Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#16 Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Сообщение Scharnhorst » 25 май 2012, 14:19

Норвежская операция


Вторжение в Норвегию (операция "Везерюбунг") стало самой крупной операцией германского флота во Второй мировой войне. В нем приняли активное участие 8 миноносцев типа 23/24.
"Вольф" (брейд-вымпел командира 6-й флотилии корветтен-капитана Маркса) и "Леопард" вошли в состав группы III адмирала Шмундта, включавшей также крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг", учебно-артиллерийский корабль "Бремзе", 5 торпедных катеров с плавбазой, 2 вооруженных траулера. Группа должна была захватить порт Берген. Соединение вышло из Вильгельмсхафена незадолго до полуночи 7 апреля 1940 года. На подходе к конечному пункту "Вольф" (его молодой командир, обер-лейтенант Петерс, не приобрел еще достаточного опыта) столкнулся с торпедным катером S-19. Нападение, назначенное на утро 9 апреля, прошло не совсем гладко. Норвежские береговые батареи оказали упорное сопротивление, сумев нанести тяжелые повреждения "Кенигсбергу". Тем не менее, высаженные миноносцами десантные группы захватили норвежские батареи с суши, после чего путь для основных сил был открыт. Выполнив задачу, флагманский "Кёльн" в охранении миноносцев тем же вечером отправился в обратный путь и благополучно прибыл в Германию. Поврежденный "Кенигсберг" остался в Бергене, где на следующее утро его потопила британская авиация.
Задачей группы IV под командованием капитана-цур-зее Риве (крейсер "Карлсруэ", миноносцы "Грайф", "Зееадлер", "Лухс", 7 торпедных катеров с плавбазой "Карл Петерс") был захват городов Кристиансанн и Арендаль. Корабли приняли на борт войска и рано утром 8 апреля вышли в море. Отличная видимость в первой половине суток держала наблюдателей в постоянном напряжении: имелись сведения о наличии большого числа британских подлодок на подходах к Скагерраку. Зато к вечеру опустился плотный туман, из-за чего "потерялся" миноносец "Грайф", на борту которого находился отряд, предназначенный для захвата Арендаля. Командир 5-й флотилии корветтен-капитан Вольф Хенне, державший на "Грайфе" свой брейд-вымпел, решил отделиться от соединения для выполнения задания, не известив об этом командира группы. Высадка десанта в Арендале прошла без сучка и задоринки, зато в Кристиансанне произошла заминка. Пять раз "Карлсруэ" пытался прорваться в гавань, но каждый раз отходил под огнем береговых батарей. Лишь благодаря вмешательству бомбардировщиков, которые смогли подавить сопротивление норвежских артиллеристов, к полудню десант удалось высадить.
Вечером крейсер в сопровождении всех трех миноносцев вышел из порта. Однако маршрут группы пересекся с позицией британской подводной лодки "Трайэнт" (лейтенант-коммандер Хатчинсон).
Около 20.00 она дала десятиторпедный залп по немецким кораблям, и одна из торпед поразила "Карлсруэ" в середину правого борта. Миноносцы какое-то время преследовали субмарину, но без успеха. Повреждения крейсера оказались фатальными.
В 20.45 "Зееадлер" и "Лухс" начали принимать основную часть экипажа, после чего направились в Киль. Через полчаса на "Грайф" перешли остатки команды, и в 22.50 он выпустил в "Карлсруэ" две торпеды, поставивших последнюю точку в судьбе корабля.
Самым мощным из соединений вторжения была группа VI контр-адмирала Кумметца, предназначенная для захвата Осло. В нее входили тяжелые крейсера "Блюхер", "Лютцов" (бывший "Дойчланд"), легкий крейсер "Эмден", миноносцы "Альбатрос", "Кондор", "Мёве", 8 моторных тральщиков и 2 вооруженных траулера. Из миноносцев этой группы наиболее заметную роль сыграл "Альбатрос", которым командовал капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов.
Вечером 8 апреля, когда соединение двигалось в Каттегате, миноносец сорвал атаку британской подводной лодки "Тритон". Следующая встреча с противником произошла на входе в Осло-фьорд. Небольшой норвежский сторожевик "Пол III" осветил немецкие корабли прожектором и запросил их национальную принадлежность. Адмирал приказал идущему головным "Альбатросу" захватить противника.
Миноносец приблизился к сторожевику и потребовал прекратить работу передатчика. В ответ прозвучал выстрел. Перед форштевнем "Альбатроса" поднялся фонтан разрыва, и он открыл ответный огонь. Конечно, шансов у мобилизованного китобойного судна всего в 214 т водоизмещения, вооруженного единственной 76-мм пушкой, практически не было. Первый же снаряд сбил стеньгу с антенной, второй угодил в мостик, а третий разорвался внутри корпуса, вызвав пожар. У командира норвежского корабля капитан-лейтенанта Велдинг-Ольсена взрывом были оторваны обе ноги, и, чтобы не лишать свой экипаж присутствия духа, он выбросился за борт. Около полуночи "Пол III" скрылся под водой. "Альбатрос" поднял на борт 14 членов его экипажа.
Следующим эпизодом стали захват военно-морской базы Хортен и бой немецких миноносцев с норвежским минным заградителем "Олав Трюггвасон", о котором в литературе встречаются довольно многочисленные, но в большинстве своем неточные описания. Ряд авторов даже приписывает норвежскому кораблю потопление "Альбатроса"! В действительности же события развивались следующим образом.
