостроительной стали. Над цитаделью, вне казематов, она усиливалась 16-мм листами из такой же стали. В оконечностях корабля, на уступах батареи палуба прикрывалась броней из никелевой стали толщиной 25-35 мм.
Главная броневая палуба являлась основной горизонтальной защитой. Она также была двухслойной и имела скосы под
углом 30 градусов к нижней кромке броневого пояса. В пределах цитадели палуба размещалась лишь немного выше уровня ватерлинии (на 0,86 метра), что, по мнению немецких инженеров, должно было ограничить по высоте затопляемый объем отсека при подводной пробоине. Нижний слой главной палубы внутри цитадели (между 23 и 100 шпангоутами) настилался 20-мм листами из судостроительной стали. Верхний слой из никелевой стали в горизонтальной части имел толщину 35 мм, а на скосах до 60 мм.
В оконечностях, вне цитадели, уровень броневой палубы продолжался до шпангоута -2 в корму и до форштевня в нос. В немецком флоте эти уровни назывались промежуточной палубой и также имели скосы под тем же углом к поясной броне. Но броневые плиты в оконечностях укладывались на других уровнях. Вне цитадели горизонтальная защита опускалась ниже ватерлинии - в корме на 0,25 метра и в носу на 1,62 метра. Поверх 20-мм слоя из судостроительной стали промежуточная палуба усиливалась плитами из никелевой брони различной толщины - в зависимости от значимости участка. От ахтерштевня до броневой переборки рулевых машин (-2 шпангоут) никелевая броня имела толщину 35 мм, затем до 15-го шпангоута (ширина горизонтальной части над рулевыми машинами равнялась 8 метрам) - 60 мм со скосами такой же толщины, и далее до главного бронетраверза (23 шпангоут) - 35 мм по всей ширине корабля со скосами. В носовой части (от 100-го шпангоута) толщина слоя никелевой брони была одинакова и равнялась 35 мм.
Некоторые участки платформ под броневой палубой также получили усиленную защиту из листов судостроительной стали. В частности, верхняя платформа в нос от котельных отсеков (между 75 и 90 шпангоутами) вне продольных переборок имела толщину 20 мм, а внутрь от них между 86 и 100 шпангоутами - 15 мм.
Большое внимание было уделено прикрытию больших по площади вырезов и проемов в броневых палубах. В дымовых шахтах на уровне горизонтальной брони были установлены специальные броневые решетки из судостроительной стали. Аналогичную защиту получили также вырезы световых и вентиляционных люков большого диаметра (между шпангоутами 16-17 и 106-107). Основания дымоходов также прикрыты легкой броней.

Защита постов управления.


Носовая командная рубка имела двухярусную конструкцию, аналогичную "Nassau". Верхний ярус, возвышавшийся
над палубой надстройки, прикрывался вертикальной закаленной крупповской броней с высоким содержанием никеля толщиной 400 мм. Внутренняя разделительная переборка из такой же брони толщиной 60 мм. Плиты крыши были сделаны из незакаленной крупповской стали толщиной 100 мм, а палуба (межярусное перекрытие) из 50-мм закаленной брони с низким содержанием никеля. У нижнего яруса, скрытого носовой надстройкой, вертикальная броня (закаленная крупповская, с высоким содержанием никеля) была меньше - спереди и с боков 250 мм, а с кормовой стороны 150 мм.
Прямоугольная в сечении коммуникационная шахта внутри рубки прикрывалась 70-мм плитами из мягкой крупповской стали. Ниже рубки эта шахта продолжалась вплоть до броневой палубы, но прикрывалась уже 100-мм закаленной броней.
Кормовой пост управления был защищен 200-мм плитами из закаленной никелевой брони. Крыша поста накрыта 50-мм закаленной броней с низким содержанием никеля, а палуба - двухслойной судостроительной сталью толщиной 25+25 мм. Коммуникационная шахта из поста диаметром 0,7 метра защищалась 80-мм броней только до верхней палубы.
ИзображениеИзображение - вид на боевую рубку и ходовой мостик, а также кормовой пост управления линкора "Ostfriesland".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 16 апр 2013, 18:40

Броневая защита артиллерии.


Защита артиллерии включала разнообразное по толщине бронирование, включая вращающуюся башенную броню главного калибра, вес которой по общепринятым положениям при распределении весовых нагрузок не включался в статью брони, а относился к артиллерии. Орудийные башни главного калибра защищались плитами из закаленной цементированной брони Круппа. Лобовые плиты имели толщину 300 мм, боковые 254 мм, задние плиты 290 мм, причем толщина последних определялась в большей степени необходимостью противовеса тяжелой лобовой броне.
Крыши башен были прикрыты броней переменной толщины: горизонтальная часть - 50-мм плитами из незакаленной мягкой стали Круппа, а наклонная - 100-мм закаленной никелевой броней. Палуба башен настилалась 50-мм листами из мягкой брони.
Барбеты башен, защищавшие системы подачи боезапаса и устройства заряжения орудий, также прикрывались толстой броней на всей их высоте от башен до главной броневой палубы. Для защиты барбетов носовой башни использованы плиты толщиной 300, 270, 200, 120, 100 и 80 мм; кормовой башни - 270, 250, 200, 100 и 80 мм, а всех боковых башен - 270, 220, 100 и 60 мм (последние - из незакаленной крупповской брони). Артиллерийские погреба, расположенные под броневой палубой, защищались вертикальной броней поясов и траверзов, а также горизонтальной палубной броней.
Противоминная артиллерия размещалась на батарейной палубе, где были устроены специальные казематы, прикрытые
броней. По длине корабля казематы занимали пространство в пределах концевых орудийных башен, между шпангоутами 40-41 и 91-92. На краях батареи в носу и корме вертикальная броня казематов под углом сближалась с барбетами концевых орудийных башен и примыкала к ним, образуя специальные выступы в бортах кораблей для увеличения секторов стрельбы. Крыша казематов прикрывалась броней верхней палубы. Вертикальная броня батареи изготовлялась из закаленной никелевой стали Круппа, плиты нашивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм. Толщина бронирования составляла 170 мм, но цилиндрическая броня амбразур, из-за своей сложной формы изготовленная из никелевой стали, была тоньше - только 80 мм. Внутри батарея делилась на отдельные орудийные казематы специальными противоосколочными переборками из судостроительной стали толщиной 15 мм (продольные) и 20 мм (поперечные).
88-мм скорострельные противоминные орудия на кормовой надстройке имели полукруглые щиты стандартного в немецком флоте типа, такие же орудия в небронированных казематах под носовым мостиком прикрывались со стороны амбразур цилиндрическими щитами толщиной 50 мм. Четыре носовых и два кормовых 88-мм орудия в помещениях на броневой палубе не имели броневого прикрытия.
Изображение - носовая надстройка линкора "Ostfriesland", видны казематы 88-мм и 150-мм орудий и противоторпедные сети на полках.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 24 апр 2013, 23:57

Конструктивная подводная защита.


При разработке противоторпедной подводной защиты был использован аналогичный опыт работ с линкорами типа "Nassau" и в том числе результаты экспериментов с отсеком, о котором говорилось при описании ПТЗ "Nassau". В целом же устройство подводной конструктивной защиты мало отличалось от предыдущих линкоров, однако в отличие от них противоторпедная переборка (Torpedolangsschotte) имела неодинаковую толщину - в районе боевых погребов ее толщина увеличивалась с 30 до 38 мм. Эта переборка почти на всем своем протяжении была непрерывной - в отличие от британских экранов (так называемых "ширм"), устанавливаемых только в районе погребов. По высоте переборка начиналась от днищевой обшивки и поднималась до броневой палубы. Между 23 и 90 шпангоутами она проходила вдоль V-го стрингера, но в районе между 90 и 100 шпангоутами переходила на II-й стрингер и представляла собой защиту только для нижних помещений носовой башни (Turmtragerlangsschotte).
Дополнительную защитные свойства кораблям представляли угольные бункеры в районе котельных отсеков, между шпангоутами 45 и 90 (главные) и 34,5 и 45 (верхние, над броневой палубой). Вообще, в германском флоте того времени угольному топливу, как средству защиты, уделялось большое внимание. Немецкие инженеры и моряки считали свойство угля крошиться и поглощать при этом ударную энергию взрыва настолько важным, что зачастую отказывались от множества выгод использования жидкого топлива. О размещении угля на линкорах будет подробнее сказано при описании энергетической установки.
Помимо этого, снаружи от противоторпедной переборки ниже броневой палубы, между 23 и 90 шпангоутами были устроены два ряда отсеков, из которых так называемые защитные отсеки (Schutzbunker) примыкали к противоторпедной переборке, а между ними и двойным бортом помещались внешние отсеки подводной защиты (Wallgang).
Как и дредноуты типа "Nassau", новые линкоры имели противоторпедные сети, но, по названным в описании "Nassau" причинам, после Ютландского боя они были удалены с кораблей.
ИзображениеИзображение - линкоры SMS "Helgoland" и SMS "Ostfriesland" - средняя часть кораблей, видны противоторпедные сети на полках вдоль борта, у борта "Остфрисланда" - моторные катера.
ИзображениеИзображение - линкор SMS "Helgoland" в 1915 (сети на полках) и в 1917 году - противоторпедные сети сняты.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 26 апр 2013, 00:45

Энергетическая установка.


