#1 Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".
Добавлено: 18 апр 2012, 14:47
Первенцы флота Веймарской республики.
Версальский договор и флот Веймарской республики.
21 июня 1919 года некогда могучий кайзеровский флот — единственный, осмелившийся за последнее столетие бросить вызов владычеству Британии на морях, — перестал существовать. Неделю спустя представители германского правительства подписали Версальский договор, в числе прочих вопросов, регулировавший состав будущих вооруженных сил Германии.
Статьей 181 Германии разрешалось сохранить в составе военно-морского флота 6 линейных кораблей додредноутного типа, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Общий тоннаж кораблей не должен был превышать 108 000 т (в 1920 году Верховный Совет Послов позволил держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограничивалась 15 тысячами человек, из них не более 1500 офицеров. Статья 190 гласила:
"Германии воспрещается строить или приобретать за границей какие-либо военные суда, кроме тех, что предназначены для замены единиц, предусмотренных договором, каковая замена однако может быть произведена по истечении 20 лет для броненосцев и крейсеров и 15 лет для эсминцев и миноносцев, считая с момента спуска судна, причем водоизмещение судов, предназначенных для замены, не должно превышать 10 000 т для линейных кораблей, 6000 т для легких крейсеров, 800 т для эскадренных миноносцев, 200 т для миноносцев".
В конце 1922 года в строй ввели броненосцы «Брауншвейг» и "Ганновер", 5 крейсеров, и две флотилии миноносцев в составе 12 и 11 единиц. В течение следующих трех лет в строй вступили броненосцы "Эльзас" и "Гессен", перестроенные крейсера "Амазоне" и "Нимфе", а также "Эмден" — первый крупный корабль, построенный в Германии после окончания войны.
Основная проблема заключалась в морально и физически устаревшей материальной части. По решению союзников в составе флота были оставлены только корабли, неспособные на равных состязаться с их собственными. Из 32 эсминцев и миноносцев Рейхсмарине (Т-139, Т-141, Т-143, Т-144, Т-146, Т-148, Т-149, Т-151 —Т-158, Т-168, Т-175, Т-185, Т-190, Т-196, V - l — V-3, V-5, V-6, G-7, G-8, G-10, G - 11 , S-I8, S-19, S-23) самый "молодой" был построен в 1913 году и не отвечал современным требованиям. Модернизация "кайзеровского наследства" проводилась на протяжении всех 20-х годов, избежали ее только наиболее изношенные Т-168, Т-175 и 7 единиц серии Т-139. На остальных усовершенствования сводились к переводу котлов на полностью нефтяное отопление, а также усилению и стандартизации вооружения. В результате все миноносцы получили по два 105-мм орудия и два-четыре 500-мм торпедных аппарата. Благодаря проведенным работам корабли оставались в строю еще с десяток лет, многие даже пережили следующую мировую войну, три из них — G-7, Т-158 и Т-196 — впоследствии попали в советский флот.
Проектирование и постройка новых эсминцев
И вот, в конце 1923 года группа конструкторов под руководством корабельного инженера Эренберга приступила к работе над проектами нового крейсера (будущий тип "К") и миноносца "тип 1923". Основой для последнего послужил Н-145, вошедший в состав кайзеровского флота незадолго до конца Первой мировой. Хотя концепция применения Рейхсмарине по сравнению с кайзеровским флотом претерпела значительные изменения, требования, предъявлявшиеся к эсминцам фактически остались прежними. Как и раньше их основными задачами являлись проведение торпедных атак в дневном бою с эскадрой кораблей противника, а также набеговые действия в ночное время, где главная роль отводилась опять же торпедному оружию. Такие взгляды на корабли данного класса вполне соответствовали и немецким реалиям межвоенного периода — ведение активных боевых действий на закрытых театрах совместно с эскадрой, а скорее даже без нее против превосходящего флота противника.
[album]1993[/album] - Н-147, ставший прототипом при создания миноносцев "тип 1923"
При разработке проекта конструкторы строго придерживались версальских ограничений, в результате чего стандартное водоизмещение в первом варианте даже не дотягивало до установленных норм и составляло всего 769 метрических тонн.
Изменения в составе вооружения, в частности, переход от первоначально планировавшихся трех 120-мм орудий к равному числу 105-мм и от двухтрубных торпедных аппаратов к трехтрубным, дало прибавку в 42 т, что поначалу вызвало некие опасения в связи с превышением договорного лимита. Однако после заключения Вашингтонского договора, союзники согласились на использование немцами для определения водоизмещения так называемых "английских" или "длинных" тонн по 1016 кг. Таким образом, в окончательном проекте миноносец типа "23" имел стандартное водоизмещение 798 т, нормальное 961 т, полное 1213 т. Два турбозубчатых агрегата мощностью 22 100 л.с. обеспечивали кораблю скорость в 32 узла. Вооружение количественно повторяло прототип (Зх1 105-мм орудия, 6х500-мм торпедных аппаратов), однако орудия располагались более рационально, а торпеды, впервые в немецкой практике, были заключены в трехтрубные аппараты.
Утвержденная Рейхстагом кораблестроительная программа 1924 года предусматривала постройку "прототипа" типа "23", получившего название "Мёве" (чайка).
[album]1995[/album] - спуск на воду миноносца "Мёве", 24 марта 1926 года.