Для высадки десанта у Хортена предназначались моторные катера-тральщики R-17 и R-21. Из находившихся в базе норвежских кораблей боеспособными являлись лишь "Трюггвасон" и тральщик "Раума", остальные стояли в ремонте. Около 6 часов утра 9 апреля катера с десантом вошли в бухту, где попали под обстрел. Меткие залпы заградителя превратили R-17 в пылающую развалину, но это не смогло предотвратить высадку. Затем в дело включились миноносцы. Головной "Альбатрос" медленно двигался по входному фарватеру, когда на него перенесли огонь артиллеристы "Трюггвасона". Ситуация складывалась явно не в пользу немцев. Заградитель имел превосходство в артиллерийском вооружении (четыре 120-мм орудия), к тому же на миноносце не сразу определили, откуда падают снаряды. Когда же наконец сориентировались, обнаружилось, что стрелять по норвежцу могло только носовое орудие, но и из него успели сделать всего восемь выстрелов. Видя бесперспективность дуэли, командир "Альбатроса" задним ходом вывел корабль из-под обстрела. Идущий за ним "Кондор", описав широкую циркуляцию, скрылся в тумане.
Впрочем, это не уберегло от захвата ни главную базу норвежского военно-морского флота, ни сам "Трюггвасон" — в 7.35 норвежский командующий контр-адмирал Смит-Йоханссен отдал приказ о капитуляции.
2141 - минзаг "Олаф Трюггвасон".
На следующий день "Альбатрос" и "Кондор" получили приказ высадить десант для захвата норвежских береговых батарей, расположенных на островах в южной части Осло-фьорда. Подходя к острову Булерне, в 13.18 "Альбатрос" попал под обстрел, уклоняясь от которого, налетел на подводную скалу. Видя серьезность положения (повреждения, пожар, большая пробоина в носу, правда, жертв не было), капитан-лейтенант Штрелов приказал оставить корабль. 4 мая миноносец сняли с камней, но восстанавливать не стали. Его разобрали на металл в норвежском городке Мосс. Название "Альбатрос" 13 апреля передали захваченному "Олаву Трюггвасону", на который перевели экипаж миноносца в полном составе. Однако уже 1 июня заградитель переименовали в "Бруммер". Капитан-лейтенант Штрелов впоследствии перешел на трофейный миноносец "Лёве" (бывший норвежский "Гюллер"), а в августе 1941 года принял подводную лодку U-435, на которой заслужил Рыцарский крест, и погиб у берегов Португалии 9 июля 1943 года.
2142 - "Альбатрос" на камнях у о.Булерне.
После высадки десанта в Норвегию миноносцы переключились на привычную эскортную службу. Успех сопутствовал им не всегда. Например, 14 апреля эскорт, состоявший из "Ягуара", "Фальке", эскортного корабля F-5 и охотников за подводными лодками Uj-125, Uj-126, Uj-128, не смог предотвратить потопление учебно-артиллерийского корабля "Бруммер" британской субмариной "Стерлет".
В тот же день фактически по той же причине была сорвана минная постановка в северной части Каттегата, которую
должны были осуществить заградители "Ганзештадт Данциг" и "Кайзер" в сопровождении "Грайфа", "Зееадлера" и "Мёве".
В ходе операции немецким сигнальщикам постоянно мерещились перископы, миноносцы систематически сбрасывали глубинные бомбы. Во время одного из противолодочных маневров "Грайф" выскочил на отмель. Командир флотилии перенес брейд-вымпел на "Мёве", а для усиления эскорта в Орхус, где укрылись немецкие корабли, был направлен "Вольф". В итоге, постановку удалось осуществить лишь 18 апреля.
Незадолго до этого выбыл из строя "Лухс", 12 апреля столкнувшийся с охотником Uj-172 при оказании помощи тяжело поврежденному крейсеру "Лютцов", торпедированному британской субмариной "Спирфиш". Впрочем, повреждения миноносца довольно быстро исправили.
24 апреля на очередную постановку в проливы вышли минзаги "Роланд" и "Кобра", которые сопровождали "Мёве", "Леопард", "Вольф" и "Кондор". Затем немцы переключили внимание на линию "Вествалль".
29 апреля 1940 года "Роланд", "Кобра", "Пройссен" и "Кайзер" установили заграждение в районе Большой Рыбачьей банки. Эскорт составили "Леопард" и "Вольф". Операция проходила в условиях густого тумана, что привело к гибели "Леопарда" (капитан-лейтенант Труммер).
Около 23 часов на нем произошла поломка рулевой машины. Лежавший на циркуляции корабль попал прямо под форштевень "Пройссена", был им протаранен и спустя два часа затонул в точке 57°26' с.ш./05°31' в.д. Экипаж спасли почти полностью. По иронии судьбы, единственным погибшим оказался лейтенант Маршалль — сын командующего германским флотом.
Спустя всего неделю надолго выбыл из строя еще один корабль.
8 мая "Мёве" (капитан-лейтенант Нойсс), эскортировавший возвращавшиеся из Норвегии пароходы "Палиме" и "Пеликан", торпедировала британская подводная лодка "Таку" (лейтенант-коммандер ван дер Бил) в 60 милях к западу от датского порта Тюборен. Взрывом оторвало его кормовую оконечность вместе с рулем и винтами. Для охранения неподвижного корабля срочно направили торпедные катера, затем прибыли буксиры, которым с огромным трудом удалось отвести его в Вильгельмсхафен. Ремонтные работы затянулись надолго: лишь весной 1943 года "Мёве" снова принял участие в боевых действиях.
Под занавес боев в Норвегии, 4 июня "Ягуар" и "Фальке" сопровождали эскадру адмирала Маршалля (линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", 4 эсминца), выходившую для проведения операции "Юно". Через два дня они же эскортировали вспомогательный крейсер "Тор", направлявшийся в океанское рейдерство,
10—12 июня охраняли на переходе в Тронхейм крейсер "Нюрнберг", а уже 15 июня выводили в море следующий вспомогательный крейсер — "Пингвин".
Следующая крупная операция была связана в переводом из Тронхейма в Германию поврежденного линкора "Шарнхорст". Миноносцы "Грайф", "Кондор", "Фальке" и "Ягуар" присоединились к эскорту 21 июня в районе Бергена. Отразив атаку торпедоносцев "Суордфиш", соединение благополучно прибыло в Киль 23 июня.
После месячной паузы "Ягуар" и "Фальке" вывели в море вспомогательный крейсер "Тор" (22 июля), затем пятерка миноносцев ("Ильтис", "Ягуар", "Кондор", "Лухс", Т-5) выходила на сопровождение заградителей (24 июля) и сразу после этого отправилась в Норвегию для обеспечения перехода на ремонт поврежденного линкора "Гнейзенау" (25 — 27 июля). Операция стоила немцам миноносца "Лухс" (капитан-лейтенант Кассбаум).
В 15.47 26 июля 1940 года, когда отряд находился в районе Ставангера, в средней части корабля прогремел взрыв, затем еще два — по всей видимости, произошла детонация боезапаса. Миноносец разломился пополам и в считанные минуты затонул. Погибло 89 членов экипажа, 53 удалось спасти. В числе спасенных оказался и командир корабля капитан-лейтенант Кассбаум.
Причины гибели корабля по сей день остаются загадкой. С флагманского линкора вроде бы были замечены следы торпед и перископ, что говорит об атаке подводной лодки. В настоящее время принято считать, что "Лухс" стал жертвой британской субмарины "Темз" (лейтенант-коммандер Данкерли). Однако эта лодка, вышедшая в поход в район Ставангера 22 июля, в назначенный срок 3 августа в базу не вернулась и на связь больше не выходила. Поэтому в литературе нашла распространение другая версия, ныне отвергнутая, согласно которой миноносец потопила другая субмарина — "Суордфиш" (лейтенант-коммандер Колдуэлл). Наконец, нельзя исключить и подрыв на дрейфующей мине — в ходе операции их наблюдали сигнальщики крейсера "Нюрнберг".
Так или иначе, после этой операции миноносцы надолго покинули негостеприимные северные воды, где они понесли ощутимые потери.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#17 Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Сообщение Scharnhorst » 27 май 2012, 01:49

Действия на Западе в 1940—1941 годы.


Завоевание Франции позволило германскому флоту расширить свой операционный театр далеко на запад, однако после потерь, понесенных в ходе Норвежской кампании, немногочисленные эсминцы и миноносцы оказались единственными крупными надводными кораблями, способными выполнить директиву фюрера об активизации морской войны против Англии.
Первым в плане мероприятий ОКМ , направленных на выполнение этого приказа, стало создание системы минных полей в юго-западной части Северного моря, призванных защитить морские пути из Гельголандской бухты в Ла - Манш.
В первых числах августа 1940 года 2-я и 5-я флотилии миноносцев были сосредоточены в Вильгельмсхафене, получив задачу сопровождать заградители на минные постановки в юго-западной части Северного моря. Миноносцы участвовали в постановке заграждений "SW.I" ( 7 - 8 августа), "SW.2"(14 - 15 августа), "SW.3" (31 августа—2 сентября), "SW.0" (6—7 сентября), причем в ходе последней операции "Грайф", "Фальке", "Ильтис" и "Ягуар" и сами выставили 1000 минных защитников.
Завершив эту миссию, миноносцы, вместе с эсминцами и заградителями, постепенно перебазировались во французские порты. Уже 2 сентября 2-я флотилия прибыла в Шербур, сразу приступив к активным действиям.
В начале сентября ее корабли выставили в Дуврском проливе три минных заграждения — "Вальтер", "Ханнелоре" и "Бернхард". Во время последней операции имела место стычка с британскими торпедными катерами, завершившаяся безрезультатно для обеих сторон.
Осенние ночи, с каждым днем становившиеся все продолжительнее, позволили немецким надводным кораблям перейти к более активным действиям.
Произведенный в ночь на 9 октября шестью миноносцами набег на британские прибрежные коммуникации в Ла-Манше завершился безуспешно. Результативной оказалась вторая операция.
Ночью 11 октября "Грайф" (брейд-вымпел Хенне), "Фальке", "Кондор", "Зееадлер" и "Вольф" вышли из Шербура и 21-узловым ходом двинулись на север. В нескольких милях от маяка Сент-Кэтрин (южная оконечность о. Уайт) ими были обнаружены находящиеся в дозоре английские вооруженные траулеры "Лайстрэк" (в другом написании "Л'Истрак", 778 брт) и "Уорвик Дипинг" (445 брт). Миноносцы увеличили скорость, и в 23.27 с дистанции 20 кбт был дан первый залп. Растерявшийся командир "Лайстрэка" счел, что его обстреливают свои корабли, приказал зажечь огни и дать опознавательные. Это сделало его судно прекрасной мишенью для немецких артиллеристов. Несколько снарядов разорвалось в котельном отделении, и траулер начал медленно погружаться. "Грайф" выпустил торпеду, после взрыва которой "Лайстрэк" быстро скрылся под водой. Уцелевшие члены команды на следующий день были спасены британскими катерами.
Та же участь постигла второе судно. Первый снаряд, разорвавшийся на "Уорвик Дипинг", уничтожил единственную 102-мм пушку, но предназначавшаяся ему торпеда прошла под килем. Траулер зигзагом пытался отойти к берегу, однако снаряды сыпались один за другим. Последовали попадания в рулевую рубку и машинное отделение, после чего команда начала оставлять обреченное судно. В 23.58 "Кондор" прикончил "англичанина" торпедой. Удивительно, что на траулере обошлось без потерь: к утру все 22 члена экипажа добрались до берега на шлюпке.