Ко времени начала проектирования "Ostfriesland" немецкие конструкторы, также как и флотские адмиралы, все еще не были убеждены в преимуществах паротурбинных установок. Массо-габаритные характеристики отличались по-прежнему не столь разительно, хотя уже и становилась заметной явная тенденция в сторону преобладания турбин. Но и поршневые агрегаты непрерывно улучшались - если не за счет улучшения самих машин, то нередко благодаря вспомогательным механизмам и системам - например, за счет применения электро- или турбоприводных вспомогательных механизмов. По немецким сведениям, для "Ostfriesland" предполагался удельный вес механизмов в 63,4 кг/ л.с. (30,5 - котлы и 32,9 - машины) при 28 тысяч индикаторных лошадиных сил (IHP). А фактически на испытаниях при 35 тысячах IHP (округленно) он составил 24,6 + 26,0 = 50,6 кг/л.с. Даже если сделать скидку на тенденциозность этих сведений (они приводились в 1939 году, когда паровые машины были еще весьма распространены), все равно получатся весьма неплохие цифры. В целом же на "Ostfriesland" на 1 кг водоизмещения приходилось более 17 л.с. мощности. Что всего лишь немного не дотягивало до показателя предыдущих линкоров.
Основываясь на опыте проектирования "Nassau", конструкторы предложили командованию флота идти тем же путем - для линкоров использовать поршневые машины, а на легких кораблях, требующих высоких ходовых и скоростных характеристик, устанавливать турбины. Командование флотом легко согласилось с этими доводами. Оно по-прежнему считало уголь существенным дополнением к броневой защите, и, кроме того, не снималась со счетов озабоченность снабжения топливом "прожорливых Schlachtschiffe" в условиях обязательной британской блокады на случай войны, - а в том, что блокада будет обязательно установлена, немецкие адмиралы были уверены абсолютно (и, сказать к слову, действительно, оказались правы). Германия имела собственные угледобывающие предприятия, а вот нефть было необходимо доставлять.

Паровые машины.


В новом проекте конструкторы традиционно для немецкого флота сохранили 3-вальную схему главной установки. Все главные механизмы и котлы были изготовлены в собственных механических мастерских каждой из верфей, строивших линкоры.
Три паровые машины вертикального типа тройного расширения пара имели каждая по 4 цилиндра (на "Nassau" их было по 3) высокого давления (диаметр 1 040 мм), среднего (1 590 мм) и два низкого давления (по 1 700 мм). Высота цилиндров была одинакова, ход поршня 1 200 мм. Размещение машин было таким же, как и на "Nassau" - в одном машинном отсеке (VI отсек) тремя отделениями поперек корабля. Между отделениями были установлены водонепроницаемые переборки. В смежном отсеке V размещались вспомогательные механизмы машинной установки и электрогенераторы. Этот отсек также относился к энергетическим.
Изображение - общий вид и продольный разрез паровой машины линкора "Тюринген".

Котлы.


Число водотрубных котлов по сравнению с "Nassau" было увеличено с 12 до 15. Это были котлы системы "Marine-Schultz" коробчатого типа с угольным отоплением, представлявшие собой немецкую разновидность английских котлов "Thornycroft". У каждого котла имелось по 2 угольные топки. Рабочее давление пара в котлах равнялось 16 атмосфер. Суммарная площадь колосниковых решеток для каждого корабля составила 132,9 кв. метра, площадь нагрева 6 480 кв. метра. Зимой 1916/1917 года на всех кораблях площадь поверхности нагрева была несколько увеличена.
Эксплуатация кораблей показала, что возможности энергетической установки не были реализованы до конца. Учитывая опыт первых месяцев войны, было решено для увеличения скорости повысить форсирование парообразования, для чего зимой 1915 года на всех восьми линкорах типов "Ostfriesland" и "Nassau" были устроены специальные форсунки для вспрыскивания жидкого топлива. Правда, делать это можно было только непродолжительное время и при искусственном наддуве воздуха.
Размещались котлы в трех котельных отсеках, которые, в отличие от "Nassau", все были смежными и не разделялись промежуточными отсеками. Соответственно число дымовых труб также увеличилось до трех, что обеспечило минимально возможную длину дымоходов. Возвышение дымовых труб над ватерлинией составляло 18,5 м.
В двух кормовых отделениях (VIII и IX отсеки) было установлено по 6 котлов, в более коротком носовом отделении (X отсек) - только 3 котла. Как и машины, котлы размещались по ширине корабля по три в ряд и разделялись продольными переборками (то есть всего 9 котельных отсеков). Это было очень удобное с точки зрения конструкторов размещение. Машины и котлы были как бы вытянуты в три линии вдоль корабля. Котлы каждой линии питали паром машины своей линии, а те вращали одинаковые по длине валопроводы своей же линии. В американском и английском флотах такое размещение механизмов появилось позже.
Машинно-котельные отсеки отделялись от бортовых отсеков 30-мм броневой продольной переборкой, за которой находились угольные бункеры, и далее за другой переборкой - защитные бортовые отсеки. Несмотря на наличие продольных переборок герметичность была неполной - в броневой переборке приходилось делать вырезы для подачи угля к котлам, а в поперечных переборках - для перемещения угольных тележек по бункерам вдоль корабля.
Линкоры имели по три 4-лопастных гребных винта диаметром 5,1 метра (шаг винтов 6,75 м). Правый винт имел правостороннее вращение, центральный и левый - левостороннее.
Проектная мощность механизмов линкоров этого типа предполагалась в 28 тысяч IHP при форсировании. Технические задания на проектирование предусматривали следующие виды испытаний:
- 1-мильный пробег при максимальной форсированной мощности.
- 6-часовой пробег при форсированной до 25 тысяч IHP мощности и 112 оборотах винтов в минуту.
Контрактная скорость предусматривалась 20,5 узлов в форсированном режиме. Но на официальных сдаточных испытаниях все линкоры превысили ее. Скорость 15 узлов достигалась при ходе корабля только на средней машине (вращался только центральный винт).

Запас и размещение топлива.


Для хранения угля предназначались главные бункеры, находившиеся над скосами броневой палубы вдоль бортов между шпангоутами 45 и 90, а также запасные бункеры между шпангоутами 34,5 и 45. Имелись также и дополнительные угольные бункеры непосредственно под броневыми скосами снаружи броневой переборки, между 23-м и 90-м шпангоутами. Так как этот уголь находился ниже ватерлинии, для предотвращения ухудшения остойчивости уголь из них брался только после расходования основных запасов. К тому же именно эти отсеки-бункеры включались в систему подводной защиты.
Общий запас угля на линкорах этого типа составлял примерно 3 045 - 3 200 тонн. Для каждого линкора он незначительно отличался. В качестве примера приведем сведения для линкора "Helgoland", на котором запас угля равнялся 3 184 тонны. Из них 1 354 тонны находились в 10 верхних основных бункерах (Oberbunker), 435 тонн в 2 запасных (Hilfsbunker) и 1 395 тонн в 22 дополнительных защитных бункерах (Schussbunker).
С установкой нефтяных форсунок на кораблях была оборудована цистерна жидкого топлива на 197 тонн. Тогда же запас угля был незначительно сокращен за счет уменьшения верхних бункеров.
К сожалению, до сих пор не опубликованы точные сведения о дальности плавания кораблей этого типа. Можно лишь сослаться на данные, приводимые в различных изданиях. Так, Гренер сообщает о 5 500 милях при скорости 10 узлов. Брейер сообщает о 3 600 милях при 18-узловом ходе, что также наверняка очень близко к действительности. В то же время данные, приводимые Престоном, составляют 9 400 миль при 10 узлах. Несомненно, что при ходе на полной скорости дальность хода была намного меньше. Так, например, известны результаты 5-часовых испытаний продолжительного хода в форсированном режиме для линкора "Ostfriesland", состоявшиеся 14 сентября 1911 года. При форсировании машин для получения 115 оборотов в минуту (среднее значение оказалось 115,8) и топке всех 15 котлов была достигнута средняя скорость 19,5 узлов при индикаторной мощности 28 282 HP. При этом расход угля составил 23 822 кг в час, что составляет 179,2 кг на 1 кв. метр колосниковой решетки (по др. данным, 24 530 кг в час). Перерасчет показывает, что дальность плавания в этом режиме лишь немногим превысила бы 2 000 миль.

Источники электроэнергии.


Более мощная, чем на "Nassau" электроэнергетическая установка имела общую мощность 2 000 кВт с напряжением в сети 225 вольт. Всего имелось 8 турбогенераторов в четырех отдельных отсеках (Dynamomaschinen Raum). Они находились рядом с погребами главного калибра ниже броневой палубы, побортно по два в носу и корме. Непосредственно под ними были устроены аккумуляторные батареи - как источник резервного питания. Турбогенераторы изготавливались казенными электромеханическими мастерскими в Вильгельмсхафене, а также частными - заводов "Germania" и "Vulkan". Каждый генератор имел мощность 250 кВт (2-х якорного типа на 190+60 кВт).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 25 май 2013, 02:39

Вооружение линкоров типа "Helgoland"


Вооружение линкоров этого типа включало:
12 - 305-мм орудий SKL/50 в шести орудийных башнях; 12 - 150-мм орудий SKL/45 в казематах в бортовой батарее;
14 - 88-мм орудий SK.L/45 в батарее и на надстройках; 2 - 60-мм десантные пушки SBtsKL/21; 2 или 4 - 8-мм пулемета
6 - 500-мм подводных торпедных аппаратов.
А теперь рассмотрим это вооружение по-подробнее... :rtfm:

Главный калибр.


Линейные корабли типа "Ostfriesland" ко времени своей готовности обладали наибольшей огневой мощью, чем любой другой корабль германского флота, несмотря на то, что размещение орудийных башен на дредноутах типа "Ostfriesland" не отличалось от кораблей типа "Nassau" и позволяло использовать в бортовом залпе только две трети из общего числа орудий.Следует отметить, что все недостатки такого размещения башен ГК они были прекрасно известны немецкому командованию еще в период проектирования, а не выявились позже, когда в широких кругах началось обсуждение достоинств и недостатков вооружения этих кораблей. Исходя из этого следует считать, что шестиугольное расположение башен было выбрано вполне сознательно и обосновывалось вполне определенными причинами. Две из них были названы ранее - это обеспечение одновременной или раздельной эффективной стрельбы на оба борта или в оконечности, а также создание резерва артиллерии на случай выхода из строя башен стреляющего борта. Оба фактора были рассмотрены и, как можно полагать, уже в то время могли быть опровергнуты на основании того, что это вступало в противоречие с принятой в то время в немецком флоте тактикой ведения боя. Тирпиц уделял большое внимание отработке совершенной тактики, которая для него являлась одним из исходных факторов всей морской политики Германии.
Несколько большего внимания заслуживает версия инженера Бурхардта о вынужденном расположении башен из-за ограничения длины корпуса, однако и здесь имелись некоторые противоречия даже с собственными взглядами немецких моряков.
Тем не менее, принимая во внимание эти соображения, шестиугольное размещение орудийных башен на линкоре типа "Nassau" можно как-то объяснить даже при наличии серьезных замечаний. На этом фоне ситуация с линкорами типа "Ostfriesland" выглядит совершенно по другому. При их большей на 21 метр длине, средние башни можно было установить и диагонально, и по диаметрали. Соответствующие проекты были предложены департаментом конструирования еще в начале 1907 года и были рассмотрены, однако во внимание не были приняты. И надо полагать, что для этого немецкие инженеры и моряки имели свои причины и объяснения. Которые, впрочем, в документальном виде пока не опубликованы, или, может быть, не обнаружены. Считается, что при принятии такого неперспективного решения морское командование руководствовалось тремя причинами, из которых первая и вторая были теми же, что и для "Nassau" и уже упомянуты. Третьей называлось желание создать эскадру из восьми кораблей с одинаковым расположением вооружения, однако, как и две первые, эта причина также вызывает некоторое недоумение. Внутри эскадр различное расположение башен не влияло ни на тактическое управление, ни на возможность приспособления личного состава (в случае, если он должен был пересаживаться с одного корабля на другой). Немецкое морское командование вполне осознавало этот факт, так как достаточно спокойно отнеслось к различию калибров внутри эскадры. К тому же немного позднее в немецком флоте была создана эскадра из линкоров с различным расположением башен - типы "Kaiser" и "Konig".
Как бы то ни было орудийные башни на "Ostfriesland" были расставлены подобно "Nassau", правда (в отличие от него) благодаря большей ширине корпуса барбеты средних башен были несколько отодвинуты от борта к диаметрали.
ИзображениеИзображение - линкоры "Гельголанд" и "Остфрисланд". Отлично видно расположение башен главного калибра (далее - ГК).
Система заряжения башен, как и на "Nassau", предусматривала защищенные броней элеваторы, которые подавали боеприпасы из погребов за противоминной переборкой к перегрузочному устройству, расположенному в специальном подбашенном помещении.
В перегрузочной камере боеприпасы выгружались из элеватора и только затем подавались к заряжающим устройствам. Но, в отличие от "Nassau", на новых линкорах перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение. На них перегрузочная камера и нижний элеватор подвешивались к погону башни, вращаясь вместе с ней. При этом достигалась даже большая скорость стрельбы (3 выстрела в минуту на ствол), чем при транзитном элеваторе, когда каждый раз производились две перегрузки на пути из порохового погреба до орудия. Подобная система была применена еще при устройстве концевых башен на линкорах предыдущего типа "Posen" и "Rheinland". Теперь же его применили как в концевых, так и в бортовых башнях.
Но, как оказалось, этому преимуществу сопутствовала тогда еще неизвестная опасность, которая происходила при попадании снаряда в скопление зарядных картузов в перегрузочной камере. На линейном крейсере "Seydlitz" в бою у Доггер-банки 24 января 1915 года это привело к выходу из строя башни и тяжелым людским потерям.
Немецкие моряки учли этот горький опыт и произвели необходимые переделки, установив специальные противоогневые ширмы-экраны и оборудовав их системой неодновременного открывания. Это препятствовало проникновению форса пламени сразу через все проемы. Интересно отметить, что англичане успели в начале войны получить аналогичный опыт, но выводов не сделали. И поплатились за это гибелью нескольких кораблей в Ютландском сражении.
При всех этих недостатках и переделках, преимущества подобной системы подачи боезапаса оказались столь очевидны, что от перегрузочных камер немцы отказались только в 380-мм орудийных башнях линкоров типа "Bayern", но причиной этого являлись не недостатки самой системы, а трудности, связанные с манипуляциями со снарядами и
зарядами такого большого веса. На "Bayern" вновь были установлены транзитные элеваторы, и немцам пришлось удовлетвориться меньшей скорострельностью орудий.
48-тонные 305-мм орудия "SKL/50" образца 1908 года производства оружейных заводов Круппа были приняты на вооружение в 1911 году. На линкорах типа "Ostfriеsland" они размещались в шести башнях типа "Drh.L.C/08" на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения стволов. Орудия стреляли 450-кг бронебойными снарядами с начальной скоростью 760 м/сек. Эффективность и мощность этих орудий, по мнению немцев, не уступали английским 305-мм и даже 343-мм орудиям. Если судить по имеющимся в настоящее время сведениям, с этим вполне можно согласиться. Так, например, по официальным немецким сведениям (1916 года) пробивная способность орудий у дульного среза составляла 991 мм для стальной плиты (при этом указывался вес сна
яда 385,6 кг, вес заряда 140,6 кг и начальная скоость 890 м/сек.(?)). Указанные сведения приведены в соответствии со спецификацией линкора "Helgoland».
Кэмпбелл в своей книге ("Jutland. An Analysis of the Fighting" by John Campbell) приводит следующие данные об эффективности немецких снарядов (имея в виду бронебойные снаряды облегченного типа весом 405,5 кг): на дистанции 12,8 км эти снаряды пробивали бортовую броню толщиной 254 мм, на дистанции 15 км - вертикальную броню в 229 мм. Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Башни снабжались собственными дальномерами. При производстве выстрела ход отдачи орудия составлял 91,5 см (механический упор ограничивал отдачу в нештатной ситуации на 98 см).
Каждая орудийная башня весила 600 тонн (331,3 тонн орудия, лафеты и боезапас и 268,7 тонн броневая зашита) - согласно спецификации.
Лафеты башен обеспечивали снижение стволов до -8 градусови возвышение до +13,5 градусов. Это позволяло стрелять на дальности 16,2 км. Позже, в 1915 году, углы снижения и возвышения стволов были изменены соответственно на -5,5 и +18 градусов, что, вкупе с принятием нового снаряда, увеличило дальнобойность до 20,4 км.
Оси вращения концевых башен были расположены на шпангоутах 26 и 97,5, а боковых - на шпангоутах 47,5 и 77,5 на расстоянии 7,95 метра от диаметральной плоскости корабля. Барбеты башен имели внешний диаметр 8,5 метров, и, таким образом, между барбетами боковых башен и бортами корабля получался промежуток чуть меньше двух метров.
Приводы разворота башен обеспечивали скорость горизонтального перемещения 3 градуса в сек.
Система перезаряжения и подачи боезапаса обеспечивала скорострельность стрельбы с интервалом 24 секунды. Для каждой башни имелось по одному отдельному снарядному погребу (Granatkammer) под главной броневой палубой. Каждой из трех кормовых башен отводились по два зарядных погреба (Pulverkammer), для трех носовых башен в общей сложности семь пороховых погребов. Размещение погребов не отличалось от принятого на "Nassau". Для концевых башен снарядные погреба размещались непосредственно под башнями, а ниже - пороховые погреба. У бортовых башен,
наоборот, снарядные погреба размещались под зарядными. Для каждого орудия боезапас подавался собственными подъемниками, то есть для каждой башни имелось по два снарядных и два зарядных нижних подъемника (для транспортировки от погребов к перегрузочной камере) и такое же количество верхних подъемников (от перегрузочной камеры к заряжающему устройству).
ИзображениеИзображение - правая и левая носовые башни ГК линкора "Остфрисланд". На втором фото виден барбет башни и её задняя стенка.
ИзображениеИзображение - башенный дальномер на крыше башни ГК и казенная часть 305-мм орудия "SKL/50" образца 1908 года.
ИзображениеИзображение - башни ГК линкоров "Остфрисланд" и "Гельголанд".

Боезапас главного калибра.


Боекомплект каждого корабля включал 1 020 бронебойных снарядов Psgr. L/3,4 (Panzersprenggranaten) - по 190 снарядов на концевые башни и по 160 на боковые, а также 1020 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Вес одного снаряда составлял 450 кг. Во время войны на вооружение кораблей поступили новые снаряды облегченного типа: бронебойные Psgr.L/3,1 весом 405,5 кг (при весе ВВ 13,6 кг) и фугасные (Sprenggranaten) Spgr. L/4 весом по 405,9 кг.
Это позволило резко увеличить дальность стрельбы. Каждый заряд включал основной полузаряд (Hauptkartus) в металлической гильзе весом 91 кг и добавочный полузаряд (Borkartus) весом 34,5 кг в двойной шелковой оболочке и металлическом пенале, из которого полузаряд вынимался перед заряжением. В зарядах применялся артиллерийский порох "RPC/06" (Rohrenpulver), позже - новый порох "RPC/12". Кранцы первых выстрелов для каждого орудия предусматривали по четыре снаряда и комплекты зарядов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 05 июн 2013, 23:36

Противоминный калибр.


В отличие от британского и американского флотов, немецкий флот на своих дредноутах не отказался от полноценной артиллерии среднего калибра, оставив в этом качестве 150-мм орудия в бортовых казематах. Правильность этого решения подтвердили последующие события, когда еще до начала войны всем флотам, помыкавшись с малокалиберной противоминной артиллерией, все-таки пришлось вернуться к 6-дюймовым орудиям. Однако, проявив достойную похвалы дальновидность в отношении 150-мм артиллерии, немецкие моряки перенесли ошибки англичан на свой меньший калибр - сохранили на кораблях 88-мм орудия - также в целях борьбы с эсминцами. То есть, отказавшись от двойного калибра в главной артиллерии, немцы почему-то применили его в противоминной. Естественно, в нем отразились примерно те же недостатки, и прежде всего - затруднения в управлении стрельбой. Кроме того, вскоре стала очевидной и сама ненужность меньшего калибра при наличии более крупной артиллерии - из-за малой эффективности 88-мм орудий. Неудивительно, что во время войны немцы постепенно удаляли с крупных кораблей эти орудия.
Число 150-мм казематных орудий на дредноутах типа "Ostfriesland"по сравнению с "Nassau" было увеличено с 12 до 14. Все они традиционно для немецкого флота размещались побортно на батарейной палубе в средней части корабля, в пределах концевых орудийных башен. Такое рассредоточение их с большими промежутками позволило достаточно удачно распределить сектора их обстрела, а также более безопасно разместить их артиллерийские погреба.
На линкорах устанавливались 5,7-тонные скорострельные 150-мм орудия модели "15-cm. SKL/45" - такие же как и на "Nassau". Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа "MPL С/ 06".
Лафет обеспечивал углы возвышения орудий от -9 до +20 градусов. На курсовых углах, близких к диаметрали, в отличие от "Nassau", угол возвышения оставался таким же, только снижение ствола орудия уменьшалось до -7 градусов. При наибольшем возвышении дальнобойность орудия составляла 13,5 км, а с 1915 года, после принятия нового снаряда, - 16,8 км. Скорость стрельбы реально достигала 7 выстрелов в минуту, хотя имеются сведения и о 10 выстрелах. Общий вес 150-мм установок со всем оборудованием и боезапасом составил около 900 тонн.
ИзображениеИзображение - одно из 150-мм орудий и каземат со 150-мм пушкой линкора "Остфрисланд".

Боезапас противоминной артиллерии.


Боекомплект 150-мм артиллерии составлял 2 100 выстрелов. Для каждого орудия предусматривалось по 50 осколочно-фугасных снарядов (Sprenggranaten) Spgr L/3,4 (BdZ) и по 100 осколочно-фугасных снарядов Spgr L/3,5 (K.Z.). По другим данным, вместо снарядов Spgr L/3,4 линкоры брали на борт для каждого орудия по 50 бронебойных снарядов Psgr L/3,2 (Panzersprenggranaten). Вес снарядов был одинаков - по 45 кг, зарядов - 22,6 кг, включая 13,25 кг пороха марки RPC706 (Rohrpulver). Помимо этого для каждого орудия имелось по четыре практических снаряда (для учебных целей) L/3.3 (K.Z).
Боезапас хранился в четырех погребах ниже броневой палубы - побортно в носу и корме, одном погребе в диаметральной плоскости в сторону носа от середины корабля и четырех бортовых погребах в средней части корабля, в районе перегрузочных помещений боковых башен главного калибра. Подачу боеприпасов к 150-мм орудия осуществляли 14 снарядоподъемников с цепным приводом - по одному двойному подъемнику справа и слева от носовых погребок к батарее (под главной палубой), один двойной подъемник из среднего носового потреба к батарее, по два одинарных подъемника на каждом борту из погребов в перегрузочные отделения к батарее, по одному двойному подъемнику по бортам из кормовых погребов (под главной палубой) к батарее.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 02 янв 2014, 17:36

88-мм артиллерия.


Помимо 150-мм орудий в состав противоминной артиллерии входили, как уже упоминалось, четырнадцать 88-мм скорострельных пушек модели "8,8-cm SKL/45". Характеристики этих орудий приведены при описании предшествующих линкоров. Подобно "Nassau" эти пушки размещались на батарейной палубе и внутри носовой надстройки в казематах и на кормовой надстройке за орудийными щитами.
Одинарные лафеты "MPL С/06" 88-мм орудий обеспечивали углы возвышения стволов от -10 до +25 градусов. При наибольшем возвышении орудие стреляло на дальность 10,7 км. Скорострельность установок по паспорту составляла до 20 выстрелов в минуту, но реально не превышала 10 выстрелов. Общий вес 88-мм орудий со всем оборудованием и боезапасом составил около 240 тонн.

Боезапас 88-мм орудий.


Боекомплект 88-мм артиллерии составлял 2800 выстрелов. Для каждого орудия предусматривалось по 200 осколочно-фугасных (Sprenggranaten-Patronen) унитарных снарядов - 100 штук Spgr L/4,5 (KZ) и 100 штук Spgr L/4,5 (JZ). Снаряд вместе со зарядом в гильзе весил 15,5 кг, из которых сам снаряд весил 10 кг, и еще 2,325 кг весил метательный
заряд пороха марки RPC/06 (Rohrpulver). Для хранения боеприпасов предназначались: один патронный погреб ниже броневой палубы в средней части корабля, к носу от миделя, а также два погреба в перегрузочном отделении, между погребами 150-мм боезапаса. Снаряды подавались к орудиям шестью снарядоподъемниками - двумя двойными от носового погреба под нижней палубой к батарее, двумя двойными из кормовых погребов на батарейную палубу и далее одним двойным подъемником с батарейной палубы к казематам носовой надстройки и одним одинарным подъемником к орудиям кормовой надстройки.

*******************************************


Как и в других иностранных флотах, малокалиберная противоминная артиллерия себя не оправдала и постепенно удалялась с кораблей. На линкорах типа "Ostfriesland" в первую очередь были демонтированы пушки в носовой батарее. Из-за низкого расположения и негерметичности створок орудийных портов казематы этих орудий сильно заливались водой и ими практически невозможно было пользоваться. Уже в 1914 году носовые пушки с кораблей сняли, порты заделали герметично, а экономия веса была использована для установки двух зенитных орудий такого же калибра. С 1915 до 1917 года все 88-мм пушки на линкорах были демонтированы, и затем их использовали для вооружения малых кораблей.

Зенитная артиллерия.


Проект корабля не предусматривал специального противосамолетного вооружения, однако с самого начала боевых действий на кораблях Флота Открытого моря стали устанавливать зенитные пушки, конструкция которых была разработана и опробована еще до войны. Это были обычные 88-мм зенитные пушки модели 8,8-cm SKL/45 (G.E.), устанавливаемые на специально сконструированных лафетах с большим углом возвышения MPL С/13.
Линейные корабли типа "Ostfriеsland" получили по два таких орудия еще в 1914 году. Их вес компенсировался снятием двух или четырех противоминных пушек такого же калибра из носовой батареи.
Изображение - 88-мм зенитные пушки модели 8,8-cm SKL/45 (G.E.)
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Re: Линейные корабли типа "Helgoland".

Сообщение Scharnhorst » 01 фев 2014, 00:58

Легкое и стрелковое вооружение линкоров.


Следуя обычной для того времени практике, помимо главной и средней артиллерии линкоры имели на борту орудия на
случай высадки десантной партии. Две 60-мм десантные пушки "6-sm. SBtsK L/21"(Snellfeuer Boots Kanone) на колесных лафетах "BLL.C700" (Boots und Landung Lafette) предназначались для использования на берегу или для стрельбы с катеров или баркасов для поддержки десанта. Дальность стрельбы 4,3 км при максимальном возвышении ствола 19,25 градусов.
Для обоих пушек боезапас составлял 500 снарядов. Следует отметить, что десантная артиллерия отмечалась только в проектных спецификациях и рекомендациях для строительства. Более поздние сведения (в том числе номерные спецификации кораблей 1913-1914 годов) не подтверждают ее наличия на бортах кораблей. Возможно, что эти пушки были заменены двумя дополнительными пулеметами, так как, по некоторым сведениям того периода, известно, что во время войны вместо предусмотренных спецификацией двух пулеметов корабли зачастую имели их по четыре.
В соответствии со спецификацией линкоры имели на борту также два 8-мм пулемета "Mash.Gew.", которые устанавливались на специальных переносных тумбах на палубе корабля или на шлюпках и катерах. Дальность стрельбы пулеметов 2,4 км, скорострельность 250 выстрелов в минуту.
Боекомплект для пулеметов составлял по 10 тысяч патронов на ствол (помимо учебных), которые хранились в оружейном помещении ниже броневой палубы. Там же находилось стрелковое вооружение команды и офицеров - это были 410 винтовок "Mod./98" и от 99 до 130 пистолетов "Mod./04".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Германский флот (1900-1921)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость