Норвежская операция
Вторжение в Норвегию (операция "Везерюбунг") стало самой крупной операцией германского флота во Второй мировой войне. В нем приняли активное участие 8 миноносцев типа 23/24.
"Вольф" (брейд-вымпел командира 6-й флотилии корветтен-капитана Маркса) и "Леопард" вошли в состав группы III адмирала Шмундта, включавшей также крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг", учебно-артиллерийский корабль "Бремзе", 5 торпедных катеров с плавбазой, 2 вооруженных траулера. Группа должна была захватить порт Берген. Соединение вышло из Вильгельмсхафена незадолго до полуночи 7 апреля 1940 года. На подходе к конечному пункту "Вольф" (его молодой командир, обер-лейтенант Петерс, не приобрел еще достаточного опыта) столкнулся с торпедным катером S-19. Нападение, назначенное на утро 9 апреля, прошло не совсем гладко. Норвежские береговые батареи оказали упорное сопротивление, сумев нанести тяжелые повреждения "Кенигсбергу". Тем не менее, высаженные миноносцами десантные группы захватили норвежские батареи с суши, после чего путь для основных сил был открыт. Выполнив задачу, флагманский "Кёльн" в охранении миноносцев тем же вечером отправился в обратный путь и благополучно прибыл в Германию. Поврежденный "Кенигсберг" остался в Бергене, где на следующее утро его потопила британская авиация.
Задачей группы IV под командованием капитана-цур-зее Риве (крейсер "Карлсруэ", миноносцы "Грайф", "Зееадлер", "Лухс", 7 торпедных катеров с плавбазой "Карл Петерс") был захват городов Кристиансанн и Арендаль. Корабли приняли на борт войска и рано утром 8 апреля вышли в море. Отличная видимость в первой половине суток держала наблюдателей в постоянном напряжении: имелись сведения о наличии большого числа британских подлодок на подходах к Скагерраку. Зато к вечеру опустился плотный туман, из-за чего "потерялся" миноносец "Грайф", на борту которого находился отряд, предназначенный для захвата Арендаля. Командир 5-й флотилии корветтен-капитан Вольф Хенне, державший на "Грайфе" свой брейд-вымпел, решил отделиться от соединения для выполнения задания, не известив об этом командира группы. Высадка десанта в Арендале прошла без сучка и задоринки, зато в Кристиансанне произошла заминка. Пять раз "Карлсруэ" пытался прорваться в гавань, но каждый раз отходил под огнем береговых батарей. Лишь благодаря вмешательству бомбардировщиков, которые смогли подавить сопротивление норвежских артиллеристов, к полудню десант удалось высадить.
Вечером крейсер в сопровождении всех трех миноносцев вышел из порта. Однако маршрут группы пересекся с позицией британской подводной лодки "Трайэнт" (лейтенант-коммандер Хатчинсон).
Около 20.00 она дала десятиторпедный залп по немецким кораблям, и одна из торпед поразила "Карлсруэ" в середину правого борта. Миноносцы какое-то время преследовали субмарину, но без успеха. Повреждения крейсера оказались фатальными.
В 20.45 "Зееадлер" и "Лухс" начали принимать основную часть экипажа, после чего направились в Киль. Через полчаса на "Грайф" перешли остатки команды, и в 22.50 он выпустил в "Карлсруэ" две торпеды, поставивших последнюю точку в судьбе корабля.
Самым мощным из соединений вторжения была группа VI контр-адмирала Кумметца, предназначенная для захвата Осло. В нее входили тяжелые крейсера "Блюхер", "Лютцов" (бывший "Дойчланд"), легкий крейсер "Эмден", миноносцы "Альбатрос", "Кондор", "Мёве", 8 моторных тральщиков и 2 вооруженных траулера. Из миноносцев этой группы наиболее заметную роль сыграл "Альбатрос", которым командовал капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов.
Вечером 8 апреля, когда соединение двигалось в Каттегате, миноносец сорвал атаку британской подводной лодки "Тритон". Следующая встреча с противником произошла на входе в Осло-фьорд. Небольшой норвежский сторожевик "Пол III" осветил немецкие корабли прожектором и запросил их национальную принадлежность. Адмирал приказал идущему головным "Альбатросу" захватить противника.
Миноносец приблизился к сторожевику и потребовал прекратить работу передатчика. В ответ прозвучал выстрел. Перед форштевнем "Альбатроса" поднялся фонтан разрыва, и он открыл ответный огонь. Конечно, шансов у мобилизованного китобойного судна всего в 214 т водоизмещения, вооруженного единственной 76-мм пушкой, практически не было. Первый же снаряд сбил стеньгу с антенной, второй угодил в мостик, а третий разорвался внутри корпуса, вызвав пожар. У командира норвежского корабля капитан-лейтенанта Велдинг-Ольсена взрывом были оторваны обе ноги, и, чтобы не лишать свой экипаж присутствия духа, он выбросился за борт. Около полуночи "Пол III" скрылся под водой. "Альбатрос" поднял на борт 14 членов его экипажа.
Следующим эпизодом стали захват военно-морской базы Хортен и бой немецких миноносцев с норвежским минным заградителем "Олав Трюггвасон", о котором в литературе встречаются довольно многочисленные, но в большинстве своем неточные описания. Ряд авторов даже приписывает норвежскому кораблю потопление "Альбатроса"! В действительности же события развивались следующим образом.
Для высадки десанта у Хортена предназначались моторные катера-тральщики R-17 и R-21. Из находившихся в базе норвежских кораблей боеспособными являлись лишь "Трюггвасон" и тральщик "Раума", остальные стояли в ремонте. Около 6 часов утра 9 апреля катера с десантом вошли в бухту, где попали под обстрел. Меткие залпы заградителя превратили R-17 в пылающую развалину, но это не смогло предотвратить высадку. Затем в дело включились миноносцы. Головной "Альбатрос" медленно двигался по входному фарватеру, когда на него перенесли огонь артиллеристы "Трюггвасона". Ситуация складывалась явно не в пользу немцев. Заградитель имел превосходство в артиллерийском вооружении (четыре 120-мм орудия), к тому же на миноносце не сразу определили, откуда падают снаряды. Когда же наконец сориентировались, обнаружилось, что стрелять по норвежцу могло только носовое орудие, но и из него успели сделать всего восемь выстрелов. Видя бесперспективность дуэли, командир "Альбатроса" задним ходом вывел корабль из-под обстрела. Идущий за ним "Кондор", описав широкую циркуляцию, скрылся в тумане.
Впрочем, это не уберегло от захвата ни главную базу норвежского военно-морского флота, ни сам "Трюггвасон" — в 7.35 норвежский командующий контр-адмирал Смит-Йоханссен отдал приказ о капитуляции.
- минзаг "Олаф Трюггвасон".
На следующий день "Альбатрос" и "Кондор" получили приказ высадить десант для захвата норвежских береговых батарей, расположенных на островах в южной части Осло-фьорда. Подходя к острову Булерне, в 13.18 "Альбатрос" попал под обстрел, уклоняясь от которого, налетел на подводную скалу. Видя серьезность положения (повреждения, пожар, большая пробоина в носу, правда, жертв не было), капитан-лейтенант Штрелов приказал оставить корабль. 4 мая миноносец сняли с камней, но восстанавливать не стали. Его разобрали на металл в норвежском городке Мосс. Название "Альбатрос" 13 апреля передали захваченному "Олаву Трюггвасону", на который перевели экипаж миноносца в полном составе. Однако уже 1 июня заградитель переименовали в "Бруммер". Капитан-лейтенант Штрелов впоследствии перешел на трофейный миноносец "Лёве" (бывший норвежский "Гюллер"), а в августе 1941 года принял подводную лодку U-435, на которой заслужил Рыцарский крест, и погиб у берегов Португалии 9 июля 1943 года.
- "Альбатрос" на камнях у о.Булерне.
После высадки десанта в Норвегию миноносцы переключились на привычную эскортную службу. Успех сопутствовал им не всегда. Например, 14 апреля эскорт, состоявший из "Ягуара", "Фальке", эскортного корабля F-5 и охотников за подводными лодками Uj-125, Uj-126, Uj-128, не смог предотвратить потопление учебно-артиллерийского корабля "Бруммер" британской субмариной "Стерлет".
В тот же день фактически по той же причине была сорвана минная постановка в северной части Каттегата, которую
должны были осуществить заградители "Ганзештадт Данциг" и "Кайзер" в сопровождении "Грайфа", "Зееадлера" и "Мёве".
В ходе операции немецким сигнальщикам постоянно мерещились перископы, миноносцы систематически сбрасывали глубинные бомбы. Во время одного из противолодочных маневров "Грайф" выскочил на отмель. Командир флотилии перенес брейд-вымпел на "Мёве", а для усиления эскорта в Орхус, где укрылись немецкие корабли, был направлен "Вольф". В итоге, постановку удалось осуществить лишь 18 апреля.
Незадолго до этого выбыл из строя "Лухс", 12 апреля столкнувшийся с охотником Uj-172 при оказании помощи тяжело поврежденному крейсеру "Лютцов", торпедированному британской субмариной "Спирфиш". Впрочем, повреждения миноносца довольно быстро исправили.
24 апреля на очередную постановку в проливы вышли минзаги "Роланд" и "Кобра", которые сопровождали "Мёве", "Леопард", "Вольф" и "Кондор". Затем немцы переключили внимание на линию "Вествалль".
29 апреля 1940 года "Роланд", "Кобра", "Пройссен" и "Кайзер" установили заграждение в районе Большой Рыбачьей банки. Эскорт составили "Леопард" и "Вольф". Операция проходила в условиях густого тумана, что привело к гибели "Леопарда" (капитан-лейтенант Труммер).
Около 23 часов на нем произошла поломка рулевой машины. Лежавший на циркуляции корабль попал прямо под форштевень "Пройссена", был им протаранен и спустя два часа затонул в точке 57°26' с.ш./05°31' в.д. Экипаж спасли почти полностью. По иронии судьбы, единственным погибшим оказался лейтенант Маршалль — сын командующего германским флотом.
Спустя всего неделю надолго выбыл из строя еще один корабль.
8 мая "Мёве" (капитан-лейтенант Нойсс), эскортировавший возвращавшиеся из Норвегии пароходы "Палиме" и "Пеликан", торпедировала британская подводная лодка "Таку" (лейтенант-коммандер ван дер Бил) в 60 милях к западу от датского порта Тюборен. Взрывом оторвало его кормовую оконечность вместе с рулем и винтами. Для охранения неподвижного корабля срочно направили торпедные катера, затем прибыли буксиры, которым с огромным трудом удалось отвести его в Вильгельмсхафен. Ремонтные работы затянулись надолго: лишь весной 1943 года "Мёве" снова принял участие в боевых действиях.
Под занавес боев в Норвегии, 4 июня "Ягуар" и "Фальке" сопровождали эскадру адмирала Маршалля (линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", 4 эсминца), выходившую для проведения операции "Юно". Через два дня они же эскортировали вспомогательный крейсер "Тор", направлявшийся в океанское рейдерство,
10—12 июня охраняли на переходе в Тронхейм крейсер "Нюрнберг", а уже 15 июня выводили в море следующий вспомогательный крейсер — "Пингвин".
Следующая крупная операция была связана в переводом из Тронхейма в Германию поврежденного линкора "Шарнхорст". Миноносцы "Грайф", "Кондор", "Фальке" и "Ягуар" присоединились к эскорту 21 июня в районе Бергена. Отразив атаку торпедоносцев "Суордфиш", соединение благополучно прибыло в Киль 23 июня.
После месячной паузы "Ягуар" и "Фальке" вывели в море вспомогательный крейсер "Тор" (22 июля), затем пятерка миноносцев ("Ильтис", "Ягуар", "Кондор", "Лухс", Т-5) выходила на сопровождение заградителей (24 июля) и сразу после этого отправилась в Норвегию для обеспечения перехода на ремонт поврежденного линкора "Гнейзенау" (25 — 27 июля). Операция стоила немцам миноносца "Лухс" (капитан-лейтенант Кассбаум).
В 15.47 26 июля 1940 года, когда отряд находился в районе Ставангера, в средней части корабля прогремел взрыв, затем еще два — по всей видимости, произошла детонация боезапаса. Миноносец разломился пополам и в считанные минуты затонул. Погибло 89 членов экипажа, 53 удалось спасти. В числе спасенных оказался и командир корабля капитан-лейтенант Кассбаум.
Причины гибели корабля по сей день остаются загадкой. С флагманского линкора вроде бы были замечены следы торпед и перископ, что говорит об атаке подводной лодки. В настоящее время принято считать, что "Лухс" стал жертвой британской субмарины "Темз" (лейтенант-коммандер Данкерли). Однако эта лодка, вышедшая в поход в район Ставангера 22 июля, в назначенный срок 3 августа в базу не вернулась и на связь больше не выходила. Поэтому в литературе нашла распространение другая версия, ныне отвергнутая, согласно которой миноносец потопила другая субмарина — "Суордфиш" (лейтенант-коммандер Колдуэлл). Наконец, нельзя исключить и подрыв на дрейфующей мине — в ходе операции их наблюдали сигнальщики крейсера "Нюрнберг".
Так или иначе, после этой операции миноносцы надолго покинули негостеприимные северные воды, где они понесли ощутимые потери.