2152 - вооруженный траулер "Уорвик Диппинг"
Отголоски морского боя подняли тревогу на берегу, и для выяснения обстановки к месту патрулирования траулеров были направлены большие охотники Сп-6 и Ch-7, плававшие под флагом ВМС Свободной Франции. В 0.07 "Грайф" обнаружил противника и быстро расстрелял оба катера артиллерией, после чего поднял из воды 20 французских моряков.
Флотилия продолжила поиск в западном направлении, и в 3.25 наблюдатели "Грайфа" заметили двигавшуюся строем кильватера колонну кораблей. Это были британские эсминцы "Джэкел", "Джупитер", "Кельвин" и "Киплинг" под командованием кэптена Луиса Маунтбэттена. Миноносцы оказались в трудном положении, так как противник обладал заметным превосходством в скорости и огневой мощи. Англичане первыми открыли огонь, немцы отвечали залпами кормовых орудий и стремительно маневрировали под прикрытием дымовой завесы, поставленной "Грайфом", "Зееадлером" и "Кондором". И это помогло - к 4 часам утра британские корабли потеряли контакт и прекратили преследование. Миноносцы благополучно прибыли в Брест.
2153 - эсминец "Джупитер" и правда был одним из опасных противников для миноносцев, так как был вооружен 3 120-мм спаренными артустановками. Это давало даже ему одному огромный перевес в огневой мощи.
Встреча с эсминцами наглядно продемонстрировала, какому риску подвергаются миноносцы, действуя у неприятельского побережья. По всей видимости, именно боязнь потерь стала причиной того, что к операциям против вражеского судоходства они больше не привлекались.
17 — 18 октября флотилия Хенне прикрывала набеговую операцию эсминцев в Бристольском заливе, а затем снова переключилась на минные постановки.
29 октября "Ильтис" и "Ягуар" выставили у Дувра заграждение "Альфред", 2 декабря — заграждение "Оскар", а 3 декабря в постановке заграждения "Марианне" участвовало уже шесть миноносцев.
В середине декабря флотилия, под командованием сменившего Хенне капитан-лейтенанта Нойсса, перебазировалась в Роттердам и поступила в распоряжение Начальника минных заградителей "Вест" (FdMinsch West).
21 — 22 декабря "Грайф", "Зееадлер" и "Фальке" сопровождали заградители "Роланд", "Кобра", "Кайзер" и "Скагеррак" на постановку заграждения SW.a "Вагнер" у бельгийского побережья.
23 — 24 января нового 1941 года та же группа произвела постановку заграждения SW.b "Вагнер" - эскорт составляли эсминец "Рихард Байтцен", миноносцы "Ильтис" и "Зееадлер".
В промежутке между этими операциями — 7 января — "Кондор" и "Вольф" снова выходили в район Дувра для постановки заграждения "Ренате". На обратном пути "Вольф" подорвался на мине, выставленной британскими сторожевыми катерами типа ML, и в 11.50 затонул к северу от Дюнкерка (51°07'с.ш./02°30'в.д.). Погибли 45 человек, в том числе и командир корабля обер-лейтенант Петерс.
Вследствие значительных потерь среди миноносцев типа "Вольф" 16 февраля 6-ю флотилию расформировали, а уцелевшие "Ильтис" (капитан-лейтенант Якобсен) и "Ягуар" (капитан-лейтенант Хартенштейн) были переданы в 5-ю флотилию, которую принял корветтен-капитан Маркс. Именно эти два миноносца произвели последние в 1941 году активные минные постановки, выставив у Истборна заграждения "Аугсбург А" (25 — 26 февраля) и "Аугсбург В" (5 — 6 марта).
Помимо участия в минных постановках, миноносцы привлекались к сопровождению прибрежных конвоев в Ла-Манше и крупных надводных кораблей.
1 февраля 1941 года "Зееадлер" и "Кондор" вместе с эсминцем "Рихард Байтцен" выводили в Атлантику тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", а 13 — 14 февраля обеспечивали его возвращение в Брест. Тем временем "Фальке" был передан в подчинение военно-морской группы "Норд".
Он дважды (26 — 27 февраля и 3 — 4 марта) сопровождал минные заградители на постановки в Северном море и у побережья Норвегии, а до этого (22 — 23 января) эскортировал линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", направлявшиеся в атлантическое рейдерство. 22 марта уже в Бресте их встречали другие корабли флотилии. Сразу после этого "Ягуар" и "Ильтис" были направлены в Норвегию.
В районе Эгерсунна миноносцы попали в жестокий шторм, и "Ягуар" потерял руль. С помощью "Ильтиса" и подоспевшего буксира "Зеефальке" его удалось отбуксировать в Ставангер, откуда после экстренного ремонта он отправился в Германию и далее в Роттердам.
Напряженное боевое использование сказалось на техническом состоянии кораблей.
Весной 1941 года 5-я флотилия (в марте в командование ею вступил корветтен-капитан Мориц Шмидт) в полном составе была выведена в Голландию для ремонта. "Фальке", "Грайф", "Ягуар", "Зееадлер" и "Кондор" проходили его на верфи в Роттердаме, "Ильтис" — в расположенном неподалеку Схидаме. К июню работы закончили, и остаток года корабли провели в относительно спокойных водах Норвегии, Скагеррака и Западной Балтики. Фактически, флотилия не действовала как единое соединение.
"Ягуар" и "Кондор" были приданы Торпедной школе, "Грайф" и "Ильтис" использовались в качестве торпедоловов для обеспечения боевой подготовки 24-й флотилии подводных лодок в Тронхейме.
"Фальке" 16 июня перебазировался в датский порт Фредерикс-Хафен и использовался для сопровождения конвоев в зоне пролива. 7 июля он эскортировал на переходе в Хортен крейсер "Нюрнберг", а затем в обратном направлении крейсера "Лейпциг" и "Эмден".
10 августа "Фальке" и "Ягуар" обеспечивали переход "Нюрнберга" из Хортена в Германию. А вот "Грайф" выбыл из строя надолго. 12 сентября он сел на мель в Тронхеймс-фьорде и получил серьезные повреждения. Его отбуксировали в Свинемюнде, а оттуда — в Кенигсберг на верфь "Шихау" для ремонта, который продолжался до ноября 1942 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Гавриил
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 26 май 2012, 21:59
Репутация: 0
Настоящее имя: Гавриил
Пол:: не указан
Поблагодарили: 2 раза
Пол: Не указан - Не указан

#18 Re: Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Сообщение Гавриил » 28 май 2012, 17:04

Кортик

Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#19 Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Сообщение Scharnhorst » 01 июн 2012, 01:43

1942 год.


Флотилия собралась воедино в начале 1942 года для участия в намечавшемся прорыве линкоров "Шарнхорст", "Гнейзенау" и тяжелого крейсера "Принц Ойген" через Ла-Манш (операция "Церберус"). Выйдя из Дюнкерка, "Зееадлер", "Фальке", "Кондор", "Ильтис" и "Ягуар" присоединились к эскадре около полудня 12 февраля у мыса Гри-Не. Миноносцы заняли места во внешнем периметре ордера охранения линкоров.
Примерно в 14.40 группу миноносцев и торпедных катеров атаковала эскадрилья истребителей-бомбардировщиков "Харрикейн". Одна из бомб разорвалась у борта "Ягуара" (капитан-лейтенант Пауль). Двенадцать человек были ранены, из которых три — тяжело. Ремонт повреждений на верфи в Роттердаме занял всего несколько дней. Одновременно пострадал и Т-13, но англичане заплатили за это гибелью четырех самолетов.
Наступившая затем пауза в деятельности миноносцев продолжалась около месяца. За это время три корабля флотилии успели принять участие в обеспечении перехода в Норвегию тяжелых крейсеров "Адмирал Шеер" и "Принц Ойген", после чего вернулись в воды Ла-Манша. Обстановка здесь претерпела серьезные изменения, причем не в пользу немцев. Как пишет официальный историк С. Роскилл, для британского флота "весна 1942 года знаменовала переход от оборонительных действий... к наступлению на прибрежное судоходство противника". Экипажи миноносцев сразу почувствовали это на собственной шкуре.
Очередная крупная операция была связана с проводкой через пролив вспомогательного крейсера "Мишель" (капитан-цур-зее фон Руктешелль).
13 марта пять боеготовых кораблей 5-й флотилии и девять моторных тральщиков ("раумботов") вышли из Роттердама. Около 04.00 следующих суток в районе Булони германские корабли были атакованы британскими торпедными катерами. Миноносцам удалось отбиться и повредить три катера.
В 06.50, когда отряд проходил близ устья Соммы, катера появились снова и снова были отбиты. Третья атака состоялась уже на рассвете, что позволило включиться в бой немецким береговым батареям, отогнавшим опасных "москитов". К месту столкновения подоспели более крупные корабли англичан, но завязавшаяся перестрелка закончилась в пользу немцев: не понеся потерь со своей стороны, они нанесли повреждения эсминцам "Виндзор" и "Ферни". 14 марта рейдер был в Гавре, 15-го — в Сен-Мало, 17-го — в Ла-Паллисе, откуда 20 марта вышел в Атлантику.
28 марта англичане провели знаменитый рейд на Сен-Назер, ставший громкой пощечиной для самолюбия "хозяев" Европы. Ни корабли, ни береговая артиллерия немцев не смогли помешать противнику выполнить свою задачу. Лишь в ходе преследования отходивших британских сил "Ягуар" обнаружил сторожевой катер ML-306, который после непродолжительного, но ожесточенного боя сдался (впоследствии его включили в состав германского флота под номером RA-9). Не прошло и двух месяцев, как английским катерникам с лихвой удалось взять реванш.
12 мая из Роттердама вышел вспомогательный крейсер "Штир" (фрегаттен-капитан Перлах). Его сопровождал мощный эскорт: миноносцы "Зееадлер", "Кондор", "Фальке", "Ильтис", десять тральщиков 2-й и 8-й флотилий и шестерка "раумботов".
Походный ордер отряда строился в три эшелона. Впереди строем клина шли "раумботы", за ними в таком же порядке — тральщики, замыкал процессию "Штир", взятый в плотную "коробочку" миноносцами. "Зееадлер" двигался впереди вспомогательного крейсера, "Фальке" — у него за кормой, "Кондор" и "Ильтис" находились по левому и правому борту.
Скрыть проход столь многочисленного отряда через узкий пролив Па-де-Кале не представлялось возможным. Сначала немецкие корабли были обстреляны береговыми батареями Дувра, не добившимися попаданий.
В ранние часы 13 мая между мысом Гри-Не и Булонью соединение обнаружил отряд британских торпедных катеров (МТВ-219, МТВ-220 и МТВ-221). Англичане атаковали со стороны берега, используя фактор внезапности. Заслышав гул моторов, со "Штира" выстрелили осветительными снарядами. Первый же залп "Зееадлера" накрыл МТВ-220, который загорелся и позже затонул. В свете пожара наблюдатели "Кондора" заметили торпеду, прошедшую прямо перед носом их корабля и устремившуюся в сторону "Ильтиса". На втором миноносце ее обнаружили слишком поздно, и отданная командиром корабля капитан-лейтенантом Якобсеном команда "Обе машины — полный назад" не помогла предотвратить попадание. В 4.04 чуть позади носовой трубы прогремел взрыв, буквально разорвавший корабль надвое. Носовая часть легла на правый борт и стремительно ушла под воду, кормовая продержалась на поверхности немногим дольше. Англичане записали этот успех на счет МТВ-221. Через пять минут торпеда с МТВ-219 настигла "Зееадлер". Взрыв раздался в средней части корпуса. Командира корабля капитан-лейтенанта Штрекера ударной волной выбросило с мостика за борт и, уже на­ходясь в воде, он наблюдал, как его миноносец разломился и затонул. Это произошло в 9 милях северо-западнее мыса Гри-Не (50°48'с.ш./01°32'в.д.). Через два часа в районе боя появились немецкие "шнелльботы", которые подобрали из воды 33 человека. Потери на обоих кораблях оказались очень тяжелыми: 115 погибших на "Ильтисе" (в том числе Якобсен) и 85 на "Зееадлере". Несмотря на это "Штиру" удалось благополучно форсировать Ла-Манш и 18 мая прибыть в устье Жиронды, откуда на следующий день он вышел в океанское рейдерство.
Светлые летние ночи заставили немцев перейти к организации проводки судов методом "перетекания". Конвои делали короткие броски от порта к порту под прикрытием темноты или тумана и только наиболее важные из них совершали сквозные переходы под очень сильным прикрытием. На роль последнего нередко привлекалась сильно поредевшая флотилия "хищников".
В ночь на 19 июня 1942 года "Кондор" (капитан-лейтенант Хоффман) и "Фальке" (капитан-лейтенант Буркарт) находились в охранении двух судов, следовавших через Ла-Манш. Очередное столкновение произошло на наиболее опасном участке маршрута - в районе Булони. На этот раз противниками немецких моряков оказались британский эскортный миноносец "Олбрайтон" и турбинные канонерские лодки SGB-6, SGB-7, SGB-8 — корабли более крупные и менее быстроходные, чем торпедные катера. В ходе непродол­жительного боя торпеды с SGB-7 пустили на дно бывший бельгийский пароход "Тюркуаз" (278 брт), но и сама канонерка попала под огонь 105-мм орудий немецев и была потоплена.
После этого столкновения "Кондор" и "Фальке" ушли на ремонт в Вильгельмсхафен, где уже находился "Ягуар". Первый этап пребывания флотилии во французских водах завершился.
Ремонт "Кондора" и "Фальке" закончился в августе, но следующие два месяца они занимались боевой подготовкой на Балтике и вернулись во Францию только в конце октября 1942 года. Вместе с новейшими Т-22 и Т-23 (типа "Эльбинг") 29 — 30 ноября миноносцы участвовали в обеспечении выхода из Бордо итальянского блокадопрорывателя "Кортелаццо", направлявшегося на Дальний Восток. В Бискайском заливе эскорт повернул назад, а судно было обнаружено британским "Сандерлендом" и спустя сутки потоплено британскими эсминцами.
2174 - миноносец "Мёве", 1942 год.
21752176 - миноносец "Фальке" (1942-43 год).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#20 Флотские миноносцы типа "1923" и "1924".

Сообщение Scharnhorst » 02 июл 2012, 00:08

Действия миноносцев в 1943-44 годах.


30 марта 1943 года "Кондор" (капитан-лейтенант Петер-Пиркам) встречал итальянский блокадопрорыватель "Пьетро Орсеоло", поврежденный в Бискайском заливе торпедой американской подлодки "Шэд".
9 апреля он вышел в море в составе эскорта другого итальянского судна — "Гималайи". На этот раз обнаружила отряд авиаразведка противника почти сразу, поэтому последовал приказ вернуться. На обратном пути корабли отразили налет бомбардировщиков и торпедоносцев, сбив 5 самолетов. "Гималайи" благополучно добрался до Жиронды, но в дальнейшем о посылке блокадопрорывателей пришлось забыть...
Тем временем "Ягуар" (капитан-лейтенант Штрекер), ремонтные работы на котором завершились также в августе 1942 года, был зачислен в состав отряда кораблей Школы морской артиллерии.
18 ноября 1942 года в районе Киля миноносец столкнулся с рыболовным траулером "Штееген". В результате была разрушена радиорубка, один человек погиб, два получили ранения. Ремонт повреждений закончился 22 февраля 1943 года, после чего "Ягуар" вместе с "Грайфом" и "Мёве" (также недавно вышедшими из длительных ремонтов) поступил в подчинение командования военно-морской группы "Норд".
6 марта 1943 года началась операция "Падерборн". Под этим кодовым названием скрывался переход в Северную Норвегию линейного корабля "Шарнхорст". Миноносцы "Грайф", "Ягуар", Т-16, Т-20 и Т-21 сопровождали линкор от Готенхафена до Тронхейма, откуда он двинулся дальше под эскортом эсминцев. Переход совершался в условиях сильного шторма, почти все корабли получили небольшие повреждения. Тем не менее, уже 11 — 12 марта "Грайф" и "Ягуар" с эсминцами "Пауль Якоби" и "Карл Гальстер" сопровождали линкор "Тирпиц" на переходе из Тронхейма в Нарвик, где затем стояли более месяца. Они покинули воды Северной Норвегии в составе эскорта легкого крейсера "Нюрнберг" (кроме них, в переходе участвовал эсминец "Рихард Байтцен"), направлявшегося на ремонт в Германию. Выйдя из Харстада 27 апреля и задержавшись на сутки в Тронхейме, 4 мая 1943 года отряд достиг Киля.
Едва успев принять топливо, тем же вечером "Грайф" и "Ягуар" вместе с присоединившимся к ним "Мёве" вступили в охранение минзагов "Бруммер" и "Остмарк", выставивших заграждение "Самуэль" на линии "Вествалль". День отдыха — и новый выход на минную постановку (заграждение "Квершпрунг", 6 — 7 мая). Эта операция стала последней, проведенной миноносцами типа 23/24 на данном театре.
12 мая 1943 года "Грайф", "Ягуар" и "Мёве" получили приказ на перебазирование во Францию.
В начале июня 1943 года 5-я флотилия имела полный состав (также ей временно придали Т-22) и нового командира — корветтен-капитана Рудольфа Копенгагена. В этот период она базировалась в зависимости от обстоятельств на Дюнкерк, Гавр, Шербур и Сен-Мало.
В течение трех ночей 4 — 7 июня миноносцы (отсутствовал только "Ягуар", проходивший мелкий ремонт) выставили в Ла-Манше минные заграждения "Айхе", "Бирке" и "Ульме". Спустя несколько дней флотилию перевели в Ла-Паллис для сопровождения подводных лодок в Бискайском заливе. К тому времени действия авиации союзников сделали переход "U-ботов" из баз на французском побережье и обратно крайне непростой задачей, поэтому решено было использовать надводные корабли для обеспечения ПВО подлодок. 5-я флотилия занималась этой работой в течение двух месяцев, причем ни одна из сопровождаемых ими субмарин не была потоплена. Тем не менее, зенитное вооружение довоенных миноносцев оказалось слишком слабым, поэтому в конце августа их вернули в Ла-Манш.
Во время перехода 30 августа невезучий "Ягуар" (капитан-лейтенант Людде-Нойрат) столкнулся с шедшим в составе ордера прорывателем заграждений (Sperrbrecher). Ремонт повреждений в условиях скудных возможностей французских баз затянулся почти на девять месяцев.
На ставшем привычным для себя ТВД миноносцы по-прежнему применялись для охраны судоходства. Этому же служили и проведенные флотилией (совместно с приданными ей миноносцами типа 37/39) минные постановки.
3 — 5 сентября 1943 года "Мёве", "Кондор", Т-19, Т-25 и Т-27 выставили заграждения "Таубе" и "Ребхун", а в ночь на 30 сентября "Грайф", "Кондор", Т-19, Т-26 и Т-27 осуществили постановку заграждения "Тальзоле". В целом обстановка в восточной части Ла-Манша, где действовала 5-я флотилия, была спокойнее, чем в западной, где в конце 1943 года произошло несколько крупных столкновений между немецкими и английскими кораблями. Интенсивность использования миноносцев в этот период нельзя назвать высокой. Тем не менее, практически в каждом выходе им приходилось отражать атаки неприятельских катеров или самолетов. И с этими задачами флотилия справлялась успешно, поскольку эскортируемые ею конвои потерь не несли.
Весной 1944 года боевые действия в зоне Ла-Манша и Бискайского залива разгорелись с новой силой. 19 — 20 марта "Грайф" и "Мёве" в составе разношерстного соединения (эсминцы Z-23, ZH-1, миноносцы Т-27, Т-29) выходили в северную часть Бискайского залива для сопровождения подводных лодок. Сразу после этого четверка миноносцев перешла в Гавр, куда была доставлена большая партия мин. В ожидании вторжения союзников командование военно-морской группы "Вест" решило провести серию минных постановок на подходах к важнейшим портам побережья Северной Франции.
21 — 22 марта 1944 года корабли 4-й (Т-27, Т-29, командир — корветтен-капитан Колауф) и 5-й ("Мёве", "Кондор", "Грайф", "Ягуар", командир - корветтен-капитан Хоффман — занял должность в ноябре 1943-го) флотилий миноносцев выставили два заграждения по 180 мин ЕМС северо-западнее Гавра и севернее Фекана. Эскорт составляли торпедные катера 5-й и 9-й флотилий. Ночами на 25 и 26 марта ими же было выставлено заграждение N.24 (360 мин ЕМС) в районе Барфлёра, причем во время последнего выхода имело место столкновение с британскими торпедными катерами. Наконец, 27 — 28 марта миноносцы установили 360 минных защитников типа RB для защиты ранее выставленных минных полей, после чего ушли в Брест с дневной остановкой в Шербуре. Пробыв там в бездействии три недели, 17 — 19 апреля 5-я флотилия снова перешла в Шербур, осуществляя дальнее прикрытие прибрежного конвоя. О продолжительном отдыхе в этой базе не приходилось и думать. Уже в ночь на 22 апреля "Кондор", "Грайф" и "Мёве" выставили 145 минных защитников у северного побережья полуострова Котантен.
В апреле 1944 года британские торпедные катера активизировали свою деятельность по нарушению прибрежных коммуникаций противника.
В ночь на 24 апреля в район Шербура была направлена 55-я флотилия лейтенант-коммандера Брэдфорда, состоявшая из трех катеров типа "Фермайл-D" (МТВ-617, МТВ-632 и МТВ-671). Подойдя к м. Барфлёр, катера легли в дрейф в ожидании целей. Их обнаружила немецкая береговая радиолокационная станция, и находившиеся в Шербуре миноносцы получили приказ атаковать. Около 1.00 "Кондор", "Грайф" и "Мёве" вышли из порта в сопровождении группы "раумботов". В 3.46 англичане засекли «хищников» радарами и вышли в атаку, выпустив по две торпеды каждый.
Л. Рейнольд следующим образом описывает события той ночи: "Ожидание казалось бесконечным, миноносцы проходили мимо, но как только Брэдфорд подал сигнал "Флаг 4" (Атаковать торпедами), три цели развернулись прямо на "собачек", и в небе разорвался осветительный снаряд, за которым последовал шквал огня из их носовых орудий. Катера пытались как можно быстрее отойти, отчаянно отстреливаясь, ставя дымовую завесу и сбрасывая глубинные бомбы на пути приближавшихся вражеских кораблей. Несомненно, противник получил какие-то повреждения, на одной из целей был замечен пожар, но последний катер в строю — МТВ-671 Ларри Тугуда — получил попадание в штурманскую рубку, а затем крупный снаряд разорвался в моторном отсеке. Брэдфорд услышал взрыв и увидел, что 671-й остановился. Он отчаянно пытался помочь и даже приказал прекратить сбрасывать глубинные бомбы, хотя это делало два оставшихся катера прекрасной мишенью для вражеских снарядов. Однако, когда один из миноносцев оказался между ними и горящим МТВ-671, стало ясно, что оказать помощь нет никаких шансов. Он надеялся лишь, что немцы спасут уцелевших. К удивлению Брэдфорда, глубинные бомбы сделали свое дело — один за другим "мёве" прекратили преследование и направились в сторону Шербура, причем один из них сильно снизил скорость".
Вскоре на МТВ-671 взорвались бензоцистерны — и он затонул. Поврежденные МТВ-617 и МТВ-632 вернулись в Портсмут. К месту боя послали эсминец и фрегат, но им удалось спасти лишь двух членов экипажа погибшего катера. Можно добавить, что, отказавшись от дальнейшего преследования, немцы упустили хороший шанс полностью уничтожить противника, так как "фермайлы" уступали им и по вооружению, и по скорости хода.
В ночь с 26 на 27 апреля флотилия корветтен-капитана Хоффмана произвела очередную минную постановку, выставив у Шербура 108 авиационных (!) мин LMB. Однако мины в проливе ставились не только немцами. В рамках подготовки к операции "Оверлорд" в период с 17 апреля по 5 июня самолеты Королевских ВВС сбросили 4000 донных мин на линиях немецкого прибрежного судоходства, еще 3000 мин добавили заградители "Аполло", «Пловер» и многочисленные катера. Их жертвами стали около 100 кораблей и судов. Не избежали этого и миноносцы. Возвращаясь с упомянутой постановки, на магнитной мине подорвался "Кондор". Взрыв, прогремевший в стороне, не вызвал слишком серьезных повреждений. Пока корабль стоял в ремонте, "Мёве" и "Грайф" осуществили еще три выхода: 30 апреля они выставили заграждения "Блиц 38" и "Блиц 38А", а на следующий день - "Блиц 39", в общей сложности 260 мин LMB.
23 мая 1944 года из Бреста в Шербур прибыл "Ягуар", завершивший ремонт повреждений, полученных в августе прошлого года, а на следующий день флотилия получила приказ о перебазировании в Гавр. Переход обернулся новой потерей.
"Кондор", "Грайф", "Мёве", "Фальке" и "Ягуар" вышли в море в сопровождении кораблей 6-й флотилии тральщиков. В заливе Сены отряд был атакован одиночным "Альбакором" 415-й эскадрильи FAA. Самолет зашел со стороны берега, выбрав в качестве мишени "Грайф". В 2.52 в миноносец попали две 250-фн бомбы, разорвавшиеся в VIII и IX отсеках. Вскоре затопило котельные отделения №2 и №3, появился сильный дифферент на нос. В довершение всего потерявший управление корабль навалился на "Фальке", повредив носовую оконечность. Попытки "Мёве" взять "Грайф" на буксир результата не дали. Положение осложнялось тем, что тральщики оказались втянутыми в бой с британскими торпедными катерами (при этом был потерян М-39, получивший две торпеды с МТВ-354 и МТВ-361). К половине пятого утра на поврежденном эсминце оставался в действии всего один котел, а насосы не справлялись с поступлением воды. В 6.15 командир корабля капитан-лейтенант барон фон Луттиц приказал начать эвакуацию экипажа. Через восемь минут это распоряжение оказалось выполнено, и в 6.32 "Грайф" затонул в точке с координатами 29°21'с.ш./00°19'з.д. Потери составили 2 убитых и 6 раненых.
До Гавра оставалось всего около 20 миль, но уже рассвело, и начались налеты авиации. Спустя всего минуту после гибели "Грайфа" на мине подорвался тральщик М-84. И хотя его отбуксировали в порт, ремонту он не подлежал. Затем настала очередь "Кондора" (обер-лейтенант Рённау)...
В 7.43 в 10 м по правому борту в районе мостика прогремел взрыв донной мины. От сотрясения обе машины вышли из строя. На помощь пришли "Мёве" (капитан-лейтенант Бастиан), взявший корабль на буксир, и прибывшие из Гавра моторные тральщики, обеспечившие проводку за тралами, при этом R-217 также пострадал от взрыва мины. По прибытии в порт выяснилось, что миноносцу требуется серьезный ремонт, но начавшаяся вскоре высадка союзников фактически вынесла ему приговор.
15 июня 1944 года "Кондор" попал под налет "ланкастеров" и получил дополнительные повреждения.
28 июня его исключили из списков флота и начали снимать вооружение и ценное оборудование, а 31 июля стоявший в доке корабль получил еще шесть прямых попаданий тяжелыми бомбами и был полностью разрушен. В 1945 — 1946 годах его разобрали на месте французские рабочие.
22192220 - миноносцы "Грайф", "Кондор" и "Меве" в Ла-Манше, 1943 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкий флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя